Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие




Проследим роль того или иного вида управления в развитии слож­ных сис­тем. Будем называть развитием синтетический процесс повы­ше­ния слож­нос­ти и эффективности системы, сопровождаемый изме­не­ни­ем структуры, целевых функций и т.п.

Возможности и эффективность того или иного вида управления оп­ре­де­ля­ют­ся свойствами системы (наличие и размер тезауруса, разви­тость и совер­шен­ст­во структуры и информационного обмена между под­сис­­те­ма­ми и т.п.) и среды (скорость изменений).

В системе с нестабильной структурой возможно только адаптив­ное уп­рав­ле­ние, которое по мере стабилизации структуры и образования иерар­хии до­пол­ня­ется программным (командным) управлением. В ре­зуль­тате возникает сме­шан­ное управление с постоянным уве­ли­чением ве­са командной компоненты. Пос­тепенно от адаптивного управления сис­те­ма переходит к программному.

В дальнейшем в результате обучения тезаурусы подсистем разви­ва­ют­ся на­столько, что командное управление из-за автономных тенден­ций слабеет, а це­ленаправленность системы падает.

Эффективным противодействием этим нежелательным процессам явля­ет­ся рефлексивное управление, которое стабилизирует "внутри­сис­тем­ный климат" и обеспечивает целена­прав­ленность. Совместное дейст­вие командного и ре­ф­лек­сивного управлений укрепляет струк­туру, де­лает ее более гибкой, повышает сопротивляемость системы внешнему воздействию и создает условия для даль­ней­шего развития.

Это благотворно отражается на деятельности управляющей под­системы, ко­торая из-за развития связей и информационных подсистем элементов системы вынуждена больше опираться на рефлексивное уп­рав­ление, ибо командное не всегда достигает цели. Развитие рефлек­сив­ного управления укрепляет систем­ные свойства, создает гармонию меж­ду функциями элементов и основной функ­цией системы.

Это способствует развитию рефлексивного управления и создает пред­­по­сыл­ки усиления уже на новой основе адаптивного управления. Ада­п­тивное уп­рав­ление развивается и приводит к расширению связей и воз­никновению много­связ­ной структуры.

Далее описанный выше цикл повторяется, захватывая все большее число функций и процессов и определяя их течение.

На этом примере мы видим, как разные виды управления дополня­ют и стимулируют друг друга.

В сложных системах управление имеет многоуровневый характер.

Наблюдается распределение управлений применительно к целям и функ­циям, которые выполняет система.

Командное управление играет основную роль в координации дейст­вий; оно наиболее оперативно. Особенно эффективно командное уп­рав­ле­ние в экс­тре­мальных или кон­фликт­ных ситуациях, когда требует­ся опе­ративность и мак­си­мальное сосредоточение усилий.

Наиболее эффективно рефлексивное управление. Высокоразви­тые об­щест­венные системы будущего, по-видимому, смогут обходиться без команд­но­го управления, прибегая к нему лишь в чрезвычайных об­стоя­тельствах.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.