КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды мировоззрений 1 страница
I Ведет ли психоанализ к определенному мировоззрению? В разделе данной работы об истоках возникновения психоанализа мною была предпринята попытка осветить вопрос об отношении Фрейда к абстрактной философской мысли, различным философским положениям о бессознательном, а также о его изначальном тайном желании философского осмысления человека. Полагаю, что напоминания об этом вполне достаточно и в случае необходимости читатель может вернуться к ранее изложенному материалу. Но вот для лучшего понимания того, как в конечном счете Фрейд определял отношения между психоанализом и мировоззрением, необходимо более подробное рассмотрение этого вопроса. Такое рассмотрение тем более необходимо, что, судя по всему, основателя психоанализа до конца жизни не оставляло в покое то двусмысленное положение, в каком он оказался, когда, будучи практикующим аналитиком, испытывал внутреннюю потребность в создании целостной системы знания, применимой к человеку, обществу, культуре. Во всяком случае в 30-х годах он счел необходимым снова вернуться к обсуждению проблемы отношения между психоанализом и мировоззрением. Потребность в обсуждении данной проблемы была вызвана тем, что, несмотря на стремление многих психоаналитиков заниматься терапевтической деятельностью, ничего общего не имеющей ни с политикой, ни с мировоззрением, тем не менее время от времени в психоаналитических кругах поднимались вопросы мировоззренческого характера. Так, по свидетельству В.Райха, написанию Фрейдом работы «Недовольство культурой» предшествовала та дискуссия, которая имела место в Венском психоаналитическом обществе, когда один молодой психиатр выступил с докладом на тему «Психоанализ и мировоззрение» [8. С. 162]. Надо сказать, что в рамках дискуссии по поводу отношения между психоанализом и мировоззрением речь шла, фактически, о рассмотрении психоанализа в качестве науки. Типичной в этом отношении была позиция, согласно которой мировоззрение занимается проблемами долженствования, в то время как наука — проблемами бытия. Ми- ровоззрение — идеологически и политически окрашено, наука — нейтральна. И хотя большинство психоаналитиков ратовали именно за подобное понимание науки и, следовательно, не соотносили психоанализ с каким-либо долженствованием, мировоззрением, тем не менее среди участников дискуссии находились и такие, которые придерживались иной точки зрения. В частности, В. Райх выступал против сторонников «этической логики», считая, что логически правильное может быть практически неверным и что отказ от долженствования может приводить к ложным высказываниям чисто научного характера. «Каждая научная концепция, — замечал он, — имеет мировоззренческую предпосылку и практические социальные последствия» [9. С. 163]. Дискуссия, касающаяся отношения между наукой и мировоззрением, затрагивала существо психоанализа. Поэтому нет ничего удивительного в том, что именно к этой проблеме Фрейд обратился в написанных им в 1932/33 годах лекциях по введению в психоанализ, которые служили дополнением к ранее прочитанному им в течение двух зимних семестров 1915/16 и 1916/17 годов циклу лекций. Интересно и показательно то, что посвященная этой проблеме тридцать пятая лекция, которая называлась «О мировоззрении», была последней, завершающей введение в психоанализ и как бы ставящей точку над теми вопросами, на которые можно было ответить в форме популярного изложения, предназначенного для тех, кто хотел ознакомиться с азами психоаналитической теории. Прежде всего следует отметить то обстоятельство, что на протяжении всего предшествующего времени, связанного со становлением и развитием психоанализа, Фрейд как бы избегал публичного обсуждения вопроса об отношении между психоаналитическим учением и мировоззрением. Если в некоторых его работах и содержались отдельные высказывания на этот счет, частично воспроизведенные в тексте данного труда, то они были весьма краткими и не претендовавшими на исчерпывающее освещение затрагиваемой проблемы. И лишь в начале 30-х годов он предпринял, по его собственному выражению, отважную попытку ответить на вопрос, «ведет ли психоанализ к какому-то определенному мировоззрению и если ведет, то к какому» [10. С. 399].
Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо было иметь ясное представление о том, что такое мировоззрение, что конкретно понимается под ним. В одной из своих работ Фрейд упрекал философов за их стремление прятаться за понятиями или во всяком случае расширять значение слов до такой степени, пока они не теряют своего первоначального смысла. Поэтому, во избежание возможного недоразумения по поводу использования понятия «мировоззрение» он прежде всего задался целью прояснить его. И это не было излишним, поскольку, как справедливо замечал Фрейд, «мировоззрение» (Weltanschauung) является специфическим немецким понятием, перевод которого на иностранные языки не только затруднен, но и вызывает разночтения. И действительно, адекватный перевод этого термина обусловлен лингвистическими трудностями, связанными с отсутствием в ряде языков аналога немецкого «Weltanschauung», введенного в обращение Шлейермахером, Кантом и использованного в XIX столетии многими немецкими философами в их работах. За неадекватностью его перевода на другие языки могут стоять содержательные разночтения скрытого смысла, стоящего за этим понятием. Так, английское словоупотребление «world view» отражает, по сути дела, естественнонаучный аспект знания о мире и, следовательно, оно не может быть рассмотрено как мировоззрение в подлинном смысле этого слова, то есть как единство знания и оценки. Не исключено, что при переводе работ Фрейда на английский язык термин «Weltanschauung» отчасти утратил свое первоначальное смысловое значение, в результате чего сделавшие акцент на клиническом аспекте психоанализа многие американские психоаналитики не соотнесли его с той мировоззренческой функцией, которую он мог включать в себя в неклинических работах его основателя. Во всяком случае в позитивистской установке на противопоставление науки мировоззрению сознательное отрешение от мировоззренческих проблем человеческого бытия бессознательно зафиксировано, вероятно, на лингвистическом уровне в форме перевода немецкого «Weltanschauung» как английского «world view». Положение усугубляется тем, что термин «мир» не отличается однозначностью. Как правило, он применим к различным, отнюдь не однопорядковым реалиям (физический, психический мир, мир образов, фантазий, сновидений и т. д.), способствуя тем самым многозначности понятия «мировоззрение», толкуемоего как воззрение на мир. Предчувствуя трудности подобного рода, особенно связанные с переводом на другие языки, Фрейд дал свое определение мировоззрения, не претендующее на какую-либо строгость формально-логического характера, но вносящее ясность в вопрос о том, что он понимал под мировоззрением как таковым. Он исходил из того, что «мировоззрение — это интеллектуальная конструкция, которая единообразно решает все проблемы нашего бытия, исходя из некоего высшего предположения, в которой в соответствии с этим ни один вопрос не остается открытым, а все, что вызывает наш интерес, занимает свое определенное место» [11. С. 3991, Не вдаваясь в излишние подробности относительно содержательных характеристик данного определения, основатель психоанализа лишь заметил, что обладание таким мировоззрением относится к идеальному желанию человека. Мир полон сложных загадок, а жизнь трудна, и, следовательно, человек будет чувствовать себя более уверенным, если будет знать, к чему ему следует стремиться и как организовывать свою деятельность, для чего ему и требуется мировоззрение, выступающее в качестве его идеального желания. Исходя из подобного понимания мировоззрения, Фрейд и рассматривает отношение между ним (мировоззрением) и психоанализом. При этом он отталкивается от одного из определений психоанализа, в соответствии с которым последний относится к сфере науки. А коль скоро наука рассматривается им как один из специфических видов мировоззрения, наряду с религиозным и философским, то отсюда делается вывод, что сам по себе психоанализ не может быть особым видом мировоззрения. «Как специальная наука, как отрасль психологии — глубинной психологии, или психологии бессознательного — он совершенно не способен выработать собственное мировоззрение, он должен заимствовать его у науки» [12. С. 400]. Не трудно заметить сходство и различие между фрейдовским определением мировоззрения как такового и научным мировоззрением, к которому, по мысли Фрейда, примыкает психоанализ. Мировоззрение как интеллектуальная конструкция, отражающая идеальное желание человека, предполагает единообразное объяснение всего и вся. Оно исходит из раз и навсегда утвержденного предпо-
30. ЛейбинВ М ложения об устройстве мира и жизнедеятельности человека, в соответствии с которым все объяснимо. Научное мировоззрение также включает в себя единообразие объяснения мира. Однако в отличие от приведенного Фрейдом определения мировоззрения оно признает ограниченность познаваемого на данный отрезок времени и ориентируется на опыт, а не на абстрактные мыслительные конструкции. Правда, при таком видении специфики научного мировоззрения могут возникнуть вопросы, связанные с включением в него психоанализа. И действительно, разве психоанализ не основывался на интеллектуальных конструкциях, созданных Фрейдом вне эмпирических данных, полученных в ходе клинических наблюдений? Разве психоаналитическое знание целиком и полностью опиралось на материал, почерпнутый из терапевтической деятельности? Разве метапсихология Фрейда уходила своими корнями в тщательно обработанный материал клинического опыта? Разве «ведьма метапсихологии» не основывалась на «метапсихологических спекуляциях и теоретизировании»? Другое дело, что ответы на эти вопросы вновь выводят на проблему отношений между теорией и практикой психоанализа, которая до сих пор остается дискуссионной. • Положение усугубляется тем, что в исследовательской литературе, В том числе и психоаналитической, нет единого мнения относительно того, какие критерии научности применимы к самой науке. Среди сторонников и противников психоанализа ведутся бесконечные дебаты, связанные как с определениями критериев науки, так и их применимости к психоаналитическому видению человека. На дискуссионный вопрос, является ли психоанализ наукой или герменевтикой, то есть искусством толкования, до сих пор нет однозначного ответа. В контексте обсуждаемой проблематики не имеет смысла приводить какие-либо доводы за или против рассмотрения психоанализа в качестве науки [13]. В данном случае важно подчеркнуть, что при рассмотрении отношения между мировоззрением и психоанализом Фрейд выдвинул положение, согласно которому психоанализ не создает какое-либо собственное мировоззрение, а примыкает к научному. Отсюда можно вывести по меньшей мере три следствия. Во-первых, коль скоро научное мировоззрение противопоставляется Фрейдом религиозному и философскому типам мировоззрений, то вполне очевидно, что и психоанализ рассматривается с точки зрения его отличий от религии и философии. Во-вторых, проводя различия между данным им определением мировоззрения как интеллектуальной конструкции, отражающей идеальное желание человека, и научным мировоззрением, опирающимся на интеллектуальную обработку тщательно проверенных наблюдений, Фрейд тем самым стремился подчеркнуть, что психоанализ основывается на таком знании о человеке и мире, которое не является результатом интуиции, откровения, предвидения. В-третьих, говоря о заимствовании психоанализом мировоззрения у науки, он как бы внутренне признавал его мировоззренческую функцию, поскольку научное мировоззрение включало в себя единообразие объяснения мира, но в силу неприятия ранее существовавших интеллектуальных конструкций, типа философских систем, претендовавших на единственно верное понимание мира и человека, ему было трудно согласиться с тем, что комплекс предложенных им психоаналитических идей, концепций и теорий в конечном счете стал превращаться в своего рода мировоззрение, оказывающее воздействие на сознание XX столетия. Не соскальзывая в лоно дискуссий (является ли психоанализ наукой или герменевтикой, каковы критерии научности, насколько они применимы к науке как таковой и к психоанализу в частности?) и помятуя об одном из высказываний Фрейда, согласно которому «психоанализ не должен использоваться как средство полемики» [14. С. 109], остановлюсь на рассмотрении трех следствий, непосредственно вытекающих из фрейдовского понимания мировоззрения и психоанализа как научного мировоззрения. Первое следствие касается проведения Фрейдом различий межцу научным и ненаучным видами мировоззрений.
30* К последним, по его мнению, относятся религия, философия, искусство. Всех их объединяет одно — иллюзорное восприятие человека и мира. Однако они не равноценны по своей значимости и воздействию на людей. Из трех видов ненаучного мировоззрения искусство представляется Фрейду наиболее безобидным и благородным, поскольку, являясь результатом сублимации бессознательных влечений человека и черпая свой материал из мира фантазий, оно за небольшим исключением, имеющим отношение к одержимым искусством людям, не вторгается в область реального. Философия претендует на единообразие объяснения мироздания и в этом отношении конкурирует с наукой, но она является прерогативой узкого круга лиц, склонных к абстрактному мышлению, остается малопонятной и малодоступной для простых смертных и не оказывает непосредственного влияния на большинство людей. В отличие от искусства и философии, религия представляет собой главного конкурента науки, поскольку она затрагивает наиболее сильные эмоции человека, в историческом плане предшествовала научному взгляду на мир и до сих пор оказывает свое воздействие на массы людей. Выделив по силе и степени воздействия на людей ненаучных видов мировоззрения, Фрейд соответственным образом отнесся и к их рассмотрению. В рамках обсуждения проблематики мировоззрения он лишь отметил, что искусство не хочет быть ничем иным, как иллюзией, кратко остановился на рассмотрении философии, но основное внимание уделил религии, выступающей в качестве наиболее сильного оппонента науки. В разделе данной работы, посвященном религоведче-ской концепции Фрейда, подробно освещались взгляды основателя психоанализа на религию, как они были выражены им в различных его трудах, в том числе и в лекциях по психоанализу, где речь шла о религиозном мировоззрении. Отмечу лишь, что в своей завершающей лекции о мировоззрении основатель психоанализа рассмотрел три функции религии (удовлетворение человеческой любознательности, умаление страха людей перед опасностями и превратностями жизни, провозглашение запретов и ограничений, выступающих в качестве этических предписаний) и осуществил краткий генетический анализ ее, воспроизводящий, по сути дела, его предшествующие психоаналитические воззрения на религиозные верования. В рамках обсуждаемых им вопросов он высказал несколько соображений, в соответствии с которыми «религиозное мировоззрение детерминировано ситуацией нашего детства», его предыстория связана с переходом от анимизма к религии, главное достижение которой по сравнению с анимизмом состоит «в психическом преодолении страха перед демонами», если включить религию в процесс развития человечества, то она окажется «не вечным достоянием, а аналогией неврозу, который каждый культурный человек должен был преодолеть на своем пути от детства к зрелости» [15. С. 403,405,406]. Сосредоточив основное внимание на рассмотрении религии, с точки зрения противопоставления ей науки, Фрейд коснулся и других видов мировоззрения. Не считая себя компетентным в знании отдельных философских систем, он дал лишь общую характеристику философии и ее методов. Он считал, что в отличие от религии философия не противоположна науке, во многом аналогична ей и частично работает при помощи тех же самых методов. Однако она отдаляется от науки тогда, когда, подобно религии, придерживается иллюзии в отношении того, что может дать не только связную, но и безупречную, единственно верную картину мира. По мнению основателя психоанализа, философия переоценивает значение логических операций человека, признает такие источники знания, как интуиция, и тем самым вводит людей в заблуждение относительно истинности своих представлений о мироздании. Из других противостоящих науке мировоззренческих позиций Фрейд выделял интеллектуальный нигилизм, являющийся как бы аналогом политического анархизма, и марксизм. Признавая то обстоятельство, что интеллектуальный нигилизм существовал с давних времен, он в то же время отметил, что выдвинутая в физике теория относительности кое-кому «ударила в голову», в результате чего в научном мире стал распространяться нигилизм. Интеллектуальные нигилисты отталкиваются от науки, но всячески пытаются опровергнуть ее притязания на объяснение мироздания. Однако подобная мировоззренческая установка, связанная с анархическим взглядом на науку, в соответствии с которым отвергается возможность адекватного дознания мира и не признается никакая истина, открывает путь к мистицизму и возрождению религиозного мировоззрения. Интеллектуальный нигилизм, или анар-
хизм, оказывает свое воздействие на людей, когда речь идет о высказывании мнения об абстрактных вещах, но он оказывается недейственным при вторжении в практическую жизнь. Более серьезным противником научного мировоззрения следует воспринимать, по мнению Фрейда, марксизм с его исследованием экономической структуры общества и влияния экономики на различные сферы жизни людей. Однако, не будучи убежденным, что он правильно понимает теоретические положения марксизма, многие из которых являются «отголоском темной гегелевской философии», основатель психоанализа подчеркнул, что ему чужды такие выдвинутые Марксом идеи, согласно которым развитие общественных форм является естественноисто-рическим процессом, а изменения в социальной структуре общества — результат диалектического процесса. Фрейд отдавал должное марксизму, считая, что его сила заключается не в понимании истории и предсказании будущего, а в раскрытии влияния экономических отношений людей на их интеллектуальные, этические и эстетические установки. Вместе с тем, он отвергал предположение, в соответствии с которым экономические мотивы являются единственными, всецело и неизменно определяющими поведение людей, и высказывал недоумение по поводу того, что в марксизме не учитывались психологические факторы, поскольку занимающаяся поведением людей в обществе социология не может быть, по его мнению, ничем иным, как прикладной психологией. Фрейд отмечал, что в русском большевизме теоретический марксизм нашел свою законченность и стал таким мировоззрением, которое, будучи первоначально частью науки, приобрело зловещее подобие того, против чего боролось. Это мировоззрение создало запрет на мышление, к которому прибегает и религия в целях своего самосохранения. «Произведения Маркса как источник откровения заняли место библии и корана, хотя они не менее свободны от противоречий и темных мест, чем эти более древние и священные книги» [16. С. 414]. Однако подобный запрет на мышление представляет значительную опасность как для отдельного человека, так и для человечества в целом. И хотя марксизм пытался покончить со всеми предшествовавшими иллюзиями, в конечном счете он сам создал различного рода иллюзии, не менее спорные и бездоказа- тельные, чем прежние. Типичным примером в этом отношении может служить большевизм с его призывами к построению нового общественного строя и надеждами коренным образом изменить человеческую природу. «Совершенно подобно религии большевизм должен вознаграждать своих верующих за страдания и лишения настоящей жизни обещанием лучшего потустороннего мира, в котором не останется ни одной неудовлетворенной потребности. Правда, этот рай должен быть по сю сторону, должен быть создан на земле и открыт в обозримое время. Но вспомним, что и евреи, религия которых ничего не знает о потусторонней жизни, ожидали пришествия мессии на землю и что христианское средневековье верило, что близится царство божие» [17. С. 415]. Как показали исторические события последних десятилетий, критические соображения Фрейда в адрес марксизма и большевизма имели под собой реальные основания. Единственное, ггожалуй, в чем был не совсем прав основатель психоанализа, так это в своих рассуждениях о запрете на мышление. То, что запрет на мышление пагубно сказывается на развитии человека и человечества, это — вполне очевидно. Но очевидно и то, что в рамках некоторых видов мировоззрения, включая марксизм, речь шла не столько о запрете на мышление, сколько о поддержании любыми средствами, вплоть до насильственных, единомыслия. Запрет не на мышление, а на инакомыслие — вот что лежало в основе того мировоззрения, которое насаждалось и поддерживалось на государственном уровне несколько десятилетий после свершения Октябрьской революции в России. _Фрейд полагал, что, по сравнению с надеждами великих наций, ждущих спасения в сохранении христианской религиозности, революционные преобразования в России выглядят предвестниками лучшего будущего, хотя и включают в себя разрушительные тенденции. Поскольку в то время (30-е годы) основатель психоанализа не знал о масштабах проявления разрушительных тенденций, то он не брал на себя смелость оценивать проводимый в России эксперимент и строить прогнозы по поводу его возможного исхода. Но уже тогда он высказывал сомнения по поводу насильственной отмены частной собственности, лишающей, как полагали носители данного типа мировоззрения, агрессивность своей сущности, и рассматривал это в каче-
стве иллюзии. В работе «Недовольство культурой» он выразил свое понимание того, почему попытка создания новой коммунистической культуры в России нашла свое психологическое подкрепление в преследовании буржуазии, и с тревогой задавал себе вопрос, «что предпримут Советы, когда истребят всех буржуев?» [18. С. 109]. Что впоследствии предприняли Советы, известно. Фрейд, видимо, не предполагал, что эксперимент в России может зайти столь далеко, что обернется массовым уничтожением инакомыслящих. Но уже тогда в написанной им лекции о мировоззрении отчетливо прозвучала мысль о том, что, в отличие от некоторых людей, невосприимчивых к страданиям ближних, условия этого эксперимента удерживают лично его и ему подобных от проведения насильственных преобразований. Одновременно он подчеркнул, что, по-видимому, при любой социальной организации придется столкнуться с трудностями, которые доставляет необузданность человеческой природы. Таким образом, критически относясь ко всем перечисленным выше видам мировоззрения, Фрейд противопоставил им научное мировоззрение как наиболее приемлемое и отвечающее задачам адекватного понимания мира и человека. Через призму последнего он как раз и рассмотрел психоанализ как совокупность идей и концепций, с помощью которых можно подходить к исследованию психически больных и здоровых людей, изучению индивида, общества, культуры и человечества. «Я не думаю, — писал он, — что психоанализ способен создать свое особое мировоззрение. Ему и не нужно этого, он является частью науки и может примкнуть к научному мировоззрению» [19. С. 415—416]. Тем самым он как бы еще раз подчеркнул различие между психоанализом, с одной стороны, и религией и философией как такими типами мировоззрения, которые характеризуются, на его взгляд, иллюзорным пониманием мира, человека и отношений между ними. Таково одно из следствий, непосредственно вытекающее из фрейдовского сопоставления мировоззрения и психоанализа. Второе следствие касалось того понимания Фрейда, согласно которому научное мировоззрение опирается целиком и полностью на интеллектуальную обработку тщательно проверенных наблюдений, что является наиболее надежным источником познания мира. И коль скоро пси- хоанализ примыкает к научному мировоззрению, то тем самым его источником познания человека и мира служат исследования, базирующиеся на результатах терапевтической практики. Это означает, что все другие источники познания, будь то откровение, предвидение или интуиция, ничего общего не имеют с наукой и, следовательно, не могут быть включены в остов психоанализа. Поскольку Фрейд критически относился к религиозному мировоззрению, основанному на иррациональной вере и различного рода прозрениях мистического характера, то нет ничего удивительного в том, что он выступил против откровения как одного из источников познания мира. Точнее было бы сказать, что он допускал откровение, поскольку оно действительно имело место в религиозном мировоззрении. Однако оно воспринималось им в качестве такого источника познания, которое не только не гарантирует адекватное восприятие мира и человека, но и ведет к иллюзорному пониманию их. Для примыкающего к научному мировоззрению психоанализа откровение не подходит. В своей исследовательской и терапевтической деятельности он ориентируется на практические результаты работы с пациентами. Правда, эта работа предполагает откровенность со стороны пациентов, для чего требуется создание такой атмосферы взаимоотношений между ними и аналитиком, при которой она становится нормой их общения, но сама по себе такая откровенность не имеет никакого отношения к откровению как средству религиозно-мистического познания мира и человека. С точки зрения Фрейда, для психоанализа неприемлемо и предвидение, выступающее в качестве произвольного наития, не имеющего под собой никаких разумных доводов и основанного на неком предчувствии мистического характера. Надо сказать, что, когда более десятилетия тому назад до написания лекции о мировоззрении в поле его зрения попали различные феномены, чаще всего относящиеся к телепатии, то он, по его собственному выражению, «испытал страх перед угрозой нашему научному мировоззрению, которое в случае подтверждения элементов оккультизма должно было бы уступить место спиритизму и мистике» [20. С. 333]. Однако по мере осмысления отношений между сновидением и телепатией, а также рассмотрения различного рода явлений, включая передачу мыслей на расстояние, Фрейд пришел к выводу, что с понима-
нием бессознательного, как функционирующего между физическими и психическими процессами, психоанализ подготовил почву для предположения телепатических феноменов. Причем именно благодаря психоаналитическому толкованию, скажем, телепатического сновидения, путем психоаналитической обработки соответствующего материала можно лучше понять подобное сновидение. Точно так же при лечении пациентов психоаналитическим методом удается вскрыть то обстоятельство, что занятия профессиональных предсказателей таят в себе возможность особого наблюдения за передачей мыслей. Обратившись к рассмотрению телепатических явлений, что нашло отражение, в частности, в одной из написанных им лекций «Сновидение и оккультизм», Фрейд пришел к заключению, согласно которому психоанализ позволяет истолковывать те пророчества, которые нередко можно услышать от предсказателей, прибегающих к гаданию на картах или астрологическим вычислениям. Анализ способствует выявлению оккультных феноменов, вскрывает их там, где они искажаются до неузнаваемости, и дает понимание того, что предсказатели выражают, как правило, на языке передачи мысли на расстоянии или сенсорного восприятия потаенных желаний обратившихся к ним лиц. В этом смысле психоанализ может исследовать различные предсказания и пророчества, как если бы они являлись субъективными продуктами, фантазиями или сновидениями определенных лиц. Но речь не идет о том, что сам психоанализ может пренебречь эмпирическим материалом и вступить на путь предсказания. Ему не свойственна подобная функция. Психоаналитические конструкции и интерпретации основываются на конкретном материале, получаемом аналитиком в процессе его практической деятельности, терапевтической работе с пациентом. Наряду с неприятием прозрения и предсказания в качестве адекватных средств познания мира и человека, аналогичным образом Фрейд относился и к интуиции. Разумеется, истории науки известны случаи, когда интуиция ученых приводила к великим открытиям. В биографических источниках можно найти любопытные примеры, когда, например, в сновидениях некоторые ученые видели разгадки тех решений, над которыми они подчас долгое время безуспешно бились, находясь в бодрственном состоянии. Фрейд не находил в этом ничего удивительного и случайного, что можно было бы отнести к невесть откуда-то взявшейся интуиции. Напротив, благодаря психоаналитической интерпретации сновидений становилось понятно, что скрытые мысли бессознательного включают в себя многое из того, что может быть отнесено к «остаткам предшествующего дня» или к событиям, переживаниям далекого прошлого. Но Фрейд не верил в интуицию, не имеющую отношения к закономерностям работы бессознательного. Более того, он не доверял ей, считая, что научное познание мира и человека должно основываться на интеллектуальной обработке проверенных наблюдений. В работе «По ту сторону принципа удовольствия» он писал по этому поводу следующее: «Так называемой интуиции я мало доверяю при такой работе; в тех случаях, когда я ее наблюдал, она казалась мне скорее следствием известной беспринципности интеллекта» [21. С. 251].
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |