Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

История развития менеджмента и его школы




Тема 3. Современные теории менеджмента

менеджмент как наука возник более века назад. В течение этого периода разрабатывались теории, содержанием которых являются законы, закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления.

В основе этих теорий лежат работы Фредерика Тейлора (1856-1915гг.), Анри (Генри) Файоля (1841-1925 гг.) и их последователей, сформировавших первые школы менеджмента. Так, в начале ХХ века американский инженер Ф.Тейлор сформулировал и изложил принципы управления в своих работах «Управление фабрикой» (1903г.), «Принципы научного менеджмента» (1911г.). Через пять лет другой известный специалист в области менеджмента - А. Файоль, французский предприниматель и администратор опубликовал свою книгу «Общий и промышленный менеджмент», в которой первым предложил формализованное описание работы управляющих в организациях и сформулировал 14 базисных принципов управления (некоторые из них сохраняют значимость и в наше время).

История развития менеджмента охватывает следующие его основные школы:

1) школа научного управления (рационалистическая школа) - период с 1885 по 1920гг. Ее представители - Ф. Тейлор, Ф. и Л. Гилбреты, Г. Гантт, Г. Эмерсон, Г. Форд и др. Основной принцип, главная идея этой школы - научная рационализация труда в производственном процессе плюс материальная заинтересованность рабочих ведут к повышению производительности труда;

2) административная (поведенческая) школа - период с 1920 по 1950гг. Ее представители - А. Файоль, Л. Урвик, М.Вебер. Основная идея - существуют универсальные принципы управления, применение которых гарантирует успех в любой организации. Эти принципы затрагивали два основных аспекта: разработку рациональной системы управления организацией и построение структуры организации и управления работниками;

3) школа человеческих отношений - период с 1930 по 1950гг. Ее представители - Э. Мэйо, М. Фоллетт, А. Маслоу. Основная идея - для эффективного достижения целей организации необходимо и достаточно наладить межличностные отношения между работниками. Так, Э. Мэйо выявил, что рационально организованные рабочие операции, хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда. Силы, возникавшие в процессе взаимодействия между людьми, могли подчас превосходить усилия руководителя. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы;

4) поведенческая школа - период с 1950г. - по настоящее время. Ее представители - К. Арджирис, Р. Лайкерт, Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг и др. изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменение содержания работы и качество трудовой жизни. Основная идея - «повышение эффективности достижения целей организации требует максимального использования человеческого потенциала на основе данных психологии и социологии»;

5) количественная школа - период с 1950г. - по настоящее время. Ее представители - Н.Винер, Р.Акофф, Л.Берталанфи. Основная идея - находить оптимальные управленческие решения с помощью компьютеров на основе использования математических моделей той или иной ситуации.

 

В нашей стране идеи научного управления в послереволюционный период развивали А.А.Богданов - автор всемирно известной работы «Тектология (всеобщая организационная наука)», Н.А.Витке, О.А.Ерманский, П.М.Керженцев, А.К.Гастев и др. Ученые и практики сосредоточили свои усилия на обосновании принципов управления предприятиями, на разработке новых подходов к организации труда и производства и т.д.

Так постепенно сформировалась современная наука управления, применение принципов которой на практике приносят повышение эффективности производства.

 

В условиях рыночной конкуренции важнейшими факторами менеджмента являются цели, эффективность, человек. Эффективность - главное условие выживания организации. обеспечивающий успех организации (фирме) эффективный менеджмент требует ориентации на человека: во внешней среде - это ориентация на потребителя, во внутренней среде - на персонал. В настоящее время жизнеспособность бизнеса все в большей мере определяется гибкостью, динамичностью и адаптивностью к требованиям окружающей среды.

Современный менеджмент как наука включает в себя, прежде всего, следующие черты: 1)системный подход к управлению; 2)ситуационный принцип управления; 3)теории стратегии; 4)определяющая роль организационной культуры; 5)механизация и автоматизация управленческих процессов; 6)демократизация управления; 7)интернационализация менеджмента.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.