Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы методики развития координации 3 страница




Знание рассмотренных выше факторов относительно сохранения рав­новесия помогает педагогу составить оптимальную программу развития способности человека сохранять равновесие, которое обеспечивало бы хо­рошие предпосылки для реализации этого физического качества в разнооб­разных условиях бытовой, производственной и спортивной деятельности. Следует учитывать, что механизмы регуляции позы при действии однотип­ных факторов не изменяются. Поэтому существует положительный перенос способности к поддержанию устойчивости в сходных условиях. Однако это



0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page

 


ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ




касается упражнений, которые подобны по основным биомеханическим ха­рактеристикам. Если эти условия разные, например, гимнастические уп­ражнения и борьба в стойке, то взаимосвязь практически отсутствует.

Чувство ритма как способность точно воссоздавать пространственные, временные, силовые, скоростно-силовые и пространственно-временные па­раметры движений в значительной мере обусловливает эффективность раз­нообразных двигательных действий. Особое значение это ощущение приоб­ретает в двигательных действиях, для которых характерна значительная координационная сложность и предшествующая детерминированность дви­жений. Например, танцы, трудовые операции на токарных или фрезеро­вальных станках и т.п. В таких двигательных действиях даже незначитель­ные отклонения от необходимого ритма движений, которые выражаются в изменении направления, скорости, ускорения, точности приложенных уси­лий, чередовании напряжения и расслабления мышц, могут существенно повлиять на результат двигательного действия.

При подборе упражнений и методов их выполнения основное внимание обращается на формирование рациональной последовательности и взаимо­связи разных элементов движений во всем многообразии их динамических и кинематических параметров. Внимание занимающихся акцентируется как на рациональном перемещении отдельных звеньев тела, так и на последова­тельности и величине усилий, на чередовании напряжения одних мышечных групп с адекватным расслаблением других.

На начальных этапах формирования чувства ритма преимущество сле­дует отдавать применению относительно простых упражнений, а сложные расчленять на отдельные элементы. При этом внимание занимающихся сначала концентрируется на общем воспроизведении ритма упражнения и комплексном восприятии, анализе и коррекции разных параметров двига­тельной деятельности (направление и амплитуда движений, последователь­ность и величина усилий, скорость и ускорение и т.п.). В дальнейшем ак­цент смещается на выборочное совершенствование отдельных параметров двигательного действия. Например, по возможности точное воспроизведе­ние оптимальной траектории движения или величины усилий.

Эффективность развития чувства ритма зависит от активности мобили­зации психических процессов. Полезной здесь может быть идеомоторная тренировка. Она дает возможность человеку путем мысленного воспроизве­дения звуковых, зрительных, тактильных и проприорецептивных восприятий лучше усвоить рациональный ритм движений по показателям направления, амплитуды и скорости движения, величины приложенных усилий и т.п.

При этом необходимо ориентировать учеников на точное мысленное воспроизведение основных параметров двигательных действий, а также на концентрацию внимания на определяющих звеньях конкретного двигатель­ного действия и на их рациональной последовательности и взаимосвязи (Платонов, Булатова, 1995).

Способность к ориентированию в пространстве определяется умением человека оперативно оценить сложившуюся ситуацию относительно прост­ранственных условий и отреагировать на нее рациональными действиями,



0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page

 


       
   



РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

обеспечивающими эффективное выполнение двигательной задачи.

Для совершенствования способности к ориентированию в пространст­ве важное значение имеет тренировка произвольного внимания. Она состо­ит в формировании способности выделять из разнообразных раздражителей именно те, которые значимы для ориентации в конкретной ситуации. При этом следует развивать как способность удерживать в поле зрения большое количество значимых раздражителей (объем внимания), так и способность быстро переключать внимание с одного раздражителя на другой, то есть из­менять объем внимания (подвижность внимания).

Если задачей является сосредоточение на основных раздражителях, сле­дует помнить, что существует два типа сосредоточения — напряженный и рас­слабленный (Платонов, Булатова, 1995). Напряженное сосредоточение связа­но с концентрацией внимания при постоянном психическом усилии. Оно может сопровождаться нарушением дыхания, напряжением мимических мышц. Такой тип внимания характерен для спортсменов низкой квали­фикации или тех, кто специально не работает над его сосредоточением. Рас­слабленный тип, наоборот, связан со спокойной манерой поведения, опреде­ленной отрешенностью от посторонних раздражителей, естественным и спокойным выражением лица, мягким и стойким вниманием. Именно рас­слабленный тип сосредоточения внимания способствует тому, что сигналы анализаторов очень легко достигают сознания, быстрее обрабатываются и ре­ализуются в эффективных двигательных действиях (Цзен, Пахомов, 1985).

Следует подчеркнуть, что объем внимания, его подвижность и сосредо­точенность могут быть существенно расширены как путем применения спе­циальных психологических упражнений, так и в процессе выполнения раз­нообразных физических упражнений.

Способность к произвольному расслаблению мышц. При выполнении раз­нообразных движений наблюдается непрерывное изменение степени напря­жения и расслабления разных мышц и мышечных групп, рациональное че­редование сложнейших композиций режимов их деятельности. При этом разные мышцы и мышечные группы выполняют разные функции. Одни обеспечивают выполнение движений и преодоление сопротивления за счет произвольного сокращения, работа других мышц направлена на сохранение устойчивости позы. Мышцы, не участвующие в выполнении конкретных движений, находятся в состоянии расслабления, создающего условия для экономного, свободного, с широкой амплитудой движения выполнения упражнений. Произвольное расслабление мышц является одним из важней­ших факторов обеспечения эффективного выполнения бытовых, производ­ственных и спортивных движений.

Повышенная напряженность мышц существенно снижает координиро-ванность движений, уменьшает их амплитуду, ограничивает проявление скоростных и силовых качеств, приводит к излишним энергетическим тратам, снижая экономичность работы и выносливость и, как следствие, от­рицательно влияет на результативность двигательной деятельности.

Для развития способности к произвольному расслаблению мышц при­меняют специальные физические упражнения и средства совершенствова-



0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page

 


ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ




ния психической регуляции степени их напряженности.

Повышению эффективности выполнения упражнений для развития способности к произвольному расслаблению мышц способствуют такие ме­тодические приемы:

• формирование у занимающихся установки на необходимость расслаб­
ления мышц и на быстрый переход от напряжения к расслаблению;

• максимальное разнообразие методики выполнения упражнений: ши­
рокий диапазон интенсивности, резкое изменение интенсивности, приме­
нение упражнений разной продолжительности и т.п.;

• выполнение упражнений в разных функциональных состояниях (ус­
тойчивое состояние, компенсированное утомление, явное утомление, повы­
шенное эмоциональное возбуждение и т.п.) с установкой на расслабление
мышц;

• систематический контроль за расслаблением мышц лица, что способ­
ствует снижению общей напряженности скелетных мышц (Платонов, Була­
това, 1995).

Совершенствованию психической регуляции работы мышц способству­ет обучение произвольному напряжению и расслаблению мышц и мышеч­ных групп во всем диапазоне их функциональной активности (от предель­ного напряжения до полного расслабления) в положении стоя, сидя или лежа. Например, сидя в кресле напрячь, а потом расслабить четырехглавые мышцы бедер. При этом следует в каждой следующей попытке увеличивать диапазон функциональной активности соответствующих мышц (степень на­пряжения и расслабления, скорость перехода от напряжения к расслабле­нию — от умеренной к большой). Систематический двигательный и мыс­ленный контроль за величиной приложенных усилий и степенью мышечной активности способствует тому, что человек постепенно запоминает, какие ощущения ассоциируются у него с разной степенью функциональной ак­тивности мышц, вплоть до их полного расслабления.

Координированность движений. Координированность движений — это способность к рациональному проявлению физических качеств и перестрой­ке двигательных действий в конкретных условиях на основе имеющегося за­паса двигательных умений и навыков. Она имеет важное значение в экстре­мальных условиях двигательной деятельности, в особенности в условиях дефицита пространства и времени. В спорте — это единоборства, спортивные игры и сложнокоординационные виды. Но даже в относительно простых по координации работы нервно-мышечного аппарата движениях (ходьба, бег, плавание и т.п.) хорошая координированность способствует уменьшению энергозатрат на единицу выполненной работы за счет постоянного приспо­собления кинематических и динамических параметров соответствующих дви­жений (длина шага, траектория движения звеньев тела, темп, величина уси­лия и т.п.) к текущим функциональным возможностям человека.

Координированность движений тесно связана с другими разновиднос­тями координационных способностей и, в первую очередь, со способностью к оценке и регуляции динамических и пространственно-временных параме­тров движений. Высокий уровень развития координированности движений



0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page

 


       
   



РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

положительно влияет на развитие других координационных способностей. Факторы, обусловливающие проявление координационных способностей.

Уровень развития координационных качеств обусловливается значительным количеством разнообразных факторов: способность к восприятию и анализу движений; наличие образов динамических, временных и пространственных характеристик движений собственного тела и разных его частей в сложном их взаимодействии; понимание человеком поставленной перед ним двигатель­ной задачи; способность к формированию плана и конкретного способа ре­шения соответствующей двигательной задачи (Бернштейн, 1966; Пуни, 1980).

Не менее важным фактором является оперативный контроль парамет­ров движений, которые выполняются, и обработка его результатов. В этом механизме особую роль играет точность афферентных импульсов, поступа­ющих от рецепторов мышц, сухожилий, связок, суставных хрящей, а также от зрительного и вестибулярного анализаторов, и эффективность оценива­ния этих импульсов ЦНС, точность и рациональность эфферентных им­пульсов, которые обеспечивают качество выполняемых движений.

К важнейшим факторам, обусловливающим уровень проявления коор­динационных способностей, относится и моторная (двигательная) память. Другими словами — это качество ЦНС запоминать движения и при необхо­димости воссоздавать их (Бернштейн, 1966). В частности, моторная память спортсменов высокого класса, особенно специализирующихся в сложноко-ординационных видах спорта, единоборствах и спортивных играх, включа­ет много навыков разнообразной сложности, что способствует проявлению высокого уровня координационных способностей при овладении новыми движениями, в условиях воспроизведения наиболее эффективных движений при дефиците времени и пространства, в состоянии усталости, при проти­водействии соперника, при необходимости импровизации в непредвиден­ных сложных ситуациях и т.п. Именно наличие эффективных заготовок в моторной памяти обусловливает быстрые и эффективные двигательные дей­ствия в ситуациях, когда ЦНС не успевает обработать информацию, кото­рая поступает от рецепторов.

Важным фактором, который обусловливает уровень проявления коорди­национных качеств, есть эффективная внутри- и межмышечная координа­ция. Способность быстро активизировать необходимое количество двигатель­ных единиц, обеспечивать оптимальное взаимодействие мышц-синергистов и мышц-антагонистов, быстрый и эффективный переход мышц от напряжения к расслаблению присущи людям, отличающимся высоким уровнем коорди­национных способностей.

Значимость того или другого фактора обусловливается разновидностью координационных способностей. Так, в проявлении равновесия ведущее место принадлежит соматосенсорной (прежде всего ее проприорецептивной составляющей) и вестибулярной системам. Кроме этого, способность сохра­нять рациональную позу и устойчивость зависит от специфических факто­ров: величины площади опоры (чем она больше, тем выше устойчивость); расстояния центра масс тела человека до площади опоры (чем оно меньше, тем выше устойчивость); проекции центра масс тела на площадь опоры (чем


0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page 2

ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ




ближе к центру площади опоры, тем выше устойчивость); способности ба­лансировать в суставах для сохранения оптимальной и устойчивой позы (в акробатике и гимнастике — в голеностопных и плечевых, в лыжном спорте — в коленных и тазобедренных).

Ритмичность движений обеспечивается прежде всего эффективностью деятельности соматосенсорной системы (тактильная и проприорецептивная чувствительность) в тесной взаимосвязи с деятельностью зрительного и слу­хового анализаторов. При этом, по способам ориентации в пространстве, людей можно разделить на две категории: для одних решающее значение имеют зрительные ориентиры, а для других — проприорецептивные реак­ции. Первые — при выполнении двигательных действий мысленно опира­ются преимущественно на зрительные представления, вторые — на двига­тельную память и мысленные ощущения движений (Цзен, Пахомов, 1985).

К важнейшим факторам, которые обусловливают способность человека к эффективному произвольному расслаблению мышц, относятся эффектив­ность психической регуляции работы мышц, толерантность к эмоционально­му стрессу, оптимальное психическое напряжение во время занятий (Плато­нов, Булатова, 1995). Недостаточное произвольное расслабление мышц, не задействованных в выполнении преодолевающей работы во время определен­ного движения, может быть обусловлено следующими группами факторов:

1) биомеханическими, которые являются результатом возникновения
реактивных сил при выполнении сложных в координационном плане дви­
гательных действий с большой амплитудой и скоростью;

2) физиологическими, заключающимися в возрастании напряжения
мышц вследствие иррадиации возбуждения в ЦНС;

3) психолого-педагогическими, которые проявляются скованностью
движений вследствие сложности двигательной задачи (координационная
напряженность), эмоционального возбуждения, в частности желания вы­
полнить движение с предельной мобилизацией функциональных возможно­
стей (аффекторная напряженность) или слабости мышц, на которые падает
нагрузка, если человек невольно старается компенсировать этот недостаток
напряжением мышц, не имеющих отношения к выполнению соответствую­
щего движения;

4) условиями среды, в которой выполняются двигательные действия
(А.Тер-Ованесян, И.Тер-Ованесян, 1986).

Таким образом, проявление координационных способностей обуслов­лено рядом общих факторов. При этом эффективное проявление их разно­видностей в большей мере лимитируется определенными группами этих факторов, что свидетельствует как о родственности координационных спо­собностей, так и о выраженной их специфичности.

Возрастная динамика естественного развития координационных способнос­тей. Как уже отмечалось, координационные способности человека очень раз­нообразны и специфичны. Поэтому и динамика их развития в онтогенезе имеет своеобразный для каждой разновидности характер. Наиболее полно изучена возрастная динамика развития способности сохранять равновесие (Фарфель, 1977; Гужаловський, 1984; А. Тер-Ованесян, И. Тер-Ованесян,


0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page 2




РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

1986; Кабанов, 1992, 1996; Л. Волков, 1981-2001; и др.). Так, по данным В.Фарфеля (1977), как статическое, так и динамическое равновесие прогрес­сивно возрастает от 3 до 13 лет. При этом некоторые дети уже в 3—4 года име­ют уровень проявления динамического равновесия близкий к уровню взрос­лых людей. Показатели статического равновесия, характерные для взрослых людей, встречаются у 7-летних детей.

Равновесие, как и другие физические качества, имеет неравномерный характер развития в онтогенезе (рис. 9.16).

Как видно из рисунка, способность девочек 1—2-го классов к сохране­нию статического равновесия существенно не изменяется. Во время обуче­ния в 4-м и 5-м классах она значительно возрастает, а потом на протяже­нии трех лет беспрерывно ухудшается и у восьмиклассниц приближается к уровню проявления равновесия учениц 2-го класса. В старшем школьном возрасте способность девушек к сохранению статического равновесия вол­нообразно возрастает. Высокие темпы ее развития характерны для девяти-и одиннадцатиклассниц.

Динамическое равновесие имеет несколько другой характер естествен­ного развития — резко возрастает у третьеклассниц, существенно ухудшает­ся в 4-м классе, стабилизируется в период обучения с 4-го по 8-й классы,

 
              2J It \ \
    / \ > V1     \ /
\                  
                   

несколько улучшается у девяти­классниц и снова в течение двух лет значительно ухудшается.

 
 
V VI VIIКласс
IV
VIII IX X XI
см
80 70 60 50 40 30 20 10
                   
■—                  
  \ У N            
  \ /              
  \ У       \ /2\    
              \ / \
              >    
                   

Способность детей к сохра­нению статического равновесия от 1-го ко 2-му классу существен­но ухудшается, а потом в течение двух лет непрерывно возрастает. В 5-м классе она ухуд- шается до уровня третьеклассников и фак­тически на этом уровне стабили­зируется в течение трех лет. У де­вятиклассников она значительно возрастает, а в 11-м классе снова существенно ухудшается.

I
IV
V VI VII VIII IX X XI Класс Рис. 9.16.Динамика развития статического (а) и динамического (б) равновесия у школьников I-XI классов (Кабанов, 1992): 1 - девушки, 2 - юноши

Динамика естественного раз­вития динамического равновесия существенно отличается. Доволь­но четко проявляются три возрас­тных периода бурного его разви­тия: 2—3-й, 7—9-й и 10—11-й классы. С 3-го по 8-й и с 9-го по 10-й классы наблюдается тенден­ция к ухудшению способности поддерживать динамическое рав­новесие тела.

Во взрослом возрасте пока-


0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page 2

ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ




затели равновесия стабилизируются и существенно не изменяются до 40—50 лет, а в дальнейшем начинают снижаться (А.Тер-Ованесян, И.Тер-Оване-сян, 1986).

Следует отметить, что в младшем и среднем школьном возрасте девоч­ки имеют более высокий, чем мальчики, уровень проявления статического равновесия. Лишь школьники 9-го и 10-го классов превосходят по этому показателю физической подготовленности своих одноклассниц. Вместе с тем, показатели динамического равновесия школьников практически во всех возрастных группах выше аналогичных показателей школьниц.

Способность к управлению временными, пространственными и сило­выми параметрами движений активно возрастает от 6—7 до 10—12 лет (Фар-фель, 1977). При этом существенных различий между возможностями лиц женского и мужского пола не наблюдается. В подростковом возрасте эти возможности значительно ухудшаются как у девочек, так и у мальчиков. Обусловлено это изменением рьиагов приложения сил вследствие активно­го роста трубчатых костей в длину. После окончания пубертатного периода способность к управлению временными, пространственными и силовыми параметрами движений снова возрастает к 17—18 годам, а в дальнейшем — стабилизируется. Аналогичную возрастную динамику естественного разви­тия имеет и способность к произвольному расслаблению мышц.

Следует отметить, что дети, имеющие более высокие показатели в уп­равлении параметрами движений, лучше и быстрее овладевают техникой новых двигательных действий.

Координированность движений у девочек имеет высокие темпы биоло­гического развития от 8 до 9 и от 10 до 11 лет. В 11—12 лет темпы прирос­та средние. От 12 до 14 лет координированность ухудшается, а в дальней­шем восстанавливается и стабилизируется.

У мальчиков высокие темпы биологического развития этой способнос­ти приходятся на возрастные периоды 8—9 и 11—12 лет. С 13 до 14 лет — средние темпы прироста. Возрастные периоды от 9 до 10, от 12 до 13 и от 14 до 17 характеризуются относительной стабилизацией координирование-сти движений, то есть существенных положительных или отрицательных из-

Таким образом, разные проявления координационных способностей имеют свое­образную возрастную динамику биологического развития. Тем не менее, наиболее высокие темпы их естественного прироста приходятся на препубертатный воз­раст. В подростковом возрасте координационные возможности существенно ухудшаются. В юношеском возрасте они снова улучшаются, а в дальнейшем -сначала стабилизируются, а с 40-50 лет начинают ухудшаться

менений не происходит (Л.Волков, 2001).

В уровне развития координационных способностей, в отличие от силы, быстроты и выносливости, одаренные дети практически не уступают взрос­лым людям.

Возрастной период с 6—7 до 10—12 лет является наиболее благоприят­ным для развития координационных способностей с помощью специально


0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page 2




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 837; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.