КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Специфика искусства и художественного творчества
I 28* Фрейда по искусству, как «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Художник и фантазирование» (1906), «Бред и сны в «Градиве» Иенсена» (1907), «Воспоминания Леонардо да Винчи о раннем детстве» (1910), «Мотив выбора ларца» (1913), «Моисей Микеланджело» (1914), «Некоторые типы характеров из психоаналитической практики» (1916), «Юмор» (1925), «Достоевский и отцеубийство» (1928). Интересно отметить, что уже на начальных этапах становления и развития психоанализа Фрейд уделял значительное внимание не только толкованию сновидений или описанию клинических случаев, но и рассмотрению проблем, самым тесным образом связанных с пониманием искусства. В этом отношении несомненный интерес представляет его работа «Остроумие и его отношение к бессознательному», которая была опубликована им до того, как психоанализ вышел на международную арену, а его психоаналитические идеи нашли поддержку среди части интеллигенции. Интерес к проблеме остроумия возник у Фрейда не в последнюю очередь в силу того, что в сочинениях эстетиков, философов и психологов, к которым он обращался в связи с попыткой понять роль остроумия в духовной жизни человека, основатель психоанализа не нашел удовлетворительного ответа на вопрос о том, в чем состоит суть этого феномена и каковы взаимосвязи его с такими явлениями, как комизм, сарказм, эстетическое наслаждение от различного рода острот, каламбуров, анекдотов. Причем обращение к данной проблематике рассматривалось им не в качестве побочного интереса человека, обладающего склонностью к юмору и испытывающему удовольствие от использования остроумия при общении с другими людьми, а в силу признания факта тесной взаимосвязи всех душевных явлений и процессов, раскрытие которых представлялось важным и необходимым, с точки зрения глубинного понимания механизмов работы человеческой психики. При рассмотрении природы и техники остроумия Фрейд апеллировал к работам философов, включая К. Фишера, Т. Липпса, И. Канта, использовал многочисленные примеры остроумия, почерпнутые из творчества таких писателей и поэтов, как Г. Гейне, В. Шекспир, Г. Лихтенберг, Жан-Поль (Ф. Рихтер), Д. Шпитцер. Описывая технические приемы остроумия, будь то сгущение, сдвиг, непрямое изображение, видоизменение, двусмысленность и другие, он выдвинул предположение, что удовольствие является всеобщим условием, которому подчиняется любое эстетическое представление, а остроумие — деятельностью, направленной на получение удовольствия от психических процессов. Исходя из идей, в соответствии с которыми вытеснение бессознательных влечений оказывается фактором возникновения психоневрозов, Фрейд отметил, что именно в результате вытесняющей деятельности культуры утрачиваются первичные, отвергнутые внутренней цензурой возможности наслаждения. Однако, поскольку подобные отречения затруднительны для психики человека, то острота оказывается средством упразднения отречения, благодаря чему достигается удовольствие. «Она содействует удовлетворению влечения (похотливого или враждебного) вопреки стоящему на его пути препятствию, она обходит это препятствие и, таким образом, черпает удовольствие из ставшего недоступным в силу этого препятствия источника» [9. С. 63]. - Для Фрейда доставляемое остротой удовольствие держится на технике, технических приемах, используемых человеком. Но не только на технике. Удовольствие достигается taKKe и с помощью тенденциозности, тех тенденций, которые просматриваются при остроумии. В связи с этим основатель психоанализа выделил несколько типов тенденциозного остроумия: обнажающее (непристойное), агрессивное (недоброжелательное), циничное (критическое, кощунствующее), скептическое. Стало быть, имеется два различных источника удовольствия от остроумия. Но можно ли эти два источника рассматривать с единой точки зрения? Каким образом удовольствие возникает из этих источников? Каков механизм удовольствия и психогенез остроумия? Пытаясь ответить на эти вопросы, Фрейд прежде всего исходил из того, что степень удовольствия от остроты соразмерна сэкономленным психическим издержкам, связанным с созданием и сохранением психического торможения. Сбережение издержек на торможение или подавление как раз и открывает секрет тенденциозной остроты, доставляющей человеку удовольствие. Тенденция и функция остроумия — защищать доставляющие удовольствие словесные и мыслительные связи от критики. Функция остроумия заключается в упразднении внутренних торможений-и в расширении источников удовольствия. В последнем отношении оказывает-
ся действенным так называемый «принцип предваряющего удовольствия», в соответствии с которым остроумие доставляет удовольствие, способствующее большему освобождению удовольствия. Поясняя свою точку зрения на психогенез, существо и функцию остроумия, Фрейд писал: «Оно начинается как игра, извлекающая удовольствие из свободного использования слов и мыслей. Когда усиление разума запрещает эту игру со словами как нелепую, а игру с мыслями как бессмысленную, оно превращается в шутку, чтобы сохранить эти источники удовольствия и иметь возможность добиться нового удовольствия за счет высвобождения бессмыслицы. Будучи первичной, еще нетенденциозной остротой, оно позднее содействует мыслям и усиливает их, вопреки возражениям со стороны критической установки, при этом ему полезен принцип смещения источников удовольствия, а напоследок оно принимает сторону важных, борющихся с подавлением тенденций для упразднения внутреннего торможения в соответствии с принципом предваряющего удовольствия. Разум — критическая установка — подавление: вот те силы, с которыми оно поочередно борется; острота крепко держится за первоначальные источники удовольствия от слов и путем торможений открывает для себя, еще на уровне шутки, новые источники удовольствия» [10. С. 80—81]. Исследуя феномен остроумия, Фрейд столкнулся с такими механизмами его образования, которые привели его к необходимости рассмотрения отношения остроумия к сновидению и бессознательному. И действительно, особенности воздействия остроты на человека он соотносил с определенными формами выражения и техническими приемами, среди которых важными и существенными были различные виды сгущения, сдвига, непрямого изображения. Ноте же самые процессы были выявлены им при работе сновидения, когда осуществлялся переход от скрытых мыслей сновидения к явному его содержанию. Именно эти особенности сновидческой деятельности подробно обсуждались Фрейдом в его книге «Толкование сновидений», о чем уже шла речь в соответствующем разделе данной работы, и именно они позволяли проводить аналогию между остроумием и сновидением. Проведение основателем психоанализа аналогии между остроумием и сновидением может вызвать вполне за- конное возражение. Это возражение имеет под собой реальные основания, поскольку при критическом отношении к психоанализу всегда можно сказать, что выявленные им технические приемы остроумия (сгущение, сдвиг, непрямое изображение) были обусловлены его предшествующими представлениями о работе сновидения. Фрейд предвидел возможность выдвижения подобного рода возражения и поэтому открыто говорил о тех сомнениях, которые могут возникнуть при проведении параллелей между остроумием и сновидением. Но, по его собственному выражению, из подобного возражения вовое не вытекает, что оно справедливо. Он придерживался того мне-, ния, что не стоит опасаться подобной критики, поскольку анализ остроумия действительно дает представление о том, в каких формах проявляются его технические приемы. В данном случае более важным является то, что характерные черты остроумия позволяют отнести ее формирование в сферу бессознательного. По Фрейду, для образования остроты человеческая мысль погружается в бессознательное и отыскивает там убежище для былой игры словами. Мышление как бы на мгновение переносится на детскую ступень развития, чтобы вновь обрести инфантильный источник удовольствия. Ведь инфантильное — это сфера бессознательного. И если бы даже это не было выявлено при исследовании психологии неврозов, то в случае остроумия следовало бы согласиться с тем, что бессознательная обработка является инфантильным типом мыслительной деятельности. Казалось бы, проводя аналогию между остроумием и сновидением, Фрейд находит полное тождество между ними тем более, что и в том, и в другом случае обнаруживаются идентичные процессы, связанные с механизмами сгущения, сдвига, непрямого изображения. Однако психоаналитическое видение исследуемых феноменов не столь однозначно, как это может показаться на первый взгляд, особенно при критически-негативном отношении к психоанализу как таковому. В этом отношении осуществленный Фрейдом сравнительный анализ между остроумием и сновидением является, пожалуй, наиболее показательным. В самом деле, говоря о сходстве между остроумием и сновидением, основатель психоанализа в то же время обратил внимание на коренное различие между ними. Так, в про-
тивоположность сновидению, остроумие не создает компромиссов, не избегает торможения. Оно стремится сохранить в неизменном виде игру словами и бессмыслицу, выделяя в ней смысл. Кроме того, хотя остроумие пользуется теми же средствами, что и деятельность сновидения, тем не менее оно, в отличие от последней, использующей эти средства для того, чтобы переступить пределы дозволенного, соблюдает соответствующие границы. И наконец, что представляется наиболее важным и существенным, коренное различие между ними состоит в их социальном положении. Если, по мнению Фрейда, сновидение является асоциальным продуктом, то остроумие, напротив, выступает в качестве самого социального из всех нацеленных на получение удовольствия видов психической деятельности. Если сновидение ничего не может сообщить другому человеку, чаще всего непонятно для самой личности и неинтересно для окружающих ее людей, то остроумие требует для своего завершения посредничества со стороны другого человека. Если сновидение способно существовать в замаскированном виде и прибегает к различного рода искажениям, недоступным для понимания других лиц, то остроумие чаще всего предполагает наличие третьего участника, чтобы насладиться удовольствием от остроты, и рассчитано на его понимание. Фрейд не только отметил существенные различия между сновидением и остроумием. Он высказал также положение о том, что оба они принадлежат к различным областям психической жизни и их следует рассматривать с точки зрения принадлежности к отстоящим друг от друга сторонам психологической системы. В процессе образования сновидения важную роль играют переход предсознательных дневных восприятий в бессознательное, соответствующая переработка перемещенного материала в бессознательном, регрессия обработанного материала сновидения в символические образы, доступные для восприятия сновидца. При образовании остроумия две первые стадии формирования сновидения оказываются также задействованными, но третья, связанная с регрессией мыслей к образам восприятия, — отсутствует. В конечном счете, несмотря на имеющиеся сходства между сновидением и остроумием, между ними имеются несомненные различия. «Сновидение, — подчеркивал Фрейд, — это все-таки еще и желание, хотя и ставшее неуз- наваемым; остроумие — это развившаяся игра. Сновидение, несмотря на всю свою практическую никчемность, сохраняет связь с важными жизненными интересами; оно пытается реализовать потребности регрессивным окольным путем галлюцинаций и обязано своей сохранностью единственной не заглохшей во время ночного состояния потребности — потребности спать. Напротив, остроумие пытается извлечь малую толику удовольствия из свободной от всяких потребностей деятельности нашего психического аппарата, позднее оно пытается уловить такое удовольствие как побочный результат этой деятельности, и, таким образом, во вторую очередь добивается немаловажных, обращенных к внешнему миру функций. Сновидение преимущественно служит сокращению удовольствия, остроумие — приобретению удовольствия; но на двух этих сходятся все виды нашей психической деятельности» [11. С. 101]. Исследуя феномен остроумия, Фрейд обратился также к рассмотрению специфики комизма, мимики представлений, наивного в речи, пародии, карикатуры, юмора. Значительное внимание он уделил выяснению сходства, различия и отношения между остроумием и комизмом. В частности, он высказал положение, в соответствии с которым остроумие и комизм различаются между собой психической локализацией, поскольку первое является содействием второму в области бессознательного. Комизм возникает или из раскрытия бессознательных способов мышления, или из сравнения с порождающей удовольствие полноценной остротой. Что касается юмора, то он является средством достижения удовольствия вопреки мешающим его мучительным аффектам. Юмор ближе к комизму, чем к остроумию. Как и комизм, он локализуется в предсознательном, в то время как остроумие выступает в качестве компромисса между бессознательным и предсознательным. Два десятилетия спустя после публикации работы «Остроумие и его отношение к бессознательному» Фрейд вновь вернется к рассмотрению проблемы юмора. Этой проблеме была посвящена небольшая по объему статья «Юмор» (1925), в которой основатель психоанализа рассмотрел связь юмора со структурой и особенностями психики юмориста. Если в работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» он сосредоточился на выявлении получаемого от юмора источника удовольствия, то в соответ-
ствующей статье внимание было обращено и на внутреннюю мотивацию юмористической деятельности. Вместе с тем, как и в первой работе, в статье рассматривались сходства и расхождения между остроумием, комизмом и юмором. В статье 1925 года Фрейд обсудил вопрос о существе и особенностях юмора. С его точки зрения, сущность этого явления состоит в ослаблении аффектов человека, к которым подталкивает ситуация. Что касается особенностей юмора, то в нем имеет место не только нечто освобождающее, свойственное также остроумию и комизму, но и нечто грандиозное и воодушевляющее, чего нет в двух других видах деятельности, доставляющих человеку удовольствие. Грандиозное проявляется в торжестве нарциссизма, воодушевляющее — в торжестве принципа удовольствия, способного утвердиться вопреки неблагоприятно складывающейся реальности. Если остроумие служит достижению удовольствия или ставит полученное удовольствие на службу агрессии, то юмор ориентирован на избавление человека от гнета страдания. При рассмотрении особенностей юмора Фрейд апеллировал в данной статье к структурному пониманию психики человека, предложенному им двумя годами ранее в работе «Я и Оно». Это дало ему возможность динамически объяснить юмористическую установку, исходя из предположения, согласно которому ее суть заключается в том, что личность юмориста смещает психический акцент со своего Я на свое Сверх-Я. Тем самым происходит новое распределение психической энергии, в результате которого интересы Я представляются не столь существенными и Сверх-Я обретает возможность более легкого подавления реакцийЯ. Отсюда фрейдовское представление о том, что, если «острота — это как бы вклад в комизм, совершенный бессознательным», то «юмор — это вклад в комизм через посредство Сверх-Я» [12. С. 284]. В работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» не было подобного понимания юмора. Да его и не могло быть, поскольку структурный взгляд на психику человека был выражен Фрейдом почти два десятилетия спустя после публикации данной работы. Но даже в то время у него обнаружилась явная потребность в выявлении особенностей и специфических характеристик остроумия, комизма, юмора как особых видов интеллектуальной деятельности, доставляющей удовольствие людям. Подводя итоги своему исследованию в «Остроумии и его отношению к бессознательному», основатель психоанализа Подчеркнул, что в целом остроумие, комизм и юмор представляют собой не что иное, как способы воссоздания удовольствия от психической деятельности, некогда имевшие место в инфантильной жизни человека, но утраченные им в процессе ее развития. Каждый из нас в детстве получал удовольствие, не прибегая к излишним издержкам, с которыми приходится считаться взрослому человеку, вынужденному согласовывать свою психическую деятельность не столько с принципом удовольствия, сколько с принципом реальности. Чтобы чувствовать себя в жизни счастливым, ребенку не требуется ни остроумие, ни комизм, ни, юмор. Он получает удовольствие непосредственно от своей деятельности, сопряженной лишь с малыми издержками. В отличие от ребенка, стремящийся к получению удовольствия взрослый человек наталкивается на внешние и внутренние ограничения и организует свою психическую деятельность таким образом, чтобы с помощью различных средств, окольными путями экономии различного рода издержек все же достичь на время отсроченного удовольствия. В понимании Фрейда, из сэкономленных издержек на торможение проистекает удовольствие от остроумия, сэкономленные издержки на представление порождают комизм, сэкономленные издержки на проявление эмоций способствуют возникновению юмора. Все три способа психической деятельности направлены на достижение человеком удовольствия в условиях социального, нравственного, культурного давления, оказываемого на него в современном мире. Иллюстрацией последнего положения может служить эпизод, рассказанный одной из моих пациенток во время аналитического сеанса. Речь шла об обсуждении взаимоотношений между ребенком и родителями, о том, как относится пациентка к тому, что ее двухлетняя дочь не ложится спать до тех пор, пока мама не придет к ней, и почему маленькая дочь предпочитает, чтобы перед сном ее мыл именно папа, а не мама. Рассказывая о своем восприятии подобного положения вещей и о том, что она может ходить голой в присутствии своей дочери, в то время как ее муж не допускает этого, пациентка вдруг рассмеялась. На мой вопрос, чем вызван ее смех, она ответила, что вспомнила эпизод,
имевший место за завтраком несколько дней тому назад. Ее двухлетняя дочь съела приготовленное для нее на завтрак яйцо и попросила еще. Мама ответила, что у нее нет больше яиц. Тогда девочка обратилась к отцу: «Папа, я же знаю у тебя есть яйца». Родители переглянулись между собой, папа что-то ответил дочери, а потом, когда дочь ушла играть, отец и мать от души посмеялись над комической ситуацией. Вспоминая этот эпизод, пациентка сказала, что за словами ее дочери скрывалось вовсе не то, что вызвало у нее смех. Ее дочь имела в виду куриные яйца, поскольку видела, что папа открывал холодильник, где они хранились. Взрослые же усмотрели за ее словами двойной смысл, понятный только для них самих, но не для ребенка. Они получили удовольствие от сказанной дочерью двусмысленности, которая не являлась таковой для ребенка, психическая деятельность которого не нуждается в опосредованном удовольствии. Исследование остроумия, несомненно, являлось значительным вкладом Фрейда в понимание механизмов работы человеческой психики. Стоит, пожалуй, отметить, что, по сравнению со многими другими его трудами, вызывавшими и до сих пор вызывающими подчас резкую критику и неприятие содержащихся в них психоаналитических идей, будь то «Три очерка по теории сексуальности», «Тотем и табу», «Человек Моисей и монотеистическая религия», работа об остроумии и его отношение к бессознательному была воспринята современной эстетической мыслью в качестве блестящего исследования, свидетельствующего о незаурядной личности Фрейда как ученого. В этом отношении весьма показательной являлась позиция психолога Л. С. Выгот-. ского, который критически отнесся ко многим психоаналитическим идеям Фрейда, включая его представление об Эдиповом комплексе, понимание искусства как сублимации сексуальных влечений. Но он высоко оценил «Остроумие и его отношение к бессознательному», полагая, что «произведение это может считаться классическим образцом всякого аналитического исследования» и что осуществленный Фрейдом тонкий анализ позволил ему «не валить в кучу все решительно произведения искусства, но даже для таких трех близко стоящих форм, как остроумие, комизм и юмор, указать три совершенно разных источника удовольствия» [13. С. 112]. В других разделах работы обращалось внимание на то, что фантазия и мифотворчество наделялись Фрейдом функцией сублимирования бессознательных влечений человека. Такое понимание причин возникновения духовной деятельности накладывало отпечаток и на психоаналитическую концепцию художественного творчества, и на конкретный анализ отдельных произведений искусства. Как в том, так и в другом случае предлагалась психоаналитическая процедура по расшифровке языка бессознательного, который в символической форме обретает самостоятельность в фантазиях, мифах, сказках, снах, произведениях искусства. Реализация этой процедуры основывалась на психоаналитическом понимании того, что искусство представляет собой не что иное, как своеобразный способ примирения принципа удовольствия и принципа реальности путем вытеснения из сознания человека социально и культурно неприемлемых импульсов. В этом смысле искусство как бы способствует устранению реальных конфликтов в жизни человека и поддержанию психического равновесия, то есть выступает в роли своеобразной терапии, снижающей степень возможности возникновения симптомов психических расстройств или ведущей к их устранению. В психике художника это достигается путем реализации его творческого потенциала или творческого самоочищения благодаря переключению бессознательных влечений в русло социально приемлемой художественной деятельности. По своему смыслу такая терапия напоминает собой катарсис Аристотеля. Но если у древнегреческого философа средством духовного очищения выступала трагедия как одна из форм художественной деятельности, то основатель психоанализа усматривал в этом специфику всего искусства. Основной функцией искусства Фрейд считал компенсацию неудовлетворенности художника реальным положением вещей. Причем не только художника, но и воспринимающих искусство людей, поскольку в процессе приобщения к красоте художественных произведений и эстетических ценностей культуры они оказываются вовлеченными в иллюзорное удовлетворение своих бессознательных влече-
ний и желаний, в силу нравственного воспитания скрываемых не только от других людей, но и от самих себя. Недовольство реальным положением вещей открывает путь в мир фантазий. Этот мир представляет собой, по выражению Фрейда, «щадящую зону», возникающую при болезненном переходе от принципа удовольствия к принципу реальности. Сталкиваясь с неблагоприятной действительностью, художник уходит в фантастический мир и в этом отношении напоминает собой невротика, который спасается от непереносимого им реального мира бегством в болезнь. Однако в отличие от невротика, застревающего в созданном им фантастическом мире, художник способен найти обратную дорогу, чтобы вновь обрести в существующей действительности точку опоры для своей жизнедеятельности. Художественное творчество и произведения искусства оказываются фантастическим удовлетворением бессознательных желаний, в процессе которого избегание открытого конфликта с силами вытеснения достигается путем компромисса с реальностью и компенсации того, что не удается достигнуть в ней самой. Если невротик выражает свои фантазии симптомами болезни, то человек, обладающий загадочным для психоаналитика художественным дарованием, прибегает к созданию произведений искусства и, избегая невроза, таким обходным путем возвращается в реальность. В конечном счете, как полагал Фрейд, внутренняя борьба, обусловленная сшибкой между стремлением к удовлетворению бессознательных желаний человека и его столкновением с реальностью может привести «к здоровью, к неврозу или к компенсирующему высшему творчеству» [14. С. 43]. ТаТсое видение природы и направленности искусства не было лишено смысла, так как оно, несомненно, включает в себя функцию компенсации. И действительно, компенсирующая функция искусства в определенных условиях может выдвинуться ра передний план, как это нередко случается в современной культуре, духовные продукты которой предназначены или для примирения человека с социальной действительностью, или, напротив, для элатажа его, что достигается путем отвлечения его от повседневных забот, реальных проблем жизни. И все же компенсация — не основная и тем более не единственная функция искусства. Компенсирующая функция искусства становится основной лишь тогда, когда художественное творче- ство превращается в ремесло по выполнению социального заказа, не отвечающего внутренним потребностям художника, или в некое эпатирующее средство, с помощью которого художник стремится выйти за рамки установленных канонов не потому, что испытывает настоятельную необходимость в этом, а в силу того, что хочет выглядеть экстравагантным в глазах окружающих. Правда, сам Фрейд не рассматривал компенсирующую функцию искусства под этим углом зрения. Задавшись целью выявить механизм образования компенсаций неудовлетворенного желания в процессе художественного творчества, он акцентировал внимание не столько на этой функции, сколько на психологических аспектах художественного творчества и восприятия произведений искусства. К этому следует добавить, что компенсирующая функ-^ ция искусства не рассматривалась основателем психоанализа в качестве единственной. Наряду с ней он выделял такие, свойственные на его взгляд, функции искусства, которые, помимо доставляемого человеку удовольствия от созерцания художественных произведений, способствуют сопереживанию людей, возникновению чувства идентификации и достижению нарциссического удовольствия. Именно об этом Фрейд писал в работе «Будущее одной иллюзии», где размышлял о возможностях получения человеком различного рода удовлетворения. В обобщенной форме его мысль сводилась к следующему: «Искусство, как мы давно уже убедились, дает эрцаз удовлетворения, компенсирующий древнейшие, до сих пор глубочайшим образом переживаемые культурные запреты, и тем самым, как ничто другое, примиряет с принесенными им жертвами. Кроме того, художественные создания, давая повод к совместному переживанию высоко ценимых ощущений, вызывают чувства идентификации, в которых так остро нуждается всякий культурный круг; служат они также и нарциссиче-скому удовлетворению, когда изображают достижения данной культуры, впечатляющим образом напоминают о ее идеалах» [15. С. 26]. Рассматривая искусство как таковое, Фрейд выводил его истоки возникновения из Эдипова комплекса, в котором, по его мнению, исторически совпадало начало религии, нравственности, общественности и искусства. Подобная точка зрения была высказана им в работе «Тотем и табу», в
которой, помимо различного рода суждений о мифотворчестве и сравнении табу с неврозом выдвигалось, как он подчеркивал сам, смелое утверждение, согласно которому истерия может быть рассмотрена в качестве карикатуры на произведение искусства. В этой же работе основатель психоанализа решился на не менее смелую попытку провести параллель между ступенями развития человеческого миросозерцания и стадиями либидозного развития отдельного человека, считая, что по мере перехода от анимистической фазы к религиозной и научной человек все в большей степени отказывается от непосредственной реализации принципа удовольствия, и можно говорить лишь об одной сфере деятельности, где еще находят свое отражение мифотворчество и фантазирование. «Все могущество мысли сохранилось только в одной области нашей культуры — в искусстве. В одном только искусстве еще бывает, что томимый желаниями человек создает нечто похожее на удовлетворение и что эта игра — благодаря художественной иллюзии — будит аффекты, как будто бы она представляла собой нечто реальное. Правду говорят о чарах искусства и сравнивают художника с чародеем, но это сравнение, быть может, имеет большее значение, чем то, которое в него вкладывают» [ I 6. С. 419]. Для Фрейда искусство являлось такой областью человеческой деятельности, в которой сохранялись связи между современным и примитивным человеком. Точнее было бы сказать, что именно в искусстве он усматривал возможность обретения индивидом всемогущества, недоступного ему в реальной жизни. Отличавшийся сексуализацией мышления примитивный человек верил во всемогущество мысли. Благодаря вытеснению бессознательных влечений и бегству в болезнь у невротика вновь происходит сексуа-лизация мыслительных процессов, и в этом отношении он становится похожим на примитивного человека. И в том, и в другом случае имеет место, по мнению Фрейда, интеллектуальный нарциссизм, всемогущество мыслей. В отличие от невротика, художник обладает повышенной способностью к сублимации своих бессознательных влечений, в результате чего сексуализация его мыслительных процессов превращается в художественное творчество и создание художественных произведений. Тем самым он находит особую сферу человеческой деятельности, где, не прибегая к неврозу, он может обрести всемогущество, столь характерное для веры в него со стороны примитивного человека, но со временем утраченное под воздействием культуры, ограничивающей возможность свободного, непосредственного удовлетворения желаний. «В качестве конвенционально дозволенной реальности, в которой благодаря художественной иллюзии символы и замещения могут вызывать действительные аффекты, искусство образует промежуточную область между отказывающей желаниям реальностью и исполняющим желание миром фантазии, областью, в которой пребывают в силе стремления к всемогуществу примитивного человечества» [17. С. 38]. Обращаясь к проблематике искусства, основатель психоанализа стремился раскрыть сущность художественного, и прежде всего поэтического, творчества. Это нашло свое отражение в его работе «Художник и фантазирование» (1906), где он показал, что первые следы данного типа духовной деятельности человека следует искать уже у детей. Как поэт, так и ребенок могут создавать свой собственный фантастический мир, который совершенно не укладывается в рамки обыденных представлений человека, лишенного поэтического воображения. Каждый играющий ребенок ведет себя, подобно поэту, приводя предметы своего мира в новый, приемлемый для себя порядок. Ребенок в процессе игры перестраивает существующий мир по собственному вкусу, соотносит воображаемые объекты с предметами реального мира, причем относится к плоду своей фантазии вполне серьезно. Точно так же и поэт благодаря способности творческого воображения создает в искусстве новый прекрасный мир, воспринимает его серьезно и в то же время отделяет его от действительности. «Из кажимости поэтического мира проистекают, однако, очень важные последствия для художественной техники, ибо многое, что, будучи реальным, не смогло бы доставить наслаждение,.все же достигает этого в игре фантазии, многие, собственно/мучительные сами по себе переживания способны стать источником удовольствия для человека, слушающего или наблюдающего художника» [18. С. 129]. Для Фрейда способность человека к фантазированию — источник художественного творчества. В этом плане он и рассматривает эволюцию превращения детской игры в фантазирование взрослых людей. Ребенок получает удо-
вольствие от игры, прекращающий игры юноша не может отречься от ранее полученного удовольствия и начинает фантазировать, вместо того, чтобы играть. В отличие от ребенка, не скрывающего свои игры от других людей, взрослый человек стыдится своих фантазий, поскольку от него ждут реальных действий, и, кроме того, его фантазии порождены подчас такими желаниями, которые он вынужден скрывать не только от других, но и от самого себя. Фантазирование характеризуется некоторыми особенностями, среди которых Фрейд отмечает следующие. По его собственному выражению, «никогда не фантазирует счастливый, а только неудовлетворенный». Неудовлетворенные желания являются основной движущей силой мечтаний, фантазирования человека, и их можно свести к двум группам,, в которых представлены честолюбивые и эротические желания. Продукты фантазирующей деятель--ности, будь то воздушные замки, дневные грезы или отдельные фантазии, не являются неизменными. Они несут на себе следы своего происхождения от детских воспоминаний и инфантильных переживаний, связаны с сиюминутными поводами и ориентированы на будущее. Фантазии как бы витают между тремя временами: «прошедшее, настоящее и будущее словно нанизаны на нить продвигающегося желания». Из мира фантазий разветвляются пути, ведущие как к проявлению художественного творчества, так и к погружению в невроз. Из такого понимания Фрейдом специфики и характерных черт фантазирования вытекал, по сути дела, психоаналитический взгляд на художественное творчество и его воздействие на людей. Художник сравнивается со сновидцем при свете дня, грезовидцем, а художественное творение — со снами наяву, грезой. Исследование отношений между писателем и его творениями преломляется через призму выдвинутого положения о соотнесенности фантазии с желаниями, нанизанными на нить прошлого, настоящего и будущего. В художественных произведениях находят свое отражение живые переживания, возникшие у авторов на основе воспоминаний о переживаниях детства как источнике нереализованных желаний, поскольку, подобно грезе, художественное творчество является продолжением и заменой детских игр. Воздействие художественных произведений на людей оказывается возможным в силу того, что реализуемые пи- сателем или поэтом личные грезы вызывают в нашей душе глубокие переживания, проистекающие из собственных источников удовольствия. Как это удается сделать автору художественного произведения, является его сокровенной тайной. Однако, как полагал Фрейд, с помощью изменений и сокрытий автор смягчает характер эгоистических грез и в предлагаемом изображении своей фантазии подкупает нас эстетической привлекательностью. Он как бы завлекает нас «заманивающей премией» или «предварительным удовольствием»,' способствующим порождению значительного удовольствия, истоки которого таятся в глубинах человеческой психики. «По моему мнению, — писал основатель психоанализа, — все эстетическое удовольствие, доставляемое нам художником, носит характер такого предварительного удовольствия, а подлинное наслаждение от художественного произведения возникает из снятия напряженности в нашей душе. Быть может, именно это способствует тому, что художник приводит нас в состояние наслаждения нашими собственными фантазиями, на этот раз без всяких упреков и без стыда» [ 19. С. 134].. Стоит, пожалуй, обратить внимание на то, что фрейдовское объяснение механизмов воздействия художественных произведений на человека в значительной мере совпадало с воззрениями французского философа Анри Бергсона, на которого основатель психоанализа неоднократно ссылался при рассмотрении природы комического. В понимании Бергсона, искусство призвано заставить человека открыть в природе и в самом себе такие вещи, которые не обнаруживаются им с достаточной ясностью ни при помощи своих собственных чувств, ни посредством сознания. Художники, символически изображающие состояние своей души, пробуждают в человеке изначально данные внутрипсихические состояния. Поясняя свою точку зрения по этому вопросу, Бергсон писал: «По мере того, как они нам говорят, перед нами встают оттенки эмоций и мыслей, которые, без сомнения, были в нас в течение долгого времени, но которые оставались невидимыми» [20. С. 10]. В отличие от Бергсона, высказавшего общие соображения по поводу восприятия человеком произведений искусства, основатель психоанализа попытался раскрыть содержание тех осадков человеческой души, которые всплывают на поверхность сознания под влиянием чар поэта.
Такими осадками человеческой души он считал эгоистические и сексуальные влечения, которые в символической форме воспроизводятся в фантазиях поэта.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |