КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Проблемам и противоречиям человеческой деятельности в природном и социальном мире
Открытость к мировоззренческим проблемам I сыном в семье Хальсманнов, совершенно недостаточно, чтобы обосновать предположение о плохом отношении сына к отцу. Если бы даже оно было другим, нужно было бы сказать, что отсюда до причины подобного поступка путь неблизкий. Как раз из-за своей вездесущности Эдипов комплекс не годится для заключения о виновности» [28. С. 337]. В рассматриваемом контексте наиболее значимым является последнее суждение Фрейда, в соответствии с которым именно в силу своей всеобщности Эдипов комплекс не может служить основанием при решении вопроса о виновности человека. Это как раз и не учитывается теми критиками психоанализа, которые полагают, что из применимости Эдипова комплекса к разнообразным явлениям жизни с необходимостью вытекают однозначные следствия, не позволяющие выявлять специфику тех или иных явлений. Другое дело, что психоаналитически понятый Эдипов комплекс дает основания говорить о том, что в основе психоанализа как системы знания лежит такая интеллектуальная обработка подмеченных Фрейдом наблюдений, которая, по сути дела, граничит с интеллектуальными конструкциями, входящими в остов философского мировоззрения. Поэтому представляется далеко не случайным, что в поддержку своего представления об Эдиповом комплексе он обратился к работе французского философа XVIII столетия Дени Дидро «Племянник Рамо», содержащей аналогичные размышления об инцесте и отцеубийстве. Разумеется, можно дискутировать по поводу того, является ли психоанализ наукой или герменевтикой. Можно выдвигать различного рода аргументы за и против фрейдовского понимания психоанализа как примыкающего к научному мировоззрению и противостоящего философскому и религиозному типам мировоззрения. Однако в свете высказанных выше соображений вряд ли приходится сомневаться в том, что в конечном счете психоанализ включает в себя мировоззренческую функцию, связанную с попытками такого психоаналитического объяснения и толкования мира и человека, которая основывается на единообразии исходных принципов и многообразии применения их к Как это может быть не парадоксально на первый взгляд, но имевшая место у Фрейда двойственность по отношению к философии и мировоззрению сказалась таким образом на его исследовательской и терапевтической деятельности, что психоанализ приобрел столь большое влияние на состояние умов во многих странах мира и оказал воздействие на развитие различных направлений философской, социальной, психологической и культурологической мысли XX столетия. Психоаналитическая ориентация на объяснение причин возникновения неврозов и выявление смысла сновидений, ошибочных действий и симптомов психических заболеваний, на раскрытие причинно-следственных связей в поведении человека и толкование, интерпретацию результатов человеческой деятельности, на достижение адекватного соответствия между психоаналитической теорией и практикой и в то же время осознание необходимости разработки метапси-хологии, выходящей за рамки ее медицинского применения, — все это нашло свое отражение в двойственном понимании психоанализа и как науки, основанной на клинических наблюдениях, и как мировоззрения, покоящегося на интеллектуальных конструкциях, способствующих пониманию взаимосвязей между человеком и его миром. Представляется, что именно в силу подобной двойственности психоанализ привлекает к'себе' внимание одних представителей человеческого рода и отталкивает других. Он одновременно вызывает потребность в приобщении к его идеям, концепциям, методам исследования и в неприятии их, способствует распространению психоаналитического мышления и возникновению новых исследовательских подходов к пониманию человека, а также терапевтических видов деятельности, основанных на конструктивной разработке методов клинического психоанализа или альтернативных ему направлений, развиваемых в рамках как заимствования его отдельных концептуальных представлений, но выраженных на своем собственном дисциплинарном языке, так и их резкой, непримиримой критики. Что касается мировоззренческой установки психоанализа, то она в явной или скрытой форме проявляется не
только в его теории, но и в практике. В теории психоанализа созданы такие интеллектуальные конструкции, которые позволяют использовать психоаналитические идеи в самых разнообразных областях человеческой деятельности, имеющих прямое отношение к выявлению взаимосвязей между человеком и его миром, включая исследовательские задачи, связанные с пониманием различных типов мировоззрения. В практике психоанализа возникают мировоззренческие проблемы, связанные с ценностными ориентациями психоаналитика и пациента, которые в процессе совместной работы могут оказывать воздействие как на того, так и на другого. И, разумеется, в процессе терапевтической деятельности нередко приходитея сталкиваться с такими невротическими заболеваниями, в основе которых, помимо других факторов оказываются мировоззренческие составляющие, обусловленные неспособностью пациента понять смысл и значение тех явлений современной жизни, которые вызывают у него беспокойство, тревогу, страх. Для иллюстрации последнего положения сошлюсь на собственный опыт, связанный с терапевтической деятельностью. Пришедшая ко мне в анализ одна молодая женщина на очередном сеансе поведала о том, что в последнее время ей не дают покоя размышления над тремя проблемами, которые помимо ее желания и воли всплывают на поверхность ее сознания. Первая проблема соотносилась пациенткой с возможностью глобальной катастрофы. Один из просмотренных ею фильмов о катастрофических последствиях научно-технического прогресса, когда изобретенные человеком вирусы оказались смертоносными для миллионов людей, произвел на пациентку такое воздействие, что она долгое время находилась под впечатлением увиденного. Все чаще и чаще ее стали одолевать мысли о том, что развитие человечества не может быть бесконечным и рано или поздно непременно наступит такая катастрофа, которая принесет гибель всем живущим на земле людям. Она рассуждала о том, что человеческая цивилизация сама себя подталкивает к неминуемой гибели, и что рождение Адама и Евы было первым шагом к концу света. Высказывая опасения по поводу возможных террористических актов, она говорила: «Не думаю, что у нас в Москве так охраняется водозаборная система, чтобы какой-нибудь маньяк не смог вылить туда смертоносные бактерии. И если даже в какой-нибудь стране мира найдутся противодействующие, нейтрализующие средства, то все равно никто не успеет за 15—20 минут предотвратить неминуемую гибель москвичей». Вторая проблема была навеяна размышлениями пациентки о ее собственной смерти. Подобно ребенку, она говорила, что не представляет себе такого, чтобы она умерла, а мир продолжал существовать без нее. «Все люди умирают, и я когда-нибудь умру. Я это понимаю. Но проблема смерти не укладывается у меня в голове. Я не могу поверить в то, что меня не будет. Как это я умру и больше ничего не увижу! Что же будет после моей смерти? Наступит какое-то перевоплощение? Моя душа переселится в какое-нибудь животное? Нет, я не боюсь смерти. Но я не могу представить того, что меня когда-нибудь не будет в живых». Третья проблема была связана с теми воображаемыми представлениями пациентки, в которых она видела смерть своей дочери и мужа. Однажды ее подруга высказала ей свои опасения по поводу того, что боится, как бы не выпало стекло из книжного шкафа и не поранило ее сына. Это оказало соответствующее воздействие на пациентку, которая соотнесла опасение ее подруги со своими собственными страхами. «Ужасно. Я представляю себе, как меня нет в комнате и в это время на мою дочь упали стекла и отрубили ей голову. Или я вижу автомобильную аварию. Битые стекла, кровь, искореженные тела, гибель мужа». Последняя проблема вызывала наибольшее беспокойство у пациентки, поскольку воображаемые картины смерти дочери и гибели мужа в автомобильной катастрофе воспринимались ею в качестве патологии. Она не осознавала, что за всем этим стояло бессознательное чувство вины по отношению к дочери и бессознательное желание вызвать сочувствие со стороны родственников и знакомых в случае автомобильной катастрофы, которая бы исключала возможность обвинений в ее адрес, если бы вдруг дело дошло до развода с мужем. И если третья проблема нуждалась в особой проработке, связанной с выявлением бессознательных чувств вины и рационализации пациентки, обусловленных ее отношениями с дочерью и мужем, то вторая и первая проблемы затрагивали те мировоззренче-
ские вопросы жизни и смерти, которые выходили за рамки чисто семейных отношений. Обсуждение и проработка всех трех проблем выявила то, что может представить особый интерес в плане рассмотрения мировоззренческой функции психоанализа. Воображаемые картины смерти дочери и мужа в большей степени беспокоили пациентку, чем ее мысли о собственной смерти или гибели человечества. Однако трудности содержательного понимания ею всех трех проблем оказались противоположными. Во всяком случае в процессе совместной работы пациентка значительно легче и быстрее дошла до осознания того, что скрывалось, в частности, за ее видениями смерти мужа в автокатастрофе, в то время как, казалось бы, не столь остро переживаемая, но все же дающая о себе знать и вызывающая беспокойство, общая проблематика жизни и смерти оказалась чрезвычайно трудной для понимания. Рассмотрение данной проблематики предполагает вторжение в сферу религиозного и философского мировоззрения. И если психоаналитик, ориентирующийся исключительно на интеллектуальную обработку проверенных наблюдений, повернется спиной к мировоззренческой проблематике, связанной с ответами на вопросы о смысле жизни и смерти, то такая позиция вряд ли будет способствовать успешной аналитической работе. Как бы там ни было, но психоаналитикам действительно приходится сталкиваться с подобного рода проблемами, поскольку, как показывает практика, среди обращающихся к ним за помощью пациентов встречаются и такие, чьи беспокойства и страхи навеяны утратой ценностей жизни и неспособностью найти удовлетворяющие их ответы на вопросы не только индивидуально-личностного характера, но и бытийственного, мировоззренческого плана. Сказанное выше вовсе не означает, что в отличие от пациента, задающегося вопросом о смысле жизни и смерти и испытывающего беспокойство по этому поводу, психоаналитик знает ответ на этот вопрос. В свое время Фрейд отмечал, что вопрос о смысле человеческой жизни ставился бесчисленное количество раз не только простыми смертными, но и великими мыслителями прошлого, однако «удовлетворительный ответ на него пока что не был найден, может быть, его вообще не найти» [29. С. 75]. Но прак- тикующий психоаналитик не может с легкостью отбросить поднимаемые пациентами подобного рода мировоззренческие вопросы, сославшись на то, что психоанализ — это наука и, следовательно, такие вопросы не находятся в его компетенции. Проблемы жизни и смерти касаются и его самого. Поэтому их осмысление и внутренняя проработка предполагают вторжение психоаналитика не только в сферу естественнонаучного, но й гуманитарного знания, обращение его не только к эмпирическому материалу, но и к интеллектуальным конструкциям, задающим мировоззренческие ориентиры. Встреча двух бессознательных в процессе терапевтической деятельности предполагает открытость психоаналитика к обсуждению всех проблем, которые вызывают сомнения у пациента и доставляют ему мучения. Среди них не последнее место могут занимать проблемы мировоззренческого характера. А это означает, что психоаналитик не может ограничиваться постановкой медицинского диагноза, определением стратегии лечения и ее реализацией в своей терапевтической деятельности без предварительного понимания и осмысления того, какие именно проблемы и противоречия жизни пациента привели к тому, что ему пришлось обратиться за помощью. И он должен быть готов к тому, что ему, возможно, придется иметь дело именно с такими проблемами и противоречиями мировоззренческого плана, которые не имеют окончательных ответов и над которыми безуспешно размышляли многие мыслители прошлого. Думается, что психоаналитик обязан обладать не только внутренней готовностью к открытому диалогу с пациентом, но и мужеством вторжения в сферу философии, довольно часто избегаемую теми, кто имеет медицинское образование и ограничивается в своей профессиональной деятельности клиническими наблюдениями без каких-либо последующих концептуальных обобщений. В этом отношении представляется эвристически значимым такое понимание Фрейда, согласно которому психоанализ занимает среднее место между философией и медициной. В конечном счете психоанализ это — не только и не столько терапия, сколько такая система знания, которая способствует лучшему пониманию человека, мира и взаимосвязей между ними. В данном случае мне не остается ничего
другого, как привести высказывание Фрейда, сделанное пияТо я хотеХ?»ЯЛ ВШ> ЧТ° психоанализ начал как терапия, но я хотел бы вам его рекомендовать не в качестве терапии, а из-за содержания в нем истины, из-за разъяснений, которые он нам дает, о том, что касается человека ближе всего, его собственной сущности, и из-за Связей котооые он вСкры, «^ payMH4HbIX' областях em д^ ЗАКЛЮЧЕНИЕ История, теория и практика психоанализа — это такая необъятная по масштабам исследования и не имеющая завершения по глубине осмысления тема, которая на протяжении последующих десятилетий, несомненно, будет привлекать к себе внимание как психоаналитиков, так и всех тех, кто интересуется проблемами человека, общества, культуры. Как автор я вовсе не обольщаюсь на тот счет, что в данной работе мне удалось осветить все то, что хотелось, причем наилучшим образом. Напротив, перечитывая изложенный выше материал, я все в большей степени убеждаюсь, что всестороннее и глубокое раскрытие истории, теории и практики психоанализа еще впереди. В процессе работы над этой книгой передо мной возникли такие содержательные проблемы и вопросы, которые заставили меня самого по-новому взглянуть на трудности исследовательского и терапевтического характера, имевшие место в классическом психоанализе и, судя по всему, сохранившиеся в современном психоанализе. Не исключаю того, что после прочтения данной работы у кого-то возникнет недоумение по поводу умолчания тех проблем, которые выступают на передний план в современном психоанализе и которые являются сегодня центром многочисленных дискуссий в психоаналитической литературе. Действительно, многие из этих проблем не оказались в поле моего зрения и рассмотрения. Но не потому, что я их не вижу или не знаком с соответствующей литературой. Я сознательно отстранился от их обсуждения в силу того, что главное внимание было сосредоточено на классическом психоанализе или, если быть более точным, на изложении психоаналитических идей и концепций, сформулированных и предложенных в свое время Фрейдом. По мере преподавания в Институте психоанализа, участия в конференциях и обсуждения клинических случаев, представленных практикующими российскими аналити- ками, у меня все чаще стало складываться впечатление, что нередко отечественные психоаналитики с энтузиазмом подхватывают различного рода новаторские идеи, но в недостаточной степени знакомы с фундаментальными основаниями психоанализа, заложенными Фрейдом. Многие из них усвоили технические приемы и терапевтические правила работы с пациентами, но практически не обладают адекватными знаниями в области истории и теории психоанализа. Закрадывается подозрение, что идейное наследие Фрейда осваивается практикующими аналитиками только в той части, которая непосредственно относится к историям клинических случаев, в то время как большая часть его остается вне поля зрения или во всяком случае вне глубокого осмысления и проработки. Не думаю, что знание современного психоанализа, тем более ограниченное техникой и методами его прикладного, медицинского направления, вполне достаточно для того, чтобы компетентно разбираться в тонкостях человеческой души, природе человека и тех взаимосвязях, которые имеют место между личностью и обществом, индивидом и культурой. Полагаю, что в этом отношении идейное наследие Фрейда до сих пор является важным и существенным источником знаний о человеке и его мире. Именно исходя из этих соображений, мне представлялось не бесполезным написание работы, посвященной истории, теории и практике психоанализа в его классическом варианте. Именно этим я и руководствовался при подготовке данной работы. Именно с учетом подобной ориентации мною были отобраны для иллюстрации те случаи терапевтической работы с пациентами, которые включены в настоящую книгу. Это вовсе не означает, что овладение идейным наследием Фрейда вполне достаточно, чтобы досконально разбираться в закономерностях функционирования психики человека и выступать в роли компетентного аналитика, облегчающего страдания обращающихся за помощью пациентов и тем более излечивающих их. Это лишь первый шаг на пути ознакомления с бессознательным и возможностями разбирательства с ним. Не будучи Достаточным, он является все же необходимым, способствующим лучшему пониманию и самого себя, и других людей, включая пациентов. Овладение идейным наследием Фрейда представляется необходимым и потому, что дает возможность лучше понять, с какими трудностями он столкнулся при создании психоанализа, какие проблемы возникали по мере развития его теории и практики, какие пути и решения предлагались им, что из этого получилось, с чем с неизбежностью придется столкнуться каждому, кто вступит на стезю психоаналитической исследовательской и терапевтической деятельности. Знакомство с предысторией и историей возникновения психоанализа необходимо для того, чтобы с сознанием дела отдавать себе отчет в том, что было, что есть и что можно ожидать в будущем. Это тем более важно для российских исследователей и практикующих терапевтов, поскольку начало формирования психоаналитической традиции в России было прервано в начале 30-х годов и только шесть десятилетий спустя появилась реальная возможность к конструктивному развитию теории и практики психоанализа. Знакомство с теорией психоанализа, как она была представлена в своей эволюции Фрейдом, необходимо не только с Точки зрения обретения исходных психоаналитических знаний, но и в плане понимания трудностей, встречающихся на пути психоаналитического познания человека, общества, культуры, а также осознания тех тупиковых дорог, которые не ведут никуда. Знакомство с практикой психоанализа в ее классическом варианте необходимо в силу того, чтобы: во-первых,. не изобретать велосипед, а, обладая необходимыми знаниями, касающимися методов и техники аналитической терапии, двигаться вперед; во-вторых, понимать, что психоаналитик, используя выражение Фрейда, добивается успеха в своей терапевтической деятельности «настолько, насколько допускают его собственные комплексы и внутренние сопротивления» [1. С. 66]; в-третьих, отдавать себе отчет в том, что психоаналитическая деятельность трудна и с ней нельзя обращаться, говоря словами Фрейда, «как с очками, которые надевают при чтении и снимают при прогулке» [2. С. 396]. Все это я имел в виду при написании данной работы. Остается только надеяться на то, что изложенные в ней история, теория и практика психоанализа не столь уж далеки от истинного положения вещей. Однако я не настолько
наивен, чтобы хотя бы в мысли допустить, что адекватно и без привнесения личностно-окрашенных тональностей воспроизвел подлинную историю, теорию и практику психоанализа. Утешает лишь то, что вдумчивый читатель сам это прекрасно понимает и после ознакомления с данной работой ему захочется обратиться к первоисточникам, то есть непосредственно к работам Фрейда. Надеюсь, что именно так он и поступит. И если это действительно произойдет, то я считал бы свою задачу выполненной, а проделанная мной работа была бы оправданной, поскольку, говоря словами Фрейда, «психоанализ вследствие своих глубоких предпосылок и обширных связей заслуживает того, чтобы привлечь интерес любого образованного человека» [3. С. 249]. Что же касается раскрытия теории и практики психоанализа на современном этапе ее развития, то это — предмет дальнейшего исследования, чему должна быть посвящена еще одна работа, которую мне хотелось бы осуществить, если, разумеется, хватит времени и сил как на то, чтобы написать подобную работу, так и на то, чтобы опубликовать ее. ПРИМЕЧАНИЯ
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |