Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прибавление 2 страница




Таковы вопросы, вечно стоящие перед человечеством, вечно требующие разрешения. Я не претендую на то, что я ответил на них. Наоборот, я уверен, ни одна из частей «Towards Democracy* не была написана, чтобы ответить на них. «Towards Democracy* лишь выражение чувства. Тем не менее возможно, что в ней найдется материал, полезный для разрешения этого вопроса. Я не сомневаюсь, что существует бессмертная область сознания, область, в которую мы можем перейти еще при жизни. Но даже приняв это за факт, все же факт-то надо еще объяснить. В этих заметках о «То-wards Democracy* я ничего не сказал о влиянии Уитмена, не сказал по тем же причинам, по которым ничего не сказал о влиянии солнца или ветра. Влияния эти лежат слишком глубоко, слишком сложно они разветвляются, чтобы их можно было проследить. Мне попались выдержки Росетти из уитменовских «Leaves of Grass» за 1868 или 1869 годы — я лет десять читал и эти выдержки, и оригинальное сочинение. Мне никогда — кроме бетховенских сонат — не попадалось ничего, что бы я мог читать и перечитывать так, как я читал «Leaves of Grass». Я не знаю, какова была бы моя жизнь без этого. «Leaves of Grass» вошли в мою плоть и кровь, но я не думаю, чтобы я пытался подражать Уитмену или его стилю. Я тщетно боролся с неизбежными отступлениями от классической формы стиха, написал множество недоделанных, уродливых вещей, пока в 1881 году я наконец был принужден взять ту форму, в которую вылилась «Towards Democracy*, — если только это можно назвать формой. Сходство между стилем, ритмом, мыслями, построением и т. д. книги Уитмена и моей зависит, думается мне, от сходства эмоциональной атмосферы и намерений обоих авторов, если бы даже сходство это и зависело от влияния Уитмена на меня. Во всяком случае, наши темпераменты, точки зрения, предшествовавшая жизнь и т. д. настолько не сходны, противоположны, что, думается мне, большого сходства, за исключением немногих мест, едва ли можно найти в наших книгах. Полнокровный, сочный, мощный, мужественный стиль Уитмена делает его всемирным образцом, вечным источником телесного и духовного здоровья и силы. Он огромен, как земля, он — гора. Он часто напоминает мне огромную каменоломню на склоне горы — потоки света и мрак, древний утес, силу и отвагу людей, работающих там, горы выломанных из каменоломни масс, он —дивные луга, усеянные цветами на недосягаемых высях, он —что-то артистически непоследовательное и бесформенное. «Towards Democracy* мягче, слабее; это лунный, а не солнечный свет: при луне вы видите и звезды. Она нежна, задумчива, менее решительна и гораздо легче, она — ветерок, а не твердая, положительная земля».

Приведенные отрывки из Карпентера представляют собой отзыв простого сознания о космическом сознании. В «Towards Democracy* говорит само космическое чувство. Оно говорит то о себе, то о природе, человеке и т. д. — все со своей собственной точки зрения, как, например:

«Что смертные глаза не видели и ухо не слышало:

Все скорби кончились — глубокий океан веселья внутри

раскрылся — горит его поверхность, Раскрылись мириады форм и каждая и все,

все, что существует, изменилось — Исполнившись радости, еле касаясь земли и достигая, Скрестившись, руки к звездам протянули Вдоль гор и лесов обиталищ бесчисленных тварей с пением

и радостью без конца — Как солнце в туманное утро сквозь облако — так сзади

солнца — солнце другое, изнутри тела — другое тело —

а эти затмились. Слушай! Теперь уже настало или придет еще время увидеть

то, чего вы так долго желали. О глаза, не диво, что к этому вы так стремитесь. Тот день — освобожденья день — придет к вам,

но не известно где, когда. На кафедре пока читаете вы проповедь, смотри! Внезапно узы и оковы — в колыбели, в гробу, свивальники

и саваны слетят; В тюрьму придет Один; и цепи, что крепче железа, Наручники тверже, чем сталь, пропадут — Вы будете свободны с той поры навеки.

В комнате больного среди страданий, слез, усталости таких же

жалких, как и жизнь, послышится шум крыльев — и вы

будете знать, что уж близок конец. (О любимый, восстань, пойди тихо со мной, — не торопись,

не то само веселье тебя погубит.) В поле у плута и бороны; с лошадью рядом в конюшне; В домах непотребства среди неприличья и лени, чиня твои,

твоих подруг одежды; В разгаре светской жизни, во время визитов, в праздности,

когда ставишь безделушки в гостиной — даже там, кто

знает?

Но это, наверно, придет в должный назначенный час [61:231].

Нет мира, кроме как где Я, сказал Господь, —

Хотя вы и здоровы — однако без меня здоровье — лишь

покров болезни; Хоть есть у вас любовь — однако, если бы я не был между и

вокруг любовников, то их любовь была бы только мука,

беспокойство;

Хотя вы и богаты, имеете друзей и дом — но все это приходит и уходит —

Нет ничего постоянного, верного, что бы не взяли от вас. Я один остаюсь, я неизменен;

Как пространство — везде и все вещи идут и меняются в нем,

но пространство стоит не меняясь. Так я — внутри души пространство, которой внешнее

пространство есть лишь подобие и образ разума. Коль ты придешь во мне вселиться, во всю жизнь ты имеешь

вход — и смерть уж более не разлучит тебя от тех,

кого ты любишь. Я то солнце, что сияет на всех тварей изовне, — радостью

вечною те озарены, кто глядит на меня. Не обманись. Этот внешний мир погибнет скоро. Как змей бросает кожу после линьки, как человек свое

по смерти бросит тело, так ты уйдешь от мира внешнего, Учись уже теперь распростирать свои крылья в том —

в вселенной равенства. Дитя, учись плавать в океане меня и любви.

(Разве подобьями этого внешнего мира, его потерями,

смертями и страданьями я не учил тебя — все для чего?

Для радости! Для несказанного веселья!)» [61:343-344]

 

а) Озарение произошло в типичном возрасте — на 37-м году,

б) в типичное время года — весною;

в) было ощущение внутреннего света, но не света «субъективного»;

г) внезапное умственное озарение и

д) обычный внезапный подъем нравственного чувства;

е) с момента озарения его жизнь управлялась космическим сознанием;

ж) после озарения он потерял сознание греха;

з) он ясно видел свое бессмертие;

и) лучшее доказательство, что у него было космическое сознание, это— описание сознания, составленное самим Карпентером.

 


 

Часть V

 

 

несколько менее ярких,

несовершенных и сомнительных случаев

 


 

Рассвет

Е

сли существует явление космического сознания и если оно явилось как результат постепенного развития зачатков этого сознания, то должны существовать случаи, промежуточные между самосознанием и космическим сознанием.

Если сравнить космическое сознание с солнцем, когда оно светит во всю силу, то предрассветные сумерки космического сознания бывают у людей, впоследствии иногда получающих полное космическое сознание, как это было у Данте и Бёме, но чаще дело дальше сумерек сознания не идет, да и они скоро исчезают. В менее ярких случаях после момента озарения блеск его долго сохраняется, лишь медленно рассеиваясь, ослабевая, как усиливающиеся сумерки после захода солнца где-нибудь на севере. В других случаях космическое сознание не доходит до апогея, но зато и не пропадает надолго, как летнее полярное солнце озаряя человека. Такое солнце — такое сознание не плодотворно. Случай этого рода описан в главе о Ричарде Джеффрисе.

В настоящее время бесчисленное множество людей живет в таких сумерках космического сознания.

Несомненно, много случаев так называемого «обращения» являются просто примерами по большей части внезапного подъема духа со среднего самосознательного уровня в область космического сознания той или иной силы. И если принять положение Карлейля, совершенно согласующееся с тем, что нам известно об эволюции нравственности, а именно что «обращение не было известно в древности, но появилось лишь в новое время», — то не указывает ли это на постепенный подъем духовной стороны человеческого разума?

Моисей

Р

енан говорит [137:160], что «самые древние данные о Моисее появились 400-500 лет спустя после смерти этого лица». Но если принять на веру то, что говорится о Моисее в книге Исход, тогда в великом египетско-еврейском законодателе мы имеем случай космического сознания. Неопалимая купина — горящий, но несгораю-щий куст, который Моисей видел на горе Хорив, — тогда не более как субъективный свет: «и ангел Божий явился ему в пламени посреди куста, и он поглядел и увидел, что куст горит, но не сгорает». А относительно просветления, отразившегося на лице Моисея: «и когда Моисей сошел с горы Синай с двумя скрижалями заповедей, то Моисей не знал, что кожа лица его сияла или посылала свет вперед вследствие того, что Он говорил с ним [ 11:3:2]. И когда Аэрон и все дети Израиля видели Моисея, то кожа лица его сияла: и они боялись подойти к нему» [11:34:29-30]. Это сияние лица есть «преображение», характерное для космического сознания. Когда Моисей видел «огонь», по-видимому, он был уже женат и имел сыновей [11:4:20],

но все же он еще был молод, ибо после этого он жил и работал еще 40 лет. Кажется вероятным, что он был в характерном для озарения возрасте. Как это обыкновенно бывает, Моисей испугался, увидев огонь. «И Моисей скрыл лицо свое, потому что боялся глядеть на Бога» [11:3:6]. Он не верил, что пригоден для выполнения возложенной на него задачи: «кто я, чтобы идти к Фараону» [11:3:11] — совсем как Магомет, который тоже не доверял себе. «Голос», дающий более или менее ясно выраженные приказания, — явление тоже весьма обычное. Едва ли физическое ухо человека может слышать этот приказ. Космическое чувство дает человеку знание некоторых вещей, а впечатление человек получает такое, будто ему об этих вещах сказало какое-то, конечно, не человеческое существо: отсюда голос Бога — Моисею, Гавриила — Магомету, Беатриче — Данте. Кого человек услышит, это зависит от того, каковы умственные привычки, возраст и раса озаряемого.

Моисей услышал как раз то, что озаряемые слышат от космического чувства: единство, сила и благость Божий, приказ работать в пользу своего народа. Кажется еще, что к Моисею пришла большая сила интеллекта и нравственный подъем после видения горящего куста — это ясно из составленных Моисеем заповедей, это ясно из добровольного подчинения народа воле вождя, у которого не было ни наследственных прав, как у правителя, ни авторитета, как у духовного лица.

 

Глава 3

 

Гедеон, прозванный Иероваалом

Тридцатое столетие до н. э.

 

«И ангел Господень пришел и сел под дубом, который был в Офра-хе, принадлежавшем Иоашу Абиецритскому; и сын его Гедеон молотил овес в точиле виноградном, чтобы скрыть его от Мидиани-тян. И ангел Господень явился ему и сказал ему: «Господь с тобою,

 

мощный и достойный человек». И Гедеон сказал ему: «О, господин мой, если бы Господь был с нами, то отчего все это могло случиться с нами? И где все чудеса Его, про которые наши отцы сказали нам, говоря: не вывел ли Господь нас из Египта? Но ныне Господь отринул нас от Себя и предал нас в руки Мидианитян». И Господин поглядел на него и сказал: «Иди в этой силе твоей и спаси Израиля от руки Мидианитяна: не послал ли я тебя?» И он ответил ему: «О, Господин, чем я спасу Израиля? Слушай, моя семья — самая бедная в Манассее, а я — самый последний в доме отца моего». И Господин сказал ему: «Конечно, я буду с тобой, и ты сокрушишь Мидианитян, как одного человека». И он сказал ему: «Если теперь я нашел милость в глазах твоих, то дай мне знамение, что это ты говорил со мной. Не уходи отсюда, прошу тебя, до тех пор, пока я не приду к тебе и не принесу моей жертвы и не положу ее перед тобою». И он сказал: «Я буду ждать твоего возвращения». И Гедеон вошел в дом, приготовил козла и опресноки. Мясо положил в корзину, вылил в горшок подливку и принес все ему под дуб и отдал ему. И ангел Господень сказал ему: «Возьми мясо и опресноки и положи их на этот камень и облей подливкой». И он сделал это. Тогда ангел Господень концом жезла, который у него был в руке, дотронулся до мяса и опресноков, и из камня изошел огонь и пожрал мясо и опресноки. Ангел Господень скрылся из виду. Гедеон увидел, что это был ангел Господень, и сказал: «О, Господь Бог, для чего видел я ангела Божия лицом к лицу?» И Господь сказал ему: «Мир тебе, не бойся, ты не умрешь». Тогда Гедеон выстроил там алтарь Богу и назвал его Иегова-шалом: по сей день он стоит в Оф-рахе Абиецритском» [12:6:11-24].

Если смотреть серьезно на комментарии Ренана, то происшествие с Гедеоном надо рассматривать как случай космического сознания. Ренан говорит: «Неизвестные нам обстоятельства привели Гедеона к культу Иеговы. Это обращение было приписано видению. Возможно, что у Гедеона, как и у Моисея, видение носило характер чувственного восприятия. По-видимому, перед ним появилось видение пламени, про которое предполагали, что в нем появляется Иегова» [137:320].

Нельзя сказать чего-либо определенного об этом случае. Возраст Гедеона во время видения неизвестен. Субъективный свет (если он был), внезапный переход с низшего на более высокий уровень религии (это, кажется, было), быстрый подъем уважения к нему со стороны его земляков, его долгая, полная работы жизнь, его сильно выраженное исповедание Бога, его отказ править иначе, как в качестве исполнителя воли Божией, — все это указывает на возможность его озарения.

 

Глава 4

 

Исайя

Б

ыло ли космическое чувство у «величайшего из еврейских пророков»? Так как Исайя жил и писал в течение тридцати девяти лет после своего видения — то, вероятно, ему было около тридцати лет во время видения, случившегося в год смерти Озия в 740 г. до н. э.

Описание видения заставляет думать именно об озарении, приходе космического сознания. Исайя пишет:

Главные пункты: 3. Он видел Бога. 4. Он видел, что Бог есть Вселенная. 1. Выражение — «дом наполнился дымом», если наше предположение правильно, надо читать — «светом» или «пламенем», и если еврейское слово «Ашан» можно сблизить с санскритским «Арман». 5. Он утратил чувство греховности.

«В год смерти царя Озия я видел Господа, сидящего на троне, высоком и приподнятом, и свита Его наполняла храм. Над Ним стояли серафимы: у каждого из них было по шести крыльев: двумя он закрывал свое лицо, двумя он закрывал свои ноги и на двух он летал. И один восклицал другому и говорил: свят, свят, свят Господин духов; вся земля наполнена Его славою. И основание порога задвигалось от голоса того, который кричал, и дом наполнился дымом. Тогда я сказал: Горе мне! Ибо я умру, потому что я — человек с нечистыми устами, и мои глаза увидели Царя, Господина духов. — Тогда один из серафимов подлетел ко мне, неся горящий уголь в руке, который он взял щипцами с алтаря, и он дотронулся до моего рта и сказал: смотри, этим я прикоснулся к твоим устам и неправда твоя отнята от тебя и твой грех очищен. — И я услышал голос Господа, говорящего: кого пошлю я и кто пойдет для нас? — Тогда я сказал: я здесь, пошли меня» [Исайя 6:1-8].

 

Глава 5

 

Лао-цзы

 

 
 

* Хн. э. в Хонане, в Китае. Большую часть своей жизни он был попечителем Королевской библиотеки. Кун фу-цзы (Конфуций) посетил Ли в 517 г., когда Ли шел восемьдесят восьмой год. Во время разговора Ли сказал Куну: «Люди, о которых вы говорите, мертвы. Их кости рассыпались в прах. Остались только их слова. Более того, когда высший человек имеет удобный случай, он поднимается вверх. Но когда время против него, то он находится во власти обстоятельств. Я слышал, что хороший купец, у которого хранятся в безопасном месте богатые сокровища, делает вид, что он беден. Я слышал, что высший человек, хотя его добродетель и несовершенна, все же по внешнему виду — глуп. Отгоните от себя свой гордый вид и множество желаний, свою привычку клеветать и свою необдуманную волю. Они бесполезны для вас. Это все, что я имею вам сказать».

После этого разговора Кун говорил своим ученикам: «Я знаю, что птицы могут летать, рыбы — плавать, а животные — бегать. Но бегающий может попасть в западню, плавающий — попасть на крючок, а летающий может быть убит стрелой. Но существует дракон: я не могу вам сказать, как он поднимается на ветру через облака к небу. Сегодня я видел Лао-цзы и могу сравнить его только с драконом» [166:34].

Кажется, после этой встречи Лао-цзы написал книгу о Дао и его атрибутах из пяти тысяч иероглифов. Написав книгу, он ушел на северо-запад. Неизвестно, где и когда он умер.

Что такое Дао? Тот, у кого есть Дао, — всегда молод. К старику, знаменитому даосу, обратились так: «Господин, вы стары, но отчего у. вас цвет лица как у ребенка?» Даос ответил: «Я знаком с Дао» [166:24]. Когда Дао-дэ-цзин был впервые переведен на один из европейских языков, ему придали значение «разум» или «высшая причина». Абель Ремюза говорит, что иероглиф Дао таков: «Кажется, я не могу перевести это слово иначе, как Логос в тройственном смысле — высшего существа, разума и слова». Заместитель Ремюза по парижской кафедре китайского языка, Станислав Жюльен, переводчик Дао-дэ-цзин, решил, что под Дао нельзя понимать предвечный разум или высший разум. С. Жюльен говорит, что Дао лишено деятельности, мысли, рассудка и способности понимания. Жюльен, кажется, делает слово Дао синонимичным с нирваной (не говоря об этом). Под конец он переводит его «путь» в смысле «я — путь, истина и жизнь», вследствие чего Дао делается синонимичным с «Христом», «нирваной» и космическим сознанием.

Лао-цзы говорит о некоторых результатах воспитания в себе Дао, и если правильно понять язык Лао-цзы, то окажется, что сказанное им применимо к космическому сознанию. Он говорит: «Кто живет правильно, тот путешествует по земле, не избегая носорога или тигра, и входит в гостиницу, не боясь панциря или острого оружия. Носорог не найдет в нем места, которое можно было бы поразить рогом; тигр не найдет места, куда он мог бы вцепиться когтями; оружие не найдет места, куда ему войти. А почему? Потому что в нем нет Места для смерти». Далее: «Тот, у кого много атрибутов (Дао), подобен ребенку. Ядовитые насекомые не укусят его; дикие звери не схватят его; хищные птицы не станут клевать его» [ 166:25].

Укажу на иллюстрирующий это положение Дао случай, которому я был очевидцем. Мне приходилось видеть, как Уитмен целые вечера просиживал на веранде. Воздух был буквально переполнен комарами, они облепляли Уитмена, но он их и не замечал даже, — казалось, комары его не кусали, не беспокоили. Мы, остальные, были доведены комарами до бешенства. Известно, что Уитмен долгое время жил среди нью-йоркских подонков общества, но его не только не трогали, но даже никогда не говорили с ним грубо. Конечно, жизнь обладателя Дао (т. е. космического сознания) неразрушима ни тиграми, ни оружием — это очевидная, простая истина.

О Дао говорят, что его «высшее превосходство подобно воде. Превосходство воды проявляется в том, что она, не борясь с противодействующими силами, занимает низменные места, не нравящиеся людям. Таким образом, она подобна Дао. В мире нет ничего мягче и слабее воды, а между тем среди разрушающих стихий вода стоит на первом месте, она и тверда, и сильна. Все знают, что твердое разрушается от мягкого, а сильное от слабого, однако еще не было никого, кто мог бы осуществить это на практике» [166:30-31].

Также Уитмен говорит о космическом чувстве: «я самое обыденное, дешевое, низменное и легкое», «нет ничего мягче его, но оно представляет собой втулку колеса вселенной».

Далее сказано: «Путь Дао — это действовать, не думая о действии, вести дела — без хлопот о них, пробовать и не различать вкуса, смотреть на малое как на великое и на малочисленное как на многочисленное и воздавать добром за обиды» [166:31].

 

Даем выдержки из книги Дао-дэ-цзин и параллельно им приводим отрывки из сочинений других лиц, обладавших космическим сознанием.

 

«Посмотрите на это темное лицо, серые глаза, всклокоченную бороду, загорелые руки и мое молчание, лишенное очарования» [193:105]. «У лисиц есть норы, у птиц небесных есть гнезда, но сыну человеческому негде преклонить главу» [14:8:20].

«Обыкновенные люди кажутся умными и просвещенными, один лишь я кажусь находящимся во мраке невежества. Они кажутся исполненными рассудительности, один лишь я кажусь тупым и сбитым с толку. Меня бросает как по морю, и мне негде отдохнуть. У каждого человека есть

поле деятельности, лишь один я и тут исключение. Я один отличен от всех людей, но ценю кормилицу». (Дао) [166:63].

 

«Преступник уходит из тюрьмы; сумасшедший выздоравливает... больное горло выздоравливает, легкие чахоточного заживают, несчастный нищий делается свободным» [193:332]. «Оно подобно горчичному семени, оно меньше всех семян, но когда оно посажено в землю, то оно растет и становится больше трав и становится деревом, так что птицы небесные могут помещаться под его сенью» [15:4:31].

Частичное становится целым; горбатый — прямым; пустое — полным; изношенное — новым; тот, у кого мало желаний, получает их; у кого их много — сбивается с пути [166:65].

Дао, если его рассматривать как неизменяемое, не имеет имени. Хотя оно может мало в своей первозданной простоте, однако весь мир не осмеливается властвовать над ним. Если бы феодальный князь или король был в состоянии сторожить или держать его, то все подчинилось бы им добровольно. Под руководством Дао небо и земля соединяются и ниспускают сладкую росу; она, не направляемая людьми, равномерно протекает всюду как бы по своей собственной воле [166:74].

К тому, у кого в руках Великий Образ (невидимого Дао), весь мир приходит для исправления. Люди прибегают к нему и получают не вред, а покой, умиротворение и ощущение легкости. Музыка и

 

угощение могут остановить прохожего и сделать его гостем. Но хотя Дао, в том виде, как он исходит из уст, кажется пошлым и безвкусным, однако следует обратить на него внимание и слушать его, ибо польза его неисчерпаема [166:77].

 

Не выходя из комнаты, всякий знает, что делается под небом; не глядя из окна, всякий видит Дао под небесами. Чем дальше человек отходит от себя, тем меньше он знает [166:89].

«Нормальный человек не получит даров духа Божия, и они презренны в глазах его» [20:2:14]. «Учения космического смысла поначалу всегда безвкусны и глупы, но их польза неисчерпаема».

 

Тот, кто приобретает в свою собственность все, что находится под небом, приобретает без хлопот. Если он станет хлопотать, то он не в состоянии приобрести в свою собственность все, что находится под небом [166:90].

 

«Не глядите на владение, кроме того, которое вы можете получить без труда, не покупая; пируйте, но не берите ни одной частицы пиршества».

«Берите лучшее, что есть на ферме у фермера, в роскошной вилле богача, берите целомудренные благословения хорошей четы супругов, берите плоды и цветы садов. Собирайте ум и любовь людей» [193:127].

 

У кого в самом себе много атрибутов (Дао), тот подобен младенцу: ядовитые насекомые не укусят его, хищные птицы не растерзают его [166:99].

«Если вы не уподобитесь детям, то не войдете в Царствие Божие» [15:10:15].

 

Тот, кто знает Дао, тот не любит говорить об этом. Тот, кто готов говорить о нем, не знает его. Кто знает его, тот закроет себе и рот, и ноздри. Он притупит свою остроту и распутает запутанное; он умерит яркость своего ума и низведет себя до невежества других. Это называется «Таинственное согласование». О таком человеке нельзя говорить как о близком или далеком; он вне всех рамок да, благородства или неблагородства; он самый благородный человек в мире [166:100].

 

«И я говорю вам, любите врагов ваших и молитесь за преследующих вас» [14:5:44].

Его путь — действовать, не думая о действии, вести дела — без хлопот о них, пробовать и не различать вкуса, смотреть на малое как

на великое, на малочисленное как на многочисленное и воздавать добром за обиды [166:106].

 

«Кто возвысится между вами, будет ваш правитель, а кто хочет быть первым между вами, тот пусть будет вам слуга» [14:20:26].

Реки и моря получают почет и дань от всех потоков, текущих по долинам, — это зависит от их уменья быть ниже потоков: вот почему моря и реки — цари над всеми потоками. Из-за этого бывает, что мудрец (правитель), желающий быть выше людей, на словах унижает себя, а желающий быть впереди их — ставит себя позади их [166:109].

Весь мир говорит, что хотя мой Дао велик, однако он кажется ниже. Его величие заставляет его казаться меньше. Если бы Дао был таков же, что и прочие системы учения, то уже давно было бы известно его ничтожество.

У меня есть три драгоценности, которые я ценю и храню. Первая — это приятность; вторая — это бережливость, а третья — отвращение к тому, чтобы быть первым перед другими.

 

С такой приятностью я могу быть смел; с бережливостью я могу быть щедр; с отвращением к первенству перед другими я могу сделаться сосудом высших почестей. Ныне отбрасывают приятность и стараются быть лишь смелыми; отбрасывают бережливость, чтобы быть щедрыми; отказываются от последнего места и ищут лишь первого места; а конец всего этого — смерть [ 166:110].

 

Искреннее слово — не утонченно; утонченное слово — не искреннее; тот, кто умудрен в Дао, тот не спорит; спорщики не умудрены в нем. Знающие Дао не имеют широкого образования. Широко образованные не знают его [ 166:123].

«Логика никогда не уживается с проповедями». «Время я не могу обольстить болтовней. Тихо и спокойно сижу я при дружеской беседе образованных людей, ибо у меня нет привычки изучать» [193:249].

 

«Если кто-либо из вас думает, что он мудр в этом мире, сделайте его безумным, чтобы он мог сделаться мудр» [20:3:18].

 

Сократ

 

X X Сократ, конечно, должен быть причислен к самым выдающимся людям на всем протяжении истории. Но, очевидно, было бы нелепостью утверждать, что потому у него было космическое сознание, что высокие нравственные качества и умственное просвещение являются характерными свойствами людей, обладающих космическим сознанием. Ксенофонт рассказывает про Сократа, что «указания были получены им от Бога» [201:350]. Он говорит, что «Сократ пользовался всеобщим уважением за свой веселый характер и скромность жизни» [201:505]. Далее он приводит слова Сократа: «Я не допускаю мысли, что кто-либо жил лучше или с большим удовольствием, чем я» [201:506]. Эти указания, хотя их и нельзя принять за абсолютно точное доказательство того, что у Сократа было космическое сознание, все же придают этому предположению

 

 
 

 

большую степень вероятности. Хорошо известно, что Сократ был необычайно здоров и силен от природы, и хотя во время смерти ему и было за семьдесят лет, однако и дух, и тело его были так же сильны, как всегда. По-видимому, тоже ясно, что Сократ был совершенно убежден в бессмертии души, хотя, возможно, убеждение не перешло у него в чувство, в ощущение бессмертия. Ощущение бессмертия есть принадлежность лишь космического сознания. Не следует упускать из вида еще оптимизм Сократа и большую привлекательность его личности. Эти качества свойственны космическому сознанию.

С ранних лет с Сократом бывали явления «знамения», «голоса» «Бога» и «гения», или «демона».

Лелю [88:313] рассказывает один случай с Сократом, приписывая это помешательству. Это было с Сократом на сороковом году жизни, во время осады Потидеи в 429 г. до н. э. Приводим этот рассказ из «Пира»: «Как-то утром Сократ задумался о чем-то, чего не мог разрешить. Он непрерывно продолжал думать с рассвета до полудня. Он стоял, всецело погруженный в свою мысль. В полдень на него обратили внимание. По городу пронесся слух, что Сократ стоит и о чем-то думает с восхода солнца. Наконец, уже вечером, какие-то ионийцы принесли свои постели (я должен указать, что это было летом), чтобы спать и следить, будет ли Сократ стоять всю ночь. Он стоял всю ночь и лишь на рассвете он помолился солнцу и пошел своей дорогой».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.