КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды мировоззрений 2 страница
Разумеется, уже во времена Фрейда высказывались различного рода соображения, согласно которым основанное на фактах наблюдения научное знание приемлемо лишь по отношению к объектам физического мира. Что же касается человеческого духа и человеческой души, то в этих сферах поддающееся опытной проверке наблюдение является весьма проблематичным и, следовательно, без интуиции никак не обойтись. Основатель психоанализане соглашался с подобной постановкой вопроса и считал, что дух и душа являются такими же объектами научного исследования, как и объекты природного мира. «Психоанализ, — замечал он, — имеет особое право сказать здесь слово в защиту научного мировоззрения, потому что его нельзя упрекнуть в том, что он пренебрегает душевным в картине мира. Его вклад в науку как раз и состоит в распространении исследования на область души» [22. С. 400]. Правда, в отношении интуиции основатель психоанализа высказывал подчас такие суждения, которые могут сегодня восприниматься как излишне категоричными. Это относится, в частности, к его утверждению о том, что интуиции как таковой не существует. Однако необходимо иметь в виду, что, говоря о мировоззрении, Фрейд исходил прежде всего из аффективных требований, предъявляемых к нему. Именно под этим углом зрения он рассматривал интуицию как нечто такое, что можно считать иллюзией, исполнением желаний человека. А поскольку вся его исследовательская и терапевтическая деятельность была
посвящена борьбе с иллюзиями, то вряд ли приходится удивляться тому, что в его пониманшмшучного мировоззрения не оставалось места для интуиции. Не удивительно и то, что он говорил о психоанализе как науке, опирающейся не на абстрактные размышления о человеческой психике, а на факты наблюдения, связанные с реальным проявлением бессознательного психического. Осуществляя анализ сновидений, ошибочных действий и симптоматики заболеваний, Фрейд выступал в качестве исследователя и практика, ориентированного главным образом на объективное знание. И хотя сам он неоднократно выдвигал различного рода предположения и гипотезы, считая их эвристически полезными для развития теории и практики психоанализа, тем не менее он исходил из того, что и в их основе лежит не интуиция как исполнение бессознательных желаний исследователя, а интеллектуальная обработка ранее принятого во внимание эмпирического материала. Вот почему он не доверял интуиции и убеждал себя и других в том, что психоанализ является наукой, примыкает к научному мировоззрению, основывается на фактах клинических наблюдений. Третье следствие, вытекающее из фрейдовского рассмотрения отношений между мировоззрением и психоанализом, непосредственно касалось его попытки ответить на вопрос, ведет ли психоанализ к какому-то определенному мировоззрению. Ответ на этот вопрос оказался не таким простым, как это может показаться на первый взгляд. С одной стороны, Фрейд неоднократно заявлял, что психоанализ не стремится к созданию какого-либо мировоззрения. Эта мысль отчетливо звучала во многих его работах, включая лекцию о мировоззрении, где он подчеркнул, что психоанализ не способен создать свое собственное мировоззрение, да ему это и не нужно, поскольку, являясь частью науки, он может примкнуть к научному мировоззрению. Более того, даже согласившись с тем, что в крайнем случае психоанализ можно рассматривать в качестве научного мировоззрения, он одновременно заявил, что в принципе это мировоззрение «едва ли заслуживает столь громкого названия, потому что не все видит, слишком несовершенно, не претендует на законченность и совершенность» [23. С. 416]. Такое понимание отношения между психоанализом и мировоззрением отражало общую установку Фрейда, в соответствии с которой психоанали- тические идеи и концепции не выступали в качестве законченной системы, они развивались и изменялись, тем самым способствуя лучшему пониманию человека и общества, индивида и культуры. Кроме того научное мышление слишком молодо, по сравнению с религиозным мышлением, оно не только не разрешило все проблемы, но даже еще не приступило к разрешению многих из них, и, следовательно, говорить о научном мировоззрении, в том числе и применительно к психоанализу, можно в том случае, если речь идет о перспективном видении мира и человека. С другой стороны, Фрейду не было чуждо стремление распространить используемые им в терапевтической практике психоаналитические идеи и методы раскрытия причин возникновения психических заболеваний на исследование разнообразных офастей человеческой деятельности. Скорее, напротив, большинство его наиболее фундаментальных работ, включая «Толкование сновидений», «Психопатология обыденной жизни», «Остроумие и его отношение к бессознательному», «Тотем и табу», «По ту сторону принципа удовольствия», «Массовая психология и анализ человеческого Я», «Будущее одной иллюзии», «Недовольство культурой», «Человек Моисей и монотеистическая религия», не имели отношения к терапевтической практике и свидетельствовали о внутренней интенции их автора к осмыслению с позиций психоанализа общих проблем человеческой жизни, общества, культуры. За этой интенцией просматривалось не только бессознательное желание, но и вполне осмысленное намерение Фрейда придать психоанализу более значимый статус, чем сугубо медицинской дисциплины. И если в 1915 году в уже упомянутом письме к Дж. Патнему он заметил, что до сих пор ему еще не приходилось заниматься всеобъемлющим синтезом, то работы 20—30-х годов явно свидетельствовали не только о вторжении психоанализа в разнообразные сферы гуманитарного знания, но и об усиливающейся тенденции превращения его в своего рода универсальное учение, с помощью которого предпринимались попытки единообразного объяснения различных сторон человеческой жизни и человечества в целом. Речь идет не только о том, что сам Фрейд не имел ничего против того, чтобы использовать психоанализ для лечения патологии целых культур и иметь в качестве пациента человеческий род как таковой,
но и мировоззренческой направленности психоанализа, по своему идейному воздействию на людей оказывающемуся не менее влиятельной силой, чем ранее и ныне существующие религиозные и философские системы. И, видимо, не случайно как противники, так и сторонники психоанализа нередко говорят о том, что в настоящее время он действительно оказывает воздействие на сознание XX столетия и в перспективе может быть методом лечения, обращенным в будущее, а также системой знания, вносящей значительный вклад в понимание и развитие культуры. Как заметил президент Международной психоаналитической ассоциации Отто Ф. Кернберг, «психоанализ обладает всем необходимым для того, чтобы внести свой вклад в развитие гуманности и культуры» [24. С. 14]. Подобно многим интеллектуальным конструкциям, претендующим на единообразное объяснение мира, психоанализ пытается по-своему осмыслить разнообразные явления жизни, раскрыть их истинную природу, дать им такое толкование, которое включает в себя исходные принципы и постулаты, положенные в основу психоаналитического видения мира и человека. В этом отношении он является аналогом мировоззрения. Используя терминологию Фрейда, можно было бы сказать, что в принципе нет большой разницы между психоаналитическим и философским мировоззрением. И то, и другое склоняются к единообразному объяснению мира и человека. Да и сам основатель психоанализа говорил о том, что философия не противоположна науке. Единственное, пожалуй, различие между ними усматривались им в том, что философия придерживается иллюзии, когда претендует на безупречную и связную картину мира, в то время как наука не является, с его точки зрения, иллюзией и действительно способна со временем дать адекватное понимание мира и человека. Скорее всего именно такое рассмотрение философии и науки было положено Фрейдом в основу его утверждения, согласно которому психоанализу отводилось «среднее место, занимаемое между медициной и философией» [25. С. 530]. Интересно отметить, что то сопротивление, которое оказывалось психоанализу в момент его становления и первоначального развития, частично объяснялось Фрейдом именно тем невыгодным положением, которое он занял между философией и медициной. При этом речь шла о восприятии психоанализа в качестве определенной системы знания, подвергнутой критике со стороны философов и медиков. «Медик, — писал Фрейд по этому поводу,— считает его спекулятивной системой и не хочет поверить в то, что он, подобно всякой естественной науке, основан на терпеливой и многотрудной обработке фактов из мира восприятий; философ же, измеряющий его масштабом своих собственных искусственно построенных системных образований, считает, что он исходит из несуществующих предпосылок, и упрекает его в том, что его самые основные понятия — находящиеся еще в стадии развития — лишены ясности и четкости» [26. С. 530]. Психоанализ как система знаний о человеке, обществе и культуре, несомненно, выступает в качестве мировоззрения. И если Фрейд не говорил о психоаналитическом мировоззрении, предпочитая рассматривать психоанализ в качестве науки, ориентированной на научное мировоззрение, то это скорее всего объясняется его стремлением отмежеваться от предшествующих метафизических систем, в основе которых лежали интеллектуальные конструкции, не подкрепленные эмпирическим материалом и не подлежащие опытной проверке. Его опора на естественнонаучное мышление, подразумевающее интеллектуальную обработку тщательно проверенных наблюдений, с необходимостью заставляла бороться со всевозможными иллюзиями, относящимися к истинному пониманию мира и человека. Отсюда проистекает его близость к философии с ее единообразием объяснения мира и неприемлемость ее абстрактных конструкций, а также сопричастность с медицинской практикой как эмпирической основой психоаналитических концепций и отторжение от нее в силу ограниченности задач, связанных с лечением, но Не выходящих на уровень единообразного объяснения человека и его взаимосвязей с миром. Говоря о научном мировоззрении и его отличии от философского мировоззрения, Фрейд имел в виду одну характерную особенность, которую он распространил на психоанализ. Как правило, любая философия выступает в качестве законченной системы знания, претендующей на окончательное и единственно правильное объяснение мира и человека. В отличие от философии, наука представляет собой такую систему знания, которая характеризуется ограниченностью познаваемого на данный истори-
ческий момент своего развития и, следовательно, неполнотой истинных представлений о мире и человеке. Философское мировоззрение выступает в качестве законченного, завершенного, не предполагающего существенных изменений в представлении общей картины мира, человека и взаимосвязей между ними. Научное мировоззрение находится в состоянии своего постоянного развития, и с каждым успехом знание открыто к соответствующим изменениям в своем предшествующем понимании мира и человека. В этом отношении философское мировоззрение является некой заданностью, предопределенной той или иной интеллектуальной конструкцией, в то время как научное мировоззрение — программой, ориентированной на будущее. Именно в данной специфике Фрейд усматривал основное различие между философией и наукой. При таком понимании философского и научного мировоззрения становится вполне понятным, и очевидным, почему Фрейд говорил о том, что психоанализ примыкает к последнему. Дело в том, что по мере развития психоанализа ему приходилось вносить различного рода изменения в первоначально сформулированные им теоретические положения и ранее выдвинутые представления о структуре человеческой психики, первичных влечениях, соотношении между страхом и вытеснением. В ответ на критику со стороны тех, кто упрекал Фрейда в непостоянстве его взглядов по тем или иным вопросам, он был вынужден говорить о том, что психоанализ не представляет собой законченную систему знания и развивается вместе с совершенствованием его теории и практики. С этой точки зрения, психоанализ выступал в качестве такой системы знания, которая оказывалась открытой к возможным изменениям, если данные различных наук обнаружат ошибочность предложенных им психоаналитических идей и гипотез. В частности, он полагал, что в будущем биология способна преподнести исследователям неожиданные сюрпризы и, следовательно, нельзя исключить того, что придется вносить существенные коррективы в психоаналитические построения. «Биология, — замечал он, — есть поистине царство неограниченных возможностей, мы можем ждать от нее самых потрясающих открытий и не можем предугадать, какие ответы она даст нам на наши вопросы несколькими десятилетиями позже. Возможно, что как раз такие, что все наше искусное здание гипотез распадется» [27. С. 252]. И действительно, внося изменения в первоначально выдвинутые психоаналитические концепций, Фрейд тем самым продемонстрировал открытость психоанализа к различного рода новациям, связанным с эмпирическим материалом, включая данные тех или иных наук, а также непосредственные наблюдения, относящиеся к клинической практике. Однако, как это нетрудно заметить, при жизни Фрейда изменения в теории и практике психоанализа касались таких аспектов, которые оставляли неизменными исходные основания и предпосылки его. Даже немногочисленные попытки, предпринимавшиеся подчас приверженцами психоаналитических идей Фрейда по реконструкции некоторых его концептуальных разработок и терапевтических приемов, встречали такое неприятие со стороны основателя психоанализа и его ортодоксальных последователей, которые завершались или добровольным уходом из лона психоаналитического движения, или исключением из Международной психоаналитической ассоциации. 6. Еще раз об Эдиповом комплексе Разумеется, можно дискутировать по поводу того, являются ли основополагающие идеи и концепции психоанализа не подкрепленными опытными данными интеллектуальными конструкциями, характерными для философского мировоззрения, или же интеллектуальной обработкой тщательно проверенных наблюдений, свойственной научному мировоззрению, но остается реальным фактом то обстоятельство, что в рамках классического психоанализа сохраняются незыблемыми и неизменными наиболее важные и существенные психоаналитические идеи, предположения, гипотезы. В частности, одной из наиболее значимых, отличающих, по мнению Фрейда, психоанализ от других теоретических и практических направлений в психологии, является представление об Эдиповом комплексе как ядре психоневрозов. Причем, как уже отмечалось, Эдипов комплекс рассматривался им в плане такого единообразно объясняющего различные явления жизни конструкта, с помощью которого давалось психоаналитическое
толкование истории возникновения религии, общества, искусства, культуры. В этом отношении психоанализ мало чем отличается от философского мировоззрения, интеллектуальные конструкции которого предназначены для единообразного объяснения мира и человека. Среди большинства критиков психоанализа стало рас Представляется, что подобное суждение ничего общего не имеет ни с психоаналитическим пониманием Эдипова комплекса, ни с адекватным восприятием психоанализа как такового. Скорее всего оно основано или на личном неприятии Эдипова комплекса, или на стремлении представить психоанализ в качестве чего угодно, но только не науки, или на оценочном восприятии учения Фрейда о человеке и культуре, в подтексте которого лежат идеологические соображения. Критика психоанализа, с точки зрения вездесущности Эдипова комплекса, не учитывает того обстоятельства, что Фрейду приходилось в первую очередь отстаивать такие психоаналитические идеи, которые как бы заведомо вызывали внутренний протест у многих людей, не имеющих ни малейшего желания заглядывать по ту сторону сознания. Вводя в научный оборот столь непопулярные идеи типа Эдипова комплекса, вызывавшие подчас шок у людей, считавших себя исключительно добропорядочными, основатель психоанализа тем самым был вынужден усиливать их звучание и в меньшей степени делал акцент на ограничениях, связанных с их вторжением в человеческую жизнь. Между тем никто иной как он сам подчеркивал, что вовсе не собирался утверждать, будто Эдипов комплекс исчерпывает отношение детей к родителям и будто бы данный комплекс выступает в качестве панацеи, пригодной на все случаи жизни в качестве универсального принципа, не только объясняющего, но и оправдывающего человеческие деяния. Наглядным примером в этом отношении могут служить размышления Фрейда, высказанные им по поводу заключения, сделанного Инсбрукским медицинским факультетом на процессе по делу Филиппа Хальсманна, обвиненного в убийстве своего отца. Во время разбирательства этого дела не было представлено объективных доказательств того, что именно сын совершил отцеубийство. В отзыве на представленное заключение Фрейд сослался на роман Достоевского «Братья Карамазовы», в котором на основании свидетельств о нескрываемом намерении Дмитрия Карамазова отомстить своему отцу тот был обвинен в отцеубийстве и признан виновным, хотя в действительности преступление было совершено другим сыном. В рассматриваемом контексте не менее важным является другой аспект заключения Инсбургского медицинского факультета. Этот аспект связан с выдвинутыми в защиту Филиппа Хальсманна аргументами, согласно которым Эдипов комплекс является смягчающим фактором в деле об отцеубийстве. Касаясь подобной аргументации, Фрейд расценил ее как ошибочную, основанную на неверных следствиях, вытекающих из психоаналитического понимания Эдипова комплекса именно как всеобщего, присущего всем людям. Приведу соответствующее высказывание Фрейда полностью, поскольку оно представляется важным как с точки зрения неадекватности критики психоанализа через призму всеобщности Эдипова комплекса, так и в плане обсуждаемого вопроса об отношении между психоанализом и мировоззрением. В своем отзыве на заключение Инсбургского медицинского факультета основатель психоанализа писал: «Если было бы объективно доказано, что Филипп Хальсманн убил своего отца, то можно было бы, разумеется, привести Эдипов комплекс как Мотивировку поступка, иначе непонятного. Но так как такого доказательства не приведено, то упоминание Эдипова комплекса вводит в заблуждение; оно по меньшей мере бесполезно. Того, что вскрыло расследование раздоров между отцом и
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 386; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |