Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тест 5. Речевой слуховой гнозис на уровне слов (дифференциация слов с оппозиционными и неоппозиционными фонемами)




Тест 4. Речевой слуховой гнозис на этапе звукоподражаний

Предъявляются на слух различные звукоподражательные слова, построенные на дифференциальных признаках звуков речи: шипение, свист, жужжание, мычание, рычание и т.п.: «шшш...»; «муууу...»; «жжж...»; «ко-ко-ко...»; «ав-ав...»; «ррр...»; «мяу..»; «зь-зь...» и др.). Возможен ответ в виде показа рисунка, изображающего предмет, издающий данный шум.

Для детей 2,5—3 лет: 3 звукоподражательных слова — «бум-бум», «тук-тук», «мяу».

Для детей 3—4 лет: 5 звукоподражательных слов — «бум-бум», «тук-тук», «мяу», «ав-ав», «му-му».

Для детей 4—5 лет — 8 звукоподражательных слов — «бум-бум», «тук-тук», «мяу», «ав-ав», «му-му», «ко-ко-ко», «ку-ка-ре-ку», «га-га-га».

Для детей 5—6 лет и старше — 11 звукоподоражательных слов — «бум-бум», «тук-тук», «мяу», «ав-ав», «му-му», «ко-ко-ко», «ку-ка-ре-ку», «га-га-га», «жжж...», «ррр...», «шшш...», «ззз...».

Диагностическое значение пробы. Нарушение данной функции в раннем онтогенезе препятствует формированию речевого слухового гнозиса и, следовательно, составляет вероятную причину задержки речевого развития. Однако при условии, что остальные зоны мозга интактны (не поражены), компенсация идет за счет обходных способов формирования речевой функции.

Область функциональной недостаточности в мозге. Неспособность к дифференцированному восприятию звукоподражательных слов при способности узнавать неречевые звукоподражания («реалистические») обусловлена незрелостью левой височной доли, которая в результате осуществления процессов левополу-шарной латерализации неречевых звукоподражаний должна стать основной зоной хранения и реализации слов, в т.ч. и звукоподражательных Наиболее частой причиной, препятствующей созреванию левого виска, является недостаточная проводимость мозолистого тела и других нервных путей, связывающих правую и левую височные доли.

Приоритетные методы формирования и коррекции функции. Выработка ассоциативной связи между неречевым шумом и звукоподражательным словом, для чего проводится:

§ прослушивание природных и предметных шумов, «голосов животных» с непосредственным подкреплением их соответствующим звукоподражательным словом;

§ узнавание усвоенных звукоподражательных слов, произносимых специалистом.

§ ролевое обыгрывание неречевых шумов с использованием например, приема «кукольного театра» (поверх ширмы едет паровоз и гудит; пробегает кошечка и мяучит и т.п.).

Предлагается прослушать пары слов с неоппозиционными (СНОСКА: еоппозиционные — отличающиеся от других фонем более чем одним акустико-артикуляционным признаком.) фонемами и показать обозначаемые ими предметы (реальные или на картинках): «ПАПА-МАМА»; «РАК-МАК»; «ДАР-ШАР»; «НОГА-РОГА» и др.

Диагностическое значение теста. Несформированность данной функции препятствует дифференцированию слухового восприятия на смысловое (фонематическое) и собственно акустическое (фонетическое). Это обусловливает задержку речевого развития. Несостоятельность в дифференциации слов с неоднородными (гетероорганными) звуками речи при нарушениях речевого слухового гнозиса указывает на большую степень грубости дефекта, чем затруднения в дифференциации слов с оппозиционными звуками речи. Сохранность речевого слухового гнозиса свидетельствует о возможности его использования в качестве компенсаторной опоры при восстановлении фонематического слуха.

Область функциональной недостаточности в мозге. Речевая слуховая агнозия обусловлена неполноценностью функционирования височной доли левого полушария мозга на уровне вторичных полей коры.

Приоритетные методы формирования и коррекции функции. Основным методом является здесь выработка способности дифференцировать звуки речи, опираясь на речевые кинестезии, звукоподражание и оральный праксис. Ребенку демонстрируют оптико-тактильные параметры произнесения звуков речи, фиксируют внимание на оптико-слуховых и смысловых ассоциациях отрабатываемых звучаний. Это осуществляется за счет теменной (постцентральной) области левого полушария, а также височных зон обоих полушарий. Если же шшвфцдавдюнируют неполноценно, то задача осложняется.

Примеры заданий:

§ прослушивание слов с неоппозиционными фонемами: вначале одной пары, а затем двух и трех;

§ показ предметов, организованных в пары, номинации которых отличаются неоппозиционными фонемами (РАК-МАК), а затем — однородными (ЖАР-ШАР);

§ оканчивание слов, начинающихся на слоги с неоппозиционными фонемами (НО...га-Po...ra), а затем слов, начинающих ся на слоги с оппозиционными фонемами (ПА...па-БА...ба);

§ разыгрывание значений «парных слов» (с неоппозиционными и оппозиционными фонемами в ролевых играх и театрализованных действиях). Слова произносятся вначале специалистом, а затем разными игрушечными персонажами (кошкой, мишкой, обезьянкой и др.);

§ рисование и лепка предметов, с названиями в виде «парных слов».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1902; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.