КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Природа человека и его потребности 2 страница
87 ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Э. ФРОММА Однако, как замечал Э.Фромм, реализация стремления к подчинению (мазохизм), а также стремления к господству (садизм) всегда оказывается недостаточной, никогда не приносит удовлетворения. Будучи направленными на достижение чувства единства, подобные стремления в действительности разрушают чувство целостности человека, который в конечном счете попадает в зависимость от тех, кому подчиняется или над кем господствует, в результате чего он оказывается неспособным к развитию своей индивидуальности. Единственным путем, действительно удовлетворяющим потребность человека в единении с миром, является, по убеждению Э.Фромма, путь, связанный с проявлением чувства любви. Именно любовь как объединение с кем-либо или с чем-либо, единство с кем-то или с чем-то вне самого себя при условии сохранения обособленности и целостности собственного Я, дает человеку ощущение подлинности его бытия и его индивидуальности. Только любовь как переживание причастности и общности позволяет человеку преодолеть ограниченность индивидуального существования и полностью развернуть присущую ему внутреннюю активность. Благодаря ей осуществляется переживание человеческой солидарности с другими людьми, и в процессе единения со всем и всеми человек остается уникальным, неповторимым существом. В ней сосредоточено переживание единения с другим человеком, со всеми людьми и природой при условии сохранения чувства целостности и независимости. Переживание любви является высшей формой ответа на проблему человеческого бытия, залогом душевного здоровья. Как подчеркнул Э. Фромм в книге «Искусство любить» (1956), осознание человеческой разобщенности без воссоединения любовью — вот источник чувства вины и тревоги, в то время как любовь — «разрешение проблемы человеческого существования» [8, с. 114]. В отличие от стремления к подчинению или господству, любовь является продуктивной ориентацией человека, ведущей к действительной соотнесенности его с миром. Она противостоит нарциссизму, связанному с неспособностью любить или утратой этого чувства. Как известно, 3. Фрейд различал «первичный» и «вторичный» нарциссизм. «Первичный» нарциссизм соотносился им с грудным ребенком, младенцем, ощущающим потребность в любви и пребывающим в состоянии единства с миром, предшествующем пробуждению у него чувства индивидуальности и реализма. В процессе постепенного развития состояние «первичного» нарциссизма преодолевается, ребенок обретает понимание того, что потребности других людей также важны, как его собственные, и обретает способность любить не только себя, но и окружающих. Однако если в силу тех или иных обстоятельств у ребенка не развивается подобная способность или он утрачивает ее, то возникает «вторичный» ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ нарциссизм, в результате которого внешний мир не воспринимается как объективный. Подобный нарциссизм становится основой психических заболеваний. Крайние формы нарциссизма наблюдаются во всех видах психической патологии, когда, как замечал Э.Фромм, у душевнобольного человека утрачивается контакт с миром, он уходит в себя и не воспринимает реальность такой, какая она есть. Во всяком случае нарциссизм противоположен любви. Когда Э.Фромм говорил о любви как действенной силе, противостоящей отчужденности и разобщенности, он имел в виду зрелое решение проблемы человеческого существования, а не те незрелые формы, которые характеризуются симбиотической связью биологического (связь между матерью и зародышем в ее утробе) или психического (мазохизм, садизм, садомазохизм) типа. Он рассмотрел различные формы любви, включая братскую, материнскую, эротическую, любовь к себе, любовь к Богу. Наиболее фундаментальным типом любви является братская любовь, распространенная на всех людей. В ней достигается переживание человеческой солидарности и единства. Материнская любовь способствует утверждению жизни ребенка и удовлетворению его потребностей. Однако она окрашена неравенством, при котором ребенок нуждается в помощи, а мать оказывает ее. Кроме того, материнская любовь парадоксальна, поскольку эта любовь должна помочь ребенку вырасти и отделиться от матери, но в то же время далеко не все матери справляются с их задачей любви, приобретающей подчас эгоистический характер. Нередко женщина может быть нежной матерью, пока ребенок мал, но не становится по-настоящему любящей матерью, не требующей ничего взамен, когда ее ребенок становится взрослым. Эротическая любовь предполагает слияние и единство с другим человеком. Если ей недостает братской любви, то она становится реализацией сексуального желания без подлинной любви. Любовь к себе может быть пороком (эгоизм) и добродетелью, если человек любит самого себя так же, как и своего ближнего. Любовь к себе неразрывно связана с любовью ко всякому другому существу. Если индивид способен любить только других, он не способен любить вообще. Если он способен на плодотворную любовь, то он любит также и себя. Любовь к Богу как символу единого первоначала произрастает из духовного семени внутри человека. Но вера в Бога как отца есть не что иное, как иллюзия, в то время как любовь к Богу как символу духовного мира, истины и справедливости является продуктивной любовью, отражающей переживание человеком своих возможностей и стремление к единению. В целом продуктивная любовь как здравое и адекватное решение проблемы человеческого существования включает в себя, согласно Э. Фромму, ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Э. ФРОММА четыре важных и необходимых элемента: заботу, ответственность, уважение, знание. Если человек любит другого человека, то он не пассивно наблюдает за ним, а заботится о нем, проявляет активную заинтересованность в его развитии и счастье. Можно сказать, что любовь является деятельной озабоченностью, заинтересованностью в жизни и благополучии того, кого любишь. Подлинная любовь предполагает также ответственность за того, кого любишь, т.е. способность человека отзываться на нужды другого, как те, которые он выражает, так и те, которые не хочет или не может обнаружить. Причем ответственность не отождествляется с обязанностью, с чем-то извне навязанным, а рассматривается в плане полностью добровольного акта. Продуктивная любовь сопряжена, помимо всего прочего, с уважением по отношению к другому человеку, с объективным восприятием его и принятием таким, каков он есть в реальной жизни, а не таким, какой он нужен мне для моих собственных целей. Под уважением понимается не страх или благоговение, а осознание его индивидуальности и проявление заинтересованности в том, чтобы любимый человек развивался по своему собственному пути. Наконец, подлинная любовь — это та, когда привязанность к другому человеку основывается на знании его существа и исходит из глубины собственной души. Такая любовь возможна только тогда, когда человек поднимается над заботой о самом себе и видит другого с позиций его собственных интересов. Потребность в трансценденции (преодолении пассивного состояния и созида-тельности) связана с тем, что человек — сотворенное существо, стремящееся выйти за пределы своего первоначального состояния. Он заброшен в этот мир без его воли и согласия и уходит из него, как правило, не по своему собственному желанию. В этом отношении человек не отличается от животных. Однако, наделенный разумом и воображением, он не довольствуется ролью твари, а испытывает потребность в активной деятельности и стремится к созиданию. Человек может дать жизнь другому человеческому существу, вырастить дерево, создать предметы материального и духовного мира, породить новые идеи. В акте творчества он поднимается над случайностью своего существования, ставит перед собой цели и добивается их, вступает в царство свободы. Его потребность в преодолении собственной ограниченности становится одним из источников любви, материального производства, искусства и религии. Способность человека к созиданию и любви как раз и способствует практической реализации его потребности в преодо- ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ лении собственной ограниченности и соотнесенности с миром. Потребность в трансценденции ведет к преобразованию природного окружения, к выходу человека из мира природы и временной заданности прошлого в сферу духа, культуры и сопричастности с будущим. Вместе с тем существует другой способ удовлетворения потребности человека в преодолении ограниченности своего существования. Если у него атрофирована способность к созиданию жизни, он может прибегнуть к ее уничтожению, чтобы тем самым выйти за ее пределы. Разрушение и уничтожение жизни может выступать в качестве своеобразного возвышения над ней, ассоциирующегося с преодолением ограниченности существования. Поскольку разрушительность является не менее значимой потенциальной возможностью, коренящейся в существовании человека, чем его стремление к созиданию, то приходится признать, что она является такой же силой, как и любая другая страсть. В то же время Э. Фромм исходил из того, что хотя разрушение присуще человеческой природе, тем не менее злокачественная агрессия, так часто проявляемая в истории развития человечества в форме братоубийственных войн, не является унаследованной от животного разрушительного инстинкта. В книге «Анатомия человеческой деструктивности» (1973) Э.Фромм различал агрессию биологически адаптивную, способствующую поддержанию жизни, от «злокачественной агрессии, не связанной с сохранением жизни» [9, с. 163]. Стремление преодолеть собственную ограниченность, потребность в преодолении пассивного состояния ставят человека перед выбором между созиданием и разрушением. Однако, как подчеркивал Э.Фромм, разрушительность как таковая становится действенной лишь тогда, когда созидательность человека отступает на второй план. Любовь и ненависть, созидание и разрушение не существуют независимо друг от друга. И то, и другое являются возможными ответами на потребность человека, связанную с преодолением ограниченности его существования. Будучи альтернативой созидательности, разрушительность набирает силу и способна стать превалирующей там и тогда, где и когда не удовлетворяется стремление к созиданию. При этом следует иметь в виду, что разрушительность ведет к неизбежному страданию не только других людей, но и самого разрушителя, в то время как удовлетворение потребности в созидании способствует благосостоянию и счастью человека. Потребность в укорененности обусловлена утратой человеком своих природных корней и его стремлением обрести человеческие корни, чтобы вновь почувствовать себя в этом мире как дома. Рождение человека сопровождается разрывом естественных связей, что порождает у него страх. Ощущение изолированности и беспомощности вызывает у него беспокой- 91 ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Э. ФРОММА ство, а утрата связи с природным миром — тоску и необходимость возвращения в первозданное лоно. Однако человек не может вернуться назад, снова слиться с первозданной природой и очутиться в том доме, который ему пришлось покинуть не по своей воле. Подобная безысходность порождает у него потребность в нахождении новых корней, напоминающих собой первичные органические связи с биологической матерью и с общечеловеческой матерью-землей. Еще до рождения, появления на свет ребенок находился в лоне матери. Долгое время он был связан с ней пуповиной, укоренен в материнском чреве, где было тепло и уютно. Появившись на свет, он оказался в таком положении, когда после биологического отделения от матери ребенок предстал перед незнакомым, полным опасности миром слабым, беспомощным, беззащитным и полностью зависимым от матери или замещающей ее фигуры. Удовлетворение его физиологических потребностей зависит от матери. Его жизнь обусловлена проявляемой ею заботой и любовью. Быть любимым матерью означает для него поддержание жизни и сохранение чувства дома. Взросление человека предполагает самостоятельность, выход за пределы материнской заботы и отрыв от первоначальных корней. Однако, по убеждению Э. Фромма, даже в зрелом возрасте у человека никогда не проходит полностью тоска по некогда ощущавшемуся состоянию природной укорененности, уютности материнского лона как теплого дома. Взрослый человек имеет возможность стать более самостоятельным по сравнению с ребенком. Он сам может позаботиться не только о себе, но и проявить заботу о других людях, включая собственную мать. Тем не менее ему приходится сталкиваться с серьезными жизненными проблемами, преодолевать трудности, совершать ошибки, терпеть поражения. Поэтому и взрослый человек испытывает потребность в тепле, защите, укорененности в новых условиях существования. Тоска по безопасности и укорененности может оказаться столь сильной, что, не видя перспектив в настоящем и будущем, человек не только способен обратить свой взор в прошлое, но и готов воскрешать воспоминания о ранней связи с матерью. Психопатология свидетельствует о типичных проявлениях того нежелания расстаться с материнским влиянием, которое довольно часто наблюдается у людей, страдающих психическими расстройствами. Подобное нежелание может иметь самые разнообразные формы: от сновидений, где человек видит себя находящимся в темной пещере или погруженным в воду, до всевозможных фантазий о возвращении в материнское лоно. Нередки также фиксации на матери, когда человек может испытывать сильную потребность в том, чтобы к нему относились по-матерински или непременно опекали. ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ Сходные тенденции наблюдаются не только при онтогенетическом (индивидуальном), но и филогенетическом (родовом) развитии. Типичным примером в этом отношении может служить запрет на инцестуоз-ность (кровосмешение), имеющий универсальный характер и встречающийся уже в примитивных обществах. Однако для Э. Фромма кровосмесительные желания обусловлены не сексуальным влечением к матери, как полагал 3. Фрейд, а скрытым стремлением человека остаться в лоне матери или вернуться в него. Запрет на инцестуозность рассматривался им с точки зрения невозможности вернуться к доиндивидуальному существованию, сопровождавшемуся единством человека с природой. Кроме того, он исходил из того, что проблема кровосмешения не ограничивается фиксацией на матери как простейшей формой природных кровных связей. Кровное родство распространяется на человеческий род, государство, нацию, которые служат опорой человеку и дают ему ощущение укорененности. В своем историческом детстве «человек уходит корнями в природу так же, как ребенок связан корнями с матерью» [10, с. 313]. И хотя он уже вышел из природы, она по-прежнему является его домом и в ней остаются его корни. Не случайно его попытки найти поддержку в природе находят свое отражение во многих мифах и религиозных ритуалах. Аналогичная картина наблюдается и в отношении связи человека с землей. С последующим развитием человеческой цивилизации и господства человека над природой он начал освобождаться от фиксации на узах крови и земли. Однако, по мнению Э.Фромма, материнский комплекс давал знать о себе, в результате чего освобождение от традиционных связей общины привело к новому идолопоклонству крови и земле, что нашло свое отражение в национализме и расизме. В условиях современности чувство укорененности стало соотноситься с принадлежностью к нации, нежели к человечеству. Поэтому не освободившийся от уз крови и земли человек не родился еще в полной мере как человеческое существо. Национализм стал формой кровосмешения, идолопоклонство — безумием, патриотизм, когда собственная нация ставится выше человечества, — культом. Как полагал Э.Фромм, человек может обрести новую, очеловеченную форму укорененности и превратить свой мир в подлинно человеческий дом лишь тогда, когда его бытие будет основано на человеческой солидарности и когда он будет ощущать, что его корни уходят в опыт всеобщего братства. Потребность в самоидентичности (тождественности) связана со способностью человека осознавать себя в качестве обособленного существа и говорить о себе как о Я. В отличие от животного, он обладает самосознанием и нуждается в ощущении тождественности. Наделенный разумом и воображением, человек формирует представление о самом себе и стремится ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Э. ФРОММА почувствовать свое Я. Утратив изначально единство с природой, ему приходится принимать решения и осознавать их последствия. У него развивается способность к рассмотрению самого себя как субъекта собственных действий. Потребность человека в самоидентичности становится настолько важной и существенной для него, что ее неудовлетворение граничит с психическим расстройством. Потребность в самоидентичности сопряжена с процессом высвобождения человека от его первичных уз с матерью и природой. У младенца нет потребности в том, чтобы выделить свое Я, поскольку ему присуще ощущение единства и слитности с матерью. По мере постижения внешнего мира как отличного от него, ребенок постепенно приходит к осознанию себя как обособленного существа, индивида. В дальнейшем, когда ему приходится сталкиваться с другими людьми, входить в коллектив, будь то школа, спортивная секция или какое-либо иное объединение, он начинает отождествлять себя с той или иной социальной ролью. Перед ним во всей остроте встает вопрос о том, кто он такой и что представляет его Я. Возникает потребность в переживании Я как субъекта чувственной, мыслительной и созидательной деятельности. Развитие культуры закладывает основы для переживания человеком своей индивидуальности. В первобытных племенах человеческое существо ощущало свою идентичность со своими сородичами, идентифицировало себя с ними по типу «Я есть мы». В эпоху Средневековья человек отождествлялся со своей социальной ролью в соответствии с феодальной иерархией и ощущал себя крестьянином или феодалом. С развитием частнособственнических отношений возобладал индивидуализм, который оказался преградой для обретения индивидуальности и нового переживания собственного Я. Вместо подлинного чувства самоидентичности возникли различного рода заменители, способствующие идентификации человека с группой, классом, профессиональной деятельностью, нацией, религией. Утрата первоначальной идентичности рода привела к поиску новых идентификаций, которые с развитием культуры и общества стали приобретать социально-экономическую, политическую, национальную и религиозную окраску. В современном мире произошли такие процессы, которые свидетельствуют, с одной стороны, о широком спектре профессиональных и статусных самоидентификаций («Я — политик», «Я — президент компании», «Я — россиянин», «Я — мусульманин»), а с другой стороны, о диффузии ранее ярко выраженных идентификаций и ролей, когда компьютерное поколение детей овладевает большей информацией, чем их родители, функциональные различия между женщинами и мужчинами в семье утрачивают свою былую значимость, нетрадиционные сексуальные ориентации оказывают воздействие на ранее привычные представления о семье. ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ Самоидентичность — это такое переживание, которое позволяет человеку с полным основанием сказать: я — это Я, т.е. активный центр, организующий структуру всех видов моей деятельности. Подобное понимание Я Э. Фромм отличал от понятия «Эго», которое рассматривалось им в плане переживания себя как вещи. Эго не тождественно Я. Переживание Эго основано на представлении об обладании типа «у меня имеются деньги, общественное положение и многое другое», в то время как самоидентичность, ощущение Я соотносится с бытием, а не имением, обладанием. Столь характерный для современности кризис самоидентичности базируется на растущем отчуждении и овеществлении человека. «Современный человек имеет все: машину, дом, работу, "детишек", брак, проблемы, трудности, удовлетворение, а если и этого недостаточно, то и психоаналитика. Но — он есть ничто» [11, с. 283]. Э.Фромм подметил одну особенность самоидентичности, связанную с тем, что вместо доиндивидуалистической клановой идентичности развивается новая стадная идентичность, в которой чувство тождественности основывается на чувстве принадлежности к толпе. Стремление не отличаться от других оказывается подчас действительно сильнее, чем потребность в физическом выживании. Однако сегодня имеет место и иная направленность самоидентичности, которая не была рассмотрена Э.Фроммом. Она выражается в том, что подлинное чувство самоидентификации нередко подменяется имиджем, искусственно сконструированным для того, чтобы не столько вписаться в толпу, сколько выделиться из нее. Данная тенденция особенно характерна для молодежи и для круга людей, принадлежащих к артистической среде. Она может вести к раздвоенности внутреннего мира, иллюзорности чувства индивидуальности и эпатажу, что не способствует ощущению подлинной самоидентичности. Вместе с тем потребность в чувстве самоидентичности остается важным источником развертывания человеческой деятельности, поскольку отсутствие чувства Я неизбежно ведет к психическому расстройству. Хотя Э.Фромм подчеркивал, что в условиях современного мира наблюдается кризис самоидентичности, тем не менее он считал, что экзистенциальная потребность человека в чувстве самоидентичности может привести к разрешению данного кризиса. Кризис самоидентичности разрешим, если человеку удастся стать активным в плане бытия, а не имения и обладания престижем, деньгами, другими людьми как вещами и самим собой как вещью среди прочих вещей. Подлинная самоидентичность достижима, если человеку удастся осуществить фундаментальные преобразования, направленные на превращение отчужденного индивида в жизнеутверждающую личность. Потребность в системе ориентации и поклонении вызвана необходимостью человека ориентироваться в окружающем мире. В первые годы жизни ребенок ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Э. ФРОММА приобретает способность вставать на ноги, самостоятельно передвигаться, брать различные предметы в руки. У него развивается физическая ориентация, благодаря которой он осуществляет свою жизнедеятельность. В дальнейшем у него возникает потребность в интеллектуальной ориентации, поскольку, обладая разумом, человек не просто входит в контакт с окружающим миром, сталкивается с различными загадочными явлениями, но и стремится распознать их смысл. Распознавание смысла сопровождается включением явлений мира в определенную, соответствующую действительности или иллюзорную, но тем не менее понятную для человека систему ориентации. В его представлении складывается та или иная картина мира, которая зависит от уровня развития его разума и знаний. Человек стремится к объективному постижению мира, адекватному видению природы, других людей и самого себя. Приближаясь к объективности, он тем самым устанавливает более тесные связи с действительностью и стремится сделать мир очеловеченным посредством своего разума и рассудка, которые, с точки зрения Э. Фромма, отличаются друг от друга. Разум служит инструментом постижения истины, рассудок — инструментом успешного обращения с миром. На этой основе возникает потребность в системе ориентации, которая существует на двух уровнях. На первом уровне существенной является потребность в какой-нибудь системе ориентации, независимо от того, истинна она или ложна. На втором уровне, предполагающем контакт с реальностью с помощью разума, важной становится потребность в объективном постижении мира. В жизни человека потребность первого уровня, т.е. потребность в выработке определенной системы ориентации является более настоятельной, так как от этого зависит его душевное здоровье. Что касается разума, то человек склонен прибегать к различного рода рационализаци-ям, благодаря которым он стремится доказать другим людям и самому себе, что любые его поступки, даже самые неразумные и безнравственные, продиктованы здравым смыслом. Обладая не только разумом, но и телом, человек реагирует на дихотомии своего существования всей своей жизнедеятельностью, включающей в себя и мышление, и чувства, и поступки. Поэтому, наряду с интеллектуальными составляющими, любая система ориентации содержит также элементы чувств и ощущений, которые, по мнению Э. Фромма, проявляются в отношении к объекту поклонения. Так или иначе необходимость в удовлетворении потребности человека в системе ориентации и в объекте поклонения выливается в создание различных религиозных и философских систем, будь то тотемизм, буддизм, стоицизм и др. Выражением этой потребности может служить ревностное служение какой-либо цели, идее или трансцендентной человеку силе, такой как Бог. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР Потребность в системе ориентации и поклонения свойственна всем людям, однако частное содержание систем, удовлетворяющих эту потребность, различно. Человек, чье развитие было блокировано, вынужден обращаться к примитивным и иррациональным системам. Зацикленный на чем-то человек может поклоняться примитивному культу предков или современным идолам потребления, успеха, престижа. Только зрелая личность способна, по мысли Э. Фромма, выбрать систему ориентации, позволяющую ей быть плодотворной, конструктивной, любящей, находящей некий смысл в окружающем мире и обустраивающей этот мир. Таковы основные экзистенциальные потребности человека, которые, по мнению Э. Фромма, связаны с условиями человеческого существования. Они выходят за рамки потребности в физическом выживании. Как замечал Э. Фромм в своей работе «Революция надежды» (1968), особенности человека таковы, что его не удовлетворяет бытие муравья, что помимо области биологического или материального выживания существует характерная для человека сфера, которая превосходит потребности просто выживания. Динамизм человеческой природы изначально коренится «скорее в потребности реализовать свои способности в отношении к миру, нежели потребности использовать мир как средство для удовлетворения физиологически необходимого» [12, с. 271]. Словом, человеческие побуждения выше утилитарных и представляют собой выражение фундаментальной человеческой потребности соотноситься с другим человеком и природой, а также утверждать себя в этой соотнесенности. Человеческому существованию внутренне присуще не только добывание пищи для выживания в узком или более широком смысле слова, но и свободная, спонтанная активность по реализации человеческих способностей и поиску смысла за пределами утилитарной работы. К этому стоит добавить, что, наряду с осмыслением специфически человеческих потребностей, Э.Фромм рассматривал также специфически человеческие переживания или, по его выражению, «очеловеченные переживания», к которым относил нежность, сострадание и сопереживание, интерес, ответственность, чувство целостности, надежду, веру, отвагу, свободу. Он исходил из того, что желание жить помимо сферы выживания представляет собой творение исторического человека, выступающее в форме альтернативы отчаянию и несостоятельности.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |