КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологическая оценка руководителя. Отбор и подбор руководителей
Как известно, для эффективного руководства необходимы образование, профессионализм, личная культура и этика, а также наличие организаторских способностей. В психологии управления за последние годы накоплен определенный опыт подбора и оценки кадров, в том числе руководителей. Важность проведения такой работы очевидна, хотя зачастую предприятия игнорируют предложенные им методики отбора. Основной функцией подбора и расстановки руководителей является установление факта пригодности того или иного человека к определенной социальной роли руководителя. Одним из центральных вопросов социально-психологической оценки личности будущих руководителей по праву считается вопрос о том, что оценивать. Традиционно оценка кандидатов на должность осуществляется на основе создания модели личности как некоторой совокупности профессионально-деловых и личностных качеств, наличие которых считается необходимым для руководителя, занимающего данную должность. Процедура оценки предполагает сопоставление личностных переменных, образующих своеобразную идеальную модель, с личностными переменными, имеющими непосредственное отношение к оцениваемому. Степень их совпадения позволяет установить соответствие работника занимаемой должности. Теоретическим основанием данного подхода служит предположение о наличии связи между личностными особенностями исполнителя и степенью успешности реализации им профессиональной роли. Методы подбора руководящих кадров могут быть основаны как на психологической, так и на иной основе. В связи с этим существуют три группы методов: прогностический, включающий в себя использование анкетных данных, письменных и устных характеристик, личных бесед, психологических тестов; практический метод, основанный на оценке результатов практической деятельности; имитационный метод, когда испытуемому предлагается решать конкретную ситуацию. В качестве примера возьмем прогностический метод для проверки соответствия руководителей занимаемой должности. Рассмотрим последовательно процесс психологического отбора руководителей на должность. Он включает в себя: • предварительный отбор — ориентация в предыдущем опыте претендента (анализ биографических, анкетных данных); • психологическое тестирование; • изучение личностных особенностей кандидатов с помощью интервью и групповой оценки; • имитационное моделирование (игровая ситуация); • институт испытательного срока. На этапе предварительного отбора организации широко используют спектр биографических методов, при интерпретации результатов которых применяются присущие конкретной организации критерии. Анализ биографических данных проводится с опорой на основополагающие ценности организации, которые могут быть зафиксированы в официальных документах фирмы, либо существовать в виде неписаных законов и являться своего рода традицией. Наибольший акцент при таком анализе делается на возраст, пол и образование. Заметим, что возрастной критерий жестко влияет на принятие решения именно на этапе предварительного отбора. Использование биографических методов в ходе предварительного отбора имеет и ряд ограничений: • постоянное изменение окружения требует периодического изменения биографических критериев; • если организация ориентируется на большое число биографических критериев, го руководители по стилю руководства будут очень похожи друг на друга. Поэтому в случае радикальных изменений в организации придется заменить практически всех руководителей; • проверка подлинности биографических данных требует значительного времени. Среди дополнительных мероприятий, проводимых в ходе предварительного отбора, существенная роль отводится анализу рекомендаций и свидетельств, которые представляет кандидат. Этот метод дает возможность получить представление о профессиональном прошлом кандидата, его степени известности, авторитете. Анализ прошлого опыта претендента становится возможным в случае применения метода несистематизированного тестирования. В ходе метода кандидату предъявляется обобщенное описание требований будущей деятельности, а он должен описать конкретные события из своей жизни, свидетельствующие, с его точки зрения, о его готовности к эффективному выполнению этой деятельности. Несмотря на то, что метод основывается на самооценке своих прошлых достижений, это не уменьшает его эффективность. Использование в профессиональном отборе на должность психодиагностической информации, получаемой при помощи тестов, пережило как период массового применения так и период критики (см. выше). В настоящее время многие организации систематически используют психологическое тестирование для подбора руководящих кадров. Однако нельзя сказать, что тестовые психодиагностические процедуры в профессиональном отборе руководителей унифицированы в достаточной степени. Тестовые батареи создаются исходя из концептуальных предпочтений организаторов отбора. В течение продолжительного времени остается весьма популярным психодиагностический комплекс, предназначенный для определения способности к управлению людьми, который включает в себя исследование интеллектуального, коммуникативного и волевого потенциалов личности. В качестве примера практического воплощения такого подхода можно привести использованный Н. Кудряшовой метод оценки личностных, деловых и профессиональных качеств для психодиагностики способности к управленческой деятельности. 1. Личностные качества: а) способность чутко относиться к подчиненным, умение найти индивидуальный подход к каждому; б) тактичная требовательность; в) умение создать спокойную дружественную обстановку в коллективе, поддерживать сознательную дисциплину в коллективе; г) способность заражать энергией и мобилизовать подчиненных словом и личным примером; д) умение выражать свои мысли четко и доступно; е) умение ставить общественные интересы выше личных; ж) эмоциональная сдержанность; з) моральная устойчивость, честность и принципиальность; и) способность объективно оценивать людей, правильно воспринимать критику; к) чувство юмора. 2. Деловые качества: а) стремление советоваться с подчиненными при решении важных для коллектива вопросов; б) способность оперативно принимать правильные решения, быстро переключать внимание с одного объекта на другой; в) умение распределять задания в соответствии с возможностями исполнителей; г) желание предоставить подчиненным свободу творчества и эксперимента; д) умение контролировать подчиненных; е) способность действовать с некоторым риском, не ожидая указаний свыше. 3. Профессиональные качества: а) профессиональные знания, умения, навыки; б) знания, связанные с организацией технологий; в) стремление повышать свою квалификацию, навыки самообразования; г) умение эффективно пользоваться информацией. Результаты предварительного отбора и психологического тестирования изучаются специалистами кадровых служб. Процесс отбора может ограничиваться этим этапом либо сопровождаться последующим интервью и/или техникой групповой оценки. Интервью организуется на основе анкетных данных, рекомендаций и результатов психологического тестирования. К проблемным вопросам в использовании интервью относится зависимость результатов интервью от характеристик интервьюера, от способов, которыми он пользуется при обработке информации, и от субъективных критериев принятия решения. Метод групповой оценки в основном используется за рубежом и для нас пока не имеет особого значения (исключение составляет предложенный К. К. Платоновым метод обобщения независимых характеристик личности — МОНХ). Имитационный метод предполагает применение какого-либо варианта деловой игры или тренинга. Специфическим вариантом имитационного метода является институт испытательного срока. Он включает в себя мероприятия для увеличения вероятности правильного выбора руководителя. Таким образом, разнообразие конкретных методов обеспечивает принципиальную возможность создания технологически и психологически обоснованных процедур отбора руководителей, которые сводят риск ошибочного решения к минимуму, позволяют построить грамотный психологический портрет руководителя и применить этот портрет в решении задач оценки, отбора и подбора руководителя. В целом же каждый руководитель сам стремится к повышению эффективности своей управленческой деятельности и укреплению авторитета. Поэтому он заинтересован в такой информации, которая дала бы возможность узнать свои личностные особенности в сравнении с другими, более эффективно использовать свои положительные и нейтрализовать отрицательные качества. Вместе с тем руководители весьма неохотно идут на тестирование, психологическая диагностика для многих из них — явление неизведанное и поэтому вызывающее беспокойство и неуверенность в себе. Руководитель готов подвергаться любым испытаниям, касающимся его деловых качеств, но не готов раскрыть свои личностные особенности. Он опасается, что эта информация станет известна подчиненным, не всегда настроенным благожелательно. Именно поэтому у них психодиагностика вызывает внутреннее сопротивление, несмотря на актуальную потребность иметь объективную информацию о себе. Разрешить это противоречие позволяет самооценка руководителя. Самооценка, являясь источником критической информации, оказывает влияние на самосознание руководителя, способствует активизации самовоспитания и саморазвития, позволяет более целенаправленно корректировать свои качества. Именно самооценка позволяет избавиться от чувства неизвестности и постепенно преодолеть психологический барьер по отношению к тестам. Однако методика самооценки может быть использована лишь для построения предварительных выводов о качестве руководства и пригодности к руководящей деятельности и должна быть дополнена наблюдениями за деятельностью и специальным тестированием реальных руководителей. Часто в практической деятельности руководителей возникают сложные вопросы и трудные моменты. В ходе одного исследования был проведен опрос руководителей, чтобы выяснить, необходимо ли им психологическое консультирование: 30% ответили отрицательно, 70% — положительно. При этом необходимая психологическая помощь может быть весьма разнообразной и может быть как индивидуальной, так и групповой. Индивидуальная психологическая помощь обычно осуществляется психологом путем применения индивидуальной беседы, консультации. При этом надо отчетливо понимать, что обращение к специалисту не служит признаком какого-то психического заболевания, хотя зачастую такое консультирование необходимо в стрессовых ситуациях. Индивидуально-психологическое консультирование проводится прежде всего с целью помочь личности разобраться с собственными проблемами и трудностями. Задача психолога заключается, по сути, в стимулировании и поддержке человека. Необходимыми условиями психологического консультирования являются добровольное согласие на получение консультации, а также доверие консультируемого, его активность и творческое, исследовательское отношение к собственным проблемам. Принимать или не принимать оказываемую помощь всегда остается делом консультируемого. Групповая психологическая помощь заключается в участии в групповых тренинговых процедурах. Влияние группы на человека чрезвычайно велико, поэтому в ходе такого психологического консультирования члены группы получают не только информацию и обратную связь, но также поддержку от людей, имеющих сходные проблемы и переживания. Подводя итог обсуждению, можно утверждать, что для эффективного управления нужно быть не только руководителем, но и лидером одновременно. Стать лидером человеку позволяют такие черты личности, как уверенность в себе, острый ум, сильная воля, организаторские способности. Однако этого недостаточно, и на практике человек, обладающий такими качествами, может и не стать лидером. Поэтому действительным лидером становится тот, кто необходим группе для оптимального разрешения критической (проблемной) ситуации. Существенное влияние на то, как воспринимают руководителя подчиненные, считают ли его лидером, оказывает стиль управления. При анализе лидерства и руководства оказалось, что руководитель не может быть лидером, если он не пользуется авторитетом в своем коллективе. Руководитель должен научиться согласовывать свой лидерский потенциал с предписанными ему функциями власти. >
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 4146; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |