Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психоанализ: наука, философия, мировоззрение?




ПСИХОАНАЛИЗ, ФИЛОСОФИЯ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Предшествующее рассмотрение взглядов Фрейда на человека, религию, искусство, культуру с необходимостью подводит к постановке вопроса о том, не следует ли счи­тать психоанализ такой системой знания, которая по своей целостности и приложению к разнообразным облас­тям человеческой деятельности претендует на мировоз­зренческий статус не в меньшей степени, чем иные, изве­стные в истории человечества религиозные и философ­ские системы.

В самом деле, разве психоанализ являлся только и иск­лючительно терапевтическим методом лечения нервнобо­льных, не выходящим за рамки клинической практики?

Разве с самого начала своей исследовательской и тера­певтической деятельности Фрейд ограничился разработ­кой и применением психоаналитических идей к выявле­нию причин возникновения неврозов и не вторгался в сферу анализа психических процессов, протекающих в жизни здоровых людей, будь то сновидения, ошибочные действия, проявления остроумия?

Разве он не подчеркивал то обстоятельство, что такие фундаментальные работы, как «Толкование сновидений» и «Остроумие и его отношение к бессознательному», от­крыли перспективы для использования психоаналитиче­ских теорий в разнообразных областях гуманитарного зна­ния?

Разве поставленная им в некоторых своих работах ис­следовательская задача не состояла в применении психоа­налитических идей к раскрытию психологии народов или


к наведению мостов между этнологами, лингвистами, фо­льклористами, с одной стороны, и психоаналитиками — с другой?

Разве не он сам в своих работах наглядно продемонст­рировал то, как и каким образом с помощью психоанали­тических концепций можно подойти к осмыслению при­роды религиозного мировосприятия?

Разве не ему принадлежала мысль, согласно которой разработка многих проблем творчества и наслаждения ис­кусством может осуществиться при помощи психоанали­тического познания, путем нахождения места этих проб­лем в сложном переплетении бессознательных желаний человека?

Разве не он исходил из того, что философия может стать объектом психоаналитического исследования и именно благодаря психоанализу может быть вскрыта субъективная индивидуальная мотивация философских учений и систем?

И наконец, разве он не говорил о том, что психоанализ не является вспомогательной областью психопатологии, а служит основой для нового, фундаментального исследова­ния души и открытия широкого пути к миру в целом?

Все эти, как и многие подобные им, мысли, высказы­вания, соображения действительно принадлежали Фрей­ду. Вторжение психоанализа в разнообразные сферы чело­веческой деятельности имело место как при жизни, так и после смерти Фрейда. Причем с самого начала его иссле­довательской и терапевтической деятельности лично у него проявлялась неуклонная тенденция к расширению возможностей использования психоанализа при изучении не только отдельного индивида, но и человечества в це­лом. Не случайно среди первых его учеников, наряду с ме­диками, были и представители гуманитарного знания — философы, искусствоведы, музыканты. Не случайно и то, что со временем психоанализ встретил поддержку и одоб­рение не столько в медицинских кругах, сколько среди ин­теллигенции, ориентированной на гуманитарное знание. Более того, по мере выхода на международную арену и про­никновения в различные сферы человеческой деятельности, психоанализ превратился в такое широкомасштабное идей­ное движение, которое стало существенной частью культуры XX столетия. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в представлении многих современников психоанализ вос-


 



 



принимается не только и не столько в качестве одного из психотерапевтических методов лечения нервнобольных, сколько с точки зрения приемлемой для них философии жизни и целостного мировоззрения; способствующего лучшему пониманию человеком самого себя, межлично­стных отношений и судеб человечества.

В свете вышеизложенного признание мировоззренче­ской функции психоанализа не должно, казалось бы, вы­зывать протест у людей, разделяющих психоаналитиче­ские концепции или хотя бы частично признающих цен­ность психоаналитического видения человека, общества, культуры. Однако даже сама постановка вопроса о том, можно ли рассматривать психоанализ в качестве одного из видов мировоззрения, нередко вызывает не только возра­жение, но и активное неприятие, особенно со стороны практикующих психоаналитиков, ограничивающихся в своей профессиональной деятельности работой с пациен­тами и не проявляющих интереса ни к исследовательским задачам, ни к осмыслению противоречий, существующих между психоаналитической теорией и практикой.

Разумеется, можно говорить о том, что в восприятии части людей профессионализм в области психоаналитиче­ской терапии не только не предполагает сопричастности к каким-либо мировоззрением, но, напротив, сопряжен с неприятием его и соблюдением некоего нейтралитета по отношению к извне навязываемым ценностям. Такое по­ложение особенно характерно для различного рода специ­алистов России, ранее находившихся под идеологическим прессом и сравнительно недавно получивших возмож­ность жить и работать, находясь «вне партий, вне идеоло­гий». Поскольку в их восприятии мировоззрение отожде­ствляется, как правило, с идеологией, то вполне очевид­ным становится то, что психоанализ не только не наделя­ется какой-либо мировоззренческой функцией, но и рас­сматривается в качестве относительно эффективного ме­тода терапии или в крайнем случае — глубинной психоло­гии, не связанной с мировоззрением как таковым.

Впрочем, было бы наивно полагать, что данная ситуа­ция — исключение, характерное для российских специа­листов, освободившихся от идеологической опеки, но по­павших в новую зависимость рыночной экономики. Во многих странах мира психоаналитики образуют сообщест­во профессионалов, ориентированное на решение своих





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.