Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И симптомы, связанные с недостаточной функциональной зрелостью




I


системы, возрастающая или убывающая роль каждого из этих компо­нентов в обеспечении высших психических функций.

Это означает, что «материальная» структура функциональной сис­темы как совокупность входящих в нее зон мозга может в своей базо­вой, «скелетной» основе оставаться инвариантной. Все ее изменения, связанные с созреванием и развитием, происходят за счет внутренних перестроек во взаимодействии компонентов, необходимых для суще­ствования этой системы, а также за счет включения в базовую струк­туру системы тех «гибких» звеньев, которые обусловливаются инди­видуальной ситуацией развития ребенка.

Забегая несколько вперед, поскольку в последующих главах будут аргументироваться подтверждения нижеизложенному положению, можно выдвинуть основную гипотезу о локализации формирующих­ся психических функциях в детском возрасте.

Современные анатомические, нейрофизиологические и психофизиоло­гические данные, связанные с проблемой возрастного созревания и раз­вития, позволяют утверждать, что общая, жесткая морфологическая ар­хитектура функциональных систем, представленная интегративными сочетаниями различных мозговых структур и связей между ними, скла­дывается к моменту рождения ребенка или на ранних этапах онтогенеза. В дальнейшем происходит постепенное гетерохронное морфологичес­кое и функциональное созревание мозговых зон, интегрированных в эти системы. В разные возрастные периоды происходят внутри- и межсис­темные перестройки, в ходе которых происходит смена иерархии, суще­ствующей между отдельными компонентами внутри систем и система­ми. Базовая структура функциональных систем может также включать в свой состав новые «гибкие» звенья, если это обусловлено особеннос­тями индивидуальной ситуации развития ребенка.

Эта гипотеза позволяет говорить о возможности синдромного ана­лиза в детском возрасте, хотя и предполагает необходимость учета определенной специфики при его использовании.

В чем может проявляться эта специфика?

Первая особенность такого анализа заключается в том, что в кли­нической нейропсихологии симптом рассматривается как внешнее про­явление нарушения работы психической функции, определенного ее звена. Очевидно, что такое использование этого термина не всегда является адекватным, если оценивается работа формирующихся, еще неокончательно сформированных психических функций.

Ошибки, которые допускает ребенок при выполнении заданий, мо­гут рассматриваться как симптомы, указывающие на неблагополучие той или иной функции. Но такое неблагополучие может иметь под со­бой две разные причины:


 


Глава 2. Основные понятия теории системной динамической локализации 31

- 1) нарушение работы психической функции;

' 2) или ее несформированность.

! Итак, следует различать симптомы, связанные с повреждением,

того или иного участка мозга.

Это означает, что в первую очередь ошибки (рассматриваемые как нейропсихологические симптомы в терминах нейропсихологии) дол­жны быть соотнесены не с нарушениями того или иного звена пси­хической функции, а с возрастной продуктивностью ребенка в выполня­емом задании. Продуктивность в данном случае должна соответствовать возрастному периоду и может оказаться иной, чем у взрослого чело­века. Под продуктивностью здесь понимается степень соответствия выполняемых действий и их алгоритма предметному содержанию де­ятельности.

Таким образом, для дифференциации симптомов повреждения и несформированности необходимо сопоставить результаты выполне­ния заданий ребенком с результатами взрослого человека и с резуль­татами большинства детей одновозрастной популяции.

Результаты ребенка при выполнении заданий могут быть более низ­кими по сравнению с взрослыми, но совпадать с результатами других детей в одновозрастной популяции. Это свидетельствует, что степень сформированности того или иного звена психических функций у ре­бенка еще не достигла окончательного уровня, но соответствует воз­растному нормативу. На основании таких результатов можно описать синдром несформированности, соотносящийся с незрелостью соот­ветствующей мозговой структуры. Например, синдром несформиро­ванности пространственного звена, проявляющийся в функциях вос­приятия, праксиса, зрительно-конструктивной функции и т. д.

Совпадение результатов взрослого и ребенка может оценить как наличие полной сформированности соответствующего звена.

Результаты ребенка при выполнении заданий могут быть более низ­кими по сравнению с результатами других детей в одновозрастной по­пуляции, что может свидетельствовать, с учетом дополнительных дан­ных, о повреждении того или иного звена психических функций у ребенка. В этом случае можно описать синдром, соотносящийся с по­вреждением соответствующей мозговой структуры.

В каждой из этих ситуаций локализация несформированного или поврежденного звена, на основании выдвинутой гипотезы, опреде­ляется по аналогии с его локализацией у взрослого, обнаруживаемой в нейропсихологических обследованиях при локальных поражениях мозга.



Раздел I. Теоретические основы нейропсихологии десткого возраста


 


I


Вторая особенность синдромного анализа, которую следует учи­тывать при обследовании детей, в большей степени относится к диф­ференциальной нейропсихологии, когда нейропсихологический подход реализуется для выявления индивидуальных особенностей психичес­кого развития. Нейропсихологические синдромы, ориентированные в первую очередь на симптомы несформированности, которые обнару­живаются у детей в разные возрастные периоды, должны отражать ин-тегративную работу всего мозга, каждый отдел которого вносит в нее специфический вклад. Но хроногенность созревания мозговых струк­тур предполагает, что степень вклада отдельных структур в эту интег­рацию может быть разной.

Это означает, что в обследовании можно выявить синдромы, вклю­чающие симптомы несформированности целого ряда разных звеньев психических функций (что указывает на недостаточную зрелость со­ответствующих мозговых структур). В этом случае мы имеем дело с целым рядом синдромов, соотносящихся с разными факторами. Со­четание этих синдромов будет характеризовать разную степень мор-фофункциональной зрелости и психического развития, а также разную локализацию связанных с этими синдромами зон мозга. Факторный состав и локализация таких синдромов будут обусловлены логикой морфофункционального созревания различных зон мозга, специфич­ной для данного возраста. Различия в степени зрелости отдельных звеньев в определенные возрастные периоды будут обуславливать ва­рианты сочетаний таких симптомов и, соответственно, нейропсихоло­гические синдромы.

Можно предположить, что у детей группы нормы в разные возраст­ные периоды сочетания этих синдромов будут носить определенный характер и тем самым отражать закономерности созревания мозга и формирования психических функциональных систем.

Такие синдромы отличаются от локальных синдромов, традицион­но используемых в нейропсихологии, своей многофакторностью и по­этому не могут рассматриваться в понятиях традиционной локализа­ции. Вопросы, связанные с анализом степени зрелости различных зон мозга, в этом случае могут быть решены с помощью понятия распреде­ленной локализации.

В данной ситуации можно говорить о многофакторных метасин-дромах, закономерно объединяющих в своем составе ряд синдромов, соотносящихся с разными нейропсихологическими факторами и ха­рактеризующих текущую специфику развития.

С помощью таких метасиндромов можно оценивать сформирован-ность тех или иных психических функций, связанную со зрелостью


Глава 2. Основные понятия теории системной динамической локализации 33

соответствующих структур мозга, понять закономерности формиро­вания психических функций и созревания соответствующих отделов мозга, а также индивидуальные особенности в их формировании в раз­ные возрастные периоды.

Понятие «метасиндром» может быть использовано и при рассмот­рении нарушений развития. Метасипдромы могут оказаться полезным инструментом анализа закономерностей нарушений психических про­цессов при диффузной патологии мозга, расстройствах, носящих сис­темный характер, а также для описания нарушения развития при по­вреждениях развивающегося мозга.

Поэтому еще одной особенностью нейропсихологического синд-ромного анализа, связанного с оценкой развития или отклонений в развитии, является необходимость оценки многофакторных синдро­мов и их распределенной локализациии.

Возможности синдромного анализа не ограничиваются лишь толь­ко указанием на возможные нарушения или специфику формирова­ния психических функций в онтогенезе. Синдромный анализ дает возможность оценить качественное своеобразие тех новообразова­ний психического развития, которые характеризуют ту или иную фор­му патологии, аномального или нормального развития.

Выявление симптомов, связанных с повреждением мозга, и симп­томов, связанных с несформированностью, определяет не только спе­цифику синдромного анализа в нейропсихологии детского возраста, но и разные возможности его приложения.

Одна из таких возможностей связана с выявлением специфики на­рушения ВПФ при повреждении той или иной области мозга, то есть определением вклада того или иного отдела мозга в протекание пси­хических процессов в разные возрастные периоды. В этом случае син­дромный анализ направлен на выявление нарушений ВПФ и исполь­зуется в рамках клинической нейропсихологии детского возраста.

Другая задача связана с поиском общих и индивидуальных зако­номерностей в формировании структурно-функциональной органи­зации мозга и ВПФ ребенка в разные возрастные периоды. Синдром­ный анализ связан в этом случае с решением вопросов, касающихся нормального развития, отклонений в развитии и индивидуальных раз­личий в развитии ВПФ и решается в рамках дифференциальной ней­ропсихологии детского возраста.

В целом, можно выделить три основные методологические проце­дуры, используемые в нейропсихологическом исследовании детей.

1. Факторный анализ — поиск и определение нейропсихологичес-ких факторов. Направлен на оценку содержания психических

2-58


 



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.