Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оптимизационный метод проектирования дорожных одежд нежесткого типа




В программе Гипродорнии в качестве критерия оптимальности, определяющего эффективность того или иного варианта конструкции, является строительная стоимость единицы площади дорожной конструкции (1 м2, 100 м2 и т.д.):

где (30.1)

hi - толщина i -го конструктивного слоя, см;

Кi - стоимость единицы толщины i -го конструктивного слоя, отнесенная к единице площади, руб/см.

Для наиболее рационального использования местных дорожно-строительных материалов проектированию дорожной конструкции всегда предшествует разработка транспортной схемы строительства, что позволяет выделить на проектируемой дороге ряд характерных участков в зависимости от грунтовых и гидрогеологических условий, от зон использования источников снабжения местными дорожно-строительными материалами и производственных баз и учесть транспортные расходы на перевозку материалов.

Процесс поиска оптимальной конструкции нежесткой дорожной одежды сводится к определению такой совокупности конструктивных слоев , при которой оказывается выполненным условие (30.1) и которая одновременно удовлетворяет следующему комплексу технических ограничений:

- обеспечение требуемой жесткости конструкции, при которой обеспечивается работа грунтового основания в стадии упругих деформаций;

ti £ t доп. i - обеспечение требуемой прочности против сдвига в малосвязных конструктивных слоях и грунтовом основании;

sri £ Ri - обеспечение требуемой прочности при изгибе монолитных слоев;

- обеспечение морозоустойчивости конструкции;

Ai £ hi £ Bi - обеспечение технологических требований и требований по осушению дорожной конструкции.

Здесь и Етр - общий и требуемый модуль упругости дорожной одежды;

ti и t доп. i - максимальное касательное напряжение сдвига в i -м конструктивном слое и допустимое его значение;

sri и Ri - максимальное растягивающее напряжение в i -м конструктивном слое и нормативное сопротивление растяжению материала i -го монолитного слоя;

zi - минимальная толщина дорожной конструкции по условию морозоустойчивости;

Ai и Bi - ограничения толщины i -го конструктивного слоя снизу и сверху.

Ограничения толщин конструктивных слоев снизу Ai регламентируются табл. 12.2. Для дополнительного слоя основания Ai назначают из условия обеспечения осушения дорожной одежды.

Шаг перебора каждого i -го конструктивного слоя D hi нерационально назначать меньше, чем технологически возможная точность устройства i -го слоя. Поэтому шаг перебора D hi принимают: для асфальтобетона - 0,5 см; для материалов, обработанных вяжущими - 1,0 см; для прочих несвязных материалов - 2,0 см.

Шаг перебора D hi и интервалы ограничений Ai и Bi связаны зависимостью:

где

mi - целое число.

Если толщину какого-либо слоя варьировать нежелательно, то задают hi = Ai = Bi.

Последовательность поиска оптимальной конструкции нежесткой дорожной одежды следующая:

формируется первый вариант дорожной одежды таким образом, что толщины всех конструктивных слоев принимают равными ограничению снизу hi = Ai;

выполняют все расчеты на прочность снизу вверх и осуществляют проверку исходной конструкции по всем техническим ограничениям. Если по какому-либо техническому условию конструкция не проходит, то увеличивают нижний (первый) слой на шаг перебора D h 1 (рис. 30.1) и вновь выполняют все расчеты;

если в ходе расчета оказывается, что hi = Bi, а по каким-либо техническим ограничениям конструкция все еще не проходит, то увеличивают толщину второго слоя на шаг D h 2, а толщину первого слоя принимают h 1 = А 1 и вновь выполняют все расчеты, увеличивая первый слой с шагом h 1 = h 1 + D h 1 и т.д. до тех пор, пока не будет сформирован первый вариант, удовлетворяющий всем техническим условиям. Вариант запоминается и подсчитывается его стоимость;

увеличивают толщину второго снизу слоя h 2 = h 2 + D h 2 и, полагая h 1 = А 1 вновь с шагом D h 1 отыскивают вариант, удовлетворяющий требованиям всех технических ограничений. Если стоимость сформированного таким образом второго варианта возросла, увеличивают толщину третьего слоя h 3 = h 3 + D h 3, принимая равными h 1 = А 1 и h 2 = А 2 и т.д. Вариант не запоминают. Если стоимость уменьшилась, вариант запоминают и, вновь увеличив слой h 2 = h 2 + D h 2 снова повторяют расчеты и т.д.

Рис. 30.1. Схема к оптимальному расчету конструкции нежесткой дорожной одежды

В оптимизационной программе Гипродорнии реализован метод последовательного анализа вариантов. Рассчитав несколько вариантов конструкций дорожной одежды, для каждого из них вычисляют дополнительно дорожно-эксплуатационные и транспортные расходы и сравнивают по чистой приведенной стоимости NPV:

где (30.2)

NPV - чистая приведенная стоимость;

ОUTF 0 - первоначальные инвестиции в строительство дорожной одежды;

OUTFt - текущие дорожно-эксплуатационные и транспортные расходы;

t - текущий год эксплуатации автомобильной дорога;

Тр - расчетный срок сравнения вариантов;

RD - коэффициент дисконтирования (см. табл. 4.9);

- остаточная стоимость дорожной одежды.

При проектировании дорожных одежд часто приходится сравнивать равнопрочные конструкций с одинаковым типом покрытия. В этом случае при сравнении вариантов можно ограничиться лишь строительной стоимостью (первоначальными инвестициями) ОUTF 0. По чистой приведенной стоимости NPV сравнивают лишь конструкций с различным типом покрытия либо с различной проектной прочностью.

Наибольший экономический эффект дает проектирование оптимальных дорожных одежд в пространстве, когда конструкцию оптимизируют по длине трассы автомобильной дороги с учетом протяженности насыпей и выемок, почвенно-грунтовых, гидрогеологических условий, местоположения карьеров местных дорожно-строительных материалов, размещения производственных баз, местоположения станций доставки фондируемых материалов и т.д. Алгоритмы и компьютерные программы пространственного расчета оптимальных дорожных одежд разработаны в Ташкентском автомобильно-дорожном институте канд. техн. наук М.Л. Гольдбергом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.