Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Менеджер и его функции




Демократизация управления - путь повышения эффективности организации.

Демократизация управления является отличительной чертой современного менеджмента. Демократия в экономике - это развитие отношений сотрудничества между руководителями и персоналом.

В управлении получили распространение следующие формы демократизации:

1.Право работников на участие в управлении предприятием в ходе принятия определенных решений (инвестиционные, сбытовые, производственные, программные). Это - наиболее сильная возможность оказывать влияние на качество труда и его эффективность.

2.Право работников на участие в принятии решений по хозяйственно-трудовым вопросам, вопросам управления и социальной политики.

3.Права работников в области информации, обсуждения и обоснования управленческих решений в период их подготовки.

4.Реализация демократических принципов управления вместо иерархических стилей руководства.

5.Учет социальных, кадровых последствий планируемых решений.

 

Например, в Японии системы «участия в управлении» функционируют на всех уровнях национальной экономики:

1.На уровне рабочего места, участка, цеха - в виде кружков качества и автономных бригад.

2.На уровне предприятий - в виде производственных комитетов, включающих представителей персонала и администрации, а также «рабочих-директоров».

3.На уровне отраслей - в виде действующих в отрасли консультативных комитетов, состоящих из представителей профсоюзов и руководителей.

4.На уровне национальной экономики, в масштабах которой существует ряд правительственных консультативных советов труда и капитала.

 

В европейских государствах (Германии, Франции и др.) участие рабочих в управлении законодательно закреплено. Так, в Германии еще в 50-х годах прошлого века был принят ряд законов об обязательном участии рабочих в советах директоров с правом голоса.

Отличие менеджмента в России от зарубежного в плане демократизации управления состоит в следующем: в США и Западной Европе - умеренное привлечение работников к управлению. В Японии - активное привлечение работников к управлению, что позволяет обеспечивать высокую конкурентоспособность японских фирм. Японские менеджеры считают, что потенциал фирмы - это мастерство работников. В России - привлечение работников к управлению находится в стадии формирования. Отсюда можно сделать вывод, что этот рычаг повышения конкурентоспособности российских предприятий пока еще слабо задействован.

 

 

Управленческая деятельность руководителей любой организации существенно отличается от неуправленческой. Управленческий труд отличает, прежде всего, неоднородность деятельности, а именно, широкое разнообразие и фрагментарность. Менеджер может выполнять в течение одного дня сотни неповторяющихся операций управления.

Существует ролевая структура деятельности менеджера. Роль - это набор поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности менеджера. Менеджеры занимают определенные должности в качестве руководителей организационных подразделений, что и предопределяет их служебное поведение. При этом личность менеджера, как и актера в пьесе, может влиять на характер исполнения роли, но только не на содержание.

Американский ученый Г. Минцберг обобщил и классифицировал деятельность менеджеров в форме десяти ролей. Он объединил эти роли в три крупные группы: межличностные роли, информационные роли и роли, связанные с принятием управленческих решений.

Все десять ролей менеджера, представленные в таблице 1.1, взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Например, в межличностных и информационных ролях руководитель принимает решения в области поиска новых возможностей для организации, ведет переговоры, распределяет ресурсы, улаживает конфликты.

Таблица 1.1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.