Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нарушения речи при локальных поражениях коры головного мозга




 

Нарушения речи являются одной из наиболее проработанных областей нейропсихологии. Нарушения уже сформировавшейся речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария, называются афазиями. По Лурия существует 7 форм афазий.

1. Афферентная моторная, или кинестетическая, афазия. Возникает при поражении нижних отделов теменной области мозга. Мозг не получает информацию о том, в каком положении находится артикуляционный аппарат по время речи. Эта информация играет важную роль в анализе звукового состава слов. При ее отсутствии возникают нарушения в произношении слов и литеральные парафазии (замена одних звуков другими), т.к. больной не может различить движения, необходимые для произношения близких звуков.

2. Эфферентная моторная, или кинетическая, афазия. Возникает при поражении нижних отделов премоторной области (зоны Брока). При полном ее разрушении больные не могут произнести ни одного слова, вместо этого произносят нечленораздельные звуки. При менее грубых поражениях стадает двигательная организация речи, последовательность движений при говорении. Главная трудность для больного заключается в переключении с одного движения на другое, возникают речевые персеверации – повторения одного и того же слога.

3. Динамическая афазия. Возникает при поражениях рядом с зоной Брока. Речь больного с динамической афазией очень бедна, практически отсутствуют самостоятельные высказывания и развернутая речь, на вопросы отвечают односложно. Особенно тяжело упротребляются глаголы. Если такого больного попросить назвать несколько однотипных предметов (например 7 красных предметов), то он назовет 1-2 и замолчит.

4. Акустико-мнестическая афазия. Возникает при пражении средней части височной доли. Больной не способен запомнить даже небольшой речевой материал из-за нарушения слухоречевой памяти. Он может удержать в КП не 7 элементов, как здоровый человек, а 2-3. непонимание устной речи возникает потому, что больной не может запоминить всё сообщение, а не из-за того, что у него нарушено восприятие речи.

5. Оптико-мнестическая афазия. Возникает при поражении задней части височной доли. Больные не могут назвать предметы, вместо этого описывают их функционального назначение. При этом у больных нет расстройств восприятия, они просто не могут вспомнить как называется предмет. Нарушается способность рисовать предметы по памяти.

6. Сенсорная афазия. Возникает при поражении задней части височной доли (зона Вернике). В основе сенсорной афазии лежит нарушение фонематического слуха. Каждый язык характеризуется своим набором фонематических признаков. Они выступают как смысло-различительные (в русском это ударность класных, твердость-мягкость и звонкость-глухость согласных). Фонематический слух формируется, когда человек учится понимать родную речь. Нарушение фонематического слуха ведет к резкой дезорганизации речи. При сильном повреждении зоны Вернике больной вообще не понимает родную речь, воспринимает ее как иностранную. При менее серьезных повреждениях он не понимает сложные и редкоупотребляемые слова. У таких больных наблюдаются литеральные парафазии, нарушено письмо под диктовку, потому что не понятен образец, который подлежит написанию.

7. Семантическая афазия. Возникает при поражении зоны ТРО. Нарушается понимание грамматических конструкций, больной не применяет их в собственной речи. Сложность вызывают:

- конструкции с предлогами, которые отражают пространственные отношения (круг над квадратом, круг под квадратом),

- сравнительные отношения, которые для своего понимания требуют одновременного анализа нескольких предметов (рукча короче карандаша, Оля темнее Кати, но светлее Сони),

- временные конструкции, отражающие временные отношения (прежде чем, до того как),

- конструкции родительного падежа, выражающие отношения между предметами (мамина дочка, брат отца) и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1463; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.