Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Контроль за развитием физических качеств




Методические ошибки при развитии координационных способностей.

Поскольку координационные способности проявляются в тесной взаи­мосвязи с другими двигательными качествами, то практически все вы­шеуказанные недостатки в организации или в методике развития двигатель­ных качеств могут быть причинами травм и при развитии координационных способностей. Тем не менее, по данным А.Тер-Ованесяна (1978), несовер­шенная межмышечная координация является главной причиной растяже­ний и разрывов сухожилий и мышечных волокон при развитии координа­ционных качеств.

Методические рекомендации по предупреждению травм.

Перед выполнением упражнений на развитие координации необходимо тщательно проводить разминку с применением упражнений, которые по­добны тренировочным как по форме, так и по содержанию.

Скорость выполнения упражнений, их амплитуду и координационную сложность необходимо увеличивать постепенно, как в одном занятии, так и в системе смежных занятий.

При выполнении упражнений с дополнительными отягощениями нуж­но согласовывать их величину с индивидуальными возможностями учени­ков. Нельзя выполнять недостаточно усвоенные упражнения с высокой ин­тенсивностью, с применением игрового и соревновательного методов, на фоне усталости и т.п.

Не включать в занятия сложнокоординационные упражнения при не­благоприятных внешних условиях (скользко, плохое освещение, значитель­ные отвлекающие внешние раздражители и т.п.).

Таким образом, плохо организованные и спланированные занятия фи­зическими упражнениями могут нанести вред организму учеников. Чтобы этого не произошло, необходимо заранее рационально спланировать заня­тия с учетом особенностей контингента и специфики развития того или другого физического качества.

Контроль за развитием силы. Первое измерение силы мышц у людей было осуществлено Ренье в XVII ст. с помощью созданного им ди­намометра. В современной спортивной практике и научных исследованиях для измерения силы применяют разнообразные конструкции динамометров и тензометрические динамографы, технические устройства (велоэргометр, тредбан и т.п.) и контрольные упражнения (со штангой, метание предметов, прыжки и т.п.).

В процессе контроля необходимо обеспечить стандартизацию режимов работы мышц, исходных положений, углов сгибания в суставах, психологи­ческих установок и мотивации. Повторные измерения следует проводить в состоянии оптимальной работоспособности организма, в одно и то же время



0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page

 


ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ




суток и в адекватных условиях (Atha, 1981; Лапутин и др., 2001 и др.).

Максимальная сила. Проще всего оценить уровень развития максималь­ной силы в статическом режиме работы мышц с помощью специальных ди­намометров и динамографов. Но показатели статической силы не дают пол­ной информации относительно силовых возможностей человека при выполнении двигательных действий. Поэтому в спортивной практике при­меняют разнообразные контрольные упражнения. Например, для измере­ния силы разгибателей ног применяют приседание со штангой на плечах, для измерения силы разгибателей рук — жим штанги из положения лежа, для измерения силы двуглавых мышц плеча — сгибание рук в локтевых су­ставах из положения стоя, руки со штангой внизу.

Скоростная сила. Универсальным контрольным упражнением может быть повторное преодоление дозированного внешнего отягощения величи­ной 20—70 % индивидуального максимума в соответствующем упражнении за дозированное время (6—10 с), и в границах четко определенной амплиту­ды движений. Количество повторений упражнения при этих условиях поз­воляет сделать заключение об уровне развития скоростной силы.

Возможен также вариант повторного выполнения отягощенных движе­ний заданного количества (приблизительно 10—20) и дозированной ампли­туды. Уровень развития скоростной силы определяют по времени, затрачен­ному на выполнение контрольного задания.

В циклических движениях уровень развития скоростной силы можно определить в комплексе с проявлением быстроты. Например, по времени стартового разгона в беге, плавании и т.п. При этом более информативные данные относительно уровня развития скоростной силы будут в случае при­менения дополнительного сопротивления в фазе стартового разгона. На­пример, легкоатлеты-спринтеры применяют буксирование автомобильной шины, которая соединена с телом тросом и поясом.

Довольно надежную информацию относительно уровня развития ско­ростной силы мышц ног дают результаты прыжков с ноги на ногу, или скачков на одной ноге на дистанции от 20 до 60 м. Учитывается время пре­одоления соответствующего расстояния.

В научных исследованиях для определения уровня развития скоростной силы применяют кратковременную (6—10 с) работу на велоэргометре, бег на тредбане, плавание в специальном гидроканале и т.п.

Взрывная сила. В научных исследованиях взрывную силу измеряют с по­мощью динамографов. Для оценки уровня развития взрывной силы приме­няют градиент силы (Воробьев, 1977; Энока, 1998; Лапутин и др., 2001 и др.):

_ ^тах

чпіп

где I — градиент силы в относительных единицах; Fmax — величина импуль­са силы, который зафиксирован в конкретном движении, кг; tmjn — мини­мальное время, за которое достигнуто Fmax, мс.

Опосредствованными показателями уровня развития взрывной силы могут быть результаты прыжков с места вверх или в длину, метание набив-



0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page

 


РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ




ТАБЛИЦА 9.8 Средние показатели высоты прыжка с места вверх у тяжелоатлетов разной квалификации (А.Н.Воробьев, 1977)
Спортивная   _ о,
квалификация   X, см см
Новички   57,33 1,16
III разряд   58,14 0,57
II разряд И 65,27 1,20
I разряд   67,77 0,52
МС   72,32 1,24
Атлеты экстракласса   85,50 1,33

ных мячей, ядер или других пред­метов. В этих упражнениях конеч­ный результат будет зависеть от мощности движения в момент от­рыва тела от опоры или снаряда от рук, то есть от большей силы, ко­торая проявлена за возможно бо­лее короткое время (табл. 9.8).

Следует отметить, что выдаю­щийся украинский тяжелоатлет, олимпийский чемпион Л.Жабо-тинский при большой массе собст­венного тела прыгал вверх с места на 90-91 см.

Силовая выносливость. В ацик­лических упражнениях ее определяют двумя путями.

1. Тест на максимально возможное количество преодоления значитель­
ного внешнего сопротивления (как правило 50—70 % максимально возмож­
ного в этом упражнении) в одном подходе. Кто больше раз преодолеет со­
ответствующее сопротивление, тот и проявит более высокий уровень
развития силовой выносливости.

2. Тест на максимально возможное количество повторений упражнения
в преодолении незначительного внешнего сопротивления (20—40 % макси­
мального в этом упражнении) за дозированное время (20—60 с). Оценку
уровня развития силовой выносливости можно делать по двум показателям.
Первый — по общему количеству повторений упражнения за дозированное
время. Чем большее количество повторений, тем выше уровень развития
силовой выносливости. Второй — по динамике количества повторений на
мерных отрезках времени. Например, тест в преодолении сопротивления
30 % максимального за 30 с. У двух юношей одинаковое общее количество
повторений — по 36. На 10-секундных отрезках времени результаты отлича­
лись. Первый юноша за первые 10 с сделал 14 повторений, за следующие
10 с — 13 повторений и за третьи 10 с — 9 повторений, а второй — соответ­
ственно 13, 12 и 11 повторений. Отсюда можно сделать вывод, что уровень
силовой выносливости у второго юноши выше, поскольку снижение рабо­
тоспособности у него было значительно меньшим.

В циклических упражнениях силовую выносливость можно определить по динамике длины шагов на соответствующей дистанции. Способность поддерживать оптимальную длину шага свидетельствует о высоком уровне силовой выносливости, а значительное уменьшение длины шага по ходу дистанции — про низкий.

Силовую выносливость в изометрических упражнениях определяют по максимальному времени удержания усилия определенной величины (50—70 % максимальной).

Контроль за развитием быстроты. Поскольку разные виды проявления быстроты довольно слабо между собою взаимосвязаны, необходимо опреде-



0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page

 


ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ




лять уровень развития каждого из них в отдельности.

Для контроля за быстротой реагирований применяют специальные хро­нометрические устройства (хронореакциометры). Фиксируется время от мо­мента возникновения сигнального раздражителя до момента начала двига­тельного действия. Быстроту сложных двигательных реакций определяют по времени, которое проходит с момента появления движущегося объекта или с момента изменения ситуации (например, в играх, единоборствах и т.п.) до начала адекватного действия-ответа. Высокая надежность тестирования на­блюдается при определении среднеарифметического показателя из 10—20 реагирований.

Быстрота одиночного движения (удар в боксе, укол в фехтовании и т.п.) определяется по времени выполнения соответствующего движения с помо­щью специальных хронометрических устройств. Для повышения надежнос­ти тестирования вычисляется среднеарифметический показатель из 6—10 повторений.

Частоту движений определяют по количеству повторных движений оп­ределенной амплитуды соответствующим звеном (или звеньями) тела за 10—15 с. Например, бег на месте продолжительностью 10 с с заданной амп­литудой движений ногами и опорой руками о барьер. Фиксируется количе­ство движений одной или обеих ног. Квалифицированные спринтеры до­стигают в этом тесте 30 движений одной ногой (Петровский, 1978). Надежность тестирования возрастает, если частота движений определяется по лучшему показателю из 3—4 попыток с оптимальными интервалами от­дыха между ними.

Уровень комплексного проявления быстроты определяют преимуще­ственно по времени преодоления дистанций 30—60 м в беге с высокого старта.

В циклических локомоциях для контроля за уровнем развития скоростных качеств определяют три показателя: время простой реакции, величину ус­корения в стартовом разгоне и максимальную скорость. Способность к ус­корению определяется временем, которое проходит от стартового сигнала до достижения максимальной скорости или временем преодоления корот­ких отрезков (7,5—12,5 м в плавании, 30—60 м в беге, 50—100 м в гребле). Уровень максимальной скорости определяют в тесте с прохождением опре­деленной дистанции (продолжительностью 2—4 с) после предшествующего разгона до максимальной скорости к началу этой дистанции. Например, в легкой атлетике используется бег на 20—30 м с хода. Фиксируется время преодоления соответствующей дистанции после предшествующего разгона. Определять способность к ускорению и максимальную скорость в цикличе­ских движениях следует по лучшему результату, показанному в 3—4 попыт-

В заключение подчеркнем, что контроль за уровнем развития скоростных качеств следует проводить после тщательной разминки. В процессе контроля необходи­мо обеспечить стандартизацию условий, психологических установок и мотива­ции. Повторные измерения проводятся в состоянии оптимальной работоспособ­ности организма, в одно и то же время суток и в адекватных условиях

307



0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page

 


       
   



РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

ках с оптимальными паузами отдыха между ними.

Контроль за уровнем развития выносливости, как и других физических качеств, следует проводить после тщательной разминки. Для повышения его точности необходимо обеспечить стандартизацию условий, психологи­ческих установок и мотивации.

Повторные тестирования проводятся в идентичных условиях и с при­менением одних и тех же тестов.

Общая выносливость. Основной критерий ее проявления — время, в течение которого человек способен выполнять работу умеренной интенсив­ности. Типичным примером определения уровня развития общей выносли­вости по названному критерию является бег (плавание, гребля и т.п.) со скоростью 50—60 % индивидуальной максимальной скорости (Сергиенко, 2001). Сначала необходимо провести тестирование максимальной скорости бега (плавания и т.п.). Предположим, что два атлета показали одинаковый уровень развития быстроты — пробежали 30 м с хода за 3,5 с. Их максималь­ная скорость составляет 8,57 мПс"1. При тестировании уровня развития об­щей выносливости они должны по возможности дольше бежать со стан­дартной скоростью 4,28 мПс"1 (50 % максимальной — 8,57 мПс"1). Фикси­руется время от начала бега до момента, когда тестируемый будет неспосо­бен поддерживать необходимую скорость. Кто сможет дольше поддерживать соответствующую скорость, тот и проявит более высокий уровень развития общей выносливости. Этот тест позволяет сделать прямое измерение уров­ня развития общей выносливости, однако он не приобрел широкой попу­лярности в спортивной практике из-за сложности в проведении тестирова­ния. Более широкое распространение приобрели методы опосредство­ванного тестирования общей выносливости. Для этого применяют два кон­трольных задания.

1. Пробежать дистанцию 2 км или больше за наименьшее время. Кто
быстрее преодолеет соответствующую дистанцию, у того и выше уровень
развития общей выносливости.

2. Пробежать по возможности большее расстояние за определенное, до­
вольно продолжительное время (свыше 10 мин). Например, 12-минутный
тест К.Купера (1989). Кто большее расстояние преодолеет за установленное
время, у того и выше уровень развития общей выносливости.

Между результатами тестирования, которые показаны одними и теми же людьми в выше приведенных способах определения уровня развития общей выносливости, существует очень тесная взаимосвязь. Это свидетель­ствует о том, что во всех вариантах определяется одно и то же физическое качество — общая выносливость. Следовательно, измерять уровень ее раз­вития можно любым из этих способов. Но организационно наиболее до­ступен вариант с преодолением стандартного расстояния. Длина дистанции подбирается в соответствии с возрастом и состоянием физической подго­товленности людей. Она может колебаться от 2—3 до 15—30 км.

Скоростная выносливость. Ведущим критерием проявления скоростной выносливости является также время, в течние которого человек способен передвигаться с околопредельной или предельной для себя скоростью. Но



0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page

 


ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ




его чрезвычайно сложно определить в условиях спортивной практики. По­этому более широко применяются способы опосредствованного определе­ния уровня развития скоростной выносливости. Для этого сначала опреде­ляется максимальная скорость бега (плавания и т.п.). Потом необходимо с максимально возможной скоростью пробежать (проплыть и т.п.) дистан­цию, на преодоление которой нужно около 15—90 с времени и определить среднюю скорость ее преодоления. Чем меньшей будет разность между мак­симальной скоростью и средней скоростью преодоления контрольной дис­танции, тем выше будет уровень скоростной выносливости. Возьмем, на­пример, тех же атлетов, которые имели одинаковую максимальную скорость бега — 8,54 мПс"1. В беге на 150 м один из них показал 18,6 с (средняя ско­рость составляет 8,4 мПс"1), а другой — 19,4 с (соответственно — 7,73 мПс"1). Разность между индивидуальной максимальной скоростью и средней скоро­стью преодоления контрольного отрезка у первого атлета меньше, следовательно, уровень развития скоростной выносливости выше. Опреде­лив величину падения скорости на контрольном отрезке относительно мак­симальной скорости в процентах, мы получим коэффициент скоростной выносливости (Ксв). Для нашего примера у первого юноши Ксв = 94,0 %, у второго Ксв = 90,2 %. Чем ближе Ксв к 100 %, тем выше уровень скорост­ной выносливости.

Контроль за развитием гибкости. Максимальную амплитуду движений человека в конкретных суставах можно определить разнообразными ме­тодами: гониометрическим, оптическим, рентгенографическим и с помо­щью специально подобранных физических упражнений. Гониометричес­кий метод предусматривает использование механического или электрического угломера-гониометра, к одной из ножек которого при­креплен транспортир или потенциометр. При определении амплитуды движений ножки гониометра фиксируются на продольных осях сегмен­тов, которые образовывают сустав. Современные оптические методы со­стоят в видеорегистрации движений человека, к суставным точкам кото­рого прикреплены маркеры. Измерение изменения положений маркеров позволяет определить амплитуду движений. Рентгенографический метод целесообразно применять лишь тогда, когда необходимо определить ана­томически допустимую амплитуду движений в суставе. В практике физи­ческого воспитания чаще всего применяются контрольные физические упражнения, в которых гибкость измеряется в линейных единицах. Но при этом следует помнить, что объективно оценить гибкость человека пу­тем определения подвижности в отдельных суставах невозможно, по­скольку высокая подвижность в одних суставах может сопровождаться средней или даже низкой в других. Поэтому для определения общего уровня гибкости измеряется амплитуда движений в разных суставах (Сер-

Общий уровень гибкости опорно-двигательного аппарата можно оценить по ре­зультатам выполнения трех контрольных упражнений, которые требуют боль­шой подвижности в наиболее массивных суставах: суставы позвоночника, тазо­бедренные и плечевые (Линець, 1997)

309



0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page

 


РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ




ТАБЛИЦА 9.9 Ориентировочная оценка глубины наклона у юных спортсменов (Платонов, Сахновский, 1988)

меев, 1970; Schnabel, Нагге, Borde, 1994, Алтер, 2001).

Уровень развития Глубина наклона, мм
гибкости девочки мальчики
Высокий +160 и больше + 110 ибольше
Выше среднего +55 до +159 0 до +109
Средний -50 до +54 0 до -149
Ниже среднего -49 до -149 -150 до -249
Низкий -150 и больше -250 ибольше
ТАБЛИЦА 9.10 Ориентировочная оценка выкрута с палкой у юных спортсменов (Платонов, Сахновский, 1988)
Уровень развития Расстояние между руками, мм
гибкости    
  девочки мальчики
Высокий    
  и меньше и меньше
Выше среднего 301-400 351-450
Средний 401-500 451-550
Ниже среднего 501-600 551-650
Низкий    
  и больше и больше

1. Наклон вперед из исход­
ного положения стоя на повы­
шенной опоре ноги вместе, ру­
ки вниз. Повышенная опора
(специальная тумбочка, гимнас­
тическая скамейка и т.п.) обору­
дуется вертикально закреплен­
ной миллиметровой линейкой,
нулевая отметка на которой
должна совпадать с верхней по­
верхностью опоры. Деления на
линейке, которые находятся вы­
ше этой поверхности, условно
обозначают знаком "—", а ниже
— знаком "+". Наклон вперед
выполняется плавно, стараясь
по возможности ниже опустить
прямые руки вдоль линейки.
Результат фиксируется в милли­
метрах по отметке на линейке,
которой касаются кончики
пальцев (табл. 9.9).

2. Выкрут с гимнастической
палкой из исходного положения
гимнастическая палка хватом
двумя сверху вниз. Дугами впе­
ред—вверх перенести палку че­
рез голову назад—за спи­
ну—вниз. Руки в локтевых
суставах не сгибать. Упражне­
ние выполняется сначала широ­
ким хватом рук, а потом посте­
пенно хват суживается до минимально возможного. Уровень подвижности в
плечевых суставах оценивается по расстоянию между большими пальцами
рук. Чем меньшее расстояние между руками при выполнении выкрута, тем
выше уровень гибкости в плечевых суставах, и наоборот (табл. 9.10).

3. Мост из исходного положения лежа на спине, ноги согнуты в коле­нях, руки ладонями на опору на уровне плеч. Встать в положение моста. Переступанием ног достичь наименьшего расстояния между руками и нога­ми и как можно больше прогнуться. Оценка уровня развития гибкости в су­ставах позвоночника, тазобедренных и плечевых суставах осуществляется по расстоянию между пятками и руками, а также между наивысшей точкой позвоночника и опорой. Чем меньшее расстояние между пятками и руками и чем большее расстояние между наивысшей точкой позвоночника и опо-


0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page 3

ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

рой, тем выше уровень гибкости в вышеназванных суставах. Для нивелиро­вания влияния длины тела и конечностей на результат тестирования при­меняют относительный показатель, который получают от деления расстоя­ния между руками и пятками на расстояние между наивысшей точкой позвоночника и опорой. Чем меньше величина от деления этих показате­лей, тем выше уровень гибкости в соответствующих суставах.

Контроль за уровнем развития гибкости всегда осуществляется в идентичных условиях. Прежде всего проводится тщательная стандартная разминка. По­скольку одним из существенных факторов, влияющих на проявление гибкости, является температура окружающей среды, она также должна быть всегда оди­наковой (около 18-20 °С). Повторные измерения гибкости нужно проводить все­гда в одно и то же время суток. Накануне тестирования гибкости не следует проводить изнурительного занятия




Контроль за развитием координационных способностей проводится как с целью комплексной оценки разных проявлений координации, так и с це­лью относительно изолированного определения способности к оценке и ре­гуляции динамических и временных параметров движений, способности к сохранению равновесия, чувства ритма, способности к произвольному рас­слаблению мышц и координированности движений.

Оценивая координационные способности, ориентируются на два вида движений:

относительно стереотипные, включающие выполнение заранее извест­ных упражнений (при этом оценивается соответствие параметров движе­ний, которые демонстрирует тестируемый, их рациональной структуре, стабильность выполнения упражнения при наличии сбивающих факторов и т.п.);

нестереотипные, связанные с эффективностью выполнения движений в сложных и вариативных ситуациях (при этом оценивается точность дви­гательных реакций, рациональность отдельных движений и их соединений и т.п.).

При организации контроля за развитием координационных способностей следует учитывать, что единого критерия для этого не существует. Это связано с мно­гофакторной структурой координационных способностей, а также с тем, что они проявляются в комплексе с другими физическими качествами. Поэтому контроль за их развитием, как правило, осуществляют с помощью комплексных тестов

Об уровне развития этих качеств можно судить по показателям эконо­мичности работы при выполнении разных заданий, по степени соответст­вия задаче результатов сложных в координационном отношении упражне­ний и т.п.

Комплексную интегральную оценку координационных способностей можно дать, учитывая время, которое необходимо для усвоения сложных двига­тельных действий, или время от момента возникновения определенной дви-


0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page 3

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

гательной ситуации до начала результативного действия-ответа, или уровень результативности и рациональности состава двигательных действий при ре­шении координационно сложных заданий. Для этого часто планируют вы­полнение комплекса разнообразных упражнений в строгой последователь­ности (рис. 9.17). Общее время выполнения всех двигательных действий будет критерием измерения уровня развития координационных качеств, по­скольку отображает скорость, целесообразность и последовательность этих действий, чувство ритма, умение ориентироваться в сложных ситуациях, способность управлять динамическими и кинематическими параметрами движений.

Подобные комплексы эффективны для оценки базового уровня разви­тия координационных качеств как результата общей физической подго­товки.

При интегральной оценке разновидностей координационных качеств необходимо применять программы специфических двигательных действий повышенной координационной сложности.

В основе методики контроля способности к оценке и регуляции динамиче­ских и пространственно-временных параметров движений должны быть тесты,




f^&*



Рис. 9.17. Программа двигательных действий для комплексной оценки уровня развития координационных способностей (Платонов, Булатова, 1995)


0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page 3

ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ




программы которых обеспечивают повышенные требования к деятельности анализаторов относительно точности динамических и пространственно-вре­менных параметров движений. Оценивается темп движений, время выпол­нения двигательных действий, точность движений, точность величины уси­лий и т.п. Усложнение контрольных испытаний может быть осуществлено путем ограничения или исключения слухового или зрительного контроля за двигательными действиями.

Для контроля способности к сохранению равновесия применяются пока­затели, дающие возможность оценить продолжительность сохранения рав­новесия в разнообразных, относительно самостоятельных группах действий:

• продолжительность сохранения равновесия стоя на одной ноге с раз­
ными положениями и движениями рук, туловища, свободной ноги;

• продолжительность сохранения равновесия в стойке на двух или на
одной руке или на голове, с разными положениями ног и свободной руки;

• продолжительность сохранения равновесия стоя или передвигаясь с
разной скоростью на ограниченной опоре (бревно, трос и т.п.).

При контроле чувства ритма как способности точно воссоздавать и на­правленно изменять скоростно-силовые и пространственно-временные пара­метры движений, следует прежде всего ориентироваться на биомеханические методы — кинографию, динамометрию, гониометрию, видеомагнитоскопию и т.п. Контролируя чувство ритма, важно установить надежность воспроизве­дения динамических и кинематических параметров движений при мно­гократном их выполнении в относительно стандартных условиях.

В основе методов контроля способности к ориентированию в пространст­ве должны быть двигательные задания, которые требуют оперативной оцен­ки сложившейся ситуации и реакции на нее рациональными действиями. Это может быть прохождение или пробегание определенного расстояния с закрытыми глазами по прямой или по специальному маршруту, ограничен­ному ориентирами; удары по мячу, броски в ворота или баскетбольную кор­зину с определенного расстояния и с закрытыми глазами; прыжки в длину на заранее определенное расстояние; прыжки с вращением на определенное количество градусов; упражнения на изокинетических устройствах со строго определенными усилиями и оперативным контролем за результатами; растя­гивание резинового жгута или эспандера с закрытыми глазами и со строго определенной амплитудой; преодоление дозированного расстояния (20—100 м) за установленное время и т.п.

При составлении программ тестов для оценки способности к ориенти­рованию в пространстве следует помнить, что задания необходимо выпол­нять в усложненных условиях: при дефиците времени или ограничении пространства; при недостаточной или чрезмерной информации. Однако во всех случаях задания должны соответствовать физической подготовленнос­ти тестируемых, базироваться на их двигательной памяти, быть в диапазоне возможностей их анализаторов и нервно-мышечного аппарата.

Для оценки способности к произвольному расслаблению мышц наиболее эффективным методом будет регистрация биопотенциалов мышц. Простей­шим точным методом является миотония — измерение твердости мышц


0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page 3




РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________

специальным прибором (миотонометром). Наиболее достоверную информа­цию о способности к произвольному расслаблению мышц конкретного че­ловека, как собственно и других координационных качеств, можно полу­чить при условии проведения контроля в разных функциональных состояниях (устойчивое состояние, компенсированное утомление, явное утомление).

В основе контроля координированности лежит применение разнооб­разных координационно сложных и неожиданных заданий, которые требу­ют быстрого реагирования и формирования рациональной структуры дви­жений для достижения конкретной цели. Например, пробегание мерного отрезка (30—60 м) за одинаковое время, но с разной частотой и длиной ша­гов, или преодоление определенного расстояния разными способами (бег, бег приставными шагами, бег спиной вперед, прыжки с ноги на ногу и т.п.). Изменение способа передвижения по специальным сигналам и в непредус­мотренной последовательности.

Итак, для комплексной оценки базового уровня развития координаци­онных способностей следует применять специальные программы двигатель­ных действий, в которые входят упражнения, требующие проявления раз­ных видов координационных качеств.

При углубленном изучении уровня развития определенной разновидно­сти координационных способностей необходимо применять адекватные контрольные упражнения.

Контроль координационных способностей осуществляется при разных функциональных состояниях организма. Это принципиально важно, по­скольку высокий уровень проявления координационных способностей в оп­тимальных условиях еще не означает, что он будет таким же при утомлении или на фоне интенсивного воздействия внешних сбивающих факторов.

Повторные тестирования необходимо проводить в адекватных условиях и в одно и то же время суток, поскольку физические возможности челове­ка имеют довольно выраженные суточные колебания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 5298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.