КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы методики развития координации 3 страница
Знание рассмотренных выше факторов относительно сохранения равновесия помогает педагогу составить оптимальную программу развития способности человека сохранять равновесие, которое обеспечивало бы хорошие предпосылки для реализации этого физического качества в разнообразных условиях бытовой, производственной и спортивной деятельности. Следует учитывать, что механизмы регуляции позы при действии однотипных факторов не изменяются. Поэтому существует положительный перенос способности к поддержанию устойчивости в сходных условиях. Однако это
ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ касается упражнений, которые подобны по основным биомеханическим характеристикам. Если эти условия разные, например, гимнастические упражнения и борьба в стойке, то взаимосвязь практически отсутствует. Чувство ритма как способность точно воссоздавать пространственные, временные, силовые, скоростно-силовые и пространственно-временные параметры движений в значительной мере обусловливает эффективность разнообразных двигательных действий. Особое значение это ощущение приобретает в двигательных действиях, для которых характерна значительная координационная сложность и предшествующая детерминированность движений. Например, танцы, трудовые операции на токарных или фрезеровальных станках и т.п. В таких двигательных действиях даже незначительные отклонения от необходимого ритма движений, которые выражаются в изменении направления, скорости, ускорения, точности приложенных усилий, чередовании напряжения и расслабления мышц, могут существенно повлиять на результат двигательного действия. При подборе упражнений и методов их выполнения основное внимание обращается на формирование рациональной последовательности и взаимосвязи разных элементов движений во всем многообразии их динамических и кинематических параметров. Внимание занимающихся акцентируется как на рациональном перемещении отдельных звеньев тела, так и на последовательности и величине усилий, на чередовании напряжения одних мышечных групп с адекватным расслаблением других. На начальных этапах формирования чувства ритма преимущество следует отдавать применению относительно простых упражнений, а сложные расчленять на отдельные элементы. При этом внимание занимающихся сначала концентрируется на общем воспроизведении ритма упражнения и комплексном восприятии, анализе и коррекции разных параметров двигательной деятельности (направление и амплитуда движений, последовательность и величина усилий, скорость и ускорение и т.п.). В дальнейшем акцент смещается на выборочное совершенствование отдельных параметров двигательного действия. Например, по возможности точное воспроизведение оптимальной траектории движения или величины усилий. Эффективность развития чувства ритма зависит от активности мобилизации психических процессов. Полезной здесь может быть идеомоторная тренировка. Она дает возможность человеку путем мысленного воспроизведения звуковых, зрительных, тактильных и проприорецептивных восприятий лучше усвоить рациональный ритм движений по показателям направления, амплитуды и скорости движения, величины приложенных усилий и т.п. При этом необходимо ориентировать учеников на точное мысленное воспроизведение основных параметров двигательных действий, а также на концентрацию внимания на определяющих звеньях конкретного двигательного действия и на их рациональной последовательности и взаимосвязи (Платонов, Булатова, 1995). Способность к ориентированию в пространстве определяется умением человека оперативно оценить сложившуюся ситуацию относительно пространственных условий и отреагировать на нее рациональными действиями,
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ обеспечивающими эффективное выполнение двигательной задачи. Для совершенствования способности к ориентированию в пространстве важное значение имеет тренировка произвольного внимания. Она состоит в формировании способности выделять из разнообразных раздражителей именно те, которые значимы для ориентации в конкретной ситуации. При этом следует развивать как способность удерживать в поле зрения большое количество значимых раздражителей (объем внимания), так и способность быстро переключать внимание с одного раздражителя на другой, то есть изменять объем внимания (подвижность внимания). Если задачей является сосредоточение на основных раздражителях, следует помнить, что существует два типа сосредоточения — напряженный и расслабленный (Платонов, Булатова, 1995). Напряженное сосредоточение связано с концентрацией внимания при постоянном психическом усилии. Оно может сопровождаться нарушением дыхания, напряжением мимических мышц. Такой тип внимания характерен для спортсменов низкой квалификации или тех, кто специально не работает над его сосредоточением. Расслабленный тип, наоборот, связан со спокойной манерой поведения, определенной отрешенностью от посторонних раздражителей, естественным и спокойным выражением лица, мягким и стойким вниманием. Именно расслабленный тип сосредоточения внимания способствует тому, что сигналы анализаторов очень легко достигают сознания, быстрее обрабатываются и реализуются в эффективных двигательных действиях (Цзен, Пахомов, 1985). Следует подчеркнуть, что объем внимания, его подвижность и сосредоточенность могут быть существенно расширены как путем применения специальных психологических упражнений, так и в процессе выполнения разнообразных физических упражнений. Способность к произвольному расслаблению мышц. При выполнении разнообразных движений наблюдается непрерывное изменение степени напряжения и расслабления разных мышц и мышечных групп, рациональное чередование сложнейших композиций режимов их деятельности. При этом разные мышцы и мышечные группы выполняют разные функции. Одни обеспечивают выполнение движений и преодоление сопротивления за счет произвольного сокращения, работа других мышц направлена на сохранение устойчивости позы. Мышцы, не участвующие в выполнении конкретных движений, находятся в состоянии расслабления, создающего условия для экономного, свободного, с широкой амплитудой движения выполнения упражнений. Произвольное расслабление мышц является одним из важнейших факторов обеспечения эффективного выполнения бытовых, производственных и спортивных движений. Повышенная напряженность мышц существенно снижает координиро-ванность движений, уменьшает их амплитуду, ограничивает проявление скоростных и силовых качеств, приводит к излишним энергетическим тратам, снижая экономичность работы и выносливость и, как следствие, отрицательно влияет на результативность двигательной деятельности. Для развития способности к произвольному расслаблению мышц применяют специальные физические упражнения и средства совершенствова-
ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ния психической регуляции степени их напряженности. Повышению эффективности выполнения упражнений для развития способности к произвольному расслаблению мышц способствуют такие методические приемы: • формирование у занимающихся установки на необходимость расслаб • максимальное разнообразие методики выполнения упражнений: ши • выполнение упражнений в разных функциональных состояниях (ус • систематический контроль за расслаблением мышц лица, что способ Совершенствованию психической регуляции работы мышц способствует обучение произвольному напряжению и расслаблению мышц и мышечных групп во всем диапазоне их функциональной активности (от предельного напряжения до полного расслабления) в положении стоя, сидя или лежа. Например, сидя в кресле напрячь, а потом расслабить четырехглавые мышцы бедер. При этом следует в каждой следующей попытке увеличивать диапазон функциональной активности соответствующих мышц (степень напряжения и расслабления, скорость перехода от напряжения к расслаблению — от умеренной к большой). Систематический двигательный и мысленный контроль за величиной приложенных усилий и степенью мышечной активности способствует тому, что человек постепенно запоминает, какие ощущения ассоциируются у него с разной степенью функциональной активности мышц, вплоть до их полного расслабления. Координированность движений. Координированность движений — это способность к рациональному проявлению физических качеств и перестройке двигательных действий в конкретных условиях на основе имеющегося запаса двигательных умений и навыков. Она имеет важное значение в экстремальных условиях двигательной деятельности, в особенности в условиях дефицита пространства и времени. В спорте — это единоборства, спортивные игры и сложнокоординационные виды. Но даже в относительно простых по координации работы нервно-мышечного аппарата движениях (ходьба, бег, плавание и т.п.) хорошая координированность способствует уменьшению энергозатрат на единицу выполненной работы за счет постоянного приспособления кинематических и динамических параметров соответствующих движений (длина шага, траектория движения звеньев тела, темп, величина усилия и т.п.) к текущим функциональным возможностям человека. Координированность движений тесно связана с другими разновидностями координационных способностей и, в первую очередь, со способностью к оценке и регуляции динамических и пространственно-временных параметров движений. Высокий уровень развития координированности движений
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ положительно влияет на развитие других координационных способностей. Факторы, обусловливающие проявление координационных способностей. Уровень развития координационных качеств обусловливается значительным количеством разнообразных факторов: способность к восприятию и анализу движений; наличие образов динамических, временных и пространственных характеристик движений собственного тела и разных его частей в сложном их взаимодействии; понимание человеком поставленной перед ним двигательной задачи; способность к формированию плана и конкретного способа решения соответствующей двигательной задачи (Бернштейн, 1966; Пуни, 1980). Не менее важным фактором является оперативный контроль параметров движений, которые выполняются, и обработка его результатов. В этом механизме особую роль играет точность афферентных импульсов, поступающих от рецепторов мышц, сухожилий, связок, суставных хрящей, а также от зрительного и вестибулярного анализаторов, и эффективность оценивания этих импульсов ЦНС, точность и рациональность эфферентных импульсов, которые обеспечивают качество выполняемых движений. К важнейшим факторам, обусловливающим уровень проявления координационных способностей, относится и моторная (двигательная) память. Другими словами — это качество ЦНС запоминать движения и при необходимости воссоздавать их (Бернштейн, 1966). В частности, моторная память спортсменов высокого класса, особенно специализирующихся в сложноко-ординационных видах спорта, единоборствах и спортивных играх, включает много навыков разнообразной сложности, что способствует проявлению высокого уровня координационных способностей при овладении новыми движениями, в условиях воспроизведения наиболее эффективных движений при дефиците времени и пространства, в состоянии усталости, при противодействии соперника, при необходимости импровизации в непредвиденных сложных ситуациях и т.п. Именно наличие эффективных заготовок в моторной памяти обусловливает быстрые и эффективные двигательные действия в ситуациях, когда ЦНС не успевает обработать информацию, которая поступает от рецепторов. Важным фактором, который обусловливает уровень проявления координационных качеств, есть эффективная внутри- и межмышечная координация. Способность быстро активизировать необходимое количество двигательных единиц, обеспечивать оптимальное взаимодействие мышц-синергистов и мышц-антагонистов, быстрый и эффективный переход мышц от напряжения к расслаблению присущи людям, отличающимся высоким уровнем координационных способностей. Значимость того или другого фактора обусловливается разновидностью координационных способностей. Так, в проявлении равновесия ведущее место принадлежит соматосенсорной (прежде всего ее проприорецептивной составляющей) и вестибулярной системам. Кроме этого, способность сохранять рациональную позу и устойчивость зависит от специфических факторов: величины площади опоры (чем она больше, тем выше устойчивость); расстояния центра масс тела человека до площади опоры (чем оно меньше, тем выше устойчивость); проекции центра масс тела на площадь опоры (чем 0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page 2 ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ближе к центру площади опоры, тем выше устойчивость); способности балансировать в суставах для сохранения оптимальной и устойчивой позы (в акробатике и гимнастике — в голеностопных и плечевых, в лыжном спорте — в коленных и тазобедренных). Ритмичность движений обеспечивается прежде всего эффективностью деятельности соматосенсорной системы (тактильная и проприорецептивная чувствительность) в тесной взаимосвязи с деятельностью зрительного и слухового анализаторов. При этом, по способам ориентации в пространстве, людей можно разделить на две категории: для одних решающее значение имеют зрительные ориентиры, а для других — проприорецептивные реакции. Первые — при выполнении двигательных действий мысленно опираются преимущественно на зрительные представления, вторые — на двигательную память и мысленные ощущения движений (Цзен, Пахомов, 1985). К важнейшим факторам, которые обусловливают способность человека к эффективному произвольному расслаблению мышц, относятся эффективность психической регуляции работы мышц, толерантность к эмоциональному стрессу, оптимальное психическое напряжение во время занятий (Платонов, Булатова, 1995). Недостаточное произвольное расслабление мышц, не задействованных в выполнении преодолевающей работы во время определенного движения, может быть обусловлено следующими группами факторов: 1) биомеханическими, которые являются результатом возникновения 2) физиологическими, заключающимися в возрастании напряжения 3) психолого-педагогическими, которые проявляются скованностью 4) условиями среды, в которой выполняются двигательные действия Таким образом, проявление координационных способностей обусловлено рядом общих факторов. При этом эффективное проявление их разновидностей в большей мере лимитируется определенными группами этих факторов, что свидетельствует как о родственности координационных способностей, так и о выраженной их специфичности. Возрастная динамика естественного развития координационных способностей. Как уже отмечалось, координационные способности человека очень разнообразны и специфичны. Поэтому и динамика их развития в онтогенезе имеет своеобразный для каждой разновидности характер. Наиболее полно изучена возрастная динамика развития способности сохранять равновесие (Фарфель, 1977; Гужаловський, 1984; А. Тер-Ованесян, И. Тер-Ованесян, 0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page 2 РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ 1986; Кабанов, 1992, 1996; Л. Волков, 1981-2001; и др.). Так, по данным В.Фарфеля (1977), как статическое, так и динамическое равновесие прогрессивно возрастает от 3 до 13 лет. При этом некоторые дети уже в 3—4 года имеют уровень проявления динамического равновесия близкий к уровню взрослых людей. Показатели статического равновесия, характерные для взрослых людей, встречаются у 7-летних детей. Равновесие, как и другие физические качества, имеет неравномерный характер развития в онтогенезе (рис. 9.16). Как видно из рисунка, способность девочек 1—2-го классов к сохранению статического равновесия существенно не изменяется. Во время обучения в 4-м и 5-м классах она значительно возрастает, а потом на протяжении трех лет беспрерывно ухудшается и у восьмиклассниц приближается к уровню проявления равновесия учениц 2-го класса. В старшем школьном возрасте способность девушек к сохранению статического равновесия волнообразно возрастает. Высокие темпы ее развития характерны для девяти-и одиннадцатиклассниц. Динамическое равновесие имеет несколько другой характер естественного развития — резко возрастает у третьеклассниц, существенно ухудшается в 4-м классе, стабилизируется в период обучения с 4-го по 8-й классы,
несколько улучшается у девятиклассниц и снова в течение двух лет значительно ухудшается.
Способность детей к сохранению статического равновесия от 1-го ко 2-му классу существенно ухудшается, а потом в течение двух лет непрерывно возрастает. В 5-м классе она ухуд- шается до уровня третьеклассников и фактически на этом уровне стабилизируется в течение трех лет. У девятиклассников она значительно возрастает, а в 11-м классе снова существенно ухудшается.
Динамика естественного развития динамического равновесия существенно отличается. Довольно четко проявляются три возрастных периода бурного его развития: 2—3-й, 7—9-й и 10—11-й классы. С 3-го по 8-й и с 9-го по 10-й классы наблюдается тенденция к ухудшению способности поддерживать динамическое равновесие тела. Во взрослом возрасте пока- 0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page 2 ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ затели равновесия стабилизируются и существенно не изменяются до 40—50 лет, а в дальнейшем начинают снижаться (А.Тер-Ованесян, И.Тер-Оване-сян, 1986). Следует отметить, что в младшем и среднем школьном возрасте девочки имеют более высокий, чем мальчики, уровень проявления статического равновесия. Лишь школьники 9-го и 10-го классов превосходят по этому показателю физической подготовленности своих одноклассниц. Вместе с тем, показатели динамического равновесия школьников практически во всех возрастных группах выше аналогичных показателей школьниц. Способность к управлению временными, пространственными и силовыми параметрами движений активно возрастает от 6—7 до 10—12 лет (Фар-фель, 1977). При этом существенных различий между возможностями лиц женского и мужского пола не наблюдается. В подростковом возрасте эти возможности значительно ухудшаются как у девочек, так и у мальчиков. Обусловлено это изменением рьиагов приложения сил вследствие активного роста трубчатых костей в длину. После окончания пубертатного периода способность к управлению временными, пространственными и силовыми параметрами движений снова возрастает к 17—18 годам, а в дальнейшем — стабилизируется. Аналогичную возрастную динамику естественного развития имеет и способность к произвольному расслаблению мышц. Следует отметить, что дети, имеющие более высокие показатели в управлении параметрами движений, лучше и быстрее овладевают техникой новых двигательных действий. Координированность движений у девочек имеет высокие темпы биологического развития от 8 до 9 и от 10 до 11 лет. В 11—12 лет темпы прироста средние. От 12 до 14 лет координированность ухудшается, а в дальнейшем восстанавливается и стабилизируется. У мальчиков высокие темпы биологического развития этой способности приходятся на возрастные периоды 8—9 и 11—12 лет. С 13 до 14 лет — средние темпы прироста. Возрастные периоды от 9 до 10, от 12 до 13 и от 14 до 17 характеризуются относительной стабилизацией координирование-сти движений, то есть существенных положительных или отрицательных из- Таким образом, разные проявления координационных способностей имеют своеобразную возрастную динамику биологического развития. Тем не менее, наиболее высокие темпы их естественного прироста приходятся на препубертатный возраст. В подростковом возрасте координационные возможности существенно ухудшаются. В юношеском возрасте они снова улучшаются, а в дальнейшем -сначала стабилизируются, а с 40-50 лет начинают ухудшаться менений не происходит (Л.Волков, 2001). В уровне развития координационных способностей, в отличие от силы, быстроты и выносливости, одаренные дети практически не уступают взрослым людям. Возрастной период с 6—7 до 10—12 лет является наиболее благоприятным для развития координационных способностей с помощью специально 0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page 2
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 866; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |