Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наука в духовной культуре общества




ТЕМА 2. НАУЧНЫЙ МЕТОД

 

 

Наука составляет существенную часть человеческого способа освоения действительности. Определение места и специфики науки в системе культуры человечества стало предметом исследований многих философов и ученых прошлых веков (Аристотель, Платон, Фома Аквинский, П.Гольбах, И.Фихте, Г.Гегель и др.) и ушедшего XX в. (К.Поппер, М.Хайдеггер, П.Фейерабенд, Б.Г.Юдин, М.А. Розов, В.С.Степин и др.). В зависимости от избранной точки зрения исследователя наука может быть осмыслена с самых разных позиций. Некоторые из возможных подходов отражены на схеме.

В общем понимании наука — это система познания и деятельности людей, направленная на достижение объективно-истинных знаний и систематизацию доступной человеку и обществу информации.

Научная деятельность включает в качестве основных элементов: субъект, объект, цели, средства, конечный продукт, социальные условия.

 

 
 

 

 


Схема. Основные подходы к пониманию науки

 

Проблема начала науки. Существует несколько точек зрения о времени возникновения науки в зависимости от того или иного критерия отнесения знания именно к науке.

· Согласно первой, наука как достоверно фиксируемый и передаваемый от поколения к поколению опыт практической деятельности возникает в каменном веке (около 2 млн. лет назад).

· Вторая точка зрения учитывает важнейший признак науки — доказательность (обоснованность) знания и определяет началом науки V в. до н. э. (древнегреческая цивилизация).

· Третья точка зрения исходит из того, что наука возникает в XVI – XVII вв. Вывод базируется на том основании, что в это время наука получает общественное признание, развиваются экспериментальные исследования, которые выражаются универсальным языком математики, формулируются законы природной физической реальности Г. Галилеем, И. Кеплером, И. Браге, Н. Коперником, И. Ньютоном и др.

· Согласно четвертой точке зрения, начало науки – конец первой трети XIX в., когда осуществилось совмещение исследовательской деятельности и высшего образования на основе единой научной программы. У истоков данной модели науки — немецкие ученые В. Гумбольдт (1767-1835) и Ю. Либих (1803-1873).

Однако наиболее распространенная точка зрения на начало науки признает древнегреческую цивилизацию начальной стадией становления науки, а западноевропейскую цивилизации XVI—XVII вв. местом и временем начала науки в современном смысле этого понятия.

Современная наука представляет собой сложное системное образование. С точки зрения предметного единства все ее многочисленные дисциплины объединяются как комплексы наук — естественных, общественных, технических, гуманитарных и т. д.

Естествознание — система знаний, объектом которых предстает природа. Обществознание — система наук об обществе. В составе общественных наук выделяются относительно самостоятельные группы дисциплин (наук): экономические, социальные, гуманитарные, антропологические. Особое место занимают технические науки.

Существуют также иного рода классификации научных дисциплин, о которых можно узнать из рекомендованной литературы.

Для развития современного научного знания характерна дифференциация – выделение обособленных наук из прежде единого знания (напр., математической физики, физики твердого тела, квантовой физики – из физики), а также интеграция – объединение междисциплинарных знаний в единую теоретическую систему (напр., биофизика, биохимия и др.)

Универсальным основанием взаимосвязи различных сфер науки выступает антропное, т.е. человеческое, основание. Именно бытие человека в его исторической конкретности и перспективе есть основа связи всех наук. Это обосновано тем, что человек:

· непосредственно осуществляет процесс познания, задает его цели, определяет программу исследований, контролирует протекание собственной познавательной активности;

· использует результаты наук для удовлетворения своих родовых и личных потребностей;

· постоянно совершенствует и развивает научную деятельность;

определяет смысл науки, ее идеалы, прогнозирует развитие науки.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 612; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.