Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Маркиз Де Сад. Жюльетта: роман. Том 1 6 страница




«Китайский инцидент» тянулся уже около трех лет и повлек за собой потери около 1 млн. убитыми и ранеными. За это время военные расходы составили около 18 млрд. иен. Военный бюджет страны на 1939/1940 фин. г. увеличился в 15 раз по сравнению с бюджетом 1931/1932 г. Государственный долг вырос с 10 до 24 млрд. иен. В стране стали наблюдаться сложности с продоволь­ственным обеспечением. Несмотря на нормирование основных продуктов питания, имели место перебои в снабжении рисом про­мышленных районов, что вызывало социальное недовольство. Другой большой проблемой кабинета Абэ были претензии ар­мии на установление контроля над внешней торговлей. Такие планы возникли еще при кабинете Хирота (1936-1937), но не бы­ли реализованы из-за сильных возражений со стороны министер­ства иностранных дел. На заседании правительства в сентябре 1939 г. было, наконец, принято решение создать министерство, внешней торговли, после чего военные стали полностью игнори­ровать дипломатов. В результате поставленный перед лицом всеобщей забастовки сотрудни­ков министерства иностранных дел Абэ Нобуюки был вынужден подать в отставку, о которой было объявлено 14 января 1940 г. На смену ему при­шел адмирал Ёнаи Мицумаса, сфор­мировавший кабинет 16 января 1940 г. Кабинет Ёнаи был компромиссным и опирался, в основном, на поддержку двора. Новый премьер-министр про­должил политику неучастия в евро­пейской войне своего предшественни­ка, как и попытки восстановить отно­шения с США и Великобританией. На Ёнаи Мицумаса Глава 2. Борьба за «новый порядок» в Восточной Азии 385 пост министра иностранных дел был возвращен Арита, поддержи­вавший курс премьера в отношении Китая. Этот курс подвергался резкой критике со стороны военных, которые, считая, что Япония не должна «упустить свой шанс», требовали расширения экспансии в сторону Индокитая и скорей­шего подписания договора с Германией. Ёнаи же считал весьма опасным, не завершив «китайский конфликт», начинать новую аг­рессию. Он считал также, что договор с Германией, памятуя ее отношение к своим обязательствам по предыдущему «антикомин-терновскому пакту», преждевременен. В июне 1940 г. в Европе уже капитулировали Франция и Гол­ландия. Японские военные спешили оккупировать Французский Индокитай и Голландскую Индию (Индонезию), пока там не выса­дились британские или американские войска. Но премьер-ми­нистр Ёнаи, довольно последовательно проводя свою линию, игно­рировал требование военного командования отдать приказ япон­ским войскам, сосредоточенным у границ Индокитая, вступить на территорию этой французской колонии. В такой ситуации военные пришли к выводу о необходимости смены премьер-министра. Узнав о таких настроениях, Ёнаи вы­звал военного министра Хата и потребовал у него объяснений. Хата, в конце концов обмолвился, что он также придерживается мнения, что кабинету было бы лучше уйти в отставку. Дело за­вершилось тем, что начальник генерального штаба отдал письмен­ное распоряжение генералу Хата покинуть пост военного ми­нистра. На двукратное обращение Ёнаи рекомендовать новую кандидатуру военное руководство ответило отказом. 16 июля 1940 г. все правительство было вынуждено уйти в отставку. „ После отставки Ёнаи формирование «Новая политическая Л Л г f структура» Коноэ £абине™ был0 ВТОРИЧН° "Who Jr Коноэ. Состав нового кабинета был объявлен 22 июля 1940 г. Пост министра иностранных дел (и по совместительству министра колоний) занял Мацуока Ёсукэ, во­енного министра — Тбдзё Хидэки, морского — Ёсида Дзэнкити, которого позже (5 сентября) сменил Оикава Косирб. На заседании 26 июля была принята «Основная программа национальной политики», в которой перед кабинетом в области внешней политики ставились задачи пресечь помощь, оказывае­мую Чан Кайши, и завершить «китайский инцидент», и затем, обеспечив за Японией район Южных морей, построить «великую восточно-азиатскую сферу совместного процветания». Часть 3. Япония на пути военных авантюр Правительство понимало, что такой курс вызовет противодей­ствие Великобритании и США. Поэтому намечалось укрепить связи с Германией и Италией вплоть до заключения военного со­глашения. Границы района Южных морей определялись в преде­лах «к востоку от Индии и к северу от Австралии и Голландской Индии». Для обеспечения господства Японии в этом регионе пре­дусматривалось применение вооруженной силы. Во внутренней политике ставилось целью завершить постро­ение «обороноспособного государства» путем «создания сильной новой политической структуры для органического объединения всех сфер государственной политики». Сразу же после формирования своего второго кабинета, 23 июля 1940 г. Коноэ выступил по радио с разъяснением основных принципов «новой политической структуры». Он заявил, что она призвана обеспечить «сотрудничество и единство действий вла­сти и народа,... самоотверженное служение государству каждого подданного на своем рабочем месте». По словам Коноэ, «общест­венные позиции партий как либерального, так и демократическо­го или социалистического направлений уже несовместимы с но­вой государственной структурой». С лета 1940 г. политические партии, готовясь к созданию «но­вой политической структуры», стали заявлять о своем саморос­пуске. 6 июля была распущена Сякайтайсютб (Социалистическая массовая партия), к концу того же месяца было заявлено о само- -роспуске партии Сэйюкай, 15 августа последней была распущена партия Минсэйтб. Лидеры распущенных партий создали Инициативный комитет сторонников новой структуры (Синтайсэй сокусин дбсикай) и 17 августа опубликовали «Программу новой структуры». В ней заяв­лялось, что создаваемая структура предусматривает «полное уни­чтожение существовавшей в прошлом системы индивидуализма в политической, экономической и культурной областях и базирует­ся на единой государственной идеологии, помогающей народу це­ликом посвятить себя служению императору». По мнению членов Инициативного комитета, воплощением «новой политической структуры» должна была стать «новая пар­тия», которая будет играть роль «руководящей силы народа, орга­нически объединяющей воедино правительство и военные круги», и «выполнять роль посредника, доводящего мнение верхов до ни­зов и мнение низов до верхов, органически объединяя их». Пред­полагалось, что инструментом проведения такого курса станут Глава 2. Борьба за «новый порядок» в Восточной Азии 387 создаваемые повсеместно «соседские организации», которыми «партия» будет руководить. Таким образом, бывшие лидеры партий стремились насколько возможно сохранить свое политическое влияние в государствен­ной системе. Но уже на первом заседании созданного правитель­ством Комитета по подготовке новой структуры (28 августа) Коноэ в своем выступлении разбил их надежды. Он заявил: «Движение носит... политический характер в самом высоком значении этого слова. Однако оно ни в коем случае не представляет собой так на­зываемого партийного движения... Нельзя допустить, чтобы это дви­жение приняло форму движения по так называемому принципу «в од­ном государстве - одна партия». Нужно прямо заявить, что, как бы ни были хороши результаты такого положения в других государствах, не­медленное перенесение этого принципа в Японию нарушило бы харак­тер нашего национального государственного сгроя, при котором импе­ратор и народ едины. В нашей стране народ должен посвятить себя служению трону, и ни в коем случае нельзя допустить, чтобы какой-либо человек или партия, используя власть, монополизировали выпол­нение этого долга». Для реализации плана «новой политической структуры» 27 сентября 1940 г. было создано Движение помощи трону, ядром и руководящим органом которого стала Ассоциация помощи трону (Тайсэй ёкусан кай). Официально она была учреждена 12 октября 1940 г. Примечательно, что одним из первых актов, принятых Ас­социацией, стало выработанное совместно с правительством ре­шение «О запрещении заниматься политической деятельностью культурным и идеологическим организациям». Будущие отношения между Ассоциацией и государственными бюрократическими структурами были предметом долгих дискус­сий и завершились тем, что министерство внутренних дел взяло все в свои руки, опубликовав 11 сентября решение об учрежде­нии поселковых и городских собраний и «соседских групп» в ка­честве низовых организаций создаваемой структуры. Ввиду столь высокой ответственности, возлагаемой на министерство внутрен­них дел, 6 декабря 1940 г. в состав кабинета был введен барон Хиранума, который несколько позже возглавил это министерство. Поменялись и некоторые другие члены кабинета. Перемены в составе правительства повлекли за собой измене­ния в расстановке политических сил. Ассоциация помощи трону оказалась у правительства в роли пасынка. Постепенно Ассоциа­ция лишилась почти всех прав, которыми была вначале наделена. На заседании бюджетной комиссии палаты представителей Хира­ Часть J. Япония на пути военных авантюр нума заявил, что Ассоциация является не политической, а обще­ственной организацией. После этого заявления 27 марта 1941 г. все члены управления Ассоциации подали заявление об отставке. Ассоциация помощи трону была реорганизована и окончательно превратилась во вспомогательный орган государственно-бюрокра­тической системы. К тому же она финансировалась из бюджета; в первый год ее существования правительство выделило на нее 8 млн. иен. 7 декабря 1940 г., на другой день после введения в кабинет Хиранума, правительство приняло «Основные принципы органи­зации новой экономической структуры». Были созданы контроль­ные ассоциации по различным видам производства, которые, дей­ствуя от имени государства, осуществляли функции надзора, снабжения, регулирования и др. Председателями этих ассоциа­ций были назначены представители крупнейших концернов. По сути дела, это означало введение государственного регулирова­ния экономики страны в рамках ее перевода на рельсы подготовки к «большой войне». «Новая политическая» и «новая экономическая» структуры стали основными столпами политической и экономической жизни Японии военного времени. В их рамках позднее были созданы Общества служения отечеству на производстве (Дайниппон сангё хбкоку кай), Союз помощи трону депутатов парламента (Сбнэн- дан) при Ассоциации помощи трону и др. * * * Появление политических парламентских партий в любом об­ществе связано с потребностью различных социальных групп в за­щите и выражении своих интересов. В Японии «отцы» японской парламентской системы — Итб Хиробуми и др. — видели в пар­тийно-парламентской системе противовес политическому сепара­тизму феодальных кланов. В дальнейшем ведущие дзайбацу, та­кие как «Мицуи», «Мицубиси», «Ясуда» и др., действуя через пар­ламентские партии, добились для себя доли участия в руковод­стве страной, которое ранее было исключительно военно-бюро­кратическим. По мере постепенного вползания Японии в большую войну по­явилась необходимость все большего государственного вмеша­тельства в экономику с целью эффективной мобилизации ресур­сов. Одновременно в условиях развития торгового протекциониз­ма произошла частичная переориентация дзайбацу с основанной на свободной торговле внешнеэкономической деятельности на экономическую эксплуатацию колоний. Глава 2. Борьба за «новый порядок» в Восточной Азии 389 Все это, наряду со все более укреплявшимися прямыми связя­ми дзайбацу с военными через производство современного во­оружения, уменьшило интерес концернов к политическим парти­ям. Поэтому когда после разгрома февральского путча военные, отодвинув внутренние противоречия, встали на путь полного уст­ранения политических партий с политической сцены, этот про­цесс прошел относительно безболезненно и завершился дисцип­линированным самороспуском партий. Вплоть до настоящего времени в научной литературе обсуж­дается вопрос: можно ли охарактеризовать политический режим, сложившийся в Японии к началу 40-х годов, как фашистский? В целом, различные точки зрения по этой проблеме можно свести к двум концепциям. Согласно первой из них, после целого ряда попыток фашист­ского переворота «снизу», со стороны фашистского движения, в Японии был сформирован фашистский режим «сверху». Другими словами, правящие круги Японии вкупе с военными создали ре­жим фашистской диктатуры. Эта позиция широко представлена в советской, а также в японской историографии, где она домини­рует и по сей день. Согласно другой точке зрения, сложившийся в предвоенной Японии политический режим нельзя считать фашистским, по­скольку в нем отсутствовали едва ли не все основные признаки, присущие фашистскому режиму (внедрение новой идеологии, соз­дание массовой партии и т.п.). Такая точка зрения наиболее ши­роко представлена в западной историографии. По-видимому, вторая точка зрения находится ближе к истине. В 30-е годы в Японии под влиянием изменений во внешнеполити­ческой и внешнеэкономической ситуации произошла реставрация системы военно-бюрократического управления, находившейся в целом в рамках мэйдзийской традиции. К ней добавились элемен­ты государственно-экономического регулирования, характерные для любой воюющей страны. В сочетании с многочисленными реверансами в сторону наци­стской Германии и фашистской Италии это действительно созда­вало впечатление фашизации Японии. Однако смысл событий был несколько иным. Если раньше японская правящая элита искала эффективную модель управления современным государством в странах Запада с сильными либеральными традициями, то теперь она увидела перед собой новую, тоталитарную модель, добившу­юся в Европе больших успехов. Поскольку германский или италь­янский опыт гораздо лучше соответствовал реалиям японской по­ Часть 3. Япония на пути военных авантюр литической жизни того времени, чем либеральные институты и процедуры, попытки его заимствования были для Японии совер­шенно естественными. Однако при этом правящая элита продол­жала сохранять свою преемственность, и традиционалистское яд­ро правящего режима осталось незатронутым. „В начале 1938 г. Япония, Германия и заключение «трои- Италия начали переговоры о заключе- ственного пакта» нии нового договора, в развитие «анти-коминтерновского пакта». Ставилась задача конкретизировать со­юзные отношения между тремя государствами. Уже в марте 1939 г. правительство Хиранума предложило гер­манскому правительству заключить военный союз, направленный против СССР. В ходе переговоров выяснилось, что Германия представляет себе такой союз несколько иначе, — не только про­тив Советского Союза, но и против Великобритании, Франции и США. Переговоры были прерваны, поскольку партнеры не смогли прийти к общему мнению. К лету 1940 г. ситуация в мире сильно изменилась. Уже шла война в Европе, уже капитулировали Франция и Голландия, и ак­центы политических интересов как Японии, так и Германии, ста­ли другими. Предыдущие японские правительства балансировали между желанием заключить военный союз с Германией и попыт­ками избежать столкновения с Великобританией и США. Теперь позиции Японии в глобальном соперничестве держав определи­лись гораздо яснее. В русле реализации правительственной про­граммы второго кабинета Коноэ переговоры о заключении воен­ного союза с Германией были возобновлены. Если «антикомин-терновский пакт» был в первую очередь антисоветским, то буду­щий договор должен был быть направлен прежде всего против Великобритании и США как реальных противников в настоящий момент. Наиболее активными сторонниками японо-германского дого­вора были творцы «антикоминтерновского пакта» — бывший япон­ский посол в Берлине Осима Хироси и советник японского мини­стерства иностранных дел Сиратори Тосио, а также министр ино­странных дел Мацуока Ёсукэ. Сразу же после своего назначения на пост министра иностранных дел он предложил германскому министру иностранных дел Риббентропу продолжить прерванные переговоры. В то же время определенные сомнения в целесообразности подписания пакта с Германией продолжали существовать. На им­ператорском совещании 14 сентября 1940 г., посвященному во­ Глава 2, Борьба за «новый порядок» в Восточной Азии просу обеспеченности Японии стратегическими материалами, за­меститель начальника главного морского штаба выразил сомне­ние в победе Японии в случае войны с Соединенными Штатами. Тем не менее, в конечном счете верх одержало мнение, что ухуд­шения отношений с Америкой можно будет избежать. Специальный посол Германии Г.Штаммер, прибыв в Токио, 9 и 10 сентября встречался с Мацуока. На этих встречах были опре­делены основные цели военного союза. Процедура подписания «тройственного пакта» проходила в Берлине, в имперской канце­лярии 27 сентября 1940 г. Документ содержал 6 статей, в которых стороны признавали «руководящее положение» Германии и Ита­лии в Европе и Японии в Азии; предусматривалось оказание вза­имной помощи, «если одна из трех договаривающихся сторон под­вергнется нападению» со стороны какой-либо державы, не участ­вующей в настоящее время в военных действиях. Отдельная ста­тья была посвящена Советскому Союзу, который выводился за рамки данного пакта. Таким образом, подписав «тройственный пакт», Япония окон­чательно противопоставила себя Великобритании и Соединенным Штатам. В ответ на этот шаг правительство США 25 сентября ввело запрет на вывоз в Японию металлов и лома, а Великобрита­ния вновь открыла 10 августа бирмано-китайскую дорогу. Кроме того, в