КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Контроль за развитием физических качеств
Методические ошибки при развитии координационных способностей. Поскольку координационные способности проявляются в тесной взаимосвязи с другими двигательными качествами, то практически все вышеуказанные недостатки в организации или в методике развития двигательных качеств могут быть причинами травм и при развитии координационных способностей. Тем не менее, по данным А.Тер-Ованесяна (1978), несовершенная межмышечная координация является главной причиной растяжений и разрывов сухожилий и мышечных волокон при развитии координационных качеств. Методические рекомендации по предупреждению травм. Перед выполнением упражнений на развитие координации необходимо тщательно проводить разминку с применением упражнений, которые подобны тренировочным как по форме, так и по содержанию. Скорость выполнения упражнений, их амплитуду и координационную сложность необходимо увеличивать постепенно, как в одном занятии, так и в системе смежных занятий. При выполнении упражнений с дополнительными отягощениями нужно согласовывать их величину с индивидуальными возможностями учеников. Нельзя выполнять недостаточно усвоенные упражнения с высокой интенсивностью, с применением игрового и соревновательного методов, на фоне усталости и т.п. Не включать в занятия сложнокоординационные упражнения при неблагоприятных внешних условиях (скользко, плохое освещение, значительные отвлекающие внешние раздражители и т.п.). Таким образом, плохо организованные и спланированные занятия физическими упражнениями могут нанести вред организму учеников. Чтобы этого не произошло, необходимо заранее рационально спланировать занятия с учетом особенностей контингента и специфики развития того или другого физического качества. Контроль за развитием силы. Первое измерение силы мышц у людей было осуществлено Ренье в XVII ст. с помощью созданного им динамометра. В современной спортивной практике и научных исследованиях для измерения силы применяют разнообразные конструкции динамометров и тензометрические динамографы, технические устройства (велоэргометр, тредбан и т.п.) и контрольные упражнения (со штангой, метание предметов, прыжки и т.п.). В процессе контроля необходимо обеспечить стандартизацию режимов работы мышц, исходных положений, углов сгибания в суставах, психологических установок и мотивации. Повторные измерения следует проводить в состоянии оптимальной работоспособности организма, в одно и то же время
ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ суток и в адекватных условиях (Atha, 1981; Лапутин и др., 2001 и др.). Максимальная сила. Проще всего оценить уровень развития максимальной силы в статическом режиме работы мышц с помощью специальных динамометров и динамографов. Но показатели статической силы не дают полной информации относительно силовых возможностей человека при выполнении двигательных действий. Поэтому в спортивной практике применяют разнообразные контрольные упражнения. Например, для измерения силы разгибателей ног применяют приседание со штангой на плечах, для измерения силы разгибателей рук — жим штанги из положения лежа, для измерения силы двуглавых мышц плеча — сгибание рук в локтевых суставах из положения стоя, руки со штангой внизу. Скоростная сила. Универсальным контрольным упражнением может быть повторное преодоление дозированного внешнего отягощения величиной 20—70 % индивидуального максимума в соответствующем упражнении за дозированное время (6—10 с), и в границах четко определенной амплитуды движений. Количество повторений упражнения при этих условиях позволяет сделать заключение об уровне развития скоростной силы. Возможен также вариант повторного выполнения отягощенных движений заданного количества (приблизительно 10—20) и дозированной амплитуды. Уровень развития скоростной силы определяют по времени, затраченному на выполнение контрольного задания. В циклических движениях уровень развития скоростной силы можно определить в комплексе с проявлением быстроты. Например, по времени стартового разгона в беге, плавании и т.п. При этом более информативные данные относительно уровня развития скоростной силы будут в случае применения дополнительного сопротивления в фазе стартового разгона. Например, легкоатлеты-спринтеры применяют буксирование автомобильной шины, которая соединена с телом тросом и поясом. Довольно надежную информацию относительно уровня развития скоростной силы мышц ног дают результаты прыжков с ноги на ногу, или скачков на одной ноге на дистанции от 20 до 60 м. Учитывается время преодоления соответствующего расстояния. В научных исследованиях для определения уровня развития скоростной силы применяют кратковременную (6—10 с) работу на велоэргометре, бег на тредбане, плавание в специальном гидроканале и т.п. Взрывная сила. В научных исследованиях взрывную силу измеряют с помощью динамографов. Для оценки уровня развития взрывной силы применяют градиент силы (Воробьев, 1977; Энока, 1998; Лапутин и др., 2001 и др.): _ ^тах чпіп где I — градиент силы в относительных единицах; Fmax — величина импульса силы, который зафиксирован в конкретном движении, кг; tmjn — минимальное время, за которое достигнуто Fmax, мс. Опосредствованными показателями уровня развития взрывной силы могут быть результаты прыжков с места вверх или в длину, метание набив-
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ных мячей, ядер или других предметов. В этих упражнениях конечный результат будет зависеть от мощности движения в момент отрыва тела от опоры или снаряда от рук, то есть от большей силы, которая проявлена за возможно более короткое время (табл. 9.8). Следует отметить, что выдающийся украинский тяжелоатлет, олимпийский чемпион Л.Жабо-тинский при большой массе собственного тела прыгал вверх с места на 90-91 см. Силовая выносливость. В ациклических упражнениях ее определяют двумя путями. 1. Тест на максимально возможное количество преодоления значитель 2. Тест на максимально возможное количество повторений упражнения В циклических упражнениях силовую выносливость можно определить по динамике длины шагов на соответствующей дистанции. Способность поддерживать оптимальную длину шага свидетельствует о высоком уровне силовой выносливости, а значительное уменьшение длины шага по ходу дистанции — про низкий. Силовую выносливость в изометрических упражнениях определяют по максимальному времени удержания усилия определенной величины (50—70 % максимальной). Контроль за развитием быстроты. Поскольку разные виды проявления быстроты довольно слабо между собою взаимосвязаны, необходимо опреде-
ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ лять уровень развития каждого из них в отдельности. Для контроля за быстротой реагирований применяют специальные хронометрические устройства (хронореакциометры). Фиксируется время от момента возникновения сигнального раздражителя до момента начала двигательного действия. Быстроту сложных двигательных реакций определяют по времени, которое проходит с момента появления движущегося объекта или с момента изменения ситуации (например, в играх, единоборствах и т.п.) до начала адекватного действия-ответа. Высокая надежность тестирования наблюдается при определении среднеарифметического показателя из 10—20 реагирований. Быстрота одиночного движения (удар в боксе, укол в фехтовании и т.п.) определяется по времени выполнения соответствующего движения с помощью специальных хронометрических устройств. Для повышения надежности тестирования вычисляется среднеарифметический показатель из 6—10 повторений. Частоту движений определяют по количеству повторных движений определенной амплитуды соответствующим звеном (или звеньями) тела за 10—15 с. Например, бег на месте продолжительностью 10 с с заданной амплитудой движений ногами и опорой руками о барьер. Фиксируется количество движений одной или обеих ног. Квалифицированные спринтеры достигают в этом тесте 30 движений одной ногой (Петровский, 1978). Надежность тестирования возрастает, если частота движений определяется по лучшему показателю из 3—4 попыток с оптимальными интервалами отдыха между ними. Уровень комплексного проявления быстроты определяют преимущественно по времени преодоления дистанций 30—60 м в беге с высокого старта. В циклических локомоциях для контроля за уровнем развития скоростных качеств определяют три показателя: время простой реакции, величину ускорения в стартовом разгоне и максимальную скорость. Способность к ускорению определяется временем, которое проходит от стартового сигнала до достижения максимальной скорости или временем преодоления коротких отрезков (7,5—12,5 м в плавании, 30—60 м в беге, 50—100 м в гребле). Уровень максимальной скорости определяют в тесте с прохождением определенной дистанции (продолжительностью 2—4 с) после предшествующего разгона до максимальной скорости к началу этой дистанции. Например, в легкой атлетике используется бег на 20—30 м с хода. Фиксируется время преодоления соответствующей дистанции после предшествующего разгона. Определять способность к ускорению и максимальную скорость в циклических движениях следует по лучшему результату, показанному в 3—4 попыт- В заключение подчеркнем, что контроль за уровнем развития скоростных качеств следует проводить после тщательной разминки. В процессе контроля необходимо обеспечить стандартизацию условий, психологических установок и мотивации. Повторные измерения проводятся в состоянии оптимальной работоспособности организма, в одно и то же время суток и в адекватных условиях 307
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ ках с оптимальными паузами отдыха между ними. Контроль за уровнем развития выносливости, как и других физических качеств, следует проводить после тщательной разминки. Для повышения его точности необходимо обеспечить стандартизацию условий, психологических установок и мотивации. Повторные тестирования проводятся в идентичных условиях и с применением одних и тех же тестов. Общая выносливость. Основной критерий ее проявления — время, в течение которого человек способен выполнять работу умеренной интенсивности. Типичным примером определения уровня развития общей выносливости по названному критерию является бег (плавание, гребля и т.п.) со скоростью 50—60 % индивидуальной максимальной скорости (Сергиенко, 2001). Сначала необходимо провести тестирование максимальной скорости бега (плавания и т.п.). Предположим, что два атлета показали одинаковый уровень развития быстроты — пробежали 30 м с хода за 3,5 с. Их максимальная скорость составляет 8,57 мПс"1. При тестировании уровня развития общей выносливости они должны по возможности дольше бежать со стандартной скоростью 4,28 мПс"1 (50 % максимальной — 8,57 мПс"1). Фиксируется время от начала бега до момента, когда тестируемый будет неспособен поддерживать необходимую скорость. Кто сможет дольше поддерживать соответствующую скорость, тот и проявит более высокий уровень развития общей выносливости. Этот тест позволяет сделать прямое измерение уровня развития общей выносливости, однако он не приобрел широкой популярности в спортивной практике из-за сложности в проведении тестирования. Более широкое распространение приобрели методы опосредствованного тестирования общей выносливости. Для этого применяют два контрольных задания. 1. Пробежать дистанцию 2 км или больше за наименьшее время. Кто 2. Пробежать по возможности большее расстояние за определенное, до Между результатами тестирования, которые показаны одними и теми же людьми в выше приведенных способах определения уровня развития общей выносливости, существует очень тесная взаимосвязь. Это свидетельствует о том, что во всех вариантах определяется одно и то же физическое качество — общая выносливость. Следовательно, измерять уровень ее развития можно любым из этих способов. Но организационно наиболее доступен вариант с преодолением стандартного расстояния. Длина дистанции подбирается в соответствии с возрастом и состоянием физической подготовленности людей. Она может колебаться от 2—3 до 15—30 км. Скоростная выносливость. Ведущим критерием проявления скоростной выносливости является также время, в течние которого человек способен передвигаться с околопредельной или предельной для себя скоростью. Но
ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ его чрезвычайно сложно определить в условиях спортивной практики. Поэтому более широко применяются способы опосредствованного определения уровня развития скоростной выносливости. Для этого сначала определяется максимальная скорость бега (плавания и т.п.). Потом необходимо с максимально возможной скоростью пробежать (проплыть и т.п.) дистанцию, на преодоление которой нужно около 15—90 с времени и определить среднюю скорость ее преодоления. Чем меньшей будет разность между максимальной скоростью и средней скоростью преодоления контрольной дистанции, тем выше будет уровень скоростной выносливости. Возьмем, например, тех же атлетов, которые имели одинаковую максимальную скорость бега — 8,54 мПс"1. В беге на 150 м один из них показал 18,6 с (средняя скорость составляет 8,4 мПс"1), а другой — 19,4 с (соответственно — 7,73 мПс"1). Разность между индивидуальной максимальной скоростью и средней скоростью преодоления контрольного отрезка у первого атлета меньше, следовательно, уровень развития скоростной выносливости выше. Определив величину падения скорости на контрольном отрезке относительно максимальной скорости в процентах, мы получим коэффициент скоростной выносливости (Ксв). Для нашего примера у первого юноши Ксв = 94,0 %, у второго Ксв = 90,2 %. Чем ближе Ксв к 100 %, тем выше уровень скоростной выносливости. Контроль за развитием гибкости. Максимальную амплитуду движений человека в конкретных суставах можно определить разнообразными методами: гониометрическим, оптическим, рентгенографическим и с помощью специально подобранных физических упражнений. Гониометрический метод предусматривает использование механического или электрического угломера-гониометра, к одной из ножек которого прикреплен транспортир или потенциометр. При определении амплитуды движений ножки гониометра фиксируются на продольных осях сегментов, которые образовывают сустав. Современные оптические методы состоят в видеорегистрации движений человека, к суставным точкам которого прикреплены маркеры. Измерение изменения положений маркеров позволяет определить амплитуду движений. Рентгенографический метод целесообразно применять лишь тогда, когда необходимо определить анатомически допустимую амплитуду движений в суставе. В практике физического воспитания чаще всего применяются контрольные физические упражнения, в которых гибкость измеряется в линейных единицах. Но при этом следует помнить, что объективно оценить гибкость человека путем определения подвижности в отдельных суставах невозможно, поскольку высокая подвижность в одних суставах может сопровождаться средней или даже низкой в других. Поэтому для определения общего уровня гибкости измеряется амплитуда движений в разных суставах (Сер- Общий уровень гибкости опорно-двигательного аппарата можно оценить по результатам выполнения трех контрольных упражнений, которые требуют большой подвижности в наиболее массивных суставах: суставы позвоночника, тазобедренные и плечевые (Линець, 1997) 309
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
меев, 1970; Schnabel, Нагге, Borde, 1994, Алтер, 2001).
1. Наклон вперед из исход 2. Выкрут с гимнастической 3. Мост из исходного положения лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки ладонями на опору на уровне плеч. Встать в положение моста. Переступанием ног достичь наименьшего расстояния между руками и ногами и как можно больше прогнуться. Оценка уровня развития гибкости в суставах позвоночника, тазобедренных и плечевых суставах осуществляется по расстоянию между пятками и руками, а также между наивысшей точкой позвоночника и опорой. Чем меньшее расстояние между пятками и руками и чем большее расстояние между наивысшей точкой позвоночника и опо- 0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page 3 ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ рой, тем выше уровень гибкости в вышеназванных суставах. Для нивелирования влияния длины тела и конечностей на результат тестирования применяют относительный показатель, который получают от деления расстояния между руками и пятками на расстояние между наивысшей точкой позвоночника и опорой. Чем меньше величина от деления этих показателей, тем выше уровень гибкости в соответствующих суставах. Контроль за уровнем развития гибкости всегда осуществляется в идентичных условиях. Прежде всего проводится тщательная стандартная разминка. Поскольку одним из существенных факторов, влияющих на проявление гибкости, является температура окружающей среды, она также должна быть всегда одинаковой (около 18-20 °С). Повторные измерения гибкости нужно проводить всегда в одно и то же время суток. Накануне тестирования гибкости не следует проводить изнурительного занятия Контроль за развитием координационных способностей проводится как с целью комплексной оценки разных проявлений координации, так и с целью относительно изолированного определения способности к оценке и регуляции динамических и временных параметров движений, способности к сохранению равновесия, чувства ритма, способности к произвольному расслаблению мышц и координированности движений. Оценивая координационные способности, ориентируются на два вида движений: относительно стереотипные, включающие выполнение заранее известных упражнений (при этом оценивается соответствие параметров движений, которые демонстрирует тестируемый, их рациональной структуре, стабильность выполнения упражнения при наличии сбивающих факторов и т.п.); нестереотипные, связанные с эффективностью выполнения движений в сложных и вариативных ситуациях (при этом оценивается точность двигательных реакций, рациональность отдельных движений и их соединений и т.п.). При организации контроля за развитием координационных способностей следует учитывать, что единого критерия для этого не существует. Это связано с многофакторной структурой координационных способностей, а также с тем, что они проявляются в комплексе с другими физическими качествами. Поэтому контроль за их развитием, как правило, осуществляют с помощью комплексных тестов Об уровне развития этих качеств можно судить по показателям экономичности работы при выполнении разных заданий, по степени соответствия задаче результатов сложных в координационном отношении упражнений и т.п. Комплексную интегральную оценку координационных способностей можно дать, учитывая время, которое необходимо для усвоения сложных двигательных действий, или время от момента возникновения определенной дви- 0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page 3 РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ гательной ситуации до начала результативного действия-ответа, или уровень результативности и рациональности состава двигательных действий при решении координационно сложных заданий. Для этого часто планируют выполнение комплекса разнообразных упражнений в строгой последовательности (рис. 9.17). Общее время выполнения всех двигательных действий будет критерием измерения уровня развития координационных качеств, поскольку отображает скорость, целесообразность и последовательность этих действий, чувство ритма, умение ориентироваться в сложных ситуациях, способность управлять динамическими и кинематическими параметрами движений. Подобные комплексы эффективны для оценки базового уровня развития координационных качеств как результата общей физической подготовки. При интегральной оценке разновидностей координационных качеств необходимо применять программы специфических двигательных действий повышенной координационной сложности. В основе методики контроля способности к оценке и регуляции динамических и пространственно-временных параметров движений должны быть тесты, f^&* Рис. 9.17. Программа двигательных действий для комплексной оценки уровня развития координационных способностей (Платонов, Булатова, 1995) 0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page 3 ГЛАВА 9. РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ программы которых обеспечивают повышенные требования к деятельности анализаторов относительно точности динамических и пространственно-временных параметров движений. Оценивается темп движений, время выполнения двигательных действий, точность движений, точность величины усилий и т.п. Усложнение контрольных испытаний может быть осуществлено путем ограничения или исключения слухового или зрительного контроля за двигательными действиями. Для контроля способности к сохранению равновесия применяются показатели, дающие возможность оценить продолжительность сохранения равновесия в разнообразных, относительно самостоятельных группах действий: • продолжительность сохранения равновесия стоя на одной ноге с раз • продолжительность сохранения равновесия в стойке на двух или на • продолжительность сохранения равновесия стоя или передвигаясь с При контроле чувства ритма как способности точно воссоздавать и направленно изменять скоростно-силовые и пространственно-временные параметры движений, следует прежде всего ориентироваться на биомеханические методы — кинографию, динамометрию, гониометрию, видеомагнитоскопию и т.п. Контролируя чувство ритма, важно установить надежность воспроизведения динамических и кинематических параметров движений при многократном их выполнении в относительно стандартных условиях. В основе методов контроля способности к ориентированию в пространстве должны быть двигательные задания, которые требуют оперативной оценки сложившейся ситуации и реакции на нее рациональными действиями. Это может быть прохождение или пробегание определенного расстояния с закрытыми глазами по прямой или по специальному маршруту, ограниченному ориентирами; удары по мячу, броски в ворота или баскетбольную корзину с определенного расстояния и с закрытыми глазами; прыжки в длину на заранее определенное расстояние; прыжки с вращением на определенное количество градусов; упражнения на изокинетических устройствах со строго определенными усилиями и оперативным контролем за результатами; растягивание резинового жгута или эспандера с закрытыми глазами и со строго определенной амплитудой; преодоление дозированного расстояния (20—100 м) за установленное время и т.п. При составлении программ тестов для оценки способности к ориентированию в пространстве следует помнить, что задания необходимо выполнять в усложненных условиях: при дефиците времени или ограничении пространства; при недостаточной или чрезмерной информации. Однако во всех случаях задания должны соответствовать физической подготовленности тестируемых, базироваться на их двигательной памяти, быть в диапазоне возможностей их анализаторов и нервно-мышечного аппарата. Для оценки способности к произвольному расслаблению мышц наиболее эффективным методом будет регистрация биопотенциалов мышц. Простейшим точным методом является миотония — измерение твердости мышц 0LIMP_B00K_GLAVA9.QXD 08.12.2007 14:35 Page 3 РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ_________________ специальным прибором (миотонометром). Наиболее достоверную информацию о способности к произвольному расслаблению мышц конкретного человека, как собственно и других координационных качеств, можно получить при условии проведения контроля в разных функциональных состояниях (устойчивое состояние, компенсированное утомление, явное утомление). В основе контроля координированности лежит применение разнообразных координационно сложных и неожиданных заданий, которые требуют быстрого реагирования и формирования рациональной структуры движений для достижения конкретной цели. Например, пробегание мерного отрезка (30—60 м) за одинаковое время, но с разной частотой и длиной шагов, или преодоление определенного расстояния разными способами (бег, бег приставными шагами, бег спиной вперед, прыжки с ноги на ногу и т.п.). Изменение способа передвижения по специальным сигналам и в непредусмотренной последовательности. Итак, для комплексной оценки базового уровня развития координационных способностей следует применять специальные программы двигательных действий, в которые входят упражнения, требующие проявления разных видов координационных качеств. При углубленном изучении уровня развития определенной разновидности координационных способностей необходимо применять адекватные контрольные упражнения. Контроль координационных способностей осуществляется при разных функциональных состояниях организма. Это принципиально важно, поскольку высокий уровень проявления координационных способностей в оптимальных условиях еще не означает, что он будет таким же при утомлении или на фоне интенсивного воздействия внешних сбивающих факторов. Повторные тестирования необходимо проводить в адекватных условиях и в одно и то же время суток, поскольку физические возможности человека имеют довольно выраженные суточные колебания.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 5298; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |