Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прикладные и другие теории 30 страница




 

Работа с группами самоуправления, предложенная Маллендером и Уодом (1991), отражает важный этап в развитии групповой работы в 1980-х гг. Последние тенденции в большей степени связаны с самопомощью и участием клиентов в работе групп, чем с терапевтическими подходами из других теорий. Однако всю групповую работу можно рассматривать как активизацию ресурсов клиента, что связано с гуманистическими ценностями (Пёнелл, 1985) и опытом воздействия на других людей в изолированном окружении (Хирагама и Хирагама, 1985). Она также может способствовать преодолению зависимости от стационарного обслуживания1 (Коппола и Ривас, 1985). Пиндерхьюз (1995) указывает на то, что зависимость не является предпочитаемым выбором, а представляет собой способ поиска власти в условиях близости к тем, кто ею обладает.

Гутиэррез и др. (1995) изучали мнения социальных работников об активизации ресурсов клиентов в США. Концепции этих исследований включают контроль над жизнью, способность решать важные для клиентов проблемы, распознавать или развивать их стремление к действию, наличие доступа к вариантам выбора, а также независимость от других в принятии решений. Гутиэррез показывает, как рост самосознания в группах способствует развитию этнического сознания представителей меньшинств, что приводит к переоценке ими своих проблем и возможного способа изменения ситуации и позволяет клиентам стать более активными в решении проблем этнических меньшинств. Гутиэррез в определенной степени разделяет положение о том, что рост самосознания может привести к стимулированию активности клиента. Спиэр и Петерсон (2000) создали шкалу оценки анализа изменений индивида в процессе стимулирования его активности. В нее включены когнитивные факторы (мнение о методах власти), эмоциональные факторы (мнение клиентов о своем влиянии на различные ситуации) и поведенческие факторы (принимают ли клиенты участие в осуществлении различных форм политического влияния). Это исследование направлено на обеспечение эмпирической поддержки практической работы по активизации ресурсов клиента и укрепление профессиональной, а не идеологической, позиции.

Активизация ресурсов клиента может быть использована в работе со взрослыми, например с пожилыми людьми (Тёрз и др., 1995; Стивенсон, 1996), поскольку взаимная поддержка позволяет взрослым людям разделить опыт стигматизации и уменьшить изоляцию. Кокс (1989), например, применял групповую работу для стимулирования активности пожилых людей.

Барбер (1986) считает, что теория наученной беспомощности может создать интересную перспективу для социальной работы. Эта теория тесно связана со стимулированием активности клиента и обеспечивает ему определенную научную поддержку. Селигман (1975) в ходе ряда экспериментов с животными и людьми выявил, что если люди переживают ситуации, в которых их действия не оказывают влияния на происходящее с ними, то у них формируется представление о том, что их действия в целом не приносят результатов. Это приводит к нежеланию учиться полезному поведению в других

 

ix. Люди могут утратить мотивацию, испытывать тревожность, по-зсть. Этот факт подтверждает выводы Соломон (1976) о беспомощ-юди, беспомощные в течение всей своей жизни, несут ощутимую ценной беспомощности. По мнению Барбер (1986), необходимо обо-окружающей обстановки с помощью передачи клиентам опыта ситу-которых они находятся под контролем и достигают успешных ре-з.

ной формой защиты связана (Тоуэлл, 1988; Рэмон, 1991; Браун и '92) нормализация, или повышение социальной роли (Вольфенсбергер, 4; Рэйс, 2003). Она предполагает, что клиентам, находящимся в со-i учреждениях, создают условия, близкие к тем, в которых они нахо-

этих учреждений. Нормализация является важным аспектом в разви-ионарного обслуживания (Синклер, 1988). Кроме того, ее можно вать при работе с клиентами, реинтегрированными в микросоциаль-у из лечебного учреждения или после стационарного обслуживания. 989) считает, что повышение социальной роли включает деятель-еду представителями общественности и профессионалами, обеспе-ми предоставление услуг, а также людьми с физической или ум-отсталостью и организациями, работающими с ними.

Блэк (1985) собрали многие из этих направлений развития в работу;, описывающую проект организации независимой жизнедеятельно-шо больных людей в условиях микросоциальной среды. Их концеп-)ывается на работе Фрейри (1972). Роуз и Блэк стремятся стимулиро-вность клиентов, чтобы они могли стать субъектами собственной влекая их в процесс защиты. При критических дискуссиях с клиента-содит вторжение в их субъективную реальность, которая исследуется) с ними. В результате клиенты могут осознать, как субъективная ь ограничивает их контроль над окружением в конкретных ситуаци-ты вовлекаются в трансформацию от зависимости к взаимозависи-местно с коллективной сетью социальной поддержки. Полная авто-келательна да и недостижима, так как в определенной степени мы руг от друга.

ютствии с перспективой Фрейри, работа Роуз и Блэка имеет образо-[ характер. Все социальные перемены имеют политическое содержали принимается, или отрицается существующий социальный поря-i доверительный диалог с клиентами, ведущими себя аутентично;тическом смысле), они вовлекаются в праксис, действуя и сталки-зльностью, порождаемой их действиями и затем влияющей на пос-действия. Праксис в этом смысле рефлексивен. Социальные работ-1ются проникнуть в мир клиентов и понять реальность, в которой. Зачастую люди, находящиеся в лечебницах для душевно больных, от притеснения, связанные с институционализацией и материаль-ениями. На этом опыте выстраивается их видение мира. Социальные

поощряют самовыражение, помогающее клиентам обрести жиз-лы и ощущение собственной значимости. Подтверждение является

 

Клиенты становятся «постановщиками-участниками» своей жизни, а не пассивными потребителями услуг.

Роуз (1990) вьщеляет три принципа практики защиты и стимулирования активности клиента.

■ Принцип контекстуализации, согласно которому внимание фокусирует

ся на понимании клиентами их «социального бытия», а не на предполо

жениях и политических действиях социальных работников, что позволяет

вести диалог, основываясь на реалиях клиентов. В процессе диалога кли

енты получают возможность выражать и развивать свои чувства и пони

мание жизни.

■ Принцип, согласно которому активизация ресурсов клиента поддержи

вает клиентов в определении полного диапазона возможностей по удов

летворению их нужд. Работа концентрируется на помощи клиентам в при

нятии решений, влияющих на их жизнь.

■ Принцип общности, согласно которому внимание концентрируется на

уменьшении чувства изоляции и объединении клиентов для того, чтобы

они общались. Опыт этой формы общения порождает у клиентов созна

ние собственной значимости. Подобно этому, важным принципом струк

турного подхода к социальной работе, по мнению Моро (1990), является

коллективизация, а не персонализация, опыта.

Активизация ресурсов клиента: основные концепции

Полномасштабная активизация ресурсов клиента и перспективы защиты его интересов появились в 1980— 1990-х гг. В США они основываются, в частности, на работе с группами этнических меньшинств, но выходят за пределы этнической и культурной чуткости в межличностной практике (см. гл. 12) благодаря включению социальных перемен и трансформации (см. гл. 11), особенно при групповой работе и работе с малыми социальными группами. В Великобритании авторы концепции активизации пытаются внести перспективы преобразований в рамки административных и политических ограничений государственной социальной работы. Авторы критических теорий (например, Хамфриз, 1996) утверждают, что подобные попытки включения социальных перемен в практическую работу, направленные на достижение социального согласия, будут безуспешными, поскольку они ослабляют влияние социальных перемен, на которые направлены критические перспективы.

Большое значение в развитии активизации ресурсов клиентов имеет работа Соломон (1976) «Стимулирование активности темнокожих клиентов» («Black empowerment»), основанная на исследовании эмансипации групп этнических менвшинств. Интересны также более современные работы Ли «Активизация ресурсов клиентов как подход к практике социальной работы» («The Fmnrowerment Aooroach to Social Work Practice») (2001), а также Гутиэррез и

 

юрник под редакцией Шер и Уэллс (1999). В этих работах затрагиваются вопросы стимулирования активности клиентов-женщин, так как они ся важными объектами социальной работы. Кроме того, интересны две ции британских авторов различной направленности. В работе Эдамса представлены общие сведения о практике активизации ресурсов кли-;обенно относящиеся к работе с группой и работе в микросоциальной ля поддержки самопомощи, что связано с традицией защиты посред-щеи самозащиты.

i и Престон-Шут (1995) представляют более широкую практическую ставу. Маллендер и Вод (1991) в работе «Работа с группами самоуправ-(«Self-Directed Groupwork») излагают практические материалы, отно-я и групповой работе по активизации ресурсов клиента, и предлагают адикально-критический подход к практике стимулирования.

ита интересов клиента: основные концепции

i из источников работы по защите интересов клиента связан с основ-энцепциями трансформационной практики с участием клиентов, име-адержку умственного развития, или физические и психические забо-

(Роуз, 1990; Роуз и Блэк, 1985; Брэндон, 1995). В учебном пособии т (2000) и книге Фимистера (1986) представлен подход британских

к защите прав клиента на социальное обеспечение. Более широкий ia защиту предлагается в американских исследованиях (Шнайдер и 2001). Шнайдер и Лестер переносят навыки социальной работы широ-эфиля в практику, ориентированную на сохранение различных законных и социальных прав. Соответствующая область социальной работы оуровне (например, Брюггеманн, 2002) отражает системный подход,»ный для американской школы социальной работы. 1ках этого подхода защита по делу включается в более широкие на-ия работы по изменению микросоциальной среды и достижению со-[х перемен.

штивизация ресурсов клиента как подход дольной работе

ове концепции Ли (2001) лежит стремление социальных работников ьной справедливости, оказание поддержки малым социальным груп-[есту жительства и правовой помощи клиентам. Несмотря на то, что i активизации ресурсов клиента сложилась на основе работы с этни-меныдинствами, она также отвечает потребностям групп, не обла-властью (например, дети и женщины). Ли обращает особое внима-еждународную систему как главного поставщика бедности. Хотя ак-ш ресурсов клиента является клинической деятельностью и направ-

iHiraR

 

 

■ развитие более позитивного и глубокого осознания собственного «Я»;

■ конструирование знаний и способности к достижению критического взгля

да на социальную и политическую реальность;

■ развитие ресурсов, стратегии и способности для достижения личных и

коллективных целей.

Социальные работники должны стремиться к формированию чувства общности с клиентами для того, чтобы они могли вместе разрешать противоречия, возникающие вследствие уязвимости и притеснений в обществе богатых и наделенных властью. Обладать критическим сознанием, а также знанием структурного неравенства и притеснений — значит, обладать властью. Трансформация как результат повышения самосознания происходит, когда люди видят альтернативы их нынешнему трудному положению. Это дает им возможность принять на себя ответственность за достижение перемен и работать по повышению эффективности в их осуществлении. Работа по формированию чувства общности в группе является основным методом практической работы.

В активизации ресурсов клиента можно выделить аспекты, которые связывают ее с другими перспективами социальной работы.

■ Активизация ресурсов клиента является биопсихологической теорией,

использующей из психодинамической практики такие идеи, как эгофунк-

ционирование, а также адаптацию и совладание — из экологической прак

тики.

■ В отличие от марксистского подхода (Ли, 2001, 40), конструктивистский

и нарративный подходы позволяют понять важность того, как люди ис

толковывают свою ситуацию. Они также способствуют осознанию того,

что люди могут быть соавторами при создании своего окружения.

■ Когнитивная теория фокусируется на помощи людям в устранении лож

ных представлений и верований.

 

■ Феминистские, интеракционистские и интегративные подходы делают

упор на методы посреднической деятельности социальных работников

между различными социальными группами.

■ В практике стимулирования активности клиентов основными методами

являются работа с группой и работа в малых социальных группах (общи

не).

Социальная работа оказывает двойное воздействие на индивидов и их окружение, устраняя как прямые, так и косвенные препятствия на пути к власти. Этническая основа социальной работы требует антидискриминационных действий и специального внимания к людям, страдающим от притеснений. Таким образом, одного лишь понимания притеснений недостаточно; на притеснения необходимо воздействовать, и притесняемые люди должны солидаризироваться для действий. Перспектива активизации ресурсов клиента и способ действий

 

йдение

Описание видении

ческии на тение Понимание истории и политики, влияющих на притесняемые группы Знание истории притесняемых групп

ическии Понимание индивидуальной адапта-ции/совладания, Эго функционирования, когнитивно-поведенческого обучения и власти Активное проблемное ориентирование, упорядочение негативных ощущений; коллективное действие, человеческие связи (семья), привязанность; компетентность, самоуправление, самооценка, идентичность; культурные решения, физическое (социальное) окружение; Эго/когнитивные функции; стигма1

ссовые гавы Оценивать взаимоотношения классов, социальных слоев, а также властных структур и при- Жизненные возможности и условия; бедность и самооценка

 

 

Принципы активизации ресурсов клиента Практика активизации ресурсов клиента

Все виды притеснений разрушают жизнь; им следует бросать вызов Подготовиться для вхождения в мир клиента: - «настроиться» на мир клиента; - предположить, что он может чувствовать

Поддерживать целостное видение ситуаций, связанных с притеснениями

Помогать людям самостоятельно стимулировать активность

Людям, разделяющим общие взгляды, необходимо объединиться, чтобы развить собственную активность

Установить отношения с клиентами на основе обратной связи Объединить усилия: - расспросить об истории клиента; - информировать клиента об обязанностях социального работника; - определить взаимные роли Взаимная оценка: - разделять знания о ресурсах микросоциальной среды (проблемах); - оценивать семью, эго, изложение фактов (нарратив), стимулирование активности клиента: основную информацию, индивидуальные переходные состояния, физическое (душевное) здоровье, межличностные ситуации, социоэкономическое и физическое окружение, притеснение, власть и ее отсутствие, силы Определение проблем, заключение контракта: - определять задачи клиента и социального работника; - включать в контракт множественные случаи притеснений

 

Совместная работа над проблемами: - клиент принимает на себя ответственность за стимулирование его активности; - помощь социального работника

 

 

тесняемых групп > Поощрять клиентов высказывать собственное мнение

Фокусирование внимания на личности-победителе, а не жертве клиенту на основе эмпатии; - использовать знания об угрозе притеснений; - разделять с клиентом осмысление проблем взаимодействий, социоэко-номических стрессов; - критический праксис по проблемам притеснений; - определение личностных (общественных) сил Выход из процесса: - осознавать чувства, связанные с завершением работы, осмысливать, объединять положительные результаты; - воссоединиться с микросоциальной средой; - определять достижения

ная/ ультур-

гива Уделять внимание к культурным нормам, особенностям и ожиданиям клиентов, а также потенциальному многообразию культур Поддерживать культуру, равенство, уникальность личности

 

 

стекая тива Определение и концептуализация особенностей «голоса» женщин, а также неограниченной власти Соучастие в развитии самосознания; единство праксис, власть для совершения действий, а не властвования, рассмотрение личного как политического; подтверждение нерационального

 

ная тива Осознание глобальной взаимозависимости и социального исключения Сравнительное и межнациональное исследование; понимание проблем друг друга; преодоление локальных границ

 

 

;ская тива Критика притеснений и связь между индивидуальными и социальными переменами Злоупотребление властью, изъятие ресурсов, определение препятствий со стороны власти, социальные решения, недостаточные для реагирования на неравенство, выявление компетентных организаций, критических перспектив, связывающих анализ с действием

 

Фокусироваться на социальных переменах Оценка: - этническая и тендерная чуткость; - оценка воздействия научных исследований на притеснения, стиль, язык; - внимание к опыту меньшинств; - учет данных, полученных путем рефлексии; - участие

шгма — социальное положение индивида, которое воспринимается в данной среде как унизительное, а также связанные с этим 1вные переживания. — Примеч. науч. ред.

 

Мультифокусность считается важной, поскольку сложность факторов, вующих на притеснения, отражается на практике, ъергает структурную перспективу критической практики, но подчер-ажность понимания воздействия глобальной экономики и социально-тия как существенных элементов притеснений людей и как широкой гивы. Материалы о совместной работе, содержащиеся в исследовании тора, способствуют осуществлению анализа навыков и реализации социальной работы. Сформулированная Ли задача «выхода» из про-зязанная с воссоединением с микросоциальной средой, является суще-м напоминанием о необходимости связи между личными достижени-[ытом людей, которые окружают клиента. Суждения автора о фокуси-внимания на мерах притеснений при оценке ситуации также созида-

ге Ли продолжается дискуссия о стимулировании активности клиен-юте с группой и в микросоциальной среде с использованием схожих Маллендер и Вод (1991) в исследовании о работе с самоуправляе-шой дают более полный структурный и критический анализ этого тельности. Они предлагают другую перспективу практики стимули-активности клиента, отличающуюся более критической точкой зре-

гсндер и Вод: работа с самоуправляемой группой

;ндер и Вод (1991) предлагают особый взгляд на теорию активизации клиента, который фокусируется на принципах и процессах, относя-работе с группой. Они также предлагают рассматривать ее как основу г широких форм социального действия и считают, что деятельность язации ресурсов клиента должна быть «самоуправляемой» (т. е. управ-эльзователями услуг), но должна также противодействовать притес-1991, 2).

эжно определить как положение, при котором возникает презумпция доминирующих групп и искажаются отношения в обществе, что вли-тгельность всех социальных институтов. Сюда входят процессы, через ю которых это происходит, и таким образом ограничиваются жизнен-ожности и опыт людей, не принадлежащих к доминирующим группам, чки зрения активизация ресурсов клиента должна противостоять при-ги и давать преимущества доминирующим группам независимо от того, ирована поддержка их влияния или нет. Это важнее и более примени-исгике, чем радикальные теории государства и классовые теории. Вме-многие положения феминистской и антирасистской теорий связаны с ю самоуправлению. Она предполагает анализ ситуации и связанные с гвия, которые лучше всего проводить в составе групп, так как при клиентом и семьей индивидуализация личных затруднений является мощным средством для выработки разделяемой социальной реакции.

 

 

■ Предварительное планирование — формирование команды для совместной

работы, предоставление консультативной поддержки и достижение со

гласия по принципам активизации ресурсов клиента.

■ Начало — работа с пользователями услуг как с партнерами и создание

плана работы совместно с группой, используя «открытое планирование».

■ Подготовка группы к действию — помощь группе в определении и анали

зе проблем, которыми следует заниматься (почему они существуют и как

можно достичь перемен).

■ Выполнение действия — выполнение членами группы согласованных дей

ствий.

■ Осуществление руководства — постепенное прекращение действий соци

альными работниками, анализ группой достигнутого на основе связи между

«что, почему и как». Определение новых проблем, связей между ними,

выбор дальнейших действий. Этот процесс далее продолжается в течение

всего периода существования группы.

В данном случае предпочтительна совместная работа, так как она предлагает опыт обслуживания пользователей услуг и оказывает им более полную поддержку. Консультирование необходимо для того, чтобы определять проблемы и требовать от социальных работников оказания помощи в вопросах антипритеснения. К важным принципам практики активизации ресурсов клиентов относятся следующие.

■ Все люди обладают умениями, пониманием и способностями. Мы долж

ны распознавать эти качества, а не навешивать ярлыки.

■ Люди имеют право быть услышанными, контролировать свою жизнь, оп

ределять проблемы и предпринимать действия.

■ Проблемы людей всегда являются следствием притеснений политики,

экономики, власти, а также личной некомпетентности.

■ Практическую работу следует выстраивать на основе совместных действий.

■ Практика социальной работы связана с фасилитацией1, а не с «руковод

ством» и сопротивлением притеснениям.

Активизация ресурсов клиента в работе с группой начинается с того, что социальные работники заключают контракт с существующей группой по решению проблем ее членов. Альтернативно они должны получить предложение о плане совместных действий от одного или нескольких членов группы и проверить, смогут ли они примкнуть к этому плану, организуя для группы постановку задач. Группы самоуправления формируются не по инициативе агентств и не являют собой излюбленные проекты социальных работников. Членство в

,«niui.in imTnnnrn налаживаются СВЯЗИ меж-

 

1лжно основываться на приглашении людей. Следует информировать по-зльных клиентов, таких как этнические меньшинства, люди с ограни-ми возможностями, пожилые или женщины, что они не будут испыты-эитеснений в группе. Социальные работники должны признать, что доб->ное и открытое членство приведет к колебаниям численности в группе.

сбора группы должно быть доступным для людей с физическими и никативными ограничениями, а также для тех, кто осуществляет уход елобольными людьми. Оно должно находиться на территории членов i или на нейтральной территории. Частота встреч и их количество долж-анавливаться по соглашению с учетом взаимного удобства членов груп-торые должны определить и соблюдать правила проведения встреч и я записей. Роли социальных работников должны быть понятными и от-;я от тех ролей, которые социальные работники выполняют по отно-' к потребителям услуг. Группа работает над проблемами, а не над ин-альными проблемами потребителей услуг.

эоцессе этапа подготовки группы к действию социальные работники ют участникам понять, что собой представляет проблема. Здесь могут спользованы мозговой штурм, создание «веера» индивидуальных от-

на рассматриваемую проблему для начала дискуссии, а также выска-я, оформленные на дисплейных карточках, созданных членами груп-того, чтобы начать дискуссию. Стадия «почему» может включать разви-осознания (см. гл. 12). Социальные работники должны оказывать по-постановке проблемы. При этом участники должны пройти следующие

 

или поощрения, а также действия по созданию связей и союзов с другими агентствами. Связь с другими группами и вовлечение в них может стать важной стратегией. Социальные работники должны помогать группам анализировать проблемы для получения ответа на вопрос «почему», особенно если их первые шаги не были успешными. Это позволит определить, какие действия следует предпринять в дальнейшем. Использование методов работы в микросоциальной среде и других методик, помогающих понять потребности малой социальной группы (Пэйн, 1988), зачастую могут быть эффективными. На данном этапе, как и в других случаях, подход, противостоящий давлению, дает возможность участникам группы увидеть проблемы более отчетливо в тех случаях, когда они затрудняются в действиях. Кроме того, этот подход не выводит тактику манипулирования властью из процесса разрешения проблем участников, а помогает им самим действовать с наименьшим давлением.

На финальном этапе «осуществление руководства» социальные работники помогают членам группы выступить частично в роли фасилитаторов, которую ранее выполняли сами. Таким образом, члены групп учатся оспаривать чье-либо мнение и действовать, не прибегая к давлению. Они обретают уверенность при контактировании со средствами массовой информации, общественностью и официальными учреждениями. Используя опыт группы, клиенты также работают над расширением доступа к информации, которую могут использовать в будущем. Им также можно помочь научиться оценивать свою активность, собственную деятельность и вклад социальных работников в деятельности группы.

 

исание (что, по вашему мнению, происходит?).

ализ (почему это происходит?).

*зкие проблемы (на какие проблемы это выводит?).

ювные причины (что приводит к этим проблемам?).

ширование действий (что мы в связи с этим можем предпринять?).

альным работникам зачастую приходится помогать участникам находи получения информации. Группа может затем перейти к циклу раз-[ия (рассмотрение, осмысливание, планирование), предпринимать I, анализировать результаты и затем воспринимать новую информа-)бы вновь начать цикл. Стадия «как» включает разложение проблемы ьные составляющие, почти как при целевом подходе, когда основной;елается на решении конкретной проблемы через определение проме-[X задач. Группа может использовать координатные сетки, нанесенные или на большие листы бумаги. На одной из осей могут быть указаны [ые действующие лица, на другой — шкала времени (сейчас — вско-эследствии). Предварительный анализ дает людям возможность оце-ничные факторы воздействия на выбор «за» и «против» определенных

 

Шнайдер и Лестер: защита интересов клиента в социальной работе

Шнайдер и Лестер (2001) выделяют два аспекта защиты интересов клиента в социальной работе: представление интересов клиента и влияние.

Представление интересов клиента связано с эксклюзивностью, когда социальный работник действует в интересах клиента на основе взаимности, равноправных и открытых взаимоотношений с ним. Для этого могут использоваться письменные и устные формы коммуникации, при этом в обоих случаях необходимо уделять внимание организационным моментам, цели, выбору времени и определению стратегии.

Влияние связано с попытками изменить решения или политику относительно проблем, затрагивающих клиента. Эксклюзивность и взаимность в данном случае необязательны, поскольку адвокат может действовать от лица более чем одного клиента или затрагивать обстоятельства, связанные с проблемами нескольких клиентов. Например, коллеги вели дело, связанное с изменением в политике государства по выплатам социальных пособий. Клиенты обязаны были проходить интервью для получения работы до того, как они могли получить денежные социальные пособия. В данных обстоятельствах клиенты испытывали стресс, шанс получить работу представлялся нереальным.

 

интересы депутату парламента, добиваясь изменения в политике. Кли-оставались анонимными и не были вовлечены в процесс, представляв-юбой «влияние». Представление интересов клиента и влияние могут ис-оваться для защиты клиентов при процессуальной защите, законода-ой защите (изменении законодательства) и административной защите нении административных мер и политики).

ПРИМЕР ИЗ ПРАКТИКИ

Селия

Селия — пятнадцатилетняя девушка. Она была помещена в детский дом пос-пе того, как ее мать, страдающая алкоголизмом, рассталась с ее отцом, человеком, склонным к насилию, работавшим на морских нефтяных платформах и редко бывавшим дома. Селия хотела жить со своей старшей сестрой Джоан, мужу которой было предъявлено обвинение в распространении наркотиков. Девушке нравилось бывать в ее доме: в нем было уютно и тепло. Селия попросила своего специалиста социальной службы, работающего с ней, защитить ее и выступить на встрече от ее имени. Социальный работник понимала, что эта просьба о защите помешает ей действовать в «наилучших интересах» Селии, которые могут быть противоположны ее желаниям. Однако выбор был невелик.

Что мешает Селии, Джоан и ее мужу достичь желаемой цели?

Какие подходы может использовать социальный работник, чтобы действовать эффективно и надлежащим образом в качестве адвоката Селии и активизировать ресурсы других членов семьи девушки?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.109 сек.