Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

М.И.КАНДУР 11 страница




Аслан должен был спросить. Этот человек руководил перемещением тысяч семей горцев в пору своей службы у русских. Было хорошо из­вестно, что в знак протеста против ужасного обращения с переселенцами, он сам последовал в Турцию во главе тех, кого уговорил на эмигра­цию. Это был знаменитый бывший генерал-майор Кундуков. Знал ли он, что произошло на самом деле? Говорили, что его семья хорошо устроилась в Турции. В отличие от других...

- Вы вините тех, кто остался, генерал? Что касается меня, я жалею, что моя семья не осталась. После того, что я знаю теперь...

Кундук пристально посмотрел на этого черке­са, человека в расцвете сил. В другие времена у него была бы семья, и хозяйство, и будущее. Сейчас у него был вид воина, готового сражаться до конца, ибо отвага - все, что у него осталось. Это была его единственная возможность служить Кавказу.

Кундук сделал большой глоток, чтобы успоко­иться. Затем медленно заговорил. Было слишком поздно для лжи - говорить следовало только правду.

- Многие черкесы жалеют о том, что пересе­лились в Турцию. Я никому не говорил об этом, но я и сам жалею о том, что сделал. В то время я был уверен, что действую в интересах моего народа. Но меня ввели в заблуждение мои коман­диры в России, а турки просто обманули меня.

Он поднял глаза на Аслана. Тот по-прежнему стоял неподвижно, как скала. Лишь слабое под­ергивание века выдавало его нервное напряже­ние. Кундук был вынужден говорить о своей вине с этим человеком, который вполне может уме­реть, стоя вот так, неподвижно, рядом с ним.

- Турция поработила наших молодых мужчин и послала их воевать на Балканы, как пушечное мясо, - он снова посмотрел на Аслана, - Вы служили на Балканах, Аслан-бей?

- Да, Ваше превосходительство. Некоторое время. Я... Мне надо было поддерживать двоих людей...

Кундук расстроился:

- Позор! Позор! Наивно было думать, что турки станут соблюдать наши с ними соглашения. Пол­ миллиона молодых черкесов оказались в тисках между двумя воюющими армиями. Это черная страница в истории Османской империи, - он продолжал ворчать, сжимая кулаки, словно ста­рался этим усилием успокоить себя.

У Аслана больше не осталось сил, чтобы вы разить свой гнев. Он думал только о своих погиб­ших родителях, о трупах, безобразно распластав­шихся на пустынном берегу моря... Он думал о младенцах, сброшенных в Черное море с гнию­щих кораблей-гробов... Он думал о годах военной службы, которые превратили его в незнающую жалости боевую машину, о том, что он намерен­но застрял здесь, в Анатолии, чтобы только быть ближе к своему любимому Кавказу.

- Что ж, Ваше превосходительство, - сказал он наконец, - если мы сейчас будем хорошо слу­жить Турции, тех из нас, кто останется в живых, будут больше ценить. Турки останутся перед нами в долгу. Это что-нибудь значит?

Кундуков встал, чтобы пожать Аслану руку:

- Надеюсь, что это так, Аслан-бей. Удачи Вам назавтра. И передайте наилучшие пожелания Вашей черкесской кавалерии.

- Благодарю Вас, Ваше Превосходительство
Мы сделаем все, что можем, - Аслан шагнул в ясную морозную анатолийскую ночь.

 

 

* * * * *

 

Нахо занял свое место в мечети среди моля­щихся сельчан Хапца. Была пятница, люди со­брались на положенную молитву. Нахо гордился тем, что его старший сын Хасан стоит коленоп­реклоненный тут же, рядом с ним. Он был кра­сив, с такими умными голубыми глазами и вдум­чивым лицом, как у прапрадедушки Ахмета с Кубани. Теперь у Нахо было пятеро детей, чет­веро из них - здоровые юные сыновья. Господь был благосклонен к нему. Юноша наблюдал, как Тап Анвар поднялся, собираясь взойти на возвы­шение, чтобы читать пятничную проповедь.

- Отец, он надолго затянул? - шепотом спро­сил сын.

Нахо посмотрел на него, и этот взгляд очень удивил Хасана. Он ожидал, что отец - как это было принято у них в семье - относится к свя­щенникам с некоторой иронией. Однако сегодня Нахо был необычно серьезен.

Тап Анвар принялся что-то монотонно буб­нить, но Хасан едва слушал - он был еще слиш­ком юн и многого не понимал. Нахо заметил, как поникла голова сына, и в душе у него все пере­вернулось. Разве он может понять, что грядет? Это был решающий момент.

- Братья мои в Исламе! - голос Тапа Анвара звучал как-то особенно напористо. - Я рад, что вас здесь так много сегодня. Не каждую пятницу
мне удается собрать стольких в этом божьем храме. Однако эта пятница - особенная, и я рад, что все вы пришли. Я не буду говорить долгих и непо­нятных речей. Все вы слышали, как я говорил о «Бейт аль Ислам». Так можно назвать и мечеть, эту мечеть, где мы сейчас находимся: дом Исла­ма. Или же это может означать мусульманскую «умма», что по-арабски звучит как «мусульманс­кая нация»...

Тап Анвар помолчал, убедившись, что все внимательно слушают его.

- Свое призвание в жизни я вижу в том, чтобы собрать свою паству в этот «дом Ислама», и делаю все для этого. Великое прибежище Ис­лама - Турция, и ее султан - последний и единственный калиф нашего Господа Пророка Мухам­меда, да будет славен Аллах...

Все эти годы мы находились под властью неверных - русских, но не ощущали их вредонос­ного влияния благодаря нашему могучему Тере­ку. Он отделял нас от них и служил некоторой защитой, укрытием для нас. Теперь, братья, это­го больше не будет. Они требуют, чтобы мы посылали наших детей в их школы. Скоро они придут к нам и станут забирать наших девушек себе в жены. Нашим юношам понравятся их девушки. Наш народ смешается с ними и скоро исчезнет...

Нахо толкнул локтем юного Хасана, который забылся в мечтах. Но после проповеди Хасан заметил, что все мужчины вели себя очень тихо, в особенности его отец, который на обратном пути к их дому на Тереке не произнес ни слова. Холодало. Хасан был рад, что на нем надета теплая бурка и белая меховая папаха. Он никог­да еще не видел свою деревню такой красивой, как сейчас: она была покрыта сверкающим на солнце снегом, а небо сияло глубокой синевой.

- Я вчера ездил верхом с Каримом, - гордо заявил Хасан, стараясь поднять настроение отца.

- Доскакал аж до того ущелья! Мы здорово по­охотились, отец, - он был необычайно доволен, что его старший родич не пренебрегал им.

Нахо резко обернулся.

- Карим хороший наездник, - сказал он резко,

- но ты не должен проводить слишком много времени с ним. Он... Он старше тебя, и не хочет, чтобы мальчишка все время крутился у него под ногами.

Глубоко задетый этой отповедью, Хасан боль­ше не стал говорить с отцом. Они вернулись домой в молчании, и Хасан был рад, когда ему позволили пойти в свою комнату - он озяб и был обижен.

Нахо смотрел мальчику вслед, и ему хотелось избить самого себя за то, что был так резок с ним. Но на него давил гнет забот, навалившихся со всех сторон. Карим может плохо повлиять на его сына. Все знают, что он продолжает водить дружбу с этой казачкой и ее семьей.

Тап Анвар был прав в одном. Мост - это только начало. Русские власти уже затребовали список всех детей деревни - говорили, что они собираются ввести обязательное обучение. Можно подумать, что кабардинцы столетиями не справ­лялись с образованием своих детей сами.

Постоянный покупатель граф Строганов ждал Нахо на террасе дома. За последние годы его увлечение арабскими лошадьми превратилось в страсть. Однако ему пока было далеко до конного завода Ахмета с Кубани, где торговля велась широко.

Нахо был рад видеть его. Между двумя муж­чинами существовал холодноватый, но честный союз - открытость и взаимное доверие, которые, при других обстоятельствах, могли бы перерасти в дружбу.

- Это был Ваш сын, Нахо? Красивый парень, - дружелюбно заметил граф Строганов. Он тоже оделся потеплее - в пальто, подбитое каракулем,
и меховую шапку: вне зависимости от погоды он всегда выглядел «комильфо».

- Да.. Прошу Вас в дом, выпейте чаю. Какие новости из Пятигорска, граф?

Граф кашлянул в платок. Нахо слишком хо­рошо знал его - он понял, что гость тщательно подбирает слова.

- Большие успехи нашей армии в Закавказье, - сказал он, искоса глядя на Нахо, Турки по­теряли Каре...

Нахо молча глотал свой чай. Теперь картина была полной. Картина, которую он надеялся никогда не увидеть.

- Отныне границы России на юге будут еще надежнее, - сказал он.

- Да, но кампания еще не закончена.

- Нет, я бы сказал, она только начинается, - с горечью добавил Нахо, - Это была наша послед­няя надежда. Думаю, теперь, нас, мусульман, все-таки вынудят покинуть наши дома и отправиться к нашим «турецким братьям». Разве Вы не так поступили бы на нашем месте, граф?

- Именно поэтому я здесь, Нахо. Могу ли чем-либо Вам помочь?

Внезапно Нахо увидел еще одну деталь карти­ны.

- Вы хотите предложить цену за моих лоша­дей? - спросил он бесстрастным тоном. - Вы и землю хотите купить?

Строганов не покраснел:

- Дорогой мой Нахо! Мы много лет прекрасно вели дела вместе. Я бесконечно уважаю Ваше искусство. Я предложу Вам гораздо лучшую цену, чем кто-либо другой... Дайте мне высказаться. Вы были...

Нахо поднял руку.

- Не нужно заверений в дружбе, граф. Я все понимаю. Если я не уеду немедленно, я могу потерять время, и моих лошадей, вполне вероят­но, продадут с аукциона. Я бы хотел, чтобы кобылы-производительницы остались вместе.., -он не добавил, что доверяет графу продолжение своей работы. Лучше уж так, чем продать все казаку-барышнику, у которого нет ни уважения к нему, ни способности оценить то, чего он достиг.

- Что ж, в таком случае... Нет, землю я не куплю. Думаю, что казаки дадут за нее лучшую цену. Да я и не могу позволить себе потратить так много.

- Земля не будет продана. Она не моя, я не имею права ее продавать. Дайте мне время на раздумье, - Нахо встал и протянул Строганову руку.

- Спасибо, граф, за Ваше предложение.

- Это и мне выгодно, Нахо, - Строганову было неловко. Его новый конный завод в Тереке был на подъеме, и Нахо отлично знал об этом.

Нахо немного смягчился:

- За моими лошадьми будет хороший уход. Это просто удача.

Он проводил графа до экипажа: теперь в Хапца можно было проехать по грунтовой дороге, кото­рая делила деревню пополам и вела к мосту через Терек. Нахо смотрел, как повозка, трясясь по замерзшим бороздам грязного проселка, сворачи­вает к реке. Затем он принялся чинить конскую упряжь на конюшне - ему необходимо было за­нять себя - чем-нибудь, пока огромная тяжесть случившегося не навалилась на него, не заняла все его мысли.

Он думал о переселении. Настало время при­знать свое поражение.

На порог конюшни легла тень. Вошли двое жителей деревни. Они тяжело дышали, от них шел пар. Это были его небогатые соседи, добрые, преданные, трудолюбивые люди.

- Нахо, можно с тобой поговорить? - сказал один из них. - Это правда, что имам убедил тебя переселиться?

- Всем известно, что он склонен преувеличи­вать, - сказал второй сосед, - вот мы и решили спросить об этом у тебя самого, если ты, конеч­но, не обидишься.

- Мы видели, как от тебя вышел русский.., -добавил первый.

Несмотря на мрачное расположение духа, Нахо не смог сдержать улыбку. В Хапца ничего не могло пройти незамеченным. Неужели он навсег­да утратит эти близкие отношения с односельча­нами? Это было немыслимо. Нахо прекратил работу:

- Братья мои, я решил ехать в Стамбул вовсе не из-за речей Тапа Анвара.

Соседи вздохнули с облегчением:

- Значит, ты не считаешь, что нам всем надо ехать?

- Мой отъезд не должен повлиять на ваше решение, вот что я хочу сказать. У меня родные в Турции. Я еду туда, чтобы соединиться с ними. Каждый должен решить так, как подсказывает ему его сердце.

- Тап Анвар говорит, что он устроит нам переезд, подготовит все нужные бумаги и все
такое.., - сказал один из соседей.

Нахо вновь принялся за работу. Он не решил­ся сказать этим людям о своих опасениях. Как заговорить об ожидающих их опасностях - ведь у них, возможно, не будет другого выбора, они вынуждены будут переселиться. Он не может отнять у них надежду.

- Если Тап Анвар поедет с нами, тогда, скорее всего, с нами будут хорошо обращаться, - сказал Нахо. - Но давайте не торопиться с решением, братья. Давайте подождем и посмотрим.

Всю зиму Тап Анвар продолжал свое наступ­ление на Нахо. Он приносил письма Сатани и ее мужа Шамирзы Омара, в которых они умоляли его поговорить с Нахо.

- Нахо, она стареет. Она переживает о том, что будет с тобой. Она хочет увидеть тебя еще раз, помочь тебе устроиться в новой жизни... Сейчас там все не так, как десять лет назад. Сейчас черкесов уважают за все, что они сделали для Турции...

Нахо чувствовал этот мощный нажим. В нем шла внутренняя борьба: иногда его наполняла надежда, но затем снова охватывала скорбь. Ста­рая кабардинская пословица говорит: «Если поз­волишь чужаку стать твоим хозяином - умрешь от раскаяния».

- Понимаешь, - говорил Тап Анвар в другой раз - он то и дело заходил к Нахо, - у тебя есть выбор. Твои страхи совершенно напрасны. Пос­лушай, что пишут твои родственники: Шамирза Омар ходатайствовал за жителей Хапца в Мудире - департаменте по делам переселенцев. Они гово­рят, что, возможно, ты захочешь присоединиться к другим кабардинским семьям, которые посели­лись в южных провинциях Билад Аль Шам. Они образовали там процветающую общину, она на­зывается Амман. Конечно, это толтаво предложе­ние.., - Тап Анвар уставился на Нахо, прижимая письмо к груди.

- Подумай об этом, Нахо. Им, кажется, нуж­ны работники на строительстве крупной желез­ной дороги. Дорога Хеджас, она свяжет Медину и Мекку! Какой замысел! Прекрасное занятие для наших молодых мужчин.

- Им нужна будет земля, а не железные до­роги, - возразил Нахо.

- Да, конечно, Османские власти дадут им землю в оплату за их труд. Это отличный замысел, Нахо, и твои соседи будут благодарны тебе, если ты устроишь это для них.

Нахо все время ощущал, как петля затягива­ется на его горле. Ночами, когда он засыпал рядом с Дисой, образ слабой, но такой прекрас­ной старой женщины, сидящей в саду своего дома в Стамбуле, становился столь ярким, сновидение так настойчиво преследовало его, что он просы­пался в слезах. Он часто думал о матери, о том, как она боялась за него, как она вдруг повеселе­ла и залилась девичьим смехом... Ему безумно хотелось снова увидеть ее. Его последняя встреча с ней была такой короткой, сумбурной, незавер­шенной. В глазах у него стояли слезы. Потом он украдкой пробирался в комнату, где спали его мальчики, безмятежно разметавшись в легком, и сладостном детском сне. Нахо подолгу стоял над Хасаном, стараясь заглушить в себе чувство горе­чи, предчувствие беды.

Месяц спустя вернулся граф Строганов и на­стоял на совершении сделки. Русские власти за­кончили перепись населения деревень - и вот вышел указ: все кабардинские семьи должны отправлять своих детей в возрасте от семи до двенадцати лет в местные школы, где их будут учить русскому языку и основным доктринам христианской веры.

Жизнь в поселке превратилась почти в пол­ный хаос. Мужчины собирались друг у друга, горячо обсуждая все за и против этих новых постановлений и то, что же теперь им делать.

Руслан позвал к себе Нахо. Было ясно, что имам крепко обработал Руслана, чтобы тот изо всех сил уговаривал своего родственника следо­вать делу мусульманской веры.

- Давай посидим немного, Нахо. Должен ска­зать тебе, что я решил вместе с семьей ехать с Тапом Анваром в Стамбул.

- Руслан! Ну как ты мог! Анвар придет в ярость и ни за что не поедет с тобой!

Руслан спокойно отнесся к этому взрыву не годования, объясняя его лишь неуемной вспыльчивостью.

- Понимаешь, Нахо, мой отец живет в вы­мышленном мире, в мире своей молодости, когда все было совсем иначе. Послушай меня. Ты до­лжен подать пример остальным сельчанам. Они смотрят на тебя. Я не хочу, чтобы ты слепо подчинялся желанию старших. Я хочу, чтобы ты все понял сам, осознал причины...

- Тхамада, - твердо проговорил Нахо. - Мне нелегко решать этот вопрос второпях. Я видел такие вещи...

Руслан вдруг сбросил с себя маску особой значительности, доверительно взял Нахо за руку. Этот человек сильно походил на своего деда, которого Руслан глубоко уважал, за звание хад­жи, стараясь не вспоминать о кровопролитиях и жестокостях. Возможно, поэтому в их отношени­ях с Нахо всегда была некоторая сдержанность.

- Послушай, Нахо. Не раскалывай семью. Мы же родственники. Наши сыновья должны расти вместе, как и мы, - он не потрудился помянуть о том, что большинство его собственных сыновей отказались уезжать вместе с ним.

Это был сильный довод. Нахо покачал голо­вой, но скорее с печалью, чем с неодобрением. Он ушел домой. Может быть, Аллах не хочет того, чтобы его род продолжился здесь?

Теперь Нахо еще чаще стал просыпаться по ночам, мучительно борясь, с самим собой. Земля - это все для человека... Так учил его дед. Но что толку от земли, если народ утрачивает свою куль­туру? И что, в конце концов, значило остаться в живых, если исчезала история? Человек без про­шлого - уже не человек.

Об этом же говорил и старый Анвар в тот день, когда уводили лошадей к новому хозяину:

- Мой отец, Ахмет с Кубани, основал этот табун. В свое время он прошел весь этот путь с запада, через горы, и осел здесь, среди братьев- кабардинцев. Его приняли тут. Поезжай, Нахо. Поезжай туда, где тебя примут. Это я говорю тебе, парень: это конец нашей жизни здесь. Смотри.

Анвар вытянул дрожащую руку, указывая на еще одну русскую повозку, полную чиновников и священников, которая катила мимо поселка: чи­новники спешили продолжить перепись или сочи­нить новый указ во имя процветания и прогресса.

Пули и пушки уступили место перьям и бума­ге. Жителям оставалось либо раствориться среди пришельцев, отказываясь от своей веры, от своих Хабза, либо покинуть свои земли и жилища. Или это только казалось Нахо?

Старый Анвар умер зимой. Последний, кто связывал их с прошлым, отправился на вечный покой. По крайней мере, его похоронили рядом с братом Казбеком и родителями, Ахметом и Цемой, в той самой долине у Терека, где они так усердно трудились всю жизнь. Потомки уже не могли рассчитывать на это.

Однажды погожим весенним днем Нахо и четверо его сыновей с помощью Дисы, обреме­ненной еще крошкой-дочуркой, уложили в повоз­ки свой скарб, готовясь присоединиться к длин­ной череде таких же повозок переселенцев, соби­рающихся отправиться в «Бейт аль Ислам». Три десятка семей во главе с Тапом Анваром приго­товились к этому пути. Среди них был и Руслан, сын Анвара. Почти все его Дети, включая Карима, лучшего наездника в семье, решили остаться. Карим слишком сильно любил эту долину, несо­мненно, что однажды он женится и даст начало новой семейной ветви среди джлахстней. Он и еще несколько молодых парней, принявших такое же решение, останутся здесь и навсегда сохранят на Кавказе народ адыгов и их Хабза.

Однако табун Ахмета с Кубани не сохранился. По крайней мере здесь, на Тереке. За повозками Нахо стояли, вытянувшись в длинную цепочку привязанные один за другим, шесть прекрасных белых аравийцев. Нахо надеялся переправить их в Турцию и возродить там свой табун. Ветер колыхал хвосты коней.

Юный Хасан и три его брата устроились на задке повозки, присматривали за лошадьми. Вре­мя от времени они окликали их или развлекали друг друга шутками и всякими историями. Так они словно старались заглушить плач женщин в повозках и вопли малышей, которые, видя рас­строенные лица своих матерей, тоже ударялись в рев.

Нахо сидел впереди рядом с Дисой. Его ма­ленькая изящная жена выглядела такой собран­ной, напряженной. Все ее имущество грудой ле­жало тут же, за спиной. Диса качала на руках маленькую дочь. Глянула на мужа, улыбнулась натянуто.

- Чем нас больше, тем лучше, - сказал Нахо, крепко сжимая ей руку.

Тап Анвар подал сигнал - и длинная череда повозок двинулась к западу, оставляя позади родную долину у Терека.

На этот раз имамы и гяуры успешно порабо­тали вместе.

 

 

ЭПИЛОГ

 

Мудрый и богатый князь построил в лесу большой высокий дом. Чтобы он стоял прочно, князь возвел его на двадцати шести столбах из крепчайшего дуба. Некоторые время спустя один из столбов устал нести свою ношу и рассудил так: «Тут ведь еще двадцать пять столбов, что держат дом... И, если я покину это место никому не будет вреда». Так он и поступил. Но что бы вы думали! Многие из прочих двадцати пяти столбов решили сделать то же самое. Дом рухнул: остав­шиеся мощные опоры раскатились, не в силах более выдерживать такой груз.

 

Литературно-художественное издание

Мухадин Иззет Кяндур

КАВКАЗ

Исторкчесжая трилогия

Заведующий редакцией В. Н. Котляров

Технический редактор Л. И. Прокопенко

Л. Р. № 010238 от 27.04.92

Подписано к печати 12.10.94. Формат 84x108 Бумага типографическая №-2. Гарнитура школьная модернизированная. Печать офсетная.

Усл. п. л. 17,64. Уч.-изд.л. 15,75.

Тираж 10 000 эк. Зажаз № 2840.

Издательский центр «Эль-Фа»

Полиграфкомбината им. Революции 1905 года

Мининформпечати КБР

360000, г. Нальчик, пр. Ленина, 33

 

 

 

Мухадин Иззет Кандур родился в Аммане, в Иордании. Родители его кабардинцы. Подростком он отправился в Соединенные Штаты, где окончил историческое отделение Ирлхэмского колледжа.

Затем он изучал экономику и международные отношения в Клермонтском университете (Калифорния), и по окончании ему были присвоены степени магистра наук, по международным отношениям и доктора философии. Работал Мухадин Кандур в сфере бизнеса в транснациональных компаниях Нью-Йорка и Лондона. В начале семидесятых он четыре года был в Голливуде сценаристом и продюссером-режиссером.

М.И.Кандур - автор нескольких крупных научных исследовательских и двух опубликованных романов: «Тhе Skyjack Affair» и «Rupture». Последние двадцать лет Кандур совмещает бизнес и творчество, занимаясь консультативной деятельностью в Лондоне и работая над телевизионными документальными программами.

В настоящее время проживает в Аммане.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.