КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Индивидуальная и социальная психология
1. Социальность мышления и действия Из предшествующих разделов работы, посвященных психоаналитическому рассмотрению проявления бессознательного в ошибочных действиях, сновидениях, неврозах нетрудно понять, что объектом психоанализа является индивидуальная психика. В своей терапевтической деятельности психоаналитик имеет дело с конкретным пациентом как индивидом, личностью. Во время аналитических сеансов пациент и терапевт остаются один на один и присутствие кого-либо третьего в принципе недопустимо, Между аналитиком и пациентом идет конфиденциальная беседа, не предполагающая какую-либо посредническую деятельность в лице различных представителей социума, общества. Если, принять во внимание то обстоятельство, что каждый пациент представляет собой уникальную личность и аналитик всякий раз встречается с новым для него внутренним миром, то становится очевидным, что сфера деятельности психоанализа — это, действительно, психология отдельного человека. Вместе с тем не менее очевидно и то, что как в исследовательском, так и терапевтическом плане психоанализ не может обойтись без учета аффективных отношений индивида с обществом. Прежде всего человек не является изолированным существом, никак не связанным ни с семьей, ни с другими людьми, будь то партнеры по работе, коллеги по совместной деятельности, включающей в себя спорт, отдых, политические пристрастия, или случайные знакомые. Благодаря психоанализу удалось выявить, что те или иные социальные связи так или иначе включают в себя элементы эротики, вытеснение которых сопровождается различного рода проблемами, вплоть до возникновения психических заболеваний. Неврозы, с которыми имеет дело психоаналитик, оказываются как бы асоциальными, поскольку свидетельствуют о неком вытеснении индивида из общества. И хотя психическое заболевание становится своего рода убежищем для человека, убегающего посредством болезни из-под власти общества, тем не менее даже такое положение является наглядным свидетельством того, что между индивидом и обществом некогда существовала тесная связь и, следовательно, истоки заболевания следует искать в контексте взаимоотношений между ними. Как показывает психоанализ, социальные отношения и требования общества оказывают непосредственное воздействие на возникновение невроза. Все это означает, что индивидуальная психология, психология личности, акцентирующая основное внимание на отдельном человеке, по сути дела, является одновременно и социальной психологией. Во всяком случае без учета социальных связей и отношений, возникающих в процессе жизнедеятельности человека в обществе, невозможно адекватное понимание закономерностей функционирования человеческой психики. Даже если кажется, что индивид ушел в свой собственный внутренний мир и не интересуется окружающими его людьми, не стремится установить с ними какие-либо продолжительные отношения, тем не менее прежние связи ребенка со своими родителями, наставниками и воспитателями дают о себе знать в форме специфических черт характера, предопределяющих его мышление и поведение. «В психической жизни человека, — замечал Фрейд, — всегда присутствует «другой». Он, как правило, является образцом, объектом, помощником или противником, и поэтому психология личности с самого начала является одновременно также и психологией социальной в этом расширенном, но вполне обоснованном смысле» [1. С. 256]. Собственно говоря, подтекст социальности мышления и действия человека всегда имелся в виду Фрейдом, когда он обращался к анализу человеческой психики. Ведь осмысление истории возникновения религии, нравственности, культуры, с точки зрения филогенеза, отношений между Оно, Я и Сверх-Я в онтогенетическом плане, внутрипсихиче-ских конфликтов и механизмов бегства в болезнь — все это соотносилось им с Эдиповым комплексом, с теми внутрисемейными отношениями между ребенком и родителями, которые являлись социальными по своему характеру. Другое дело, что, сосредоточившись на исследовании бессоз- нательных желаний отдельного человека, психосексуальном развитии ребенка, патогенных конфликтах индивида, основатель психоанализа интересовался, в первую очередь, механизмами работы человеческой психики, позволяющими выявлять причины возникновения психических заболеваний и возможности их лечения. И только со временем он ощутил настоятельную потребность в применении результатов анализа отдельной личности к изучению психологии масс, к проведению параллелей между индивидуальной и социальной психологией, что нашло свое отражение, в частности, в работе «Массовая психология и анализ человеческого «Я» (1921). 2. «Массовая» душа Интересы глубинного психоаналитического исследования с необходимостью подводили Фрейда к пониманию того, что отношения человека к родителям, братьям и сестрам, друзьям, учителям и к врачу во время психоаналитического лечения являются социально окрашенными. Это означало, что адекватное представление о человеке было немыслимо вне контекста раскрытия его связей и отношений с окружающим природным и социальным миром. И действительно, психоанализ наглядно продемонстрировал, что человек может думать одно, говорить другое, а в своем реальном поведении действовать таким образом, что это не будет совпадать ни с его мышлением, ни с его говорением. Выявление его бессознательных влечений и желаний способствует пониманию его внутреннего мира и скрытых мотивов поведения. Однако знаний, приобретенных в рамках индивидуальной психологии, оказывается недостаточно для понимания мышления и поведения человека, находящегося в группе, толпе, поскольку нередко случается так, что среди большого количества людей он действует совершенно иначе, чем в кругу своей семьи или когда остается один на один с самим собой. Фрейд это осознавал, и поэтому нет ничего удивительного в том, что в начале 20-х годов он обратился к осмыслению некоторых проблем социальной психологии. В работе «Массовая психология и анализ человеческого «Я» основатель психоанализа попытался ответить на ряд вопросов, которые представлялись ему важными и су-
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 774; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |