КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Пониманием называют способ, посредством которого можно интерпретировать, или истолковывать явления и события духовной жизни и гуманитарной деятельности
Такой способ познания часто связывают с герменевтическим методом.Свое название он получил от имени древнегреческого бога Гермеса, который выступал по отношению к людям как переводчик и истолкователь воли богов. В XIX веке известный немецкий историк искусства и философ Вильгельм Дильтей (1883 - 1911) попытался использовать герменевтику в качестве методологии наук о духовной деятельности, к которым он относил гуманитарные науки. В методологии гуманитарных наук различают два подхода к анализу процесса понимания, которые условно можно назвать психологическим и теоретическим. К психологическому подходу относят понимание, основанное на переживании одним человеком духовного опыта другого, его чувств, настроений, мотиваций и т.п. С такой точки зрения понимание в основном достигается путем эмпатии, то есть «вчувствования», перевоплощения и проникновения в духовный мир другого человека. Однако о прошлой эпохе, его нравах, обычаях и духовной жизни исследователь судит с точки зрения сегодняшних идей, нравов и представлений, поэтому в лучшем случае он может размышлять о прошлом, опираясь лишь на свое воображение, руководствуясь некоторыми аналогиями и предположениями. Теоретический поход связан с процессом интерпретации, или истолкования, определенных явлений, событий и процессов, с раскрытием целей, мотиваций и смысла действий и поступков людей. Такое понимание во многом сходно с телеологическими объяснениями. Можно ли говорить о понимании природы? Для исследования явлений природы мы вводим понятия, открываем законы и строим научные теории, с помощью которых интерпретируем эти явления. А это означает, что мы достигаем определенного теоретического понимания существующей в природе регулярности, повторяемости и закономерности, но такое понимание по своему характеру оказывается в определенной степени ближе к естественнонаучному объяснению. Таким образом, если объяснение сводится к логическому выводу факта из закона или теории, то понимание связано с раскрытием смысла факта, его интерпретации.
К логическому выводу обращаются и при предсказании будущих событий, явлений и процессов. Предсказание по логической структуре не отличается от объяснения и основывается также на выводе высказываний о фактах из общих утверждений (законов и теорий), но сами факты остаются еще неизвестными и их предстоит еще открыть. В то время как объяснение относится к событиям и явлениям настоящим, а часто и к событиям прошлого (археология, история, палеонтология), предвидение ориентировано только на будущие события. Известная максима: «знать, чтобы предвидеть», достаточно ясно выражает роль предвидения или предсказания в практической деятельности. Другая особенность предсказаний связана с вероятностным их характером. Заключения, полученные из стохастических законов общества, всегда имеют не достоверный, а лишь вероятностный или правдоподобный характер. Поэтому по своей точности предсказания в социальных и гуманитарных науках далеко отстают от предсказаний в естественных науках, в особенности наиболее развитых. Гуманитарная и естественнонаучная культура различаются и по ряду других критериев. Наиболее ярко эти различия наблюдаются в различии гуманитарного и естественнонаучного знания, которые в современном обществе могут быть охарактеризованы как ядро соответственно гуманитарного и естественнонаучного типов культуры. Для наглядности критерии различения гуманитарного и естественнонаучного знания сведем в таблицу. Табл. 1. Критерии различения гуманитарного
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 426; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |