КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Индивидуальный и социальный характер
Для Э. Фромма динамическая концепция характера являлась одним из величайших достижений 3. Фрейда. До основателя психоанализа черты характера отождествлялись, как правило, с особенностями поведения 4 ~ 3550 97 ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Э. ФРОММА человека. Если одни авторы под характером понимали свойственный данному индивиду образец поведения, то другие авторы подчеркивали волевой элемент черт характера. 3. Фрейд выдвинул теорию характера как системы стремлений, лежащих в основе поведения человека, но не идентичных ему. В соответствии с этой теорией, способ, каким человек чувствует, думает и действует, не является результатом рационально взвешенной реакции на реальную ситуацию, а в значительной мере определяется особенностями его характера. Пытаясь объяснить динамическую природу черт характера, 3. Фрейд выводил теорию характера из учения о сексуальной энергии либидо. Его объяснения различий в чертах характера сводились к рассмотрению сублимации разных форм сексуальных влечений или реактивных образований на них. Динамическая природа черт характера рассматривалась им в качестве проявления их либидозного источника. Так, в статье «Характер и анальная эротика» (1908) 3. Фрейд пришел к заключению, что такие черты характера, как аккуратность, бережливость и упрямство, часто наблюдающиеся у лиц с анальной эротикой, в детстве представляют собой «непосредственные и самые постоянные продукты сублимирования анальной эротики», в то время как чистоплотность, любовь к порядку и добросовестность — «суть реактивные образования» [13, с. 198]. На начальном этапе своей терапевтической деятельности З.Фрейд не уделял особого внимания характеру пациентов, поскольку основная задача аналитика состояла в том, чтобы узнать какое значение имеют симптомы пациента, что за влечения прячутся за ними и каковы пути от инстинктивных желаний и влечений к симптомам. Однако столкнувшись с сопротивлениями пациентов, оказываемых ими в процессе психоаналитической терапии, ему стало очевидно, что аналитику приходится иметь дело с характером больных. Не случайно в работе «Некоторые типы из психоаналитической практики» (1916) он недвусмысленно подчеркнул, что характер приобретает особые права на интерес со стороны аналитика. При изучении характера человека Э. Фромм отталкивался от фрейдовской характерологии. В частности, ему импонировали такие выдвинутые 3. Фрейдом положения, в соответствии с которыми черты характера обусловливают поведение человека и конституируют неосознаваемые им силы, фундаментальная сущность характера строится не на единичном его свойстве, а является целостной структурой, из которой вытекает множество единичных свойств. Вместе с тем он исходил из того, что прогресс психоаналитической теории приводит к новой концепции, основанной не на представлении об изначально обособленном индивиде, а на идее взаимоотношений человека с другими людьми, природой и самим собой. В этом отношении ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР Э. Фромм разделял позицию Г. С. Салливана, одним из первых определившего психоанализ как изучение межличностных отношений. Э. Фромм исходил из того, что черты характера следует понимать как синдром, являющийся следствием особой структуры, которую он назвал ориентацией характера. Приняв ориентацию характера в качестве исходного пункта исследования, он выдвинул такую теорию, которая отличалась от концепции 3. Фрейда в том, что фундаментальная основа характера рассматривалась им не с точки зрения различного типа либидозной организации, а в плане учета специфического вида отношений человека с миром. В работе «Человек для себя» (1947) Э.Фромм выдвинул положение, в соответствии с которым в процессе жизни человек вступает в отношения с миром двояким образом: во-первых, посредством овладения вещами и их ассимиляции; во-вторых, посредством отношений с людьми и с самим собой. Первое он назвал процессом ассимиляции, второе — процессом социализации. Обе формы отношений не являются инстинктивно заданными, как у животных. Человек должен не только овладевать вещами и ассимилировать их, чтобы удовлетворить свои потребности, но и объединяться с другими людьми для защиты, сексуального удовлетворения, воспитания потомства, передачи знаний, труда. Обособленность человека непереносима и несовместима с его нормальным психическим состоянием. Он вынужден вступать в отношения с другими людьми. Другое дело, что отношения с ними складываются по-разному, поскольку человек может любить или ненавидеть, сотрудничать или соперничать, создавать систему взаимодействия, основанную на равенстве или авторитете, свободе или насилии. В любом случае форма отношений человека с другими людьми зависит от его характера, который определяется ориентациями, посредством которых индивид вступает в отношения с миром. Э. Фромм определял характер как относительно перманентную форму, служащую проводником человеческой энергии в процессе ассимиляции и социализации. Систему характера у человека можно рассматривать в качестве заместителя системы инстинктов у животного. Человек устраивает свою жизнь сообразно своему характеру и таким образом достигает определенного уровня соответствия между внутренней и внешней ситуациями. Характер определяет мысли, чувства и действия индивида. Кроме того, характер выполняет функцию отбора идей и ценностей, а также дает основу для приспособления индивида к обществу. Как отмечалось в работе «Бегство от свободы» (1941), в которой, наряду с осмыслением двойственности свободы и механизмов бегства от нее, рассматривался вопрос о человеческом характере, в динамическом смысле аналитической психологии характер — это «специфическая форма 4* 99 ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Э. ФРОММА человеческой энергии, возникающая в процессе динамической адаптации человеческих потребностей к определенному образу жизни в определенном обществе» [14, с. 231]. В последующих работах Э.Фромм неоднократно касался проблемы характера, понимая под ним относительно постоянную систему всех неинстинктивных влечений, стремлений и интересов, которые связывают человека с природным и социальным миром. Характер рассматривался им как человеческий эквивалент животному инстинкту, как вторая натура человека. Инстинкты, биологические влечения и экзистенциальные потребности — это то общее, что есть у всех людей. Укоренившиеся в характере страсти — это то, что отличает людей друг от друга. Различия характеров в значительной мере обусловлены различными общественными условиями. Поэтому укорененные в характере страсти зачислялись Э. Фроммом в разряд исторической категории, в то время как инстинкты относились к естественной категории. Если 3. Фрейд уделил внимание рассмотрению анального характера, а другие психоаналитики исследовали специфику орального, фаллического и генитального характеров, то Э.Фромм сосредоточился на изучении того, что он назвал индивидуальным и социальным характером. Индивидуальный характер — это тот, благодаря которому внутри одной и той же культуры одна личность отличается от другой. Эти отличия обусловлены как особенностями личностей родителей, своим воспитанием задающих определенные черты характера, так и психическими и материальными особенностями, свойственными социальной среде, в которой растет ребенок. Они также обусловлены особенностями конституции каждого индивида, в частности, особенностями его темперамента. Формирование индивидуального характера обусловлено столкновением экзистенциальных, индивидуальных и иных переживаний, связанных с культурой, темпераментом и физической конституцией индивида. Особенности конституции заставляют людей по-разному воспринимать одну и ту же среду, в результате чего данная среда никогда не бывает одинаковой для различных людей. В любом обществе индивидуальные характеры людей отличаются друг от друга. Если учитывать мельчайшие различия, то можно сказать, что нет двух людей с идентичной структурой характера. Но если пренебречь незначительными расхождениями, то можно выделить некоторые типы характеров, схожие для различных групп людей. Хотя индивиды различаются по многим показателям, тем не менее классы, социальные общности и нации обладают специфической структурой характера. Этот типичный для общества характер Э. Фромм назвал социальным. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР Социальный характер - это специфический способ, с помощью которого энергия направляется в определенное русло, ядро структуры характера, свойственное большинству представителей данной культуры. Понятие социального характера не является статическим, т.е. не представляет собой простую сумму черт характера. Социальный характер — это результат динамической адаптации человеческой природы к общественному строю. В действительности социальный характер определяется его функцией, состоящей в оформлении энергии членов общества соответствующим образом, чтобы при выборе способа поведения им не приходилось осознанно принимать решение относительно того, стоит ли следовать социальному образцу или нет. Его функция заключается в том, чтобы людям хотелось действовать так, как они должны действовать, и в то же время чтобы, действуя в соответствии с требованиями данной культуры, они получали удовлетворение. Словом, функция социального характера состоит в том, чтобы «формировать и направлять человеческую энергию внутри данного общества во имя продолжения функционирования этого общества» [15, с. 331]. Социальный характер менее специфичен по сравнению с индивидуальным характером. Описание последнего связано с совокупностью черт, в своем сочетании формирующих структуру личности. В социальный же характер входит лишь та совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и которая возникла в результате как общих для них переживаний, так и общего образа жизни. Если характер индивида более или менее совпадает с социальным характером, то основные стремления индивида побуждают его делать то, что необходимо и желательно в социальных условиях его культуры. Для нормального человека субъективная функция его социального характера состоит в направлении его действий в соответствии с его практическими нуждами и обеспечении ему психологического удовлетворения от соответствующей деятельности. Если социальный характер приспособлен к объективным задачам, которые индивид должен выполнять в данном обществе, то психологическая энергия людей превращается в необходимую для функционирования общества производительную силу. В целом социальный характер интериоризирует внешнюю необходимость и фактически мобилизует человеческую энергию на выполнение задач данной социально-экономической системы. Социальный характер выполняет по преимуществу стабилизирующую функцию. Это происходит до тех пор, пока объективные условия в обществе и культуре остаются неизменными. Однако если внешние условия изменяются и перестают соответствовать традиционному социальному характеру, то возникает разрыв, благодаря которому характер оказывается своего рода динамитом, взрывоопасным для общества. Из элемента стабилизации социальный характер превращается в элемент дезинтеграции.
юо
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 6015; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |