Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Том VIII 41 страница




2) Уединение всегда было полезно, когда, по духу времени, в обществе было много благочестивых людей; а ныне, при общем распространении разврата, уединение и удаление от знакомых и знакомств есть необходимое условие к спасению.

3) Дочку не позволяй себе хлопать, ниже пальчиком. Это чрез­вычайно вредно для нравственности как дочки, так и матери. Есть старинное — хорошее, а есть и старинное худое: худому не надо подражать. Выпиши себе книгу: поучения Преподобного Аввы Дорофея, который занимался воспитанием молодых ино­ков с отличным успехом. Эта книга будет превосходным настав­лением для тебя самой и для воспитания дочери. Читай книгу, и изучай ее. Знай, что паче всех твоих наставлений словами, жизнь твоя будет самым сильным наставлением для дочери.

4) Сознавать себя грешным необходимо для спасения, а засу­живать себя и метаться во все стороны от греховности очень вред­но. Все неумеренное — от бесов, сказал Преподобный Пимен Великий. Что ты расхвасталась множеством грехов твоих? Спа­ситель и Искупитель наш неисчислимо богат и могуществен: для Него ничего не значат прегрешения всех человеков, только бы они сами не отвергли своего Искупителя. Господь сказал про­щенной Им грешной жене: Аз тебе не осуждаю: иди, и отсель ктому не согрешай (Ин. 8. 11). Тот, кому прощены грехи при таинстве исповеди, обязан не повторять этих грехов, и только.

Воспоминание прежних телесных грехов очень вредно и воспре­щается святыми Отцами. Тут действуют неверие, недостаток уважения к Таинству Исповеди, фальшивое понятие о доброде­тели, обманчивое разгорячение и мечтательность. Тебе не пред­ставилось ли, что тут действует смирение?

5) Почти то же должно сказать о намерении твоем открыть твою греховность некоторому лицу. Опять здесь недоверие к Святому Таинству Исповеди, в котором действует всесильный Дух Святой, решительно и вполне изглаждая грехи человеков. Зачем ты считаешь уничтоженное существующим? Не смей при­касаться к Великому Таинству! Ничтожная пылинка! Не смей пополнять Великого Таинства, которое имеет свою полноту от Бога, и не нуждается в пополнении человеческом. Не повторяй согрешений: вот все, чего требует от тебя Бог, и что единственно нужно для твоего спасения. Не смей говорить о твоих грехах никому, кроме духовника. Бойся неверия: ибо оно умаляет в мыслях человека могущество и благость Божию. Надо очень ос­терегаться фальшивых мыслей и разгорячения: потому что при них человек, думая делать добро, может наделать много зла и себе и ближним.

Непременно нужно для желающего спастись руководство аввы Дорофея: оно придется по тебе. Христос с тобою, повторяю мое искреннейшее желание всех благ тебе и твоему семейству.

Недостойный Епископ Игнатий 3 февраля 1859 г.

№10

Любезнейший Друг и Сестра,

Мария Александровна!

Письмо твое от 29-го окт<ября> я получил 15-го ноября. Спа­си тебя Господи за участие, которое принимаешь в Алексее Пет­ровиче. И то хорошо, что не пишешь подробностей о нем брату, Петру Александровичу, который имел средство сам узнать о нем все. Современная политика, общественная и частная — невмеша­тельство. Держаться ее — полезно и благоразумно. Алексей, как юноша, пошалил и поглупил, вероятно, и теперь имеет образ мыс­лей не самый основательный. Время и обстоятельства вразумят его. Брат Петр Александрович поступил в этом обстоятельстве, как следует благоразумному и благородному человеку — право­славному христианину.

Благословение Божие да почиет над тобою, над супругом тво­им и над дщерью. А я совсем состарился: хвораю и хвораю. Тебе преданнейший брат

Игнатий, Епископ Кавказский и Черноморский

1860 года, 15 ноября P. S. С Алексеем Петровичем у меня нет никаких сношений; из монастыря и вообще из Москвы он не написал мне ни строчки, указывая, конечно, этим, что мне нет никакого дела до дел его.

№11

Любезнейший Друг и Сестра,

Мария Александровна!

Приношу тебе искреннейшую благодарность за доставление коров в монастырь, который нуждался в умножении его стада, как для братской трапезы, так и для хлебопашества. Надеюсь, по словам брата Петра Александровича, вскоре лично видеть и благодарить тебя.

Мое благословение и усерднейший поклон Николаю Филип­повичу и Александре Николаевне.

С чувствами совершенного почтения и искреннейшей пре­данности имею честь быть

Твоим покорнейшим слугою и братом

Е<пископ> Игнатий.

18 сентября 1863 г.

Письма святителя Игнатия к Александру Александровичу Сухареву[393]

№1

Христос пришел на землю спасти грешников, а не праведни­ков. Точно так нисходит Он Своим Святым Телом и Своею Всесвятою Кровию в грешного человека и спасает его. Не сочувствие к нашей праведности и к нашим достоинствам привлекает к нам Господа, но Его милосердие к нашей греховности и немощи, нами сознаваемой и оплакиваемой. Кто по возможности употребляет все усилия, чтобы воздерживаться от грехов и при сознании своей греховности и немощи приступает к Господу: того Господь при­емлет. Он отвращается от тех грешников, которые приступают к нему без благоговения и без намерения оставить греховную жизнь. Такие принимают Святые Тайны во осуждение себе.

23 июня 1863 года

№2

Находящийся в болезненном состоянии подобен закованно­му в тяжкие оковы извне и внутри. Но оно посылается или по­пускается Богом, Который наказует всякого, его же приемлет. По этой причине болезнь сопричисляется к тем подвигам, кото­рыми изработывается наше спасение. От всякого подвига тре­буется, чтоб он был правилен. Тогда подвизается человек пра­вильно в труде болезни своей, когда благодарит за нее Бога. Свя­тые Отцы причисляют болезнь, сопровождаемую благодарением Богу и славословием Бога за Его отеческое наказание, руковод­ствующее к вечному блаженству, — к двум величайшим иночес­ким подвигам — безмолвию и послушанию.

8 августа 1863 года

№3

Пишу Вам, потому что вы находитесь в болезненном состоя­нии. Знаю на опыте трудность этого положения. У тела отнимают­ся силы и способности; вместе отнимаются силы и способности у души; расстройство нервов сообщается духу, потому что душа свя­зана с телом союзом непостижимым и теснейшим, по причине ко­торого не могут не влиять друг на друга душа и тело. Присылаю Вам духовный рецепт, которым советую Вам употреблять предла­гаемое лекарство по нескольку раз в день, особливо в минуты уси­ленных страданий и душевных и телесных. Не замедлится при упот­реблении вынаружение силы и целительности, сокровенных во врачевстве по наружности своей самом смиренном.

Уединясь, произносите неспешно, вслух самому себе, заклю­чая ум в слова (так советует святой Иоанн Лествичник) следую­щее: «Слава Тебе, Боже мой, за посланную скорбь; достойное по делам моим приемлю: помяни мя во Царствии Твоем». Так как сущ­ность этого упражнения заключается в сосредоточенном внима­нии, то телу надо давать спокойное положение, чтоб движения тела и происходящие от них разгорячения крови не препятство­вали уму сосредоточиваться. Лучшее положение — лежащего на одре. И в Евангелии сказано, что больной в таком положении пред­ставлен был Господу и получил милость от Господа. С тою же целию удобнейшего внимания повелевается заключать ум в сло­ва молитвы, должно произносить молитву крайне неспешно. Ска­зав молитву однажды, несколько отдохните. Потом опять скажи­те и опять отдохните. Продолжайте так молиться минут 5 или 10, доколе не ощутите вашу душу успокоенною и утешенною. Вы увидите: после трех сказанных таким образом молитв начнете чувствовать, что успокоение входит в Вашу душу и уничтожает терзавшее ее смущение и недоумение. Причина этому ясна: бла­годать и сила Божия заключается в славословии Бога, а не в крас­норечии и многословии. Славословие же и благодарение суть де­лания, преподанные нам Самим Богом, — отнюдь не вымысел че­ловеческий, Апостол заповедует это делание от лица Божия (1 Сол. 5.18).

Предадимся добровольно воле Божией: потому что хотим или не хотим, а находимся и будем находиться в руках Божиих, хотя на некоторое время и предоставляется нам свобода в действиях, чтоб высказались наше произволение и залог сердечный.

Вместе со мною свидетельствует вам N. N. свое совершенное почтение и преданность. Причиною чувств этих — учение Хрис­тово. OI сей драгоценный бисер, столько малопримерный на зем­ле, сокровенный в уничижениях, в страданиях, в которые была облечена земная жизнь Спасителя, да будет для нас залогом веч­ного раскрытого и блистающего Божественным светом небес­ного блаженства.

Письма святителя Игнатия к родным (без указания кому именно)

№1

Наконец получил я от тебя, истинный о Господе друг мой, пись­мо по мысли моей, по сердцу! Когда прочитал я его, то услыша-лись мне слова Св. Апостола Павла: Несть Скиф и варвар, Иудей и Елшн,мужеск пол и женск, но нова тварь о Христе Иисусе [394]. Спа­си тебя, Господи, за то, что ты меня утешила, дала увидать Еван­гелие, напечатанное на душе, а не на бумаге. Пойми всю простоту сию, и всю глубину сию, и всю широту сию, и всю высоту сию. Да подаст тебе Бог разум обо всем. Хотяй спасти душу свою да погу­бит ю[395], и когда погубит ее, тогда узрит ее приобретенною. Погубляй до конца: ибо вера выше разума. Разум истязует; вера — в Боге. Христос с тобою и твоими.

Грешник Игнатий.

№2

Воистину Христос Воскресе!

Благодарю тебя за дружеское письмо Твое и поздравление с Праздником Праздников Воскресением Христовым, с которым я равным образом поздравляю тебя, желая тебе всех истинных благ. Христос, поправший Своею смертию смерть человеков и воскресением Своим даровавший воскресение всем верующим в Него, уже одержал победу и над всеми скорбями твоими, а со Христом одержал и ты эту победу. Терпи великодушно ярост­ные волны, терпи великодушно напор свирепых ветров, терпи силою веры — и Христос приведет тебя в свое время в покой Свой. По множеству болезней, которые тебя посещают в этой временной жизни, великие утешения ожидают тебя в вечной жизни. Не тревожься восстающими страстями, старайся по воз­можности противиться им: человек, доколе на земле и облечен в бренное тело, дотоле повержен изменениям; то чувствует сер­дечный мир и спокойствие, не возмущаемое никакою страстию, то находится в обуревании страстей. Такая изменяемость научает нас самопознанию, смирению, научает прибегать непрестанно к помощи Божией, которая только что нас оставит, хотя бы на одну минуту, то мы падаем и совершаем бесстрашно беззакония. При­зывающий на тебя благословение Божие.

А<рхимандрит > И<гнатий >. 13 апреля 1849 г.

№3

Желающий заниматься богоугодно молитвою должен забо­титься только о том, чтоб во время молитвы ум его сохранял внимание, а сердце содействовало уму чувством покаяния. Иног­да молитва сопутствуется обильным умилением, которое при­ходит человеку независимо от него, а иногда при молитве чув­ствуется особенная сухость также без видимой причины. На эти перемены должно смотреть равнодушно, как смотрит на перемены погоды опытный земледелец, зная, что после ненастья бы­вает ведро, а после ведра — ненастье. Земледелец заботится о том, чтоб успешно произвести сеятву и собрать жатву, хотя бы то было сопряжено с большим трудом и с большими препятстви­ями от непогоды: так и занимающийся молитвою, заботится о том, чтоб молитва его была правильною и чтоб при возделании себя ею получить от Бога дар спасения, хотя б молитвенный под­виг сопровождался трудом и скорбями, был наветуем разными искушениями. На скорби и искушения он смотрит, как на бури, которые приходят и уходят.

Святые Отцы сказали, что человеку, занимающемуся вни­мательною молитвою, особенно завидует дьявол и наводит на него различные искушения. Это совершается не без Промысла Божия, для нашей существенной пользы, и потому искушения вражеские должно переносить великодушно, предавая себя воле Божией. Также Отцы сказали: «Помолясь, как должно, ожидай противного». Это значит: после внимательной молитвы,— когда нам даруется обильное умиление, всегда случается какое-либо смущение или искушение. От смущения должно храниться, т. е. отвергать его, когда оно придет, а тому, что оно приходит, не дол­жно удивляться.

Нападение на нас греховных помыслов попущено нам для нашей пользы, потому что оно приводит нас к смирению, к опыт­ному познанию нашего падения, нашей греховности. Отцы при­знают нашествие греховных помыслов на занимающегося мо­литвою хорошим признаком: от борьбы с греховными помысла­ми получаются деятельный разум и твердость духа. Греховным помыслам должно противиться, а увлечения ими немедленно врачевать покаянием.

Не входи в тонкое рассматривание твоих страстей: это тебе не под силу и непременно повредит тебе. Знай, что падение наше насадило в каждом из нас семя всех грехов, и потому па­дение по необходимости должно проявлять свое присутствие в нас разными греховными помыслами и ощущениями. Этому не должно удивляться как чему-либо странному! Этому следу­ет быть! Но греховные помыслы и ощущения не должно рас­сматривать, чтоб они не вкрались в душу и не заразили ее, дол­жно их немедленно отвергать, самому повергаться в пучину милосердия Божия.

Благодарение благости Божией за то душевное успокоение, ко­торое ты получила, посетив святую Обитель! Все блага, которыми пользуются человеки, принадлежат Богу, Его—дары. Ему — слава во веки. Аминь.

№4

Свойственно умной молитве открывать страсти, скрывающи­еся и тайно живущие в сердце человеческом! Она и открывает их, и укрощает.

Свойственно умной молитве открывать тот плен, в котором мы находимся у падших духов. Она открывает этот плен и осво­бождает от него.

Следовательно, не должно смущаться и недоумевать, когда восстают страсти из падшего естества, или когда они возбужда­ются духами.

А как страсти укрощаются молитвою, то и должно, когда они восстанут, творить умом неспешно и очень тихо молитву Иису-сову, которая мало-помалу уймет восставшие страсти. Иногда восстание страстей и нашествие вражеских помыслов бывает так сильно, что возводит в великий душевный подвиг. Это — время невидимого мученичества. Надо исповедать Господа пред лицом страстей и бесов молитвою продолжительною, которая непре­менно доставит победу.

Очень хороша книжка преподобного Нила Сорского: тебе не мешало бы завестись ею.

Не занимайся тонким рассматриванием твоих помыслов и состояний. Это превышает твои силы. Твое рассматривание не­пременно должно быть ошибочным и иметь вредное влияние на твое жительство. Один Святой сказал: «Я возложил все немощи мои и погрешности на Господа и на Его Пречистую Матерь». Так поступи и ты.

Ходи пред Богом по мысленному пути с простотою. Знай, что ты заражен греховностию, что эта греховность естественно дол­жна отзываться во всех твоих действиях, и потому плачь молит­венно пред Богом и только. Бог отнюдь не казнитель, как тебе представилось, но воспитатель. Иногда Он посылает в утеше­ние благодатные ощущения, а иногда попускает для смирения взволноваться страстям и подвергнуться нападению духов: то и другое делается по великой милости к нам, с целью существен­ной пользы нашей.

Благодарю за уведомление о печальных событиях. Это — плод сеятвы, как Апостол сказал: Бог поругаем не бывает: что человек посеет, то и пожнет (Гал. 6.7). Заботились о своей славе всеми непозволительными средствами, а истинною славою Божиею пренебрегли: то Бог попустил обесславиться. Вообще положе­ние монастырей в России в нравственном и духовном отноше­ниях самое бедственное. За сто лет до нас Святитель Тихон ска­зал, что истинное благочестие почти исчезло, а заменено оно лицемерством для обмана людей с целию вещественной выгоды. Надо понимать дух времени и не признавать прежние приста­нища пристанищами, потому что они наиболее превратились в гибельные омуты и пропасти.

Декабря 1863 года.

№5

Христос Воскресе!

По сравнению, сделанному Святыми Отцами, внутренняя жизнь подвижника Христова подобна погоде: иногда бывает ясно и тепло, а иногда пасмурно, ненастно и холодно. По их же сравне­нию эта жизнь подобна урожаям хлеба, которые иногда бывают очень обильны, иногда очень скудны. Люди опытные не надеют­ся на постоянство хорошей погоды и не приходят в смущение от погоды дурной, зная, что одна постоянно сменяется другою. Так­же при хорошем урожае они не полагаются на него и не престают от труда, а при худом урожае не впадают в уныние и равным обра­зом не престают от возделывания земли. Таков закон природы. Подобен ему и закон подвижничества. Иногда бывает посещение благодати, и душа утешается, а иногда восстают волны искуше­ний, и она поставляется в затруднительное положение. Таков был путь всех Святых Отцов. Они повелевают всякому, желающему подвизаться правильно, чтоб он подчинился с покорности ю это­му закону подвижничества, установленному Самим Богом для странника земного. От постоянно ясной погоды высыхает земля и заводятся во множестве черви и прочие вредные насекомые. Подобно этому действует на душу продолжительное спокойствие, даже производимое благодатию: в душе зарождается высокоумие, самомнение, самонадеянность, презрение к ближним, уничиже­ние и осуждение их и тому подобные недуги духа человеческого, самые опасные и самые страшные.

Великое дело: признавать себя достойным искушения и пре­даваться воле Божией, когда придет искушение. Это очень по­могает и при страхованиях. Признание себя достойным всякого наказания, и даже явного бесовского, приводит к самоотверже­нию и к преданности воле Божией. От самоотвержения и преданности воле Божией уничтожается страх, наводимый бесовс­ким искушением. Диавол ничего не может сделать без попуще­ния Божия; он находится постоянно во всемогущей руке Божией и имеет не иное значение в этой руке, как значение бича, кото­рый сам по себе лишен всякой способности к действию. Тебе по­слано было духовное видение низшего разряда, видение грехов­ности твоей и того общения, в котором человек содержится при посредстве греха с духами отверженными. Враг позавидовал это­му и захотел восхитить из души твоей плод, то есть чувство пла­ча. Он сделал это хитро, внушив неправильную мысль, которая всегда бывает началом зла. Ему попустилось сделать это для тво­его искуса, чтоб ты опытно познала диавольские козни и посто­янно была на страже. Духовные сокровища должно хранить и хранить. Впрочем, посещению благодати обыкновенно предше­ствует или последует искушение.

Все, случающееся с подвижником, свидетельствует само о себе. Но это могут понимать только те, которые проходят под­виг правильно. Обольщенные также довольны в слепоте своей своими состояниями и случающимся с ними: их довольство есть самодовольство, основывающееся на удовлетворяющем их и ласкательствующем им мнении их о себе, а не на зрении своей гре­ховности и окаянства. Очень хорошо поверять себя, открывая о том, что случается вне обыкновенного порядка. Открывать дол­жно пред знающими дело, а не пред умницами, прославляемы­ми и выставляемыми миром за святых и духовных. Мир любит свое [396],— сказал Спаситель. Мир — в прелести и сочувствует од­ним тем, которые находятся в прелести. Служителей истины он отвергает и ненавидит.

Наступают времена трудные в духовном отношении; они насту­пили уже давно, как пишет Святый Тихон Воронежский, но за­труднительность постоянно увеличивается, отступничество при­нимает огромные размеры. Это — попущение Божие, предсказан­ное в слове Божием. Пред непостижимыми судьбами Божиими должно благоговеть. Что — мы пред Богом? — Ничтожные червяч­ки, призванные Его неизреченной милостию в бытие и что выше бытия, в познание Бога, в общение с Богом. Будем прославлять Его благоволение о нас, Его милость к нам! Будем молить Его, да со­вершит до конца милость Свою над нами!

Недостойный Е<пископ> И<гнатий>. 8 апреля 1864 г.



№6

Святые Отцы повелевают подвижнику молитвы при случа­ющихся явлениях вне и внутри себя пребывать равнодушным к ним и не внимать им, не признавая себя достойным видения святаго. Они завещают с одной стороны не порицать явления, чтоб не подвергнуть порицанию святое, а с другой никак не вверять­ся явлению, поспешно признав его истинным, чтоб не впасть в сеть лукавого духа, старающегося обольстить и обмануть под­вижника, с целию повредить или погубить его. По миновании явления, иногда чрез значительное время, является в сердечном чувстве объяснение значения, которое должно дать явлению. Вообще замечено Святыми Отцами, что тех, которых Бог посе­тил истинным явлением, сатана начинает искушать явлениями ложными. На это тебе нужно обратить особенное внимание для предосторожности.

Видеть настоящее положение духовных руководителей не­обходимо, чтоб охраниться от обмана; вместе должно очень ос­теречься от осуждения их, непрестанно обращаясь ко вниманию себе. Откровенность очень опасна в наше время, потому что не­которые по превратному пониманию своего положения счита­ют обязанностью своею выведывать, чтоб потом выведанное пе­редавать. Вероятно, это делается и с целию подслужиться.

Потрудись передать К. И. мою искреннейшую благодарность за воспоминание обо мне. О здоровье моем не могу сказать ни­чего положительного. Внутри боли уменьшились. Кровь значи­тельно улучшилась. Пришлось провести жизнь трудную, почти постоянно быть в занятиях, превышающих телесные силы и не­соответствующих состоянию здоровья.

Благословение Божие да почиет над тобою.

Е<пископ> И<гнатий>. 14 марта 1864 года

№7

Воистину Воскресе Христос! Предсказанное Словом Божиим должно совершиться. Наш священный долг — благоговеть пред судьбами непостижимыми Бога Господа и, понимая глубо­кое значение совершающегося, обратить все внимание, внима­ние усиленнейшее на усвоение себя Христу, как Святые Отцы сказали: «Спасаяй, да спасет душу свою»-. Спаситель заповедал: «бдите и молитеся, да не внидите в напасть». Пред наступлением великих скорбей должно молиться с особенною тщательнос­тью и умолять Бога о помиловании.

Благодарю за уведомление о мнении различных личностей о –«Слове о Смерти» и других сочинений, находящихся в связи с этим «Словом». В Петербурге подобное явление. Именно: боль­шинство духовенства сначала были против «Слова», но некото­рые из духовенства — весьма немногие — были и за него. Когда же пообдумались, особливо после появления статьи «Взгляд» на мнение западных, тогда все замолкли, впрочем не по причине согласия. Нельзя было отвергать служителям православной Церкви учение, провозглашаемое Церковию всенародно на всем пространстве ее Богослужения. Хотели отомстить иначе; но рука Божия отвратила удар, направленный при посредстве Б. Б., сто­ящего во главе шайки издателей реформационного и вкупе ре­волюционного журнала «Странник». Писания мои мне не при­надлежат; их источник — Отцы, они принадлежат Отцам право­славной Церкви. Избрание меня Промыслом Божиим в орудие преподания этой жизненной духовной пищи современному ос­татку верующих есть и им и мне благодеяние Божие. Мир лю­бит свое,— сказал Спаситель. Когда мир услышит Слово Божие, провозглашаемое по стихиям и в духе мира, т. е. когда он услы­шит учение свое, прикрытое личиною учения Божия, тогда он превозносит его похвалами. Когда же он ощутит в слове присут­ствие иного духа, действующего разрушительно на владычество мира: тогда он заражается ненавистию к слову, установляет го­нение на произнесшего слово. Очень опасно приобретать позна­ния не во Христе, а развивая свое собственное падшее естество, пребывать по духу в общении с миром. Действуя в области по­следнего способа люди непременно заражаются враждою к Свя­тому Духу, как заразилось этою смертоносною враждою иудей­ское духовенство, в чем и обличено оно первомучеником Сте­фаном (Деян. 7. 51). Эти ученые по букве не нашли слов, чтоб противопоставить их словам Духа, которые произносил Стефан, и потому возгорелись к сосуду духа завистию и ненавистию. На слова они отвечали камнями; на преподание истины возразили убийством. Слово Божие всегда было гонимо миром; гонение от мира всегда было свидетельством учения, исходящего от Бога.

П<етр> А<лександрович> заботится об издании «Аскетичес­ких Опытов», в которых с особенною подробностию и разнооб­разием преподается понятие о правильной молитве, также и дру­гих существенно нужных и важных подвигах духовных, без которых одни телесные безполезны и даже могут быть очень вред­ными, душепагубными. «Опыты» должны доставить основатель­ное понятие о таких предметах, о которых ныне в обществе хри­стианском имеется познание самое поверхностное, по большей части самое превратное, душевредное и душепагубное. «Опы­ты» должны удовлетворить настоятельной нужде подвизающих­ся и спасающихся в наше время, в которое иссякли благодатные наставники, умножились и лжеучители. Напечатание «Опытов» устроилось особенным Божиим Промыслом. Отступление на­чало совершаться с некоторого времени очень быстро, свободно и открыто. Последствия должны быть самые скорбные. Воля Божия да будет! Милость Божия да покроет нас!

Призывающий на тебя благословение и благодать Божию.

Е<пископ> И<гнатий>. 2 мая 1864 года

Варвара Каишрина

Новонайденные ранние письма святителя Игнатия Брянчанинова[397]

В собрании рукописей Российской государственной библио­теки хранится сборник из двух рукописных книг под названием •«Письма (в списках) старца иеросхимонаха Льва (Леонида) (Наголкина)»[398]. Первая рукописная книга содержит краткий очерк жизни старца иеросхимонаха Льва и 62 письма (в списках) старца Льва к разным лицам. В конце приложено письмо монаха Иоанникия к наместнику Александро-Невской лавры о. архимандри­ту Аарону о причине выхода из нее, а также составлено оглавле­ние с тематическим указателем. Вторая рукописная книга со­держит 46 писем (в списках). В конце прилагается переписка учеников старца Льва, выписка из книги «Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и св. земле постриженника святыя горы Афонския инока Парфения» (М., 1855), а также оглавление.

Этот сборник в середине XIX в. готовился к печати, о чем свидетельствуют многочисленные примечания с обращением к читателю, а также проведенная составителями редакторская правка писем.

Согласно библиотечной описи, рукописные книги датируют­ся второй половиной XIX в. Анализ примечаний позволил оп­ределить время формирования рукописных книг как 1855-1857 гг. В сборник были включены выписки из книги «Сказание... инока Парфения», вышедшей в 1855 г., что могло быть сде­лано не ранее 1855 г. В примечаниях к письму о. Иоанникию от 1 октября 1823 г.[399]отмечено, что упоминаемый Преосвященный Филарет Калужский, «нынешний Митрополит Киевский», т. е. сборник формировался не позднее 20 декабря 1857 г. Сноски к письму о. Иоанникию от 20 марта 1823 г.[400] были сделаны, пред­положительно, как составителем, так и позже — переписчиком. В примечании отмечается, что откровение, бывшее схимонаху Феодору, содержится в рукописном пространном житии, напи­санном учеником его, ныне архимандритом о. Игнатием Брян-чаниновым. Позднейшая сноска, сделанная другим почерком уже после формирования сборника, содержит уточнение: «ныне епис­коп Ставропольский», что могло быть отмечено лишь после 1857 г., когда архимандрит Игнатий был хиротонисан в еписко­па Кавказского и Черноморского.

На основании изложенных фактов составителем сборника и автором 4 Краткого очерка жизни старца иеросхимонаха Льва» являлся, как мы предполагаем, о. Леонид (Кавелин). Однако, работа над сборником в какой-то момент была прервана, а боль­шинство писем и до сегодняшнего дня так и остались неопубли­кованными.

Незавершенность работы, преимущественно над второй ру­кописной книгой, объясняется, видимо, тем обстоятельством, что в конце 1857 г. в жизни Л. А. Кавелина происходит ряд событий, сказавшихся на этой работе: 7 сентября 1857 г. Лев Александро­вич Кавелин был пострижен в монашество с именем Леонид, 20 октября того же года рукоположен в иеродиакона и 29 — в иеромонаха. А в ноябре 1857 г. был назначен в Русскую духов­ную миссию в Иерусалиме, где пробыл два года.

В дальнейшем собранные материалы были использованы при составлении полного жизнеописания опти некого старца иеро­монаха Леонида (в схиме Льва). Краткое жизнеописание стар­ца, помещенное в первой рукописной книге, по сути является редакторской обработкой уже изданного жизнеописания в «Ис­торическом описании Козельской Введенской Оптиной Пусты­ни...»[401]. В основном редакторская правка коснулась композиции воспоминаний. Если в «Историческом описании Козельской Введенской Оптиной Пустыни...» в жизнеописании старца мож­но выделить две структурные части: биографические сведения, собранные о. Леонидом (Кавелиным) и воспоминания о старце его ученика о. Антония (Бочкова), то в рукописном варианте эти части объединены воедино по хронологическому признаку.

Осознавая, что предлагаемые заметки о старце Льве недоста­точны по своей полноте, составитель рукописного жизнеописа­ния замечает, что «материалами для составления полного жиз­неописания сего достопамятного старца может послужить ни­жеследующая переписка о нем между его учениками...»[402], «где также видно влияние его на умы благочестивых современни­ков»[403]. В конце второго сборника в разделе «Переписка учени­ков старца Льва» помещено всего 5 писем учеников и среди них 2 письма послушника Димитрия (впоследствии святителя Иг­натия Брянчанинова).

В рукописной книге писем старца Льва находится одно пись­мо иеросхимонаха Льва Димитрию А[лександрови]чу [Брянча-нинову], которое датируется 28 марта 1827 г.[404] и относится к пе­риоду пребывания старца в Александро-Свирском монастыре. Димитрий Александрович Брянчанинов находился в то время в Динабургской инженерной команде, куда был направлен в ян­варе 1827 г. по высочайшей воле Императора, несмотря на просьбы об отставке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 223; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.