октябре 1940 г. обе страны подписали соглашение о совме­стной обороне западного полушария и тихоокеанских владений. Советско-японский Поражения японской армии в погранич-пакт о нейтралитете ных столкновениях у оз. Хасан и р. Хал- хин-Гол, а также подписание пакта о не­нападении между Германией и СССР и начавшаяся война в Ев­ропе вызеэли изменения в политике Японии по отношению к Со­ветскому Союзу. После подписания «тройственного пакта» япон­ское правительство приняло решение о заключении с СССР пакта о нейтралитете. В октябре 1940 г. посол Японии в Москве Татэкава Ёсицугу обратился к советскому правительству с предложением о заклю­чении такого пакта. Одновременно японское правительство обра­тилось к Германии с просьбой о содействии в переговорах с СССР. Несколько ранее рассматриваемых событий, 4 сентября 1940 года, на совещании в Токио по поводу заключения «тройственного пакта» с участием Коноэ, министра иностранных дел Мацуока, военного министра Тбдзё и морского министра Оикава было при­нято решение, в котором, среди прочего, говорилось: Часть 3. Япония на пути военных авантюр «Япония, Германия и Италия будут сотрудничать в поддержании мира с Советским Союзом, заставят Советский Союз сочетать свою политику с политикой договаривающихся сторон... Мир будет разделен на четыре большие части—Восточную Азию, Советский Союз, Европу и Амери­канский континент... Сдерживать Советский Союз на востоке, западе и юге, принуждая его, таким образом, действовать в направлении, выгод­ном для общих интересов Японии, Германии и Италии... а именно —в направлении Персидского залива (возможно, что в случае необходимо­сти придется согласиться с экспансией Советского Союза в направле­нии Индии)». Несомненно, что этот план обсуждался на предварительных переговорах представителями Японии и Германии, поскольку не­много позже, накануне подписания «тройственного пакта», 19 сентября 1940 г., ту же мысль Риббентроп внушал Муссолини: «Нужно отвлечь Россию к Персидскому заливу и к Индии». При­глашение для переговоров по этому поводу было направлено В.М.Молотову, который прибыл в Берлин 12 ноября 1940 г. Од­нако переговоры не принесли результата, поскольку советская сторона выдвинула встречные, неприемлемые для Германии, ус­ловия. Так или иначе, подписанием пакта о нейтралитете с Совет­ским Союзом предполагалось завершить процесс создания 4-сто-роннего блока. Конкретный проект пакта был разработан, а затем, по предложению Мацуока, принят на заседании совета связи. представителей ставки и правительства 3 февраля 1941 г. и оформлен в документе «Принципы ведения переговоров с Герма­нией, Италией и Советским Союзом». В соответствии с принятыми на этом заседании решениями, Мацуока выехал 12 марта в Европу и во время своей остановки в Москве предложил рассмотреть вопрос о заключении японо-со­ветского пакта о ненападении. Молотов, в свою очередь, предло­жил заключить пакт о нейтралитете. После предварительных пе­реговоров в Москве, Мацуока отбыл в Берлин. В это время Германия стремилась добиться выхода Велико­британии из войны, и поэтому подталкивала Японию к развязыва­нию военных действий в направлении Сингапура. На переговорах в немецкой столице в ответ на настойчивые требования Германии Мацуока дал обещание развернуть военные действия против этой важнейшей британской военной базы. Кроме того, во время бер­линских переговоров Мацуока был поставлен в известность о не­мецких планах нападения на СССР. Глава 2. Борьба за «новый порядок» в Восточной Азии Л....._ Подписание советско-японского пакта о нейтралитете. Слева направо: С.А.Лозовский, В.М.Молотов, Мацуока Есукэ (подписывает пакт), И.В.Сталин, А.Я.Вышинский Тем не менее, возвращаясь в Японию, Мацуока вновь сделал остановку в Москве, где 13 апреля 1941 г. подписал советско-японский пакт о нейтралитете. Документ содержал всего 4 ста­тьи, в которых стороны обязались «поддерживать мирные отноше­ния», а в случае, если одна из сторон окажется объектом военных действий со стороны третьих стран, другая договаривающаяся сторона обязывалась соблюдать нейтралитет. В ст.З говорилось, что пакт «сохраняет силу в течение пяти лет», «если ни одна из договаривающихся сторон не денонсирует пакт за год до истече­ния срока». Выбор направления Хотя Китай потеРял более 2 млн' чел" японской агрессии (за 1937-1940 гг.) и около 90% про­мышленности, сломить сопротивление перебравшегося в Чунцин гоминьдановского правительства япон­цам не удалось. Главным источником обеспечения военных дейст­вий для правительства Чан Кайши была иностранная помощь, Часть 3. Япония на пути военных авантюр прежде всего американская. Великобритания, сама находившаяся в трудном положении, стремилась не углублять англо-японские противоречия и порою шла на уступки требованиям Японии. Так, в июле 1940 г. английское правительство под нажимом Японии пошло на временное закрытие бирмано-китайской дороги, по ко­торой поступала значительная доля иностранной помощи чунцин-ским властям. 1 августа 1940 г. японское правительство направило админи­страции Французского Индокитая меморандум. В нем в обмен на «уважение суверенитета» Индокитая со стороны Японии вишист-скому правительству Франции предлагалось признать «приоритет интересов Японии в экономической и политической областях на Дальнем Востоке». 29 августа было подписано соглашение, по ко­торому французское правительство принимало все японские тре­бования. Однако это не помешало Японии 23 сентября 1940 г. ввести свои войска в северные районы Индокитая. Таким обра­зом, Япония перерезала еще одну артерию снабжения правитель­ства Китая. Денонсация Соединенными Штатами торгового соглашения, запрещение американским правительством вывоза в Японию стра­тегического сырья поставили военную экономику Японии в труд­ное положение. Эквивалентную замену в случае потери амери­канского рынка японские военные и политики видели в подчине­нии экономики стран Южных морей и, прежде всего, Голландской' Индии (Индонезии). Еще 27 августа туда со специальной миссией был послан министр торговли и промышленности Кобаяси Ити-дзб, который передал просьбу японского правительства о предос­тавлении Японии неограниченного права на импорт и экспорт то­варов и сырья, на горные и рыболовные концессии, а также на осуществление неограниченной японской иммиграции в Индоне­зию. Однако эти переговоры, продолжавшиеся в течение девяти месяцев, закончились безрезультатно. Поэтому на совещании правительства 25 октября 1940 г. была принята «Программа ме­роприятий по экономическому развитию Голландской Индии», целью которой был, фактически, ее военный захват. Расширение японской экспансии в сторону стран Южных мо­рей не могло не вызвать реакции со стороны США. Понимая это, Коноэ все же надеялся найти приемлемую для обеих сторон фор­мулу отношений. С этой целью 9 ноября 1940 г. в качестве пол­номочного посла Японии в США был направлен адмирал Номура Китисабурб, у которого были хорошие личные отношения с аме­риканским президентом Ф.Рузвельтом. Глава 2. Борьба за «новый порядок» в Восточной Азии 395 Переговоры Номура с государственным секретарем США К. Хэллом начались 8 марта 1941 г. Номура предложил рассмотреть в качестве основы соглашения проект, который назывался «Дос­тижение взаимопонимания между Японией и Америкой». По мне­нию Хэлла, он «почти не давал надежды»: «Над всем районом Тихого океана, по существу, устанавливалось своего рода совместное японо-американское господство... Права и интересы других стран почти совсем не принимались во внимание». Все-таки Хэлл согласился начать переговоры. Американская сторона 31 мая 1941 г. предложила свой контрпроект, в основе ко­торого лежали несколько смягченные положения «четырех прин­ципов», выдвинутых Грю на переговорах с Номура в 1939 г. Американские предложения были отправлены на рассмотре­ние в Токио. В это время ситуация в Европе сильно изменилась: Германия напала на Советский Союз, и были опубликованы дек­ларации британского и американского правительств об оказании помощи СССР. Премьер Коноэ предложил правительству изучить вопрос о пересмотре «тройственного пакта», имея ввиду отказ от него. Задачи «тройственного союза», по мнению Коноэ, состояли в урегулировании отношений с Советским Союзом и в том, чтобы помешать Америке вступить в войну; в сложившейся же ситуации этот пакт практически потерял свое значение. Однако с такой по­зицией Коноэ не согласились министр иностранных дел Мацуока и военный министр Тбдзё. 2 июля 1941 г. состоялось императорское совещание, на кото­ром речь шла о выборе стратегического направления дальнейшей японской экспансии. Рассматривались два варианта: «северный», т.е. война с Советским Союзом (за что выступала армия, посколь­ку этот вариант предполагал военные действия в основном на ма­терике), и «южный», который предполагал военное столкновение с Великобританией и США. Это направление было связано со значительными морскими операциями, поэтому его поддерживал военно-морской флот. В результате, была принята «Программа национальной поли­тики империи в связи с изменением обстановки», согласно ко­торой отклонялась установка на немедленное начало войны про­тив СССР и принималось решение «в случае необходимости» «не останавливаться перед войной с Англией и Америкой». Выбор «юж'ного» направления агрессии был продиктован, в первую оче­редь, большой заинтересованностью Японии в топливно-сырьевых ресурсах Голландской Индии и Юго-Восточной Азии. Часть 3. Япония на пути военных авантюр Это, однако, не означало, что Япония отказалась от планов нападения на СССР. Речь шла лишь об отсрочке (как тогда пред­полагалось, двухмесячной) до тех пор, пока Советский Союз не рухнет под ударами нацистской Германии. Интересно, что на этом особенно настаивал начальник генерального штаба Сугияма Хад-зимэ: после боев на оз. Хасан и у р. Халхин-Гол японские военные стали более реалистично оценивать мощь советской армии. При этом все участники совещания согласились с тем, что «северный вопрос» (т.е. вопрос о нападении на СССР) должен рассматри­ваться в духе «тройственного пакта» и без учета только что подпи­санного советско-японского пакта нейтралитете. Эту позицию наиболее четко выразил председатель тайного совета Хара Ёси-мити: «Некоторые думают, что Японии не следует нападать на СССР ввиду существования пакта о нейтралитете; но Советский Союз постоянно со­вершает предательские действия. Если мы атакуем его, то никто не рас­ценит это как вероломство. Я с нетерпением жду возможности напасть на Советский Союз». О решениях императорского совещания от 2 июля 1941 г. ста­ло известно американцам. Тем не менее, 4 июля президент Руз­вельт через американского посла передал послание премьеру Ко­ноэ, в котором предложил провести переговоры «для поддержа­ния мира в районе Тихого океана и предотвращения вспышки япо­но-советской войны». 15 июля японцы согласились с этим пред­ложением. „ 16 июля 1941 г. из-за разногласий Последние шаги на пути премьер-министром Коноэ к воине на Тихом океане д МИ}/ИС0М ИНОстранных дел Ма-цуока кабинет всем составом подал в отставку. На совещании высших сановников (дзюсин) было решено вновь назначить пре­мьером Коноэ. Уже 18 июля третий кабинет Коноэ приступил к исполнению своих обязанностей. Большая часть министров со­хранила свои портфели. Министром иностранных дел был назна­чен Тоёда Тэйдзиро, который поддерживал позицию Коноэ, счи­тавшего необходимым избежать столкновения с Соединенными Штатами. Между тем, получив у императора санкцию на оккупацию Южного Индокитая, армия и флот активно готовились к военным действиям. Переговоры с вишистским правительством о размеще­нии японских войск в южной части Французского Индокитая на­ Глава 2. Борьба за «новый порядок» в Восточной Азии чались 14 июля, а 23 июля было подписано японо-французское со­глашение о совместной обороне. 24 июля японский посол Номура встретился с американским президентом, и Рузвельт предложил Японии заключить соглаше­ние, по которому Французский Индокитай признавался бы ней­тральной страной по типу Швейцарии. Однако японское прави­тельство уже не могло пойти на такое решение, прежде всего, из-за жесткой позиции армии в этом вопросе. 26 июля текст японо-французского соглашения был опубликован, а 29 июля 1941 г. на­чалась оккупация Южного Индокитая. Этот шаг Японии сильно осложнил и без того непростые пере­говоры с США. После опубликования 26 июля текста соглашения о совместной обороне, Великобритания и США заявили о замо­раживании японских капиталов. Одновременно Великобритания денонсировала англо-японский торговый договор 1911 г., японо-индийский торговый договор 1934 г. и японо-бирманский торго­вый договор 1937 г. 1 августа Соединенные Штаты ввели запрет на экспорт в Японию всех товаров, прежде всего нефти, за исклю­чением хлопка и продовольствия. Япония оказалась в очень труд­ном положении. Командование флотом заявило, что если не уда­стся обеспечить Японию нефтью, то менее, чем через два года во­енно-морской флот будет парализован.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.