КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Могут ли слова лгать.
«Муж, умирая, вам прислал привет»*. Эта весть, принесенная Мефистофелем фрау Марте Швердтлейн, является ложью. Мефистофель не знает ничего о том, умер ли господин Швердтлейн, и, уж во всяком случае, не должен передавать от него никакого привета. Большинство обманов именно таковы. Это предложения. Не остается никакого сомнения, что можно лгать с помощью предложений. Но можно ли лгать с помощью слов? Я не имею в виду упомянутую ситуацию, в которой Мефистофель на вопрос или вопрошающий взгляд фрау Марты мог бы просто и коротко сказать: «Мертв». В такой ситуации значение слова мертв, детерминированное контекстом диалога, ограничивается очень четко. Здесь, несомненно, из широкого круга значений слова мертв должно быть действительно только представление, которое относится к смерти далекого господина Швердтлейна. Значение детерминируется до представления так же, как в предложении, которое Гёте взял в качестве строки своего «Фауста». Однако уместно поставить вопрос, могут ли слова, взятые сами по себе, лгать, свойственна ли ложь значению слова как таковому. Ведь именно это чаще всего утверждается. Я приведу три свидетельства. Бертольт Брехт в 1934 году в своем памфлете «Пять трудностей пишущего правду», предназначенном для распространения в гитлеровской Германии, отметил трудность, происходящую из «пустой мистики» слов. В этом месте есть незабываемое высказывание: «Писать население вместо народ и землевладение вместо земля уже само по себе означает во многих случаях отказ от неправды» [18]**. Примеры, конечно, меняются, и наше время — это уже не время Брехта.
В предложенной Бертольтом Брехтом анкете «Трудности описания сегодняшней действительности» (1964) Стефан Андрее, продолжая мысль Брехта, правда, подправленную, пишет: «Впрочем, и слово истина сегодня плавает, точно так же, как свобода, справедливость, терпимость, вера, честь и многие другие, под карантинным флагом; эти понятия все вместе и каждое в отдельности отравлены—идеологией, прагматизмом и всякого рода инсинуациями»[19]. Рейнхардт Баумгарт, отвечавший на ту же анкету, выражает сходные опасения в отношении слова истина: «Боюсь, что само слово уже стоит криво, склоняясь к противоположности того, что оно могло бы значить,— ко лжи»[20]. У Эжена Розенштока-Уэсси мы находим реплику, которую в этой связи вполне можно ожидать. Он называет дух времени отцом лжи и обвиняет его в порабощении нас своими «лживыми хлесткими словечками»[21]. Никогда хлесткие словечки не царили на сцене столь беспрепятственно, как в гитлеровское время. Стал ли от этого немецкий язык языком лжи? Лишились ли его слова человечности? Или они обесчеловечиваются одновременно с ним? Или, может быть, они вообще не затрагиваются? Нет никакого сомнения в том, что слова, которыми много лгут, сами становятся лживыми. Стоит только попробовать произнести такие слова, как мировоззрение, жизненное пространство, окончательное решение, язык сам противится и выплевывает их. Тот, кто их все-таки употребляет,— лжец или жертва обмана. Ложь не только портит стиль, она губит язык. И не существует никакого лечения для испорченных слов; их необходимо изгонять из языка. Чем быстрее и полнее это произойдет, тем лучше для нашего языка. Но как же, собственно, становится возможным, что слова начинают лгать? И такие слова, как стол, огонь и камень, тоже лгут? Совершенно очевидно, что тираны, которые лгут, их также произносят. И в этом вопросе не без основания идет речь о надежной семантике[22]. Ведь не каждое слово способно лгать. И это не подсказано поверхностным наблюдением вроде: «Абстрактные слова могут лгать, конкретные — нет». Семантическая граница между словами, которые могут лгать, и теми, которые не могут, проходит где-то в другом месте. Наш взгляд падает на два немецких слова, которыми лгут. Я имею в виду слово Blut ‘кровь’ и слово ‘Boden’ земля. Оба слова употребляются так беззаботно, как повелось издавна. Ими не лгут, и ими нельзя лгать. Но в немецком языке совершенно невозможно соединить оба этих слова. Словосочетанием Blut und Boden ‘кровь и земля’ можно только лгать, как повелось издавна лгать этим сочетанием. Может быть, причина в словечке und ‘и’? Нет, это словечко совершенно невинно. Дело в том, что оба слова — Blut и Boden, — будучи поставлены рядом, создают друг другу контекст. Контекст und Boden детерминирует значение слова Blut до нацистского представления, и точно так же значение слова Boden детерминируется контекстом Blut und в нацистском смысле. Говорящий больше не находится на полюсе значения, а с помощью контекста выбирает на семантической шкале ценность, которая лежит между полюсами значения и представления. Приблизительно там, где лежат понятийные ценности. Так теперь считают все. Слова, которые мыслятся без всякой контекстной детерминации, не могут лгать. Но достаточно уже небольшого контекста, что-нибудь вродесвязки und, чтобы слова смогли лгать. Понятия таковы, что они реализуются вообще только с помощью контекста. Без определений нет понятий. И они существуют, пока известен данный контекст, данное определение. Не имеет значения, что контекст назван не всякий раз, когда вербализуется понятие. Часто это излишне, тем более, когда понятие использовано в рамках признанного научного выражения. Этими рамками вводится в качестве правила игры предположение о том, что определения являются известными и признанными. В таком случае уже не требуется произносить их каждый раз; детерминация значения слова, т. е. его ограничение до понятия, продолжает тем не менее существовать. Следовательно, понятия могут лгать, хотя бы они и существовали сами по себе. Вернее, это только кажется, что они существуют сами по себе. За ними стоит непроизнесенный контекст: определение. Лживые слова — это почти без исключения лживые понятия. Они относятся к некоторой понятийной системе и имеют ценность в некоторой идеологии. Они становятся лживыми, когда лживы идеология и ее тезисы. Иногда слова можно уличить в лживости. Демократия — это слово, имеющее ранг понятия. То есть понятие «демократия» по своему языковому употреблению определяется как форма государства, в котором власть исходит от народа и по определенным политическим правилам передается свободно избранным его представителям. (Чистая этимология слова демократия недостаточна.) Тот, кому угодна такая форма государства, в котором государственная власть не исходит от народа и не передается по определенным политическим правилам свободно избранным представителям, и кто тем не менее называет такую форму государства словом демократия, просто лжет.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 402; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |