КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эрих Фромм 1 страница
А О 46 РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА Эти фигуры заметно отличаются от тех, с кем ребенок взаимодействовал дома. Его обязывают следовать определенным требованиям, выдвигаемым новыми фигурами, от которых ребенок ждет поощрения или наказания в зависимости от послушания, подчинения или неподчинения. В то же время он имеет возможность наблюдать, какие из поведенческих проявлений школьников находят поддержку или осуждение со стороны учителя, директора или другой новой фигуры. Кроме того, ребенку приходится сталкиваться с проявлением хулиганства со стороны сверстников и способность или неспособность противостоять им может оказаться важным навыком, играющим существенную роль в дальнейшей жизни человека. Социальная аккомодация связана с развитием способности улавливать мельчайшие различия в объекте и определять какие из них не меняют свойства объекта, а какие вносят в него соответствующие модификации. Она является важным достижением ювенильной эры и связана с общением с людьми того же возраста, каждый из которых обладает личностными особенностями. В этот период некоторые дети подвергаются крайне жестокому отношению со стороны сверстников. Тем не менее наблюдение за взаимодействием сверстников с авторитетными фигурами и друг с другом играет важную роль в воспитательном процессе. На ювенильной стадии развития происходит дифференциация значимых для ребенка фигур. Он замечает достоинства и недостатки учителей, сравнивает их с родителями, в результате чего последние превращаются в его глазах в обычных людей. Неспособность осознать этот факт может негативным образом сказаться на дальнейшей жизни человека. Если вступающий в предподростковый период ребенок еще не может сравнить своих родителей с учителями и родителями своих сверстников, если его собственные родители все еще остаются божественными созданиями, то это означает, что один из существенных аспектов социализации в ювенильной эре потерпел крушение. Научение в школе основывается на двух элементах — соперничестве и компромиссе. Г. С. Салливан обратил на это внимание и особенно подчеркнул то обстоятельство, что в современной культуре соперничество играет значительную роль. Если К. Хорни подробно обсуждала данный вопрос и соотнесла социокультурную обусловленность соперничества с процессом невротизации человека, то Г. С. Салливан лишь отметил, что как способ обучения соперничество поощряется в большей степени, чем компромисс, и что в условиях современной культуры неспособному вступить в жесткую конкурентную борьбу внушается мысль о его неприспособленности к жизни. Что касается компромисса, то он поощряется школьными авторитетами. Однако при определенных обстоятельствах компромисс, так же как МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Г. С. САЛЛИВАНА и соперничество, может оказаться неадекватной поведенческой стратегией, когда ребенок идет на любые уступки ради обретения спокойствия. Это приводит к тому, что под воздействием соперничества и проявляемой жестокости у ребенка может возникнуть странное представление о себе и сформироваться искаженная персонификация Самости, что чревато отклонением в развитии. Ювенильная стадия развития сопровождается установлением контроля сознания. Здесь же начинает действовать механизм избирательного невнимания, последствия которого могут носить благоприятный и неблагоприятный характер. Достоинство избирательного невнимания состоит в отсутствии у ребенка причин для беспокойства о не имеющих для него значения вещах, которые не требуют его вмешательства. Но избирательное невнимание может оказывать негативное воздействие, когда ребенок игнорирует действительно значимые события и, не имея возможности обеспечить собственную безопасность в сложившихся обстоятельствах, исключает их из сферы сознательного контроля. Вместе с тем, как подчеркивал Г. С. Салливан, начиная с ювенильной эры, система Самости осуществляет контроль за содержанием сознания. На ювенильной стадии развития формируются стереотипы, которые обнаруживаются в жизни практически каждого человека. В некоторых случаях процесс формирования стереотипов заходит слишком далеко, в результате чего он может негативно сказаться на способности устанавливать различия между людьми. Стереотипность мышления может породить серьезные проблемы в дальнейшей жизни, поскольку стереотипы нередко искажают истинное положение вещей. Один из таких стереотипов касается лиц противоположного пола. К моменту вступления в предподростковый период развития ребенок может приобрести схематический образ, который Г. С. Салливан назвал ювенильным стереотипом «мальчиков» и «девочек» и с которым в дальнейшем сообразуется поведение молодого человека. Формирование стереотипов ведет к эволюции системы Самости в плане развития персонификаций Самости и возникновению так называемых контролирующих паттернов. Последние, выступающие в виде слушателя, зрителя или читателя, могут сохраняться в некоторой модификации на протяжении всей жизни человека. Появление в системе Самости таких контролирующих паттернов способствует поддержанию собственного достоинства, самоуважения, уважения к другим и позволяет человеку добиться соответствующего престижа и статуса в обществе. Некоторым родителям свойственны болезненные проявления защитных механизмов, связанные с их пренебрежительным отношением к учителям или сверстникам ребенка. Особенно это имеет место в том случае, 48 РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА когда родителей пугает расширение круга общения ребенка. Демонстрируя свое пренебрежение к учителям, родителям сверстников или сверстникам, родители ребенка подчас не находят ничего лучшего, как продемонстрировать свое превосходство выражением типа «я не такая свинья, как он». Однако, по выражению Г. С. Салливана, когда безопасность достигается таким образом, то тем самым ставится под удар само человеческое начало, отражающее сущность межличностных взаимоотношений. Действуя таким образом, родители создают серьезные помехи, препятствующие формированию у ребенка нормальных представлений о достоинстве человеческой личности. «Быть лучшей из свиней, когда неплохо было бы стать человеком, — не самый подходящий путь для дальнейшего развития чего-либо, кроме разве что защитных механизмов» [16, с. 227]. В конце ювенильной эры у ребенка происходит формирование ориентации в окружающей среде. Эта ориентация соответствует тому, каким образом он усвоил характеризующие межличностные отношения инте-гративные потребности, способствующие их удовлетворению условия и действия, а также более или менее отсроченные цели, для достижения которых он готов отказаться от промежуточных перспектив удовлетворения или повышения собственного статуса. При благоприятном стечении обстоятельств у находящегося на ювенильной стадии развития ребенка формируются определенные ценности, ориентация на которые предотвращает разрушительное влияние тех или иных событий. При неблагоприятном стечении обстоятельств ребенок не использует представленную ему возможность успешной ориентации в окружающей среде, вследствие чего он может стать слишком тревожным и чувствительным к осуждению и легкомысленному отношению других. Предподростковая стадия (от 8, 5 до 13 лет) — период развития, продолжающийся до возникновения зрелой сексуальности и половой зрелости. Эта стадия является сравнительно непродолжительной по времени. Ее завершение символизирует собой перенос активного интереса с представителей своего пола на представителей противоположного пола. Новый интерес характеризуется не использованием языка во взаимодействии с окружающими людьми, как это имеет место в период детства, не развитием потребности в себе подобных товарищах по игре, свойственной ювенильной эре, а зарождением того, что обычно называют любовью. На предподростковой стадии развития у ребенка возникает потребность в межличностной близости. Эта близость включает в себя множество разнообразных аспектов, не имеющих отношения к генитальной деятельности. Она представляет собой единение, взаимное уважение двоих людей к личному достоинству друг друга или, по терминологии Г. С. Салливана, сотрудничество. МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Г. С. САЛЛИВАНА Под сотрудничеством он понимал четко выраженное соответствие поведения подростка проявлениям потребностей другого человека. Речь идет об ориентации подростка на удовлетворение потребностей другого, на поддержание его престижа, статуса и всего того, что обеспечивает отсутствие тревоги или ее снижение. Проявляющееся в предподрост-ковом возрасте сотрудничество оказывается принципиально отличным от навыков соперничества, компромисса и кооперирования, формирование которых происходит на ювенильной стадии развития. Уже обращалось внимание на то, что в понимании Г. С. Салливана система Самости как всеобъемлющая структура переживаний может претерпевать определенные изменения, которые происходят в начале каждого этапа развития ребенка. К этому следует добавить, что именно предпод-ростковый период рассматривался им с точки зрения значительных возможностей осуществления изменений в структуре системы Самости. Коль скоро предподростковый период характеризуется сближением одного человека с другим и овладением способностью видеть себя со стороны, то эта стадия развития личности представлялась ему более благоприятной для коррекции представлений о себе и о других, чем ювенильная эра. Более того, он подчеркивал, что данная стадия развития личности имеет исключительное значение для предотвращения у подростков с различными нарушениями еще более серьезных психических расстройств. С точки зрения Г. С. Салливана, представление о том, что предподростковый возраст характеризуется повальным образованием криминальных, антисоциальных групп, является глубочайшим заблуждением. Он полагал, что при исследовании неблагоприятных районов могут обнаружиться тенденции, не свидетельствующие о стремлении несовершеннолетних детей к криминальному миру. Потребность в близких взаимоотношениях с другим человеком на предподростковой стадии развития столь велика, что дружба завязывается даже между недоброжелательными детьми, в результате чего возможна нейтрализация неблагоприятных изменений. Кроме того, в предподростковый период происходит коррекция одного из самых тяжелых нарушений — стремления унижать других только потому, что общение с ними вызывает дискомфорт. Как полагал Г. С. Салливан, предподростковая социализация не дает никаких гарантий относительно полного избавления от данной тенденции, но она нередко способствует ее снижению. В подростковый период развития особенно сильно переживается одиночество. Как таковое оно не является специфическим для данного периода развития. Согласно Г. С.Салливану, первым из компонентов, впоследствии складывающихся в подлинное переживание одиночества, является потребность в контакте, в более широком плане — потребность в заботе, 5° РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА которая возникает в период младенчества. Эта потребность сохраняется и в детстве, когда проявляется переживание одиночества, связанное с потребностью участия взрослого в действиях ребенка. В ювенильной эре встречаются компоненты одиночества в форме потребности иметь приятелей. Они произрастают на фоне «страха остракизма», т.е. страха, что никто из служащих образцом для подражания не отнесется к ребенку с симпатией, страха быть отвергнутым признаваемой значимой группой. На предподростковой стадии появляется последний компонент переживания одиночества, связанный с потребностью в близких взаимоотношениях с другим человеком (товарищем, другом, любимым). В конечном счете переживание одиночества как феномен возникает только в период предподросткового развития и впоследствии может проявляться на протяжении всей жизни человека. Испытывающий одиночество человек ищет общения, даже если это сопряжено с сильной тревогой. Однако, когда из-за отсутствия общества он интегрирует ситуацию, нередко могут обнаруживаться признаки серьезного нарушения личностной ориентации в окружающей среде. В процессе терапевтической работы нередко приходится сталкиваться с тем, что пациенты не хотят вспоминать свои переживания, которые имелись у них в моменты ужасного одиночества. Тот факт, что одиночество стимулирует интеграцию ситуации межличностного взаимодействия даже в случае сильной тревоги, свидетельствует, по убеждению Г. С. Салливана, о том, что переживание одиночества для человека более мучительно, чем тревога. «Даже несмотря на то, что с самого раннего возраста все мы демонстрируем поразительную способность испытывать страх перед предметами и событиями, таящими в себе опасность для жизни, и, кроме того, уже на самых ранних стадиях проявляем поразительную чувствительность к значимым для нас людям, только по достижении предподростковой эры развития личности наша величайшая потребность во взаимодействии с другими достигает такого масштаба, что страх и тревога не в силах перебороть нетерпение в ситуациях, хотя бы отчасти способствующих избавлению от одиночества» [17, с. 243]. Подростковая стадия (от 13 до 15 лет) - период развития, продолжающийся с момента возникновения в половых органах специфического напряжения до тех пор, пока не формируется определенный тип поведения, направленного на удовлетворение сексуальных влечений. Начало этой стадии знаменуется пубертатным созреванием, т. е. явным проявлением динамизма желания, признаками которого служит присутствие в фантазиях и снах переживаний, сопровождающихся элементами сексуального оргазма. Желание рассматривается в качестве важнейшей инте- 51 МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Г. С. САЛЛИВАНА гративной тенденции, символизирующей превращение «звероподобного существа» в человека. Г. С. Салливан выделял три переплетающиеся между собой потребности, к которым относил: • потребность в личной безопасности, т. е. в свободе от тревоги; • потребность в близости — в сотрудничестве, по крайней мере, с одним • потребность в сексуальном удовлетворении, связанную с генитальной Со вступлением в подростковый период происходит смена объекта потребности в близости, перенос активности с поиска себе подобного лица на поиск человека, по своей природе непохожего на подростка. Подобная смена обусловлена влиянием генитальных импульсов. Словом, переход от предподростковой к подростковой стадии развития личности характеризуется пробуждением и нарастанием интереса к некоторой близости с представителем противоположного пола. Желание как чувственный компонент интегративных тенденций, присущих генитальной зоне взаимодействия, вступает в противоречие с рядом динамизмов, сформированных в структуре личности. Наиболее распространенным конфликтом становится противоречие между желанием и безопасностью, под которой Г. С. Салливан понимал чувство самоуважения и достоинство личности. В результате этого противоречия многие подростки испытывают тревогу в связи с вновь приобретенной мотивацией к сексуальной активности. Дело в том, что к моменту окончания предподросткового периода развития значительное число подростков имеют серьезные отклонения генитального характера. Речь идет о том, что Г. С. Салливан назвал первичной генитальной фобией, представляющей собой глубокое личностное нарушение, нередко возникающее на поздних фазах младенчества и в раннем детстве и связанное с тем, что генитальная область человеческого тела воспринимается в качестве чего-то, телу не принадлежащего. Некоторые родители всячески пытаются удержать своего ребенка от манипулирования гениталиями. Запреты и наказания порождают у ребенка страх. Область половых органов становится своего рода не-Я. Для подростков, страдающих подобным отклонением, становится затруднительным простое научение, благодаря которому он мог бы проявлять активность, соответствующую возникшему желанию. Из-за исключительной силы динамизма желания и сравнительной безрезультатности научения может развиваться серьезное личностное расстройство. Наряду с противоречием между желанием и безопасностью, возможен также конфликт между изменением потребности в близости и потребностью РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА в безопасности. Этот конфликт обусловлен целым рядом факторов, среди которых существенную роль играет то обстоятельство, что вступление личности в подростковый возраст вызывает у многих родителей беспокойство и неудовольствие. Проявление интереса подростка к противоположному полу нередко оказывается под жестким прессингом членов семьи, будь то насмешки, возражения, критика поступков, ревность. Наконец, может иметь место противоречие между близостью и желанием. Наиболее распространенным признаком этого противоречия является тенденция разделения людей, рассматривающихся в качестве объектов. Подросток проводит границу между теми, на кого направлены его сексуальные побуждения, и теми, кто, на его взгляд, пригоден для сотрудничества, дружбы. Классическим примером может служить проводимое различие между проституткой и порядочной девушкой, когда в проститутке видят только партнершу для сексуального контакта, а в порядочной девушке — возможность установления дружбы с перспективой перехода в брак. В такой ситуации удовлетворение сексуального желания наносит ущерб самоуважению человека, а деление другого пола на потенциальных сексуальных партнеров и друзей лишает подростка возможности естественным образом и с чувством собственного достоинства интегрировать соответствующее поведение в собственную жизнь. «Не важно, как случилось, что все представители противоположного пола разделились на две группы — одни спасают человека от одиночества и делят с ним его тревоги, а другие удовлетворяют его желание, проблема в том, что желание — это часть личности, и, находясь во власти подобного заблуждения, человек не сможет значительно продвинуться по пути личностного развития» [18, с. 249]. Противоречия подросткового возраста могут вести к такому поведению, которое выливается в аутосексуальное удовлетворение (мастурбация), гиперактивность, преждевременный оргазм, неумеренное употребление алкоголя, установление псевдоотношений по типу «брат-сестра», затворнический образ жизни, временные или постоянные гомосексуальные межличностные отношения. Все это может сопровождаться как личностными нарушениями, сопровождающимися тяжелыми болезненными состояниями, так и трансформацией желания в такое русло, которое предопределяет последующее сексуальное поведение. Женоненавистничество, женщина-соблазнительница, мужчина-«охотник за девственницами», донжуанство — типичные проявления трансформации желания, свидетельствующие о неразрешенных проблемах на стадии подросткового развития и тех задержках, которые могли иметь место на предшествующих стадиях развития личности. В частности, склонность к донжуанству рассматривалась Г. С. Салливаном с точки зрения формирования дина- МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Г. С. САЛЛИВАНА мизма желания у человека, еще не достигшего предподростковой стадии. Донжуаны относились им к категории людей, задержавшихся на ювениль-ной стадии, но при этом испытывающие сексуальные желания. По мнению Г. С. Салливана, на подростковой стадии развития может происходить обострение тех проблем, возникновение которых обязано предшествующим фазам развития личности. Так, если к моменту вступления в подростковый период ребенку не удалось справиться с возникающими на его пути затруднениями, влекущими за собой личностные деформации, то на подростковой и юношеской стадиях в его развитии произойдут серьезные отклонения. Юношество (с 15 лет) — стадия развития, длящаяся до того времени, когда частично сформировавшиеся грани личности становятся стимулом к завязыванию взаимоотношений с другими людьми. Вехой, отделяющей подростковый период от юношеской стадии, является не биологическое созревание человека, а достижение определенного этапа личностной зрелости. Юношеская стадия продолжается с начала процесса формирования предпочтений генитальной активности, направленной на самосовершенствование в данной сфере деятельности, до установления зрелого репертуара межличностных отношений, основанных на использовании индивидуально-личностных и культурных возможностей. О вступлении человека в юношеский период свидетельствует осознание им предпочитаемых типов генитального поведения и способов их дальнейшей реализации в жизни. Результат прохождения данной стадии развития чаще всего отражается на социально-экономическом статусе человека. По убеждению Г. С. Салливана, при благоприятном протекании периода юношества наблюдается значительный прогресс переживаний синтаксического вида, а также расширение диапазона знаний о других людях и самом себе, степени взаимозависимости друг от друга, способности к предвосхищению, способах преодоления различных жизненных проблем. На этой стадии развития особо интенсивное функционирование получает система Самости. Однако при неблагоприятных условиях система Самости блокирует позитивные изменения, следствием чего может стать ограничение контактов с окружающей средой, следование предрассудкам, искажающим восприятие других людей, а также сужение сферы интересов при интенсивном использовании псевдосоциальных ритуалов. Последние, т.е. псевдосоциальные ритуалы, характеризуются тем, что человек полностью поглощен общением с другими людьми, хотя само это общение не имеет подлинного человеческого контакта. Словом, при блокировании позитивных изменений может иметь место ограничение свободы существования, приводящее к ритуализированному избежанию или проявлению гиперактивности, которые создают у чело- РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ И ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА века ощущение некоторой причастности к той или иной важной сфере жизни, но в действительности не имеют к ней никакого отношения. Взрослость - стадия развития, характеризующаяся установлением взаимоотношений, основанных на любви к другому человеку, становящемуся значимой фигурой для личности. На этой стадии развития происходит углубление и расширение жизненных интересов. Она продолжается до возникновения в организме регрессивных изменений, свидетельствующих о приближении старости. Проблема взрослости не обсуждалась Г. С.Салливаном, поскольку в центре внимания его исследовательской и терапевтической деятельности находились те стадии развития человека, в рамках которых наличествовали предпосылки возникновения психических расстройств. Единственное на что он обратил внимание, так это на личностную зрелость, в структуре которой воплощены все важнейшие приобретения, характерные для предшествующих фаз развития человека. В состоянии зрелости последнее из величайших приобретений, связанное с потребностью в сотрудничестве с другими людьми, не только приобретает особую значимость, но и реализуется в полном объеме. Важнейшей особенностью такого сотрудничества является, по выражению Г. С. Салливана, обостренная чувствительность к нуждам другого, к его межличностной безопасности и отсутствию у него переживания тревоги. В отличие от подробного рассмотрения предшествующих стадий развития человека, особенно младенчества, зрелость как таковая не получила у Г. С. Салливана сколько-нибудь глубокого осмысления. Это было связано прежде всего с тем, что при исследовании межличностного взаимодействия проблематика зрелости в меньшей степени попадает в поле зрения психотерапевтов, поскольку они имеют дело с пациентами, в силу своих психических расстройств не являющимися зрелыми личностями. Одна из целей психотерапии состоит в том, чтобы в процессе анализа добиться таких прогрессивных изменений у пациента, благодаря которым он мог бы приблизиться к личностной зрелости. Наблюдение за пациентом прекращается до того, как он сможет достичь конечного результата, связанного с процессом становления зрелой личности, конструктивно сотрудничающей с другими людьми. И тем не менее Г. С. Салливан высказал несколько соображений, нашедших отражение в виде сделанных им двух выводов. Во-первых, зрелость свидетельствует о сочувствующем понимании ограничений, интересов, возможностей и тревог людей, с которыми человек сосуществует и взаимодействует. Во-вторых, жизнь зрелой личности, в которой нет места монотонности и скуке, приобретает все большее значение в результате расширения МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Г. С. САЛЛИВАНА сферы интересов, их углубления или обоих параллельно протекающих процессов. Стало быть, «чем выше уровень зрелости человека, тем меньше в его жизнь будет вмешиваться тревога и тем меньше неудобств он будет создавать себе и другим», и, наконец, «когда человек достигает личной зрелости, даже вещи почти столь же бесконечно сложные, как жизнь в нашем мире, не кажутся ему скучными» [19, с. 284]. Классический и межличностный психоанализ Как можно было видеть из предшествующего рассмотрения межличностного подхода Г. С. Салливана к изучению человека и его психических расстройств, идеи классического психоанализа составляли только часть тех междисциплинарных знаний, которые использовались им в его исследовательской и терапевтической деятельности. Не случайно даже в терминологическом отношении межличностный психоанализ заметно отличался от классического психоанализа. Правда, нельзя сказать, что психоаналитические термины не входили в понятийный контекст выдвинутых Г. С. Салливаном идей и концепций. Им использовались такие психоаналитические понятия, как «сублимация», «проекция», «диссоциация» и др. Тем не менее в целом ряде случав он придавал им иное толкование, чем это имело место у 3. Фрейда. Так, Г. С. Салливан использовал, по его собственному выражению, старый добрый термин классического психоанализа «сублимация», под которым понимается обходной путь разрешения ситуаций, преимущественно связанных с зональными потребностями, обходной путь, обеспечивающий социальную приемлемость данного поведения. Он считал, что уже в первые месяцы младенчества ребенок обладает сформированной способностью к сублимации, что выражается в бессознательном принятии образца активности, обеспечивающей частичное удовлетворение потребности. Однако, говоря о сублимации, Г. С. Салливан не имел в виду в точности то же самое, что понималось под сублимацией 3. Фрейдом. В его представлении «сублимация — это гораздо более специфический процесс, нежели предполагается в исследованиях классического психоанализа» [20, с. 187]. Сублимация рассматривалась им в качестве паратаксического проявления жизненных процессов, смысл которого сводится к избежанию или минимизации тревоги. Эти проявления возникают в период позднего младенчества, становятся заметными в детстве и приобретают более яркий характер в последующие периоды развития личности. По выражению Г. С. Салливана, сублимация представляет собой бессознательное замещение поведенческих проявлений, вызывающих переживание трево- КЛАССИЧЕСКИЙ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ ги или вступающих в противоречие с системой Самости. В качестве замещения выступает более приемлемая в социальном отношении активность, заступающая на место первоначального способа поведения, из-за которого возникли те или иные проблемы. Процесс сублимации протекает тогда, когда какая-то потребность ребенка вступает в противоречие с тревогой, возникающей в связи с приказанием социального цензора или лица, осуществляющего воспитательные функции. Для более наглядной иллюстрации специфики собственной трактовки сублимации Г. С. Салливан привел следующий пример. Маленький ребенок хочет засунуть в рот большой палец, который оказался испачканным, скажем, испражнениями. Если, обнаружив испачканный палец, маленький ребенок во всех или многих случаях выбирает какую-нибудь игрушку и начинает ее сосать, то можно говорить о том, что имела место сублимация посредством сосания игрушки вместо засовывания в рот испачканного пальца. Ребенок не отдавал себе в этом отчета, процесс замещения испачканного пальца игрушкой был неосознанным. Суть заключается в том, что игрушка как таковая не может полностью удовлетворить существующую потребность, поскольку сама потребность включает в себя совокупность процесса сосания и ощущения сосательных движений, в связи с чем использование игрушки теряет смысл. При помощи такого обходного, но зато социально приемлемого маневра произошло лишь частичное удовлетворение потребности. Происходящее обеспечило частичное удовлетворение потребности, благодаря чему произошло замещение удовлетворения той потребности, которая вызвала тревогу и ограничилась запрещающими жестами людей, составляющих значимое окружение. Если в классическом психоанализе под сублимацией понималось переключение сексуальной энергии с социально и культурно неприемлемых целей на социально и культурно приемлемые, то Г. С. Салливан не соотносил процессы сублимации исключительно с сексуальными влечениями человека. Он исходил из того, что можно сублимировать определенные зональные потребности, формирующие структуру желания, но далеко не все зависит от этих процессов. Кроме того, сублимация рассматривалась им в качестве специфического механизма вытеснения, в то время как для 3. Фрейда сублимация была своеобразным переходом от низшего к высшему, а вытеснение — скорее обратным процессом, свидетельствующим о возвращении на более раннюю ступень развития психического акта.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 495; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |