КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Единство и взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур
Гуманитарные и естественнонаучные типы культур существенно различаются. Но означает ли это, что их нужно рассматривать как антиподы, полностью несовместимые друг с другом способы освоения человеком реальности? Конечно же, нет. Размежевание естественнонаучного и гуманитарного типов культур, хотя и приняло драматические формы, все же не может отменить факта их взаимосвязи и взаимозависимости. Они не столько противоположны, сколько взаимодополнительны, что вытекает из ряда соображений. Первое. И тот, и другой стиль культур — творения разума и рук человеческих. А человек — существо двойственное, биосоциальное, что не мешает ему быть созданием достаточно цельным и умелым. Так почему бы такую же целостность не воспроизвести естественнонаучному и гуманитарному типам культур? Второе. Описываемые типы культур и составляющие их сердцевину науки активно формируют мировоззрение людей (каждый — свою часть). Мировоззрение человека (общие представления о том, как устроен природный и социальный мир в целом) не может быть разорванным, половинчатым. Поэтому гуманитарные и естественнонаучные знания вынуждены взаимодействовать, как бы мучительно это порой не происходило (вспомним хотя бы многовековую войну религии с наукой). Третье. Естественнонаучный и гуманитарный типы культур и наук имеют много «пограничных» проблем: проблемы экологии, антропосоциогенеза, генной инженерии (применительно к человеку) и т.д. Решение таких проблем заставляет эти типы культур идти на сотрудничество друг с другом. Четвертое. Известно, что общественное разделение труда повышает его эффективность и порождает взаимозависимость людей. Нечто подобное происходит и с размежеванием гуманитарной и естественнонаучной культур. Разделение их «труда» порождает необходимость «обмена продуктами и услугами», а значит, работает в целом на единство, общность человеческой культуры. Так, естествознание нуждаетсяв «гуманитарной помощи» по следующим проблемам: • развитие естественных наук способно порождать объекты, ставящие под угрозу существование человечества (ядерное оружие, генно-инженерные монстры и пр.); необходима их гуманитарная экспертиза (проверка на совместимость с главной ценностью — жизнью человека), а также этические, юридические и другие ограничители научной экспансии; • объектом естествознанияявляется и сам человек в качестве элементарной «химической машины», биологической популяции или нейрофизиологического автомата; обойтись при этом без экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез естественные науки не могут, но определять пределы допустимости таких экспериментов лучше поручить наукам гуманитарным; • методология естествознания (анализ системы используемых методов, их эволюции, границ применимости и пр.) составляет также и предмет гуманитарных наук; • все, что делает человек (в том числе и в сфере естественнонаучного знания и культуры), должно быть наполнено смыслом, целесообразностью; постановка целей развития естественнонаучной культуры не может быть осуществлена внутри нее самой, такая задача неизбежно требует большей широты обзора, позволяющей учитывать и основные гуманитарные ценности. Гуманитарное знание, со своей стороны, также по мере возможности пользуется достижениями естественнонаучной культуры: • рассуждая о месте человека в мире, нельзя не принимать во внимание естественнонаучные представления о том, что этот мир собой представляет; • современные средства распространения знания, в том числе гуманитарного, являются плодами развития естественнонаучных отраслей знания; • достижения естествознания важны гуманитариям и в качестве образца строгости, точности и доказательности научного знания; • там, где возможно, гуманитарное знание успешно пользуется количественными методами исследования, рожденными в рамках естествознания; в первую очередь это относиться к таким наукам, как экономика, лингвистика, логика и т.д. Пятое. He менее очевидна и тесная связь между радикальными поворотами в судьбах естественнонаучной и гуманитарной культур. Так, переход естествознания в начале XX века от классического к неклассическому этапу развития соответствует аналогичной трансформации гуманитарной культуры. «Модернизм» как отрицание и «преодоление» классики в искусстве, архитектуре, религии, гуманитарных науках не случайно утверждается в своих правах в тот же самый период. Таким образом, единство и взаимосвязь естественнонаучной и гуманитарной культур и соответствующих типов наук оказывается сложным и многообразным. В начале XXI в. такое единство и взаимосвязь реально проявляется в следующих формах: • в изучении сложных социоприродных комплексов, включающих в качестве компонентов человека и общество; • в осознании необходимости и реальной организации «гуманитарных экспертиз» естественнонаучных программ; • в формировании общей для гуманитарных и естественных наук методологии познания, основанной на идеях эволюции, вероятности и самоорганизации; • в гуманитаризации естественнонаучного и технического образования, а также в фундаментализации естествознанием образования гуманитарного. Вопросы для самоконтроля 1. Какова роль учебной дисциплины «Концепции современного естествознания» в подготовке будущего специалиста? 2. Какая проблема поднята Ч. Сноу в книге «Две культуры»? 3. Чем отличается естественнонаучная культура от гуманитарной культуры? 4. Что называется объяснением и какова его логическая структура? 5. Приведите конкретный пример объяснения из естествознания. 6. Чем отличаются причинные объяснения от других? 7. На чем основываются научные объяснения и как различаются разные их уровни? 8. Какое различие существует между объяснениями эмпирическими и теоретическими? 9. Что называют пониманием и чем оно отличается от объяснения? 10. В чем заключается сходство и различие между пониманием и интерпретацией? Литература Обязательная: 1. Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. Курс лекций. - М.: Гардарики, 2006. Гл. 1. 2. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С.9 – 41; 42 – 58. 3. Современная философия науки. Хрестоматия. / Сост. А.А. Печенкин. – М.: Наука, 1996. Дополнительная: 1. Вригт Г. Логико-философские исследования. М., 1986. 2. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2002. Гл. 1. 3. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса - М., Прогресс, 1986. С.127-150. 4. Рузавин Г. И. Методология научного исследования. М.: ЮНИТИ, 2005. С. 4-37. 5. Степин В.С., Философия науки: Общие проблемы. М.: Гардарики, 2006. 6. Сноу П. Две культуры. М., 1973.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |