Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Собрание сочинений по психопатологии 23 страница




 

' Это описание хабитуса с его особыми задачами вообще-то свойственно не одной только нашей науке. Кто хочет увидеть, какое значение оно имеет в естествознании и географии и каково участие в этом деятелей искусства, может прочитать Ratzel, Uber Natursctrilderung. 1906.

 

 

 

состояния. Мы не говорим сегодня о заторможенном или запутавшемся, что он страдает нарушением интеллекта.

 

Это не исключает, что те же методы, которые служат проверке интеллекта, также годятся для обследования этих острых нарушений. Задания на описание историй так же, как показ картинок Хайлброннера, как обычные ориентировочные вопросы или ассоциативные опыты и многие другие, могут привести к четкому проявлению психопатических симптомов. Этим, однако, мы не хотим заниматься. Мы хотим только обратить внимание на то, что многие психиатры десятилетиями учат, что хорошо не говорить здесь ни о деменции, ни о проверке интеллекта. Если первоначально это представлялось также только терминологическим вопросом, то с течением размышлений ясность в понятиях все же тесно связана с терминологической ясностью.

 

Настоящей причиной отграничения нарушений интеллекта от всех острых аффектаций, не говоря уже о его методологической целесообразности, является та, что мы в принципе понимаем под интеллектом сумму предрасположенностей, на существовании которых основывается возможность деятельности, под расстройством интеллекта — утрату таких предрасположенностей, что под острыми расстройствами мы, напротив, понимаем вновь добавляющиеся причины, которые по-своему диспозиции используют, тормозят и в конце концов могут уничтожить. Что, однако, действительно уничтожено, что, по-видимому, исчезло только при острых явлениях, мы можем пока различать только в спокойных устойчивых состояниях.????? немыслимым, конечно, не является то, что также первично в диспозициях, которые называют интеллектом, и исключительно в них возникает расстройство, которое было бы отлично от прочих нарушений интеллекта только моментом излечимости. Однако мы до сих пор с уверенностью не знаем таких расстройств. Но нельзя забывать, что особенно при органических болезнях бывают состояния, которые по аналогии с другими называют деменцией, которые, однако, могут еще излечиваться и ремитировать. Примером для многих является ремиссия паралича. Наоборот, могли бы, действительно, иметься в наличии дефекты (у неизлечимых маниакально-депрессивных), которые не называются деменцией, поскольку по теперешним взглядам предрасположенности интеллекта сохраняются и в принципе могут еще раз снова стать актуальными. Эти практические трудности предостерегают нас от того, чтобы возводить признак "длительного" расстройства в догму.

 

Если мы теперь оглянемся на дефиницию деменции, которая соответствует повседневному, такому великодушному употреблению слова, то очень метким представляется определение Крэ-

 

 

 

пелина (Lehrbuch, 8.???., S. 52l): "Под этим обозначением обобщили все состояния, при которых начиналась слабость памяти, суждении, бедность мысли, добродушная идиотия и утрата самостоятельности в мышлении и поступках".

 

Как видно, каждый вид функциональной способности, не важно, в каком плане, называют деменцией. Понятие настолько широко, что мы можем причислить его в расплывчатости к тем общим понятиям, которые, чем больше они охватывают, тем они менее содержательны. Но не к тем общим понятиям, которые являются ценнейшим результатом всех научных усилий, поскольку в них отразился долгий путь разработки (как, к примеру, понятие атома), а к тем в меньшей степени обобщенным понятиям, чем обобщенные представления, которые возникают для первоначальной ориентации. Если понятие деменции хотят сохранить в этом объеме и все же остаться при нескончаемом перечислении деталей, относящихся к деменции, понятие, видимо, определяют как устойчивый дефект в какой-либо области психических функции и способностей. Это, однако, тогда опять слишком широко, так как, вероятно, каждый страдает тяжелейшими неизлечимыми дефектами в какой-нибудь области человеческой деятельности, и обозначением деменция хотят затронуть все же не отдельное свойство, а всего человека. Если отсюда определение как "дефект какого-либо вида" было телеологическим определением по различным встречающимся у человека, ' Соответствующим образом звучит более ранняя дефиниция Крэпелина (Uber psychische Schwache, Archiv f. Psych. 1882): Психическая слабость — это "не элементарное расстройство, как например, обманы чувств или бредовые идеи, а ее надо трактовать как своеобразную модификацию всей психической личности; она не является симптомом, а только из симптомов опознается". Короткое перечисление черт слабоумия в плане описания хабитуса, однако полное психологических понятий и в более позднее время едва ли сделанное лучше, можно найти у Эммиигхауза, Allg. Psychopath. S. 267. Эти "описания хабитуса" слабоумия, конечно, можно невероятно варьировать, границу устанавливает только языковой фонд. Если перечисляют отдельные обозначения иэ таких описаний, то возникает необозримая путаника, как это иногда можно прочесть в литературе. Такое перечисление не приближает к ясности о деменции. Если такой обзор хорош, то он, конечно, пригоден как ссылка на все, что ск да причисляется. В этом отношении можно порекомендовать Tuczek, Uber Begnlf und Bedeutung der Demenz, Monatsschr. f. Psych. u. Neur. 14.

 

телеологическая сторона понятия деменции может быть еще уточнена следующим: так же, как понятие болезни в сравнении с понятием здоровья определяется телеологическим понятием "расстройство" целесообразной связи, так и те обобщения психопатических симптомов, которые для противоположности имеют понятие из области здоровья, будут телеологическими, как в нашем случае противостоят друг другу слабоумный и в здравом уме, дементный и разумный. Мы, таким образом, если хотим найти для деменции дефиницию, которая является всеобъемлющей, но все же не вбирает в себя почти все болезненные расстройства, будем искать особую целевую связь, которая в и

 

 

 

деменции "нарушена". Если такое отграничение и не является, конечно, никогда осознанием причины, то его как средство упорядочения нашего материала все хе с необходимостью нужно рассматривать как научное. Познание способствует этой чисто мыслительной деятельности постольку, поскольку оно доводит до полного сознания целевые связи, которые имеются в действительности, с нарушением которых мы имеем дело и о которых мы все время думаем. И лучше, так как это происходит везде неясным образом, сознательно содействовать этому как телеологическому образованию понятия наряду с нашим причинным познанием.

 

Чтобы обозначить особые целевые связи, которые нарушены при деменции, нам нужно начать несколько издалека. Имеются логические связи, которые "считаются" "предметами" нашего сознания, так как имеются предметы наших чувств. Независимо от нашего эмпирического отдельного субъекта вещи внешнего мира существуют так же, как логические связи. Оба не являются "законами" нашей душевной жизни, а одни воспринимаются нами с помощью органов чувств, другие думается в нашем мышлении. Мышление протекает не по логическим, а по психологическим законам, в действительности нашего мышления мыслятся логические связи, которые в своей значимости от этого полностью независимы. Психологические причинные связи, однако, не всегда благоприятствуют той возможности, что мышление думает правильно. Если психологические закономерности протекают так, что мыслят совершенно правильно, то цель этой стороны нашего сознания достигнута идеально. Мы знаем, что это происходит очень редко. Как едва ли существует идеально целесообразный, полностью здоровый человеческий организм, так редко или никогда не существует психической организации, которая при мышлении всегда ведет к правильному мышлению.

 

Теперь стоит задача исследовать, какие закономерные связи ведут к нарушениям правильного мышления. Эта психологическая и психопатологическая задача определена, таким образом, в своем ограничении телеологически, в то время как содержательно она имеет задачу причинного познания. Эти каузальные связи распределяются по следующим группам: 1) расстройства из-за острых процессов, будь это простое утомление или циклотимная депрессия, или сумеречное состояние и т. д.; 2) расстройства, обоснованные устойчивой конституцией. Здесь отличают снова процессы, которые ведут к бредовым идеям, конфабуляциям, патологической лжи и т. д. от процессов, которые подпадают под понятие деменцни. Если здесь хотят выявить коренную противоположность между деменцией и всем прочим, то она состоит в том, что последним процессам всегда свойственна какая-нибудь продуктивность, в то время как деменция всегда состоит в том, что не выполняется что-то, что необходимо для правильного мышления.

 

Так мы, наконец, приходим к негативному определению понятия деменции. Правильное мышление, цель этой стороны психической организации, может устойчиво быть расстроено процессами бредообразования, конфабуляции, патологической лжи и т. д. Это власть создающего свойства, психического ряда, которая в этих случаях также? сравнении с полным интеллектом ведет к неправильному мышлению. Везде, где выпадение какого-либо необходимого элемента или необходимой способности является условием неправильного мышления, мы говорим о деменции.

 

Телеологические точки зрения и другого рода снова и снова встречаются нам при объяснениях слабоумия.

 

 

 

целесообразным для деятельности функциональным связям, то сейчас, видимо, ищут специальное телеологическое понятие для деменции, в котором человек предполагается как единство, как целое.

 

Поучительно, к примеру, определение понятие Редепеннинга: общим у слабоумных является то, что они "понесли утрату тех элементов, наличие которых является существенным условием того, что мы в движении социальной общности приобретаем и сохраняем соответствующее нашей функциональной способности положение". Если форма определения кажется слишком деловой, то нужно все же настоятельно заметить, что Редепеннинг не в состоянии сообщить ничего о "тех элементах". Он только устанавливает, что это не вообще дефекты памяти, определенная аффективная слабость или слабость суждений. "Можно спокойно страдать тем или иным дефектом" и все же не быть по вышеприведенному определению понятия дементным, даже если и не быть здоровым. Но если общим для слабоумных является только социальная непригодность, то любой вид психического предрасположения или развития, который вызывает эту непригодность, является деменцией. Видно, что и таким образом понятие не ограничивается более ясно.

 

То, что человек может быть слабоумным только как целое, не по частям, такой взгляд играл также большую роль в дискуссиях о "moral insanity".

 

Одни утверждали, что можно быть слабоумным специально в области нравственного ощущения, другие, напротив, что это только более сильное проявление этой стороны при общей дефектной предрасположенности. Эта противоположность про ходит, впрочем, через всю психопатологию. Одни подчеркивают. что душа по своей сути единство, каждое нарушение должно поэтому затрагивать это единство как целое, другие опять-таки утверждают, душа может быть расстроена по частям. Насколько этот спор, как мы считаем, может быть разрешен простым логическим сознанием, насколько обе части правы и неправы, это мы сможем увидеть только в ходе дальнейшего изложения нашего сообщения. Здесь мы только перечислили прежде всего

 

' Ср. новейшую работу об этом Longard, Archiv f. Psych. 43. Там же литература.

 

2 Тилинг (Uber den Schwachsinn, Zentralbl. f. N. u. ps. 1910, 2) утверждает, что "душа является только одной и той же силой, она заболевает значит также in toto. С этой точки зрения мы должны рассматривать психические расстройства и слабоумие".

 

К оглавлению

 

 

 

некоторые понятия деменции, чтобы установить, что мы, плохо или хорошо, должны начать с самых общих связей в душевной жизни, если мы хотим сделать попытку внести вклад в выяснение.

 

Психические процессы образуют то же своеобразное единство, которое в физической области имеют организмы. Каждый член обусловлен целым и сам опять-таки обусловливает целое. Ни одна часть не может претерпеть изменений без того, чтобы это изменение не вызвало за собой изменение целого. Анализ этого, названного логиками телеологическим, единства может, естественно, происходить по различным точкам зрения, которые пересекаются, не взаимоисключая друг друга. Задача методологии точки зрения анализа, который вначале применялся неосознанно, довести до сознания и подвергнуть строгому разграничению Это необходимо и в отношении психологических классификаций, которые являются основой различных понятий деменции и различных частичных функций интеллекта, которые представляются обособленно пониженными и должны раздельно проверяться.

 

"Особый метод" состоит в том, чтобы проводить такие анализы и составлять такие типы. Что таким образом получают, не является "правильным" в смысле отраженного воспроизведения действительности, а только пригодно как система мыслительных образований, в возникновении которых хотя и участвует, с одной стороны, наблюдение, по которьм, с другой стороны, опять-таки измеряется отдельное наблюдение. Такие анализы и конструкции мы находим везде, даже если это и признается редко, в работах об интеллекте и деменции. Систематическое проведение таких работ, если бы это не было простым нагромождением уже проведенных опытов, а выявлением их, отношений, так что проступила бы система, не в смысле полноты — она имела бы очень много лакун — а в смысле, что ничего не стоит вне связи рядом с другим, такое систематическое исследование было бы собственным методом развития понятий деменции и ценным вспомогательным средством при восприятии результатов проверок интеллекта.

 

При любом психологическом анализе нужно иметь в виду естественное, но фундаментальное отличие от любого анализа в

 

1 Этим сказано, что речь, в сущности, идет о "вещах, само собой разумеющихся", т. е. о вещах, которые "можно себе представить", для которых не требуется никакого нового выявления фактов. Тот, кто все, что для него убедительно, считает само собой разумеющимся, что ему не ясно считает бессмыслицей, и самое большое из гетерогенной симпатии удовлетворен работой, которая не приносит экспериментально установленных данных или цифр, может поэтому пропустить остаток этого реферата, так как здесь может идти речь только о наброске, а не об изложении.

 

 

 

физической области, что именно в последней элементы мотуг быть разделены пространственно, в то время как в психологической области имеется только двойная возможность: или наблюдать временные разделения, когда тот же индивид в разное время предлагает разные психические явления, или сравнивать разные индивиды. В остальном анализ происходит на никоим образом реально не разделимом едином общем потоке сознания. Если эту противоположность не иметь в виду, то легко можно прийти к тому, чтобы ставить непомерные требования психологическому анализу или отрицательно критиковать результаты такого анализа, потому что его сравнивают, не замечая этого и несправедливо, с разграничениями в физической области.

 

Рассмотрим с этой точки зрения понятие частичного психического расстройства. В телесной области патолог найдет частичные заболевания. Он найдет, например, кавернозную гемангиому печени. Она пагубна для некоторых клеток печени, которые заболевают или гибнут. Но остальная печень и тем более организм остаются полностью интактными. Или он находит больную с косметической точки зрения кожу, которая не влияет на здоровье организма, и т. д. Полностью аналогичные частичные "заболевания" в психической области кое-кто, возможно, хотел бы добавить, например, недостаток абсолютной звуковой памяти, отсутствие определенных цветовых ощущений и т. п. Теперь может также заболеть вся печень. То, что тем не менее страдает остальное тело, вполне понятно как следствие этого заболевания печени. Если спрашивают о частичных психических нарушениях. то это чаще всего именно вопрос, может ли соответственно заболеть психическая функция, так что все явления будут восприниматься и пониматься как следствие этого заболевания, или заболеет ли душа как целое, и только это заболевание больше выступит в одном направлении. Для вопроса "moral insanity" или "слабоумие" альтернатива гласит: дефектна ли эмоциональная жизнь, и отсюда вытекает все остальное, или душа как целое. чем она является по своей сути, изменена, и дефекты жизни чувств есть только самые броские явления? Противопоставление заболевания печени позволяет нам своеобразие этого вопроса сразу выдвинуть в том направлении, что заболевание печени мы можем ограничить пространственно, а психическую функцию не можем. Мы можем далее наблюдать, как печень была поражена и еще не появились никакие последствия, и можем это продемонстрировать на секционном столе. С пространственным разделением мы можем провести здесь и временное. Совсем иначе при нашем психологическом вопросе. Общие расстройства и

 

 

 

эмоциональные дефекты даны одновременно, и тем более их нельзя разделить пространственно. Их анализ происходит на одном общем явлении, отсюда утверждение об изолированном расстройстве в психической области должно иметь другой смысл. Если понятие локализованного телесного заболевания имеет признаки пространственно изолированного и предшествующего по времени, то понятие локализованных изменений имеет значение психологической абстракции, которая не требует ни пространственного, ни временного отделения ее образования от целого. Она только означает: если я представляю себе это изолированное дефектное образование, то я, исходя из этого, воспринимаю все остальное. Если бы образование дефекта происходило в определенное время, то я бы воспринял другое как следствие. И если теперь приходит другой психиатр и говорит: "Значит, всегда охвачено целое души, так как локализированное психическое расстройство является ведь только чем-то выдуманным", то он также прав; только первый применил своеобразный метод, с которым через дифференциацию психических явлений можно пойти дальше, в то время как второй не выходит за рамки своего общего утверждения, с которым всегда соглашаются. Если второй, однако, хочет утверждать даже, что он лучше понял "сущность" болезненных психических состояний, которому противоречит частичная расстроенность, то ему нужно возразить, что мы знаем о "существе" каких-либо вещей только как метафизики, как ученые, однако,— только об отношениях абстрагированных предметов. Существо дела лучше знает здесь тот, кто знает все его связи. Абстракция в физической области может использовать пространственное разделение, психологическое имеет особое преимущество — иметь возможность осуществить разделение "пониманием" связей. Нужно разбираться в особом роде психологически абстрагированных предметов, если неверным переносом точек зрения с физической области не хотят закрыть себе восприятие психологического образования понятий. Кто поэтому все время остается при утверждении души как целого, что и правильно,— на практике он обычно использует, все же не зная этого, психологический анализ,— остается при том общем размытом понятии деменции. Если мы в нашем реферате хотим отметить достижения, которые сделаны, чтобы разрешить его, мы должны приложить усилия, чтобы понять этот психологический анализ в его своеобразии. Поэтому мы останавливаемся прежде всего на самых общих разделениях, которые нам нужны для сообщения о том, что называют деменцией.

 

 

 

При анализе душевной жизни всегда находят двойную точку зрения: психические процессы трактуют по аналогии с механическим действием, и это механическое действие видят в определенной мере как инструмент в руках личности. Механическое протекание и активность противопоставлены друг другу, но не как отдельные сущности, а во взаимном тесном переплетении. Активность действует на механическое действие, и механическое действие имеет последствия для активности. Речь идет не о различных функциях, а о различных точках зрения, применен.'е которых, разумеется, требуется больше или меньше, в зависимости от вида психического действия. Ход фантазийных представлений рассматривается, к примеру, больше механически, целенаправленное волевое действие больше с точки зрения активности. Однако это не мешает ничуть также и рассматрив';!, последние механически, и искать в первом моменты активности. Из-за гетерогенности обеих точек зрения, которая вызываегся психической жизнью, не существует, естественно, никакого iuрехода между обеими. Однако каждый психический процесс д.^ г повод применять обе, только в различной степени. Инструмил и воля, материал и личность для нашего рассмотрения всеил противопоставляются. В наших описаниях хабитуса обеим noiволительно перемешиваться, при наших понятийных размыппс;ниях мы должны сделать попытку разтраничить обеих.

 

Если мы делаем попытку для интеллекта, то мы, с точг·и зрения механически работающих инструментов, наталкиваемся прежде всего на ряд предварительных условий интеллекта, которые мы можем здесь только перечислить, настолько они важны: степень утомляемости, способность к учению и другие психические "основополагающие свойства" Крэпелина, наблюдательность, интактность речевого аппарата, предполагаемая Крюгером и Спирманом "пластическая функция", та сторона внимания, которая состоит не в активности, а в изменении сознания предметов в отношении ясности, четкости и интенсивности. Такие "предварительные условия" можно было бы перечислять и дальше.

 

1 Липман (Uber die Funktion des Balkens beim Handeln und die Beziehw.ren von Aphasie und Apraxie zur Intelligenz. Drei Abhandlungen aud dem Apraxieg^iet 1908, 66 ff.) описал, какой прогресс дает "исключение афазии, так же il·*, и апраксич, из недифференцированной слизи понятия деменции". Афазическг \ в прежние времена принимали за слабоумных.

 

 

 

Мы уже подходим ближе к интеллекту с рассмотрением ассоциаций. Чтобы довольно четко представить здесь точку зрения инструмента, нам нужно сравнение. Если я хочу взять в руки предмет, то это желание становится поводом для того, чтобы произошло 'в высшей степени сложное механическое действие, в данном случае в нервно-мышечной системе, которое более или менее точно соответствует моим намерениям. Аналогично протекают процессы с психическим успехом, вызванные волевыми импульсами. Если я, например, думаю о средствах для достижения желаемой цели, к примеру, поставить диагноз, мне приходит в голову побужденный сознанием цели ряд видов обследования, которые в случае, если я обладаю необходимым для этого "интеллектом" и нужными диспозициями памяти, имеют определенную степень целесообразности. Здесь приведен в действие психологический процесс аналогично процессу мускульной иннервации, который служит мне как инструмент так же хорошо, как и мои мускулы, и который должен функционировать целесообразно, если я хочу достигнуть своей цели. Это целесообразное функционирование, однако, здесь так же вне сферы моей воли, как и мускулы. Если инструмент в действии, воля может работать, если нет, ему не помогут никакие усилия. Откуда идет целесообразность инструмента, мы не знаем и здесь не спрашиваем. Мы только констатируем ее и пытаемся понять ее компоненты. В случае размышления ассоциативный психолог нам отвечает, что все происходит, конечно, по законам связи понятий, по сосуществованию и последовательности, по подобию и контрасту и т. д. при участии конъюнктуры, которая обусловлена именно задачей. С этим мы ненамного продвинемся вперед. Проблема остается существовать и только облачена в слова: как получается, что из бесконечного числа возможных ассоциаций конъюнктура актуализирует целесообразные? Мы можем только повторить, что это врожденный и развитый тренировкой целевой механизм, на котором в этом случае основывается интеллект. Мы можем различать в этом механизме три вещи: массу имеющихся в предрасположенностях памяти представлений и понятий (например, проверенная в описи инвентаря), массу возможных ассоциаций (частично обследованная в ассоциативных опытах)

 

Дтя Циена сущность деменции состоит в "диффузном недостатке понятий и связей представлений".

 

Здесь, как нам представляется, находится истинное зерно учения Тилинга (пит. соч.). Он различает два вида слабоумия по поведению над- и подсознания. Если последнее выключено, возникает пустой автомат, если оно продуктивно болезненным образом, бессвязная идиотия.— В объяснении бессвязных продуктов Тилинг полностью присоединяется к фрейдистской школе. Рассуждения относительно этого выходят за рамки нашей темы.

 

 

 

и способность выбора именно целесообразных ассоциаций (которая проявляется при имеющейся задаче в каждом результате интеллекта и, например, должна была подвергаться количественному выявлению в комбинационных опытах). Во всех трех компонентах могут иметься самые большие индивидуальные колебания. Масса понятийного материала зависит от среды и обучаемости. Множество возможных связей варьируется чрезмерно, здесь говорят о фантазии, которой означается, естественно, также еще и другое. Идет ли все по наезженной колее или каждое мгновение готовы возникнуть новые связи, обусловливает значительные различия. От этого опять-таки отграничиваемая способность целесообразного возникновения определенных ассоциаций из возможных является настоящим интеллектом с точки зрения механизма.

 

Получается, что полностью свободные ассоциативные опыты насколько они возможны, способны проверить· при случае вообщ< возможные связи понятий, их многообразие и статистическую частоту видов, что, напротив, каждая задача функционирования обследует этот целесообразно работающий аппарат выбора. Of этом целесообразном аппарате мы не знаем в деталях, ка" многократно говорилось, совсем ничего; мы открываем его только по результатам. Мы пытаемся установить виды функций, образуем идеальные или средние значения их целесообразности и оцениваем по ним результаты как разумные или дементные. Отсюда получается возможность анализа интеллекта по объективным целям, которые ею достигаются. Он может использоваться многократно (теоретический и практический интеллект, технический интеллект и т. д.).

 

Проведенным до сих пор рассмотрениям определенных, аналогичных механическому протеканию инструментов, противос тоит рассмотрение личности, воли, активности. Лучший нервно-мускульный аппарат остается бездеятельным без волевого импульса, самые совершенные инструменты интеллекта остаются неиспользованными, если их не использует личность, или они используются только тогда, когда их призывают цели личности. Правда, существует также и обратное отношение: способности вызывают склонности из-за желания любой работы, которая что-то дает. Это мы не хотим здесь рассматривать, а спрашиваем, что означает анализ этой стороны личности для интеллекта. Здесь сделаны следующие расстановки: 1 — установлено добродушное слабоумие как приобретенное изменение; 2 — пред-

 

' Отличное описание уже у Шпилъманна, Diagnostik der geisteskrankheiten. S. 280 ff. См., впрочем, учебник Крэпелина.

 

 

 

полагается дефект в эмоциональной сфере при moral insanity (см. выше); 3 — найдено различие между относительным постоянством мотивов и постоянно меняющимися целеустановками; 4 — подчеркивается сильное проявление отдельных побуждений в человеке, в то время как другие отсутствуют или подавляются1. Во всех этих случаях говорили о слабоумии. 1 и 2 основываются на способе выражения атомистической психологии, которая представляется полностью исчерпанной в своих возможностях и поэтому неудовлетворительна. 3 и 4 указывают на основу того, что уже также подразумевалось в предыдущих пунктах, "системы импульсов". Они, задуманные как предрасположенности (в определенной мере как функциональные, в сравнении с содержательными материалами памяти), закладывающие основу соответствующих актуальных желаний, означают активную сторону жизни души, в чьей руке инструменты только приходят в движение. Эта "система импульсов" образует одно направление анализа активной стороны. Бесчисленны выражения, которые в описаниях хабитуса указывают на эту область. Отдельные импульсы называются, или пускается в ход фундаментальное различие общего наличия или отсутствия побуждений (последнее является целью, на которую направляется "добродушное слабоумие". Там, где имеются побуждения, они, прежде чем сказываются, дают о себе знать потребностями раздражения, интересами, инициативой и т. д. Чем сложнее и развитее побуждения, тем многообразнее потребность раздражения. Можно представить себе при всех этих различиях "инструменты" интеллекта постоянными; что ими достигается, зависит, однако, от побуждений. Если при известных условиях хотят говорить здесь о слабоумии, то против этого ничего нельзя возразить, нужно только не забывать гетерогенность этого понятия от понятия слабоумия, которое получено со стороны механизма. В противоположность




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 256; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.