КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эрих Фромм 2 страница
Подобно основателю психоанализа, Г. С. Салливан обращал внимание на такое явление, как регрессия. Вместе с тем его понимание регрессии не совпадало с тем, какое имело место в классическом психоанализе. МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Г. С. САЛЛИВАНА Обычно под регрессией понималось возвращение к первым либидоз-ным объектам или возвращение общей сексуальной организации на более ранние ступени развития. Именно такой точки зрения придерживался З.Фрейд, который в «Лекциях по введению в психоанализ» (1916/1917) подчеркивал, что оба вида регрессии являются типичными для психических расстройств. Собственно говоря, большинство психоаналитиков соотносили регрессию с патологическими процессами, ведущими к возникновению психических расстройств. Г. С. Салливана не устраивало представление о регрессии как исключительно патологическом явлении. Он критически отнесся к подобному представлению, считая, что многие психотерапевты прибегают к понятию регрессии тогда, когда сталкиваются с явлениями, сути которых не понимают. Для Г. С. Салливана регрессия не обязательно связана с патологией. Он исходил из того, что регрессия свойственна каждому ребенку, у которого в состоянии усталости происходит разрушение недостаточно прочно закрепленных паттернов поведения. Обычно перед сном ребенок возвращается к поведению, характерному для более ранних этапов развития и не проявляющемуся при более активной его деятельности. Так, полностью отказавшийся от сосания пальца ребенок может возвратиться к этому проявлению непосредственно перед сном. Его зональная потребность в сосании претерпела изменения, но с наступлением состояния утомления выполняющие функцию защиты старые паттерны поведения актуализировались, в результате чего вновь оказалась действенной более ранняя стадия удовлетворения отдельной потребности. Словом, если в классическом психоанализе регрессия патологична, то в межличностном психоанализе она имеет иной смысл, выходящий за рамки исключительно патологических явлений. Из представлений 3. Фрейда об изначально присущей человеку агрессивности некоторые психоаналитики сделали вывод о том, что человек порочен по своей природе и поэтому нет ничего удивительного в проявлении им садизма. Г. С. Салливан не разделял подобную точку зрения. При изучении шизофрении он не нашел подтверждения теории, в соответствии с которой человек — это демон, испытывающий потребность причинять боль другим людям. Пытаясь выявить истоки свойственной человеку жестокости, он пришел к заключению, что ярко выраженное недоброжелательное отношение человека к окружающим людям обусловлено определенными переживаниями, испытанными ребенком в раннем возрасте. Если ребенку удается избежать таких переживаний, то элемент недоброжелательности в структуре его отношений не занимает центральную позицию, как это КЛАССИЧЕСКИЙ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ имеет место в том случае, когда ранние переживания порождают такую недоброжелательность в период детства, которая становится основным паттерном поведения взрослого человека. С позиций классического психоанализа истоки возникновения неврозов уходят своими корнями в раннее детство. Для 3. Фрейда ядром неврозов был эдипов комплекс, в процессе формирования и прохождения которого в период от трех до пяти лет ребенку приходится сталкиваться с такими травмирующими переживаниями, включая страх кастрации, которые предопределяют психические расстройства взрослого человека. С позиций межличностного психоанализа не все так однозначно, как это представлялось 3. Фрейду. Это не означало, что Г. С. Салливан подвергал сомнению важность ранних периодов развития ребенка и влияния инфантильных переживаний на становление личности и возникновение психических расстройств. Напротив, он считал, что «определенные вещи закладываются в иезуитские первые семь лет» [21, с. 232]. Вместе с тем, опираясь на собственный практический опыт, он утверждал, что хотя переживания начальных стадий развития действительно оказывают огромное влияние на личность человека, тем не менее развитие способности устанавливать межличностные взаимоотношения, не ведущие к психическим расстройствам, нельзя считать законченными по достижении ребенком ювенильной эры. По его убеждению, даже пред-подростковый возраст, играющий существенную роль в развитии личности, не является конечным этапом данного процесса. В классическом психоанализе главное внимание уделялось психосексуальному развитию человека. При этом сексуальность и эротичность рассматривались как однопорядковые явления. Во всяком случае, когда З.Фрейда упрекали в одностороннем акценте на сексуальности и советовали заменить термин сексуальность более благозвучным словом Эрос, он принципиально отстаивал свою позицию и только в работах более позднего периода стал использовать термин Эрос. В отличие от классического психоанализа, в межличностном психоанализе проводилось различие между сексуальностью и эротичностью. Термин «сексуальность» использовался Г. С. Салливаном применительно к рассмотрению динамизма желания и удовлетворения, связанного с желанием человека. В связи с этим им была предложена такая классификация сексуального поведения, которая отсутствовала в классическом психоанализе. В соответствии с этой классификацией выделялись следующие типы сексуального поведения: • аутосексуальный тип, отражающий раннюю стадию развития личности, когда желание уже сформировалось, но человек еще не достиг пред-подросткового и подросткового возраста; МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Г. С. САЛЛИВАНА • гомосексуальный и гетеросексуальный типы, связанные с предподростко- • катасексуальный тип, характеризующийся выходом сексуальных пред задействованное™ гениталий Г. С. Салливан выделил несколько сексуальных ситуаций, к которым отнес: • ортогенитальные ситуации, характеризующиеся предпочтением, отда • парагенитальные ситуации, связанные с манипуляциями половыми • метагенитальные ситуации, в которых задействованы только половые • амбигенитальные ситуации, заключающиеся в том, что гомо- или гете Если при изучении человека и его психических расстройств 3. Фрейд апеллировал к сексуальной энергии либидо, то Г. С. Салливан обращался к осмыслению динамизма желания. Под желанием он понимал не какое-то всеобъемлющее стремление, типа либидо, а чувственный аспект гениталь-ного побуждения. При этом он вовсе не считал, что жизненные проблемы преимущественно связаны с генитальной активностью. Но он утверждал, что возникающие в межличностных отношениях проблемы взрослых людей так или иначе находят свое отражение в отдельных приемах, используемых ими для регулирования эмоции желания. Поскольку желание в значительной степени характеризует личность человека, то полученная из наблюдения за его сексуальным поведением информация о личностных нарушениях является, по мнению Г. С. Салливана, весьма полезной для психотерапевта. В классическом психоанализе аналитик выступал в роли пассивного наблюдателя, в большей степени слушающего пациента, чем говорящего, КЛАССИЧЕСКИЙ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ в лучшем случае задающего вопросы, нежели вступающего в такие межличностные отношения, которые предполагают дискуссии по тем или иным вопроса. С точки зрения З.Фрейда, психоаналитик должен быть своего рода отстраненным наблюдателем, а пациент — активно действующим лицом, рассказывающим о своих сновидениях, фантазиях, реальных событиях и взаимоотношениях с другими людьми, включая аналитика, вызывающих у него те или иные переживания. В соответствии с данной установкой пациент лежит на кушетке, а аналитик располагается за его изголовьем, оставаясь таинственной, загадочной фигурой. В межличностном психоанализе основной акцент делался на методе активного наблюдения. Фундаментальное значение приобретало умение аналитика общаться с пациентом лицом к лицу. Для Г. С. Салливана важным было приобретение навыков такого включения в аналитическую ситуацию, при котором аналитик выступал в роли «участливого наблюдателя» и являлся подлинным соучастником коммуникационного процесса. При этом коммуникация не сводилась к вербальному обмену сведениями, а предполагала развитие сложных процессов межличностных отношений, содержащих в себе важную информацию вовлеченных участников аналитической ситуации. Исключительную значимость приобретала открытость и готовность аналитика вступать в такие межличностные отношения с пациентом, которые способствовали бы позитивным изменениям последнего в направлении становления зрелой личности. Г. С. Салливан исходил из того, что между аналитиком и пациентом должна быть установлена «взаимная эмоция», способствующая интеграции участников коммуникационного процесса в данную межличностную ситуацию и установлению взаимной коммуникабельности. Эффективная терапия возможна лишь тогда, когда аналитик не только выступает активным участником коммуникационного процесса, но и является экспертом по межличностным отношениям. Будучи активным участником коммуникационных процессов в аналитической ситуации, аналитику следует обращать внимание не только на вербальное содержание речи пациента, но и на то, как он говорит. Порой более важным оказывается не столько то, что говорит пациент, сколько то, как он это делает. В плане понимания психического состояния пациента и его коммуникационных способностей существенным представляется тембр голоса, выразительность, быстрота речи пациента и многие другие его проявления. Стоит, пожалуй, отметить, что подобное понимание важности того, как говорит пациент, сходно с аналогичной позицией, отстаиваемой в рамках характероанализа. В этом отношении взгляды Г. С. Салливана совпадают с идеями В. Райха, который подчеркивал необходимость уделять большее внимание не тому, что говорит пациент, а тому, как он говорит. 6i МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ Г. С. САЛЛИВАНА Классический психоанализ основывался на методе свободных ассоциаций. При работе с пациентами, страдающими шизофренией, Г.С.Сал-ливан столкнулся с тем обстоятельством, что использование метода свободных ассоциаций нередко не только не приводит к позитивным результатам, но, напротив, вызывает повышенное чувство тревоги. Поэтому вместо метода свободных ассоциаций он разработал ряд процедур, названных им методом психиатрического или психотерапевтического интервью, основанного на межличностных процессах, возникающих в соучаствующем наблюдении. По его собственному выражению, психиатрическое или психотерапевтическое интервью — это, главным образом, вопрос голосовой коммуникации, в рамках которой тональность, вариации голоса, интонационные изменения речи являются знаками или индикаторами коммуникационного процесса. В классическом психоанализе основное внимание уделялось раскрытию душевных переживаний человека, связанных с его внутренним миром. Большинство психоаналитиков придерживались точки зрения, в соответствии с которой психические расстройства являются следствием личностных переживаний, обусловленных внутренними конфликтами, разыгрывающимися в глубинах психики. В межличностном психоанализе предлагалось иное понимание психических расстройств. Как и в классическом психоанализе, в нем также уделялось внимание переживаниям человека. Однако эти переживания соотносились не столько с индивидуально-личностным миром человека, сколько с межличностными отношениями, предопределяющими как характер, так и глубину его переживаний. Г. С. Салливан исходил из того, что по большей части психические расстройства являются результатом неадекватной коммуникации, возникающей из-за вмешательства страхов и тревог в коммуникационные процессы, имеющие место в контексте межличностных отношений. В процессе аналитической терапии одним из наиболее существенных вопросов для аналитика оказывается вопрос о том, в какой точке происходит нарушение коммуникационного процесса из-за возникновения тревоги. Обнаружение этой точки возможно в том случае, если аналитик обращает внимание на то, в какой момент пациент уходит от обсуждения той или иной проблемы, когда его защитные механизмы начинают особенно активизироваться, в какой ситуации возникает или усиливается его тревожное состояние, в какой момент у него ухудшается настроение или наблюдаются различные соматические проявления. Если психотерапевту удается обнаружить точку перелома, то он может вернуться к исходной ситуации, проанализировать ее и выявить все то, что произошло перед соответствующим изменением. Тем самым он сможет выйти на реальные проблемы пациента, обстоятельное и глубокое КЛАССИЧЕСКИЙ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЙ ПСИХОАНАЛИЗ изучение которых позволит ему оказать необходимую терапевтическую помощь. В конечном счете психические расстройства человека рассматривались Г. С.Салливаном прежде всего через призму межличностных отношений. Для него человек не являлся изолированным существом, находящимся вне контекста межличностного взаимодействия. Личность человека — это не некая абстракция, а продукт межличностного общения, начинающегося с первичных контактов между младенцем и матерью и заканчивающегося широким диапазоном взаимосвязей взрослого человека с другими людьми. Словом, «личность — это относительно устойчивый паттерн периодически возникающих интерперсональных ситуаций, которые характеризуют человеческую жизнь» [22, с. 123]. Таким образом, межличностный психоанализ ориентируется прежде всего на раскрытие межличностных ситуаций, причем не только и не столько в прошлом, как это имело место в рамках классического психоанализа, сколько в настоящем, в ситуации «здесь и теперь». Основная тактика работы аналитика с пациентом выстраивается в следующей последовательности: • проясняются сложившиеся на сегодняшний день ситуации, в которых • выявляются менее явные ответвления от неадекватного способа жизни • с учетом четкого понимания проблемы неадекватного развития исполь • осуществляется такое терапевтическое воздействие на пациента, Межличностный психоанализ основывается на доброжелательном отношении к пациенту как участнику аналитического процесса. Избегая личного вмешательства в жизнь обратившегося за помощью человека, аналитик в то же время становится активным соучастником межличностных ситуаций, интерпретация которых помогает пациенту разобраться в собственных проблемах, связанных с общением с людьми. ГЛАВА 8 ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Э. ФРОММА Э. Фромм (1900-1980) — всемирно известный психоаналитик, психолог и философ, критически переосмысливший психоаналитическое учение 3. Фрейда о человеке и культуре, подвергший критике конформистскую тенденцию в психоаналитическом движении второй половины XX столетия и ратовавший за творческое возрождение психоанализа — за развитие того, что он назвал гуманистическим психоанализом. Эрих Фромм родился 23 марта 1900 г. во Франкфурте-на-Майне (Германия). Он был единственным ребенком в семье ортодоксальных евреев. Его прадед был знатоком священных книг и исследователем Талмуда, отец — сыном раввина, а мать — племянницей известного талмудиста Л.Краузе, под влиянием которого он хотел стать талмудистом. Мать Э. Фромма мечтала, чтобы он стал знаменитым пианистом и до начала Первой мировой войны мальчик занимался музыкой. В возрасте 12 лет Э.Фромм был потрясен самоубийством молодой художницы, которая лишила себя жизни вскоре после смерти своего отца и в завещании просила исполнить ее последнюю волю — похоронить ее рядом с отцом. Юный Э.Фромм не мог понять, как могло произойти такое, когда любовь молодой красивой женщины к отцу оказалась столь сильной, что она предпочла радостям жизни и живописи смерть. Только позднее, познакомившись с идеями 3. Фрейда об эдиповом комплексе, он пришел к понимаю причин потрясшего его в детстве самоубийства молодой художницы. Последующие события, связанные с Первой мировой войной, также заставили юного Э. Фромма задуматься над тем, как и почему люди поддаются ненависти и национальному самообожествлению, каковы причины возникновения войн и как возможно такое, что люди начинают убивать друг друга. Позднее, вспоминая о своих юношеских переживаниях, он 64 ЭРИХ ФРОММ писал: «Меня мучили вопросы о явлениях индивидуальной и общественной жизни, и я жаждал получить на них ответы» [1, с. 300]. В школьные годы Э. Фромм изучал латынь, английский и французский языки, интересовался текстами Ветхого Завета. После получения аттестата зрелости в 1918 г. изучал право во Франкфурте, философию, социологию и психологию в Гейдельберге. В 1922 г. окончил Гейдельбергский университет, получил степень доктора социологии, под руководством немецкого социолога А. Вебера подготовил диссертацию «Об иудейском Законе. К социологии еврейской диаспоры». В 1926 г. Э. Фромм закончил аспирантуру Мюнхенского университета. В 1924г. он познакомился с Ф. Райхманн, прошедшей курс психоаналитической подготовки у Г. Закса, практиковавшей психоанализ, ставшей его первым аналитиком, а два года спустя — женой. В дальнейшем он прошел анализ у трех психоаналитиков, включая В.Виттенберга и Г. Закса. Как и Ф. Райхманн, он отошел от иудейской ортодоксии, а позднее порвал с сионизмом, культивировавшим национализм. Брак с Ф. Райхманн, которая была старше Э. Фромма на 10 лет, оказался недолгим. Прожив вместе более трех лет, они разошлись, однако сохранили дружеские отношения. Впоследствии Ф. Фромм-Райхманн получила мировую известность как психоаналитик, добившийся значительных результатов в работе с больными, страдавшими психическими расстройствами, включая шизофрению. В 1927-1928гг. Э.Фромм установил контакты с Берлинским институтом психоанализа, в котором выступил с такими докладами, как «Лечение случая туберкулеза легких методом психоанализа» (1927) и «Психоанализ мелкого буржуа» (1928). Последний доклад вызвал оживленную дискуссию, в которой участвовали известные психоаналитики того времени, включая Ф.Александера, 3. Бернфельда, Ш.Радо, Г. Закса, М.Эйтингона. В 1929-1930гг. Э.Фромм прошел курс обучения в Берлинском психоаналитическом институте и открыл свой кабинет для частной психоаналитической практики. В начале 1929 г. на торжественном открытии Франкфуртского психоаналитического института он прочел лекцию о применении психоанализа в социологии и науке о религии. В 1930 г. Э. Фромм был избран внештатным членом Немецкого психоаналитического общества. В конце 20-х — начале 30-х гг. он познакомился с известными психоаналитиками К. Хорни и В. Райхом, а также участвовал в обсуждении их докладов в психоаналитическом сообществе. Под влиянием Т. Райка в 1930 г. им была опубликована дискуссионная статья «Развитие догмы Христа. Психоаналитическое исследование социально-психологической функции религии» и сделан доклад «К вопросу о вере во всемогущество мыслей». В 1931 г. он заболел туберкулезом легких и лечился в Давосе у Г. Гроддека, у которого в разное время проходили лечение многие известные психо- 3 - 3550 65 ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Э. ФРОММА аналитики, в том числе Г.Закс, В.Райх, К.Хорни, Ш.Ференци, и который сказал Э. Фромму о том, что его болезнь является результатом нежелания признаться в неудачном браке с Ф. Фромм-Райхманн. В 1929г. Э.Фромм работал во Франкфуртском психоаналитическом институте, получившем пристанище в Институте социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, возглавляемом М.Хоркхаймером, который прошел курс психоанализа у К. Ландауэра. В период с 1930 по 1933 г. он работал в Институте социальных исследований, где руководил отделом социальной психологии и проводил эмпирические исследования, на основе которых был сделан вывод, что рабочие и служащие Германии не окажут сопротивления приходу нацизма к власти. Именно в этот период он познакомился с идеями К. Маркса и Я. Баховена, опубликовавшего работы по теории материнского права. В 1932 г. вышла в свет его статья «Психоаналитическая характерология и ее значение для социальной психологии», в которой содержались представления об общественном характере. В 1933г. по приглашению Ф.Александера Э.Фромм приехал в США для чтения лекций в Чикагском психоаналитическом институте, где к тому времени обосновалась К. Хорни. Год спустя он перебрался в Нью-Йорк, где на протяжении нескольких лет работал в Институте социальных исследований, который до 1934г. функционировал в Женеве, а затем присоединился к Колумбийскому университету. В рамках института им был подготовлен социально-психологический раздел, включавший в себя идеи об авторитарном характере. Этот раздел вошел в опубликованный М.Хоркхаймером сборник «Исследования авторитета и семьи» (1936), предопределивший последующее изучение данной проблематики, нашедшей отражение, в частности, в получившем широкую известность труде Т.Адорно «Авторитарный характер» (1950). В 30-е гг. Э.Фромм преподавал в Нью-Йоркском, Колумбийском и Йельском университетах, а также сотрудничал с Г.С.Салливаном, К.Хорни, Ф.Фромм-Райхманн и К.Томпсон, которая, пройдя анализ у Ш. Ференци, впоследствии продолжила его у Э. Фромма. В основанном в 1938 г. Г. С. Салливаном журнале «Психиатрия» он впервые опубликовал свои статьи на английском языке. Из-за идейных разногласий с коллегами (в частности, с Т.Адорно и М.Хоркхаймером), не разделявшими его критическое отношение к некоторым концепциям 3. Фрейда, в 1938 г. он отказался от сотрудничества с Институтом социальных исследований. В 1941-1943 гг. Э. Фромм преподавал в Американском институте психоанализа, созданном рядом психоаналитиков, покинувших Нью-Йоркское психоаналитическое общество из-за дисквалификации К.Хорни как обучающего аналитика (фактически, за ее критику классического психоана- ЭРИХ ФРОММ лиза). В 1943 г. комиссия данного Института не удовлетворила требование студентов предоставить Э.Фромму, не имеющему медицинского образования, право вести клиническо-технический семинар, и в ответ на его несогласие с подобным решением лишила его привилегий преподавателя. Конфликт был предопределен не только позицией американских коллег, разделявших официальную точку зрения, согласно которой психоаналитики должны иметь медицинское образование, но и ухудшением отношений с К.Хорни, одна из дочерей которой проходила анализ у Э.Фромма, в результате чего у нее усилился протест против матери. Часть психоаналитиков, включая Г.С.Салливана и К.Томпсон, ушли вместе с Э.Фроммом из Американского института психоанализа и, объединившись с коллегами из Вашингтон-Балтиморского психоаналитического общества, создали филиал Вашингтонской школы психиатрии, основанной Г.С.Салливаном в 1936г. На протяжении ряда лет, начиная с 1946 г., когда филиал Вашингтонской школы психиатрии был переименован в Нью-Йоркский институт психологии, психиатрии и психоанализа им. У.Уайта, Э.Фромм принимал активное участие в работе данного института и подготовке специалистов в области психоанализа. До переезда в Мехико он руководил учебной частью и преподавательским персоналом, а после своего отъезда из США периодически приезжал в Нью-Йорк для чтения лекций и проведения семинаров в институте. С 1949 по 1967г. Э.Фромм жил и работал в Мексике, куда пришлось переехать по совету врачей, рекомендовавших его второй больной жене, брак с которой был заключен в 1940 г., сменить климат и попробовать лечение радиоактивными источниками в Сан Хосе Пурна. В 1951г. он стал внештатным профессором медицинского факультета Национального университета в Мехико. В качестве обучающего и контролирующего аналитика он подготовил группу мексиканских психоаналитиков. В 1953 г., после смерти второй жены, Э. Фромм вновь женился и переехал в пригород Мехико. В 1956 г. по его инициативе было основано Мексиканское психоаналитическое общество. С целью распространения психоаналитических знаний в испаноязычном регионе Э. Фромм организовал публикацию серии «Психологическая библиотека», основал «Журнал психоанализа, психиатрии и психологии», а также организовал цикл лекций, в котором приняли участие видные ученые. В 1957 г. по его инициативе был проведен семинар по психоанализу и дзен-буддизму, в котором, наряду с известным в то время представителем дзен-буддизма Д. Судзуки, приняли участие около 40 психоаналитиков и психиатров. На протяжении нескольких лет Э.Фромм осуществлял подготовку психоаналитиков на медицинском факультете университета в Мехико, а с 1963г. — в Мексиканском институте з* 67 ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ Э. ФРОММА психоанализа. В 1957 г. совместно с М.Маккоби и другими сотрудниками он начал исследовать характер одной мексиканской деревни. Результаты этого полевого исследования нашли свое отражение в публикации «Психоаналитическая характерология в теории и практике. Общественный характер мексиканской деревни» (1970). Не являясь членом Международной психоаналитической ассоциации, Э. Фромм инициировал создание Международного форума психоанализа, позволившего единомышленникам обмениваться мнениями по актуальным проблемам теории и практики психоанализа. Этот форум проводился в Амстердаме (1962), Цюрихе (1965), Мехико (1969), Нью-Йорке (1972), Цюрихе (1974), Берлине (1977). В 60-е гг. Э. Фромм принимал активное участие в политических событиях США и мира в целом. Он стал членом Социалистической партии США, подготовил новую программу, но после того, как она не была принята руководством этой партии, вышел из нее. Э.Фромм включился в политическое движение в защиту мира, в 1962 г. принимал участие в качестве наблюдателя в конференции по разоружению, состоявшейся в Москве. Он был членом национального комитета «Американское объединение за гражданские свободы», поддерживал кампанию за ядерное разоружение, сотрудничал с вашингтонским Институтом по исследованию проблем мира, принимал активное участие в предвыборной кампании 1968 г. по выдвижению в кандидаты на пост президента США сенатора-демократа Ю. Маккарти. С 1960 по 1973г. Э.Фромм проводил летние месяцы в Локарно (Швейцария). В 1974г. он принял решение не возвращаться в Мексику, а в 1976 г. окончательно переехал в Швейцарию. Перенеся три инфаркта, в преклонном возрасте Э.Фромм продолжал ежедневно медитировать, следуя учению одного буддистского монаха из Шри-Ланки. Он умер 18 марта 1980 г. в г. Муральто, почетным гражданином которого стал незадолго до смерти. Во Франкфурте, где он родился, состоялось посмертное чествование, сопровождавшееся награждением мемориальной медалью Гете. Э. Фромм — автор многочисленных статей и книг. Первая фундаментальная работа — «Бегство от свободы» (1941), принесшая ему известность, неоднократно переиздаваемая в различных странах мира и содержащая основные идеи, творческое развитие которых нашло отражение в его последующих публикациях. К числу наиболее значительных его работ относятся «Человек для себя» (1947), «Психоанализ и религия» (1950), «Забытый язык» (1951), «Здоровое общество» (1955), «Искусство любить» (1956), «Дзен-буддизм и психоанализ» (1960, в соавторстве с Д. Сузуки), «Концепция человека у Маркса» (1961), «Вне цепей иллюзий» СВОБОДА И МЕХАНИЗМЫ БЕГСТВА ОТ НЕЕ (1962), «Душа человека» (1964), «Вы будете как боги. Радикальная интерпретация Ветхого завета и его традиций» (1966), «Революция надежды» (1968), «Миссия Зигмунда Фрейда» (1969), «Анатомия человеческой дест-руктивности» (1973), «Иметь или быть» (1976), «Психоанализ Зигмунда Фрейда — величие и границы» (1979) и др.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |