Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивидуальная и социальная психология




1. Социальность мышления и действия

Из предшествующих разделов работы, посвященных психоаналитическому рассмотрению проявления бессозна­тельного в ошибочных действиях, сновидениях, неврозах нетрудно понять, что объектом психоанализа является инди­видуальная психика. В своей терапевтической деятельности психоаналитик имеет дело с конкретным пациентом как ин­дивидом, личностью. Во время аналитических сеансов паци­ент и терапевт остаются один на один и присутствие ко­го-либо третьего в принципе недопустимо, Между аналити­ком и пациентом идет конфиденциальная беседа, не предпо­лагающая какую-либо посредническую деятельность в лице различных представителей социума, общества. Если, при­нять во внимание то обстоятельство, что каждый пациент представляет собой уникальную личность и аналитик вся­кий раз встречается с новым для него внутренним миром, то становится очевидным, что сфера деятельности психоанали­за — это, действительно, психология отдельного человека.

Вместе с тем не менее очевидно и то, что как в исследова­тельском, так и терапевтическом плане психоанализ не мо­жет обойтись без учета аффективных отношений индивида с обществом. Прежде всего человек не является изолирован­ным существом, никак не связанным ни с семьей, ни с дру­гими людьми, будь то партнеры по работе, коллеги по совме­стной деятельности, включающей в себя спорт, отдых, поли­тические пристрастия, или случайные знакомые. Благодаря психоанализу удалось выявить, что те или иные социальные связи так или иначе включают в себя элементы эротики, вы­теснение которых сопровождается различного рода пробле­мами, вплоть до возникновения психических заболеваний.


Неврозы, с которыми имеет дело психоаналитик, оказыва­ются как бы асоциальными, поскольку свидетельствуют о неком вытеснении индивида из общества. И хотя психиче­ское заболевание становится своего рода убежищем для человека, убегающего посредством болезни из-под власти общества, тем не менее даже такое положение является наг­лядным свидетельством того, что между индивидом и обще­ством некогда существовала тесная связь и, следовательно, истоки заболевания следует искать в контексте взаимоотно­шений между ними. Как показывает психоанализ, социаль­ные отношения и требования общества оказывают непосредст­венное воздействие на возникновение невроза.

Все это означает, что индивидуальная психология, пси­хология личности, акцентирующая основное внимание на отдельном человеке, по сути дела, является одновременно и социальной психологией. Во всяком случае без учета социа­льных связей и отношений, возникающих в процессе жизне­деятельности человека в обществе, невозможно адекватное понимание закономерностей функционирования человече­ской психики. Даже если кажется, что индивид ушел в свой собственный внутренний мир и не интересуется окружаю­щими его людьми, не стремится установить с ними ка­кие-либо продолжительные отношения, тем не менее преж­ние связи ребенка со своими родителями, наставниками и воспитателями дают о себе знать в форме специфических черт характера, предопределяющих его мышление и поведе­ние. «В психической жизни человека, — замечал Фрейд, — всегда присутствует «другой». Он, как правило, является об­разцом, объектом, помощником или противником, и поэто­му психология личности с самого начала является одновре­менно также и психологией социальной в этом расширен­ном, но вполне обоснованном смысле» [1. С. 256].

Собственно говоря, подтекст социальности мышления и действия человека всегда имелся в виду Фрейдом, когда он обращался к анализу человеческой психики. Ведь осмысле­ние истории возникновения религии, нравственности, ку­льтуры, с точки зрения филогенеза, отношений между Оно, Я и Сверх-Я в онтогенетическом плане, внутрипсихиче-ских конфликтов и механизмов бегства в болезнь — все это соотносилось им с Эдиповым комплексом, с теми внутри­семейными отношениями между ребенком и родителями, которые являлись социальными по своему характеру. Дру­гое дело, что, сосредоточившись на исследовании бессоз-


нательных желаний отдельного человека, психосексуаль­ном развитии ребенка, патогенных конфликтах индивида, основатель психоанализа интересовался, в первую оче­редь, механизмами работы человеческой психики, позво­ляющими выявлять причины возникновения психиче­ских заболеваний и возможности их лечения. И только со временем он ощутил настоятельную потребность в приме­нении результатов анализа отдельной личности к изуче­нию психологии масс, к проведению параллелей между ин­дивидуальной и социальной психологией, что нашло свое отражение, в частности, в работе «Массовая психология и анализ человеческого «Я» (1921).

2. «Массовая» душа

Интересы глубинного психоаналитического исследова­ния с необходимостью подводили Фрейда к пониманию того, что отношения человека к родителям, братьям и сест­рам, друзьям, учителям и к врачу во время психоаналитиче­ского лечения являются социально окрашенными. Это означало, что адекватное представление о человеке было немыслимо вне контекста раскрытия его связей и отноше­ний с окружающим природным и социальным миром.

И действительно, психоанализ наглядно продемонст­рировал, что человек может думать одно, говорить другое, а в своем реальном поведении действовать таким образом, что это не будет совпадать ни с его мышлением, ни с его го­ворением. Выявление его бессознательных влечений и же­ланий способствует пониманию его внутреннего мира и скрытых мотивов поведения. Однако знаний, приобретен­ных в рамках индивидуальной психологии, оказывается недостаточно для понимания мышления и поведения че­ловека, находящегося в группе, толпе, поскольку нередко случается так, что среди большого количества людей он действует совершенно иначе, чем в кругу своей семьи или когда остается один на один с самим собой. Фрейд это осознавал, и поэтому нет ничего удивительного в том, что в начале 20-х годов он обратился к осмыслению некоторых проблем социальной психологии.

В работе «Массовая психология и анализ человеческо­го «Я» основатель психоанализа попытался ответить на ряд вопросов, которые представлялись ему важными и су-


 






Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 735; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.