Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прикладные и другие теории 29 страница




Структурные объяснения притеснения являются основными в антидискриминационной теории. Они отчетливо разъясняют социальные цели этой теории.

Подходы, связанные с чуткостью, сосредоточены на культурных и социальных отношениях как методе включения этих вопросов в другие подходы к практике социальной работы.

Рассматриваемые подходы, скорее, стремятся влиять на все формы социальной работы, чем создавать особые модели практики.

 

А ГЛАВЫ

соды, связанные с антидискриминацией, притеснениями и сензитивностью, еркивают, насколько важны ответные действия на дискриминацию и притес-я, особенно при решении расовых и этнических проблем.

в этих подходах представлены ценности, которые проникают в социальную ту, остается неясным, смогут ли они создать основу самостоятельного под-в своем развитии, поскольку для реализации этих подходов кроме ценно-востребованы также другие виды услуг и терапевтические методы.

 

14. АКТИВИЗАЦИЯ РЕСУРСОВ КЛИЕНТА И ЗАЩИТА ЕГО ИНТЕРЕСОВ

повествует эта глава

ация ресурсов клиента1 направлена на предоставление клиентам яи участвовать в решении своих проблем через снижение влияния: или личностных препятствий в реализации существующих прав, стельности предполагает также поддержку индивидов и групп с бретения уверенности в себе и развития их способностей отстаи-рава. Защита интересов клиентов заключается в отстаивании их сходящимися у власти лицами и социальными структурами. Кри-;троенные социальные работники утверждают, что активизация яента и защита его интересов не всегда опираются на структурные ализе социальных и психологических проблем. Отчасти это связа-э эти подходы более широко используются в нерадикальных кон-[ также часто используются в терминологическом аппарате других альной работы и в основном отражают самоопределение и откры-:ритическую практику, поскольку, как утверждает Симон (1995), работа демонстрировала приверженность к активизации ресурсов ротяжении всей своей истории. Таким образом, эти подходы, как токультурной чуткости, находятся между социал-коллективист-видуал-реформистскими и рефлексивно-терапевтическими под-х акцентируется внимание на социальных изменениях как относи-)стного, так и группового развития. В рамках этих подходов ис-шличные практические методы.

IE ТЕМЫ

дия ресурсов клиента и защита его интересов связаны с критической, чжой и антидискриминационной теориями, но они берут свое начало в эмократической практике, направленной на то, чтобы дать людям воз-преодолеть препятствия в достижении жизненных целей и получить до-иальным услугам.

Пересов клиента основывается на юридической квалификации и связа-"ими помогающими профессиями.

щь связана с самозащитой (особенно это относится к работе с группой).

 

 

> При осуществлении защиты социальные работники представляют интересы кли

ентов двумя способами: выступая от их имени, а также интерпретируя и представ

ляя их властным структурам.

> Защита по судебным делам добивается социальных изменений для групп, в то вре

мя как защита клиентов отстаивает права и добивается улучшения положения кли

ентов и их семей.

> Защита клиентов с ограниченными возможностями, в частности с задержкой ум

ственного развития, психическими заболеваниями и ограниченными физическими

возможностями, — важный источник стимулирования правозащитного движения.

> Защита интересов клиента и стимулирование его активности связаны с самопо

мощью и участием индивидов, а также малых социальных групп в принятии опре

деляющих для них решений.

> Активизация ресурсов клиента направлена на достижение социальной справед

ливости в процессе социальной работы; при этом имеются в виду методы ее вы

полнения и цели.

> Работа с группами самоуправления (Маллендер и Вод) является важным практи

ческим примером активизации клиентов и совместной практики.

> Нормализация и поддержание социальной роли людей с ограниченными возмож

ностями направлены на создание для них условий, максимально приближающих

их к полноценной жизни.

> Теория стимулирования активности клиента основывается на концепции Соломо

на, дополненной Ли, и тесно связана с историей борьбы темнокожего населения

за равноправие в США.

> Право не может быть предоставлено людям автоматически; им следует помочь в

том, чтобы получить его.

> Групповая работа по стимулированию активности клиентов из депривированных

групп в дальнейшем сможет способствовать участию в ней граждан.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ И ПОНЯТИЯ

> Барьеры, или препятствия, возникающие на пути к достижению социальных целей.

> Понимание проблем и открытость в практической работе, а также помощь клиен

там в самоуправлении. Необходимо признать невозможность достижения с по

мощью изменений системы социального обеспечения, а также наличия факторов,

препятствующих активности клиента, которые связаны со структурой капиталис

тического общества.

> Нормализация, необходимая для создания среды проживания клиентов в учреж

дениях стационарного типа и других видов оказания им помощи.

> Одобрять и ценить сообщество между людьми.

> Подтверждение чувств и опыта людей.

Обший теопетический контекст

 

вную политическую идеологию. С точки зрения менеджмента, активи-есурсов клиента (например, Стюарт, 1994) связана с мотивацией ин-i и коллективов к достижению больших успехов в рамках организаци-адач через предоставление им независимости от управленческого кон-1деология стимулирования активности клиента предполагает стремле-гожить ответственность на индивидов за обеспечение их собственных ри этом скрывается истинная цель — ограничить деятельность государ-:х служб. Нам следует проявлять осторожность, применяя этот подход, збежать подобного обмана.

та берет свое начало, в частности, в правовой области. Термин «защи-шом случае используется в практике юристов, представляющих своих в в судах и других учреждениях. Кроме того, защита представляет со-:о очерченную область квалификации. Социальные работники могут сти полезные навыки, получая подобные знания, но это редко вы-;я в процессе обучения социальной работе. Подобный метод исполь-целью повышения квалификации и значимости других специалистов. $еликобритании профессиональный кодекс предписывает медицин-трам прибегать к защите интересов клиента, если возникают пробле-еспечении ресурсами или организации социальных услуг, которые [звать негативные последствия для пациентов.

5нг (1987) выделяет социал-демократическую направленность в акти-ресурсов клиента. Он считает, что согласно этому подходу социальные и личностные перспективы не противопоставляются, а работа с ин-и и семьями рассматривается в контексте решения социальных задач. (1986) утверждает, что стимулирование активности клиента и защи-[тересов, хотя и тесно связаны с критической и марксистской перс-ш, имеют иные цели, будучи по своей природе рационалистскими, [нению, изменение среды в пользу клиента возможно. Критические являются материалистическими; они предполагают, что социальная нуждается в серьезных изменениях, которые следует осуществить до: станет возможным полноценное стимулирование активности клинически настроенные социальные работники стремятся к стимули-активности клиента для создания социальных противоречий, веду-шожным изменениям, а не ждать изменений в обществе, как рацио-

сти пересечения

i активизации ресурсов клиента и защиты его интересов

гаация ресурсов клиента и защита его интересов являются значимы-гами социальной работы. Благодаря им возникли практические тео-динившие в практику социальной работы положения радикальной и сой теорий. Эти теории пытаются обойтись без опппы ня

 

ние максимального благосостояния и обеспечения различными пособиями пользователей социальных услуг. В США также используется выражение «защита по делу» — стремление внести изменения в законодательство или политику от имени группы пользователей социальных услуг. Теория активизации ресурсов клиента была призвана наметить пути достижения радикальных целей без опоры на идеологемы радикальной и критической работы. Рэмчаген и др. (1997) концентрируют внимание на важности стимулирования активности клиента и защиты его интересов при решении неформальных проблем (например, проблем семейных отношений), формальных проблем (например, вопросов принятия решений агентствами), а также правовых вопросов (например, пересмотр судами или трибуналами существующих решений).

 

Источники теорий активизации клиента

Теории активизации ресурсов клиента порождаются трудностями радикальной практики в экономически либеральных обществах (см. гл. 11 — 13). Практика активизации ресурсов клиента помогает индивидам и группам преодолевать социальные барьеры в целях самореализации в рамках существующих социальных структур. Таким образом, отвергаются преобразовательные цели радикальной и критической теорий, а также связанные с эмансипацией цели феминистской и антидискриминационной теорий. Ли говорит о том, что при «различных формах интервенции в решении личностных проблем необходимо учитывать воздействие социальных сил» (2001, 34). Однако с помощью этих методов можно достичь некоторого социального прогресса через индивидуальное и групповое просвещение и через поощрение участия в более широких социальных движениях.

Практику активизации ресурсов клиента и защиты его интересов можно включать в развитие микросоциальной среды и социальное развитие, а также в мак-росоциальную работу (см. гл. 10). Таким образом можно достичь целей этих перспектив. Например, группе женщин, принадлежащих к этническому меньшинству, можно оказать помощь в получении лучших ресурсов для их семей с помощью женских групп. Это классический пример практики стимулирования активности клиента. Такая помощь может придать некоторым из членов этих групп уверенность в том, что они способны играть более важную роль в организациях по правам женщин (эмансипационный результат). Такая практика может также дать социальной службе полезную информацию для дальнейших действий по достижению изменений в политике социального обеспечения, которые ставят женщин в зависимое положение (трансформационный результат).

Осуществление стимулирования клиента и защиты его интересов без учета последующих результатов не позволяет распространить возможности этих практик на критическую социальную работу. Однако они могут быть востребованы в агентствах, оказывающих индивидуализированную помощь. Так, Джон Кар-пентер (1996) считает, что практика семейной терапии не всегда стимулирует активность клиента, и что развитие партнерских отношений на основе контракта и совместного планирования процесса социального работника и чле-

 

(ель активизации ресурсов клиента, связанную с пятью измерения-ш: личностным, социальным, образовательным, экономическим и сим. Подход к практике в контексте этих измерений как связующих людям удовлетворять индивидуальные потребности (личностное ювышает их способность влиять на других (межличностное влия-в свою очередь, позволяет оказывать влияние на распределение лее широком смысле (политическое влияние). Нтэб (1994) утверж-щиальные службы должны развивать защиту интересов притесня-как часть стимулирования активности клиента в рамках радикаль-[ практики.

>ie формы защиты интересов клиента

«защита» связано с термином «представление». Адвокаты «пред-!ащиту, т.е. действуют и выступают в интересах своих клиентов. '9) под понятием «защита» имеет в виду аспект социальной рабо-•едставлять» означает интерпретировать или выражать интересы 5ред властными общественными группами.

своего развития защита рассматривалась как обслуживание клиен-шино и др. (2004) выделяют следующие четыре типа защиты кли-

людей из групп риска;

ie поддержки, улучшающей функционирование;

и продвижение требований или просьб;

кку идентичности и контроль.

ш развивался в течение 1970-х гг. по двум направлениям, к кото-гся защита клиентов и защита по делу {cause advocacy). Защита еспечивается профессионалами для облегчения доступа клиентов 1 формам обеспечения в целях улучшения их положения. Защита равлена на достижение социальных изменений в пользу соци-а, к которым принадлежат клиенты. Важной частью практики яв-ча по соблюдению прав на социальное обеспечение, которая гарантам, получающим определенные социальные пособия, право на социального обеспечения. Первоначально эта деятельность пред-;спечение клиентов денежными социальными пособиями, но те-сматривается более широко. Она связана с правами, поскольку, в 1ногих видов социальных услуг, такая социальная помощь часто я на данных законом правах. На вопрос о том, является ли такая, неотъемлемой частью социальной работы, нет однозначного от-шистер, 1986; Бергесс, 1994), поскольку работа по защите прав зе обеспечение больше полагается на анализ законных прав и их в официальных учреждениях, чем на испольчгтянир пттмтя АЛР^Г-

 

действовать от имени клиентов в других формах социальной работы. Сделать так, чтобы люди получали все, что им полагается от других служб, является важной частью социальной работы (Пэйн, 2001; 2002а). Бедность и экономи-ческая-безопасность — важные аспекты многих проблем клиентов. Реакция на эти проблемы является частью большинства форм социальной работы, хотя оценка и защита специализированного социального обеспечения могут потребовать привлечения других специалистов, не связанных с социальной работой. Бэйтмэн (2000) разрабатывает положение о навыках, необходимых для такой работы. При этом он использует методы, широко применяемые в социальной работе. Деятельность по соблюдению прав на социальное обеспечение Бэйтмэн называет «принципиальной защитой», политикой получения от системы социального обеспечения как можно большей помощи, без заключения с ней соглашения, связанного с притеснениями. Это требует сосредоточения внимания на определенных видах интервьюирования, следования ценностным принципам социальной работы, а не только желаниям и указаниям клиента, как это бывает в адвокатской деятельности. Решающую роль играют напористость и умение вести переговоры.

Другая форма защиты, включающая различные элементы услуг, возникла в 1980-е гг. Поначалу она была направлена на развитие у людей с психическими заболеваниями и задержкой умственного развития способности управлять своей жизнью. Возникло движение по оказанию помощи этим клиентам в предоставлении гражданских прав в рамках существующих институтов и выписке из заведений, где они содержались по принуждению (Брэндон и др., 1995; Брэндон, 1995). Это движение зародилось в Скандинавии, а затем стало популярным в Великобритании/Особенно важно было содействовать независимости людей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Одно из направлений работы по оказанию помощи членам семей инвалидов связано с формированием представления о трудностях клиентов и членов их семей. Активизация ресурсов клиента в данном случае заключается не только в обосновании необходимости в предоставлении определенных услуг или в удовлетворении потребностей. Бэйли (1997), например, говорит о том, что многие люди с задержкой умственного развития страдают от «вакуума» отношений и нуждаются в помощи по установлению контактов дома, на работе, в местах отдыха. Барнес (1997) показывает, каким образом члены семьи могут способствовать личностному и социальному развитию людей с задержкой умственного развития, если социальные работники помогут установить или восстановить с ними связи. Самозащита, главным образом, для людей с задержкой умственного развития, включает помощь в обеспечении возможности заявлять о себе. Это имеет отношение, в частности, к процессам планирования, таким как обсуждение индивидуального случая или встречи по планированию индивидуальных программ. При групповой деятельности люди собираются для обсуждения своих ситуаций и используют поддержку для того, чтобы рассказать о своих проблемах и выразить пожелания. Большую роль в защите прав клиентов играет международная адвокатская группа «People First». Защита граж- с привлечением добровольцев для развития отношений с

 

лзациями самопомощи, в которых клиенты после перенесенных жиз-трудностей работают совместно для репрезентации своих индивиду-потребностей.

помощь и участие

ой областью практики социальной работы является содействие груп-эпомощи (Джек, 1995; Уилсон, 1995а, в; Тёрз и др., 1995; Эдамс, 2003)..ные работники поддерживают инициативу людей, столкнувшихся с выми проблемами и желающих осуществлять взаимную поддержку. Но-[ о необходимых социальных услугах часто исходят от самих участников эуппы либо создают службы сами, либо вынуждают агентства изменить актику. Мандрос и Уилсон (1994, 2—5) выделяют четыре вида теоре-i работы, связанной с этой деятельностью. К ним относятся:

>етический анализ источников социального недовольства;:сификация процессов воздействия на микросоциальную среду; гание движений бедноты за власть; ысление практического опыта организации помощи таким группам.

эе из сказанного связано с дискуссией в гл. 10 о социальном развитии яи микросоциальной среды.

гению Джека (1995), понятие активизации является парадоксальным, ано с передачей власти (полномочий) клиентам для участия в реше-к проблем наряду со специалистами. Но если власть дается организаци-дельным лицом, то это означает, что они должны передать свои вла-пномочия. Группы самопомощи должны взять власть, поскольку в за-тьстве или системе управления социальным обслуживанием отражены начительные полномочия клиента. Это не следует смешивать с предо-:м возможности, т. е. с тем, что делают социальные работники, когда ' организациям развиваться для получения власти. Оливер (1996) ут-что социальные и политические права, связанные с гражданством, формировать основу власти для групп людей с ограниченными воз-ми. При этом работа социальных служб должна быть более «участли-эфт и Бересфорд, 1994; Шеммингс и Шеммингс, 1995), т.е. более иной в действиях по предоставлению услуг, чуткой, учитывающей,ie особенности (О'Брайан и Пэйс, 1998). Движение к достижению щьтата связано с идеей потребительства, т.е. с усилением возможно-ебителей услуг высказывать критику и жаловаться на социальные ус-эответствующие их потребностям. Бересфорд и Крофт (1993) пытают-изменения в деятельность социальных служб через активность групп и ге кампаний. Такие подходы тесно связаны как с поддержкой самопо-: и с социальным развитием микросоциальной среды. Это возможно сферах, в которых закон имеет ограничительный характер, напоимеп

 

принятия решений, а также при серьезном внимании к альтернативным взглядам на процесс социальной работы. Хегар (1989) считает, что работа с детьми по стимулированию их активности будет более эффективной, если применять методы работы со взрослыми с учетом традиций и ценностей данного подхода. В этом случае дети будут вовлекаться в процесс принятия решений и анализ опыта, поддерживающего самостоятельность в различных видах деятельности. Крофт и Бересдорф (1994) утверждают, что участие клиентов представляет большую важность, поскольку они имеют право быть вовлеченными в процесс принятия решений, имеющих к ним отношение, и осуществления действий. Их вовлечение отражает демократическую основу социальной работы, повышает ответственность, делает предоставляемые услуги более эффективными и помогает достичь целей социальной работы. Данный подход также позволяет противостоять институционализированной дискриминации. По мнению Крофта и Бе-ресдорфа, практика соучастия предполагает следующее:

■ стимулирование активности клиента, включающее сопротивление при

теснениям и предоставление клиентам возможности нести ответствен

ность за решение своих проблем;

■ предоставление клиентам контроля, позволяющего определять их собствен

ные нужды, а также участвовать в принятии решений и планировании;

■ наделение клиентов личностными ресурсами для обеспечения возможности

отстаивать свои права через развитие у них уверенности, самоуважения,

настойчивости, знаний и умений;

■ организацию деятельности агентства, открытого для участия.

Шеммингс и Шеммингс (1995) считают, что социальные работники должны проявлять внимание и быть чуткими к желаниям и потребностям клиентов. Они должны доказать, что достойны доверия, будучи справедливыми и действуя соответствующим образом.

Философия самоуправления, личной ответственности и самореализации через активизацию ресурсов клиента связана с когнитивным и гуманистическим подходами. Они подчеркивают важность признания и формирования способностей клиентов или их компетентности. Малюцио (1981) видит влияние теории экологических систем, поскольку здесь требуется работа по формированию способностей клиентов эффективно взаимодействовать со своим окружением. Однако эта работа проводится также в рамках когнитивного подхода, поскольку, как мы видели в главе 6, когнитивный подход включает в себя анализ того, как люди воспринимают и интерпретируют информацию об окружающей среде (Флеминг, 1981). Силовая перспектива является гуманистической или конструкционистской, поскольку сосредоточена на способности клиентов определять свое взаимодействие с окружающей средой. Однако считается, что ее сосредоточенность на возможности для стимулирования активности клиента противоположна проблемно-ориентированным или дефицит-ut-TA* Л*Г>ПРнам ттпя1<"гшти (С.чйтшбей. 1992. 1996}. Активизация ресурсов клиен-

 

итика активизации ресурсов клиента и защиты штересов

визация ресурсов клиента и защита его интересов являются относи-ювыми концептами. Хотя они и были востребованы в социальной ра-тако не находились в центре теоретической мысли. Симон (1995) счи-> активизация ресурсов клиента представляет собой идеал американ-щальной работы. Эзелл (1994) считает таким идеалом защиту интервента. Однако это предстает как истолкование на языке современной логии исторических идей, не предполагающих политических и соци-геремен. Тем не менее исследование Эзелл (1994) показало, что мно-шканские социальные работники использовали элементы защиты, образом, в индивидуальной работе с клиентом и в рамках деятельно-х агентств. Защита дела cause advocacy выполнялась на добровольной «Снаан (1996) утверждает, что американское общество многослойно и г в себя как безжалостный капитализм, так и сложные системы, обес-щие благосостояние и независимость через добровольную и группо-эщь.

)-е гг. активизация ресурсов клиента и защита его интересов связыва-«шогими видами социальной работы. В частности с индивидуальной которая рассматривалась как активизация ресурсов клиента, хотя во лучаях в своем первоначальном значении активизация использова-менительно к притесняемым группам, а не к отдельным лицам. Пар-ia) полагает, что активизация ресурсов клиента предназначена для бы предоставить клиентам большую возможность высказывать свое б организации их обслуживания, принимать участие в планировании ез представительские консультации, а также объединяться с другими [ри организации услуг по оказанию самопомощи. Использование ак-и ресурсов клиента как модной концепции идеализирует и, возмож-iT в заблуждение практику, поскольку роль социальных служб уси-)аничивается задачами или предоставлением услуг. С таким же успе-визация ресурсов клиента может быть целью, поскольку предостав-гуг в полном объеме затруднительно в условиях ограниченных фи-: возможностей. Практика активизации ресурсов клиента допускает, шьные работники передают свою власть клиентам на то время, кото-:одимо для оказания помощи клиенту в получении им возможности пять контроль над своей жизнью. Для этого социальные работники:я в ресурсах. Не следует смешивать активизацию ресурсов клиента и ше возможностей для его развития. Активизация не ограничивается \ возможностей, разрешением или помощью клиентам в соверше-гвий. Она предполагает отказ от власти и передачу ее клиентам для >ы они могли постоянно контролировать свою жизнь. Милей и Дю-) разработали практику, ориентированную в большей степени на иальную среду. Эта практика включает фазу диалога, на которой этся партнерские отношения с клиентом и определяются направле-

 

фокусируются, в частности, на практике активизации ресурсов, создания союзов и расширения возможностей для людей, входящих в группы и общины.

Джек (1995) считает, что передача власти путем отказа от власти невозможна. Увеличение общего объема используемой власти возможно, так как способность взять власть используется неполностью. Клиенты часто имеют власть, которую они не в состоянии использовать. Они могут также не верить в то, что у них есть власть. Таким образом, активизация ресурсов клиента является более эффективным подходом в социальной работе, чем традиционные радикальные подходы или теории антипритеснения, согласно которым притесняемые группы бессильны перед лицом притеснения властных структур (Пис, 2002). МакДональд и МакДональд (1999) считают влияние информации и открытость важными аспектами активизации ресурсов клиента. Имброгно (1999) поддерживает «диалектический дискурс», в котором активизация ресурсов клиента осуществляется с помощью взаимодействия сторон, обладающих властью. Следовательно, социальный работник активизирует клиента через процесс его вовлечения в дискурс важных проблем. Шерраден и др. (2002) считают, что «защита политики сотрудничества» может с пользой привлекать объединения клиентов, организации по месту жительства и политиков в области защиты, особенно если социальные изменения позволяют оказывать большее влияние на политические инициативы на местном уровне. Однако Бэрри и Сидэвэй (1999) утверждают, что работа с участием малых социальных групп, а также деятельностью по стимулированию активности клиента зачастую фокусируются на вопросе: «Как это сделать?», и на определении препятствий, а не на анализе типов желаемых перемен, которые могут быть достигнуты. Кроме того, по их мнению, недостаточно четко определены цели.

Защита интересов клиента отчасти является аспектом активизации ресурсов клиента, так как может быть использована при обсуждении проблемы ресурсов в широком смысле или при изменении представления о клиентах, выработанного властными группами. Она также имеет длительную историю как аспект правовой работы по социальному обеспечению, а также как существенный аспект деятельности социальных работников от имени своих клиентов в рамках своих агентств или агентств, представляющих их интересы. В ряде случаев социальные работники отказываются от участия в защите клиентов, так как считают, что она должна осуществляться самими клиентскими группами (самозащита или защита равных). Однако наряду с традиционной профессиональной ролью в работе по защите интересов клиента социальные работники могут действовать как официальные адвокаты, следуя инструкциям своих клиентов.

Риз (1991) также обращает внимание на политическую роль активизации ресурсов клиента в социальной работе. Он определяет следующие пять важных практических понятий в рамках активизации ресурсов клиента.

■ Биография. Через биографию анализируются опыт клиента и его взгляд на мир. Она позволяет понять неразрывность и последовательность опыта

 

\стъ. Власть следует понимать и как потенциально освобождающую, и притесняющую. В соответствии с идеями об активизации ресурсов ента власть рассматривается как что-то, что можно использовать по-ивно, т.е. не обязательно (как в радикальной теории) связывается с [теснениями. Риз оценивает восприятие власти по ее воздействию на (ей. Он привлекает внимание к политике как к процессу получения урсов и разрешения конфликтов с использованием влияния на власт-: структуры, и подчеркивает, что использование языка выражает вла-ые отношения.

итическое понимание. Политическое понимание необходимо для прак-гской работы при изучении случаев принуждения и благоприятных кюжностей. Осуществление социальной работы всегда связано либо с нятием имеющегося способа организации властных отношений, либо тремлением изменить его. Вера в экономический либерализм связана министративным контролем над деятельностью агентств и социальных гем, особенно при решении вопросов производительности и эффек-юсти. Однако в реальности цели административных структур, в боль-[ степени связанных с притеснениями, отличаются от целей социаль-работы, направленной на достижение справедливости.

ния. Умения могут активизировать ресурсы клиента. Развитие и ис-ьзование умений — эффективный способ приобретения опыта осво-дения.

шозависимость политики и практики. Развитие политики нельзя рас-гривать вне связи с практической деятельностью социальных работав.

штает, что основной целью активизации ресурсов клиентов является [ая справедливость, которая обеспечивает им большую безопасность, юлитическое и социальное равенство на основе взаимной поддержки тного изучения проблемы, тем самым продвигая их малыми шагами эбщим целям. Кондрат (1995) утверждает, что при стимулировании ти клиента необходимо анализировать информацию. Речь идет о том,?ет сосредоточиться на локальных сведениях, особенно тех, что поэт клиентов. Кроме того, практика должна отклонить инсайт и само-в качестве профессиональных и процедурных целей и сконцентри-на критической способности к распознаванию посредством диалога >1Х различиях и переменах.

: и Соллебей (1993) утверждают, что лишь подход, в основе которого грудничество, может потеснить властные аспекты традиционной ме-)й модели социальной работы. Подобным образом Киффер (1994) по активизация ресурсов клиента способствует достижению самопо-и уверенности в себе, помогает более критично относиться к окру-обстановке и развивать личностные и коллективные ресурсы для осу-ия социальных и политических действий. По мнению Парслоу (1996в),




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.