Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Феномен остроумия




I

Лейбин В. М.


86S


дожников. Напротив, он весьма критически относился к модернистской живописи. Так, в одном из писем Карлу Абрахаму, написанном в 1923 году, Фрейд со всей резко­стью и прямотой высказал нелестное суждение по поводу присланного ему рисунка, на котором его берлинский коллега был изображен художником-экспрессионистом. Данный рисунок был воспринят им как «ужасный», и он с осуждением отнесся к «слабости» Абрахама, проявившего терпимость и симпатию к подобному искусству.

В июле 1938 года Стефан Цвейг просил Фрейда дать со^ гласив на то, чтобы его посетил Сальвадор Дали. Цвейг считал Дали «единственным современным гением живо­писи» и писал основателю психоанализа о том, что испан­ский художник является его благодарнейшим учеником. Фрейд согласился принять у себя «истинного гения», как называл его Цвейг, что и произошло 19 июля того же года. Во время этой встречи Дали показал основателю психоа­нализа свою картину «Метаморфозы Нарцисса», которая, по словам Цвейга, возможно, была написана под влияни­ем Фрейда. Во время беседы художник сделал эскиз порт­рета Фрейда и произвел на него такое впечатление, что он даже изменил свое мнение о сюрреализме. До встречи с Дали основатель психоанализа был склонен считать сюр­реалистов, избравших его «ангелом-хранителем», на 95 % дураками, как это бывает с алкоголиками. После встречи с Дали в письме Цвейгу от 20 июля 1936 года он писал: «Мо­лодой испанец с доверчивыми глазами фанатика и безу­пречным техническим мастерством заслуживает другой оценки. Было бы и в самом деле очень интересно аналити­чески исследовать процесс создания такого рода картины. Ведь критически всегда можно было бы сказать, что поня­тие искусства не поддается расширению, если количест­венное отношение неоцененного материала и предварите­льной обработки преступает известную границу. Но в лю­бом случае это серьезная психологическая проблема» [7. С. 513-514].

Не проявляя интереса к модернистской живописи и отмечая то обстоятельство, что, в отличие от художествен­ной литературы и скульптуры, живопись как таковая не оказывает на него столь сильное воздействие, Фрейд тем не менее был любителем классики. Известно, например, что в 1908 году, когда он совершал поездку в Манчестер к своему сводному брату Эммануилу, основатель психоана-



лиза ненадолго останавливался в Гааге для того, чтобы по­смотреть картины Рембранта. Во время этого путешествия он также побывал в Лондоне, где посетил Британский му­зей и Национальную галерею. В Британском музее он лю­бовался коллекцией древних ценностей, особенно египет­ских. В Национальной галерее — познакомился с англий­ской школой живописи, представленной картинами Рейнолдса и Гейнсборо. Из работы о Леонардо да Винчи, опубликованной им в 1910 году, можно судить о том, какое впечатление оказали на него полотна итальянского худож­ника, особенно портрет Моны Лизы. Картина, на которой изображена загадочная улыбка Моны Лизы, до сих пор со­ставляет, по его собственному выражению, «одно из вели­чайших сокровищ Лувра» [8. С. 178].

Одним словом, Фрейд действительно проявлял значите­льный интерес к различным произведениям классического искусства и черпал в них вдохновение для активизации своей исследовательской и терапевтической деятельности. При­чем многие произведения искусства становились объек­том его психоаналитического разбора и толкования, неза­висимо от того, относились ли они к художественной ли­тературе, скульптуре или живописи.

Полагаю, что после высказанных выше соображений можно перейти к непосредственному рассмотрению взглядов основателя психоанализа на искусство, к осве­щению того, как и под каким углом зрения он оценивал художественные произведения, в чем усматривал природу художественного творчества, с чем соотносил творческую деятельность как таковую.

Следует отдать должное тому, что, в отличие от некото­рых тем, связанных, скажем, с проблемами этики, не на­шедших отражение в какой-либо специально написанной работе, свои воззрения на искусство Фрейд отразил во многих трудах, посвященных данной проблематике. Труд­но, пожалуй, перечислить все книги и статьи, в которых в той или иной мере он осветил вопросы, непосредственно относящиеся к психоаналитическому пониманию приро­ды и функций искусства, художественного творчества. И все же среди них можно отметить такие важные работы


 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.