КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Том VIII 44 страница
Предпослав в обители горния иеросхимонаха Клеопу еще во время пребывания своего в Валааме, Феодор переселился с Леонидом в Александро-Свирский монастырь, дабы в оном окончить поприще жизни своей. Цепь дней его была цепью искушений. На закате сего светила скопились облака жесточайших злоключений, как бы для того, чтобы доставить ему и последнее блаженство святых, обещанное Спасителем в сих евангельских словах: Блаженна есте, егда поносят вас и ижденут ирекут всяк зол глагол на вы лжуще мене ради. Уже был он блажен, ибо сознанием своих немощей стяжал нищету душевную. Был блажен, ибо истинным сокрушением сердца вкусил сладость радостотворного плача. Был блажен, ибо понуждением себя к исполнению животворящих заповедей лобызал кротость — начало подражания Христу, сию дверь в чертог высочайшего смиренномудрия. Был блажен, ибо возжаждал правды и насыщался от царския ея трапезы. Был блажен, ибо милостивый к ближним за седмьнадесять лет удостоился слышать божественный глас: «Ты помилован». Был блажен, ибо умиротворением всех помыслов и сладкозвучною гармониею сердечных чувств соделался сыном Божиим по благодати. За полтора года до преставления постигла его для вящих венцев тяжкая болезнь. Минуты сильных припадков обнаруживались краткими, но исполненными любомудрия словами: «Слава Богу!» Наступила Светлая седмица 1822-го года. На Страстной неделе видение луны, склонившейся на запад и истощившей почти весь свет свой, за девять дней предвозвестило Феодору близкое его успение. За день до оного новое видение снова блистательным образом возвещает ему счастливейшую кончину: он видит себя в некоей великолепной церкви, исполненной белоризцев, и из среды оных с правого клироса слышит торжественный глас покойного друга своего иеросхимонаха Николая, вещающий тако: «Феодор! Настало время твоего отдохновения. Прииди к нам!» Настало время сие в пятницу в девятом часе вечера; заиграла радостная улыбка на устах Феодора, просветилось лице его, черты оного изменились божественным странным изменением. Ученики, окружавшие одр старца, забыли слезы и сетования — погрузились в созерцание величественной, необыкновенной кончины. Благоговейный страх, печаль, радость, удивление вдруг овладели их чувствами: они ясно прочитали на челе отца своего, что душа его с восторгом изскочила из тела в объятия светоносных ангелов. Смерть праведника есть рождение для новой радостнейшей жизни, смерть праведника есть сладостная жатва тучных кла-сов, прозябших из семени искушений и подвигов; смерть праведника есть величественное исшествие души, сбросившей деянием и видением страстные оковы из темницы тела: на пути своем к небу душа сия не боится встречи лукавых демонов. Смерть праведника есть полет его стремительный, неудержимый на любовных крылах к источнику любви — Господу Иисусу. Отец святый! Ты обитаешь днесь в райских чертогах и ненасытно насыщаешься хлебом небесным. Пролей о нас молитву пред Царем царей, не предай чад твоих челюстям вражиим, будь нам помощником в страшные смертные минуты и представь нас лицу Всевышнего, да и мы соединим с ликующим твоим гласом наши слабые г ласы и удостоимся с трепетом прославлять в вечные веки триипостасного Бога, славимого всею вселенною! Подготовка текста и публикация В. В. Кашириной.
[1] Святитель Игнатий в письмах к С. Д. Нечаеву обращался «Стефан Дмитриевич».
[2] Хотя из переписки можно заключить, что это «Житие> было опубликовано, обнаружить его в числе изданных творений святителя Игнатия не удалось.
[3] Письма святителя Игнатия впервые были опубликованы (некоторые в сокращенном виде) в «Христианском чтении» 1895 г., выпуск № 3, затем перепечатывались в других изданиях, но в собрания творений святителя Игнатия не попадали. В основу Настоящего издания положена их первая публикация в «Христианском чтении». Письма С. Д. Нечаева ранее не публиковались, недавно они были обнаружены в архиве — РГБ ОР. Ф. 425. К. 4. № 6. Эти письма позволили уточнить даты некоторых писем святителя Игнатия.
[4] Евр12.6.
[5] Александр Скарлатович Стурдза (ум. в 1854) — тайный советник; автор книги «О должностях священного сана» и других духовных книг.
[6] Брошюра была издана в пользу Комитета о просящих милостыню.
[7] Также составленное А. С. Стурдзою.
[8] См.: Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. М., 2002. С. 149-151.
[9] О. Аполлос до 1846 г. наместник Троице-Сергиевой пустыни, с 1846 г. — настоятель Старо-Ладожского Николаевского монастыря; с 1860 г. — архимандрит, в 1863 г. — уволен на покой; см. о нем также в 7 т., с. 290-292.
[10] У С. Д. Нечаева в Данковском уезде Рязанской губернии было имение — Сторожевая Слобода, или Сторожово.
[11] Ср. Настоящее издание, т. 6, с. 118-212.
[12] Митрополита Филарета (Амфитеатрова).
[13] Митрополиту Филарету (Дроздову).
[14] Изданные в пользу Комитета о просящих милостыни.
[15] Любовь... не мыслит зла... всему верит (1 Кор. 13.4,5,7).
[16]...всякую [ветвь], приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода
[17] Валленштрема. О нем см. в письме № 33.
[18] Кикилия, в мире Марфа Попова.
[19] Иоанна.19.11.
[20] Дивно ведение Твое для меня (Пс. 138.6).
[21] Высокопреосвященный Никанор.
[22] Письма с № 1 по № 40 - РГИА. Ф. 1088. Д. 532. Публикуются впервые (А. Н. Стрижев).
[23] Мф. 25.40.
[24] Цесаревич Константин Павлович. Переписка с Ф. П. Опочининым. СПб., 1873. С. 3. Ц.
[25] РГБ ОР. Ф. 41. К. 169. № 46.
[26] Письмо № 1 — РНБ РО. Ф. 545. Ед, хр. 13 — публикация А. М. Любомудрова; письма № 2,4,6,7 - РГБ ОР. Ф. 425. К. 3. № 9 - публикация О. И. Шафрановой; письма № 3 и 5 были опубликованы в т. 4 Собрания сочинений святителя Игнатия. М., 1993.
[27] В другой редакции «Слово из вечности» напечатано в Настоящем издании, т. 1, с. 171-173.
[28] Архиепископ Григорий (Постников) — будущий Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский.
[29] РГБ ОР. Ф. 425. К. 4. № 23.
[30] Митрополит Филарет (Амфитеатров) — о нем см. Настоящее издание, т. 7,
[31]..Прокурором Святейшего Синода... — Граф Н. А. Протасов.
[32] РГБ ОР. Ф. 425. К 3. № 19. Письмо публикуется впервые (О. Шафранова).
[33] терпением вашим спасайте души ваши (Лк. 21.19).
[34] 2 Кор. 12.9.
[35] Ср.: Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф. 5.20).
[36] Уставы Твои были песнями моими на месте странствований моих (Пс. 118.54).
[37] Вспоминаю о Боге и трепещу (Пс. 76.4).
[38] РГБ ОР. Ф. 425. К. 1. № 11. Ц [39] Опочининых. [40] РГБ ОР. Ф. 425. К. 4. № 29.
[41] Л. А. Соколов. Епископ Игнатий Брянчанинов. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. Киев, 1915. Ч. 1. С. 286-288. Валоцкой Алексей Александрович (1806-1875) — генерал-лейтенант, до августа 1859 г. — губернатор Ставропольского края; со святителем Игнатием был в дружеских отношениях с детства.
[42] См.: Притч. 9.1.
[43] По свидетельству П. А. Брянчанинова, письмо это «было как бы напутствием к А. А. Плещееву, писано к нему за месяц до смерти его, когда еще никто не говорил и не думал о близости смертного его часа. Покойный Плещеев назвал это письмо подорожной своей в вечность, хранил его во все последние дни под подушкой; болезнь препятствовала Архимандриту Игнатию
[44] Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя (Рим. 14.7).
[45] София Павловна Титова — сестра Анны Павловны Плещеевой — см. с. 110, письмо № 7.
[46] Ин. 6.44.
[47] РГБ ОР. Ф. 425. К 4. № 21. Публикуется впервые; ответ Святителя в письме № 7 (О. Шафранова).
[48] Протоиерей Лука Ефремов. Жизнеописание Т. Б. Потемкиной. М, 1870.
[49] Граф Сергий Шереметев. Домашняя старина. М., 1900. С. 108.
[50] О нем см. т. 7, с. 199-200.
[51] Душеполезное чтение. М., 1870. Ч. 1-4. С. 1-8.
[52] Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благо
[53] Княгиня Татьяна Васильевна Юсупова (1767-1841) — дочь полковника Василия Андреевича Энгельгардта и Марфы Александровны, урожденной Потемкиной (сестры князя Г. А. Потемкина). В первом супружестве была за внучатым дядею по матери, Михаилом Сергеевичем Потемкиным (умер в 1791 г.); во втором — за князем Николаем Борисовичем Юсуповым (1751- 1831). В1781 г. была пожалована во фрейлины. Погребена в Благовещенской
[54] Письмо святителя Игнатия к этой старице см. т. 7, с. 208-209.
[55]..царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой (Дан. 4. 24).
[56] РГБ ОР. Ф. 425. К 1.
[57] Мф. 7. 20. [58] Мф.9.17.
[59] Последование панихиды. На Аллилуиа стих 1.
[60] См. письмо святителя Игнатия к наместнику Сергиевой пустыни о. Игна
[61]...прах ты и в прах возвратишься (Быт. 3.19).
[62] Пс. 102.5.
[63] 4 февраля 1848 г. святитель Игнатий написал своему наместнику в Сергееву пустынь: «К Николаю Николаевичу Анненскому я писал письмо, утешая его, и советую не оставлять семейство по порыву огорчения. Ты очень хорошо сделал, доложив Преосвященному о его пребывании в обители».
[64] РНБ РО. Ф. 1927. № 288. С. 273-274.
[65] См. т. 7, с. 541-542. [66] Полное жизнеописание святителя Игнатия Кавказского. С. 152.
[67] РГИА. Ф. 1661. Д. 1098. Ф. 472. Д. 62. Константин Степанович Сербино-вич (1795-1874) — тайный советник, член Комиссии по принятию прошений; см. также о нем примеч. Настоящего издания, т. 5, с. 517.
[68] Барятинский А. И. (1815-1879) — князь, с 1856 по 1861 г. наместник Кавказский.
[69] РГБ ОР. Ф. 425. К. 1.
[70] РГБОР.Ф.425.К.З.№19.
[71] РГБОР.Ф.425.К.З.№11.
[72] РГИА. Ф. 942. Оп. 1. Д. 559. Публикация, подготовка текста А. М. Любомудрова. Публикуется впервые. В письме идет речь о замещении должности Смотрителя Инвалидного дома. Инвалидный дом на 30 увечных воинов, а также церковь мч. Валериана были построены в 1809 г. братьями Зубовыми в память Валериана Зубова, скончавшегося от ран, полученных в персидском походе.
[73] Злостраждет ли кто из вас, пусть молится (Иак. 5.13).
[74] Эти письма были написаны святителем Игнатием в Николо-Бабаевском монастыре, когда он находился там в 11-месячном отпуске для лечения. Копии с них были сняты келейником Святителя Стефаном (в монашестве Симеоном). Позже святитель Игнатий по просьбе своих учеников отредактировал их и подготовил для печати. Впервые они были опубликованы архимандритом Игнатием (Малышевым) в 1881 г. как приложение к «Жизнеописанию епископа Игнатия Брянчанинова», а с 1886 г. помешались в Собрания творений Святителя в 4-м томе. (При подготовке Настоящего издания из 61 письма, помещенных в 4-м томе, по!4-ти были установлены адресаты.)
[75]...умножь в нас веру (Лк. 17. 5).
[76] Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует (Притч. 12.18).
[77] Он изъязвлен был за грехи наши имучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились (Ис. 53.5).
[78] Житие преподобной Марии Египетской. Четьи-Минеи, 1 апреля.
[79] Ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона...Правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и па всех верующих, ибо нет различия, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе (Рим. 3.28,22-24).
[80] Ср.:..ниспровергаем... всякое превозношение, восстающее против познания Божия (2 Кор. 10.4,5).
[81]...избавленную от меча, собранную из многих народов, на гори Израилевы, которые были в постоянном запустении (Иез. 38.8).
[82] со страхом и трепетом совершайте свое спасение (Флп. 2.12). [83]...страшен... для всех окружающих Его (Пс. 88.8). [84] Мф.5.9 [85] Мф.25.36.
[86]..никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия (Лк. 9.62).
[87] не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных(Пс. 140.4). [88] Втор. 4.24; Евр. 12. 29.
[89] истина сделает вас свободными (Ин. 8.32).
[90] Мф. 6.22. [91] Деян.2.40. [92] Пс. 18.10.
[93]..разум будет охранять тебя (Притч. 2.11) [94] Пс. 106.10.
[95]...сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (Рим.10.10).
[96]..многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умно
[97] Лк. 18.8.
[98]..Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец (Ин. 12. 49,50).
[99] Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство. Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Лк. 12.32; Мф. 7.13,14).
[100]...Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (1 Кор. 2.11).
[101]...Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями (1 Кор. 12. 28).
[102] не делайтесь рабами человеков (1 Кор. 7.23).
[103] 2 Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться (Ин. 3, 29-30).
[104] кто унижает себя, тот возвысится (Мф. 23.12).
[105] Ин. 14.15.
[106] Кол. 3.14.
[107] Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби.Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас... и будете ненавидимы всеми за имя Мое (Мф. 10.16-17,22).
[108] А мне весьма почтенны друзья твои, Боже (Пс. 138.17).
[109] Пс. 118.25.
[110] Лк. 12.32.
[111] Ин. 8.44.
[112] См.: Ис. 64. 6. [113] Пс.29.7,8.
[114] Мф. 18.3.
[115] 1 РНБ РО. Ф. 1927. Д. 288. С. 275-276.
[116] РНБ РО. Ф. 1927. Д. 288.
[117] См. о нем т. 7, с. 181-184.
[118] См. о нем т. 7, с. 181-184.
[119] РГБ ОР. Ф. 425. К. 1 [120] РГБ ОР. Ф. 425. К. 1.1 [121] РГБ ОР. Ф. 425. К. 1.
[122] Представьте себе, сударыня.
[123] РГБОР.Ф.425.К.1. [124] См. о нем т. 7, с. 114-116.
[125] РГБ ОР. Ф. 425. К. 1.
[126] ,РГБРО.Ф.425.К.4.М8 3.
[127] О ней см. Настоящее издание, т. 5,с. 487-510.
[128] Лазарев Михаил Петрович (1788-1851) — выдающийся деятель русского флота и флотоводец, ученый исследователь Антарктики, адмирал. В 1827 г. отличился в Наваринском сражении, в котором под его командованием участвовали П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, В. И. Истомин. С 1832 г. он начальник штаба Черноморского флота, с 1833 — главный командир Черноморского флота и портов Черного моря. Создал на флоте особую школу подготовки и воспитания моряков — патриотов Родины.
[129] Корнилов Владимир Алексеевич (1806-1854) — выдающийся русский военно-морской деятель, ближайший соратник и ученик М. П. Лазарева. Один из главных организаторов Севастопольской обороны. В 1848 г. — контр-адмирал, с 1852 — вице-адмирал.
[130] Полностью рассказ см. Настоящее издание, т. 5, с. 519-520. Ц [131] Ф. 1166. Оп. 1.Д.4.Л. 171-173.
[132] Шахова Е. Н. Собрание сочинений в стихах / Издал внук автора Н. Н. Шахов. СПб.: «Екатерининская» типогр., 1911. - XIV, 212, 130,322 с. Далее: Собрание сочинений в стихах.
[133] РО ИРЛИ, № 3558-3602. [134] Шахова Е. Опыт в стихах пятнадцатилетней девицы. Писано в 1836 г. СПб.: Типогр. К. Вингебера, 1837. - 23 с J [135] Труды императорской Российской академии: Ч. 1. СПб.: Типогр. имп. Российской Академии, 1840. С. 77. [136] Шахова Е. Повести в стихах. СПб.: Типогр. К. Вингебера и сына, 1842. — 167 с. [137] Шахова Е. Видение девушки [Стихотворение] // Библиотека для чтения. 1837. Т. 21. № 4, Отд. V. С. 108-112 [138] Об участии Е. Шаховой в этих изданиях см. в сносках к ее «Автобиографии», публикуемой в Настоящем издании. С. 280-293. Далее указания на «Автобиографию» даются в тексте публикации. [139] Полевой Николай Александрович (1796-1846) — писатель, журналист, историк, член.-кор. Российской АН (1831). Издатель журнала «Московский телеграф». Автор «Истории русского народа» (т. 1 -6). Ц [140] Полевой Н. Повести в стихах Елизаветы Шаховой. СПб.: Типогр. К. Вингебера и сына, 1842 // Русский Вестник. 1842. Т. 6. Отд. III. С. 28. —В рубрике «Новые русские книги. 1842год».| [141] Плетнев Петр Александрович (1792-1865) — поэт, критик, доктор философии, академик Российской Академии наук (1841), в 1838-1846 издатель и редактор журнала «Современник», проф. кафедры русского языка и словесности (1832-1850), затем ректор Петербургского университета (1840-1861). [142] Повести в стихах Елизаветы Шаховой. 1. Перст Божий, 2. Странный красавец, 3. Изгнанник и — Эпилог // Современник. 1842. Т. 26, Отд. II. С. 51-52. - Авт.: ПА. Плетнев. [143] См.: Современная библиографическая хроника: Русские книги: Стихотворения Елизаветы Шаховой. СПб.: Типогр. имп. Российской Академии, 1839. // Отечественные записки. 1839. Т. 6, Отд. VII. С. 148; Русская литература: Стихотворения Елизаветы Шаховой. СПб.: Типогр. имп. Российской Академии, 1839 // Северная пчела. СПб., 1839.9 ноября, № 254. С. 1015.
[144] Ишимова Александра Иосифовна (Осиповна) (1804, по другим сведениям 1803-1881) — детская писательница, переводчица, издатель детских журналов. Автор «Истории России в рассказах для детей». (Ч. 1-6. СПб., 1837-1840; 5-е изд. Ч. 1-3. СПб., 1862), принесшей ей наибольшую известность. Первые 25 рассказов «Истории...» Ишимова показала П. А. Плетневу еще в рукописи, который высоко их оценил и ввел Ишимову в круг литераторов (ок. 1834), став ее литературным покровителем и наставником. Через посредничество Плетнева в конце 1830-х годов молодая писательница была приглашена преподавать русский язык членам царской фамилии. С П. А Плетневым и Я. К. Гротом у Ишимовой установились особенно дружеские отношения. [145] Грот Яков Карлович (1813-1893) — филолог, историк, ординарный академик Петербургской Академии наук (1858). Окончил с золотой медалью Царскосельский лицей (1832), служил в канцелярии кабинета министров, с 1834 г. — в Государственной канцелярии. С 1840 г. сотрудничал в журнале «Современник». В 1841-1852 гг. профессор кафедры русского языка, словесности и истории Гель-сингфорского университета, 1852-1858 гт. преподавал русский язык, немецкий язык, историю и географию великим князьям Николаю Александровичу и Александру Александровичу; в 1853-1862 гг. профессор кафедры словесности Александровского лицея в Петербурге. С 1859 г. — член, с 1866 г. — председатель Литературного фонда. | [146] Шахова Е. В начале жизни и на пороге вечности. (Посвящено памяти И. С. Тургенева. 1883 г.) // Русская старина. 1913. Т. 153. № 1. С. 164. - Публикация Н. Н. Шахова.
[147] Стихотворения Елизаветы Шаховой // Современник. 1840. Т. 17, Отд. II. С 65-66. — Авт.: П. А. Плетнев. Ц [148] Спасо-Бородинский в честь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа женский монастырь. Основан в 1838 на Бородинском Поле, близ д. Семеновское вдовой героя Отечественной войны 1812 г. генерал-майора A. А. Тучкова М. М. Тучковой (впоследствии игуменией Марией) на месте гибели ее мужа. Ц [149] Афанасьев В. В. Схимонахиня Мария (! — Е.А.)(Елизавета Никитична Шахова, 1822-1899)//Журнал Московской Патриархии. 1995. №. 12. С. 72. К сожалению, в небольшом по объему предисловии автор допускает несколько фактических ошибок, в том числе и в названии.
[150] Шахова Е. Н. Правый и неправый суд [Стихотворение} // Современник. 1843. Т. 29. С. 269; Две думки: I. Гаданье на луну. II. Безстрастие [Стихотворения] // Современник. 1843. Т. 32. С. 352-353; Происхождение арфы: Из Томаса Мура [Стихотворение] // Современник. 1844. Т. 34. С. 77-78; Имениннику: Из А. Мицкевича [Стихотворение] // Современник. 1844. Т. 34. №4. С. 82; К Цевнице (Из Б. Залесского, с польского) [Стихотворение] // Москвитянин. 1844. Ч. 4. №. 7, Изящная словесность: Стихотворения. С. 4. | [151] Николо-Бабаевский во имя святителя Николая мужской монастырь. Основан после 1500 г. в посаде Большие соли (635 км от Костромы и 628 км от Ярославля) на правом берегу Волги при впадении в нее реки Солоницы. Ц
[152] Настоящее издание. Т. 7. С. 350-351. [153] Шахова Е. Н. Памятные записки о жизни игумений Марии, основательницы Спасо-Бородинского общежительного монастыря, в мире — Маргариты Михайловны Тучковой, урожденной Нарышкиной. СПб., 1865. С. 91. [154] Там же. С. 93-94. Ц [155] Валаамский монастырь СПб.: тип. К. Крайя, 1847. - 27 с. Подпись: И. И. И. То же. - СПб.: тип. К. Крайя, 1847. - 40 с. Ц [156] Настоящее издание. Т. 7. С. 346.1 [157] Там же. С. 339.
[158] Воспоминание о Бородинском монастыре // Библиотека для чтения, 1847. Т. 85. Науки и художества. С. 121-122. - Подпись: И. Ц [159] См. т. 7, с. 372, письмо № 28. Вышло также отдельным изданием: Воспоминание о Бородинском монастыре. СПб.: тип. К. Крайя, 1847. — 4 с. — Подпись: И, Ц [160] Собрание сочинений в стихах. Ч. 2. С. 2.
[161] Настоящее издание. Т. 4. С. 473. [162] Настоящее издание. Т. 7. С. 375. Письмо № 34. || [163] <Иннокентий (Борисов), архиепископ.> Великий пост или Беседа на Св. Четыредесятницу. Харьков, 1847. 368 с. — Автор не указан. То же: 2-е изд. Сочинение Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического. СПб., тип. Морского кал. Корпуса, 1850. [4], II, 322 с. 1 [164] Настоящее издание. Т. 7. С. 378. Письмо № 38. В Собрании сочинений Е. Шаховой есть цикл стихотворений, посвященных Великому посту. См.: Собрание сочинений в стихах. Ч. 2. С. 109-121. Время создания стихотворений неизвестно, но опубликовала их мать Мария в газете «Россия» в 1880 г. № 1,4 -7. Ц [165] 4 Шахова Е. Мирянка и отшельница. Стихотворения: В 2 ч. СПб.: Типогр. К Вингебера, 1849. — 4, 346, IV с. Ц [166] Литературная летопись: Мирянка и отшельница. Стихотворения Елизаветы Шаховой: В 2 ч. СПб.: Типогр. К. Вингебера, 1849 // Библиотека для чтения. 1849. Т. 95. № 6, Отд.У1. С. 36-39.
[167] Собрание сочинений в стихах. Ч. 2. С. 11. [168]. Ц библиографическая хроника: Новые сочинения: Мирянка и отшельница. Стихотворения Елизаветы Шаховой: В 2 ч. СПб.: Типогр. К. Вингебера, 1849 // Отечественные записки. 1849. Т. 64, Отд. VI. С. 95-100.
[169] Настоящее издание. Т. 4. С. 552.
[170] Флери Клод (Abbe'Fleury; 1640-1723) — аббат, историк церкви, член Французской академии. Автор труда Histoire ecclesiastique (Paris, 1719). Ц [171] РО ИРЛИ. № 3558. Ц [172] См.: Исаков Сергей. Алексей Поликарповым Бочков. Биографический очерк. — Настоящее издание. Т. 4. С. 565-596 [173] Настоящее издание. Т. 4. С. 530-531. Ц [174] Там же. С. 532. [175] См.: Письма игумена Антония к Е. Шаховой, а затем матери Марии. РО ИРЛИ, 3589. Ц [176] Мы не располагаем достоверными сведениями о первых шагах монашеской жизни Е. Шаховой: неизвестно, был ли постриг в рясофор, где и когда он состоялся. Ц [177] Настоящее издание. Т. 4. С. 548. Ц [178] Шахова Е. Жизнь схиигумении Евпраксии. (В Старо-Ладожском девичьем монастыре, Успения Пресвятой Богородицы) // Странник. 1860. Т. 1. № 3, Отд. I. С. 65-99. [179] Шахова Е. Светлая утреня [Стихотворение! // Странник. 1862. Т. 2, № 4, Отд. И. С. 203-210.
[180] Настоящее издание. Т. 4. С. 550. || [181] Там же. [182] Там же. С. 551. Ц [183]Шахова Е. Памятные записки о жизни игумений Марии, основательницы Спасо-Боро-Динского общежительного монастыря, в мире — Маргариты Михайловны Тучковой, урожденной Нарышкиной // Странник. 1865. Т. 1. № 5, Отд. I. С. 61-W6; № 6, Отд. I. С. 123-172. Отд. оттиск: СПб., 1865. - 112 с.
[184] Собрание сочинений в стихах. Ч. 2. С. 85. Ц
[185] Там же. С. 86.
[186] Посвящается Архимандриту Игнатию (Настоятелю Сергиевской пустыни). Собрание сочинений в стихах. Ч. 2. С. 106-108. В 1866 г. стихотворение было издано отдельной брошюрой за подписью Виктора Аскоченского. Факт этот пока объяснить не удалось. В. И. Аскоченский, как редактор журнала «Домашняя беседа», был хорошо знаком и со святителем Игнатием и с игуменом Антонием, чьи произведения он публиковал в своем журнале. [187] РО ИРЛИ. 3589.
[188] Собрание сочинений в стихах. Ч. 2. С. 94.
[189] Соколов Л. А. Епископ Игнатий Брянчанинов: Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. В 2 ч. Киев, 1915. Ч. 2. Приложение. С. 127. 1 [190] О каких стихах говорит архимандрит Игнатий, установить не удалось.
[191] Скорее всего, архимандрит Игнатий имел в виду последний сборник стихов А. Майкова. Очерки Рима. СПб.: В типогр. И. Глазунова и К., 1847. [192] Потто Василий Александрович (1836-1911), генерал-лейтенант, выпускник кадетского корпуса Дворянского полка, по окончании которого в 1855 г. был направлен в действующую армию на Кавказ. Принимал участие в блокаде, штурме и сдаче Карса. По окончании Турецкой войны путешествовал по Кавказу и собирал рассказы, песни и исторические предания о Кавказских военных событиях, которые легли в основу целого ряда его талантливых историко-военных произведений, объединенных позже в фундаментальную книгу: &• Потто. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах, легендах и биографиях. Т. 1-5. СПб., 1885-1890. В газетной публикации фамилия автора написана с одной «т», чему, вероятно, не придавалось большого значения. В тексте письма вместо газетной фамилии «Пото» напечатано «Пето», что может быть равно как ошибкой архимандрита Игнатия, так и неточным прочтением автографа, по которому делалась первая публикация. [193] Воспитанник Дворянского полка, Василий Пото. Молитва за царя. Русская песня // Русский инвалид. 1854.19 марта, № 65. С. 281. Ц4 В публикации так!
[194] Потто В. А. Молитва за Царя. Русская песня. СПб.: Военная типография, 1854.4 с. [195] См.: В память 50-летнего юбилея военно-литературной деятельности г.-л. В. А. Потто/Под ред. канд. фкл. Адольфа Либермана. Тифлис, 1909. 77 с. У [196] О письмах святителя Игнатия к С. И. Снессоревой см. публикацию Е. Аксененко в Настоящем издании. Т. 5. С. 487-538.
[197] См.: С. И. Снессорева. Автобиографическая записка>. Там же. С. 539-554. I
[198] Там же. С. 518-520.
[199] Настоящее издание. Т. 7. С. 152. Письмо № 48. Н [200] Майков А. Орел. [Стихотворение] // Библиотека для чтения. 1835. Т. 9. Отд. 1. С. 123-124. || [201] Шахова Е. Видение девушки [Стихотворение] // Библиотека для чтения. 1837. Т. 21. Отд. V. С. 108-112. I [202] См.: БаевскийВ. С. Майков А. Н.// Русские писа-тели.1800-1917. Т. 3. М, 1994. С. 454-455.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 300; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |