КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Маркиз Де Сад. Жюльетта: роман. Том 1 1 страница
К жесткого милитаристского курса, оказался тем японским |]Ческим деятелем, который впервые в истории страны под-д0кумент, запрещавший применение военной силы. Это и „ікло его карьеру. Причем в качестве его противников вы-,,,фг политические силы, которые противодействовали ин-.„нацистской политике кабинета Танака в Китае. Глава 2. Противоречия японской внешней политики Танака Гиити (справа) и его преемник на посту премьер-министра Хамагути Осати (Юко). 1929 г. Из этого следуют два важных вывода. Во-первых, «либерализм» японских парламентских партий того времени не имел под собой сколько-нибудь прочной идеологической основы, и для достижения сиюминутных политических целей они были готовы использовать средства из любого, в том числе и глубоко антилиберального идейного арсенала. Во-вторых, стала проявляться тенденция к отходу японских торгово-промышленных кругов (а именно их интересы представляла Минсэйтб) от ориентации на систему свободных международных торговых отношений, невозможную без поддержания прочного мира. Главное и самое серьезное обвинение кабинету и лично Танака не было выражено открыто. Это было подспудное, негласное обвинение в пацифизме. Обязательства по «пакту Бриана-Келлога» противоречили стремлениям наметившегося блока военщины и монополистического капитала (прежде всего, производителей вооружений), интересы которого сомкнулись в программе широкого развития военной экспансии, в частности, в Китае, что вскоре продемонстрировали события 1931-1932 гг. в Маньчжурии. Несмотря на то, что в тактическом плане политика Танака в целом соответствовала ожиданиям этого блока, в отношении внешнеполитической стратегии премьер не оправдал его ожиданий. Поэтому он был вынужден покинуть политическую сцену. 2 июля 1929 г. Танака подал в отставку, в сентябре он скоропостижно скончался. Япония на Лондонской Лондонская конференция продолжи-конференции 1930 г. ла пРоццесс ограничения вооружении, начатый на Вашингтонской конференции в 1921 г. В Вашингтоне между пятью великими морскими державами было достигнуто соглашение о соотношении тоннажа линейных кораблей. Попытка договориться по остальному составу флотов, сделанная на конференции в Женеве в 1927 г., не увенчалась успехом из-за столкновения позиций Великобритании и 318 Часть 2. «Либеральное десятилетие» имперской Японии США. На Лондонской конференции 1930 г. было решено вновь попытаться прийти к соглашению по этому вопросу. Японию на конференции представляли бывший премьер-министр Вакацуки Рэйдзирб, военно-морской министр Такарабэ Та-кэси и японские послы в Лондоне и в Брюсселе. Несмотря на то, что на конференции были представлены Великобритания, США, Япония, Франция и Италия, из-за итало-французских противоречий решения конференции были приняты только первыми тремя участниками и касались только их. В то время министерство иностранных дел Японии возглавлял Сидэхара Кидзюро, занявший этот пост в 1924 г. Проводившийся им курс «международного сотрудничества» был подчеркнуто миролюбив. Вместе с тем японских лидеров не покидала мысль о том, чтобы добиться военного превосходства над Великобританией и Соединенными Штатами на Дальнем Востоке. Правда, это стремление ограничивалось возможностями японского бюджета. Поэтому Япония выдвинула на конференции требование предоставить ей право иметь флот, достигающий 70% от американского. Эта квота значительно превосходила предоставленную Японии в свое время по Вашингтонскому соглашению (5:3, т.е. 60%), однако требования Японии были в основном удовлетворены. Предельный тоннаж согласно решениям Лондонской конференции: СТРАНА Суммарный тоннаж, тыс. ф крейсеры эсминцы подводные лодки Великобритания 52,7 США 52,7 Япония 52,7 Внутриполитическая борьба вокруг Лондонского соглашения Лондонское соглашение о сокращении морских вооружений было подписано 22 апреля 1930 г. и, спустя некоторое время, передано на рассмотрение тайного совета. Однако из-за разногласий в японских правящих кругах оно было ратифицировано только 1 октября. При обсуждении соглашения между правительством и военными возникла дискуссия, известная как «вопрос о прерогативах верховного главнокомандующего». На следующий день после одо Глава 2. Противоречия японской внешней политики брения кабинетом министров проекта соглашения начальник главного морского штаба Катб Хирохару представил императору доклад и одновременно опубликовал заявление, где выражал свое несогласие с этим решением. Его аргументация состояла в том, что правительство отправляло инструкции японским представителям на конференции без согласия главного морского штаба, что являлось «нарушением прерогатив верховного главнокомандующего», который «осуществляет высшее командование» (ст. 11 конституции 1889 г.) и «определяет организацию и численность регулярного состава армии и военно-морского флота» (ст.12). Со своей стороны правительство Хамагути утверждало, что поскольку на Лондонской конференции рассматривались вопросы паритета морских вооружений, то их решение вполне укладывалось в прерогативы правительства, и посылка инструкций никак не нарушало прерогатив императора. В поддержку позиции кабинета выступил член верхней палаты парламента, профессор Токийского императорского университета Минобэ Тацукити. Еще в конце периода Мэйдзи он получил скандальную известность, выдвинув концепцию, согласно которой суверенитет принадлежит государству, а император является его «высшим органом». Традиционалисты, считавшие императора прямым потомком богов, никак не могли согласиться с определением монарха как «государственного органа», вследствие чего профессор подвергся их острым нападкам. Теперь государственно-правовая дискуссия вновь оживилась, приняв политический характер. Общественное возбуждение было столь велико, что уже после ратификации Лондонского соглашения, 14 ноября 1930 г., премьер Хамагути был смертельно ранен террористом-«патриотом». п Несмотря на давление со сторо- Отход Японии от политики ны военных и р0р ультрана-ограничения вооружении ЦИОналистов, правительство продолжило курс на сокращение вооружений. Немалую роль в этом сыграла поддержка, оказанная правительству последним гэнрб Сайондзи Киммоти. Тем не менее, на практике курс «сокращения вооружений» вылился в политику «реорганизации и перевооружения». Так, несмотря на то, что сумма военных ассигнований в бюджете 1930 г. по сравнению с предшествующим годом сократилась, ее удельный вес возрос до 28,5%, выведя Японию на ведущие позиции в мире по этому показателю (в 1930 г. доля военные расходов в бюджете составляла: в США — 21%; в Великобритании— 14%; во Франции— 22%; в Италии — 24%). При этом наряду с развитием чис 320 Часть 2. «Либеральное десятилетие» имперской Японии то военной промышленности заметно интенсифицировался перевод мирных отраслей на производство продукции двойного назначения. Таким образом, с начала 30-х годов началась перестройка структуры японской экономики в соответствии с требованиями подготовки к большой войне. * * * В 1934 г. при формировании кабинета Окада армия и флот выдвинули свои политические требования. В частности, военно-морские круги потребовали аннулирования решений Вашингтонской конференции и настаивали на равном с США тоннаже военно-морского флота. Правительство Окада, хотя и не было согласно с такой заранее неприемлемой для других участников переговоров позицией, выдвинуло на подготовительной конференции по сокращению морских вооружений в Лондоне (октябрь 1934 г.) предложение о равенстве своего флота с флотами США и Великобритании. Более того, оно предложило всем странам-участницам встречи аннулировать Вашингтонские соглашения и, встретив отказ, 29 декабря 1934 г. заявило об одностороннем их расторжении. Карикатура 1936 г. Слева — японский флот, справа — британский и американский флоты в Тихом океане. «Мы за ограничения на основе равенства», — говорит японский адмирал Несмотря на выход из Вашингтонского соглашения, Япония приняла участие в конференции по ограничению морских вооружений в Лондоне в декабре 1935 г. Однако после того как японское предложение о равенстве флотов было отклонено, японская делегация покинула конференцию. Глава 3 ВОЗДЕЙСТВИЕ МИРОВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА НА ЯПОНИЮ (1929-1931) Мировой экономический кризис и японская экономика Мировой экономический кризис 1929-1933 гг., начавшийся в октябре 1929 г. с биржевого краха в США, в силу тесных связей между японским и американскими рынками уже в 1930 г. нанес серьезный удар экономике Японии. Это усугублялось также исключительно высокой долей США общем объеме японского экспорта и импорта (соответственно, 41,8% и 30,9% в 1928 г.), и тяжелыми последствиями финансового кризиса 1926-1927 гг. Немалое значение имело переплетение кризиса в промышленности с хроническим аграрным кризисом. Кризисные явления в Кризис в США привел к значитель-японской экономике ному сокращению ввоза японского шелка, на который до 1930 г. приходилось около 30% стоимости всего японского экспорта. В результате в 1930 г. цены на шелк-сырец в Японии по сравнению с предыдущим годом упали на 50%, объем его вывоза сократился более, чем наполовину (при общем уменьшении японского экспорта на 27%). Вслед этим начался «обвал» цен и на другие товары, и в 1931 г. индекс оптовых цен составил 70%, а стоимостной объем экспорта — лишь половину от уровня 1929 г. Поскольку на внешний рынок работало около 1/4 японской промышленности, это сокращение привело к резкому увеличению запасов продукции и, соответственно, к падению производства. Начались массовые банкротства мелких и даже средних предприятий. В наиболее тяжелом положении оказалось сельское хозяйство, которое играло в экономике Японии более важную роль, нежели в странах Запада. Снижение цен на шелк-сырец поставило многие крестьянские хозяйства на грань банкротства, а сокращение экспорта шелка и хлопка лишило работы многих крестьянских дочерей. Ситуация в сельском хозяйстве осложнялась и резким падением цен на рис (прежде всего из-за высокого урожая 1930 г. и расширения импорта из Кореи). В результате упала совокупная стоимость продукции сельского хозяйства. Если в 1929 году этот показатель составлял 4,3 млрд. иен, то в 1931 г. он снизился до 2,6 млрд. иен, т.е. на 40%. При этом чистые доходы крестьянских хозяйств за 1929-1931 гг. сократились более, чем на 322 Часть 2. «Либеральное десятилетие» имперской Японии половину. В деревне начались волнения, брожение затронуло и армию, состоявшую в основном из крестьянских сыновей. Японская промышленность, благодаря развитию новых для Японии машиностроительной и химической отраслей, пострадала не так сильно. Правда, в 1929 г. совокупная стоимость промышленной продукции равнялась 7,4 млрд. иен, а в 1931 г. — 5 млрд. иен, т.е. снижение составило 32,5%. Однако из-за свертывания ряда производств падение цен в промышленности оказалось не столь значительным, как в сельском хозяйстве. В результате разрыв, существовавший между ценами на промышленные товары и сельскохозяйственную продукцию, значительно увеличился, что еще больше ухудшило положение деревни. Выход из кризиса предприниматели искали, прежде всего, в «рационализации производства», которая сопровождалась сокращением рабочих мест, повышением интенсификации труда и снижением зарплаты. Усиление концентрации производства и капитала способствовало разорению мелких предприятий; в результате возросла безработица. Согласно японской статистике того времени, занятость в 1931 г. уменьшилась на 25% по сравнению с 1926 г. Число безработных, по разным данным, достигало 2-3 млн. чел. Финансовые меры по ста- К К0НЦУ 1929 Г· в миРе наметился билизации экономики некоторый рост цен, но в Японии они продолжали падать. В результате увеличение разницы между японскими и американскими ценами сделало невозможным дальнейшее поддержание курса иены без экспорта золота или без иностранных займов. По этой причине Иноуэ Дзюнносукэ, министр финансов в правительстве Хамагути Осати, решил пойти на отказ от эмбарго на вывоз золота, введенного после первой мировой войны. По его расчетам это должно было привести к стабилизации внутренних цен, к повышению конкурентоспособности японских товаров на мировом рынке и, соответственно, к увеличению экспорта и накоплению капитала. Кроме того, правительство Хамагути надеялось, что этот шаг позволит получить кредиты от Запада и, в частности, от США. В январе 1930 г. оно объявило об отмене эмбарго на вывоз золота из страны. Однако попытки стабилизировать экономику путем изменения финансовой политики не привели к ожидаемым результатам. Действительно, в ноябре 1929 г. Япония получила кредиты от США и Великобритании на общую сумму в 100 млн. иен. Но одновременно в связи с резким падением цен на серебро, а также Глава 3. Воздействие мирового экономического кризиса 323 из-за антияпонского бойкота, почти прекратился вывоз японских товаров в Китай, который был одним из основных потребителей японского экспорта. В результате снятие эмбарго на вывоз золота привело к быстрому сокращению золотых резервов страны (только в течение 1931 г. — почти на 1 /4), что подорвало надежды на экономическую стабилизацию. В итоге, в сентябре 1931 г., на третий день после начала японской интервенции в Маньчжурии, Иноуэ, министр финансов теперь уже в правительстве Инукаи Цуёси, принял курс на «контролируемую инфляцию» и вновь ввел эмбарго на вывоз золота. Отказавшись поддерживать валютный курс иены, Япония смогла широко использовать политику демпинга на внешнем рынке. Одновременно правительство увеличило денежную эмиссию, что позволило укрепить бюджет за счет займов, обеспечив тем самым военные ассигнования. * * * Вплоть до начала 30-х годов японская промышленность развивалась естественным путем: от отраслей легкой промышленности к развитию отраслей тяжелой промышленности и химического производства. Однако начало военная интервенции в Маньчжурии потребовала значительного увеличения расходов. В условиях экономического кризиса японские политики нашли выход из положения в увеличении бюджетных ассигнований через финансовый дефицит. Курс «контролируемой инфляции» с некоторыми изменениями стал финансовой политикой японских правительств практически вплоть до начала тихоокеанской войны. Последствия мирового кризиса для японской политики Осложнения, вызванные экономическим кризисом, значительно обострили внутриполитическую ситуацию в Японии. В обществе зрело недовольство существующим положением, возникло стремление к переменам. Однако, поскольку японское общество тех лет было весьма неоднородным, направленность недовольства в нем также была различной. Рост социального не- Резкое ухудшение положения трудя-довольства с стране щихся масс в гоы кризиса привело к расширению движения социального протеста в стране. 1930-1931 гг. — время наибольшей остроты кризиса в Японии — стали рекордными по числу трудовых и арендных конфликтов. Наиболее активно бастовали металлисты, прядильщики, ткачи. Крупными общественными событиями тех 324 Часть 2. «Либеральное десятилетие» имперской Японии лет были двухмесячная забастовка прядильщиц компании «Канэ-гафути» (на 36 фабриках в 18 префектурах бастовало около 40 тыс. работниц), забастовка 13 тыс. токийских трамвайщиков в 1930 г., длительная забастовка, сопровождавшаяся многочисленными столкновениями с полицией, на металлообрабатывающем заводе «Сумитомо» в Осака, новые выступления трамвайщиков в 1932 г. Если в 1930 г. для забастовочной борьбы было характерно выдвижение экономических требований, то в 1931 г. стали все активнее выдвигаться требования политического характера. Так, важной отличительной чертой рабочего движения этого периода было проведение антивоенных демонстраций. Стачечная борьба трудящихся шла на фоне постоянно расширявшегося движения арендаторов и мелких собственников в деревне и активных выступлений безработных. Участились случаи протеста против сгона арендаторов с земли, стали выдвигаться требования снижения долговых обязательств. В деревне участились активные конфликты с помещиками, с представителями судебных и полицейских властей. В течение 1931 г. было отмечено 2689 арендных конфликтов. В сентябре 1931 г. в префектуре То-тиги около 500 крестьян организовали нападение на полицейских, сумев отбить у них арестованных активистов, постоянно отстаивавших интересы крестьян в конфликтах с помещиками. Чтобы подавить социальное недовольство, власти усилили полицейские репрессии. Летом 1931 г. был начат показательный судебный процесс против компартии с целью дискредитировать КПЯ и представить коммунистов кучкой экстремистов и заговорщиков. Материалы этого процесса широко распространялись в стране и за ее пределами. В сентябре того же года, стремясь ликвидировать антивоенные настроения в стране и обезглавить антивоенное движение, правительство арестовало несколько тысяч политических активистов и предполагаемых сочувствующих. Рост социального недовольства не ограничивался лицами наемного труда и беднейшими слоями населения. Кризис привел к массовому разорению мелкой и средней буржуазии, не выдержавшей конкуренции с крупными концернами. Нараставший в течение ряда лет аграрный кризис подрывал положение мелких и средних помещиков и богатых крестьян, терпевших убытки от падения цен на сельскохозяйственную продукцию. В этих слоях росло недовольство «антинародной» деятельностью крупных монополий, или, другими словами, «старых» концернов — «Мицуи», «Мицубиси», «Ясуда», «Сумитомо». Разумеется, подвергалась Глава 3. Воздействие мирового экономического кризиса критике и политика правительств, формировавшихся из представителей крупных парламентских партий — Минсэйто и Сэйюкай, связанных все с теми же концернами. Сдвигвнастроени- Требования пересмотра политического ях правящих кругов кУРса Раздавались также со стороны «новых» концернов, возникших главным образом в период первой мировой войны в военных отраслях промышленности (цветная металлургия, самолетостроение и т.д.). Поднявшиеся на гребне военной конъюнктуры, заинтересованные в ней и тесно связанные с военными кругами, «новые» концерны, однако, имели слабую финансовую базу. Это определяло их зависимость от государственного финансирования и, соответственно, превращало их в лоббистов такого политического курса, который предполагал бы максимальный уровень военных расходов. Одновременно, поскольку их участие во внешнеторговой деятельности было незначительным, их мало занимал возможный ущерб мировым экономическим связям от вооруженных конфликтов. Одновременно наметился сдвиг и в позиции «старых» концернов, которые были широко вовлечены во внешнеторговую деятельность и делали капиталовложения в основном в невоенные отрасли хозяйства, а также в позиции связанных с ними политических кругов. Дело в том, что кризис, поразивший экономику развитых стран, привел к резкому обострению торговых противоречий Японии с Великобританией и США. В начале 30-х годов они вылились в настоящую торговую войну. Япония была обвинена в демпинговой политике, и против ее товаров был применен комплекс протекционистских мер. Это усугубило положение в японских экспортных отраслях, и так серьезно пострадавших из-за «обвала» цен на мировых рынках, и заставило задуматься о том, как избавить национальную экономику от неблагоприятного воздействия хозяйственных неурядиц в других странах. Простые протекционистские меры здесь не годились, поскольку Япония была вынуждена импортировать колоссальные объемы сырья для своей промышленности. Поэтому естественным выходом представлялось создание замкнутой хозяйственной сферы, что предполагало установление японского политического контроля в сырьевых районах, а также в районах сбыта японской продукции. Собственно говоря, в этом и была суть концепции «восточноазиатской сферы совместного процветания», которая стала основой японской внешней и внешнеэко 326 Часть 2. «Либеральное десятилетие» имперской Японии номической политики вплоть до окончания второй мировой войны. Таким образом на повестку дня вновь встал вопрос о расширении японской колониальной империи. Но теперь уже вся японская финансовая олигархия стала превращаться в движущую силу японской экспансии и начала смыкаться с военщиной по своим интересам и целям во внешней и внутренней политике Японии. * * * Затруднения, вызванные экономическим кризисом, а также боязнь нарастания социальных конфликтов толкали японские правящие круги на поиски выхода из тупика. Такой выход они увидели в скорейшем развязывании захватнической войны на азиатском материке. При этом первая цель агрессии — Северо-Восточный Китай — рассматривался японцами не только как объект империалистических притязаний, но и как удобный плацдарм для захвата других районов Китая и возможного ведения войны против Монгольской Народной Республики и Советского Союза. То, что в затеянной политической игре разыгрывалась антирусская, антисоветская карта, давало японцам определенные надежды на то, что западные державы не будут серьезно препятствовать им в осуществлении агрессии против Китая. Эти расчеты в целом оправдались. В ночь на 18 сентября 1931 г., организовав очередной «инцидент», японская армия вторглась в Маньчжурию, не встретив никакого сопротивления со стороны китайских войск, а также сколько-нибудь действенной, решительной реакции со стороны западных держав. Часть 3 ЯПОНИЯ НА ПУТИ ВОЕННЫХ АВАНТЮР Глава 1 РОСТ ПОЛИТИЧЕСКОГО АВАНТЮРИЗМА (1931 -1936) Рост влияния националистов в японской политике К началу 30-х годов на политической сцене Японии действовали три главные политические силы. Одной из них были парламентские партии. Именно они выражали интересы крупнейших японских концернов («Мицуи», «Мицубиси», «Ясуда» и др.), приобретавших, таким образом, непосредственное влияние на ведение государственных дел. Эту силу условно можно оценить как консервативную, — в позитивном смысле этого слова, поскольку парламентские партии, как правило, выступали оппонентами военных экстремистов в политической борьбе. Другой политической силой была государственная бюрократия в совокупности с придворными кругами. Эта группировка, как считалось, выражала волю императора, и поэтому зачастую выступала в роли арбитра в споре между претендентами на власть. Наиболее ярко это проявилось в деятельности «государственных старейшин» (гэнро), которые, исходя из прагматических соображений, допускали к проведению государственной политики ту или иную из противостоявших группировок. Третьей политической силой были военные. Обычно историография характеризует их как радикалов и экстремистов, хотя на деле картина была более сложной. Во всяком случае, среди них имелись радикалы различных оттенков. Конечно, за каждой политической силой стояли еще и определенные промышленные и финансовые интересы. Кроме того, каждая из них не была монолитной: среди парламентских политиков имелись радикалы, и среди военных встречались свои консерваторы и прагматики. Роль военных в истории Японии военное сословие японской политике всегда находилось на самом верху социальной пирамиды. Военные диктаторы-сёгуны с перерывами правили от имени императора в течение семи веков. Без преувеличения можно сказать, что традиции правления «от имени» императора были в Японии очень глубоки. Часть 3. Япония на пути военных авантюр После Мэйдзи исин (реставрации Мэйдзи) в рамках созданной в Японии конституционной монархии армия и флот заняли особое положение, фактически неподконтрольное ни парламенту, ни правительству. Военный и морской министры имели право доклада императору, минуя премьера. Так как вопросы войны и мира согласно конституции 1889 г. решались императором самолично, армия могла вести войну, не нуждаясь в санкции парламента и даже в согласии правительства. В 1910-1912 гг. были приняты законы, по которым военным министром мог быть только генерал, а морским министром — только адмирал действительной службы, что давало военным мощный рычаг воздействия на формирование кабинета. Отказываясь выдвинуть своего кандидата, военная верхушка имела возможность отвести неугодный ей состав правительства или добиться отставки действующего кабинета. Правда, согласно императорскому указу от 1882 г. военным запрещалось заниматься политической деятельностью. Однако особое место военных в структуре государства не могло не породить у них соблазна встать над парламентом и правительством, подчинить их своей воле. Годы «демократии Тайсё» несколько ослабили позиции военных. По настоянию парламентариев от партии Сэйюкай портфели военного и морского министров стали предоставляться не только генералам и адмиралам действительной службы, но и военным в отставке, которые, не будучи связаны военной дисциплиной, были более свободны в принятии решений. С наступлением в 20-х годах периода «партийных кабинетов военные были вынуждены делить власть с буржуазией, которая для упрочения своих позиций стремилась к расширению политической роли парламента и введению всеобщего избирательного права (для мужчин). В то же время, приход к власти генерала Танака Гиити, возглавившего крупнейшую парламентскую партию Сэйюкай, показал, что военные продолжали держать руку на пульсе политической жизни страны. Впрочем, в компромиссном союзе военных и буржуазии в тот период были заинтересованы обе стороны. Буржуазия нуждалась в политической поддержке и покровительстве старых влиятельных кланов, которые представляли армия и флот, а последним нужна была экономическая мощь буржуазии. Противоречия в япон- На протяжении нескольких десяти-ских военных кругах летии в Японии продолжалось про- тивостояние двух крупнейших кла- Глава 1. Рост политического авантюризма (1931-1936) нов, состоявших из выходцев из бывших княжеств Сацума и Тё-сю, сыгравших в свое время ведущую роль в реставрации Мэйдзи. При создании японских вооруженных сил соперничество между ними разрешилось компромиссом, по которому высшие командные посты в армии предоставлялись преимущественно представителям клана Тёсіо, а на флоте, соответственно, клана Сацума. Компромисс оказался непрочным, и противостояние двух некогда могущественных феодальных домов переросло в соперничество армии и флота, что нередко сказывалось на политике Японии. К концу 20-х годов положение в военной среде стало меняться. Происходившие в стране социальные изменения не могли обойти и вооруженные силы. Военная реформа, начатая в 1922 г., привела к вытеснению старого дворянского руководства более молодым поколением офицеров, представлявшим уже иные социальные слои — среднюю и мелкую буржуазию и помещиков-дзи-нуси. По закону о вольноопределяющихся (1927) выходцы из этих социальных групп получили широкий доступ в офицерские училища. Влияние прежних кланов стало ослабевать. Новые офицерские кадры по своему демократическому происхождению лучше, нежели старое дворянство, подходили для выполнения командных функций в реформированных вооруженных силах. Вместе с тем, они привнесли в армию дух социального недовольства, вызванного обнищанием и разорением социальных слоев, выходцами из которых они были. Это положило начало процессу распространения в вооруженных силах политического радикализма в форме антимонополистических и крайне националистических настроений. Примерно в то же время появился термин «молодые офицеры». Вначале он обозначал офицерский корпус нового поколения, но к концу 20-х годов, по мере переноса деятельности праворадикальных организаций в военную среду, под ним стало пониматься политическое движение фашистского толка в вооруженных силах. Процесс обновления затронул и высшие слои японского офицерства. Генералы из некогда всесильных кланов Сацума и Тёсіо вынуждены были уступать место менее родовитым преемникам. Одним из первых генералов нового поколения был военный министр Угаки Кадзусигэ — вдохновитель и официальный руководитель реорганизации армии, который не принадлежал ни к клану Сацума, ни к клану Тёсіб. Он был тесно связан с группой титулованной буржуазии, преуспевшей в годы первой мировой войны, тяготевшей к партии Минсэйтб. Именно благодаря поддержке этих кругов генерал Угаки возглавлял военное министерство в Часть 3. Япония на пути военных авантюр пяти кабинетах вплоть до 1930 г., когда был заменен более молодым генералом Минами. Последний представлял лагерь «модернистов», оппонировавших «молодым офицерам». Эту группу составляли бывший начальник генштаба генерал Судзуки, командующий ВВС генерал Ватанабэ, шеф военной жандармерии генерал Хата и другие высшие офицеры. Группе Минами противостояла «группа Сага» (по названию префектуры), которую возглавлял член высшего военного совета \/генерал Мутб. В нее входили сменивший Минами на посту военного министра генерал Араки Садао, командующий Квантунской группировкой войск в Маньчжурии генерал Хондзё Сигэру, начальник оперативного управления генштаба генерал Мадзаки Дзиндзабуро, а также ряд полковников генштаба (Исивара, Итагаки, Нагата, Доихара и Окамура), котор_ые сблизились с главным организатором фашистского движения Окава Сібмэй и его идеологом Кита Икки. Вскоре эти офицеры были произведены в генерал-майоры и впоследствии заняли ведущие посты в армии. Офицеры, входившие в «группу Сага», делали карьеру, в основном, после первой мировой войны. У них отсутствовали прочные связи со старыми аристократическими кругами, и поэтому члены группы делали ставку на «молодых офицеров», о которых они писали как о «мозге» и о «главном богатстве» нации и армии. Идейным лидером «группы Сага» был генерал Араки Садао, в связи с чем ее часто называют в исторической литературе «группой Араки». Широко афишируя отсутствие связей с «воротилами финансовых концернов, продажными чиновниками и партийно-парламентскими авантюристами», он заявлял, что только армия, свято хранящая моральные принципы самурайской доблести бу-сидб, сможет сменить «разложившиеся и подкупленные капита- j листами» политические партии у руля государственной политики и «бескорыстно, не зная никаких других интересов, кроме интересов родины и империи», вывести страну из кризисного состояния. Такая «антикапиталистическая» риторика имела немалый успех среди мелкой и средней буржуазии города и деревни и, конеч- j но же, у «молодых офицеров».
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 292; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |