КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Влечение к жизни и влечение к смерти 2 страница
Когда в процессе аналитической работы я спросил ее, какие ассоциации возникли у нее при неожиданном обнаружении ею над кушеткой картины с изображением идущего по воде Христа, она после некоторого замешательства вспомнила о том, что она увидела в зеркале ванной комнаты, когда пыталась покончить жизнь самоубийством. Оказывается, она увидела не только отражение своего собственного бледного лица, что вызывало у нее жалость к самой себе, к своей загубленной жизни, но и чуть светящийся ореол вокруг своей головы, который, как потом она поняла, был ничем иным как брызгами, оставшимися на по-
верхности зеркала после того, как она, не помня ничего и не заботясь ни о чем, села в ванну, расплескав при этом воду. Впоследствии при обсуждении этого эпизода она согласилась с тем, что не только жалость к себе отобрала у нее последние силы, предотвратившие самоубийство, но и какое-то непонятное ощущение того, что увиденный ею в зеркале ореол над ее головой пробудил в ней смутное желание жизни. Только сейчас, говорила она мне, я вижу, что. тот зеркальный ореол как бы напоминает собой светлые лучи, прорисованные вокруг головы Христа и изображенные на висящей над кушеткой картине. Это был своего рода' символ жизни, бессознательно воспринятый Полиной во время попытки к самоубийству и предотвративший его. Причем этот символ жизни не являлся олицетворением чего-то заданного извне, как некого знака, знамения, предпосланного ей сверху. Он знаменовал собой внутреннюю тенденцию, связанную с необходимостью сохранения жизни вопреки тем событиям, которые воспринимались ею столь трагически. Кстати сказать, для некоторых пациентов свойственны опасения за свою жизнь, обусловленные их желанием самоубийства. Подчас они охотно говорят о том, что способны свести счеты со своей жизнью, а нередко как бы шантажируют близких им людей тем, что высказывают вслух мысли о самоубийстве. Но в отличие от истериков, впадающих в меланхолию, многие невротики в действительности никогда не прибегают к самоубийству или в худшем случае организуют такое неудачное самоубийство, при котором непременно остаются в живых. Нередко об их истинных намерениях можнасудить по тем сновидениям, в которых отражается картина их собственной смерти. Так, одна из моих пациенток рассказывала, что она пыталась покончить жизнь самоубийством. Однажды, после очередной ссоры со своим мужем, она проглотила первые, как она говорила, попавшиеся ей на глаза таблетки. Вернувшийся с прогулки с собакой муж обнаружил ее ничком лежащей на кровати, быстро сделал все для того, чтобы вызвать у нее рвоту, а затем вызвал врача. Осмотрев больную, врач сказал, что ей повезло, так как, если бы она проглотила все таблетки, а не оставила часть их в коробке, то смерть была бы неминуемой. Конечно, если бы эта женщина действительно хотела покончить с жизнью, то она, несомненно, проглотила бы все имеющиеся в ее распоря- жении таблетки. Об имитации самоубийства, при помощи которой она хотела наказать своего мужа, и нежелании расставаться со своей жизнью может свидетельствовать рассказанный ею сон. В своем сновидении женщина видела себя лежащей в гробу, муж стоял рядом и плакал, а ближайшие родственники говорили о том, какой она была при жизни хорошей женой и матерью. Она с удовольствием слушала все надгробные речи, и вдруг ей захотелось незаметно для окружающих поправить рукой свою прическу, чтобы выглядеть в глазах своего мужа привлекательной и чтобы он горько пожалел о том, что довел ее до смерти. Вполне очевидно, что женщина, стремящаяся быть красивой и заботящаяся о своем внешнем виде даже на смертном ложе, не может помышлять о реальном самоубийстве. Если же она и предпринимает попытки подобного рода, то это делается только для того, чтобы тем самым наказать не себя, а других и вызвать у них сочувствие, повышенное внимание и заботу со стороны окружающих. Что касается случая Полины, то о наличии у нее стремления к жизни можно судить по тем элементам сновидения, в которых проявилось направленное вовне ее агрессивное желание утащить своего возлюбленного на дно и увидеть свою лучшую подругу разорванной на две половинки. Направленная на сохранение жизни внутренняя тенденция столкнулась с противоположной, нацеленной на обретение смерти и обусловленной предательством со стороны любимого человека и лучшей подруги. Противостояние этих тенденций между собой привело к тому, что Полина осталась внешне живой, но внутренне убила в себе жизнерадостность. На этой почве у нее развился страх перед тем, что она способна к реальному самоубийству, хотя само по себе возникновение страха подобного рода может быть наглядным свидетельством того, что до смертельного исхода дело не дойдет. Однако болезненные переживания действительно настолько омрачали жизнь девушке, что она решила прибегнуть к аналитической терапии. 7. Борьба между Эросом и Танатосом Вернусь к выдвинутой Фрейдом дуалистической концепции влечений и инстинктов. В конце работы «Я и Оно» основатель психоанализа подчеркнул, что в психике чело- 27. ЛейбинВ. М. века протекает постоянная борьба между Эросом и инстинктом смерти. По его мнению, Я можно представить таким образом, что оно находится под властью немых, но мощных инстинктов смерти. Эти инстинкты как бы стремятся к достижению покоя и делают все для того, чтобы заставить замолчать Эрос, являющийся нарушителем спокойствия и подчиняющийся принципу удовольствия. Но, в свою очередь, Эрос тоже проявляет свою активность, в результате чего противостояние между жизнью и смертью становится неотъемлемой частью человеческого существования. Дальнейшее обсуждение этого вопроса нашло свое отражение в работе Фрейда «Недовольство культурой», где он показал, что феномен жизни объясняется взаимодействием и противодействием Эроса и инстинкта смерти. Отмечая то обстоятельство, что уже в садизме и мазохизме наблюдается смесь эротики и деструктивности, он признал, что многие психоаналитики проглядели повсеместность невротической агрессивности и деструктивности и, следовательно, необходимо исправить данную оплошность и исследовать соответствующие явления применительно не только к отдельному человеку, но и к культуре в цедюм. Осуществляя свое исследование, основатель психоанализа отталкивался прежде всего от введенного им в начале 20-х годов предположения о наличии в человеке влечения к смерти и сформулированного им в конце 20-х — начале 30-х годов окончательного положения об инстинкте смерти и агрессивном, деструктивном стремлении. Так, именно в работе «Недовольство культурой» он недвусмысленно высказал свою точку зрения, согласно которой «агрессивное стремление является у человека изначальной, самостоятельной инстинктивной предрасположенностью» [25. С. 115]. В понимании Фрейда, процесс развития культуры стоит на службе у сил Эроса, благодаря либидозной связи которого происходит объединение людей между собой в семьи, племена, народы, нации, человечество. Но, как показывает практика психоанализа и история человечества, этой программе культуры противостоит природный инстинкт агрессивности, проявляющийся, в частности, в той враждебности, которая чаще всего наблюдается среди людей по отношению друг к другу. Агрессивное влечение оказывается главным представителем инстинкта смерти, раз- деляющего вместе с Эросом власть над существующим миром. С учетом всего этого проясняется и смысл культурного развития. «Оно, — заметил Фрейд, — должно нам продемонстрировать на примере человечества борьбу между Эросом и Смертью, инстинктом жизни и инстинктом деструктивности. Эта борьба —сущность и содержание жизни вообще, а потому культурное развитие можно было бы просто обозначить как борьбу человеческого рода за выживание» [26. С. 115]. В целях выживания человеческого рода культура стремится всеми силами сдержать и обезвредить противостоящую ей агрессивность. О том, что при этом происходит, можно судить по аналогии с историей развития индивида, когда он пытается нейтрализовать или обезвредить свое стремление к агрессии. Апеллируя вновь к индивиду, Фрейд обращает внимание на ту загадочность, которая имеет место в этом случае. Речь идет о том, что агрессия интроецируется, то есть переносится извне вовнутрь индивида и, фактически, возвращается туда, где она возникла. Перенесенная таким образом вовнутрь агрессия направляется против собственного Я индивида. Там она перехватывается той инстанцией, явля-йщейся частью Я, которая в психоанализе обозначается как Сверх-Я и олицетворяет собой совесть. Таким образом, та же самая готовность к агрессии, которая использовалась Я против окружающих его людей, теперь используется Сверх-Я непосредственно по отношению к самому Я. У человека возникает сознание вины, обусловленное напряженностью между Сверх-Я и Я и проявляющееся как потребность в наказании. Тем самым культура преодолевает опасные для окружающих людей агрессивные устремления индивида. Осмысливая взаимоотношения между отказом от удовлетворения влечений,.совестью и агрессивностью, Фрейд исходил из того, что уже в раннем детстве налагаемые на ребенка первые запреты вызывают у него значительную агрессивность против тех, кто препятствует удовлетворению его инфантильных влечений. Под воздействием воспитания он вынужден отказываться от удовлетворения своей мстительной агрессии против окружающих его авторитетов, прежде всего против авторитета его собственных родителей. Это осуществляется благодаря механизму идентификации, то есть переносу внешнего авторитета вовнутрь самого ребенка, что ведет к образованию его Сверх-Я. Тем самым в его распоряжении оказывается вся та агрессия, которую в бо-
27* лее раннем возрасте он направлял, как правило, против авторитета отца. Если посмотреть на соотношение между агрессией и подавлением влечений в общеисторическом плане, то есть через призму филогенеза, то окажется, что после удовлетворения в агрессии ненависти сыновей по отношению к праотцу в первобытном сообществе произошла идентификация Сверх-Я с убитым отцом. Это привело, по мнению Фрейда, к тому, что в наказание за отцеубийство, связанное с агрессивными действиями сыновей против своего отца, его власть как бы перешла к Сверх-Я. Но склонность к агрессии против отца повторялась во всех последующих поколениях, в результате чего у каждого представителя этих поколений сохранилось чувство вины, которое усиливалось по мере того, как осуществлялись попытки подавления самой агрессии и перенесения ее в Сверх-Я. Отсюда проистекает, как считал основатель психоанализа, «роковая неизбежность» чувства вины, независимо от того, было ли совершено отцеубийство в реальности или от него воздержались. Так или иначе чувство вины возникает в любом случае, поскольку оно является выражением амбивалентного конфликта, вечного противостояния между Эросом и инстинктом разрушительности, инстинктом смерти. По мысли Фрейда, то, что началось с отца в первобытной орде, впоследствии нашло свое завершение в массе людей. «Если, — писал Фрейд, — культура представляет собой необходимый путь развития от семьи к человечеству, то с нею неразрывно связаны последствия врожденного ей конфликта — вечной распри любви и смерти» [27. С. 124]. Аналогия между индивидуальным и культурным развитием позволила Фрейду говорить о том, что у общества, так же, как и у отдельного человека, формируется некое Сверх-Я, оказывающее влияние на развитие культуры. Если у индивида проявление агрессивности выражается в упреках Сверх-Я по отношению к Я, что осуществляется, как правило, на бессознательном уровне, то в массовых процессах действие культурного Сверх-Я оказывается более заметным и доступным сознанию. Однако в том случае, когда действенность Сверх-Я индивида доводится до его сознания, оказывается, что требования индивидуального Сверх-Я совпадают с предписаниями Сверх-Я культуры. Завершая свои размышления о направленности развития культуры, предназначенной для обуздания агрессивного влечения человека, Фрейд высказал соображение о
возможной попытке применения психоанализа к культурному сообществу. На это уже обращалось внимание в предыдущем разделе данной работы, когда говорилось о том, что он не прочь был поставить диагноз, согласно которому многие культурные эпохи и даже человечество в целом сделались невротическими под воздействием культуры. И хотя основатель психоанализа воздерживался от общей оценки человеческой культуры, тем не менее он не мог не поставить перед собой и читателями его работы «Недовольство культурой» один из важных вопросов, который, несомненно, волновал его. «Роковым для рода человеческого, — писал он, — мне кажется вопрос: удастся ли — и в какой мере — обуздать на пути культуры влечение к агрессии и самоуничтожению, ведущее к разрушению человеческого существования. Наше время представляет в связи с этим особый интерес. Ныне люди настолько далеко зашли в своем господстве над силами природы, что с их помощью легко могут истребить друг друга вплоть до последнего человека. Они знают это, отсюда немалая доля их теперешнего беспокойства, их несчастья, их тревоги. Остается надеяться, что другая из «небесных властей» — вечный Эрос — приложит свои силы, дабы отстоять свои права в борьбе с равно бессмертным противником. Но кто знает, на чьей стороне будет победа, кому доступно предвидение исхода борьбы» [28. С. 134]. Спустя два года после написания и публикации работы «Недовольство культурой» Фрейду вновь пришлось обратиться к размышлениям об агрессивности, деструктивно-сти, инстинкте смерти. Дело в том, что летом 1932 года Альберт Эйнштейн, которому было предложено подготовить второй том книги «Открытые письма» (первый том ее был опубликован в 1931 году) послал Фрейду письмо с просьбой принять участие в обсуждении актуальных проблем того времени. В частности, он попросил его высказать свои соображения по поводу того, имеются ли какие-либо пути освобождения человечества от зловещей опасности войны и возможности такого психического развития людей, при котором были бы устранены их ненависть и желание уничтожать друг друга. Фрейд откликнулся на просьбу Эйнштейна и в сентябре того же года написал ему многостраничное письмо, которое известно сегодня под названием «Неизбежна ли война?» Отвечая на вынесенный в заглавие написанного им материала вопрос, Фрейд выразил свое согласие с предположением Эйнштейна, что людям свойственен некий инстинкт ненависти и уничтожения, подталкивающий их к войне. В этой связи он изложил свою позднюю теорию влечений, согласно которой признаются двоякого рода влечения: стремящиеся сохранить и объединить (эротические, Эрос) и направленные на разрушение и убийство (агрессивные, деструктивные). Развивая мысли, ранее выраженные в работе «Недовольство культурой», основатель психоанализа подчеркнул, что ни одно из этих влечений не может проявить себя, изолированно, но всегда переплетено и сплавлено с другим. В частности, будучи эротическим по своей природе, инстинкт самосохранения нуждается в агрессивности, чтобы быть претворенным в жизнь. Направленное на внешние объекты любовное влечение также нуждается в соединении с влечением к овладению. ' Данная точка зрения основателя психоанализа нашла свое отражение и в одной из его последних работ «Конечный и бесконечный анализ», где он заметил, что «только взаимодействие и противодействие обоих первичных влечений — эроса и влечения к смерти — объясняют разнообразие жизненных явлений, но не одно из них по отдельности» [29. С. 47]. Кстати сказать, именно то, что влечения к жизни и смерти оказываются действенными именно в тесной связи друг с другом, рассматривалось основателем психоанализа в качестве надежды на возможный благоприятный исход истории развития человечества. В работе «Неизбежна ли война?» Фрейд констатировал то обстоятельство, что чаще всего поступки людей не являются результатом какого-то одного, единственного проявления влечения. Если среди людей раздаются призывы к войне, то это означает, что у них наличествует влечение к агрессии и разрушению. Причем его удовлетворение облегчается как раз потому, что имеет место переплетение деструктивных влечений с эротическими и идеальными. «Порой, когда мы слышим о чудовищных событиях в истории, — писал основатель психоанализа, — возникает впечатление, что идеальные мотивы были лишь поводом для разгула деструктивных страстей, в иных же случаях, как, например, в жесто-костях святой инквизиции, нам представляется, что идеальные мотивы превалировали в сознании, деструктивные же давали им бессознательное подкрепление» [30. С. 333]. Давая разъяснение по поводу психоаналитического понимания влечения к разрушению, Фрейд подчеркнул, что, исходя из клинического опыта, можно сделать вывод, согласно которому это влечение содержится внутри каждого живого существа и направлено на разрушение его с целью свести жизнь к состоянию неживой материи. Это влечение может быть названо влечением к смерти, в противоположность эротическому влечению, представляющему собой стремление к жизни. Во имя сохранения своей жизни живому существу приходится разрушать чужую жизнь. Это означает, что влечение к смерти становится разрушительным тогда, когда оно направляется наружу и обращается против внешних объектов. Вместе с тем, подчеркнул основатель психоанализа, определенная доля влечения к смерти остается действенной и внутри живого существа. В психоаналитической практике приходится иметь дело с тем, что у многих пациентов деструктивное влечение загнано в глубины их собственной психики. В связи с этим Фрейд писал: «Нетрудно заметить, что в случае слишком большой активизации этого процесса можно ожидать ухудшения здоровья, в то время как поворот этих деструктивных влечений во внешний мир облегчает живые существа и действует на них благоприятно. Это своего рода биологическое извинение всех ужасных и опасных устремлений, которые мы пытаемся преодолеть. При этом нужно признать, что они ближе к природе, чем наше восстание против них, для которого мы также еще должны найти объяснение» [31. С. 333]. Исходя из такого понимания природы деструктивного влечения, Фрейд пришел к заключению, что, с гуманистической точки зрения, вполне понятное желание лишить человека его агрессивных наклонностей является не более чем иллюзией и практически неосуществимо. Но если это так, то не вытекает ли отсюда вывод, в соответствии с которым войны неизбежны и неотвратимы? Поясняя свою позицию по данному вопросу, основатель психоанализа недвусмысленно выразил свою мысль. Он считал, что речь может идти не о том, чтобы полностью устранить из жизни человека его влечение к агрессии. Речь должна идти о том, чтобы попытаться отвлечь это влечение от проявления и реализации его в войне. Для достижения данной цели необходимо использовать опосредованные пути борьбы с войнами и, в частности, направить против человеческого влечения к агрессии его извечного противника, Эрос. Это озна-
чает, что данному влечению должно противостоять все то, что объединяет между собой чувства людей. Прежде всего имеются в виду связи, основанные на чувствах любви и идентификации, а также на подчинении влечений разуму. Заключительное суждение Фрейда по вопросу, связанному с пониманием человеческого влечения к агрессии и возможности предотвращения войн опосредованными путями, сводилось к тому, что все способствующее культурному развитию в равной степени работает против войны. Он считал, что сопутствующие культурному процессу изменения в психике человека порождают у людей такие психические установки, которые вступают в явное противоречие с войной. И наконец, основатель психоанализа подчеркнул следующее: «Из психологических характерных черт культуры две представляются мне наиважнейшими: усиление интеллекта, который начинает подчинять себе жизнь влечений, и перемещение склонности к агрессии вовнутрь осознающей себя личности со всеми вытекающими отсюда преимуществами и опасностями» [32. С. 337]. Таковы взгляды Фрейда на человека и культуру, соотношение Эроса и инстинкта смерти, существа человеческого влечения к деструктивности и возможностей противостояния ему. Они вытекали из проведенного им сравнительного анализа между индивидуальным и культурным развитием и в определенной степени были связаны с его попытками обращения не только к индивидуальной, но и к социальной психологии. Последний вопрос, а именно обращение основателя психоанализа к социальной психологии, несомненно, заслуживает внимания, поскольку служит необходимым дополнением к его пониманию взаимосвязей между человеком и культурой, личностью и обществом. Освещению этого вопроса как раз и посвящен следующий раздел данной книги.
Глава 22
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 736; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |