КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мотивы Эдипова комплекса отчетливо звучали в фрейдовской интерпретации художественных произведений
Шекспира и Ибсена, к которой основатель психоанализа Прибегнул при рассмотрении типов характера человека. Это было осуществлено им в работе «Некоторые типы характеров из психоаналитической практики» (1916). Так, под углом зрения детско-родительских отношений Фрейд анализировал шекспировского «Макбета», следующим образом обосновывая психологическую подоплеку убийства Дункана, приведшего Макбета на трон. Совершенное преступление вызвало в душе короля Макбета и леди Макбет, подстрекавшей мужа на убийство, угрызение совести, которое и обусловило их последующее поведение. После преступления у леди Макбет появилось раскаяние, а у короля — чувство упорства. Это — две возможные реакции на преступление, которые исходят из одной личности, душа которой как бы разделена на две половинки, находящиеся в разладе друг с другом. В понимании основателя психоанализа, Шекспир специально разделил один человеческий характер на два лица, чтобы тем самым подчеркнуть противоречивость человеческих чувств. Шекспировские герои действительно обнаруживают двойственность своих чувств и переживаний. Но во фрейдовской интерпретации за этим стоят детско-родитель-ские отношения: раскаяние леди Макбет рассматривалось Фрейдом как реакция на бездетность, которая укрепила ее в мысли о бессилии перед законами природы и одновременно напомнила о вине, отнявшей у нее то, что могло бы быть плодом преступления; глубокий мотив поведения Макбета, заставляющий его переступить через свою натуру, коренится в специфических семейных отношениях. Если шекспировскую пьесу рассмотреть под углом зрения психоанализа, то, по мнению Фрейда, она оказывается пронизанной темой отношений отец — ребенок. «Убийство доброго Дункана — нечто иное, как отцеубийство; убивая Банко, Макбет умертвил отца, тогда как сын от него ускользает, у Макдуфа он убивает детей, потому что отец бежал от него» [33. С. 244]. Аналогичная интерпретация дана Фрейдом и сюжету ибсеновской драмы «Росмерсхольм», где поступки главной героини Ребекки также рассмотрены через призму Эдипова комплекса. Пастор Иоганнес Росмер и его бездетная жена Беата, проживающие в родовом замке Росмерсхольм, взяли к себе на службу молодую девушку Ребекку Гамбик, которая, влюбившись в Росмера, подсовы-
29* вает его жене книгу, в которой доказывается, что цель брака заключается в рождении детей, и рассказывает о своей вымышленной связи с Росмером. Беата кончает жизнь самоубийством, бросившись в воду с мельничной плотины, а Росмер по истечении определенного срока просит Ребекку стать его женой, но последняя, испытывая одновременно торжество и раскаяние, дважды отказывается от этого предложения. Как же, спрашивал Фрейд, могло случиться, что женщина, безжалостно проложившая себе путь к осуществлению тайных помыслов и достигшая в конечном счете успеха, отказывается от того, к чему так стремилась? Странное поведение Ребекки как раз и объяснялось Фрейдом тем, что у нее еще до проступка существовало чувство вины, возникшее на почве инцестуозной связи с доктором Вестом, который взял девочку на воспитание после смерти ее матери, не признаваясь в то же время в своем отцовстве. В интерпретации основателя психоанализа источником чувства вины Ребекки был самоупрек в инцесте, то, что она стала любовницей своего собственного отца. «Если мы подробнее и с дополнениями реконструируем ее подразумеваемое писателем прошлое, то скажем, что она не могла не подозревать об интимных отношениях между своей матерью и доктором Вестом. Видимо, на нее произвело большое впечатление, когда она стала преемницей матери у этого мужчины и оказалась под властью Эдипова комплекса, хотя и не зная, что эта универсальная фантазия стала в ее случае реальностью. Когда она приехала в Росмерсхольм, то внутренняя сила первого подобного переживания пробудила ее к энергичным действиям, которые привели к такой же ситуации, которая впервые реализовалась безхее соучастия, — устранению жены и матери, чтобы занять ее место при муже и отце» [34. С. 248-249]. 7. Достоевский и отцеубийство Через призму Эдипова комплекса Фрейд рассматривал также жизнь и творчество Достоевского. Этому вопросу была посвящена его работа «Достоевский и отцеубийство» (1928), которая была написана в ответ на просьбу одного из издательств подготовить предисловие к издаваемому на немецком языке роману Дбстоевского «Братья Карамазо- вы». В данной работе Фрейд не ограничился признанием литературных заслуг Достоевского, а подошел к рассмотрению его неординарной личности с разных сторон, попытавшись взглянуть на него как на писателя, невротика, мыслителя и грешника. Надо сказать, что Фрейд не был первым, кто отважился на патографическое исследование жизни и творчества русского писателя. Сколько было разнообразных попыток представить Достоевского не только в качестве талантливого писателя и неординарного мыслителя, но и в образе великого грешника, воплотившего в героях своих романов разнообразные пороки, свойственные, по мнению некоторых литературных критиков, ему самому, или одаренного воображением невротика, привнесшего в художественную литературу собственное мироощущение, основанное на вспышках эпилептических припадков, имевших место в жизни русского писателя! Так, например, до Фрейда русский исследователь В. Чиж опубликовал работу «Достоевский как психопатолог» (1885), в которой высказал суждение о том, что. в своих романах великий писатель изобразил такое количество душевнобольных, которое оказалось не под силу какому-либо другому художнику в мире, и что «собрание сочинений Достоевского — это почти полная психопатология» [35. С. 2, 5]. Фрейду не принадлежал.приоритет и в использовании психоаналитического подхода к исследованию жизни и творчества Достоевского. Некоторые -исследователи применили ранее выдвинутые им психоаналитические идеи для изучения художественной литературы, в том числе и для осмысления литературного наследия Достоевского. В частности, один из его последователей И. Нейфельд осуществил психоанализ русского писателя. Он исходил из того, что описанные Фрейдом механизмы функционирования человеческой психики легко обнаруживаются у литературных героев Достоевского. В опубликованной им на немецком языке работе «Достоевский» (1923) Нейфельд полагал, что загадочность жизни и творчества русского писателя, как и противоречивость характера героев его произведений, вполне объяснимы, если к их рассмотрению подойти с психоаналитических позиций. «Точка зрения психоанализа разъясняет все противоречия и загадки: вечный Эдип жил в этом человеке и создавал эти произве-
дения; это был человек, никогда не преодолевший свой комплекс Эдипа» {36. С. 52]. Работа Нейфельда вышла под редакцией Фрейда. Судя по всему, основатель психоанализа остался доволен как психоаналитическим видением творчества русского писателя, так и конечными выводами, вытекающими из данного исследования. В противном случае он вряд ли стал бы ссылаться на работу Нейфельда, назвав ее превосходным очерком. Именно такую характеристику он дал в своей публикации «Достоевский и отцеубийство», подчеркнув в конце психоаналитического рассмотрения жизнедеятельности и творчества русского писателя то обстоятельство, что большинство изложенных им взглядов содержится в ранее написанной и опубликованной книге Нейфельда. Так что еще при жизни Фрейд не был одинок в попытке психоаналитического толкования Достоевского. Прежде всего необходимо иметь в виду, что, определяя место русского писателя в одном ряду с Шекспиром и причисляя его романы к величайшим достижениям мировой литературы, основатель психоанализа не стремился раскрыть существо художественного творчества и писательского мастерства Достоевского. Он не делал этого не потому, что рассмотрение данного вопроса представлялось ему излишним или не требующим серьезного внимания. Достаточно сказать, что в ранние периоды своей исследовательской деятельности он предпринимал значительные усилия, направленные на осмысление проблем, связанных с постижением сути художественного творчества. Обращаясь к роману Достоевского «Братья Карамазовы», Фрейд отказался от задачи постижения сути художественного творчества потому, что со временем пришёл к твердому убеждению в невозможности реализации ее средствами психоаналитического исследования. В работе «Достоевский и отцеубийство» он с самого начала подчеркнул, что, к сожалению, «психоанализ вынужден сложить оружие перед проблемой писательского мастерства» [37. С. 285]. Фактически, Фрейд здесь повторил ранее высказанную им в работе о Леонардо да Винчи мысль о том, что психоанализу недоступна сущность художественного творчества. Основатель психоанализа подметил то обстоятельство, что среди части исследователей жизни и творчества Достоевского наблюдается соблазн причислить русского писателя к Преступникам на основе насыщенности его рома- нов убийцами, насильниками и иными персонажами, подчас вызывающими у читателей отвращение, негодование, протест. По его мнению, преступнику свойственны черты безграничного себялюбия и сильной деструктивной наклонности, в то время как у Достоевского обнаруживалась поразительная способность любить других людей, быть сострадательным и добрым. Вместе с тем, основываясь на высказываниях Н. Стасова, С. Цвейга и Р. Фю-лоп-Миллера о Достоевском, можно заключить, что личность русского писателя характеризовалась некоторыми деструктивными и садистскими чертами, связанными с его неврозом. Но деструктивные наклонности Достоевского были обращены главным образом вовнутрь, на самого себя, что и нашло отражение в его литературном творчестве. Поскольку психоанализ ориентирован на выявление причин возникновения психических заболеваний человека, то нет ничего удивительного в том, что его основатель уделил столь значительное внимание рассмотрению вопроса, связанного с определением существа невроза у Достоевского и формами его проявления в реальной жизни. Известно, что русский писатель был подвержен тяжелым припадкам, и многие называли его эпилептиком. Фрейд исходил из того, что эпилепсия была лишь симптомом невроза Достоевского, развившегося на основе травмы, некогда пережитой им в связи с трагической судьбой отца — убийством его крестьянами. Позднее, то есть после публикации Фрейдом работы «Достоевский и отцеубийство», некоторые исследователи выдвинули гипотезу, согласно которой убийство отца русского писателя является сомнительной версией, не подтверждающейся имеющимися в распоряжении биографов Достоевского фактами. Разумеется, для биографов установление истины в этом вопросе является важным и необходимым. Для психоаналитика же это не имеет существенного значения в плане понимания истинных причин возникновения у человека невроза. Смерть отца Достоевского был пережита его сыном на восемнадцатом году жизни, а психоаналитическое видение истоков невротического заболевания связано с поиском более глубинных причин, уходящих своими корнями в раннее детство. Поэтому, если бы кто-нибудь усмотрел необоснованность Фрейдом тезиса об убийстве отца как ключевом пункте невроза До-
стоевского на том основании, что факт убийства не столь достоверен, то сам по себе такой аргумент ничего не говорил бы ни о сомнительности выводов основателя психоанализа, ни о проблематичности использования его учения при осмыслении жизнедеятельности писателя. Первые припадки у Достоевского имели место в детские годы и вызывались, по свидетельству его родных, страхом смерти, боязнью умереть. С точки зрения психоанализа, подлинный смысл подобных припадков состоит в отождествлении ребенка с умершим человеком или с живым, но которому желают смерти. Для мальчика таким человеком обычно является отец, и поэтому припадок ребенка означает самонаказание за его желание смерти отцу. Как уже отмечалось в предшествующих разделах данной работы, в книге «Тотем и табу» Фрейд пытался показать, что отцеубийство являлось изначальным преступлением человечества. Отзвук этого преступления до сих пор вызывает противоречивые чувства в душе каждого человека. При рассмотрении личности Достоевского Фрейд ссылался на ранее выдвинутые им идеи психоаналитического объясне-. ния отцеубийства, считая, что желание смерти отцу, с одной стороны, и отождествление с ним, с другой стороны, породили у мальчика вину, потребность в каре и вызвали припадки, а последующая смерть отца, когда фантазии стали реальностью, придала припадкам эпилептический характер. Будучи взрослым, Достоевский, по мнению основателя психоанализа, не смог освободиться от угрызений совести в связи с намерением убить отца. Это обстоятельство предопределило его двойственное отношение к государственному авторитету (царю) и к вере в Бога, а также нашло отражение в его литературном творчестве. В контексте обсуждаемой проблематики важным представляется не клинический материал, дающий основание для подтверждения или опровержения психоаналитического объяснения эпилептических припадков, а рассмотрение того, как и каким образом фрейдовское видение личности Достоевского соотносилось с его литературным творчеством, в частности, с его пониманием романа «Братья Карамазовы», нашедшим отражение в работе «Достоевский и отцеубийство». "Ведь в «Братьях Карамазовых» отчетливо звучал мотив отцеубийства. Собственно говоря, основной сюжет романа и вытекающие из него драматические развязки как раз и покоились на этом мотиве, рас- сматриваемом Фрейдом в качестве наиболее существенного, способствующего лучшему пониманию литературного произведения, поскольку, по его мнению, имелась бесспорная связь между отцеубийством в «Братьях Карамазовых» и судьбой отца Достоевского. К этому следует добавить, что основатель психоанализа не усматривал простую случайность в разработке в трех шедеврах мировой литературы («Царь Эдип» Софокла, «Гамлет» Шекспира и «Братья Карамазовы» Достоевского) одной и той же темы отцеубийства. В греческой драме отцеубийство совершается самим героем, хотя оно и не является преднамеренным с его стороны. В английской драме деяние совершается не главным героем, а другим лицом, для которого данное деяние не является собственно отцеубийством. Как и в «Гамлете», в «Братьях Карамазовых» преступление также совершается другим лицом, однако человеком, связанным с убитым такими же родственными отношениями, как и подозреваемый в убийстве. Подчеркивая эти различия и особенно останавливаясь на рассмотрении романа Достоевского, Фрейд считал, что в принципе безразлично, кто на самом деле совершил преступное деяние. С точки зрения психоанализа, существенное значение имеет то, кто носил в своем сердце желание убить отца. В этом отношении, полагал Фрейд, можно считать виновными всех братьев Карамазовых, вплоть до контрастной фигуры Алеши, олицетворяющего собой совестливого, смиренного человека на фоне остальных — преследующего чувственные наслаждения Дмитрия, циничного Ивана или подверженного эпилептическим припадкам Павла Смердякова. Давая подобную интерпретацию, основатель психоанализа расценивал в качестве примечательного факта то обстоятельство, что Достоевский наделил реального убийцу «своей собственной болезнью, мнимой эпилепсией, как бы желая признаться: эпилептик, невротик во мне и есть отцеубийца» [38. С. 291]. Если интерпретировать роман Достоевского с психоаналитических позиций, с точки зрения того, что каждый ребенок испытывает двойственное чувство по отношению к своему отцу, то есть одновременно любит и ненавидит его, восхищается им и желает его смерти, то это действительно приводит к мысли, согласно которой все братья Карамазовы повинны в отцеубийстве.
Но вытекает ли сделанное Фрейдом подобное заклю Обратимся к роману Достоевского «Братья Карамазовы». Незаконнорожденный Павел Смердяков действительно отцеубийца. Он сам сознался в своем преступлении и описал Ивану Карамазову сцену убийства, когда, схватив лежащее на столике чугунное пресс-папье, несколько раз ударил отца в темя и проломил ему голову. Будучи подверженным необузданному чувству ревности, в гневе и безрассудстве Дмитрий Карамазов в присутствии своих братьев действительно сделал такие высказывания, которые могли бы быть истолкованы в пользу замышляемого им преступления. На крик Ивана «сумасшедший, ведь ты убил его!» Дмитрий сгоряча воскликнул, что так ему (отцу) и надо, а если он пока не убил его, то еще все впереди, никто его не удержит и он все равно придет и убьет. В отличие от Дмитрия, Иван Карамазов не был вспыльчивым и одержимым любовными страстями, но он тоже высказывал суждения, допускающие мысль об отцеубийстве. Так, спрашивая Алешу Карамазова о том, считает ли он его способным пролить кровь отца, и получая на это отрицательный ответ, он снисходительно поблагодарил брата и в то же время заметил, что в желаниях своих оставляет за собой в данном случае полный простор. Однако в отношении Алеши Карамазова нельзя сказать, что он каким-то образом, пусть намеком или бессознательным проявлением своих чувств, давал повод для трактовки его поведения, допускающего хотя бы в малейшей степени возможность мысли об отцеубийстве. Напротив, Достоевский изображал его в качестве персонажа, у которого сострадательное и совестливое отношение к людям являлось не только преобладающим, но и составляющим то нравственное начало, благодаря которому все другие действующие лица романа рбретали возможность исповедоваться перед ним в своих грехах, поделиться с ним своими сомнениями, испытать угрызения совести или искренней радости при встрече с чистым родником жизни. Павел Смердяков не думал совершать преступление. Он надеялся на то, что это сделает неистовый в злобе Дмитрий Карамазов. Когда же последний, испытывая личное омерзение к своему сопернику в любви и мучителю в жизни, в последнюю минуту встречи с отцом убежал от греха подальше, Смердяков расчетливо и хладнокровно совершил убийство. Он вроде бы и не хотел, но убил. Дмитрий Карамазов, который ненавидел своего отца и боялся, что не удержится от его убийства, тем не менее внутренне не мог переступить черту. Он хотел, жаждал убить отца, но не смог этого сделать и после решения суда, признавшего его виновным, в иступлении закричал, что в крови отца своего не повинен. Не любящий своего отца, но не помышляющий об убийстве, Иван Карамазов после совершения Смердяковым преступления мучился сомнениями, спрашивая себя о том, хотел ли он убийства или нет. Сам он не хотел, да, видимо, и не мог стать отцеубийцей, но мог хотеть, чтобы кто-то другой убил отца. Как бы там ни было, проблема отцеубийства действительно затрагивает трех братьев, и психоаналитическое ее объяснение оказывается не столь уж абсурдным, как это может показаться тем, кто не разделяет учение Фрейда об Эдиповом комплексе. Но почему Фрейд считал, что Алеша Карамазов, как и его братья, виновен в отцеубийстве. Разве он желал убийства или одобрял само преступление до и после его свершения? А ведь именно из данной посылки исходил Фрейд, когда говорил о виновности младшего брата Карамазова. Однако, как представляется, сама по себе эта посылка основывалась на психоаналитической идее Эдипова комплекса, а не на осмыслении характера и нравственной позиции Алеши Карамазова, отображенных Достоевским в его романе. Фрейд исходил из того, что мучительные переживания ребенка, имеющие место в раннем детстве и относящиеся к желанию устранить отца, накладывают отпечаток на жизнь взрослого человека, подталкивая его к совершению реального или воображаемого убийства. Но в том-то и дело, что в нравственном отношении для Достоевского первостепенно важными являлись благоприятные впечатления детства, а не те деструктивные, о которых говорил основатель психоанализа. Именно они, в понимании Достоевского, лежат в основе возможного спасения человека
от скверны бытия и воздержания его от совершения непристойных поступков, злых деяний. Именно о них упоминал в своей речи Алеша Карамазов, речи, произнесенной им во время прощания с умершим мальчиком Илюшей Снегиревым: «Знайте же, что ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства. А вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь. И даже если и одно только хорошее воспоминание при нас останется в нашем сердце, то и то может послужить когда-нибудь нам во спасение» [39. С. 335—336]. Надо полагать, что вовсе не случайно воспроизведенное выше суждение, вложенное в уста Алеши Карамазова, приведено Достоевским на одной из последних страниц романа. В нем отражена, на мой взгляд, нравственная позиция как младшего брата Карамазовых, ставящая под сомнение адекватность фрейдовских размышлений о вине Алеши в отцеубийстве, так и самого Достоевского. Позиция, позволяющая говорить не только о сходствах, о чем шла речь в разделе данной работы, посвященном литературным источникам возникновения психоанализа, но и о различиях во взглядах на человека, имевших место у русского писателя и австрийского психоаналитика. В центре внимания Достоевского находились прежде всего вопросы, связанные с пониманием проблем преступления и наказания, нарушения нравственных норм и страха, вины и раскаяния, самобичевания и самооправдания. В фокусе внимания Фрейда была проблематика неосознанной психической деятельности, толкование сновидений, расшифровка символического языка бессознательного. Достоевский интересовался в большей степени вопросами нравственного порядка, нежели познавательными процедурами, способствующими пониманию мотивов человеческой деятельности. Фрейд ориентировался скорее на раскрытие общих механизмов функционирования человеческой психики и возникновения внутрипсихиче-ских конфликтов, чем на рассмотрение нравственных переживаний отдельной личности. И тем не менее эти различия в направленности мышления Достоевского и Фрейда не столь существенны, как это может показаться на первый взгляд. При всех детальных описаниях нравственных установок героев своих литературных произведений и их переживаний по поводу тех или иных деяний русский писатель затрагивал такие глубинные срезы психологического восприятия реальной жизни, которые способствуют лучшему пониманию мотивов поведения человека, бессознательной деятельности индивида, психологии личности. При всем специфическом подходе к анализу бессознательных влечений личности и механизмов функционирования человеческой психики венский психоаналитик так или иначе затрагивал вопросы, органически связанные с осмыслением нравственной проблематики — пониманием взаимосвязей между преступным деянием и страхом наказания, виной и раскаянием, самосознанием и совестью. В конечном счете и тот, и другой стремились понять человека как существо, раздираемое многочисленными противоречиями между внутренними влечениями и внешними обстоятельствами жизни, естест-венноприродными задатками и социокультурными ограничениями. Оба рассматривали человека через призму борющихся между собой противоположных сил и разъедающих душу конфликтов, вызванных к жизни углубляющимся разрывом между низменным и возвышенным, сущим и должным, бытийственно повседневным и идеально воображаемым. К этому следует добавить, что Достоевский и Фрейд, причем каждый из них по-своему, преследовали одну и ту же цель: путем освещения разнообразных сторон жизни человека, скрытых от него самого и не дающих ясного "представления ни о внутренних конфликтах, ни об истинных мотивах поведения, добиться понимания того, что без осмысления природы бессознательных влечений индивида, его комплексов и внутренних установок невозможно адекватное постижение человеческого существа как верующего и сомневающегося, добропорядочного и злобствующего, миролюбивого и агрессивного, бескорыстного и эгоистичного, всепрощающего и ненавидящего, сострадательного и бесчувственного. Можно, пожалуй, сказать, что в этом отношении Достоевский был художественно одаренным Фрейдом, а Фрейд — психоаналитически ориентированным Достоевским. Не будет, видимо, большой натяж-
кой и иное сравнение между собой двух знатоков человеческой души. Скажем так: российский писатель был психоаналитиком литературы, а австрийский психоаналитик — художником человеческой психики. Достоевский тонко разбирался в хитросплетениях человеческих страстей. Фрейд, подобно писателю, в изящной, образной и доступной для понимания форме писал о бессознательных влечениях человека и предлагал свою интерпретацию различных художественных произведений. Недаром российского писателя, вопреки его собственному желанию, часто называли психологом, а австрийскому психоаналитику присудили литературную премию Гете за блестящие публикации. Между прочим в своей приветственной речи, написанной им самим, но произнесенной его дочерью Анной Фрейд в доме Гете во Франкфурте 28 августа 1930 года, Фрейд подчеркивал: «Психоанализ может привести некоторые объяснения, которые невозможно получить другими путями, и выявить новые взаимосвязи в переплетениях, нити от Которых тянутся к влечениям, переживаниям и работам художника» [40. С. 298]. 8. Пределы психоанализа Надо отдать должное тому, что на протяжении всей своей исследовательской и терапевтической деятельности Фрейд довольно часто обращался к проблемам художественного творчества, интерпретации жизни и деятельности великих людей, внесших значительный вклад в сокровищницу мировой культуры. Опираясь на психоаналитические идеи, он пытался также понять существо искусства как такового. Но это вовсе не означало, что основатель психоанализа претендовал на создание какой-либо целостной эстетической системы, благодаря которой оказывалось возможным объяснение буквально всех явлений и процессов художественного, эстетического порядка. С одной стороны, Фрейд осознавал те ограничения, которые свойственны психоанализу в сфере приложения его к исследованию природы художественного творчества. В различных своих работах он сам неоднократно указывал на пределы психоанализа, не позволяющие исследователю идти дальше того, что доступно.познанию, основанному на психоаналитическом подходе к искусству. В некоторых своих работах, в частности в книге о Леонардо да Винчи, он подчеркивал, что даже объяснение того, каким образом художественная деятельность сводится к первичным влечениям, оказывается далеко не полным, поскольку здесь отказывают психоаналитические средства познания. Фрейд признавал и то, что психоаналитическое исследование неспособно постигнуть суть того, почему человек становится таким, а не другим, почему вытеснение бессознательных влечений в одном случае способствует процессу сублимации, а в другом затрудняет его. В различных своих работах он также неоднократно высказывал (на это уже обращалось внимание, но для подведения итогов не лишним будет повторить) соображения, в соответствии с которыми в рамках психоанализа недоступно существо художественных достижений, непостижим гений художника, не поддается объяснению природа художественного* дарования, таланта. Не является проблемой психоанализа и ответ на вопрос, откуда к художнику приходит творческое вдохновение. Наконец, по собственному признанию Фрейда, психоанализу «не дано раскрыть средства, которыми работает художник, художественную технику»- [41. С. 140]. Во всяком случае, говоря о том, что большинство проблем художественного творчества и наслаждения искусством еще ждет своей разработки, основатель психоанализа подчеркивал, что «для некоторых проблем, связанных с искусством и художниками, психоаналитическое рассуждение дает удовлетворительное объяснение; для других же проблем оно полностью отсутствует» [42. С. 36]. С другой стороны, Фрейд исходил из того, что эстетика как таковая мало привлекает внимание психоаналитика, в том числе и его самого. В этой связи не лишним будет отметить, что, даже любуясь произведениями искусства, он в большей степени интересовался их происхождением, а не исходящей из них завораживающей, чарующей силой. Так, пребывая в Париже в октябре 1886 года и осматривая в Лувре античный отдел, где он любовался греческими и римскими статуями, включая Венеру Милосскую, Фрейд по этому поводу писал своей невесте: «Для меня эти вещи имеют преимущественно историческую, нежели эстетическую ценность» [43. С. 117]. Позднее он считал, что у психоаналитика нет потребности в осуществлении эстетических исследований в том случае, когда эстетику ограничи-
вают учением о прекрасном, как это, имеет Место во многих работах философов и искусствоведов. Но если эстетику понимать в более широком плане, включающем в себя учение о качествах чувств человека, то у психоаналитика есть основания для реализации возникшей у него потребности в эстетических изысканиях. Во всяком случае он может проявить интерес к определенной области эстетики, не попадающей, как правило, в поле зрения соответствующих специалистов и не находящей своего отражение в профессиональной эстетической литературе. Фрейд как раз и придерживался подобной точки зрения, которая была высказана им в работе «Жуткое» (1919), Где он писал отом, что психоаналитик «работает в других пластах душевной жизни и имеет мало дела с оттесненными от цели, смягченными, зависимыми от столь многих сопутствующих обстоятельств эмоциональными порывами, чаще всего и являющимися предметом эстетики» [44. С. 265]. Поэтому при осмыслении взглядов Фрейда на искусство прежде всего следует иметь в виду, что объектом психоаналитического исследования служит, как правило, не столько прекрасное и величественное, традиционно составляющее предмет эстетики, сколько скрытое и сокрытое, за которым стоят бессознательные желания и влечения человека, свидетельствующие о его теневых сторонах души. Профессиональная эстетическая литература предпочитает иметь дело со всем красивым, приятным, облагораживающим, доставляющим наслаждение. Психоаналитическое исследование в меньшей степени ограничивается удовлетворением данной эстетической потребности и в значительной мере вторгается в изучение той области душевной деятельности человека, которая связана с эмоциональными привязанностями, мучительными переживаниями, глубокими страданиями, внутрипсихическими конфликтами. Для эстетов и искусствоведов предметом размышлений являются прежде всего положительные эмоции человека. Для психоаналитиков — отрицательные эмоции, обусловленные вытеснением, подавлением, сопротивлением. Это означает, что, в отличие от традиционной эстетической мысли, нацеленной на рациональное объяснение прекрасного и его воздействия на людей, психоаналитический подход к искусству основывается на выявлении глубинных механизмов работы человеческой психики, динамики бессознательных процессов, душевных пережива- ний, возникающих под воздействием чувств неприятного, мучительного, отталкивающего. В конечном счете, психоаналитическое видение искусства, как, впрочем, религии, нравственности, культуры и взаимосвязей между личностью и обществом, индивидом и человечеством, оказывается сопряженным с определенным мировосприятием и мироощущением. Речь идет, по сути дела, о мировоззрении или во всяком случае об отношениях, которые могут складываться между мировоззрением как таковым и психоанализом как теорией и практикой, ориентированными на здоровых и психически больных людей. Глава 24
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1111; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |