КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Микаэл Балинт
366 363 Инстинкты жизни и смерти Как известно, в 20-е гг. XX столетия 3. Фрейд пересмотрел свои предшествующие представления о влечениях человека и выдвинул идею о существовании влечения к жизни и влечения к смерти. Данная идея вызвала неоднозначную реакцию у психоаналитиков того поколения, часть которых не восприняла метапсихические конструкции, связанные, в частности, с признанием влечения к смерти и инстинкта смерти. М. Кляйн была одним из немногих психоаналитиков, которые не только признали наличие инстинкта жизни и инстинкта смерти у человека, но и предприняли попытку дальнейшего осмысления данной проблематики. В ее понимании деструктивные импульсы, олицетворяющие собой инстинкт смерти, являются первичным фактором, обуславливающим тре- ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ШКОЛА М. КЛЯЙН вогу ребенка. Опасности, возбуждаемые страхом уничтожения (смерти) — первичная причина тревоги. Младенческий опыт заставляет ребенка враждебно воспринимать окружающий мир, включая первый внешний объект, — материнскую грудь. Ребенок начинает ощущать исходящую от груди угрозу для жизни. Подобная фрустрация является реакцией на его собственные деструктивные импульсы, направленные на грудь. Такое проецирование ведет к отклонению инстинкта смерти вовне, а атакуемая материнская грудь оказывается представителем инстинкта смерти. По выражению М. Кляйн, «фрустрирующая (плохая) внешняя грудь благодаря работе механизма проекции становится олицетворением инстинкта смерти во внешнем мире» [18, с. 405]. Вместе с тем уже на первых стадиях развития ребенка интроециро-ванная в ситуации удовлетворения «хорошая» грудь становится жизненно важной частью Я, укрепляющей способность к интеграции. Внутренняя «хорошая» грудь не только способствует обретению уверенности в борьбе с тревогой, но и оказывается представителем инстинкта жизни внутри психики ребенка. По выражению М. Кляйн, присутствие матери, укрепляющее либидозное отношение ребенка к ней, служит «опорой для инстинкта жизни в его борьбе с инстинктом смерти» [19, с. 335]. Когда тревога преследования и депрессивная тревога уменьшаются и модифицируются, то изменяется равновесие в слиянии влечения к жизни и влечения к смерти, в слиянии либидо и агрессии. Соответствующее изменение предполагает важные перемены в структуре Я и Сверх-Я. Так, тенденция Я интегрировать себя воспринималась М. Кляйн в качестве выражения инстинкта жизни, а интернализация «хорошей» и «плохой» (пожирающей) груди — в качестве образующих элементов ядра Сверх-Я в его хорошем и плохом аспектах. Если в слиянии инстинкта жизни и инстинкта смерти первый берет верх над вторым, и соответственно либидо преобладает над агрессией, то «хорошая» грудь более прочно формируется в психике ребенка. Основной же источник душевных расстройств заключен в чрезмерности агрессивных импульсов, увеличивающих жадность ребенка и понижающих его способность к перенесению фрустрации. М. Кляйн полагала, что агрессия составляет часть наиболее раннего отношения ребенка к груди матери. В этом смысле она разделяла позицию ее аналитика К.Абрахама, который выделил феномен «вампирического сосания». Но она была не согласна с его утверждением, что появление орально-садистских, деструктивных импульсов у ребенка имеет место только на стадии кусания, когда у ребенка прорезаются зубы. С ее точки зрения деструктивные импульсы у ребенка наиболее сильны на самых ранних этапах его жизни, когда у него проявляются орально-садистические наклонности, ИНСТИНКТЫ ЖИЗНИ И СМЕРТИ связанные как со стремлением пожирать и вычерпывать материнскую грудь, так и с фантазиями пожирания и опустошения материнского тела. Первоначально, в частности, в работе «Психоанализ детей» (1932) М. Кляйн писала о слиянии агрессивных импульсов, ведущем к возникновению «фазы максимального садизма». Она полагала, что агрессивные импульсы достигают своей высшей точки проявления в период доминирования тревоги преследования. Эта тревога стимулируется деструктивным инстинктом и оказывается постоянно подкрепляющейся благодаря проекции деструктивных импульсов на объект. Ее особенность состоит в том, что тревога преследования усиливает ненависть и атаки на объекты, воспринимаемые и переживаемые ребенком в качестве преследователей. В дальнейшем, после выдвижения концепции депрессивной позиции, М. Кляйн высказала точку зрения, в соответствии с которой по мере развития объектных отношений между третьим и шестым месяцем жизни ребенка у него ослабевают деструктивные импульсы, тревога преследования, а на первый план выдвигается депрессивная тревога. Таким образом, если раньше она говорила о фазе максимального садизма, достигающей своего предела в середине первого года, то со временем она пришла к предположению, что эта фаза соответствует параноидно-шизоидной позиции, относящейся к первым трем месяцам жизни ребенка. Способность любить, сила жадности и защиты против жадности — вот три взаимосвязанных фактора, которые представляют собой, по мнению М. Кляйн, «выражение определенных состояний слияния инстинктов жизни и смерти» [20, с. 382]. М. Кляйн исходила из предположения, что существует тесная связь между агрессией и либидо. Взаимодействие между ними представляет собой слияние и противоположность инстинкта жизни и инстинкта смерти. Один из аспектов такого взаимодействия связан с возможностью ослабления деструктивных импульсов посредством либидо. В результате непрекращающейся активности инстинкта смерти возникает тревога. Эта тревога в принципе неустранима. Однако она может быть нейтрализована благодаря мощи инстинкта жизни, что предполагает установление оптимального взаимодействия между либидо и агрессией. В конечном счете М. Кляйн пришла к утверждению того, что время от времени повторяющийся опыт преодоления ненависти и враждебности, по сути дела преодоление инстинкта смерти инстинктом жизни, является решающим условием, необходимым для развития способности Я интегрировать себя и синтезировать противостоящие друг другу аспекты внутренних и внешних объектов. Более того, она полагала, что вызванная угрозой внутреннего инстинкта смерти первоначальная тревога может быть причиной того, почему Я действует с момента рождения ребенка. 365 ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ШКОЛА М. КЛЯЙН Классический психоанализ и кляйнианство Было бы некорректно говорить о том, что в классическом психоанализе не затрагивался вопрос о тревоге, которую может переживать младенец в связи с тем или иным отношением к матери, что стало предметом особого внимания со стороны М. Кляйн. Известно, что в таких работах, как «По ту сторону принципа удовольствия» (1920) и «Торможение, симптом и страх» (1926) З.Фрейд приводил свои размышления по поводу игры и переживаний ребенка, связанных с уходом матери. Он считал, что переживаемая маленьким ребенком тревога создает травматическую ситуацию, оборачивающуюся подчас ситуацией опасности, когда утрата любви становится решающим фактором, оказывающим влияние на развитие процесса тревоги. В отличие от подобной точки зрения, М. Кляйн полагала, что маленький ребенок переживает по отношению к матери не только любовь, но и ненависть. Так, когда потребности ребенка оказываются неудовлетворенными ввиду отсутствия матери, он может ощущать это как следствие своих деструктивных импульсов, вследствие чего у него возникают тревога, включая тревогу преследования, и вина. Являющаяся основой депрессивной позиции, эта тревога преодолевается ребенком посредством различных игр, приносящих ему некоторое утешение. Первые интроецированные объекты («хорошая» и «плохая» грудь) формируют ядро Сверх-Я, т.е. возникновение Сверх-Я происходит на более ранней стадии развития ребенка, по сравнению с тем, что утверждалось в классическом психоанализе. На этой стадии доминируют расщепление, всемогущество, отрицание и контроль над внешними и внутренними объектами. Возникшее Сверх-Я постепенно достраивается хорошими и плохими фигурами, интернализованными в любви и ненависти на различных этапах развития ребенка. Причем эмоциональное развитие ребенка, его отношение к объектам и развитие у него Сверх-Я с самого начала взаимодействуют между собой. В свете этих представлений М. Кляйн по-иному рассматривала проблему вины. Если 3. Фрейд соотносил вину со становлением эдипова комплекса, то в понимании М. Кляйн переживание вины имеет место на более раннем этапе развития ребенка, а именно в течение первых трех-четы-рех месяцев его жизни. В работе «Ранние стадии Эдипова конфликта» (1928) она высказала гипотезу о том, что суровость Сверх-Я в определенной степени обусловлена агрессией ребенка, проецируемой на Сверх-Я. Более того, она даже считала, что ее гипотеза была не только воспринята 3. Фрейдом, но и нашла свое отражение в работе основателя психоанализа «Неудовлетворенность культурой» (1930), где содержались его раз- КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ И КЛЯЙНИАНСТВО мышления о чувстве вины, в котором преобладает подавляемая Сверх-Я агрессивность. Известно, что 3. Фрейд считал проблему страха одной из центральных для понимания как жизни человека в целом, так и возникновения его психических расстройств в частности. Пытаясь осмыслить данную проблему, он различал реальный и невротический страх. Первый вид страха он соотносил с объективной опасностью, угрожающей человеку со стороны внешних по отношению к нему объектов, второй — с неизвестной опасностью, угрожающей ему со стороны бессознательных влечений и находящей свое отражение в его субъективном состоянии. Обращаясь к осмыслению проблемы тревоги, М. Кляйн приняла разделение З.Фрейда на объективный (реальный) и невротический страх. Вместе с тем она подчеркнула, что с первых месяцев жизни ребенка существует устойчивое взаимодействие между объективной и невротической тревогой, между тревогой, обусловленной внешними и внутренними причинами, тревогой, относящейся к «внешней» матери, и тревогой, связанной с «внутренней» матерью. При этом она исходила из того, что каждый младенец испытывает психотические по сути тревоги и что «инфантильный невроз — это нормальное средство для преодоления и уменьшения этих тревог» [21, с. 47]. С точки зрения М. Кляйн, даже у нормальной личности дающие начало тревоге внешние переживания активизируют тревогу, происходящую от внутрипсихических источников. Ни один человек не может оставить всецело свои старые ситуации тревоги и, следовательно, любая здоровая личность может столкнуться с невротическим заболеванием. Это означает, что взаимодействие между объективной тревогой и тревогой невротической в принципе аналогично взаимодействию между внешней реальностью и реальностью психической. Подобное понимание тревожности младенца и взрослого человека предопределяло направленность терапии, которая, в понимании М. Кляйн, должна уменьшать тревогу пациента, вызванную деструктивными и преследующими внутренними объектами (родителями). Если это удается осуществить, то уменьшается ненависть и другие тревоги, в результате чего пациент оказывается в состоянии пересмотреть свое отношение к родителям (живым или ушедшим из жизни), стать более терпимым к ним и в конечном счете преодолеть инфантильную депрессивную позицию, с которой ему не удалось справиться в детстве. М. Кляйн проявила интерес к ранним источникам возникновения таких феноменов, как зависть и благодарность, что не было предметом специального рассмотрения в рамках классического психоанализа З.Фрейда. Правда, основатель психоанализа выдвинул концептуальное положение о наличии у девочки зависти к пенису, но М. Кляйн, считавшая открытие ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ШКОЛА М. КЛЯЙН 3. Фрейдом зависти к пенису у женщин основным его вкладом в понимание зависти, рассматривала данную проблему под иным углом зрения. В частности, она полагала, что корни женской зависти к пенису лежат в ранних отношениях с матерью и что зависть как таковая является орально-садистским и анально-садистским выражением деструктивных импульсов, имеющих конституциональную основу. В этом отношении ее позиция была близка к взглядам К. Абрахама о конституционном факторе, определяющем силу оральных импульсов. Другое дело, что, в отличие от К.Абрахама, она исходила из того, что зависть и враждебность возникают у ребенка на более ранней стадии его развития. При осмыслении этих феноменов М. Кляйн пришла к выводу, что зависть — это «наиболее мощный фактор, подрывающий чувства любви и благодарности у самого их корня, поскольку она [зависть. — В. Л. ] влияет на наиболее ранние из всех отношений, отношения с матерью» [22, с. 12]. Самым первым объектом зависти ребенка является, по ее мнению, кормящая грудь, поскольку он ощущает, что эта грудь обладает тем, в чем он нуждается. Все последующие формы зависти представлялись ей сосредоточенными уже не на груди, а на матери, вынашивающей в себе детей, рожающей и способной вскармливать их. К последующим формам зависти относилась ею и зависть, проявляющаяся в ситуации переноса, когда пациент мог выражать недоброжелательность по отношению к успешной работе аналитика. Исходя из этого, она считала, что зависть и защиты от нее играют важную роль в негативной терапевтической реакции. Кроме того, М. Кляйн полагала, что как у женщин, так и у мужчин зависть играет важную роль в желании избавиться от атрибутов противоположного пола и обладать соответствующими атрибутами своего пола или украсть их у родителей. Причем чувство мужчины, что он создал ребенка, оказывается противодействующим ранней детской зависти мальчика к материнской женственности. Что касается феномена благодарности, то М. Кляйн связывала его в основном с чувством вины и в меньшей степени со способностью к любви. При этом она признавала существенные различия между чувством вины и благодарностью, имеющие место на самом глубоком уровне. М. Кляйн пересмотрела представления 3. Фрейда об эдиповом комплексе. В своих размышлениях о данном комплексе она исходила из того, что на ранней стадии развития младенца его депрессивные чувства и боязнь потерять мать становятся одним из толчков, определяющих его обращение к отцу. Депрессивная позиция и ранняя стадия эдипова комплекса оказываются не только находящимися в тесной связи друг с другом, но и одновременно развивающимися. КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ И КЛЯЙНИАНСТВО С точки зрения М. Кляйн, ранние эдипальные желания ребенка направлены как на частичные, так и на целостные объекты. По ее выражению, «желаемый и ненавидимый ребенком отцовский пенис существует для него не только как часть тела отца, но и одновременно ощущается им как существующий внутри материнского тела» [23, с. 316]. Ребенок может комбинировать родительские фигуры таким образом, что в его фантазиях мать содержит пенис отца или всего отца, а отец — грудь матери или всю мать. Такие фантазии способствуют изображению ребенком «женщины с пенисом». В результате переведения подобных образов во внутренний план ребенок образует комбинированные родительские фигуры внутри себя, что может служить основанием для возникновения психотической тревоги. В конечном счете именно ядро инфантильных депрессивных эмоций активно участвует в становлении эдипова комплекса. Вместе с тем М. Кляйн полагала, что ранние стадии прямого (позитивного) и инвертированного (негативного) эдипова комплекса помогают ребенку преодолеть его депрессивную позицию, поскольку либидо и депрессивная тревога в некоторой степени отклоняются от матери, что стимулирует объективные отношения и ослабляет интенсивность депрессивных чувств. Эдипальные желания по отношению к родителям порождают конфликты, связанные с переживаниями по отношению к двум одновременно любимым и ненавидимым людям. Однако преодоление этих конфликтов является частью процесса модификации тревоги, охватывающей младенчество и первые годы жизни. Таким образом, если, согласно З.Фрейду, эдипальная стадия развития соотносится приблизительно с пяти-шестилетним возрастом ребенка, то в представлении М. Кляйн ранняя стадия прямого или инвертированного эдипова комплекса приходится на возраст примерно около середины первого года. Причем ранние проявления эдипова комплекса соотносились ею со специфическим восприятием детьми обоего пола материнской груди. Данная позиция была наглядно отражена в ее работе «Эдипов комплекс в свете ранних детских тревог» (1945), в которой, наряду с изложением клинического материала, было осуществлено сравнение собственных выводов относительно эдипова комплекса с соответствующими взглядами 3. Фрейда. «По моему мнению, — писала М. Кляйн по этому поводу, — развитие эдипова комплекса начинается уже на первом году жизни и протекает у обоих полов в одном и том же направлении. Отношение к материнской груди является на этом этапе наиболее существенным фактором, детерминирующим весь последующий процесс эмоционального и сексуального развития. Поэтому я и делаю отношение к материнской груди отправным пунктом своего рассмотрения в последующем описании начальных стадий развития эдипова комплекса у детей обоих полов» [24, с. 116]. 369 ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ШКОЛА М. КЛЯЙН В клинической работе М.Кляйн исходила из того, что сопротивление пациентов, обнаруживаемое при анализе эдиповой ревности или враждебности, не достигает той интенсивности, с которой приходится сталкиваться при анализе зависти и ненависти к груди. Поэтому оказание помощи пациентам в прохождении через эти глубокие конфликты и страдания является наиболее эффективным средством повышения их стабильности и интеграции. Подобная помощь позволяет пациентам с помощью переноса установить хороший объект, укрепить любовь к нему и приобрести уверенность в себе. Уже отмечалось, что, отталкиваясь от идей 3. Фрейда об инстинктах жизни и смерти, М.Кляйн выдвинула предположение о том, что тревога связана с инстинктом смерти. Развивая дальше это предположение, она пришла к мысли, что причины тревоги заключены в страхе смерти. Если 3. Фрейд полагал, что страх смерти следует рассматривать в качестве аналога страха кастрации, то М. Кляйн не только не согласилась с подобным утверждением основателя психоанализа, но и пришла к мысли о реально существующем бессознательном страхе перед уничтожением жизни. При этом она полагала, что страх смерти с самого начала входит в состав страха перед Сверх-Я, является составной частью страха кастрации и подкрепляет его, но не представляется «аналогичным» ему, как это виделось 3. Фрейду. Одна из целей классического психоанализа состояла в оказании помощи пациенту по осознанию его бессознательных влечений. В терминах структурной теории эта цель была емко выражена в формуле «Там, где было Оно, должно стать Я». Не отрицая значимости осознания бессознательного, М. Кляйн в то же время внесла свою корректировку в понимание задач и целей психоанализа. Признав важность формирования объектных отношений в процессе развития ребенка, она пришла к выводу, что одна из существенных задач психоанализа состоит в том, чтобы в том случае, когда фундаментальные механизмы в отношениях между Я и Сверх-Я не имели в достаточной мере места в раннем развитии, дать пациенту возможность сделать это ретроспективно. Реализация данной задачи возможна, по ее представлению, только посредством анализа наиболее ранних стадий развития и обстоятельного анализа как позитивного, так и негативного переноса. Известно, что 3. Фрейд уделял значительное внимание анализу позитивного переноса, включая эротизированный перенос пациентов. В меньшей степени он обращал внимание на необходимость тщательной проработки негативного переноса. Это упущение было подмечено В. Райхом, который считал, что вслед за 3. Фрейдом классически ориентированные психоаналитики или вообще не обращаются к рассмотрению латентного 37° КЛАССИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ И КЛЯЙНИАНСТВО негативного переноса, или стараются избегать его проявлений со стороны пациентов во время терапевтической деятельности. Говоря о формировании в психике ребенка «хороших» и «плохих» объектов, М. Кляйн полагала, что в аналитической ситуации пациент может воспроизводить соответствующие объекты по отношению к аналитику и в нем самом. В состоянии переноса внешние и внутренние фигуры, воспринимаемые пациентом как хорошие и плохие, а также формирующие развитие Сверх-Я и объектных отношений, соотносятся с аналитиком. Стало быть, время от времени аналитик может выступать в качестве символа пугающей фигуры, и только таким образом может быть ослаблена и преодолена младенческая тревога преследования. Если аналитик стремится подкрепить позитивный перенос, то он как бы автоматически избегает того, чтобы играть в психике пациента роль «плохого» объекта. Он будет интроецировать себя как «хороший» объект. Однако, как считала М.Кляйн, даже при всем том, что в ряде случаев вера в хороший объект может быть усилена и укреплена в достаточной степени, тем не менее психическое состояние пациента не обретет необходимой для выздоровления стабильности, поскольку он не окажется способным пережить тревогу, подозрение и ненависть, которые на ранних стадиях развития были связаны с опасными фигурами родителей. «И только в процессе анализа как негативного, так и позитивного переноса, в результате которого аналитик выступает то в роли хорошего, то в роли плохого объекта, любимой или ненавидимой фигуры, то вызывая восторг пациента, то рождая в нем страх, пациенту удается проработать, а следовательно и модифицировать ранние стадии тревог, уменьшается расщепление между плохими и хорошими фигурами, они становятся более синтезированными, т. е. агрессия смягчается благодаря либидо. Иначе говоря, тревога преследования и депрессивная тревога, можно сказать, ослабляются в самом своем основании» [25, с. 336-337]. В понимании М.Кляйн анализ должен доходить до самых глубин. В этом случае зависть и страх зависти у пациента ослабляются, что приводит его к большей вере в конструктивные силы, в способность к любви. В результате анализа пациент может стать более терпимым к собственным ограничениям. У него будет иметь место улучшение объектных отношений и более ясное восприятие внутренней и внешней реальности. В соответствии со способностью к стабильному установлению хорошего объекта у пациента возрастает и способность к творчеству. Словом, надежда на оказание помощи пациентам основывается на анализе того, какие ранние нарушения оказали влияние на развитие человека. Если в процессе анализа более интегрированное Я окажется способным к переживанию вины и ответственности, что не переносилось 371 ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ШКОЛА М. КЛЯЙН в детстве, то ненависть человека смягчится любовью, а сопутствующие деструктивным импульсам жадность и зависть утратят свою силу. В целом, отталкиваясь от идей классического психоанализа и углубляя психоаналитические представления о психическом развитии ребенка, возникновении у него внутренних объектов и тревожных состояний, М. Кляйн способствовала расширению горизонта психоаналитического видения механизмов функционирования бессознательного. Как заметила одна из приверженцев ее идей Дж. Райвори, «Фрейд открыл бессознательную душу человека, Кляйн же исследовала наиболее отдаленные ее уголки» [26, с. 39]. Заслуга М. Кляйн в развитии теории и практики психоанализа состояла также в том, что она способствовала выдвижению теории объектных отношений, поддержанной рядом психоаналитиков в середине XX в. и получившей распространение в современном психоаналитическом движении. ГЛАВА 13 ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ (М. БАЛИНТ, Д. ВИННИКОТТ, Р. ФЕЙРБЕЙРН) Микаэл Балинт — венгерский психоаналитик, один из представителей британской школы психоанализа. Родился 3 декабря 1896 г. в Будапеште в семье практикующего врача. В 1914 г. начал изучать медицину в Будапеште, получил медицинское образование, став доктором медицины в 1920г. Будучи студентом, прочитал некоторые работы З.Фрейда, включая «Три очерка по теории сексуальности», после чего серьезно заинтересовался психоанализом. Переехав в Берлин, изучал философию, филологию, биохимию и одновременно углублял свои познания в области психоанализа. Вместе со своей первой женой А. Балинт прошел курс психоаналитического обучения у Г. Закса в Берлине, а позднее — у Ш. Ференци в Будапеште. В дальнейшем он не только развивал идеи Ш. Ференци, но и внес значительный вклад в подготовку и издание его работ на английском языке, способствовав тем самым освоению идейного наследия венгерского психоаналитика и приобщению к нему психоаналитиков из разных стран мира. Свою работу в качестве психоаналитика М. Балинт начал в 1922 г. Два года спустя он стал доктором философии, а в 1926 г. — членом Венгерского психоаналитического общества. В 1927 г. провел первые психоаналитические семинары для практикующих врачей в Будапеште. В 1936 г. получил диплом по клинической медицине и психоневрологии. С 1935 по 1939 г. занимал пост директора Будапештского психоаналитического института. ПСИХОЛОГИЯ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ (М. БАЛИНТ и др.) В 1939 г. М.Балинт эмигрировал в Англию, где в 1944 г. стал лицензиатом Королевского колледжа врачей и Королевского колледжа хирургов в Эдинбурге, а в 1945 г. получил степень магистра психологии в университете Манчестера. В дискуссиях, развернувшихся в 40-х гг. XX столетия в Англии между психоаналитиками — приверженцами А. Фрейд и М. Кляйн, он занял нейтральную позицию, со временем превратившуюся в третью, независимую группу Британского психоаналитического общества. С 1950 по 1953г. М.Балинт был научным секретарем Британского психоаналитического общества. Работал консультантом-психиатром в Тэвистонской клинике в Лондоне. В 1955 г. стал президентом медицинского отделения Британского общества психологов. В 1956г. М.Балинт вместе со своей второй женой Энид (первая его жена, психоаналитик Алиса Балинт, умерла в 1939 г., несколько месяцев спустя после эмиграции в Англию) начинает проводить Лондонские учебные семинары для врачей, консультантов и социальных работников. Эти семинары привлекли к себе внимание ряда психоаналитиков и впоследствии были названы «балинтовскими группами». В 1957 г. М. Балинт стал профессором психиатрии в медицинском колледже медицины при университете Цинциннати (США), в 1966г. — руководил учебными семинарами отделения психиатрической медицины при университетской клинике в Лондоне, в 1968 г. — избран президентом Британского психоаналитического общества. Умер 31 декабря 1970 г. от сердечного приступа. М. Балинт — автор ряда статей, включая «Психосексуальные параллели с биогенетическим законом» (1932), «Критика теории догенитальной организации либидо» (1935), «Эрос и Афродита» (1936), «Ранние стадии развития Я. Первичная объектная любовь» (1937), «Первичная любовь и терапевтическая техника» (1952). Он также является автором книг: «Проблемы удовольствия и поведения человека» (1956), «Врач, его пациент и болезнь» (1957), «Базисный дефект. Терапевтические аспекты регрессии» (1968)и др.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1152; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |