КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Двойственное отношение к миросозерцанию
I терапевтических задач и не примыкающее к политическим партиям, идеологическим системам, идейным течениям с ярко выраженным мировоззренческим кредо. И в этом нет ничего из ряда вон выходящего, поскольку среди психоаналитиков, как и большинства специалистов в самых различных сферах научного знания и практического действия, бытует широко распространенное убеждение, согласно которому наука и медицина должны быть нейтральными по отношению к мировоззренческим ценностям, за исключением, пожалуй, одной — «не навреди», которая воспринимается не в плане мировоззренческой ценности, а в качестве обязательной максимы, имеющей нравственный смысл. Ориентация психоанализа на отрешение от любого мировоззрения не является новой, свойственной современному состоянию развития психоаналитической теории и практики. Дело в том, что несмотря на опасения Фрейда по поводу превращения психоанализа в придаток психиатрии и его стремление выйти за рамки медицины как таковой и использовать психоаналитические идеи в различных областях гуманитарного знания, тем не менее сам он всячески возражал против того, чтобы психоанализ отдал себя на службу какому-либо мировоззрению и тем более стал таковым. Нечто аналогичное имело место у Фрейда и по отношению к философии. В разделе данной работы, посвященной рассмотрению философских истоков возникновения психоанализа, уже обращалось внимание на то, что во многих своих публикациях он критически относился к разнообразным философским спекуляциям. Напомню, что основатель психоанализа не хотел видеть понятие бессознательного предметом споров между философами и натурфилософами. Он не соглашался с требованием американского врача Джеймса Патнема, чтобы «психоанализ отдавал себя в распоряжение определенного философского миросозерцания» [1. С. 145]. По тем многочисленным высказываниям, которые содержались в его отдельных работах, нетрудно было вынести представление и о том, что он был против возможных
претензий психоанализа на создание системы знания, подобно философской, которая могла бы быть положена в основу психоаналитической теории и практики. Типичным примером в этом отношении может служить высказывание Фрейда, сделанное им в работе «Я и Оно». Так, возражая против несправедливых обвинений психоанализа в недостаточном внимании к моральным проблемам человека, он замечал, что «психоаналитическое исследование не могло выступать в виде философской системы с законченным и готовым сводом научных положений, а должно было шаг за шагом пробивать себе дорогу к пониманию психических компликаций путем аналитического расчленения нормальных и аномальных феноменов» [2. С. 371]. Вместе с тем, несмотря на все критические замечания в адрес философов, особенно когда речь шла об обсуждении проблемы бессознательного психического, в некоторых своих работах Фрейд не был столь категоричным по отношению к философии. Если его отдельные психоаналити^-ческие идеи совпадали с соответствующими философскими концепциями, в частности, с представлениями Шопенгауэра о смерти или Эмпедокла о любви и вражде, то он не видел ничего страшного в том, что психоанализ приблизился к какой-то философской системе. Кроме того, Фрейд допускал подчас такие откровения (особенно в письмах к друзьям и коллегам, а также в личных беседах с ними, на что уже обращалось внимание, но в данном контексте стоит еще раз повторить), которые не оставляли сомнений в его скрытом и скрытном желании создать философски ориентированную систему знаний или, используя его собственное выражение, «серьезную философию», основанную на открытиях психоанализа. Такая двойственная позиция по отношению к философии находила свое отражение в общих размышлениях Фрейда о миросозерцании, мировосприятии, мировоззрении. С одной стороны, он стремился подчеркнуть, что в его задачу не входит создание особого миросозерцания и, следовательно, психоанализ не претендует на какую-либо мировоззренческую функцию. С другой стороны, открещиваясь от метафизики, от абстрактных конструкций, не связанных с клиническим опытом, основатель психоанализа предпринимал многочисленные попытки по созданию метапсихологии, которую, по сути дела, можно рас- сматривать в качестве психоаналитической философии и своеобразного мировоззрения. Приведу выдержку из работы Фрейда «Торможение, симптом, страх» (1926, в русскоязычных изданиях «Страх»), являющуюся, на мой взгляд, весьма симптоматичной, с точки зрения явных и скрытых интенций основателя психоанализа: «Я вообще не стою за фабрикацию миросозерцания. Предоставим это философам, которые, по собственному признанию, не в состоянии выполнить жизненный свой путь без такого рода Бедекера, содержащего сведения на всякий случай жизни. Примем смиренно презрение, с которым философы смотрят на нас с точки зрения этой своей возвышенной потребности. Так как и мы не можем скрыть своей нарциссической гордости, то постараемся найти утешение в том соображении, что все эти «путеводители жизни» быстро стареют, что именно наша близорукая, ограниченная, мелкая работа создает необходимость во все новых изданиях их и что даже новейшие из этих Бедекеров представляют из себя попытки заменить старый, такой удобный и такой совершенный катехизис. Нам хорошо известно, как мало удалось до сих пор науке пролить свет на загадки этого мира. Все старания философов ничего в этом изменить не могут, и только терпеливое продолжение работы, подчиняющейся исключительно требованию точного знания, может медленно изменить такое положение вещей» [3. С. 251—252]. Как видим, Фрейду вовсе не импонировало миросозерцание, основанное на абстрактных философских постулатах, выступающих в качестве некого катехизиса, пригодного на все случаи жизни и служащего исходной точкой отсчета для объяснения многочисленных загадок мира. Поэтому он не собирался выдвигать еще одно аналогичное миросозерцание, прекрасно понимая, что подобные «путеводители жизни» являются скорее результатом интеллектуальной деятельности, связанной с удовлетворением нарциссического Я, чем инструментальным средством адекватного понимания реального мира. Его задача состояла в другом, а именно, путем кропотливой, ювелирной работы, связанной с анализом «мелочей жизни» (сновидения, ошибочные действия, симптомы заболевания) вскрыть такие закономерности проявления бессознательного в различных сферах человеческой деятельности, которые могли бы пролить свет на многие загадки мира, все
еще не раскрытые не только философами, но и учеными, полагающими, что человек является сознательным существом. Отсюда скрытая интенция Фрейда на новое видение человека и мира, основанное на научных разработках и результатах психоанализа. О двойственном отношений Фрейда к миросозерцанию можно судить по тем высказываниям, которые были сделаны им в связи с обсуждением идейной позиции, занимаемой Дж. Патнемом. С одной стороны, он критически отнесся к позиции американского врача, считавшего, что психоанализ должен выступить в качестве определенного миросозерцания. В речи, произнесенной на V психоаналитическом конгрессе, состоявшемся в Будапеште в 1918 году, Фрейд выразил свое несогласие с подобной точкой зрения. Говоря о путях развития психоаналитической терапии, он подчеркнул, что психоанализу нет необходимости отдавать себя в распоряжение философского миросозерцания. На это обстоятельство уже обращалось внимание, но в данном случае важно иметь в виду то, что Фрейд выразил подобное отношение к связи психоанализа с миросозерцанием в контексте публичного выступления, в котором, наряду с другими вопросами, обсудил проблему аналитической активности, ставшую предметом разногласий как между венской и швейцарской школами, так и внутри классического психоанализа, некоторые представители которого, включая венгерского психоаналитика Шандора Ференци, предлагали придерживаться развития активной терапии, когда вместо врачебной сдержанности приветствовалась активность врача в отношениях с пациентами. С другой стороны, обсуждая с Дж. Патнемом проблему взаимосвязей между психоанализом и миросозерцанием, Фрейд в личной переписке с ним более терпимо отнесся к позиции американского врача. В свете вышеизложенного, на первый взгляд, может показаться даже странным, но он не только не отверг возможность встречи психоанализа с миросозерцанием, а, напротив, заявил о том, что такое вполне допустимо. В письме к Дж. Патнему от 8 июля 1915 года Фрейд писал: «Психоанализ и в самом деле сочетается с различными мировоззрениями, и разве он сказал уже свое последнее слово? До сих пор мне еще не приходилось заниматься всеобъемлющим синтезом, я борюсь лишь за определенность, ради нее следует пожертвовать всем остальным» [4. С. 87]. Речь шла о признании возможной мировоззренческой функции психоанализа, о том, что психоанализу еще предстоит сказать свое слово в деле познания и объяснения мировых загадок. И если долгое время Фрейд по мере возможности старался сдержать свои внутренние интенции по созданию всеобъемлющей системы знания о человеке и мире, то именно в тот период он начал активно разрабатывать свою метапсихологию, прибегать, по его собственному выражению, являющемуся перефразированием выдержки из «Фауста» Гете и использованному в более поздних работах, к «ведьме метапсихологии». Так, в работе «Конечный и бесконечный анализ» он заметил: «Без ме-тапсихологических спекуляций и теоретизирования — едва было не сказал: фантазирования — здесь не сдвинешься ни на шаг. К сожалению, прорицания ведьмы и на сей раз не отличаются ни ясностью, ни обстоятельностью» [5. С. 26]. Известно, что основатель психоанализа наметил написать двенадцать статей, которые хотел опубликовать под общим названием «Введение в метапсихологию». С марта по май 1915 года он написал пять статей. К сожалению, семь остальных статей, которые он планировал подготовить, не увидели свет. Возможно, они были уничтожены им, как это имело место ранее по отношению к другим материалам. Во всяком случае рукописи их не сохранились. Но даже по названию пяти опубликованных им статей можно судить о направленности мышления Фрейда в связи с обсуждением метапсихологических проблем. Им были подготовлены такие статьи, как «Влечения и их судьба», «Вытеснение», «Бессознательное», «Метапсихологи-ческое дополнение к теории сновидений», «Печаль и меланхолия». Речь шла об углубленном и обобщенном изложении фундаментальных принципов и теоретических разработок, положенных им в основу той системы знания, которая в завершенном виде предстала в его работах 20—30-х годов. Именно эта система психоаналитического знания о человеке и мире как раз и была последним словом, сказанным психоанализом при жизни Фрейда. Именно она несла в себе мировоззренческую функцию, о которой ранее в качестве возможного предположения он писал Дж. Патнему, подчеркивая то обстоятельство, что
психоанализ сочетается с различными мировоззрениями, но до всеобъемлющего синтеза у него еще просто не дошли руки. 3. Расхождения между теорией и практикой психоанализа Думаю, что при рассмотрении взглядов Фрейда на соотношение между психоанализом, философией и мировоззрением необходимо учитывать ту специфическую ситуацию, в которой он оказался в силу своей исследовательской и терапевтической деятельности. Фрейд не собирался становиться практикующим врачом, его терапевтическая работа отнимала много времени и сил, отвлекая его от метапсихологических размышлений, и он с настороженностью относился к попыткам медиков ограничить психоанализ рамками лечения нервнобольных. При первой же возможности он погружался в дебри исследовательской деятельности, которые не только включали в себя изучение причин возникновения внут-рипсихических конфликтов и этиологии неврозов, но и требовали решения трудных загадок, относящихся к сфере взаимоотношений между индивидом и культурой, личностью и обществом. В этом плане ему приходилось сталкиваться с философскими обобщениями и мировоззренческими ориентациями, с потребностью построения такой системы знания, которая бы находила свое отражение в теории психоанализа, имеющей непосредственное отношение как к больным, так и здоровым людям, как к человеку вообще, так и человечеству в целом. И здесь невозможно было обойтись без «ведьмы метапсихологии». В то же время, пытаясь удержаться от соблазна предельных обобщении и всеохватывающего синтеза знаний, он стремился опереться на конкретный, эмпирический материал, полученный в процессе терапевтической деятельности. Практика психоанализа предоставляла благодатную возможность для накопления и использования клинических данных, которые рассматривались в качестве объективного материала, позволяющего опытным путем подтверждать или опровергать ранее существующие представления о человеке, выдвигать и обосновывать новое видение его. Здесь уже не оставалось места для мировоззре- ния, поскольку терапевтическая деятельность связана прежде всего с лечением больных, что традиционно предполагало опору на подтвержденные опытом знания, а не на домыслы, произвольные допущения, абстрактные рассуждения. В исследовательской деятельности Фрейд прибегал к метапсихологическим конструкциям, в рамках которых выдвигались различные предположения и гипотезы, позволявшие по-новому смотреть на причины возникновения неврозов, природу психических заболеваний, специфические закономерности проявления бессознательного в психике пациентов, природу первичных влечений человека. В терапевтической деятельности он ориентировался на конкретный материал, получаемый в процессе непосредственной работы с пациентом и подвергаемый дальнейшей аналитической обработке с целью выявления причин заболевания и последующего лечения. Теория психоанализа допускала мыслительные процессы, недалеко отстоящие от философского миросозерцания. Практика психоанализа как бы исключала их, поскольку философия и мировоззрение рассматривались в качестве не только нежелательных, но и недопустимых элементов терапевтической деятельности. Не случайно Фрейд говорил о том, что по отношению к пациенту аналитик должен быть своего рода зеркалом, отражающим образ обратившегося к нему за помощью человека, но не вносящим в его жизнь ничего личностного, связанного с его мировоззренческой позицией. Разумеется, в психоанализе существует тесная связь между его теорией и практикой. Исследовательская деятельность способствует успеху терапевтической деятельности, а результаты конкретной аналитической работы могут отражаться на выдвижении новых психоаналитических идей. Фрейд даже говорил о том, что с самого начала в психоанализе имела место «неразрывная связь» между исследованием и лечением. Исходя из этой точки зрения, можно было бы предположить, что свойственная теории психоанализа ориентация на философское мировосприятие рано или поздно должна сказаться на практике психоанализа. Отчасти так и произошло, когда некоторые сподвижники Фрейда в явной или скрытой форме выступили против отстаиваемой им зеркальной позиции психоаналитика и предложили активную форму терапии, предполагающую
различные формы воздействия на пациента, включая навязывание ему своих ценностей жизни и мировоззренческих установок. Однако, как показало дальнейшее развитие психоанализа, «неразрывная связь» между его теорией и практикой является скорее идеалом, нежели реальным положением вещей. Скорее произошло обратное. По мере развития психоанализа все отчетливее стал ощущаться разрыв между его теорией и практикой. Этим отчасти объясняется то обстоятельство, что в рамках классического психоанализа появились своего рода диссиденты, со временем порвавшие с Фрейдом и приложившие немало усилий к созданию таких новых направлений в психотерапии, как аналитическая психология К. Г. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера, гуманистический психоанализ Э. Фромма и многие другие. Да и в лоне самого психоаналитического движения возникли всевозможного рода дискуссии о связи теории и практики психоанализа. В результате этих дискуссий многие творчески мыслящие психоаналитики стали говорить о кризисе психоаналитической теории, в тех или иных своих аспектах не соответствующей практике современного психоанализа. В рамках рассматриваемого вопроса о соотношении между психоанализом, философией и мировоззрением нет необходимости вдаваться в тонкости тех дискуссий, которые на протяжении многих лет ведутся в психоаналитической литературе по поводу теории и практики психоанализа. Это особая проблема, требующая специального рассмотрения, чему может быть посвящено отдельное исследование. Заинтересованный в понимании этой проблемы, читатель имеет возможность ознакомиться с разнообразными точками зрения зарубежных психоаналитиков, если он обратится к опубликованной на русском языке двухтомной работе X. Томэ и X. Кэхеле «Современный психоанализ» [6. С. 490—514]. В данном контексте мне хотелось бы обратить внимание на то, что теория и практика психоанализа действительно не всегда совпадают друг с другом. Так, опыт практической работы показывает, что наиболее эффективные, с терапевтической точки зрения, результаты аналитического лечения оказываются менее продуктивными по отношению к теории психоанализа, а подчас и просто тормозящими ее развитие. На это обстоятельство в свое время ука- зывал и Фрейд, считавший, что благоприятное завершение случаев анализа, особенно в течение короткого периода времени, повышает самооценку терапевта и значимость психоанализа как метода лечения нервнобольных, но не имеет никакого значения для обогащения научного знания, развития психоаналитической теории. Кроме того, он сам признавал то обстоятельство, что теория может говорить одно, в то время как практика психоанализа — демонстрировать другое. По этому поводу Фрейд писал: «анализ, заявляя, что лечит неврозы, обеспечивая контроль над влечениями, всегда прав в теории, но не всегда на практике» [7. С. 31]. Что же касается отношений между психоанализом, философией и мировоззрением, то создается впечатление, что разрыв между психоаналитической теорией и практикой как раз и служит питательной почвой для возникновения всевозможных рационализации, оправдывающих внемировоз-зренческую ориентацию психоанализа. К этому следует добавить, что стремление Фрейда придать психоанализу статус науки, опирающейся на эмпирический материал клинической практики, как бы автоматически вел к нивелировке мировоззренческой функции психоаналитического знания. Другое дело, что философская интенция и мировоззренческая ориентация психоанализа подспудно ддва-ли знать о себе, как только фрейдовская исследовательская деятельность выходила за рамки медицины и вторгалась в разнообразные сферы гуманитарного знания. Внутренняя противоречивость и раздвоенность, свойственные, с одной стороны, самому Фрейду в его понимании исследовательских и терапевтических задач психоанализа, а с другой — психоанализу как методу лечения неврозов, искусству толкования и вспомогательного средства в разнообразных областях духовной жизни, обусловили двойственную позицию венского аналитика по отношению к философии и мировоззрению как таковым. Они же предопределили и дальнейшее отношение к ним со стороны многих современных психоаналитиков, которые, в отличие от Фрейда, повернувшись спиной к философии и мировоззрению, стали признавать психоанализ только в качестве терапевтической практики и напрочь исключили его метапсихологические конструкции.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |