Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пониманием называют способ, посредством которого можно интерпретировать, или истолковывать явления и события духовной жизни и гуманитарной деятельности




Такой способ познания часто связывают с герменевтическим методом.Свое название он получил от имени древнегреческого бога Гермеса, который выступал по отношению к людям как переводчик и истолкователь воли богов. В XIX веке известный немецкий историк искусства и философ Вильгельм Дильтей (1883 - 1911) попытался использовать герменевтику в качестве методологии наук о духовной деятельности, к которым он относил гуманитарные науки. В методологии гуманитарных наук различают два подхода к анализу процесса понимания, которые условно можно назвать психологическим и теоретическим.

К психологическому подходу относят понимание, основанное на переживании одним человеком духовного опыта другого, его чувств, настроений, мотиваций и т.п. С такой точки зрения понимание в основном достигается путем эмпатии, то есть «вчувствования», перевоплощения и проникновения в духовный мир другого человека. Однако о прошлой эпохе, его нравах, обычаях и духовной жизни исследователь судит с точки зрения сегодняшних идей, нравов и представлений, поэтому в лучшем случае он может размышлять о прошлом, опираясь лишь на свое воображение, руководствуясь некоторыми аналогиями и предположениями.

Теоретический поход связан с процессом интерпретации, или истолкования, определенных явлений, событий и процессов, с раскрытием целей, мотиваций и смысла действий и поступков людей. Такое понимание во многом сходно с телеологическими объяснениями.

Можно ли говорить о понимании природы? Для исследования явлений природы мы вводим понятия, открываем законы и строим научные теории, с помощью которых интерпретируем эти явления. А это означает, что мы достигаем определенного теоретического понимания существующей в природе регулярности, повторяемости и закономерности, но такое понимание по своему характеру оказывается в определенной степени ближе к естественнонаучному объяснению. Таким образом, если объяснение сводится к логическому выводу факта из закона или теории, то понимание связано с раскрытием смысла факта, его интерпретации.

К логическому выводу обращаются и при предсказании будущих событий, явлений и процессов. Предсказание по логической структуре не отличается от объяснения и основывается также на выводе высказываний о фактах из общих утверждений (законов и теорий), но сами факты остаются еще неизвестными и их предстоит еще открыть.

В то время как объяснение относится к событиям и явлениям настоящим, а часто и к событиям прошлого (археология, история, палеонтология), предвидение ориентировано только на будущие события. Известная максима: «знать, чтобы предвидеть», достаточно ясно выражает роль предвидения или предсказания в практической деятельности. Другая особенность предсказаний связана с вероятностным их характером. Заключения, полученные из стохастических законов общества, всегда имеют не достоверный, а лишь вероятностный или правдоподобный характер. Поэтому по своей точности предсказания в социальных и гуманитарных науках далеко отстают от предсказаний в естественных науках, в особенности наиболее развитых.

Гуманитарная и естественнонаучная культура различаются и по ряду других критериев. Наиболее ярко эти различия наблюдаются в различии гуманитарного и естественнонаучного знания, которые в современном обществе могут быть охарактеризованы как ядро соответственно гуманитарного и естественнонаучного типов культуры. Для наглядности критерии различения гуманитарного и естественнонаучного знания сведем в таблицу.

Табл. 1. Критерии различения гуманитарного
и естественнонаучного знания

Критерии различения Естественные науки Гуманитарные науки
Объект исследования Природа Человек, общество
Ведущая функция Объяснение (истины доказываются) Понимание (истины истолковываются)
Характер методологии Генерализирующий (обобщающий) Индивидуализирующий
Влияние ценностей Малозаметно, неявно Существенно, открыто
Антропоцентризм Изгоняется Неизбежен
Идеологическая нагрузка Идеологический нейтралитет Идеологическая нагруженность
Взаимоотношения субъекта и объекта познания Строго разделены Частично совпадают
Количественно-качественные характеристики Преобладание количественных оценок Преобладание качественных оценок
Применение экспериментальных методов Составляет основу методологии Затруднено
Характер объекта исследования Материальный, относительно устойчивый Более идеальный, чем материальный, относительно изменчивый



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.