КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И симптомы, связанные с недостаточной функциональной зрелостью
I системы, возрастающая или убывающая роль каждого из этих компонентов в обеспечении высших психических функций. Это означает, что «материальная» структура функциональной системы как совокупность входящих в нее зон мозга может в своей базовой, «скелетной» основе оставаться инвариантной. Все ее изменения, связанные с созреванием и развитием, происходят за счет внутренних перестроек во взаимодействии компонентов, необходимых для существования этой системы, а также за счет включения в базовую структуру системы тех «гибких» звеньев, которые обусловливаются индивидуальной ситуацией развития ребенка. Забегая несколько вперед, поскольку в последующих главах будут аргументироваться подтверждения нижеизложенному положению, можно выдвинуть основную гипотезу о локализации формирующихся психических функциях в детском возрасте. Современные анатомические, нейрофизиологические и психофизиологические данные, связанные с проблемой возрастного созревания и развития, позволяют утверждать, что общая, жесткая морфологическая архитектура функциональных систем, представленная интегративными сочетаниями различных мозговых структур и связей между ними, складывается к моменту рождения ребенка или на ранних этапах онтогенеза. В дальнейшем происходит постепенное гетерохронное морфологическое и функциональное созревание мозговых зон, интегрированных в эти системы. В разные возрастные периоды происходят внутри- и межсистемные перестройки, в ходе которых происходит смена иерархии, существующей между отдельными компонентами внутри систем и системами. Базовая структура функциональных систем может также включать в свой состав новые «гибкие» звенья, если это обусловлено особенностями индивидуальной ситуации развития ребенка. Эта гипотеза позволяет говорить о возможности синдромного анализа в детском возрасте, хотя и предполагает необходимость учета определенной специфики при его использовании. В чем может проявляться эта специфика? Первая особенность такого анализа заключается в том, что в клинической нейропсихологии симптом рассматривается как внешнее проявление нарушения работы психической функции, определенного ее звена. Очевидно, что такое использование этого термина не всегда является адекватным, если оценивается работа формирующихся, еще неокончательно сформированных психических функций. Ошибки, которые допускает ребенок при выполнении заданий, могут рассматриваться как симптомы, указывающие на неблагополучие той или иной функции. Но такое неблагополучие может иметь под собой две разные причины:
Глава 2. Основные понятия теории системной динамической локализации 31 - 1) нарушение работы психической функции; ' 2) или ее несформированность. ! Итак, следует различать симптомы, связанные с повреждением, того или иного участка мозга. Это означает, что в первую очередь ошибки (рассматриваемые как нейропсихологические симптомы в терминах нейропсихологии) должны быть соотнесены не с нарушениями того или иного звена психической функции, а с возрастной продуктивностью ребенка в выполняемом задании. Продуктивность в данном случае должна соответствовать возрастному периоду и может оказаться иной, чем у взрослого человека. Под продуктивностью здесь понимается степень соответствия выполняемых действий и их алгоритма предметному содержанию деятельности. Таким образом, для дифференциации симптомов повреждения и несформированности необходимо сопоставить результаты выполнения заданий ребенком с результатами взрослого человека и с результатами большинства детей одновозрастной популяции. Результаты ребенка при выполнении заданий могут быть более низкими по сравнению с взрослыми, но совпадать с результатами других детей в одновозрастной популяции. Это свидетельствует, что степень сформированности того или иного звена психических функций у ребенка еще не достигла окончательного уровня, но соответствует возрастному нормативу. На основании таких результатов можно описать синдром несформированности, соотносящийся с незрелостью соответствующей мозговой структуры. Например, синдром несформированности пространственного звена, проявляющийся в функциях восприятия, праксиса, зрительно-конструктивной функции и т. д. Совпадение результатов взрослого и ребенка может оценить как наличие полной сформированности соответствующего звена. Результаты ребенка при выполнении заданий могут быть более низкими по сравнению с результатами других детей в одновозрастной популяции, что может свидетельствовать, с учетом дополнительных данных, о повреждении того или иного звена психических функций у ребенка. В этом случае можно описать синдром, соотносящийся с повреждением соответствующей мозговой структуры. В каждой из этих ситуаций локализация несформированного или поврежденного звена, на основании выдвинутой гипотезы, определяется по аналогии с его локализацией у взрослого, обнаруживаемой в нейропсихологических обследованиях при локальных поражениях мозга. Раздел I. Теоретические основы нейропсихологии десткого возраста
I Вторая особенность синдромного анализа, которую следует учитывать при обследовании детей, в большей степени относится к дифференциальной нейропсихологии, когда нейропсихологический подход реализуется для выявления индивидуальных особенностей психического развития. Нейропсихологические синдромы, ориентированные в первую очередь на симптомы несформированности, которые обнаруживаются у детей в разные возрастные периоды, должны отражать ин-тегративную работу всего мозга, каждый отдел которого вносит в нее специфический вклад. Но хроногенность созревания мозговых структур предполагает, что степень вклада отдельных структур в эту интеграцию может быть разной. Это означает, что в обследовании можно выявить синдромы, включающие симптомы несформированности целого ряда разных звеньев психических функций (что указывает на недостаточную зрелость соответствующих мозговых структур). В этом случае мы имеем дело с целым рядом синдромов, соотносящихся с разными факторами. Сочетание этих синдромов будет характеризовать разную степень мор-фофункциональной зрелости и психического развития, а также разную локализацию связанных с этими синдромами зон мозга. Факторный состав и локализация таких синдромов будут обусловлены логикой морфофункционального созревания различных зон мозга, специфичной для данного возраста. Различия в степени зрелости отдельных звеньев в определенные возрастные периоды будут обуславливать варианты сочетаний таких симптомов и, соответственно, нейропсихологические синдромы. Можно предположить, что у детей группы нормы в разные возрастные периоды сочетания этих синдромов будут носить определенный характер и тем самым отражать закономерности созревания мозга и формирования психических функциональных систем. Такие синдромы отличаются от локальных синдромов, традиционно используемых в нейропсихологии, своей многофакторностью и поэтому не могут рассматриваться в понятиях традиционной локализации. Вопросы, связанные с анализом степени зрелости различных зон мозга, в этом случае могут быть решены с помощью понятия распределенной локализации. В данной ситуации можно говорить о многофакторных метасин-дромах, закономерно объединяющих в своем составе ряд синдромов, соотносящихся с разными нейропсихологическими факторами и характеризующих текущую специфику развития. С помощью таких метасиндромов можно оценивать сформирован-ность тех или иных психических функций, связанную со зрелостью Глава 2. Основные понятия теории системной динамической локализации 33 соответствующих структур мозга, понять закономерности формирования психических функций и созревания соответствующих отделов мозга, а также индивидуальные особенности в их формировании в разные возрастные периоды. Понятие «метасиндром» может быть использовано и при рассмотрении нарушений развития. Метасипдромы могут оказаться полезным инструментом анализа закономерностей нарушений психических процессов при диффузной патологии мозга, расстройствах, носящих системный характер, а также для описания нарушения развития при повреждениях развивающегося мозга. Поэтому еще одной особенностью нейропсихологического синд-ромного анализа, связанного с оценкой развития или отклонений в развитии, является необходимость оценки многофакторных синдромов и их распределенной локализациии. Возможности синдромного анализа не ограничиваются лишь только указанием на возможные нарушения или специфику формирования психических функций в онтогенезе. Синдромный анализ дает возможность оценить качественное своеобразие тех новообразований психического развития, которые характеризуют ту или иную форму патологии, аномального или нормального развития. Выявление симптомов, связанных с повреждением мозга, и симптомов, связанных с несформированностью, определяет не только специфику синдромного анализа в нейропсихологии детского возраста, но и разные возможности его приложения. Одна из таких возможностей связана с выявлением специфики нарушения ВПФ при повреждении той или иной области мозга, то есть определением вклада того или иного отдела мозга в протекание психических процессов в разные возрастные периоды. В этом случае синдромный анализ направлен на выявление нарушений ВПФ и используется в рамках клинической нейропсихологии детского возраста. Другая задача связана с поиском общих и индивидуальных закономерностей в формировании структурно-функциональной организации мозга и ВПФ ребенка в разные возрастные периоды. Синдромный анализ связан в этом случае с решением вопросов, касающихся нормального развития, отклонений в развитии и индивидуальных различий в развитии ВПФ и решается в рамках дифференциальной нейропсихологии детского возраста. В целом, можно выделить три основные методологические процедуры, используемые в нейропсихологическом исследовании детей. 1. Факторный анализ — поиск и определение нейропсихологичес-ких факторов. Направлен на оценку содержания психических 2-58
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1423; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |