КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы методики развития координации 2 страница
Наиболее стойкий эффект в развитии гибкости дает систематическое применение упражнений из разных групп (Алтер, 2001). Методика развития гибкости. Тренировочный процесс по развитию гибкости следует разделять на два этапа: 1 — этап увеличения амплитуды движений в суставах до оптимальной величины; 2 — этап сохранения подвижности в суставах на достигнутом уровне. При разработке тренировочных программ 1-го этапа необходимо исходить из того, что в одних случаях амплитуду движения может ограничивать недостаточная эластичность мягких тканей опорно-двигательного аппарата, а в других — недостаточная сила мышц, которые обеспечивают перемещение определенных звеньев тела. Следовательно, необходимо определить силу одних мышц и растяжимость других. Для этого достаточно определить величины активной и пассивной гибкости. Чем больше между ними разница, тем больше активная гибкость будет зависеть от силы мышц. И наобо- 0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page 2 ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ рот, чем меньшая между ними разница, тем больше активная гибкость будет зависеть от растяжимости мышц, связок, сухожилий и способности к произвольному расслаблению мышц. В двигательной деятельности человека проявляется преимущественно активная гибкость. Но функциональной предпосылкой ее развития есть достаточный уровень развития пассивной гибкости. Поэтому в начале занятий по развитию гибкости преимущество следует отдавать средствам развития пассивной гибкости, а по достижении необходимого ее уровня акцент переносить на развитие активной гибкости. При этом следует учитывать, что активная гибкость развивается в 1,5—2,0 раза медленнее, чем пассивная. Отсюда и соотношение средств развития активной и пассивной гибкости должно быть адекватным.
Разное время необходимо и для развития подвижности в разных суставах. Так, максимальной подвижности в лучезапястных суставах можно достичь в 3—5 раз быстрее, чем в тазобедренных. Продолжительность занятий, которая необходима для достижения подвижности в разных суставах на уровне 90 % анатомической (Сермеев, 1970) Сустав Количество ежедневных повторенный Тазобедренный 60-120 Позвоночника 50—60 Плечевой 25-30 Локтевой 25—30 Коленный 25-30 Голеностопный 25—30 Лучезапястный 20—25 Прежде чем выполнять упражнения на растягивание мышц, связок и сухожилий, необходимо хорошо разогреть организм с помощью общераз-вивающих упражнений. Это содействует улучшению эластичности мягких тканей опорно-двигательного аппарата и, как следствие, увеличению подвижности на 8—12 %. Нужно тщательно размять мышцы, которые будут растягиваться. Это способствует увеличению кровотока в них и, как следствие, эластичности. В течение всего занятия по развитию гибкости необходимо поддерживать организм в разогретом состоянии. При температуре окружающей среды ниже 18—20 °С занятие проводится в теплом эластичном костюме. Упражнения на растягивание выполняют интервальным или комбинированным методами. Продолжительность упражнения (количество непрерывных повторений). Оптимальная продолжительность отдельного упражнения может колебаться от 15—20 с до нескольких минут. При определении продолжительности упражнения следует учитывать, что в начале его выполнения невозможно сразу достичь максимальной амплитуды движения. Сопротивление мягких тканей растягиванию уменьшается постепенно, и лишь через 10—15 с после начала упражнения (пассивное растягивание или мно-
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
гократное повторение упругих движений) достигается максимальная амплитуда движения. Она может сохраняться в течение 15—30 с, а потом начнет уменьшаться вследствие усталости. Продолжительность упражнения обусловливается уровнем тренированности человека и видом суставов (табл. 9.7). В таблице приведены максимальные количества повторений для разных суставов в течение одного занятия. Но такая продолжительная и монотонная работа (по 50—100 однообразных повторений) не интересна, в особенности для детей и подростков, что приводит к повышению психической напряженности и снижению тренировочного эффекта. Кроме того, вследствие усталости будет ухудшаться эластичность мышц, что также ухудшает тренировочный эффект. Поэтому более целесообразно планировать выполнение тренировочных заданий сериями по 10—20 повторений. Нижняя граница — для начинающих, а верхняя — для хорошо тренированных людей. В одном занятии выполняют 3—5 серий упражнений для конкретного сустава, а потом переходят к развитию подвижности в другом суставе. Чтобы повысить эмоциональный фон занятия и его эффективность, целесообразно применять разнообразные упражнения. Например, для развития подвижности в тазобедренных суставах можно выполнять отведения ноги в сторону и назад, подъем вперед, ходьбу с поочередными махами назад, "шпагат" и т.п. Выполняя каждое упражнение по 10—12 раз можно достичь необходимого тренировочного эффекта и снизить психическую напряженность. Продолжительность упражнений зависит также от возраста и пола. Для получения адекватного тренировочного эффекта взрослые люди должны выполнять в 1,5—2 раза большее количество упражнений, чем дети и подростки. В свою очередь, в работе с женщинами продолжительность упражнений может быть на 10—15 % меньшей, чем у мужчин того же возраста. В работе с женщинами следует также учитывать динамику их биологического цикла. В менструальном периоде улучшается эластичность мышц, которая обусловливает возможность некоторого увеличения объема упражнений в развитии гибкости.
Индивидуальным критерием определения продолжительности конкретного упражнения будет уменьшение амплитуды при повторных движениях вследствие усталости. Оптимальная продолжительность статических упражнений составляет 6—12 с (А.Тер-Ованесян, 1978; Платонов, 1997 и др.). Нижняя граница для начинающих, а верхняя — для физически хорошо тренированных людей.
ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ Интенсивность упражнения. При выполнении упражнений на растягивание амплитуду движений увеличивают постепенно. При этом в каждом следующем повторении стараются достичь большей амплитуды или, по крайней мере, сохранить ее. Для достижения большей амплитуды целесообразно применять предметные цели. Например, в наклонах вперед дотянуться до пола кончиками пальцев, потом кулаками, ладонями; дотянуться носком маховой ноги до мячика, который подвешен на одной высоте, а потом на большей высоте и т.п. В пассивных упражнениях с дополнительными отягощениями интенсивность регулируется их массой. Она должна составлять около 30 % максимальной силы растягиваемых мышц у начинающих и до 40—50 % — у физически хорошо подготовленных людей (Жордочко, Ю. Соболев, Л. Соболев, 1980; Платонов, 1984; Алтер, 2001 и др.). При выполнении пассивных упражнений с самозахватами и с помощью партнера целесообразно ориентироваться на субъективные ощущения — растягивания осуществлять плавно, до возникновения легких покалываний в мышцах. Больший тренировочный эффект дает ступенчатая интенсивность растягивания: плавно достичь околопредельной амплитуды, удержать 5—10 с звенья тела в определенном положении, а потом увеличить амплитуду на 8—12 % и снова 5—10 с удержать звенья тела в этом положении. Во время первого удержания в мышцах немного угасает "стретчинг-рефлекс", что и позволяет увеличить амплитуду движения. При возникновении болевых ощущений в мышцах следует уменьшить амплитуду движения или совсем прекратить выполнение упражнения.
Темп выполнения повторных движений должен быть медленным, в особенности в первой серии. В этом случае не возникает "стретчинг-рефлекс" и мышцы лучше поддаются растягиванию. В следующих сериях темп движений может быть увеличен. В последней серии целесообразно снова его снизить. Продолжительность интервалов отдыха между упражнениями и между сериями упражнений может колебаться в широком диапазоне — от 10—20 с до нескольких минут. Она зависит от характера упражнений, их продолжительности и уровня подготовленности человека. Например, после многократных повторений маховых движений ногой необходим более продолжительный отдых, чем после 10-секундного пассивного растягивания мышц, связок и сухожилий лучезапястного сустава. Однако продолжительные интервалы пассивного отдыха (свыше 8—10 мин) приводят к уменьшению подвижности в суставах и снижению эффективности тренировки. Люди, которые имеют значительный опыт занятий физическими упражнениями, могут довольно точно определить продолжительность интервалов отдыха по субъективным ощущениям готовности к следующему упражнению или серии упражнений. Характер отдыха. Кратковременные интервалы отдыха (10—20 с) целесообразно проводить пассивно. Более продолжительные паузы следует заполнять медленной ходьбой, упражнениями на расслабление. Положительно влияет на восстановление эластичности мышц тепло, легкий массаж.
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ На этапе увеличения амплитуды движений в суставах упражнениям на гибкость целесообразно посвящать отдельные занятия или значительную часть занятия. Наибольшего тренировочного эффекта можно достичь, если развитие гибкости осуществляется непосредственно после тщательной разминки. Часто развитие гибкости осуществляют в сочетании с решением других педагогических задач. При этом следует помнить, что после значительных нагрузок по развитию гибкости ухудшается тонкая внутримышечная и межмышечная координация. Следовательно, после таких нагрузок нецелесообразно обучать технике физических упражнений, выполнять скоростные или силовые упражнения с максимальной интенсивностью. Здесь уместно подчеркнуть, что дело не в применении упражнений на гибкость для достижения оптимальной подвижности опорно-двигательного аппарата в разминке, а в выполнении упражнений с предельной амплитудой и необходимым количеством повторений для развития гибкости. Более целесообразно после разминки обучать технике физических упражнений, или развивать силовые или скоростные качества, а затем гибкость. Если же в одном занятии объединяют развитие гибкости и выносливости, то сначала следует решить первую задачу, а потом вторую. Важное значение имеет также последовательность выполнения упражнений, которые направлены на развитие гибкости в разных суставах. Более целесообразно начинать занятия по развитию подвижности в суставах, которые окружены массивными мышцами (суставы позвоночника, тазобедренные и плечевые), а потом переходить к развитию подвижности в других суставах. При этом сначала следует выполнить все упражнения, которые запланированы для развития подвижности в одних суставах (например, тазобедренных), и только потом переходить к другим. В системе смежных занятий наибольшего тренировочного эффекта можно достичь при ежедневных или двукратных в день занятиях по развитию гибкости. Меньшая или большая частота тренировочных занятий по развитию гибкости менее эффективна (Платонов, 1984, 1997 и др.). При двукратных занятиях оптимальная ежедневная нагрузка распределяется на две части. В утренней гимнастике выполняют 20—40 % оптимальной суточной нагрузки, а остаток упражнений выполняют в специальном или комплексном тренировочном занятии. Важное значение в системе смежных занятий имеет соотношение упражнений по развитию активной и пассивной гибкости. Поскольку пассивная гибкость является функциональной предпосылкой развития активной гибкости, то сначала преимущество следует отдавать средствам развития пассивной гибкости. После достижения необходимого уровня пассивной гибкости в определенных суставах акцент в тренировке переносится на развитие активной гибкости в этих суставах. На этапе сохранения подвижности в суставах на достигнутом уровне общий объем упражнений по развитию гибкости уменьшается наполовину и даже больше. Вполне достаточно выполнять их 3—4 раза в неделю в сочетании с силовыми и скоростно-силовыми упражнениями. В юношеском
ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ возрасте для сохранения достигнутого уровня гибкости достаточно три раза в неделю выполнять по 10—15 движений в лучезапястных, 15—20 — в коленных и голеностопных, 35—40 — в тазобедренных суставах и 40—45 — в суставах позвоночника. С возрастным изменением подвижности опорно-двигательного аппарата, который обусловливается инволюционными процессами, для поддержания гибкости необходимо прилагать все больше усилий. Общая характеристика координационных способностей. Слово "координация" латинского происхождения. Оно означает согласованность, объединение, упорядочение. Относительно двигательной деятельности человека употребляется для определения степени согласованности его движений с реальными требованиями окружающей среды. Например, поскользнувшись, один человек с помощью компенсаторных движений восстанавливает равновесие, а другой — падает. Очевидно, первый из них имеет более высокий уровень согласованности движений, а следовательно, и более развитые координационные способности. Координация - это способность человека рационально согласовывать движения звеньев тела при решении конкретных двигательных задач Координация характеризуется возможностью людей управлять своими движениями. Сложность управления опорно-двигательным аппаратом заключается в том, что тело человека состоит из значительного количества биозвеньев, которые имеют более ста степеней свободы. По точному выражению Бернштейна (1947), координация движений и есть не что иное, как преодоление чрезмерных степеней свободы наших органов движения, то есть превращение их в управляемые системы. Если координационные качества человека развиты недостаточно, управление движениями звеньев тела он старается осуществить путем фиксации значительного количества суставов. Например, если человек впервые становится на лыжи или коньки, то он, как правило, выполняет движения прямыми ногами. Коленные и даже голеностопные суставы фиксированы и движения в них не происходят. Новичку легче управлять движениями "непослушных" нижних конечностей путем преобразования их в жесткое звено с одним шарниром в тазобедренном суставе. Подобное "облегчение" управления двигательным аппаратом приводит к координационной скованности при выполнении движений. Естественно, что такая организация движений нецелесообразна и свидетельствует о низком уровне развития координационных качеств. Усложняет выполнение новых двигательных действий и неспособность человека эффективно использовать реактивные силы, которые возникают при взаимодействии звеньев тела в процессе изменения скорости и направ-
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ления координационных автоматизмов, и усталость, и чрезмерная мотивация, страх, и непривычные условия двигательной деятельности, и другие причины. Координационные способности человека очень разнообразны и специфичны. Однако их можно дифференцировать на отдельные группы по особенностям проявления, критериям оценки и факторам, которые их обусловливают. Опираясь на результаты специальных исследований (Донской, 1971; Пехтль, 1971; Війте, 1982; Гужалов-ский, 1986; А.Тер-Ованесян, И.Тер-Ованесян, 1986; Лях, 1989, 1991; Платонов, Булатова, 1995; Платонов, 1997) можно выделить следующие относительно самостоятельные виды координационных способностей: • способность к управлению временными, пространственными и силовыми пара • способность к сохранению равновесия; • чувство ритма; • способность к ориентированию в пространстве; • способность к произвольному расслаблению мышц; • координированность движений (ловкость) В реальной бытовой, производственной или спортивной двигательной деятельности все названные координационные способности проявляются не в чистом виде, а в сложном взаимодействии. В конкретных ситуациях отдельные координационные способности играют ведущую роль, а другие — вспомогательную. При этом возможно мгновенное изменение их значимости в связи с изменением внешних условий. Однако не только особенности ситуаций, которые складываются в процессе двигательной деятельности, обусловливают ведущую или вспомогательную роль тех или других координационных способностей. Определенные виды двигательной активности не только предъявляют разные требования к координационным способностям в целом, а и обусловливают необходимость максимального проявления отдельных их разновидностей. Например, у монтажников-высотников и тяжелоатлетов решающее значение будет иметь способность к сохранению равновесия, а в игровых видах спорта — ловкость. Способность к управлению временными, пространственными и силовыми параметрами движений. Способность к регуляции разнообразнейших параметров движений обусловливается точностью двигательных ощущений и восприятий, которые часто дополняются слуховими и зрительными. Удивительной способностью относительно тончайшей оценки и регуляци динамических, временных и пространственных параметров движений владеют спортсмены высокого класса. Так, бегуны высокой квалификации на средние дистанции способны преодолевать 400-метровые отрезки с заданным временем (52, 54 или 55 с), не допуская ошибки более чем 0,2—0,3 с. Не менее впечатляющи и способности футболистов или боксеров регулировать силу удара, оценивать пространственные и временные параметры двигательной деятельности. В основе методики совершенствования способности к оценке и регу-
ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ляции движений должен быть такой подбор тренировочных воздействий, которые обеспечивали бы повышенные требования к деятельности анализаторов относительно точности пространственных, временных и динамических параметров движений. Эффективным средством, используемым для формирования кинестезических образов движений, наличие которых обусловливает координационные возможности человека, есть активизация функции одних анализаторов за счет искусственного исключения других (Верхошанский, 1988). В частности, исключение зрительного анализатора (выполнение движений с закрытыми глазами) активизирует функцию про-приорецептивной чувствительности и способствует повышению эффективности управления динамическими, пространственными и временными параметрами движений (Болобан, Мистулова, 1995). Целесообразным будет и выраженное влияние на один из анализаторов для целенаправленного формирования оптимального ритма или темпа движений. С этой целью, например, в беге или плавании используются звуковые или световые ритмо- и темполидеры, что способствует формированию целесообразного темпа и ритма циклических движений. Важное значение в развитии способностей, базирующихся на проприо-рецептивной чувствительности, следует отводить упражнениям, направленным на улучшение точности мышечных восприятий или ощущений параметров движения. Так, для совершенствования чувства мяча при броске, ударе, приеме или передаче используют мячи разных размеров и массы, широкую вариативность силы бросков, ударов и дальности полета. Для совершенствования чувства спортивного снаряда в легкой атлетике используют ядра и копья разных размеров и массы, жерди разной длины и упругости (Лях, 1989). Важным элементом в методике улучшения способности к оценке и регуляции динамических и пространственно-временных параметров движений есть широкое варьирование разными характеристиками нагрузки (характер упражнений, их продолжительность, интенсивность) и отдыха (продолжительность, характер) в процессе выполнения тренировочных заданий. Следует также учитывать, что в систему управления движениями входит сенсорная информация от суставно-мышечного аппарата, которая адекватно отображает кинематические и динамические характеристики движений. Применение вариативных отягощений при выполнении движений активизирует функционирование сенсорной системы, содействует снижению порогов суставно-мышечной чувствительности и улучшению способности к дифференциации и обработке афферентной сигнализации. Этим обеспечивается совершенствование сенсорного синтеза, повышение точности дозирования и своевременности коррекции рабочих усилий, формирования целесообразного кинестезического образа двигательного действия. Способность к сохранению равновесия. Равновесие как способность к сохранению устойчивой позы может проявляться в статических и динамических условиях, при наличии опоры и без нее. Способность к сохранению равновесия обусловливается совокупной мобилизацией возможностей зрительной, слуховой, вестибулярной и соматосенсорной систем. Естественно, что конкретная ситуация двигательной деятельности, которая связана с со-
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ хранением равновесия, определяет ведущими те или иные системы. Чаще всего проявление равновесия обусловливают соматосенсорная и вестибулярная системы. Тем не менее, ограничение или исключение зрения во всех случаях связано со снижением способности человека поддерживать равновесие. Следует различать два механизма сохранения равновесия. Первый проявляется тогда, когда сохранение равновесия есть основной двигательной задачей. В этом случае поддержание устойчивой позы является результатом регуляторного механизма, действующего на основе постоянных коррекций. Восстановление происходит путем рефлекторного напряжения мышц си-нергистов и адекватного расслабления мышц антагонистов, а устранение существенных нарушений — быстрым рефлекторным перемещением в сторону стабильной площади опоры. Второй механизм реализуется, если реакции позы входят в состав движений со сложной координацией и любая из этих реакций имеет предупредительный, а не рефлекторный характер и является составной частью программы двигательного действия (Бернштейн, 1966; Болобан, Мистулова, 1995). При реализации как первого, так и второго механизма основная роль принадлежит переработке афферентной информации, поступающей от анализаторов. При этом основное значение имеет суставно-мышечная проприорецепция. Дополнительная информация поступает от зрительного и вестибулярного анализаторов. В процессе решения задач стойкого удержания сложных равновесий происходит организация степеней свободы в согласовано управляемые блоки. Тем самым реальное количество параметров, которые следует корригировать и регулировать, становится во много раз меньшим, чем количество степеней свободы, обусловленных подвижностью суставов (Лапу-тин и др., 2001). Каждому отклонению тела от оптимального положения должно сопутствовать усилие по его восстановлению. При этом часто возникает "гиперкомпенсация", когда проекция общего центра масс тела по инерции "проскакивает" оптимальное положение. В этом случае возникают возвратно-колебательные движения, которые называют балансированием. Показатели амплитуды и частоты колебаний, времени фиксации положения тела и их соотношения характеризуют статодинамическую устойчивость человека (Гурфинкель и др., 1965; Болобан, 1990). Например, с возрастанием спортивного мастерства акробатов уменьшается амплитуда колебаний тела и системы тел, а частота коррекций и время сохранения сложных равновесий увеличивается.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1159; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |