КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы методики развития координации 4 страница
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ организованной двигательной активности. Средства развития координационных способностей. В основе методики развития координационных способностей должно быть выполнение двигательных заданий в усложненных условиях. Для этого упражнения выполняют при дефиците пространства и времени, недостаточной или чрезмерной информации. Эффективными являются бег по пересеченной местности с преодолением естественных препятствий, катание на лыжах, беговые упражнения с преодолением препятствий (барьеры, гимнастические скамейки, мячи и т.п.), упражнения с мячами, единоборства, гимнастические и акробатические упражнения, спортивные и подвижные игры (особенно на уменьшенных площадках и с увеличенным количеством игроков) и т.п. Эффективными будут также разнообразные упражнения на достижение установленных параметров двигательной деятельности: прохождение или пробегание определенного расстояния с закрытыми глазами; броски мяча в баскетбольную корзину с закрытыми глазами; выполнение разнообразных гимнастических упражнений с ограничением или полным исключением зрения; выполнение упражнений с ограничением слуха или при искусственно созданном чрезмерном шуме; прыжки с поворотами на указанное количество градусов; пробегание или проплывание определенных дистанций за установленное время; выполнение силовых упражнений с вариативными отягощениями и т.п. Частичное или полное исключение одних анализаторов оказывает содействие активизации функции других, что положительно сказывается на формировании кинестезических образов движений, наличие которых обусловливает координационные возможности (Верхошанский, 1988). При развитии способности к оценке и регуляции динамических и пространственно-временных параметров движений преимущество следует отдавать упражнениям, которые направлены на улучшение мышечных восприятий или ощущений мяча, планки, барьера, снаряда и т.п. Так, для улучшения ощущения мяча при броске, ударе, приеме или передаче необходимо использовать мячи разных размеров и массы, широкую вариативность силы бросков и ударов, дальности полета. Для улучшения ощущения снаряда целесообразно применять ядра и копья разных размеров и массы, шесты разной длины и с разными упругими свойствами и т.п. (Лях, 1989). Для развития способности к сохранению равновесия специалисты (А.Тер-Ованесян, И.Тер-Ованесян, 1986) рекомендуют применять относительно самостоятельные группы разнообразных упражнений в усложненных условиях: 1) сохранение равновесия на одной ноге в разных положениях с движе 2) стойки на руках и голове с разными положениями и движениями 3) резкие повороты, наклоны и круговые движения головы стоя на од 4) круговые движения туловища стоя на одной или двух ногах; 5) выполнение движений, стоя на ограниченной опоре (бревно, трос и 0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page 2 ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ т.п.); 6) внезапное прекращение движения по сигналу (при сохранении за 7) выполнение разных двигательных действий с закрытыми глазами. Улучшению ощущения ритма способствует использование разных световых и звуковых сигналов, которые выполняют роль ритмолидеров. Это могут быть простые сигналы (счет, удары в ладони) или сложные (музыкальное сопровождение, программированное звуковое ритмолидирование в плавании или других циклических локомоциях, ориентация на воспроизведение оптимальной в биомеханическом отношении структуры основных двигательных действий; Platonov, Bulatova, 1993). Для развития способности к произвольному расслаблению мышц целесообразно применять разнообразные упражнения, способствующие заметному их расслаблению, рациональному чередованию напряжения и расслабления, регулированию величины напряжения. В частности, эффективными являются упражнения, требующие постепенного или резкого перехода от напряжения мышц к их расслаблению, упражнения, в которых напряжение одних мышц сопровождается максимальным расслаблением других (например, произвольное напряжение мышц правой руки с одновременным, по возможности большим, расслаблением мышц левой руки), упражнения, в которых необходимо поддерживать движение расслабленной части тела по инерции за счет движения других частей (например, круговые движения расслабленными руками за счет работы мышц ног и туловища). Улучшению способности к расслаблению мышц содействует рациональное чередование изометрических напряжений (1—3 с) с последующим, по возможности полным, расслаблением (Платонов, Булатова, 1995). Для развития способности к произвольному расслаблению мышц физически хорошо подготовленных людей целесообразно применять аутогенную тренировку. В частности, формулы самовнушения, способствующие совершенствованию мышечной регуляции. Такие формулы сориентированы как на расслабление всех мышц, так и на выборочное расслабление отдель- Таким образом, основными средствами развития координационных способностей являются физические упражнения. Они должны быть по возможности разнообразными и достаточно сложными по координации работы нервномышечного аппарата. Их следует выполнять в усложненных условиях (разные исходные положения, ограниченное пространство и время, частичное или полное исключения зрительного или слухового анализаторов, пересеченная местность, подвижная опора и т.п.). В занятиях с физически хорошо подготовленными людьми положительный эффект дает сочетание физических упражнений и аутогенного тренинга ных мышечных групп и мышц.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |