Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нейропсихологический анализ памяти




 

Нейропсихология памяти – молодая область нейропсихологии, стала разрабатываться в 60-70 гг. ХХ в. Нарушения памяти при локальных поражениях мозга долгое время считались общемозговыми симптомами, не зависящими от локализации места поражения. Современная нейропсихология установила, что существуют два основных типа нарушений памяти при локальных поражениях мозга: модально-неспецифические и модально-специфические – а также особый тип нарушений - псевдоамнезия.

Модально-неспецифические – это нарушения памяти, которые распространяются на все модальности, больной не может запечатлеть любой вид информации. Подобные нарушения являются результатом поражения неспецифических срединных структур мозга разных уровней, т.е. I функционального блока по Лурия.

1. При поражении продолговатого мозга нарушения памяти сочетаются с нарушениями внимания и сознания. Эти нарушения называют ретроградной амнезией, они изучены сравнительно мало.

2. При поражении диэнцефального уровня нарушается крактовременная память. Она становится очень ранимой. Этот дефект связан с понижением устойчивости КП к побочным раздражителям. Посторонняя деятельность, предложенная таким больным сразу же после предъявления материала, «стирает» предшествующие следы из памяти. Одновременно с этим наблюдается повышенная реминисценция следов, т.е. лучшее воспроизведение материала при отсроченном воспроизведении. Это присуще и здоровым людям, но у больных с поражением диэнцефального уровня проявляется более отчетливо. Запоминание материала улучшается, если больной заинтересован в результатах исследования или материал организуется в семантически осмысленные структуры.

3. При поражении лимбической системы возникает корсаковский синдром. При нем практически отсутствует память на текущие события. Больные не могут вспомнить, что делали несколько минут назад. ДП при этом функционирует хорошо. Причина нарушений КП при корсаковском синдроме та же, что и при нарушении диэнцефального уровня мозга, но в более обостренном виде. Компенсация отсутствует.

4. При поражении медиобазальных отделов лобных долей мозга тоже наблюдается ослабление КП из-за чувствительности к интерференции. К этому добавляется расстройство семантической памяти, т.е. памяти на логически связанные понятия. Такой больной не может в логически правильной последовательности пересказать сюжет только что прочитанного рассказа, соскальзывает на побочные ассоциации. В заданиях на повторение слов он воспроизводит слова, которых не было в первоначальном списке.

Модально-специфические – это нарушения памяти, связанные с модальностью стимулов. Модально-специфические нарушения возникают при поражении II и III функциональных блоков мозга, где находятся разные анализаторные системы.

1. Акустико-мнестическая афазия – нарушение слухоречевой памяти. Общих нарушений памяти нет, но больной не может удержать в памяти длинный словесный ряд. Возникает при повреждении левого полушария.

2. Оптико-мнестическая афазия – нарушение зрительно-речевой памяти. Хотя гностических зрительных расстройств нет, больные не могут назвать показываемые им предметы, хотя знают их назначение и пытаются его описать. Вторично нарушается способность рисовать. Возникает при поражении левого полушария.

3. Амузия – нарушение способности воспроизвести хорошо знакомую или только что услышанную мелодию, а также отличить одну мелодию от другой. Объединяются гностические и мнестические нарушения. Возникает при повреждении правого полушария.

4. Лицевая агнозия - нарушается способность распознавать реальные лица и их изображения. Объединяются гностические и мнестические нарушения. Возникает при повреждении правого полушария.

Отдельным типом нарушений принято считать нарушение памяти как мнестической деятельности, это называется псевдоамнезией. Псевдоамнезия появляется при массивных повреждениях лобных долей. У больного грубо нарушается процесс формирования целей, поэтому перед больным не может быть поставлена сама задача запомнить материал, т.е. страдает произвольное запоминание. Непроизвольная память при этом остается сохранной. Такие нарушения памяти имеют генеральных характер и распространяются на любой материал.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 3108; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.