КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Агрессия и деструктивность 3 страница
Авторитарная и гуманистическая этика Ценностные суждения и нравственные ориентации определяют мышление и поведение человека. На их правильности покоится его психическое состояние и духовное здоровье. Поэтому нет ничего удивительного ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Э.ФРОММА в том, что проблемы этики оказываются весьма существенными с точки зрения изучения человека как в теоретическом, так и терапевтическом ракурсе. Не случайно Э. Фромм полагал, что неврозы являются симптомами морального поражения человека, невротический симптом - конкретным выражением морального конфликта, а успешность терапевтической деятельности зависит от понимания и решения моральной проблемы человека. С точки зрения Э. Фромма, психоанализ должен был послужить одним из мощных стимулов к развитию гуманистической этики. Ведь его основной функцией было разоблачение иллюзий и различного рода рационализации, за которыми скрываются бессознательные страхи, влечения и желания человека. Тем не менее, «хотя психоанализ в огромной степени умножил наше знание о человеке, он не увеличил наше знание о том, как человеку надлежит жить и что ему надлежит делать» [28, с. 14]. Пытаясь утвердить психологию в качестве естественно-научного знания, классический психоанализ совершил, по мнению Э. Фромма, ошибку, поскольку психология оказалась отделенной от философии и этики. Человека невозможно понять, если не рассматривать его во всей целостности, включая потребность найти ответ на вопрос о смысле его существования и отыскать нормы, в согласии с которыми ему надлежит жить. Поэтому, если психоанализ действительно стремится к глубинному познанию человека, то в своей исследовательской и терапевтической деятельности он должен ориентироваться прежде всего на этику, но не на авторитарную этику, ценности которой навязываются индивиду извне, а на гуманистическую этику, ценности и нормы которой создаются самим индивидом, проистекают изнутри его души. В работе «Человек для себя» (1947) Э.Фромм провел различие между авторитарной и гуманистической этикой. Речь шла не о наличии или отсутствии в этике авторитета как такового, а о том, какой вид авторитета следует признать в плане возможности человека быть самим собой. С этой целью Э. Фроммом рассматривались два вида авторитета: иррациональный и рациональный. Источником первого служит власть над другими людьми, а его оплотом — страх. Источником второго — компетентность и равенство между авторитетом и субъектом, различающихся между собой только уровнем знания и умения. Авторитарная этика покоится на авторитарном авторитете, ассоциируемым с тоталитаризмом и антидемократизмом. В этой этике авторитет определяет, в чем благо человека, и он же устанавливает законы и нормы поведения. Ей свойственны два критерия: формальный и материальный. С точки зрения формального критерия, авторитарная этика отрицает у человека способность знать, что хорошо, а что плохо. Ставка делается не на разум и знание, а на страх перед авторитетом и субъективное чув- АВТОРИТАРНАЯ И ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЭТИКА о слабости и зависимости. С точки зрения материального критерия, торитарная этика отвечает на вопрос, что хорошо и что плохо, исходя из интереса авторитета, а не субъекта. формальные и материальные аспекты авторитарной этики проявляются в развитии оценки у ребенка и нерефлективного ценностного суждения у взрослого. Эти два аспекта авторитарной этики неразделимы между собой, причем авторитет отводит послушанию роль главной добродетели, в то время как непослушанию — роль главного греха. Гуманистическая этика покоится на рациональном авторитете, не только допускающем, но и требующем внимательного разбора и критики со стороны тех, кто его признает. Она основывается на предпосылке, в соответствии с которой сам человек является творцом норм и их исполнителем, т. е. он создает нормы, занимается их регулированием и соблюдает их. Ее также можно характеризовать двумя критериями — формальным и материальным. Формально гуманистическая этика включает в себя принцип, что никакой внешний авторитет не задает ценности и только сам человек может определить критерий добродетели и греха. Материально она ориентирована на признание принципа: то, что хорошо для человека, является благом, а то, что вредит ему, представляется злом. Стало быть, для гуманистической этики единственный критерий этической оценки — благополучие человека. Для гуманистической этики человек — это действительно «мера всех вещей». Для нее нет ничего выше и достойнее, чем человеческое существование. Фактически, с точки зрения гуманистической этики, ценностные суждения человека, подобно другим суждениям и ощущениям, коренятся в особенностях его существования. Это вовсе не означает, что выведение ценностей из природы человеческого существования ведет к признанию такого блага, которое характерно для человека как эгоистичного и обособленного индивида. Напротив, гуманистическая этика признает, что характерной особенностью человеческой природы является обретение человеком себя только в родстве и солидарности с другими людьми, когда любовь выступает в качестве его собственной силы, роднящей его с миром и делающей мир действительно человеческим. Для Э.Фромма гуманистическая этика - это прикладная наука «искусства жить». Он считал, что желание жить является врожденным для каждого человеческого существа. Человек не может не хотеть жить. Даже самоубийство как патологический феномен не противоречит данному общему принципу. Хотя существует выбор между жизнью и смертью, тем не менее этот выбор скорее мнимый, нежели реальный, поскольку реальный человеческий выбор — это не что иное, как выбор между хорошей жизнью и плохой. ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Э. ФРОММА К сожалению, представление о жизни как об искусстве стало утрачивать свое значение. Современный человек стремится многому научиться, включая профессию и приобретение знания о самых различных предметах. Но он полагает, что жить — это нечто такое, что не требует никаких усилий для того, чтобы этому научиться. Если он и прилагает особые усилия, то они направлены главным образом на достижение благосостояния, престижа, власти, что само по себе отождествляется с жизнью. В результате подобной ориентации человек пребывает в иллюзии относительно того, что он действует в своих личных интересах. Следствием всего этого оказывается то, что многое для него становится важным, а искусство жить, как и подлинная жизнь, — чем-то второстепенным. Если гуманистическая этика представляет свод ценностей и норм, необходимых для достижения совершенства в искусстве жить, то ее общие принципы должны соответствовать природе жизни вообще и человеческого существования в частности. Основным же принципом жизни является врожденная склонность к сохранению и утверждению собственного существования, к актуализации потенциальных свойств. Поэтому, как подчеркивал Э. Фромм, «целью человеческой жизни следует считать развертывание сил человека согласно законам его природы» [29, с. 27]. Человек может утверждать свои потенциальные возможности только путем реализации своей индивидуальности. Его обязанность быть живым означает не что иное, как обязанность стать самим собой, развить то, что в нем заложено. Отсюда проистекают основные приоритеты гуманистической этики, когда, по выражению Э. Фромма, благо - это утверждение жизни, развертывание человеком своих сил, а добродетель - ответственность по отношению к самому себе. Как прикладная наука искусства жить, гуманистическая этика основывается на теоретических представлениях о человеке. Однако известно, что в истории науки имелись самые различные представления о человеке. Одни мыслители полагали, что природа человека постоянна и неизменна. Другие считали, что она безгранично изменчива. Э. Фромм критически отнесся к крайностям обеих точек зрения. Он исходил из того, что человеческая эволюция обусловлена как адаптацией человека к окружающему миру, так и определенными неразрушимыми свойствами его природы, которые заставляют его никогда не прекращать поиск условий, более соответствующих его внутренним потребностям и интересам. «Человек — не чистый лист бумаги, на котором культура может писать свой текст; он существо, зараженное энергией и структурированное определенным образом, существо, которое, адаптируясь, реагирует специфическим и установленным образом на внешние условия» [30, с. 30]. АВТОРИТАРНАЯ И ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЭТИКА В целом Э.Фромм опирался на традицию гуманистической этики, представленной в работах таких мыслителей, как Аристотель, Спиноза и Дьюи, в которых установление объективных норм и ценностей соотносилось с пониманием природы и назначения человека. Он воздавал должное и основателю психоанализа, обратившему внимание на бессознательную мотивацию поведения человека и заложившему основы характерологии. По его убеждению, предметом этики является характер и только с учетом склада характера можно давать окончательные оценки отдельным характерным чертам или поступкам. Вместе с тем Э. Фромм выступал против представления 3. Фрейда о Сверх-Я (совести) как интер-нализованном авторитете, а также посчитал выявленную им связь между характером и этикой недостаточной и непроясненной в силу имеющего место противоречия между релятивизмом и скрытым признанием гуманистических этических ценностей. Представления о совести являются важной составной частью любой этики. Э. Фромм это прекрасно понимал. Не случайно, обсуждая специфику гуманистической этики, он специально остановился на прояснении проблематики совести и провел различие между авторитарной и гуманистической совестью. Авторитарная совесть — это голос интериоризированного внешнего авторитета родителей, государства, превалирующих в данной культуре институтов. Это голос авторитета, перенесенного человеком в свой внутренний мир и дающего знать о себе в форме чего-то личностного, хотя в действительности не являющегося его собственным достоянием. Вместо чувства ответственности перед чем-то внешним человек ощущает ответственность перед чем-то, находящимся внутри его самого, перед совестью, которая выступает в качестве более эффективного регулятора поведения, чем страх перед внешним авторитетом. Авторизированный авторитет становится частью человека, от которой он не может убежать. В этом отношении авторитарная совесть может быть рассмотрена в качестве Сверх-Я, которое было описано 3. Фрейдом. Однако, как считал Э. Фромм, Сверх-Я — всего лишь одна форма совести или, скоре всего, первоначальная стадия в развитии совести. Предписания авторитарной совести не определяются ценностными суждениями самого человека. Они заданы авторитетами и, следовательно, не являются его собственным достоянием. Человек оказывается привязанным к внешним авторитетам и их интериоризированному отражению. Причем между ними происходит постоянное взаимодействие: внешние авторитеты являются источником возникновения совести (интериоризированного авторитета); в свою очередь совесть оказывает воздействие на сложившийся у человека образ внешних авторитетов, поскольку она ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Э.ФРОММА окрашена потребностью в восхищении и идеале, проецируемых на внешние авторитеты. В результате подобного взаимодействия образ внешних авторитетов оказывается окрашенным идеальным аспектом совести. В понимании Э. Фромма авторитарная совесть может быть чистой и виноватой. Чистая совесть связана с сознанием того, что внешний и интериоризованный авторитеты довольны тобой. Виноватая совесть порождена сознанием того, что эти авторитеты недовольны тобой. Чистая совесть связана с чувствами благополучия и безопасности, виноватая совесть — со страхом и ненадежностью. Чистая совесть подразумевает одобрение авторитета и близость к нему, виноватая совесть — действия наперекор воле авторитета, что чревато опасностью наказания или отверженности. Последняя оказывается весьма значимой, поскольку человек боится не столько наказания, сколько отверженности. При рассмотрении авторитарной совести важно иметь в виду то обстоятельство, что чистая совесть порождена чувством покорности, зависимости, бессилия и греховности, в то время как виноватая совесть является результатом чувства силы, независимости, плодотворности и гордости. Парадокс состоит в том, что виноватая совесть оказывается основой для чистой совести, порождающей чувство вины. С одной стороны, человек покоряется авторитету, с другой — беря на себя роль авторитета, он относится к себе с такой же суровостью, строгостью и жестокостью. Стало быть, человек оказывается не только послушным рабом, но и суровым надсмотрщиком, относящимся к самому себе, как к своему рабу. Это означает, что авторитарная совесть питается деструктивностью человека, направленной на собственное Я. Иными словами, деструктивные устремления получают возможность действовать под прикрытием добродетели. Как показывают психоаналитические исследования, именно совесть обладает высоким уровнем жестокости и деструктивности. Практика психоанализа свидетельствует о том, что тот способ, какой дети используют для совладания с родительским авторитетом, часто оказывается одним из основных источников невроза. Одни пациенты вообще неспособны критически относиться к своим родителям. Другие критически относятся к каким-то отдельным аспектам родителей, но оказываются некритичными по отношению к тем их свойствам, от которых страдают сами. Встречаются и такие пациенты, которые, прибегая к критике своих родителей или выражая гнев в адрес кого-либо из них, в то же время ощущают вину и тревогу по этому поводу. В жизни современных людей родительский, как впрочем и любой внешний авторитет, не обязательно выступает в явной форме. Он может иметь анонимный характер, когда вместо прямых команд и запретов АВТОРИТАРНАЯ И ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЭТИКА на передний план выступают эмоционально насыщенные ожидания (родители хотят, чтобы их дети добились больших успехов, чем они сами, и поэтому возлагают на них завышенные надежды и ожидания). Родители ослабляют волю ребенка тем, что вызывают в нем чувство вины. По мнению Э.Фромма, к пяти-шестилетнему возрасту ребенок обретает всеохватывающее чувство вины, так как конфликт между его естественными влечениями и их моральной оценкой со стороны родителей, как представителей общества, становится постоянно действующим источником чувства вины. Либеральные системы воспитания не изменили существенным образом сложившееся положение. Место явного авторитета занял анонимный авторитет, покоящийся на различных «научных» положениях педагогики и рационализациях. Ребенок пытается бороться с авторитетом, представленным в лице родителей, поскольку он хочет отстоять свою спонтанность и независимость. Однако чаще всего он терпит поражение в этой борьбе, а оставшиеся в душе ребенка раны способствуют возникновению невроза. Эти раны формируют, по выражению Э. Фромма, синдром, основными чертами которого становятся слабость Я, парализованность индивидуального своеобразия, утрата спонтанности. «Самым важным симптомом поражения в борьбе за самого себя является виноватая совесть. Если человеку не удалось вырваться из авторитарных сетей, безуспешная попытка к бегству оказывается доказательством вины, и только вернувшись к покорности, можно вновь обрести чистую совесть» [31, с. 153]. В отличие от авторитарной, гуманистическая совесть рассматривалась Э. Фроммом в качестве собственного голоса, данного каждому человеческому существу и независимого от внешних санкций и поощрений. Она представляет собой реакцию личности на ее правильное функционирование или на нарушение такового. Совесть (со-весть) является вестью о самом человеке, о его успехе или поражении в жизни. Будучи вестью, т. е. знанием, она не ограничивается простым знанием в сфере абстрактного мышления, но обладает эмоциональной силой, так как оказывается реакцией не на ту или иную способность, а на всю совокупность способностей, определяющих жизнедеятельность личности. Гуманистическая совесть — это голос подлинного Я, требующего от человека жить плодотворно и развиваться гармонично, т.е. стать тем, чем он потенциально является. Она является олицетворением честности человека и его способности ручаться за себя. Если чувства, мысли и поступки человека рождают ощущение внутреннего одобрения и подлинности, то можно говорить о гуманистической чистой совести. Если они порождают чувство беспокойства и дискомфорта, то человеку приходится иметь дело с виноватой совестью. Если любовь рассматривать ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Э. ФРОММА с точки зрения утверждения потенциальных возможностей, заботы и уважения, уникальности любимого лица, то гуманистическую совесть можно назвать голосом любовной заботы человека о самом себе. Гуманистическая совесть является не только выражением подлинного Я, но и вместилищем морального опыта жизни человека. Она выражает личностный интерес и целостность человека. В ней сосредоточено знание о цели жизни и о принципах, с помощью которых он стремится достичь ее. Цель гуманистической совести состоит в плодотворной деятельности человека, направленной на достижение им счастья. Чем плодотворнее он живет, тем сильнее его совесть и тем в большей степени она способствует его плодотворности. Другое дело, что парадоксальность и трагизм человеческого существования состоят, как считал Э.Фромм, в том, что совесть человека оказывается слабее всего именно тогда, когда он больше всего нуждается в ней. К сожалению, голос гуманистической совести довольно тих и трудно различим, а человек далеко не всегда может слышать его. Для того чтобы услышать голос собственной совести, необходимо научиться слушать и слышать самого себя. Ведь большинство людей прислушиваются к самым разнообразным голосам, звучащим по радио, телевидению или исходящим от тех или иных внешних авторитетов, но не обращают внимания на самих себя. Однако чтобы услышать себя, необходимо обладать способностью оставаться наедине с собой. Данная способность атрофирована в современном мире, поскольку у многих людей развилась боязнь одиночества и многих из них пугает перспектива встретиться с собой лицом к лицу. «Я думаю, — писал по этому поводу Э. Фромм, — боязнь остаться наедине с самим собой это, скорее, чувство замешательства, граничащее порой с ужасом увидеть человека, одновременно так хорошо знакомого и такого чужого; мы пугаемся и бежим прочь. И упускаем шанс услышать себя, и продолжаем игнорировать свою совесть» [32, с. 156]. В реальной жизни авторитарная и гуманистическая совесть не существуют по отдельности в человеке. Они не исключают друг друга. Поэтому одна из существенных проблем состоит в том, чтобы распознать силу той и другой совести и определить их взаимоотношение. Психоаналитическая практика показывает, что нередко чувство вины воспринимается человеком в качестве авторитарной совести, хотя в действительности эта совесть может быть рационализацией гуманистической совести. Так, на уровне сознания человек может считать себя виноватым за то недовольство, которое выказывают авторитеты по поводу его поведения, в то время как на бессознательном уровне он чувствует себя виноватым за то, что живет не так, и не оправдывает собственных надежд, растрачивает свою жизнь впустую. 138 АВТОРИТАРНАЯ И ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЭТИКА Э. Фромм считал, что в условиях современного мира основная моральная проблема — это безразличие человека к самому себе. Эта проблема состоит в том, что человек утратил чувство своей значительности и уникальности, превратил себя в орудие внешних целей, относится к себе как к товару и оказывается отчужденным и от мира, и от других людей, и от самого себя. Он не верит в самого себя и в человека как такового. У него нет совести в гуманистическом ее понимании и поэтому он не доверяет собственным оценкам. Для собственного развития человек должен порвать с традиционными представлениями, обусловленными авторитарной этикой. Ему следует научиться прислушиваться к своей гуманистической совести и придерживаться принципов гуманистической этики: быть живым, т. е. плодотворным; использовать собственные силы не на какую-то трансцендентную человеку цель, а на самого себя; придать смысл собственному существованию; быть человечным; обрести решимость быть самим собой и для себя. Выдвигая подобные идеи, Э. Фромм подчеркнул, что с точки зрения гуманистической этики нравственная альтернатива заключается не между подавлением зла и потворством ему, как полагали некоторые исследователи, а между вытеснением-потворством и плодотворностью. В конечном счете целью гуманистической этики является не вытеснение человеческого зла, поощряемого пагубным воздействием авторитарного духа, а плодЬтворное использование присущего человеку внутреннего потенциала. Э. Фромм верил в человека и выражал надежду на то, что тот обретет решимость встать на путь плодотворной ориентации. В соответствии с этой ориентацией человеческие устремления будут направлены на то, чтобы быть самим собой, а не иметь вещи и других людей в качестве предметов (объектов) обладания. Подобное понимание содержалось во многих работах Э. Фромма, особенно в его книге «Иметь или быть?» (1976), где он провел различие между бытием и обладанием, которое, как и различие между любовью к жизни и любовью к смерти, представлялось ему коренной проблемой человеческого существования. По этому поводу он писал, что «обладание и бытие являются двумя основными способами существования человека, преобладание одного из которых определяет различия в индивидуальных характерах людей и типах социального характера» [33, с. 22]. Э. Фромм не только верил в человека, но и провел разграничение между иррациональной и рациональной верой. Иррациональная вера рассматривалась им в плане веры в человека, идею или символ, берущей начало не в собственном опыте мышления и чувств индивида, а основанной на эмоциональном подчинении иррациональному ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Э. ФРОММА авторитету. Этой вере свойственна фанатическая убежденность, коренящаяся в подчинении чьему-то личному или безличному авторитету. В противоположность подобной вере рациональная вера представляет собой твердую убежденность, основанную на плодотворной интеллектуальной и эмоциональной деятельности. В соответствии с представлениями Э.Фромма, человек не может жить без веры. Однако для него решающим является вопрос о том, будет ли это иррациональная вера в машины, успех, вождей, или рациональная вера в человека, основанная на опыте собственной плодотворной деятельности. Осмысление проблематики этики вообще и веры в частности с необходимостью подводило к рассмотрению феномена религии. Поэтому нет ничего удивительного в том, что так или иначе Э. Фромму пришлось обратиться к религиозным сюжетам. В данном контексте нет необходимости в подробном освещении его взглядов на религию. Достаточно подчеркнуть лишь то обстоятельство, что под религией он понимал не религиозное верование как таковое, а любую систему взглядов и действий, которой придерживается какая-то группа людей и которая дает человеку систему ориентации и объект поклонения. Исходя из подобного понимания религии, используемый им соответствующий термин чаще всего брался в кавычки. По аналогии с авторитарной и гуманистической этикой Э. Фромм различал авторитарную и гуманистическую религию. Для авторитарной религии характерно признание того, что человек находится под контролем высшей силы, существующей вне его самого. Важным ее элементом является подчинение внешней силе. Главная добродетель такой религии — послушание, страшный грех — неповиновение. Гуманистической религии, напротив, свойственно сосредоточение на человеке и его способностях. Она нацелена на обретение человеком силы, а не на становление его бессильным. Основная добродетель такой религии — самореализация, а не покорность. Если гуманистическая религия является теистической, то бог в ней оказывается символом собственных сил человека, а не власти над ним. Примерами подобных религий могут служить, по убеждению Э. Фромма, ранний буддизм, даосизм, учения Иисуса, Сократа, Спинозы. Словом, если в авторитарной религии бог становится единственным обладателем разума и любви человека, то в гуманистической религии он представляет собой образ всего лучшего в человеке, т. е. оказывается символом того, чем человек потенциально является или чем он должен стать. Поскольку этика и религия тесно связаны между собой, то Э. Фромм полагал, что в основе психоаналитического понимания человека должны лежать как гуманистическая этика, так и гуманистическая религия в том специфическом смысле, который он вкладывал в понятие религии ПАТОЛОГИЯ НОРМАЛЬНОСТИ И КРИЗИС ПСИХОАНАЛИЗА и в соответствии с которым он ратовал за необходимость создания новой религии, т. е. «религии без религии». Более того, он считал, что психоанализ имеет религиозную функцию, а психоаналитическое лечение души направлено на то, чтобы помочь пациенту обрести определенную установку, жизненную ориентацию, которая может быть названа религиозной в гуманистическом, не авторитарном смысле. Подобное лечение должно пробудить в человеке способность смотреть правде в глаза, любить, прислушиваться к голосу собственной совести, стать свободным и ответственным. Тем самым Э. Фромм поставил вопрос о необходимости переосмысления целей и задач классического психоанализа, а также его различных модификаций. Речь шла о кардинальных проблемах психоанализа, связанных с пониманием существа и критериев здоровья и болезни человека, а также функций и ориентации психоаналитика как целителя души. Речь шла, по сути дела, о теории и практике предложенного Э.Фроммом гуманистического психоанализа.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 763; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |