Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прикладные и другие теории 26 страница




[нистская и критическая теория практики

шзм внес значительный вклад в критическую теорию практики (Фук, министские идеи включены в нее, однако не определены отчетливо. Ю) рассматривает феминизм в общем аспекте как часть критической

 

притеснения и вносящему вклад в социальные перемены. Сторонники феминистского направления не выделяют какую-то одну приоритетную систему, а стремятся рассматривать взаимодействие между различными формами притеснения. Она также рассматривает феминизм как часть критической практики, поскольку нельзя принимать существующий социальный порядок как несомненный.

В работе Хели рассматривается механизм, с помощью которого связываются различия и власть. Социальные и физические различия могут ассоциироваться со сложностями, возникающими при использовании власти. К примеру, люди могут положиться на профессиональный опыт социального работника и отказаться, согласно этому подходу, от выбора, вместо того, чтобы вступить в диалог, в ходе которого они могли бы оспорить то, что их не устраивает. Недавно я работал в доме престарелых с пожилой женщиной, которая ценила оказываемую ей помощь и была благодарна своей сестре за то, что та ее часто навещала и выводила на прогулки. Однако сестра распоряжалась ее деньгами и проявляла скупость. Так, она не заменила вовремя батарейки в слуховом аппарате опекаемой, которые дорого стоили, тем самым изолировав ее от общества. Пациентка дома престарелых не оспаривала поведение сестры, так как не хотела лишиться ее поддержки. Я взялся за организацию переговоров, чтобы женщины смогли обсудить сложившуюся ситуацию, и объяснил, что даже небольшие проблемы являются важными, если человек пребывает в стационарном учреждении. Обсуждение этого вопроса поможет сестре пациентки изменить отношение к ее деньгам. Следует помнить, что опекун может воспользоваться финансами пациента и принять меры по защите клиента.

Одним из важных аспектов постмодернистского феминизма, к которому мы сейчас обратимся, является осознание многообразия типов поведения.

Феминизм и постмодернизм

Сэндс и Нуккио (1992), а также Хели (2000, 46—55) обсуждают идеи постмодернистского феминизма, которые используются в социальной работе. Они связаны с постструктурализмом. Постструктурализм включает ряд теорий и выступает против логоцентризма — идеи о том, что существует единый закрепленный, логический социальный порядок, который может быть определен как реальность. Это представление связано с другими постмодернистскими идеями, которые подвергают сомнению возможность понимания мира на основе линейного объяснения причинно-следственных связей. Следовательно, существует многообразие социальных форм и типов поведения. Одним из важных аспектов постмодернистского феминизма является признание многообразия социального опыта женщин и других людей в пользу лишь простого объяснения притеснения женщин со стороны патриархальных структур (Хели, 2000, 42; Ормэ, 2003, 137). Ормэ (2001, 2003) показывает, что феминизм оспаривает определенную патриархатом роль женщины как носителя традиционных женских жизненных забот, а также то, что согласие женщин с такой ролью является естественным. Таким образом, феминистская критика помо-

 

потребностей и распределения социальной помощи, опирающуюся ювившийся порядок и существующие списки, лишь частично пред-' возможности работы в конкретной ситуации. Необходимо учитывать ощиеся возможности для того, чтобы использовать систему более гиб-н, 1995). В этом случае можно будет достичь большей беспристрастно-циальной справедливости в предоставлении услуг (Пэйн, 2000; Ормэ, роме того, поддержка, забота и уход продолжают иметь место, и есть ьства тому, что мужчины и женщины принимают и обсуждают роли, >ie с этой работой. Постмодернистская феминистская теория признает [тся осмыслить многочисленные дискурсы. Однако она подвергается со стороны структуралистов, например Доминелли, так как акцент образии затрудняет достижение солидарности в политических и со-х действиях. Сэндс и Нуккио (1992) отождествляют феминистскую дделением общего в «том и другом». В данном случае, при включении ьное действие, социальные работники должны учитывать универсаль-г женщин и поддерживать мужчин в стремлении к социальным изме-

•й категорией является идентичность. Осознание самого себя связано ьными взаимоотношениями, а также с институциональными и лич-и влияниями на них (Дженкинс, 1996). Таким образом, оно форми-процессе социального и исторического опыта. Исследование факто-ющих на чью-либо идентичность, и отношения к членству в группе, важным элементом постмодернистского феминизма (Сэндс, 1996). г имеет отношение к этнической и культурной чуткости (см. гл. 13), / важным аспектом социальной идентичности являются национальная ость и факторы, которые способствуют ее формированию, модернистском феминизме акцентируется внимание на деконструк-фса о роли женщин в обществе. Представители этого подхода пыта-:нить традиционное поведение и найти возможности для его альтер-

интерпретаций. Например, они выступают против использования: средства, сдерживающего и регулирующего впечатление о поведе-шрующего представление об отсутствии домашнего и сексуального ротив женщин и детей (Хели, 2000, 40). К примеру, я интервьюиро-гну, избившего свою жену. Он описал свое поведение таким обра-укнул ее раз», тогда как в полицейском отчете говорилось о дли-тубличном споре в саду перед их домом. Я заставил его подробно >, что произошло. В конце концов мужчина рассказал, что кричал на (I ее. Другие образцы языка, которые используются в определенных

и которые следует поставить под сомнение в целях изменения тра-:о поведения, включают описания причинений вреда детям, как i «любви к ним».

ной важной областью является переоценка культурных характерис-ого тела (Хели, 2000, 49—51). Женское тело является не просто м объектом, выделяющимся среди объектов другого рода, с ним

 

комфортом, потворством своим желаниям или чрезмерным употреблением пищи.

В другой культуре женщина с округлыми формами может считаться идеалом сексуальности. Постмодернистский феминизм высоко ценит многообразие и личный выбор женщины. Социальные работники занимаются проблемой избыточной массы тела, ведущей к заболеваниям или даже ранней смерти клиентов, в случае, если не признаются эмоциональные потребности, которые удовлетворяются с помощью еды, или если полнота является следствием бедности, так как женщина употребляет пищу плохого качества.

Хели (2000, 51—55) определяет следующие важные принципы постмодернистской феминистской практики.

■ Сосредоточиваться на изучении сложного взаимодействия социальных и

культурных факторов, создающем дискурсы, которые влияют на поведе

ние людей.

■ Подвергать сомнению и пересматривать представления, основывающие

ся на линейных моделях объяснения причинно-следственных связей.

■ Концентрироваться на социальной практике, а не на социальной иден

тичности, анализировать различные факторы, влияющие на идентичность

людей.

■ Способствовать объединению различных интересов, а не стремиться к

созданию коллективной идентичности в целях демонстрации политичес

кой солидарности.

■ Содействовать проведению открытых диалогов, а не пытаться жестко оп

ределять требуемый результат.

Ван ден Берг (1995в) определяет схожие принципы другого постмодернистского подхода к феминистской практике:

■ оспаривать утверждения о том, что определенные социальные отноше

ния, особенно тендерные, лежат в основе структур;

■ добиваться партнерства вместо доминирования;

■ концентрироваться на контекстах и истинах, а не стремиться к универ

сальным положениям;

■ устанавливать значения, относящиеся к определенным микросоциаль

ным группам и посредникам;

■ деконструировать и реконструировать знание;

■ рассматривать знание как социальную конструкцию;

■ рассматривать знание и власть как взаимосвязанные категории.

 

Лэнд (1995) следующим образом определяет практические подходы в [дуальной работе:

нтать социальный контекст важным аспектом понимания; ресматривать положение женщины, предписанное ей обществом; нзнавать различия между мужским и женским опытом; эеосмысливать понятия «норма» и «девиантное»; снимать во внимание все факторы;

лять внимание динамике власти во взаимоотношениях социальных ра-ников и клиентов;

гзнавать, что личное является политическим;

имать критическую позицию;

сматривать себя и клиента в качестве партнеров;

ользовать знания, принимая во внимание всю информацию;

тивостоять редукционистским методам, т. е. представлению, согласно

орому поведение состоит из простых элементов и не отражает слож-

: человеческих качеств;

(овать практике стимулирования собственной активности клиента. 1ентарий

нистская и нон-сексистская социальная работа стала важной для многий. Она также преподает мужчинам уроки понимания женщин-кли-ормируя у них новые и менее критические взгляды на женщин и айс (1995) утверждает, что феминистская практика зачастую являет-ром социальной работы, выходящей за пределы господствующей тен-л ее влияние на традиционную социальную работу сомнительно. Тем феминистская теория обозначила приоритет женских проблем и про-щиальную значимость замены патриархальной системы в социальных шх. И хотя теория еще недостаточно разработана, феминистская прак-ицается к нуждам женщин и словно игнорирует потребности мужчин

прение женских вопросов как наиболее приоритетных по отноше-угим социальным проблемам не может быть оправдано. Существует с много свидетельств эффективности феминистских методов, хотя яно использовались при стимулировании активности клиента (см.

изм усиливает влияние политического контекста социального обес-га положение женщин в части воздействия тендерных факторов на

 

лию, ищет методы, с помощью которых они смогут управлять ситуацией, используя конструктивистскую технологию для создания социальной и эмоциональной дистанции и концентрируясь на изменениях в своем опыте и потребностях с течением времени.

МакНэй (1992) считает, что анализ властных отношений на индивидуальном и социальном уровнях поможет выявить технологию оказания помощи притесняемым клиентам и группам в расширении опыта использования власти, что также может широко применяться. В главе 11 было показано, что феминизм оказал значительное влияние на критическую теорию, направив ее в русло практики, сконцентрированной на структурных вопросах. Однако феминизм имеет личностное, ценностное содержание. В следующей главе рассматривается влияние феминистского подхода на антидискриминационную теорию.

В соответствии с феминистским анализом, рост осознания способствует осмыслению сущности дегуманизирующих социальных структур и действий по изменению социальных условий. Рост осознания предполагает диалог между равными партнерами, анализ идеологии и причин возникновения социальных проблем, порождаемых доминирующими в обществе идеологиями. Однако в то же время он способствует созданию предпосылок для сопоставительного изучения различных взглядов, установления взаимосвязи между личными и общественными проблемами, индивидуальными и классовыми интересами. Рост осознания особенно ярко проявляется в группах с целью взаимной поддержки и более широкого изучения проблемы. Не так просто найти время и настроиться на индивидуальную работу, еще сложнее увидеть ситуации, в которых отношения между клиентом и социальным работником предстают как неравные.

Необходимо вовлекать клиентов в действия по изменению ситуаций, которые определяются группой. В противном случае недовольство системой выльется в недовольство по отношению к тем, кто ее признает. Данные затруднения представляются значительными. Ряд критиков феминистской социальной работы высказывают сомнения по поводу достижения диалоговых, равноправных отношений или результатов, к которым стремятся социальные службы и женщины-клиентки.

Существует критика эссенциалистского подхода в отношении к женщинам, рассматривающего их сущность без учета разнообразия их опыта, общности интересов и взаимоотношений. Форси и Нэш (1998) утверждают, что носителям феминистского направления социальной работы следует признать многообразие женского опыта. Практика, по их мнению, должна сделать женский опыт универсальным. В этом случае он будет служить основой солидарности в достижении перемен. Одновременно необходимо признать индивидуальность женщин.

Таким образом, Сэндс и Нуккио (1992) отмечают, что представители постмодернистского феминизма выступают за признание многообразия, но будучи вовлеченными в политическую и социальную деятельность, концентрируются на солидарности. Ормэ (2003) утверждает, что теория неадекватно отра-

 

;кстом, чтобы их потребности в социальных и личностных изменениях и учитывались. Это согласуется с ценностями социальной работы более кого профиля.

смотря на то, что существует множество примеров использования груп-t работы для стимулирования активности женщин-клиенток и развития 1стия в деятельности по взаимной поддержке и защите от насилия, все юльшинстве случаев теория феминизма не имеет определенной практи-й направленности.

ращение к тендерным вопросам, групповая работа по повышению само-шя, а также диалоговые, равноправные отношения между социальным шком и клиентом являются важным вкладом в практику социальной J. Клиффорд (2002) утверждает, что постмодернистский феминизм так-(черкивает важную роль этических норм в достижении равноправных и овых взаимоотношений при решении неадекватных ситуаций, связан-неопределенностью постмодернистской идеи, которая является основ-роявлением состояния человека.

 

Теория феминизма критиковалась с точки зрения ее целесообразности для практики широко профиля, за ограниченность ее проблемного поля рамками женских вопросов, а также за обособленное положение специализированных социальных служб и ограниченную исследовательскую базу.

Теория феминизма внесла в практику социальной работы развитие диалоговых, равноправных отношений и стимулирование групповой активности, которые оказали существенное влияние на критическую практику и работу по активизации ресурсов клиента в решении своих проблем.

 

Центр семьи Черри

Центр семьи Черри — дневной стационар по уходу и обеспечению развития!тей дошкольного возраста. Недавно в данном районе поселилась новая груп-. беженцев из ближневосточной страны. В местном колледже для беженцев был 1ганизован английский класс.

Социальные работники предложили помочь женщинам-беженкам, так как зникли вопросы обеспечения помощи детям. Мужская половина комитета по ганизации работы в микросоциальной среде из тех же этнических мень-шств считает, что в этом нет необходимости и что индивидуальная помощь жет быть оказана, если центр назначит для посещения женщину из их мик-района. Некоторые члены существующих женских групп не хотят, чтобы в их 5оту вмешивались люди, сталкивающиеся с иными проблемами и языковы-

трудностями, и предлагают организовать новую группу за пределами цент-

в колледже.

В данной ситуации социальным работникам, возможно, придется принять ре-ние по альтернативным предложениям, опираясь на феминистские принципы, чраясь на критическую теорию, в данном случае можно использовать диалог пыт групповой поддержки, а опираясь на теорию привязанности и системные рии — осуществить индивидуальную помощь в решении проблем помощи ям. Каким методам следует отдать предпочтение? Какие подходы могут быть единены?

Л ГЛАВЫ

ия феминизма оказала существенное влияние на осознание вопросов ген-ых ролей и взаимоотношений, особенно это касается социальной политики и б социального обеспечения.

 

 

ава

13. АНТИДИСКРИМИНАЦИОННЫЙ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОДЫ

ем повествует эта глава

шая с 1980-х гг. во многих западных странах растет число этнических ктов, а также усиливается роль этнической составляющей в глобаль-1фликтах и общественных движениях. Данное обстоятельство выдвига-д социальной работой задачу организации практики, учитывающей кие и культурные различия. С этими проблемами связаны два подхода, j них — антидискриминационный, другой — этнокультурный, связан-сультурной и этнической чуткостью (сензитивностью). Они явились й на расизм и этнические конфликты, но затем расширились до про-отив дискриминации других социальных групп и более широких форм ного исключения.

ые подходы имеют особое значение, и социальным работникам необ-уяснить, как их можно использовать в практической деятельности, и эовать мнение о собственной позиции в теоретических дискуссиях, ку это непосредственно влияет на практику социальной работы, дискриминационные теории в основном связаны с социал-коллекти-vr подходом. Сензитивный подход включает некоторые структурные гивы, являющиеся социалистическими, однако используются они в хходе как рефлексивно-терапевтические, поэтому не направлены на зые изменения. Цель сензитивного подхода — сделать существующий *ый порядок более чутким к тем проблемам, которые он поднимает.

)вные темы

дискриминационные и антирасистские перспективы, а также перспективы ютивления угнетению направлены на борьбу с институциализированной дис-1инацией в обществе, отражающей интересы властных групп.

гурная и этническая чуткость содействует распространению культурного и эт-ского многообразия в обществе.

дискриминационная практика является во многих обществах следствием бес-йства, вызванного расизмом и этническими конфликтами.

тикультурализм утверждает этническое многообразие и стремится внедрить общественную жизнь, оценивая вклад каждой культуры в мировую культуру.

 

 

> Альтернативными антирасистскими направлениями являются ассимиляция, ли

беральный и культурный плюрализм, структурализм и перспективы темнокожего

населения.

> Антидискриминационная практика направлена на решение проблемы дискрими

нации на основе расы, пола, нетрудоспособности, сексуальной ориентации и воз

раста. Объединение этих проблем требует всестороннего структурного объясне

ния, но не может отразить взгляды всех притесняемых групп или отдать приори

тет какой-либо группе на практике.

> С дискриминацией связаны личностные, культурные и социальные факторы. Сфо

кусированность на языке и культуре как основе социальных изменений стала по

водом для так называемых «обвинений» в политкорректности.

> Дэлримпл и Берк в практике сопротивления угнетению (1995) предлагают рабо

тать над формированием связей между чувствами, убеждениями и действиями в

ответ на бездействие, используя ресурсы социальной службы и профессиональ

ную помощь.

> Девор и Шлезингер (1999) в этнокультурной (сензитивной) практике основное вни

мание уделяют опыту меньшинств как неотъемлемому элементу всех направле

ний практики.

> Антидискриминационный подход содержит структурные объяснения дискрими

нации, а сензитивный подход вводит культурные и социальные отношения в прак

тику социальной работы.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ПОНЯТИЯ

> Дискриминация и притеснение как важные аспекты опыта социальных отноше

ний.

> Этничность и культурные проблемы как решающие факторы в формировании иден

тичности людей.

> Идея чуткости к социальным и культурным различиям как важная часть практики.

> Выбор перспектив темнокожего населения и угнетенных слоев населения как ос

новной принцип практической деятельности социальных служб.

Общий теоретический контекст

Можно выделить две важные области антидискриминационной и сензитивной практики. Одна из них связана с социологическим и психологическим изучением того, каким образом существование различий приводит к социальному расслоению. Сосредоточенность на расслоении характерна, в основном, для антидискриминационной практики и теории сопротивления угнетению. Доминелли (2002в) подчеркивает, что центральное место в теории притеснения занимает механизм расслоения, который формирует социальные идентичности и приводит к притеснению.

 

в меньшей степени, психологии. Акцент на этничности и культуре ерен, в основном, для сензитивной практики. Рассматриваемые прак-меют много общего, но у них изначально различные цели: антидискри-ионная практика и практика сопротивления угнетению направлены на 'азование социальных отношений, целью сензитивной практики явля-эдификация практики и теории социальной работы.;ходы к социальной работе, связанные с сопротивлением угнетению, 1ют в себя ряд перспектив и моделей, которые были разработаны в 1980—1990-х гг. В западных демократических государствах возникают мы политического характера, вызванные отдельными серьезными по-скими конфликтами. В начале 1980-х гг. в Великобритании вспыхнули сие волнения, которые, в основном, приписывались отчуждению тем-:й молодежи. Подобные бунты и высокий уровень преступности среди ожего населения наблюдались и в США. В Германии и Италии разгоре-(нфликты в связи с беженцами из Восточной Европы, а во Франции —

с беженцами из Северной Африки. Реакция властей на эти события значительной степени либеральной. Она была направлена на уменыие->авенства и маргинализации с помощью проведения политики и соци-) включения (Бэрри и Халлет, 1998).

{дискриминационная практика возникает как реакция представителей гьной теории на неравенство и несправедливость. Поскольку эта тео-вит под сомнение существующий социальный порядок, она рассмат-проблему как проблему социального порядка и структур, а не как лич-

0 или групповую, или как невыгодное положение.

гие страны сталкиваются с конфликтами между различными этничес-культурными группами. В ряде случаев возникают проблемы с корен-селением (Диксон и Шейрелл, 1995). Зачастую трудности возникали лнужденной внутренней миграции на протяжении продолжительного

1 истории под воздействием других этнических групп, что приводило к

ктам, как, например, в Северной Ирландии (О'Хэген, 2001) или Из-

Палестине.

е ситуации часто приводят к необходимости считаться с этническим >разием или мультикультурализмом (Исайи, 1997в), а в социальной гребуют культурной и этнической чуткости. Единой теории мульти-шизма (Рекс, 1997) не существует. Она связана с попытками вклю-тшы, отличающиеся от доминирующего населения, в нацию или со-о через оценку их культурного вклада в единое целое, выделяя значе-«юбразия и плюрализма. Мультикультурализм противостоит сепара-)н был особенно популярен в период социально-либеральных кампа-1тив социальной политики, основанной на разделении этнических и шх групп (например, движение за гражданские права в США в пери->ы против апартеида в Южной Африке, а также движение за сохранен лурной идентичности коренного населения в Австралии и Новой Зе-

;рс (1978) считает мультикультурализм подтверждением существова-

 

ется внимание на культуре, но культурное многообразие связано с религиозным и духовным многообразием. В результате возрастает интерес к осмыслению религиозного и духовного опыта (см. гл. 9).

Важным источником антидискриминационных идей являются исследования и комментарии по социальным вопросам, связанным с расой и этнично-стью, однако не менее важны также теория феминизма, работа с инвалидами и лицами различной сексуальной ориентации. Антидискриминационная практика и практика сопротивления угнетению пытаются свести эти вопросы в единую теорию и практику, охватывающие все группы, подвергающиеся дискриминации или угнетению. Чуткость (сензитивность) сфокусирована в значительной степени на этнической принадлежности и расовых признаках, хотя потенциально может быть использована и при других социальных различиях. Однако Девор и Шлезингер (1999) указывают, что многие этнические меньшинства не признают сведения всех видов угнетения к единой форме из-за наличия специфических факторов, связанных с угнетением представителей темнокожего населения и этнических меньшинств. Другие группы, которые обычно включаются в теорию антидискриминации и сопротивления угнетению, зачастую также выражают подобные настроения. Однако антидискриминационная теория и теория сопротивления угнетению исходят из общего критического анализа социальной науки, согласно которому угнетение обусловлено неравенством, вызванным властью правящих элит, и рассматривают положение, в котором находятся различные исключенные группы, как результат воздействия подобных социальных процессов.

Антидискриминационная теория

Томпсон (2003а, 19) утверждает, что важным аспектом многих дискриминаций является история учений, содержавших широко распространенные предположения о неполноценности определенных биологических категорий. Современная социальная наука пытается оспорить ложные биологические теории, являющиеся основой дискриминации различных социальных категорий, и осмысливает социальные конструкции, вызывающие дискриминационное поведение. В ряде исследований расы и этническая принадлежность рассматриваются как факторы социальных отношений и социальной структуры. Бэнтон (1987) показывает, что в Европе понятие «раса» ассоциировалось с происхождением. В колониальные времена были предприняты попытки различить расовые типы. В XIX в. расовые типы стали рассматриваться с позиций эволюционных идей в биологии. Считалось, что расы имеют отношение к различным эволюционным направлениям развития, и поскольку они ассоциировались с социальным статусом, то более преуспевающие и доминирующие общественные группы претендовали на превосходство над другими. При межрасовых контактах в обществе превосходство и более низкое социальное положение стали связывать с классовыми позициями. Наметился переход от теорий, оправдывающих превосходство биологических различий между «расами». Слово «раса» часто заключают в кавычки, чтобы по-

 

жминация означает идентификацию индивидов и групп по опреде-признакам и менее терпимое к ним отношение, чем к лицам и груп-щепринятыми характеристиками. Важным аспектом антидискрими-ой теории является анализ истоков дискриминации. Известны много-ле факты дискриминации и угнетения на основе расовых и этничес-наков по всему миру. И изменения, начавшиеся в 1980-х гг., подчер-то (Пилкантон, 2003). В результате усиления миграции культурные и ие группы вступают в контакт более экстенсивно. Озабоченность по искриминации первоначально связывалась с неравенством, особен-нках жилья и занятости, в дальнейшем она стала ассоциироваться с;иональным расизмом. Это указывает на то, что опосредованная дис-ция в значительной степени обусловлена моделями социальных от-[, в которых предпочтение оказывается этническим группам, содам большинство. Такое предпочтение отчасти характерно для таких ий, как полиция, учреждения здравоохранения и социального обес-

школы, правительственные учреждения. Оно проявляется также в >удоустройства, управления и политического руководства. Меньшин-т исключаться из главных экономических и социальных систем и

в экономически и социально изолированных территориальных об-ачастую проблемы этнических меньшинств ассоциируются с этни-меньшинствами. Поэтому этнические меньшинства ассоциируются с [ескими и социальными проблемами изолированных общин. Куль-эедставления, распространяемые средствами массовой информации, юй и кино, связывают изоляцию с жизнью меньшинств, еменных расовых теориях (Рекс и Мэсон, 1986) представлены мно-«логические, психологические и биологические перспективы.)рые теории межрасовых отношений являются по своей сути плюра-ими, т. е. предполагающими возможность равноправных и справедли-цений между расами и этническими группами. Такие теории зачастую фуются не на социальном неравенстве, а на культурных и социальных: и многообразии. Следствием теории является практика социальной шованная на уважении и чуткости к культурному и этническому свое-Щпя такой практики характерно стремление к социальным отношени-ывающимся на культурах различных этнических групп, юзиции придерживаются представители марксисткого, или классо-:ода. По их мнению, социальные отношения должны быть конфлик-к как одна доминирующая группа угнетает другие группы. В связи с 1илось множество работ по расовым конфликтам и расизму как фе-основе социологического анализа расовых взаимоотношений лежат: и статусные различия. Сторонники марксисткой теории рассматри-зм как совокупность определенных идеологий и социальных процес-ICHO их представлениям дискриминация основана на теориях о раз-юовой принадлежности (Соломос, 2003, 11). Доминелли (1997) оп-гичностный, институциональный и культурный расизм как элемен-процессов и идеологий, а Соломос отмечает смещение акцента с

 

Антирасистские перспективы

В табл. 13.1 представлены антирасистские перспективы, которые можно использовать применительно к большинству угнетенных групп.

Ассимиляция предполагает усвоение иммигрантами культуры и стиля жизни страны, в которую они иммигрировали. Если вновь прибывшее население доминирует над коренным населением, то ассимиляция будет происходить в направлении первых (например, в Австралии, см. Ле Свер, 1970). Таким образом, главной является доминирующая культура. Смолл (1989) советует иммигрантам сначала идентифицировать себя со своими культурой и стилем жизни, а затем заменить ее на культуру и стиль жизни новой страны. Херберг (1993) называет это аккультурацией (acculturation). Исайи (1997а) отмечает, что термин «ассимиляция» слишком узок и лучше использовать термин «социальное врастание».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 827; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.095 сек.