Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прикладные и другие теории 28 страница




Антидискриминационная теория рассматривает отношения между различными видами угнетения как сложные и требующие анализа. Это связано с практическими и идеологическими проблемами. Мэйси и Моксон (1996) критикуют антирасистскую теорию за то, что она рассматривает расизм как дискриминацию, порожденную высоким уровнем бедности и плохой окружающей средой. Низкое качество образования, преступность, беспорядки, безработица и неравенство являются следствием многих других факторов. Сторонники антидискриминационной теории преувеличивают значение расизма в его взаимодействии с другими источниками неравенства. Зачастую социальные службы оказываются узкоспециализированными, в результате они не видят связи между различными видами притеснения. Потребности клиентов могут мешать в какой-то одной области, и они могут воспротивиться вмешательству в другие сферы. И социальные работники, и клиенты зачастую на уровне идей сталкиваются с затруднениями в признании равнозначности форм угнетения, связанных с эйджизмом, нетрадиционной сексуальной ориентацией или, скажем, с расовыми различиями. Это может быть вызвано их предубеждениями или представлениями о том, что, например, эйджизм имеет намного меньше серьезных последствий для конкретных клиентов, чем расизм.

Гегемония, язык и политическая корректность

Структурные элементы антидискриминационной практики связаны с традиционной радикальной критикой недостатков традиционной теории социальной работы (см. гл. 10). Так как структура и общности, возникающие на культурных основаниях, являются важной частью поведения человека, дискриминация не связана в целом лишь с личными предубеждениями, хотя в отдельных случаях это может быть и так. Она представляет собой, в первую очередь, способ сохранения власти доминирующих групп общества. Дискриминация поддерживается с помощью гегемонии, т.е. социального контроля над представлениями о природе общества. Таким образом, дискриминация создается и поддерживается личными убеждениями и поведением, подкрепленными идеологиями, которые развиваются благодаря влиянию со стороны властных групп с целью поддержки и усиления их доминирующего положения в социальных структурах. По мнению Фука, это чрезвычайно важный концепт критической теории (см. гл. 11). Уилсон и Бересфорд (2000) считают, что направление, в котором социальная работа оценивает важность практики

ойтчгагаи ППИГВЯИВЯТЬ

 

ггели услуг утрачивают контроль над своей жизнью, что само по себе ется притеснением.

\л из способов поддержания дискриминации является использование социальных допущений. В данном случае прослеживаются связи с тео-иального конструирования. Дэнней (1992) утверждает, что постструк-жая теория предлагает метод исследования, который позволяет на ос-бных материалов и данных социальных служб анализировать динамику принятия дискриминационных решений. Примером утверждения дис-дии с помощью языка является использование слов «паралитик» и! оскорбительном значении, хотя первоначально они были специаль-минами и выражали определенную форму или степень задержки соот-ю физического и умственного развития. «Поскольку я белый и вырос, ая темнокожих людей почти до 20 лет, я не задумывался о том, что IM нормально, а быть темнокожим необычно». Мы считаем такое вос-ебя и других как само собой разумеющееся. По мнению Овузу-Бемпа циальные работники считают, что самоидентичность темнокожих де-вится проблематичной, если они воспринимают белых сверстников к себя. Нам следует проявлять открытость и гибкость по отношению к [м группам и учитывать их перспективы, а не принимать как должное южение, относящееся к этнической идентичности. s отношение к антидискриминационной практике имеет концепт:ская корректность»1. В частности он предполагает осторожное ис-ие языка. Филпот (1999) указывает, что «политическая корректность» •гда доходит до крайностей и становится предметом насмешек или ий, когда высмеивается чрезмерная обеспокоенность антидискри-

Пример последствий такого рода приводит Пинкер (1999). Он пока-о когда социальные работники добивались усыновления детей од-

же расы и оказывали им фостерскую помощь2, то у них не было ых оснований для активных антидискриминационных действий, те, утверждает он, и дети, и усыновители упускали ряд возможно-нению Дента (1999), антидискриминационная практика должна со-$аться на эффективном предоставлении услуг, а не на использова-

или соблюдении мер предосторожности для того, чтобы скрыть гость. Считается, что сензитивный язык — это соответствующая ежливость. Феаклох (2003) в обзоре, посвященном данному вопро-1ет, что требования, которые привели к обвинениям в неразборчи-нении политической корректности, были связаны с поиском соци-

еская корректность как культурно-поведенческая и языковая тенденция возникла США. Она связана с движением африканских пользователей английским языком,

против «расизма английского языка» и потребовавших его дерасиализации). Политическая корректность языка выражается в стремлении найти новые спо->го выражения взамен тех, которые задевают чувства и достоинства индивида,

человеческие права привычной языковой бестактностью в отношении расовой и адлежности, возраста, состояния здоровья, социального статуса и т.д. — Примеч.

 

альных и политических изменений в рамках нового подхода: изменить отношения в сфере культуры и языка, а не стремиться к изменению социальных институтов, закона или политики. Попытка изменить социальные поведение и структуру с помощью использования языка была новым явлением для большинства людей и воспринималась в большей степени как проявление высокомерия, а не как способ достижения социальных перемен. Более того, по мнению Феаклоха, в отличие от многих кампаний за социальные перемены, организаторы движений не работали в стратегическом направлении, а рассматривали искомые перемены как вопрос справедливости, требующий немедленных и практических действий.

Таким образом, антидискриминационные перспективы и перспективы сопротивления угнетению являются критическими для всей практики и организации социальной работы, так как они не могут объединить основные социальные изменения в целях достижения равенства и социальной справедливости для меньшинств и притесняемых групп. Культурный и сензитивный подходы подвергают сомнению структуралистское акцентирование внимания на неравенстве и социальной трансформации. Практикам предлагается выбор — полностью согласиться со структурной критикой (социал-коллективистская стратегия) или сосредоточиться на культурных перспективах, а также на перспективах темнокожего населения и притесняемых групп, учитывающих нужды притесняемых меньшинств в рамках межличностной и терапевтической практики (рефлексивно-терапевтическая стратегия). Во избежание этой дихотомии социальным работникам потребуется индивидуал-реформистская стратегия, объединяющая структуралистское представление, этническую и культурную чуткость. Однако такое объединение приводит к компромиссу, в частности со структуралистской перспективой.

Основные концепции

Главные антидискриминационные концепции выстраиваются на основе вводной работы Томпсона (2003а) «Антидискриминационная практика», которая в настоящее время издается в третий раз. Дэлримпл и Берк (1995) в работе «Практика антипритеснения» предлагают анализ практики, отражающей деятельность социальных работников в государствах всеобщего благосостояния; особое внимание уделяется правовой и профессиональной ответственности. Книга Доминелли «Практика антипритеснения в социальной работе» (2002в) является практическим руководством, хотя в ней содержится меньше информации о межличностной практике, чем в работе Дэлримпла и Берка. Труд Доминелли в теоретическом отношении является более исчерпывающим, чем работа Томпсона. Он имеет интернациональную направленность и основывается на антирасизме (1997). Книга Доминелли «Социальная работа» (2004) посвящена общей практике социальной работы. В ней рассматриваются основные британские группы клиентов, а также содержится информация об антидеспотических перспективах.

 

•ируются на группах этнических меньшинств, наиболее часто встре-я в США. Исследования Мартин и Мартин (1995) и Карлтон-ЛаНей цержат материал о влиянии темнокожего населения на социальную ЗША. В работе О'Хэген (2001) рассматривается проблема культурной тности, однако эта книга не является исчерпывающим практичес-водством.

1мпл и Берк: практика сопротивления угнетению

ипл и Берк представляют многие рассматриваемые здесь идеи в ра-эпротивлению угнетению (Дэлримпл, Берк, 1995). Их внимание со-но на том, как правовая и профессиональная ответственность соци-1ботников может реализовываться в форме давления или в направле-визации клиента. Авторы разработали модель для крайне сложной дуальной работы — использования права и власти — в целях обеспе-даты как для общества, так и для клиентов. Акцент на сфере соци-боты, которая как бы вступает в конфликт с наступающей дискри-

и развивается в направлении активизации клиентов, придает фор-; все большую убедительность.

шию Дэлримпла и Берка, для. эффективной практики сопротивле-гнию необходима теоретическая концепция, включающая ценност-

Четкое понимание власти и права и угнетения должно также дать;ию о практических ценностях. Власть рассматривается в связи с лич-

и социальными отношениями, когда человек или группа мешают угорые трактуются как не имеющие власти, чтобы достичь удовлет-отребностей или стремлений. Угнетение понимается через личност-;иальные отношения, характеризующиеся правовым неравенством, и соглашаются с ограничением своих правовых возможностей. Дэл-ерк утверждают, что должна существовать связь между личностным iM окружением индивида, которое может представлять его бесправ-лее широкой социальной системой, поддерживающей бесправное } определенных групп. Социальные работники должны также быть в ельности служб, и не просто воспринимать политические пробле-шые с предоставлением социальных услуг как повседневное при-

а анализировать свою деятельность.

иые принципы должны применяться на практике, чтобы дать соци-1ботникам возможность понять, в каких случаях они используют ый, а не радикальным метод, образом, согласно Дэлримплу и Берку, практика сопротивления

требует:

лирования собственной активности клиента; л в партнерстве с клиентами; сальной интеовентгии.

 

гать к давлению. Например, социальный работник, оказывающий помощь пожилой женщине, не должен ставить перед собой цель проверить ее способность справиться со своими проблемами самостоятельно. Вместо этого ему следует открыто обсудить с ней возможные риски, возникающие при самопомощи, и совместно работать над планом по предотвращению возникающих проблем. Это позволит снять с клиента излишнюю ответственность за его действия. Такой подход означал бы, что у клиента нет еще достаточных практических навыков, чтобы взять на себя ответственность за собственную безопасность.

Подход, стимулирующий активность клиента, предполагает акцентирование внимания на оказании помощи клиентам в приобретении ими большей уверенности в себе, знаний и использовании своих личностных ресурсов, в преодолении препятствий при удовлетворении потребностей и стремлений, в реализации возможности участвовать в решении своих проблем, в развитии наряду со специалистами способности отстаивать свои права и противостоять ситуации, связанной с неравенством и угнетением. Стимулирование активности клиента требует установления связей между личностными позициями клиентов и структурным неравенством, что предполагает оказание помощи людям в осознании произошедшего с ними и поиске путей, по которым они могут осуществлять контроль хотя бы над некоторыми аспектами своей жизни. Это вселяет в них уверенность и помогает им контролировать свою жизнь.

Рассмотрим пример. Госпожа Уилкинс — пожилая женщина, экономившая почти всю свою жизнь, начинает осознавать, что не может прожить на свою небольшую пенсию. Она чувствует свою некомпетентность и затрудняется в определении первоочередности своих ежедневных расходов. Социальный работник объяснил, что причиной была ее малая подвижность, из-за которой она не могла делать покупки в более дешевых магазинах. Кроме того, небольшой размер пенсии вынуждал ее экономить, чтобы покрыть свои расходы. Она смогла определить приоритеты в своих ежедневных расходах (покупка продуктов, оплата жилья, коммунальных услуг). Средства на самое необходимое стали вычитаться из ее пенсии, и вскоре она поняла, что может использовать свои сбережения для осуществления более крупных покупок (одежда и домашнее оборудование). Женщина почувствовала, что контролирует свои расходы, и стала считать, что они соответствуют целям, которые она ставила перед собой, делая сбережения. Социальный работник смог также получить для нее информацию, как следует инвестировать свои деньги для получения более высокого дохода. В этом случае он действовал на межличностном уровне, чтобы мобилизовать личностные ресурсы клиента, а также использовать сведения агентства и информационные ресурсы на организационном уровне. В долгосрочной перспективе информация о ситуациях, подобных данной, может накапливаться и применяться в работе на политическом уровне.

Дэлримпл и Берк предлагают работать с клиентами на различных уровнях:

- ил лтпаио илтгта m кптпппм следует уменьшить влияние личностного

 

'■ уровне идей необходимо сосредоточиться на понимании самооценки [иентов и усилить их способность контролировать свою жизнь, чувства способность к действию. Это аналогично работе по самоподдержке в иходинамической социальной работе и, в значительной степени, яв-ется центром когнитивной теории. Цель в данном случае — изменить знание клиента;

уровне действия следует стремиться изменить деятельность социальных рсб, системы социального обеспечения или более широких систем, благоприятно влияющих на клиентов.

гующий аспект практики сопротивления угнетению Дэлримпла и Бер-ffl с партнерством. Партнерство, согласно формулировке, которую дали сон и Парслоу (1993) на основе проекта организации помощи в мик-зльной среде, предполагает следующие действия:

следовать проблемы только при согласии клиента;

[ствовать только тогда, когда имеется четкое соглашение с клиентом i прямые распоряжения законодательных органов;

ютвовать на основе взглядов и потребностей всех членов семьи клиен-

[ствовать на основе утвержденного соглашения, а не допущений или дубеждений относительно потребностей и желаний клиента;

доставлять клиентам возможность выбора, даже если приходится при-шть к ним принудительные меры.

овиях эффективной связи между социальным работником и клиентом ш и Берк рекомендуют использовать письменные соглашения. Кроме денты должны иметь доступ к независимым адвокатам, которые могли ставлять их интересы. Письменные уставы или стандарты обслужива-1кже разъяснение прав клиентов дают им возможность ясного понима-ix прав. Партнерство включает в себя совместную деятельность соци-:лужб и тщательное планирование услуг, чтобы у клиентов был широ-выбор при минимуме препятствий в осуществлении этого выбора, использовании интервенции социальные работники должны осозна-жцы своей потенциальной власти над клиентом. Выход за пределы ниц может нанести клиенту вред или привести к непредсказуемым гам. Социальные работники должны использовать интервенцию на;их уровнях:

ервичном уровне — для предотвращения возникающих проблем. Следу-ядптировать услуги к потребностям клиентов, мобилизовать ресурсы росоциальной среды, а также вооружить информацией и обучить пред-ителей общественности и помощников, чтобы дать клиентам воз-ность справиться с ппобле.мпй-

 

■ на третичном уровне — для уменьшения последствий в случаях неудач

или вынужденных действий социальных служб.

При таком подходе подчеркивается, что необходимо действовать, не дожидаясь того момента, когда обстоятельства вынудят к использованию чрезвычайных мер или притеснению. Лучше вмешаться на ранней стадии, чтобы уменьшить степень вторжения в жизнь клиентов в дальнейшем.

Главным элементом концепции Дэлримпла и Берка является связь стратегии, направленной на достижение изменений с повседневными действиями. Такая связь позволяет избежать притеснений клиентов со стороны социальных работников, а также агентств и социальных служб. Стратегический подход в данном случает включает следующее:

■ четкое определение проблемы и путей ее разрешения;

■ расчленение проблемы и целей на промежуточные задачи;

■ определение временных рамок достижения цели;

 

■ анализ и оценка достижений в рамках цели и определения задач;

■ установление связей с другими лицами, работающими над разрешением

тех же или подобных проблема.

Девор и Шлезингер: этносензитивная практика

Как и авторы многих других исследований, посвященных практической работе с группами этнических меньшинств, Девор и Шлезингер (1999) начинают свою работу с рассмотрения исторического положения темнокожего населения и этнических меньшинств, а также демографического и культурного осмысления их жизненного опыта. Точкой отсчета является исторический опыт рабства, миграции и получения гражданства в США. В Австралии, Канаде, Новой Зеландии и США опыт коренного населения до возникновения белых поселений в колониальный период сыграл решающую роль в последующих отношениях между этническими группами.

Основой этносензитивной практики является также положение различных этнических групп в определенных обществах, в формулировке Девора и Шлезингера — «этническая реальность». К одной из важных проблем можно отнести проблему именований этнических групп. Например, представителям некоторых этнических групп не нравится, что их называют меньшинством или притесняемыми группами, или когда их вообще ассоциируют с какими-либо группами, поскольку иногда они чувствуют себя в роли жертв определенной категоризации, которая не осознается ими. В каждой стране используется своя терминология в отношении этнических и культурных меньшинств, соответствующая их истории и демографии. Так, в США до сих пор употребляется выражение «цветные». Отношение к этим проблемам меняется с появлением новых взглядов и различно для разных стран, поэтому необходимо быть в

 

ссимиляционизм, связанный с существующей в США идеологией «пла-нльного котла», согласно которой различные культуры и группы со-ьются, чтобы стать единственной разделяемой всеми культурой. Многие 5щества имеют идеологии, содержащие подобные допущения о жела-льности или нежелательности ассимиляции;

пнический конфликт, связанный с идеями соперничества этнических упп за доминирование или влияние;

гнический плюрализм — идея о том, что различные этнические группы)гут сосуществовать в полиэтническом обществе;

тическая идентичность, предполагающая, что язык, ритуалы, торже-ва, раздельные школы, референтные группы поддерживают или разви-ют идентифицируемые этнические группы.

кольку «раса» сама по себе является социальной конструкцией, то все (редполагающие различие во взглядах на смысл идентичности как со л разных этнических групп, так и других, являются скорее разновид-н идеологий, которые люди связывают с тем, что должно или может ■гги, а не с соответствующим представлением о сложных социальных ниях. Например, в Великобритании в 1950— 1960-х гг. в период новой ации из стран Британского Содружества существовали идеи об интег-Однако группы этнических меньшинств зачастую предпочитали жить проживали представители этих групп. Таким образом создавались эт-te общины. В более позднее время усиливающееся разделение привело» необходимости усиления интеграционной политики. te того, Девор и Шлезингер рассматривают значение жизненного кур-же различия в опыте разных этапов жизни и переходов между ними, зажно для понимания эффективной этносензитивной практики. Авто-ляют шесть уровней в основе этносензитивной практики, которые шо осознавать (см. табл. 13.2).

иные уровни содержат базовую информацию о практике. Далее следу-з различных теорий социальной работы, в том числе и тех, которые •иваются в данной книге: анализируется уровень их согласованности с м-чувствительной практикой. Считается, что во многих теориях уде-гдостаточно внимания этнической реальности. t3 практики, итоги которого подводятся в таблице 13.2, Девор и ер начинают с определенных исходных положений и принципов, идей, ихся к общей практике, а также адаптации норм и стратегий соци-аботы к этносензитивной практике. Это важно, поскольку они под-сритике неспособность многих теорий адекватно откликаться на по-и этносензитивной практики. Социальные работники могут, таким использовать эти исходные положения для адаптации других прак-рекомендаций. В остальной части книги этих авторов исследуются ые рекомендации работы с различными группами клиентов. Важным м практики Девора и Шлезингера является учет и понимание сотш-

 

Таблица 13.2. Этносензитивная практика (по Девору и Шлезингеру, 1999)

 

Элементы практики Принципы практики Комментарий

Допущения Индивидуальная история и Изучать групповую историю, ин-

и принципы коллективная история по- дивидуальную историю. При-

рождают и решают пробле- знать важность взаимодействия

мы индивидуальной истории и груп-

повой истории

Настоящее является Концентрировать внимание на

наиболее важным существующей в настоящее вре-

мя проблеме; осознать то, как

прошлое влияет на существую-

щую в настоящее время пробле-

му

Этичность является ис- Носителями этнического опыта

точником сплоченности, выступают:

идентичности и силы, а Семьи

также напряжения, Ритуалы и празднования

разногласий и вражды Этнические школы

Язык

Социальный контекст и ре- Уделять внимание микро-

сурсы, необходимые для и макропроблемам

улучшения жизни, влияют

на жизнедеятельность

людей

Неосознанные явления Осознать важность культуры

влияют на жизнедеятель-

ность индивида

Практика широкого Такие ценности, как: Осознать важность уникальности

профиля: уровни ■ концепции, выбираемые самореализации и равных воз-

понимания. людьми; можностей; усилить самоуправ-

Уровень 1. Ценности ■ цели, определяемые ление

социальной работы людьми;

■ предпочтительные

взаимодействия с людьми

Уровень 2. Базовые Жизненный курс индивида Относятся к теориям о мире

знания о человече- и семьи клиентов, связаны с

ском поведении Теория социальных ролей проблемами клиентов

Теория социальных систем

Социологическая теория

Психологические теории

Конкретные теории,

относящиеся к данной

сфере

Уровень 3. Знания и Понимать миктюсоциальную

 

Окончание табл. 13.2

 

нты практики Принципы практики Комментарий

личное, удобное пространство, адаптированное к этнической реальности; выстраивать его в соответствии с этническим опытом

Л. Уверен-,ебе, включа-ознание собственной ста Кто я такой? Кто я, по мнению других? Кем бы я хотел быть? Двойственная этничность Осознать важность детского и семейного опыта

Связана с ситуацией, когда социальный работник обладает скрытой информацией о других этничностях (например, благодаря браку с кем-либо из другой этнической группы) Уделять внимание клиенту, характеру вопросов, источнику и направленности проблемы и адаптировать их к этнической реальности

5. Воздейст-ческой;ти Связано с экономическими и социальными последствиями дискриминации Учитывать этническую реальность при составлении контрактов, работе над проблемой, взаимном использовании информации, идентификации препятствий, завершении работы

6. Понима-альным ра-

А МОТИВОВ

а обращения в социальную Мотивы обращения в социальную службу могут быть разными — от добровольных до принудительных Идентифицировать всю доступную информацию перед встречей с клиентом; осмыслить ее связь с этнической реальностью

гензитивными. Она требует от социальных работников быть в курсе эго, владеть информацией об этнических проблемах в своей микросо-й среде, работать с индивидами из групп этнических меньшинств и)вать все это в своей практике.

АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ

Рефлексия

Обратитесь вновь к примерам практики из предыдущих глав и подумайте, как

 

важность применения подходов, основанных на антидискриминации или чуткости, к широкому ряду практических теорий. Каким образом можно использовать антидискриминационный подход или этнокультурный подход в сравнении с другими видами интервенции со стороны социальных работников?

Комментарий

В 1980— 1990-е гг. антидискриминационная теория и теория сопротивления угнетению в социальной работе играли большую роль. Это было вызвано рядом причин. На практике многие общества и социальные агентства испытали воздействие последствий миграции населения из-за возрастающей глобализации экономики и обострения проблем беженцев. Более того, отношения между группами людей с ограниченными возможностями и женщин, стали менее дифференцированными. Группы стали реже соглашаться со сложившимся типом власти, особенно патриархальной. Данные теоретические перспективы помогли проанализировать новые социальные проблемы и отреагировать на них. Перспективы темнокожего населения и других притесняемых групп и мультикультурные подходы также помогли социальным работникам использовать на практике новые знания о роли в социальных отношениях групп этнических меньшинств, женщин, людей с ограниченными возможностями

и пожилых людей.

Кроме того, антидискриминационная теория и теория антипритеснения имеют ряд теоретических преимуществ по сравнению с другими подходами к социальной работе. Они развивают радикальные подходы, которые учитывают различные основания притеснения групп, неравенства и расслоения в обществе и, таким образом, обеспечивают более эффективный анализ проблем, с которыми сталкиваются социальные работники. Эти теории внесли свежую струю и укрепили позиции радикальных подходов в социальной работе. Это позволило вновь сосредоточиться на притеснении и предоставить более полную информацию о радикальной социальной работе, которая, в свою очередь, внесла вклад в развитие критической теории. Антидискриминационная теория и теория антипритеснения привлекают внимание к недостаткам многих психологических и индивидуалистских теорий социальной работы, которые особенно ярко проявляются при решении проблем дискриминации меньшинств и женщин в современном обществе, и предлагают путь к осознанию этих проблем, укрепляя тем самым социологическую основу социальной работы.

Критика антидискриминационной теории и теории сопротивления угнетению зависит от конкретно избранной перспективы. Либеральный феминизм, антирасистская теория, а также плюралистическая мультикультурная теория и теория чуткости, подвергаются критике, поскольку они принимают существующий социальный порядок и не отражают адекватно существующее различие интересов и сил в обществе, которые ведут к притеснению определенных rovnn. Если мы согласимся с такой критикой, то придем к структуралист-

 

правовое неравенство, поскольку индивиды и группы испытывают на го влияние.

|уктурный анализ проблем дискриминации и притеснений более успеем экономический и классовый анализ марксистских перспектив в со-юй работе. Он в большей степени соответствует проблемам повседнев-эактики социальных работников. Эти взгляды подвергались критике, [ьку заставляли профессионалов предписывать определенные поведе-этношения, принимаемые за норму, что само по себе воспринималось итеснение. Сторонники теории сопротивления угнетению берут на себя ль над тем, как притесняемые группы понимают притеснение. Перс-ы этих групп и темнокожего населения структурно ограничены. Требу-елять большое внимание желаниям и потребностям таких групп во всем юобразии, а не принимать лишь одно структурное объяснение прите-. Тем не менее существует совместный опыт притеснений, требующий >вания со стороны служб и социальных работников, лурный и сензитивный подходы к проблемам темнокожего населения сняемых групп считают невозможным объединение всех жертв притес-з одну группу, и стремятся к более комплексному анализу их потреб-Необходимо чутко реагировать на нужды клиентов, признавать важ-груктурного анализа власти как частичного условия такого реагирова-результате появится множество услуг, соответствующих потребностям енных групп меньшинств и притесняемых групп. Подходы, основан-чуткости, концентрируются на том, чтобы вырабатывать у социальных [ков конкретное и особое понимание. Все социальные работники дол-инять на себя ответственность за чуткое реагирование на нужды и i людей, с которыми они работают. Если клиентам необходима специ-ванная помощь, их следует направлять к тем, кто имеет соответствую-ния и опыт. Недостатком культурного и сензитивного подходов (если эивать их с точки зрения работы с притесняемыми группами и темно-гаселением) являются предписание определенных практических дей-1ы видели, что в феминистских теориях сопротивления угнетению и i использовались методы стимулирования активности клиента для ции этого пробела, а разработка теории стимулирования активности является предметом главы 14.

 

Практика сопротивления угнетению критикуется за предписание ей определенных поведения и отношений, которые считаются правильными. Это связано с контролем профессионалов над тем, что считать притеснением или дискриминацией.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.