КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Том VIII 40 страница
№67 Любезнейший Друг и Сестра, Елизавета Александровна! Приношу Тебе искреннейшую признательность за воспоминание о мне и поздравление с Праздником Праздников, с которым взаимно поздравляя, желаю Тебе и чадам твоим всех истинных благ от Всеблагого Господа. Петр Дмитриевич оставил во мне очень приятное впечатление: я увидел в нем человека основательного, умного, с правилами. И то заметно, что неприятности по службе подействовали на него; но они доставляют драгоценную опытность. Из всех лекарств от ревматизма, перепробованных мною, нахожу лучшим натирание спиртом, насыщенным солию, лучше ванн: действие схожее на действие ванны, но не так расслабляет. Беда—расслабить себя теплыми ваннами! Это знаю на своем опыте. Великий Пост провел я очень трудно, и даже всю Пасхальную неделю просидел дома. Золотуха и простуда, преимущественно первая, разлагались очень сильно. Употреблял упомянутое натирание, а теперь, прекратив его, начал окачиваться в теплой комнате водою. Это — средство, употребляемое на Кавказе. Для укрепления себя начинают окачиваться водою в 22 градуса и нисходят до 18-ти. Кажется мне, что я, после тяжкого положения, в котором провел Великий Пост, почувствовал себя получше. Петр А<лександрович> в Петербурге; полагает приехать сюда во второй половине мая и потом, взяв Алексея, отправиться в Вологду. Кажется, что дитя понимает значение своего проступка — вступления в монастырь с целию прикрыть этим то поведение, которое он допустил себе в Москве и по причине которого он не мог оставаться в Университете. Служба в Вологде есть наилучшее для него положение: потому что во всяком другом месте его ожидает увлечение, особливо в столицах. Повсеместное охлаждение к религии, фанатический атеизм с разрушительными предположениями и намерениями, общая безнравственность не могут остаться без последствий. Часто самые необыкновенные события постигают внезапно и неожиданно для неожидающих. Но и вся жизнь человека исполнена различных скорбей. Миром управляет десница Божия, для нас непостижимо. Положение должно понимать, а пред судьбами Божиими благоговеть, признавая себя достойными наказания Божия. За такое сознание посылается от Бога милость. Рецензия Матвеевского, имея неблагое намерение, очень содействовала к тому, чтоб на «Слово о Смерти» было обращено особое внимание. Об этом пишут мне из Петербурга лица значущие. Некоторые прогневались! что ж делать? по крайней мере оставшимся верными христианству сообщено подробное, из святых Отцов, учение о том, какое значение имеет смерть, и как приготовить себя к вечности. Бог управляет судьбою человека; с ним могут сделать враги его только то, что попустит Бог, а все, что попустит Бог, служит к пользе души и к вечному спасению. Призывая на Тебя и на чад твоих Божие благословение, с чувствами искреннейшей преданности и уважения остаюсь Тебе преданнейший друг и брат, Епископ Игнатий. 25 апреля 1864 г. №68 Любезнейший Друг и Сестра, Елизавета Александровна! Брат Петр Александрович привез мне известие, что Ты посещена была тяжелою болезнию: по этой причине пишу к Тебе эти утешительные строки. Святые Отцы советуют благодарить Бога за те скорби, которые посылаются нам, и исповедовать в молитве нашей, что мы достойны наказания за грехи наши. Таким образом принимаемая скорбь непременно послужит нам в очищение грехов наших и в залог вечного блаженства. По свойствам недугующего падением естества нашего мы заботимся наиболее о устроении нашего земного положения, а Бог устраивает наше вечное положение, о котором мы забыли бы, если б земное положение не было потрясаемо скорбями, если б скорби, посылаемые по временам Промыслом Божиим, не напоминали нам, что все временное и земное преходит и что главные заботы должны быть о вечном. Писание говорит: Господь, его же любит, наказует [385]. Скорби вразумляющие посылаются от Бога тем, которых Он хочет помиловать, а отверженным посылаются скорби решительные и сокрушительные, как то скоропостижная смерть, лишение рассудка и тому подобное. Велик Бог наш! Страшное дело — падение человека! Великое дело — искупление человека Богочеловеком! Необходимо изучить основательно все это и по правильному понятию о Боге и о себе направить земное странствование, чтоб не погибнуть навеки. Благословение Божие да почиет над Тобою и над чадами твоими. Тебе преданнейший брат и друг Е<гшскоп> Игнатий. 28 июня 1864 г. №69 Любезнейший Друг и Сестра, Елизавета Александровна! Очень буду рад видеть Тебя в Бабаевской обители. Очень рад и тому, что гомеопатические лекарства оказали помощь. Лечение неправильное приносит более вреда, нежели самые болезни, как я испытал на своем опыте. Лекарство Сокологорского усилило то разрешение мокрот, которое произведено Кавказскими водами. С прошедшей весны я почувствовал себя особенно слабым и почти не выхожу из комнат. Сокологорский утверждает, что продолжительное и постоянное употребление его лекарства должно принести пользу. Что Бог даст! Поздравляю с внучком! Государь возвратился в Петербург в сопровождении В<еликого> К<нязя> Константина Николаевича. Впрочем, это я знаю из газет, в которых изредка показывают мне достойное особенного внимания: переписку, кроме как с лицами начальственными своего ведомства, я почти прекратил совершенно. Итак, до приятнейшего свидания! Благословение Божие да почиет над Тобою и над твоим семейством. С чувствами искреннейшей преданности и уважения имею честь быть Тебе преданнейший брат Е<пископ> Игнатий. 3 ноября 1864 г. №70 Любезнейший Друг и Сестра, Елизавета Александровна! Петр Александрович в письме из Москвы спрашивает меня о печатных листах 2-го тома «Аскетических Опытов», посланных ко мне с Тобою. Но я ничего не получал от Тебя. Если эти печатные листы находятся у Тебя, — то потрудись выслать их ко мне. Если же их нет у Тебя, то потрудись известить меня о них основательно, чтоб я мог дать Петру Александровичу основательный ответ. Мы живем потихоньку. Доходящие до нас сведения о состоянии православной Веры в России очень грустны. С одной стороны, губит ее раскол, с другой — вольнодумство. Борьба для нее очень затруднительна по причине внутренней страшной болезненности, которая, как червь, источила всю силу ее. Да совершается воля Божия. Призывающий благословение Божие на Тебя и на твое семейство Тебе преданнейший друг и брат Епископ Игнатий. 29 декабря 1864 г. №71 Любезнейший Друг и Сестра, Елизавета Александровна! Святые Отцы советуют: когда предположенное и предпринятое доброе дело не удается совершить с должною точностию, то пополняется недостаток исполнения смирением. В таком случае надо смириться пред Богом: попросить у Него прощения в увлечении и в недостаточном исполнении доброго дела. Хотя и заповедано нам исполнение заповедей, но оно заповедано, как непременный долг наш, как единственное условие пребывания в общении с Богом, а не как заслуга пред Богом или одолжение Богу с нашей стороны: спасаемся все, без всякого исключения, единственно милостию Божиею. Христос пришел спасти сознающихся грешников, а не праведников. Эти мысли могут успокоить и утешить Тебя по поводу приобщения Святым Христовым Тайнам при рассеянности. Ныне время воздыханий. Почти все пишущие ко мне пишут из феды скорбей. Кто веселится? Неизвестно. Бог, посылая Тебе временную скорбь, очевидно благоволит, чтоб Ты приблизилась к Нему, и отчетливее приготовилась к вечности. Очень мало вхожу я в дела мира; но сколько слышу, землевладельцам предстоят новые хлопоты при введении нового порядка. Всего лучше положиться на Бога, и просить Его, чтоб не оставил Своею милостию. Кажется, я говорил Тебе, что ныне тяжело вообще, в религиозном же отношении в особенности. Не видеть бы ничего! не слышать бы ничего! Религиозные недуги человечества всегда отражаются на внешнем быте его. Свидетель этого — вся история. Если б я был в Петербурге и даже на Кавказе, то мог бы быть полезным Петру Дмитриевичу. Его, как человека способного к делу и труду, можно 6 было рекомендовать Начальнику, имеющему нужду в таких людях и ценящему их. Петр Дмитриевич уже подвергся многим тяжким опытам, которые однако образуют и воспитывают делового человека. От души желаю Сыну Твоему истинного счастья и призываю на него осенение милости Божией. Жалею Алексея! Хорошо, что Ты не написала Петру: он скор, по обычаю светского. Потрудись отчетливее известить меня о положении и поведении Алексея: я думаю написать ему. Призывая обильное благословение Божие на Тебя и на твое семейство, с чувствами искреннейшей преданности и уважения имею честь быть Твоим преданнейшим другом и братом Е<пископ > Игнатий. 6 марта 1865 г. №72 Любезнейший Друг и Сестра, Елизавета Александровна! Приношу Тебе искреннейшую благодарность за воспоминание о мне! В июле месяце получил я письмо от Петра Дмитриевича, и отвечал ему по адресу, им прописанному: в Петербург, в Николаевскую Академию Главного Штаба. Дай Бог благополучия чадам твоим! Всмотрятся и в жизнь, которая опытно доказывает о себе каждому, что она суетна, что все земные приобретения должно оставить на земле, и уйти в вечность с одними делами. В июле месяце я доходил до крайнего изнеможения; и теперь плох. Совсем нет сил. Это плод жизни, проведенной в положениях, превышавших способности телосложения, и потому разрушавших его. Слава Богу! Теперь приближился к концу, которого не миновать никому из человеков. У нас все благополучно. Церковь выходит необыкновенною. Погода очень затрудняет уборку хлеба, также замедляет и постройку. Будь здорова и благополучна. Призываю благословение Божие на Тебя и на чад твоих. Тебе преданнейший брат и друг Е<пископ > Игнатий. 2сент. 1865 г. №73 Любезнейший Друг и Сестра, Елизавета Александровна! Приношу искреннейшую признательность за воспоминание о мне в дни великого Праздника, и равномерно поздравляю Тебя с этим святым Праздником и с наступившим Новым Годом, усерднейше желая Тебе и чадам Твоим обильной милости Божией на грядущее лето и на все лета жизни Вашей. При принимании гомеопатического лекарства необходимы отдыхи: потому что это лекарство очень действует на нервы и кровь, которым, следовательно, нужно давать время на успокоение. Полезно в пол-рюмку самой теплой летней воды (градусов в 25 или в 26) класть капли три или четыре того лекарства, которое принимается внутрь, и обтирать этим раствором больные места утром и вечером. После обтирания должно одеваться потеплее на час времени. Тебе преданнейший брат Е<пископ > Игнатий. 1 января 1866 г. №74 Любезнейший Друг и Сестра, Елизавета Александровна! Благодарю Тебя за воспоминание о мне. Здоровье мое с самой весны особенно неблагоприятно. Боли сердца увеличились, и действуют на весь организм: ни письмом, ни чтением не могу заниматься. К тому же и золотуха извергается из организма разными путями, между прочими путями и путем глаз. Впрочем, живем тихо, вдали от мира, при самых малых сношениях с миром, как бы в отдельной области. Строение Церкви идет успешно. Очевидно, что она строится по особенному Промыслу Божию, под особенным покровительством Промысла Божия. Здание—благолепное. К 10-му ожидаем сюда Петра Александровича. Благословение Божие да почивает на Тобою и над чадами Твоими. Милосердие Божие да хранит всех нас от всякого зла. Тебе преданнейший слуга и брат Епископ Игнатий. 6 июля 1866 г. №75 Любезнейший Друг и Сестра, Елизавета Александровна! Приношу Тебе искреннейшую благодарность за письмо Твое от 14-го октября и сердечно радуюсь, что здоровье Твое находится в столько удовлетворительном положении. Разумеется, при этом никакие лекарства уже не нужны. Мое здоровье — в своем обыкновенном положении. То ноги отымутся, то грудь, то правая рука. Летом и осенью очень тревожила хроническая боль в сердце: теперь эта боль поунялась. Летом посетили меня Наследник[386] с своим братом Владимиром. Прекрасные юноши! От души пожелал я им всего доброго. Трудное предстоит им поприще! Нигилизм проник во все сословия, даже в крестьянское, и уничтожает те понятия, которыми крепко держалось и на которых почивало Государство Российское. Для управления им необходимы иные приемы. Призывая обильное благословение Божие на Тебя и на чад Твоих, с чувствами искреннейшей преданности и уважения остаюсь навсегда Твоим покорнейшим слугой, другом и братом Епископ Игнатий. 28 октября 1866 г. №76 Любезнейший Друг и Сестра, Елизавета Александровна! Приношу искреннейшую благодарность за воспоминание о мне и поздравление с праздниками и Новым годом, с которыми взаимно поздравляя Тебя, желаю Тебе и чадам Твоим всех истинных благ. Предсказало Священное Писание о бедствиях последнего времени: что оне яко сеть приидут на вся, живущие на лице всея земли [387], и не имущ избежати [388]. Точно! Никакого нет средства устранить скопляющиеся черные густые тучи, охватывающие от-всюду горизонт. Господь заповедал бдеть и молиться с особенным тщанием в эти лютые времена. Самое дело показывает, что нет другого прибежища. Будь семи пядей во лбу — ничего не сделаешь. Когда Петербургский военный генерал-губернатор Кавелин был болен умопомешательством, и родня его приезжали и старались урезонить его, чем приводили в большее расстройство, тогда доктор, бывший при нем, сказал мне однажды: «Такова болезнь нашего времени». Призывающий на Тебя и на чад твоих обильное благословение Божие Тебе преданнейший слуга, друг и брат Е<пископ> Игнатий. 5 января 1867 г. №77 Любезнейший Друг и Сестра, Елизавета Александровна! Благодарю Тебя за воспоминание о мне! Последнее письмо ко мне Петра Дмитриевича мне очень понравилось по двум изложенным мыслям: 1) что он не способен к нежности, 2) что служба настоящего времени имеет характер вилянья. Первое послужило для меня рекомендациею его сердца, потому что нежность есть чувство сексуальное (кровяное), обман себя и других. Вторым отрекомендован ум, взглянувший очень правильно и проницательно. От удушливого кашля, от удушья, стеснения под ложечкою, головной боли, расстройства в желудке, кровохаркания — превосходное средство — [нрзб.] —. Детям и людям очень слабого сложения должно принимать по одной капле в столовой ложке воды, на ночь, ложась спать; но лучше принимать по две капли. Если болезнь сильна, то можно, вдобавок к вечернему приему, принимать по одной капле в столовой ложке сразу после обеда. Принимать должно 4 или 5 дней в неделю, а два или три дня отдыхать. Большие приемы, только что сделается получше, должно убавить. По настоящему состоянию Твоего здоровья советовал бы я и Тебе попринимать [нрзб.] в течение двух-трех недель. Лекарство подействует благотворно на голову, зубы и зябкость. Описываемые тобою признаки болезненности суть признаки худосочия. В Питере лечили меня разные доктора от воображаемых болезней; в первый раз, уже пред выездом из столицы, Англичанин, дантист, сказал мне: у вас золотуха; от нее расшатались ваши зубы, которые сами по себе здоровы. Я советовал бы Тебе попить весною и летом хренный сироп, приготовляемый в Москве, единственно в Старо-Арбатской аптеке Кронгельма, с которою знакома А. В. Жандр. Аптека высылает мне сюда по почте. Порция состоит из 5-ти банок, которых достаточно почти на два месяца. Принимают по столовой ложке утром и вечером, запивая стаканом воды и воздерживаясь от кислого и соленого. Действие — подобно щелочным водам, обыкновенно употребляемым от худосочия, но гораздо определеннее. 4 или 5-ть дней в неделю должно принимать сироп, и 2 или 3 дня отдыхать. Для Тебя довольно будет двух порций. Сироп поддерживает и меня, а на Петра А<лександровича>ча и о. Иустина действует отлично, особливо на последнего: помоложе! Порция стоит около 12-ти рублей, и с доставкой. Если чувствуешь зябкость, то непременно надо держаться потеплее! Зябкость — следствие болезненности или годов. Никак не должно бравировать, иначе усилится болезненность. Я много испортил себя, боясь привыкнуть к теплу, между тем как его требовала природа. Тебе преданнейший друг и брат Е<пископ> Игнатий. 26 февраля 1867 г. Скука, называемая унынием в монашеской жизни, всегда нападает по временам на проводящих уединенную жизнь. Во время ее очень полезно заниматься рукоделием, и при этом вспоминать покойников, кто как умер, и что мы умрем непременно. Духовные книги должно читать понемногу, чтоб ум не пресыщался чтением. С умом случается то же, что и с желудком, который, пресытившись, отвращается и от лучшей пищи. Мне присылают при лекарстве счет должным за него деньгам в особом конверте, и я высылаю деньги прямо в Аптеку. Письма Елизаветы Александровны Паренсовой к святителю Игнатию[389] №1 Христос Воскресе! Искренне поздравляю Вас, почтеннейший Отец Игнатий, с Великим праздником Христова Воскресения. Желаю Вам от всего сердца всех благ от Господа. Димитрий Тихонович приносит Вам искреннее свое почтение и также поздравляет с Высокоторжественным праздником. Все продолжение Великого поста у нас были больные, а теперь Манюшка моя тяжело больна, сегодня, слава Богу, ей лучше. Мы живем в совершенном уединении, несмотря, что всегда в городе. Вижусь всякий день с сестрой Марией Александровной. Прося Вас, почтеннейший Отец Архимандрит, иногда вспоминать об нас, от всего сердца желаю Вам доброго здоровья и остаюсь с глубоким чувством уважения Вам преданная сестра Елизавета Паренсова. 1847 года 17 апреля Вологда №2 Почтеннейший Отец Игнатий. Надеюсь на расположение Ваше, уверена, что примите участие в радости нашей. Господь даровал нам сына, которого не оставьте молитвами и благословением Вашим; имя младенца Петр, это второй мой сын, первого Господу угодно было взять у нас, да будет воля Его святая и над вторым. Здоровье мое поправилось, слава Богу; живу одна, муж мой уехал в Мезень. Путешествие трудное, которого требовала служба. С папенькой, братом Семеном Александровичем и сестрами вижусь довольно часто, впрочем веду жизнь очень уединенную. Супружество брата С. А. всех нас радует. Жена его молода, хороша и вместе привержена к религии так, что ожидать было невозможно от воспитания, данного в пансионе. Добра и ласкова в семействе, состояние богатое. Дай Бог им счастья. Сестра Александра Александровна в своей деревне, живет в большой нужде. Хлеб не уродился, а других доходов нет почти. Мария А. живет в довольстве, но здоровье жалкое, страдания ежечасные. Простите подробностям моего письма. Почтеннейший Отец Игнатий, написала вам, что пред глазами моими и близко сердцу. Искренне пожелав Вам доброго здоровья и всех благ от Господа, прошу Вас, не оставьте меня и семейство мое благословением и молитвами Вашими. Преданная и уважающая Вас сестра Елизавета Паренсова. 1843 года 21 августа Вологда Письма святителя Игнатия к сестре Марии Александровне и ее мужу Николаю Филипповичу Купреяновым №1 Воистину Воскресе Христос! Любезнейшая сестра Мария Александровна! Равно и я поздравляю тебя от исполнения сердечного с протекшим праздником Воскресения Христова; равно и я желаю тебе, друг мой, всевозможного благополучия. Твое сетование справедливо: я слишком долго молчал; молчал, потому что надеялся, что наше взаимное расположение не может быть подвержено сомнению; обыкновенные письма светских людей, состоящие в различных поздравлениях и уверениях, не составляют обязанности монаха. В слове о душевной пользе я отказать не могу; такое слово есть милостыня, которую непременно должен подавать монах не только для душевной пользы ближнего, но и для своей. Когда человек почаще будет размышлять, что все земное временно, непременно кончится смертию, — опять что смерть сия придет неизвестно когда, чрез многие ли годы, или завтра, или чрез неделю, — тогда рождается в человеке забота о приуготовлении себя к вечности; в числе сих приготовлений есть и молитва. Познакомься с Богом заблаговременно, частыми молитвами стяжи дерзновение, дабы, когда должно будет предстать на Страшный суд, могла ты упросить Судию быть к тебе милосердым. Оставь угождение диаволу в различных мирских забавах, послушайся Спасителя, возвестившего: горе смеющимся ныне! Горе насыщенным ныне! — Вопреки завещанию Сына Божия, диавол установил балы, театры и прочие забавы; деньги те приносятся в жертву диаволу, кои могли бы быть принесены в лице нищих Господу Иисусу Христу, Который воздаст дающему милость сторицею в будущем веке. — Займись чтением Божественных книг с благоразумною умеренностью, сохраняющею надолго вкус и утончающею оный, и умножающею сердечную жажду Божественной правды, сими книгами поведуемой. Таковы книги: Четьи Минеи, сочинения Святителя Димитрия Ростовского, сочинения Святителя Тихона Воронежского, письма Георгия Затворника. В особенности последняя книжка драгоценна; ее можно выписать из города Задонс-ка, Воронежской губернии, из находящегося при городе Задонске Богородицкого монастыря. Переводов с немецкого и французского отнюдь не надо читать; от них можно заразить сердце не-исцельною язвою. Просишь от меня духовного благословения на себя и на мужа твоего? — Да даст тебе Господь прошение сердца твоего, и свыше нисходящею благодатию Святого Утешителя Духа да осенит умы и сердца Ваши к познанию святой Своей воли, да отверзет мысленные очи Ваши к усмотрению краткости и суетности сей земныя жизни, да разжег души Ваши к сохранению заповедей Его, и да сотворит Вас наследниками некончаемых сладостей рая, уготованных всем, любящим Бога и ненавидящим диавола и дел его, и начинаний его, и славы его мерзостной. Аминь. Усердно любящий тебя и желающий тебе душевного спасения Архимандрит Игнатий. 1840г.Апр.27 №2[390] Воистину Воскресе Христос! Милостивый Государь, Любезнейший Братец! Николай Филиппович! Благодарю Вас за воспоминание Ваше о мне; взаимно поздравляю Вас с светлым Праздником Воскресения Христова; с искреннейшим желанием Вам всех истинных благ, имею честь быть, Ваш покорнейший слуга и Богомолец. Архимандрит Игнатий. 27апр. №3 Воистину Воскресе Христос! Любезнейший Друг и Сестра, Мария Александровна! Сердечно благодарю тебя за твое милое и доброе письмо. Поздравляю тебя с светлым Праздником. Очень рад, что любовь превозмогла напрасное опасение обеспокоить меня письмом твоим. Такое доброе письмо не может обеспокоить — может только утешить и обрадовать. Я не могу участвовать в светских весело-стях моих родных; зато должен и желаю принимать живейшее участие в скорбях их. Идут в монастырь и избирают скорбную жизнь для того, чтоб жизнь веселая не развлекала и не привела в забвение Бога, а не для того, чтоб вместе с суетным оставлять и законное, святое. Я убежден и из слова Божия и из опытов жизни, что Бог кого полюбит, тому непременно пошлет скорби. Потому что без скорбей сердце не может умереть для земли и ожить для Бога в вечности. Слыша о тебе, что ты постоянно больна, я понимал из этого, что Господь обратил на тебя особенное внимание и хочет тебе доставить блаженную вечность. Обрати к вечности очи ума твоего и сердца. Вечность! Все мы непременно должны вступить в нее, и те из нас, которые не хотят нисколько о ней подумать, но всегда мыслями своими и желаниями пригвождены к одному земному. Вечность! С какою радостною надеждою ожидают ее иные, а иным как она грозна! Итак, если вечность нас ожидает непременно, то приготовиться к ней заблаговременно — требует самое благоразумие. Посему советую тебе относительно твоего здоровья положиться на волю Божию. Содержа в памяти мысль, что Бог призывает тебя скорбями к Себе, благодари Создателя, возлюбившего тебя и повторяй чаще сии слова: Слава Тебе Господи; за все, что Ты мне посылаешь. Твори над рабою Твоею волю Твою. — Благодарение в скорбях приносит утешение и силу терпеть и долготерпеть. Смерти не должно желать. Бог оттого не посылает ее, что мы к ней не приготовились, как должно. Сколько здесь потерпишь с благодарением, столько в будущей жизни насладишься утешением духовным. Читай письма Задонского Затворника Георгия; они недавно напечатаны в Москве в 3-х томах. Предуховная книжка, наполненная уте-шительнейших наставлений для страждущих. Ты не написала своего адреса, почему отправляю сие письмо чрез сестру Лизавету Александровну. Уведомь, долго ли намерена пробыть в Москве и не думаешь ли побывать в Петербурге. Благословение Божие да почиет над тобою. Тебе преданнейший брат Арх<имандрит> Игнатий. 1845 года Апреля 27 дня №4 Любезнейшая Сестра, Мария Александровна. Поздравляю тебя с Праздником Воскресения Христова и очень радуюсь, что ты чувствуешь облегчение в болезни. И я нахожу очень хорошим, если б ты вздумала ехать в Вологду чрез Петербург. В июле и августе Петербургский климат менее опасен для людей слабого здоровья, нежели в прочие времена года. Свидание с недостойным братом твоим могло бы доставить тебе неисчислимую пользу и дало бы тебе направление правильное на пути благочестия, на котором можно понести тяжкие труды и иметь самые малые плоды, и, напротив, при малом труде, но правильном можно обогатеть духовными плодами. Сие и св. Апостол Павел засвидетельствовал: Аще и постраждет кто, не венчается, аще незаконно мучен будет [391]. Записочки твоей я не мог доставить Надежде Петровне[392], потому что она (т. е. записочка) прибыла ко мне после того, как брат отправился в Варшаву. Они очень милы, и Надежда Петровна не так в опасном положении, как я думал по заочным вестям. Дай Бог тебе прочного и скорого выздоровления! Остаюсь навсегда преданнейший брат А<рхимандрит > И<гнатий >. 1846 года Мая 11-го дня №5 Любезнейший Друг и Сестра, Мария Александровна! Благодарю тебя за милое письмо твое, за поздравление с Новым Годом, за добрые твои желания! Слышал о твоем ушибе, который усилил твою болезненность. Что делать? Каждому надо идти с терпеливым постоянством по тому пути, на который он поставлен судьбою — тем больше, что изменить этот путь не в нашей власти. На людские мнения и речи не советую тебе обращать большого внимания и подчинять им свое поведение, особливо же Боголюбезные впечатления и движения сердечные. Веди себя просто, без принуждения и восторженности, оставляй поступки резко бросающиеся в глаза, выходящие из обыкновенного крута действий — это вполне достаточная жертва для ближних. Надеюсь весною увидеться: путь мой должен быть на Грязовец, Покровское, и так далее. Здешним местом я очень доволен; лечусь с успехом; но сильное лекарство очень вертит. Теперь очередь дошла до простуженных глаз моих. Начало их вертеть — и пишу с трудом! Христос с тобою! При свидании может быть, что-нибудь скажу и о болезни твоей. 1848 г. №6 Любезнейший Друг и Сестра, Мария Александровна! Благодарю тебя от всей души за дружбу твою, которою я был истинно утешен. Радуюсь, что судьба привела меня побывать под благословенным покровом дома твоего. Путешествие мое я совершил благополучно, здоровье мое приходит в лучшее и лучшее состояние. Будь благополучна! Бог да возвратит тебе потерянное тобою здоровье! А я остаюсь навсегда тебе преданнейший брат Архимандрит Игнатий. 1848 года июня 9-го дня Сергиева Пустыня №7 Любезнейший Друг и Сестра Мария Александровна! Милейшее и добрейшее письмо твое от 9-го апреля я получил. Сердечно радуюсь твоему спокойному, приятному и полезному образу жизни. Относительно Саши Жандр скажу тебе, что ее непременно надо взять из института, и если пребывание в деревне не сделает ей пользы, то надо взять ее окончательно. Следовательно, Бог тебе да благословит сделать по желанию твоему с согласия родителя и родных для Саши Жандр. Призывая на тебя и на добрейшего Николая Филипповича благословение Божие, остаюсь навсегда Тебе преданнейший брат Архимандрит Игнатий. 2 мая 1850 г. №8 Любезнейший Друг и Сестра, Мария Александровна! Искренно благодарю тебя за воспоминание о мне и призываю обильное благословение Божие на тебя, твоего супруга, твою дщерь и на весь дом твой, на все домочадство твое. Великая мудрость и великий источник утешения — благодарить Бога за все земные скорби, как ниспосылаемые нам самим Промыслом Божий м во спасение душ наших. Кого Господь любит, того и наказует. Пожелай мне не забывать этого святого образа мыслей и не уклоняться от него по поводу различных самооправданий, которые все — ложь и самообольщение, и слепота, и гордыня. Стареюсь, хилею, отживаю: вот, что могу сказать о себе. И паки призываю на тебя обильное благословение Божие. Тебе преданнейший брат Арх<рхимандрит> Игнатий. 1857 года 5-го мая №9 1) Кто желает правильно служить Богу: тот не должен просить у Бога именно чего-либо, как-то слез или чего другого, сообразно мечте своей; должен просить у Бога, чтоб Бог дал ему то, что полезно для души его; человек не знает, что именно полезно для его души. Кто в прошении своем отрекается от своей воли для Воли Божией, тот может получить истинное смирение. Надо удерживаться от разгорячения, а стараться иметь при молитве страх Божий, это вернее.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |