КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психоанализ: наука, философия, мировоззрение?
ПСИХОАНАЛИЗ, ФИЛОСОФИЯ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ Предшествующее рассмотрение взглядов Фрейда на человека, религию, искусство, культуру с необходимостью подводит к постановке вопроса о том, не следует ли считать психоанализ такой системой знания, которая по своей целостности и приложению к разнообразным областям человеческой деятельности претендует на мировоззренческий статус не в меньшей степени, чем иные, известные в истории человечества религиозные и философские системы. В самом деле, разве психоанализ являлся только и исключительно терапевтическим методом лечения нервнобольных, не выходящим за рамки клинической практики? Разве с самого начала своей исследовательской и терапевтической деятельности Фрейд ограничился разработкой и применением психоаналитических идей к выявлению причин возникновения неврозов и не вторгался в сферу анализа психических процессов, протекающих в жизни здоровых людей, будь то сновидения, ошибочные действия, проявления остроумия? Разве он не подчеркивал то обстоятельство, что такие фундаментальные работы, как «Толкование сновидений» и «Остроумие и его отношение к бессознательному», открыли перспективы для использования психоаналитических теорий в разнообразных областях гуманитарного знания? Разве поставленная им в некоторых своих работах исследовательская задача не состояла в применении психоаналитических идей к раскрытию психологии народов или к наведению мостов между этнологами, лингвистами, фольклористами, с одной стороны, и психоаналитиками — с другой? Разве не он сам в своих работах наглядно продемонстрировал то, как и каким образом с помощью психоаналитических концепций можно подойти к осмыслению природы религиозного мировосприятия? Разве не ему принадлежала мысль, согласно которой разработка многих проблем творчества и наслаждения искусством может осуществиться при помощи психоаналитического познания, путем нахождения места этих проблем в сложном переплетении бессознательных желаний человека? Разве не он исходил из того, что философия может стать объектом психоаналитического исследования и именно благодаря психоанализу может быть вскрыта субъективная индивидуальная мотивация философских учений и систем? И наконец, разве он не говорил о том, что психоанализ не является вспомогательной областью психопатологии, а служит основой для нового, фундаментального исследования души и открытия широкого пути к миру в целом? Все эти, как и многие подобные им, мысли, высказывания, соображения действительно принадлежали Фрейду. Вторжение психоанализа в разнообразные сферы человеческой деятельности имело место как при жизни, так и после смерти Фрейда. Причем с самого начала его исследовательской и терапевтической деятельности лично у него проявлялась неуклонная тенденция к расширению возможностей использования психоанализа при изучении не только отдельного индивида, но и человечества в целом. Не случайно среди первых его учеников, наряду с медиками, были и представители гуманитарного знания — философы, искусствоведы, музыканты. Не случайно и то, что со временем психоанализ встретил поддержку и одобрение не столько в медицинских кругах, сколько среди интеллигенции, ориентированной на гуманитарное знание. Более того, по мере выхода на международную арену и проникновения в различные сферы человеческой деятельности, психоанализ превратился в такое широкомасштабное идейное движение, которое стало существенной частью культуры XX столетия. Поэтому нет ничего удивительного в том, что в представлении многих современников психоанализ вос-
принимается не только и не столько в качестве одного из психотерапевтических методов лечения нервнобольных, сколько с точки зрения приемлемой для них философии жизни и целостного мировоззрения; способствующего лучшему пониманию человеком самого себя, межличностных отношений и судеб человечества. В свете вышеизложенного признание мировоззренческой функции психоанализа не должно, казалось бы, вызывать протест у людей, разделяющих психоаналитические концепции или хотя бы частично признающих ценность психоаналитического видения человека, общества, культуры. Однако даже сама постановка вопроса о том, можно ли рассматривать психоанализ в качестве одного из видов мировоззрения, нередко вызывает не только возражение, но и активное неприятие, особенно со стороны практикующих психоаналитиков, ограничивающихся в своей профессиональной деятельности работой с пациентами и не проявляющих интереса ни к исследовательским задачам, ни к осмыслению противоречий, существующих между психоаналитической теорией и практикой. Разумеется, можно говорить о том, что в восприятии части людей профессионализм в области психоаналитической терапии не только не предполагает сопричастности к каким-либо мировоззрением, но, напротив, сопряжен с неприятием его и соблюдением некоего нейтралитета по отношению к извне навязываемым ценностям. Такое положение особенно характерно для различного рода специалистов России, ранее находившихся под идеологическим прессом и сравнительно недавно получивших возможность жить и работать, находясь «вне партий, вне идеологий». Поскольку в их восприятии мировоззрение отождествляется, как правило, с идеологией, то вполне очевидным становится то, что психоанализ не только не наделяется какой-либо мировоззренческой функцией, но и рассматривается в качестве относительно эффективного метода терапии или в крайнем случае — глубинной психологии, не связанной с мировоззрением как таковым. Впрочем, было бы наивно полагать, что данная ситуация — исключение, характерное для российских специалистов, освободившихся от идеологической опеки, но попавших в новую зависимость рыночной экономики. Во многих странах мира психоаналитики образуют сообщество профессионалов, ориентированное на решение своих
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |