Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Христианство




Христианство — одна из трех мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Общее число христиан сейчас достигает более 2 млрд человек.

Христианство возникло в I в. среди евреев Палестины и сразу же распро­странилось у других народов Средиземноморья. В IV в. стало государствен­ной религией Римской империи. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии с X в. В результате схизмы (разделение церквей) христианство в 1054 г. раскололось на православие и католицизм. Из католицизма в ходе Реформации в XVI в. выделился протестантизм. Их называют тремя главными вероисповеданиями, или конфессиями. Вся ев­ропейская культура в значительной степени опирается на протестанцизм. Европа являет собой единую цивилизацию именно благодаря христианству.

На греч. языке Christos — Помазанник, Мессия. Добавление к этому сло­ву латинского суффикса дало название всем его последователям: christianoi — приверженцы или последователи Христа, т.е. христиане. В основе христи­анства лежит вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение второго лица триединого Божества (Троица). Приобщение верующих к Божественной благодати происходит через участие в таинствах.

Источник вероучения — Священное Предание, главным в нем является Священное Писание (Библия).

В моральной сфере христианство принесло с собой взгляд на личность как на существо, наделенное свободой, разумом, чувством ответственности и способностью к любви. Люди увидели идеал человека в образе Христа. Через проповедь Христа и апостолов в сознание входили христианские доб­родетели: преимущество духовного над животным; вера в премудрость и силу Божью как источник для преодоления зла; надежду на спасение и его воз­можность благодаря покаянию и праведной жизни. Христианство требова­ло честности в делах и мыслях, смирения, готовности разделить участь страждущих, оказать помощь, подать милостыню. Государственная власть получила высшую божественную санкцию. Христианство дало толчок фор­мированию исторического чувства и исторического сознания. Возникла духовная ориентация культуры.

Христос, апостолы и четыре евангелиста. Фрагмент мозаики, V в.

В христианстве есть то, чего нет в других религиях — понятие «таинства» как совершенно особого действия, выходящего за пределы обычного ритуала или обряда. Если обряды, по мысли С. Аверинцева, лишь символически со­относят человека с божеством, то таинства (греч. mysterion, лат. sacramentum) реально вводят божественное присутствие в жизнь человека и служат залогом грядущего «обожения», прорыва эсхатологического времени.

Согласно христианскому вероучению, таинствами следует считать прак­тику приобщения верующих к божественной благодати.

Католическая и православная церкви признают семь таинств:

Крещение — инициация, вводящая в христианскую жизнь и пресекающая первородный грех.

Причащение, или Евхаристия (греч. eucharistia — причащение), во время которой верующие приобщаются к Христу, вкушая на литургии хлеб и вино, символизирующие его тело и кровь.

Миропомазание имеет целью сообщить верующему мистические дары Святого Духа и как бы увенчивающее Крещение.

Покаяние означает исповедь перед священником и отпущение грехов.

Рукоположение (ординация, священство) — возведение в духовный сан (посвящение в священнослужители), дающее право совершать таинства, учить и «пастырски» вести верующих.

Церковный брак, понимаемый как соучастие в мистическом браке Хрис­та и Церкви.

Соборование (елеосвящение) сопровождается молитвами и помазанием елеем тела тяжелобольного человека, готового к смерти.

Важнейшие для всего христианства считаются два таинства — крещение и причащение. Лютеране признают толь­ко их, а англиканская церковь — креще­ние, причащение и церковный брак.

Огромно значение христианства на Руси. Через него вошли в сознание сла­вян идеи личности, семьи, церкви. На основе церковной жизни в России развивались иконопись, песенное искусство. Приходская общность была первой в истории духовной общностью. Если языческие представления о времени носили циклический характер, связывались со сменой времени года, то христианство дало толчок формированию исторического чувства и исторического сознания. Возникла духовная ориентация культуры на буду­щее. Русские стали осознавать себя единым народом именно благодаря хри­стианству. Они увидели идеал человека в образе Христа. Через проповедь Христа и апостолов в сознание входили христианские добродетели: преиму­щество духовного бытия над животно-инстинктивным;-вера в премудрость и силу Божью как источник всякой мудрости и силы, как возможность пре­одолеть зло, соблазны; надежда на то, что праведная жизнь спасает, что про­щение и благодать дадутся нам, если мы сумеем преодолеть уныние и мало­душие. Христианство требовало честности в делах и мыслях, смирения, го­товности разделить участь страждущих, оказать помощь, подать милостыню.

В России за последние годы открыты сотни духовных учебных заведений (только исламских около 60). При многих из них созданы религиозные шко­лы, в которых изучаются основы тех или иных религий. Более тысячи юно­шей из России обучаются в высших и средних духовных заведениях в стра­нах Востока и Запада. Кроме того, открыты широкие возможности светским учебным заведениям в осуществлении религиозного воспитания подраста­ющего поколения.

Расширены права верующих и их общин в самых различных областях жизнедеятельности общества, открытии культовых зданий, владении иму­ществом, издании религиозной литературы, подготовки кадров духовенства, налаживании связей с зарубежными единоверцами, организации паломни­чества к священным местам и т.д.

Верующие России впервые за многие десятилетия (мусульмане, иудеи за многие века) почувствовали себя частицей остального мира верующих. Рос­сийские религиозные организации получили возможность поддерживать широчайшие связи со своими единоверцами из зарубежных стран, ездить к ним и принимать их у себя дома. Ежегодно десятки тысяч верующих Рос-

сии различных конфессий отправляются для совершения паломничества в Иерусалим, Мекку и Медину.

ПРАВОСЛАВИЕ3

Православие (христианство восточного обряда; греч. орбобо^кх — от греч.: ор9о<; — прямой, правильный и бо^а — мнение) — одна из трех основ­ных христианских конфессий. За рубужом православную церковь называ­ют ортодоксальной. Термин «ортодоксия» (православие) известен со II в. У Климента Александрийского (II—III вв.) им обозначается истинная вера и единомыслие всей церкви в противовес инакомыслию ('етгробо^их, от греч.: 'етерос; другой и бо^а — мнение) и разногласию еретиков. До раскола 1054 г. именование церкви «православной» было редким явлением.

Православие распространено на Балканах, в России, странах Восточной Европы и Ближнего Востока. По разным оценкам православие во всем мире насчитывает от 200 до 300 млн адептов, уступая по численности последова­телей католицизму и протестантизму. Большая часть автокефальных (само­стоятельных) православных церквей (ПЦ) образовалась лишь в XIX—XX вв. Сегодня в мире насчитывается 15 поместных автокефальных и 4 автоном­ных православных церквей.

Верите ли Вы в существование (% от числа опрошенных)

 

Бога 43,7
Высшей силы, духа, разума 24,1
Не знаю, что и думать 13,1
Не верю, что существует Бог, высшая сила, дух и т.д. 12,4
Затрудняюсь ответить 6,7

Источник: Опрос РОМИР, 2001 г. Объем выборки — 2 000 человек. Автор анкеты — проф. А.А. Осеев.

Православие представляет собой восточную («византийскую») ветвь хри­стианства, развивающуюся с середины XI в. как его самостоятельное направ­ление, обладающее рядом догматических, канонических и обрядовых осо­бенностей. На территории Древнерусского государства приверженцы пра­вославия появились в IX в., а в конце X в. при киевском великом князе Владимире (988). Русь официально приняла эту религию, этим и было по­ложено начало Русской православной церкви (РПЦ). До середины XVb. Рус­ская церковь была митрополией (т.е. одной из составных частей) Кон­стантинопольской церкви, а ее глава утверждался Вселенским патриархом. В 1448 г. Русская церковь обрела автокефалию (самостоятельность), в 1589 г. стала возглавляться Патриархом Московским и всея Руси. Петр I, реформы которого не поддержала высшая церковная власть, упразднил патриарше­ство. Его заменил Святейший правительствующий синод. Лишь накануне Октябрьской революции патриаршество было вновь восстановлено4.

3 Материал подготовлен в соавторстве с К.С. Емельяновым.

4 Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М, 1996. С. 186.

Сложные взаимоотношения Русской православной церкви с Советским правительством инициировали появление в 1920-е гг. православных религи­озных движений внутри страны и за ее пределами, квалифицируемых священ­ноначалием Русской православной церкви как раскольнические: обновлен­чество, Истинно православная церковь, более известная как Катакомбная, Русская православная церковь за рубежом (РПЦЗ) и пр. Конфликт эмигрант­ского духовенства с Русской православной церковью в 1927 г. перерос в так на-зываемый «карловацкий раскол», положивший начало существованию оппозиционной Московскому Патриархату Русской православной церкви

за рубежом. В конце 1980-х — начале 1990-х гг., как независимые конфес­сиональные образования, возникли Российская православная свободная церковь (ныне — Российская право-слвная автономная церковь), Кафоли­ческая православная церковь (КПЦ), геннадиевская ветвь Истинно право­славной церкви, Украинская право­славная церковь Киевского патриарха­та (КП) и др. Они не признаны Вселен­ским православием в качестве автокефальной или автономной церкви, и каноническое общение с ними отсутствует.

Таким образом, сейчас в России существуют православные церковные организации, не признающие руководства Русской православной церкви. Это Российская православная церковь (до 1998 г. — Российская право­славная свободная церковь), образованная в 1989 г. из православных прихо­дов, перешедших в юрисдикцию Русской православной церкви за рубежом. В 1995 г. Российская православная свободная церковь вышла из подчинения Русской православной церкви за рубежом. Численность сторонников Рос­сийской православной церкви и членов российских приходов Русской православной церкви за рубежом незначительна. По этнической принадлеж­ности они в основном русские5.

После распада СССР из подполья вышла Истинно православная церковь. В настоящее время она не представляет собой единого целого и подразде­ляется на несколько групп, различающихся по своей юрисдикции и по отношению к Русской православной церкви. Наиболее крупные группы Истинно православной церкви — геннадиевская (или поздеевская), исаакиан-ская, лазаревская, группа епископа Казанского Гурия, группа схимитропо-лита Антония, Сибирская митрополия и др. Даже в общей своей совокуп­ности численность приверженцев различных подразделений Истинно православной церкви очень невелика. Они живут в Санкт-Петербурге, Ярославле, Нижнем Новгороде, Иванове, Москве, Кашире, Курске, Крас­нодаре, Кисловодске, Барнауле, Иркутске и в других местах России.

Истинно православные христиане (члены некоторых общин Истинно православной церкви, оставшихся в годы гонений на религию без священ­ников) никогда не представляли собой единого целого и всегда подразделя­лись на большое число самостоятельных групп: «Правильный путь ко спа-

Казьмина О.Е. Конфессиональный состав населения России (www.cbook.ru).

сению», Основное звено Христа, федоровцы, стефановцы, массаловцы, са-маряне, чердашники, аноховцы, «Ревнители церкви», «Козловское подпо­лье», николаевцы, михайловцы, евлампиевцы, ерофеевцы, васильевцы, бу-евщина, липецкие истинно православные христиане, молчальники, седмин-цы и др. Многие из этих групп в настоящее время фактически распались. Разные группы истинно православных христиан представлены в Тамбов­ской, Воронежской, Липецкой, Орловской, Курской, Белгородской, Брян­ской, Пензенской, Ульяновской, Саратовской, Самарской, Рязанской, Туль­ской, Владимирской, Ивановской, Ярославской, Костромской, Воло­годской, Нижегородской, Кировской, Ростовской, Новосибирской, Томской и Кемеровской областях, Краснодарском, Ставропольском и Красноярском краях, республиках Мордовия, Чувашия, Татар­стан, Коми, Адыгея. Большинство ис­тинно православных христиан по нацио­нальности русские6.

Шесть православных приходов Рос­сии, которые возглавил бывший ногинс­кий священник Адриан (Старина), зап­рещенный Русской православной церко­вью в служении за нарушение правил церковной жизни, объявили себя при­надлежащими к так называемой Русской православной церкви Киевского патри­архата.

В Псковской и Воронежской облас­тях, Краснодарском крае и некоторых других районах России живет небольшое число сторонников вышедшей в конце XIX в. из Русской православной церкви секты иоаннитов. В ряде районов России появились общины возникшей в 1985 г. секты — Церкви Божией Матери преоб­ражающейся (так называемого Богоро­дичного центра).

По данным исследования религиоз­ных организаций Москвы, проведенного в 1996-1997 гг., только на 1 января 1997 г. было официально зарегистриро­вано 9 разных видов православных объединений, не находящихся под юрис­дикцией Московского патриархата7.

Под православием подразумевается мировоззренческая система, которая основывается на Св. Писании и постановлениях (правилах) семи Вселенских Соборов. Оно оформилось как самостоятельное направление после раско­ла 1054 г. Причиной раскола были политические интриги, которые в конеч­ном итоге привели к взаимному анафематствованию друг друга римского

6 Казьмина О.Е. Конфессиональный состав населения России (www.cbook.ru).

7 Каргина И.Г. О динамике развития христианских конфессий // Социс. 1998. № 6. С. 115.

Папы и Константинопольского Патриарха. В качестве догматического раз­личия обычно указывают на изменение западными христианами Символа веры — основного свода церковных догматов, составленного на первых двух Вселенских соборах. Разница заключается в изменении формулировки о Св. Духе (православие считает, что Св. Дух исходит только от Отца, католи­чество полагает, что Св. Дух исходит от Отца и Сына). На самом деле эта раз­ница в формулировках существовала задолго до 1054 г.

Главным критерием православия является верность апостольскому Пре­данию Вселенской Церкви, той вере, которая заповедана св. апостолами и исповедуется «всегда везде и всеми». Православие за абсолютную истину формально признает Библию, но, кроме того, добавляет еще к ней Сященное Предание и различные литературно-художественные источники времен Византийской империи. К православному преданию относятся такие нехристианские добавки, как иконопочитание, поклонение ангелам, культ святых, культ Богородицы, философско-богословские сочинения так назы­ваемых «отцов Церкви», решения, принятые на вселенских соборах и мно­гое другое.

Отличие между Католической и Православной Церквами состоит в раз­личном понимании единства Церкви. Для православных достаточно разде­лять одну веру и таинства, католики в добавление к этому видят необходи­мость в едином главе Церкви — Папе. Католическая Церковь отличается от Православной Церкви своим пониманием вселенскости или кафоличнос-ти. Православные утверждают, что Вселенская Церковь «воплощена» в каж­дой поместной Церкви, возглавляемой епископом. Католики добавляют, что эта поместная Церковь должна иметь общение с поместной Римско-като­лической Церковью, чтобы принадлежать к Вселенской Церкви.

Основными обрядовыми различиями православия и католицизма явля­ются — у православных — более длительное богослужение, употребление древней (расширенной) редакции текстов литургий святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, крещение погружени­ем, отсутствие практики конфирмации, совершение евхаристии на квас­ном хлебе, причастие под двумя видами для клириков и мирян, строгость постов и соблюдение четырех многодневных постов в году, в некоторых православных церквях годовой цикл богослужений продолжает опреде­ляться по юлианскому календарю. Католическая Церковь провозгласила догмат о чистилище. Это состояние душ, предназначенных для рая, но еще не готовых к нему. В православном учении чистилища нет. Католическая Церковь исповедует, что таинство брака заключается на всю жизнь и зап­рещает разводы, Православная Церковь в отдельных случаях разводы до­пускает.

В настоящее время различия между католичеством и православием за­ключаются: во-первых, в устройстве церквей (в католичестве все епархии подчиняются римскому епископу — Папе, в православии — каждая епархия подчиняется своему епископу, а патриарх является лишь «первым среди равных» епископом); во-вторых, в почитании Богородицы (в католичестве существуют догматы о соискуплении грехов человечества Богородицей и о Ее непорочном зачатии; в православии Мария Дева почитается больше всех святых, но ей не предается роль соискупительницы и считается, что Она родилась от своих родителей — Иоакима и Анны); в-третьих, в совершении

Ьвхаристии: в католичестве месса (литургия) служится на опресноках (прес­ный хлеб), в православии — на квасном хлебе; в-четвертых, в практике при­чащения: в католичестве мирян причащают Телом Христа, а Тела и Крови приобщаются только священнослужители, в православии все причащают­ся и Тела, и Крови Спасителя; в-пятых, в указанной выше разнице в фор­мулировке Символа веры. Существуют еще несколько отличий православия от католичества менее существенных, таких, как форма креста (в правосла­вии восьмиконечный, в католичестве — четырехконечный), порядок бого­служений, виды облачений священников и т.д., однако все они являются не догматическими, а, скорее, культурными.

В последнее время стала намечаться тенденция сближения обеих Церк­вей, выражающаяся главным образом в разрешении для католических свя­щенников служить по православному (восточному) обряду и допускать к причастию православных. Таким образом, серьезным отличием между дву­мя конфессиями является только первенство Папы в Церкви, которое пока не может быть принято православным миром.

Православиеодна из трех основных конфессий христианства

Православие очень консервативно. Еще в 1900-х гг. многие богословы писали, что Церковь отстает от сегодняшнего дня. Это касается языка, не говоря уже о содержании православного богослужения, сложного и много­гранного. И новообращенный неофит вряд ли поймет его суть, его глубину. В тот момент, когда Петр I его отменил, славянский язык стал мертветь, ибо на нем никто не говорил. Однако охранительная тенденция — сознательно выбранная позиция. Православие создавало свои каноны в III—V вв., т.е. в эпоху ранних христиан. Православие (буквально «правильно славим Господа нашего Иисуса Христа») в неприкосновенности сохраняет символ веры в Бога как творца, его триединство, искупление, воскресение из мертвых, крещение, загробную жизнь, утвержденные на первых двух Вселенских

соборах (собраниях высшего христианского духовенства) в IV в., а также ос­новы веры, провозглашенные последующими пятью Вселенскими соборами в V—VIII вв. Католические же (буквально «всеобщие, вселенские») догма­ты, установленные позже, после окончательного раскола христианской цер­кви в XI в. (о неделимости папы, чистилище, непорочном зачатии Девы Марии и т.п.), православными церквами объявлены ошибочными, проти­воречащими Священному Писанию и Священному Преданию.

Православие в том и состоит, что сегодня оно ничего в них изменить не может. В то же время католицизм очень чутко реагирует на современность

и стремится поспевать за реальностью, усваивая ее новейшие тенденции. Дру­гим пережитком считается отправле­ние богослужения стоя. В католицизме и протестантизме верующие, по многу часов проводящие в храме, могут си­деть, а в православной церкви они обязаны стоять.

Православные священники даже запрещают смотреть кинофильмы и телевизор, читать газеты, слушать радио или посещать рок-концерты. В про­поведях нередко можно услышать негативные замечания о том, что совре­менные СМИ, молодежная и массовая культура, а также Интернет, облада­ют неограниченной властью в информационном обществе и могут представ­лять серьезную опасность. Они — чуть ли не дьявольское орудие. Призывы полностью отказаться от телевизоров или от компьютеров напоминают сред­невековые методы борьбы с ведьмами. Демонизация непонятных явлений воздействует только на отсталые умы, а современную молодежь отталкива­ет от посещения храма.

Первичной ячейкой церкви является приход, т.е. община верующих, уп­равляемая приходским собранием во главе с настоятелем (священником). Совокупность приходов на определенной территории (район, несколько рай­онов области или города) образуют благочиние. Совокупность приходов на территории области (края, республики) или двух областей составляет епархию, управляемую архиереем (в сане епископа, архиепископа, митрополита) при содействии епархиального собрания. Все епархии, находящиеся как на тер­ритории России, так и в «ближнем», и в «дальнем» зарубежье образуют РПЦ в целом. Высшими органами управления в ней являются Поместный собор, созываемый не реже одного раза в 5 лет, Архиерейский собор — ежегодно, а также Священный синод во главе с Патриархом — постоянно действующий орган. Рабочими органами при Синоде являются Московская патриархия с входящими в нее подразделениями, в том числе Отдел внешних церковных сношений, Издательский отдел, Отдел по церковной благотворительности и социальному служению, Отдел по религиозному образованию и катехизации и др. На базе некоторых приходов стали возрождаться православные братства. Они занимаются восстановлением храмов, благотворительной и религиозно-просветительской деятельностью. Действует также Всецерковное православ­ное молодежное движение. В Москве открыты Российский православный университет и Православный Свято-Тихоновский богословский институт, дающие богословское образование мирянам8.

Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 19%. С. 186-187.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1336; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.