КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Смешанная (комплексная) моторная афазия с преобладанием афферептной
Смешанная (комплексная) моторная афазия с преобладанием эфферентной 1) Спонтанная и диалогическая речь может от- сутствовать (звуковая, слоговая, словесная эмболо- фазия) либо быть бедной, односложной, фрагмен- тарной 2) Автоматизированная речь в той или иной степени сохраняется, но осуществляется с арти- куляторными искажениями, смазанностью, нечет- костью произношения 3) Отраженная речь может отсутствовать или осуществляться сопряженно (при эмболофазни). В менее грубой степени выраженности речевого де- фекта сохраняется возможность повторения отдель- ных слогов, частотных слов, простых коротких пред- ложений. Повторение серий гласных звуков, слогов, слов, многосложных предложений, сложных слов всегда грубо нарушается. Сохраняются произноси- тельные дефекты речи 4) Произносительные нарушения носят комплек- сный характер: напряжение в речи, затруднения в приступе к слову с искажением первой артикуляции, иногда запинки, замедление темпа речи сочетаются с не очень грубыми стойкими или динамичными искажениями отдельных артикулем. Смазанное, не- четкое произношение затрудняет понимание речи больного 5) Нарушения и поиски артикуляторных укладов часто находят отражение в литеральных парафазиях 6) Номинативная функция может отсутствовать (при эмболофазии), либо предъявленный объект обозначается неправильно, или искажается струк- тура слова. Подсказка и контекст помогают, но произношение не улучшается или улучшается не- значительно 7) Понимание ситуативной речи, простых за- даний, значений отдельных слов соответствует сте- пени выраженности речевых расстройств: чем гру- 1 — 3 3 2 — 3 1 — 2 2 — 3 1 — 2 2 — 3
бее проявления комплексной афазии, тем больше страдает функция понимания речи, чем она мень- ше, тем меньше эти нарушения 8) Всегда грубо нарушается понимание слож- ных грамматических конструкций 9) Чтение вслух отсутствует. Иногда сохраня- ется прочтение отдельных идеограмм и простых слов 10) Чтение про себя отсутствует. Возможно подкладывание подписей-наименований к предмет- ным картинкам. Письменные задания не выпол- няются 11) Письмо самостоятельное и под диктовку отсутствует. Нарушено письмо автоматизированных энграмм и простых коротких слов. Проговаривание не облегчает письмо 1 — 2 1) Спонтанная и диалогическая речь отсутст- вует (слоговая эмболофазия). В менее тяжелых случаях возможно произношение отдельных слов, словосочетаний и даже коротких фраз. Нестойкие литеральные парафазии отражают поиск артику- ляторных укладов 2) Автоматизированная речь отсутствует. В ме- нее тяжелых случаях осуществляется с подсказкой артикуляций 3) Отраженная речь нарушается по-разному. В тяжелых случаях она может отсутствовать. Некоторым больным помогает подсказка арти- куляторных укладов, но объем воспроизводи- мого ограничивается изолированными речевыми звуками, открытыми слогами и простыми сло- вами. В случаях, когда возможность повторения более расширена, она осуществляется с лите- ральными парафазиями и артикуляторными ис- кажениями 4) Произносительные нарушения характеризу- ются стойкими артикуляторными дефектами речи: искажением артикулем, нечеткостью, «смазанно- стью» произношения, недоговариванием (редук- цией) окончаний, нарушением мелодики речи, 15б 2 — 3 2 — 3 2 — 3 ' 1н
иногда напряжением и запинаниями, интонацион- ным однообразием 5) Называние изображений предметов и дей- ствий отсутствует. Подсказка не помогает. В слу- чаях, когда частично сохраняется возможность но- минации, выявляются литеральные парафазии и грубые дефекты произношения 6) Выраженные нарушения артикуляторйого праксиса 7) чтение вслух может отсутствовать или осу- ществляться с грубыми литеральными паралекси- ями и дефектами произношения, тяжесть которых пропорциональна нарушениям фонологического анализа и артикуляторных укладов 8) Самостоятельное письмо и письмо под дик- товку отсутствует, но иногда возможно написание некоторых автоматизированных энграмм, отдель- ных букв и даже нескольких простых слов. По- вторение ухудшает написание 2 — 3 2 — 3 3.3. Нейропсихологические синдромы Клинико-психологические описания нейропсихологических синдромов, данные экспериментальных исследований в связи с их изучением, возможные механизмы нарушений и тоника очагов поражения мозга приводятся во многих руководствах по частным проблемам нейропсихологии, особенно в афазио- логии. В отечественной литературе наиболее полное описание нейропсихологических синдромов с позиций клинической пси- хологии в период до начала 70-х годов приводится И. М. Тон- коногим (1973). Анализ ряда руководств по клинической ней- ропсихологии, упоминавшихся в разделе 1.1, позволяет утвер- ждать, что за последние 25 лет в нейропсихологической феноменологии существенных изменений не произошло. Поэ- тому мы с полным основанием используем для описания син- дромов нарушения гнозиса, праксиса, схемы тела и т. п. ма- териалы монографии И. М. Тонконогого, который является со- автором этого раздела книги.
АГНО 3 И И 3.3.1. Зрительные апюзии — нарушения зрительного ! узнавания при достаточной остроте зрения Выделяются следующие основные виды нарушений зри- тельного узнавания: 1) Предметная агнозия 2) Агнозия на лица 3) Агнозия на цвета 4) Симультанная агнозия 5) Оптико-моторная агнозия (синдром Балинта) 6) Оптико-пространственная агнозия а) односторонняя пространственная агнозия б) нарушение топографической ориентировки в) агнозия глубины 7) Амнестическая агнозия или агнозия запечатления 8) Первичная алексия (тесно примыкает к расстройствам гнозиса) а) агностическая (литеральная) алексия б) вербальная алексия
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |