Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследование конфессионального состава




Ен

S

Б07

начал распространяться адвентизм. В начале XX в. возникли общины хрис­тиан веры евангельской — пятидесятников. Накануне Великой Отечествен­ной войны появились «Свидетели Иеговы». В настоящее время в России насчитывается до 40 различных протестантских течений, приверженцами которых являются более 1 млн человек. (В протестантских объединениях существует персональный учет членов)13.

Самой многочисленной протестантской конфессией в России является баптизм. Проникнув в Россию в середине XIX в., баптизм первоначально распространялся среди немцев, однако довольно скоро группы баптистов появились и среди представителей других народов. В 1870-е гг. в России стало распространяться близкое к баптизму движение евангельских христиан, имеющее английские корни.

Католицизм в России. Поклонение Пресвятым Дарам

По данным официальной статистики, по состоянию на 1917 г. из проте­стантских деноминаций официально была признана деятельность только евангельских христиан-баптистов, христиан веры евангельской (пятидесят­ников), адвентистов седьмого дня, молокан и меннонитов. Данные переписи 1913 г. говорят о том, что 4,5% населения России исповедовали протестант­скую религию (причем 25% из этого числа были представителями интелли­генции) — это против 65% православных верующих14.

В 1944 г. евангельские христиане и подавляющее большинство россий­ских баптистов объединились в Союз евангельских христиан и баптистов (с 1945 г. — Союз евангельских христиан-баптистов). В стране представле­но и сравнительно молодое (возникшее в 1901 г.), но быстро увеличиваю­щее ряды своих сторонников протестантское течение — пятидесятнмест-во, подразделяющееся на ряд ветвей. Особое положение в протестантизме

13 Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996. С. 190.

14 Каргина И.Г. О динамике развития христианских конфессий // Социс. 1998. № 6. С. 115.

занимают разные группы так называемых маргинальных протестантов, ве­роучения которых весьма сильно отличаются от традиционного протестан­тизма, а иногда и от христианства вообще. Особенно интенсивной миссио­нерской деятельностью выделяются свидетели Иеговы. В настоящее время их численность в стране составляет (вместе с детьми) более 50 тыс. человек. С начала 1990-х гг. в России действуют также мормоны, или Церковь Иису­са Христа святых последних дней.

Активность протестантских религиозных организаций, насчитывающих 45 религиозных объединений и представляющих 15 религиозных течений, постоянно растет. Наиболее крупными по числу организаций являются еван­гельские христиане-баптисты (центр в г. Москве). Официально зарегистри­рована религиозная организация «Ас­социация миссий "Ковчег"». В ряде протестантских религиозных органи­заций создаются объединения, целью которых является оказание благотво­рительной помощи, работа с наркома­нами и алкоголиками, инвалидами (особенно глухонемыми). Так, при ак­тивном участии церкви «Свет Миру», «Пресвитерианской церкви» в г. Тю­мени в июне 2002 г. проведена городская акция «Будущее детей — без наркотиков».

Ныне официально зарегистрировано более 20 различных протестантских конфессий, а до 1991 г. их насчитывалось только 8. В их числе есть те, кото­рые существуют в России давно, как например, меннониты, молокане или евангельские христиане-баптисты, которые в этом году отмечают 130-летие своего движения в России, и те, которые появились в нашей стране совсем недавно, как, например, харизматы или христиане полного Евангелия, но уже имеющие значительное число последователей.

Сравнительный анализ видов деятельности православных и протестант­ских объединений позволяет сделать вывод о значительно большей, по срав­нению с православными церквами, ориентированности протестантских церквей на решение социальных проблем общества, обращение в своей де­ятельности вовне, за пределы церковной общины15.

Огромную роль в развитии социального уклада, предпринимательства и культуры российского общество сыграло старообрядчество, которое первым отделилось от Русской православной церкви. Старообрядчество возникло в результате раскола в Русской православной церкви, произошедшего в 60-е г. XVII в. Поводом к нему послужили церковные реформы патриарха Никона (1652—1666), воспринятые частью населения как «порча веры».

Среди старообрядцев преобладают русские. Старообрядчество никогда не было единым течением. В течение XVII—XVIII вв. старообрядцы раздели­лись на поповцев (имеющих священников) и беспоповцев (у которых ин­ститут священства отсутствует). В настоящее время старообрядцы-поповцы делятся натри основные группы: единоверцев, приверженцев Русской пра­вославной старообрядческой церкви (Белокриницкая иерархия) и сторон­ников Русской древлеправославной церкви. Беспоповское направление в на­стоящее время разделено на следующие основные группы: часовенное,

Каргина И.Г. О динамике развития христианских конфессий // Социс. 1998. № 6. С. 118.

поморское, федосеевское и спасовское (спасово) согласия, филипповский и страннический толки.

В условиях гонений со стороны господствующей церкви и светских вла­стей старообрядцы, особенно беспоповцы, вынуждены были организовать свою жизнь и религиозную практику по типу сектантских общин: самоизо­ляция, персональный учет членов, нравственный ригоризм и т.п. Лишь в конце XIX — начале XX в. старообрядцы получили более или менее благо­приятную возможность для удовлетворения религиозных потребностей. Старообрядчество сыграло значительную роль в развитии экономики Рос­сии на основе свободного предпринимательства. Общая численность старо­обрядцев в России, по приблизительной оценке, свыше 2 млн человек.

В 1971 г. поместный Собор Русской православной церкви снял «клятвы» со старообрядцев, признав их православными. С этого момента начался новый период взаимоотношения — конструктивного диалога и сотрудниче­ства — Московской патриархии и старообрядцев-поповцев.

Таким образом, конфессиональный состав населения России практичес­ки за 100 лет отражен в табл. 9.

Таблица 9 Конфессиональный состав населения России

 

Состав населения Российская Империя (1897 г.) СССР (1991 г.) Россия (середина 1990-х гг.)
Численность совокупного населения 125 млн 270 млн 149 млн
Православные (включая старообрядцев) 71,3 22,8 33-40 (50-60 млн)
Католики 9,2 5,5 0,2 (около 300 тыс.)
Протестанты 3,0 3,0 0,7 (более 1 млн)
Мусульмане 11,2 11,5 10-13 (15-20 млн)
Буддисты 0,4 0,4 0,7 (около 1 млн)
Иудеи 4,2 0,2 0,7 (около 1 млн)
Последователи новых религиозных движений - 0,2-0,3 (300-400 тыс.)
Неверующие - Около 50% Около 50%

Источник: Казьмина О.Е. Конфессиональный состав населения России (www.cbook.ru).

Сегодня на громадных пространствах Российской Федерации одновре­менно протекают разнонаправленные религиозные процессы. В централь­ной России продолжается укоренение традиционного православия. В угро-финских республиках — Карелии, Коми, Удмуртии, Мари Эл, Мордовии — параллельно развиваются национальное язычество и лютеранство. Одна исламская группа сосредоточена на Кавказе, другая — от Казани, по Волге, через Башкирию тянется к Южному Уралу. Буддизм концентрируется в Калмыкии, Туве и Бурятии. Русский протестантизм наиболее успешно раз­вивается в Сибири, а католичество сосредоточивается в крупных промыш­ленных субъектах РФ16. Возобновили свою деятельность некоторые конфес-

16 Щипков А. Проблемы конфессиональной прессы и светской религиозной публицистики (http:// ekg.metod.ru).

сии, запрещенные при советской власти. Появились и некоторые новые деноминации.

В ряде российских городов (Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, Ка­зани, Астрахани, Южно-Сахалинске и др.) появились группы сторонников одной из так называемых новых религий — бахаизма. К новым синкретичес­ким религиям относят также Церковь саентологии, возникшую в 1950-х гг. в США и внедрившуюся позже в ряд городов Европы, в том числе и Моск­ву. Синкретический характер имеют и действующие в некоторых населен­ных пунктах России (наряду с Украиной) секта Белое братство и так назы­ваемая ересь Порфирия Иванова. Часть южных алтайцев исповедуют бур-ханизм — появившуюся в 1904 г. синкретическую религию, сочетающую в себе элементы алтайского шаманизма и буддизма. Последователи этой ре­лигии поклоняются богу Бурхану.

Шаман — представитель традиционных верований в России

В России живут и приверженцы традиционных верований (шаманизма, родоплеменных и промысловых культов и др.). Их последователи составля­ют большинство среди верующих эскимосов, чукчей, коряков, нивхов, удэ­гейцев, негидальцев, эвенов, тофаларов, нганасанов, энцев, немало их и среди алтайцев, ненцев, долган, ороков. Сторонники традиционных веро­ваний есть также среди эвенков и хантов.

Анализ деятельности религиозных объединений показывает, что их роль в общественной жизни возрастает. Религиозные организации все активнее включаются в процессы социального служения в обществе. Они решают вопросы духовно-нравственного воспитания, проблемы борьбы с алкоголиз­мом и наркоманией, благотворительности и милосердия, просветительской работы в местах лишения свободы. Многие традиционные и нетрадицион-

ные религиозные объединения сотрудничают между собой в решении самых актуальных задач. В конструктивный межрелигиозный диалог включились и нехристианские конфессии. Так, православные и мусульмане совместно обсуждали возможности прекращения вооруженных конфликтов в Нагор­ном Карабахе и Чечне.

Взаимовлияние конфессий часто происходит по тому же самому сценарию, что и взаимовлияние культур, где есть поглощение и ассимиляция, частичное приспособление и аккультурация, сохранение автономии и культурный плю­рализм. Бытование ислама в православном культурном пространстве посте­пенно привело к формированию неизвестных ранее феноменов. Один из них так называемый русский ислам — исламской и русской культур, в том числе культур мышления. Его основные черты: массовый переход в мечетях на рус­ский язык; перевод исламского книгоиздательства на русский язык; приня­тие госстандарта по исламской теологии и разворачивание образовательного процесса преимущественно на русском языке в определенном методическом поле; исламские русскоязычные СМИ; появление исламских сообществ, ду­мающих и говорящих на русском языке. По мнению специалистов, русский ислам — это явление, которое принадлежит как исламской, так и русской культуре, в том числе политической культуре17.

Социальной базой распространения русского ислама становится русский язык, на котором разговаривает большинство населения России. Большин­ство городских мечетей сегодня наполняются мусульманами разных наци­ональностей, а этим национальностям нужен единый язык общения. Но вместе с языком в сознание людей проникают и новые стереотипы, привыч­ки и алгоритмы мышления. Татарский ислам, к примеру, совершенно не похож на арабский ислам, поскольку тот существует совершенно в ином культурном пространстве. Процессы этнокультурного смешения и мигра­ционные потоки лишь усилят в будущем значение этого феномена. Взаимо­дополнение конфессий и культур рождает так называемое пространство комплементарности — между русской культурой, имеющей традиционно православные корни, и исламской культурой в России.

Русификации ислама, если уместно подобное выражение, способствует также развитие рыночных отношений. Книгоиздательства в погоне за мас­совыми тиражами предпочитают выпускать книги на том языке, на каком разговаривает большинство покупателей. И хотя сегодня в России немало было выпущено исламской литературы на разных языках, особенно на та­тарском, тем не менее самое массовое распространение получила исламская литература на русском языке: книги издательства «Бадр», дагестанский про­ект издательского дома «Ансар» — «Золотой фонд исламской мысли» («На­ставление правителям» имама Аль-Газали и др.), монографии востоковедов и арабистов, энциклопедии, словари, карманные словарики, тафсиры, пе­реводы, многочисленная суфийская литература. Государство в этот процесс совершенно не вмешивается, он происходит стихийно.

Образовательный процесс в России протекает на русском языке. Он за­дает стандарты и эталоны обучения, за ним тянутся национальные и кон­фессиональные программы обучения. Сегодня в стране 17 вузов, в которых существуют теологические кафедры или факультеты: 12 государственных и

17 Градировский С. «Русский ислам» как явление и как предмет исследования (http://religare.ru).

5 негосударственных. Все они — православные. В 1993 г. разработан стан­дарт по теологии, разумеется, на русском языке. По его образу и подобию готовят стандарты для других религий. В информационном пространстве России также господствуют русскоязычные СМИ и телевидение. Наконец, еще одно обстоятельство — появление интеллектуальных сообществ, дума­ющих и говорящих на русском языке. Именно в интеллектуальной ислам­ской среде, отмечает С. Градировский, наибольшее количество русских, с русскими корнями или наполовину русских, или, например, с явной тюрк­ской антропологией, но при этом давно уже русскокультурных, русскоязыч­ных людей, принявших ислам18. Цель нового культурного проекта или новой культурной стратегии — формирова­ние в России собственной исламской религиозно-философской школы, ло­яльной российской государственности и противостоящей фундаменталистским течениям в исламе. Речь идет о мультикультурном проекте вовлечения ислама в общероссийскую идентич­ность, о создании некой общероссийской, и в значительной степени — рус-скокультурной, мусульманской идентичности, формирование которой мо­жет быть управляемым со стороны государства. Но для этого, по мнению С. Переслегина, государству необходимо пересмотреть «внутренний дого­вор» российской государственной системы с православием, поскольку весь­ма сомнительно, что на сегодняшний день православные составляют боль­шинство населения или, по крайней мере, наиболее активное большинство России. В этих условиях речь должна идти о равных отношениях властей со всеми конфессиональными группами. В свою очередь, православные акти­висты видят в проекте, в первую очередь, угрозу исламизации русского на­селения. Особенно активно против проекта выступает Союз православных граждан.

В конце 1990-х гг. И.Г.Каргина19 изучала эмпирическими методами кон­фессиональный состав населения России. В ее задачу входило измерить показатели, характеризующие динамику развития христианских конфессий; выявить процессы, носящие принципиально новый характер, отражающие принципиально новый этап жизни религиозной сферы постсоветских госу­дарств. Данные собраны в результате проведения следующих процедур: ♦ Почтовый опрос руководителей христианских объединений в государ­ствах, ранее входивших в состав СССР (февраль 1993 — июль 1994 г.). Разослано 9 250 опросников, получено 3 160 заполненных анкет. Наи­большую долю опрошенных составили объединения России (40,57%), Украины (35,32%), Молдовы (7,59%) и Беларуси (4,15%).

Градировский С. «Русский ислам» как явление и как предмет исследования (http://religare.ru). Каргина И.Г. О динамике развития христианских конфессий // Социс. 1998. № 6. С. 111-118.

♦ Социально-статистическое обследование христианских организаций Москвы и Московской области (ноябрь 1996 — март 1997 г.). Всего изу­чено 826 организаций в Москве и 898 организаций по Московской облас­ти — все официально зарегистрированные по состоянию на 01.01.1997.

♦ Анализ содержательных данных Минюста РФ и публикаций журнала «Религия и право» (1996—1997). В разработку включена информация о 14 688 организациях России, зарегистрированных на 01.01.97. Управлени­ем по делам общественных и религиозных объединений Минюста РФ.

Свой опрос И. Г. Карги на проводила в те времена, когда не существовала (да и не существует по сей день) точная информационная сеть, объединя­ющая данные о всех религиозных объединениях (точный адрес, вероиспо­ведание, общие сведения о деятельности и проч.). В таких условиях оказа­лось невозможным очертить границы генеральной совокупности. Была предпринята процедура так называемого «снежного кома», когда за исклю­чением первого шага выбор очередного респондента совершался по указа­нию респондентов, включенных в выборку на предыдущем шаге.

Анализ данных показал, что за десять лет — с 1985 по 1995 г. — созданы впервые или возобновлена деятельность 38,2% христианских организаций. А за предшествующие 20 лет «брежневского периода», т.е. в 1964—1984 гг., были созданы только 14,3% организаций. В еще более ранний период — с 1955 по 1964 г. — возникло только 2,63% новых организаций. За пять лет с 1985 по 1990 г. было создано 15,95% от общего числа новых религиозных объединений. В период с 1991 по 1994 г. возникло еще 22,2% организаций, причем максимум приходится на 1992 г. (8,58%). Процесс создания и реги­страции новых религиозных объединений продолжается и сегодня: на 1 ян­варя 1997 г. зарегистрировано на 1 610 организаций больше, чем в 1996 г. Всего за два последних года было создано и официально зарегистрировано 11,7% новых объединений христианских конфессий (от общего количества действующих на начало 1997 г. христианских объединений).

Перепись 2002 г. показала, что Россия сегодня — одно из самых много­национальных государств мира, где проживают представители около 160 национальностей. Минюстом зарегистрировано около 22 тыс. религиозных организаций, представляющих 69 конфессий.

Среди субъектов федерации наибольшей конфессиональной плотностью отличается Москва (табл. 10) и Московская область. В конце 1990-х гг. в Москве более '/3 всех религиозных объединений составляли объединения протестантских деноминаций, а немногим более '/2 — объединения право­славных деноминаций.

Таблица 10 Религиозные организации Москвы

 

Наименование религиозной группы Всего объединений % от всех религиозных объединений % от всех христианских объединений
Христианские объединения, втом числе: Православные Протестантские Католические   90,7 36,4 1,3 58,3 40,2 1,5
Нехристианские религиозные объединения   9,3  

Согласно исследованиям И.Г. Каргиной, распределение религиозных организаций в России представлено в табл. 11.

Таблица 11 Религиозные организации России

 

 

Религиозная группа 1996 г. 1997 г.
Всего организаций % по отношению к своей религиозной группе % по отношению ко всем религиозным организациям Всего организаций % по отношению к своей религиозной группе % по отношению ко всем религиозным организациям
Христианские объединения Православные Католические Протестантские Ислам Иудаизм Буддизм Другие нехристианские конфессии 10 055 2 380 74,5 1,8 23,7 76,9 57,3 1,4 18,2 19,1 0,6 0,9 2,5 11 385 8 374 2 770 73,6 2,1 24,3 77,5 57,0 1,6 18,9 18,6 0,4 1,0 2,5
ИТОГО: 13 078 14 688

Источник: Каргина И.Г. О динамике развития христианских конфессий // Социс. 1998. № 6. С. 111 — 118

Религиозная карта Московской области отлична от московской: 79% всех религиозных организаций составляют православные объединения, протес­тантские — 19%, католические официально не зарегистрированы, мусуль­мане — 1%, иудаисты — 1%. Общий вектор конфессиональных изменений в 1996—1997 гг., поданным исследования И.Г.Каргиной, выглядел следую­щим образом:

♦ постоянно увеличивалось число христианских объединений; внутри христианской религии росла доля протестантских объединений (с 23,7 до 24,3%) и католических (с 1,8 до 2,1%);

♦ отмечалось некоторое снижение удельного веса православных объеди­нений (с 74,5 до 73,6%);

♦ доля христианских религиозных объединений по отношению к другим верованиям немного возросла (с 76,9 до 77,5%);

♦ к концу 1996 г. количество протестантских организаций оказалось больше, чем мусульманских (соответственно: 2 770 против 2 738)20.

На постсоветском пространстве резко обострилась конкуренция между религиозными направлениями на рынке духовных услуг. Представители традиционного христианства столкнулись с совершенно новым для себя явлением: возникновением большого числа межконфессиональных христи­анских объединений (в официальной статистике им присвоено наименова­ние «неденоминированные»), которых в советский период не было. Главную

Каргина И.Г. О динамике развития христианских конфессий // Социс. 1998. № 6. С. 117.

силу среди них составляют тоталитарные секты и так называемые миссии. Большинство миссионеров, работающих в межконфессиональных органи­зациях, являются протестантами, однако практически все межконфессио­нальные организации имеют экуменическую направленность. Они оказы­вают услуги людям, не спрашивая об их религиозной принадлежности. В ча­стности, межконфессиональные религиозные объединения взяли на себя решение многочисленных социальных проблем общества: оказание матери­альной, духовной, медицинской помощи малоимущим гражданам, пенси­онерам, детям. Ими создаются приюты для бездомных взрослых и детей, бес­платные столовые, закупается и без­возмездно передается детским домам огромное количество самых необходи­мых вещей, продуктов питания и меди­каментов.

Активная экспансия на российском рынке западного христианства прояв­ляется как в росте численности его сто­ронников среди этнически русского населения, так и в разнообразии форм и видов новых объединений. Подавля­ющее большинство христианских ре­лигиозных объединений составляют церкви (72%), на втором месте стоят миссии (14%), на третьем — союзы, объединения, органы религиозного управления (5,4%)21. Совершенно новы­ми для нас являются такие христианские объединения, как «Христианский юридический центр», «Союз христиан-предпринимателей», «Объединение христианских фермерских хозяйств», «Центр изучения Библии», «Медицин­ское христианское общество» и др. Их деятельность выходит за рамки чис­то религиозных функций, приобретая полурелигиозный и полусветский характер.

1 Каргина ИГ. О динамике развития христианских конфессий // Социс. 1998. № 6. С. 117.

СВЯТЫЕ: КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ И СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ1

Сегодня в России наблюдается процесс, получивший у специалистов на­звание религиозного возрождения: люди потянулись в церковь и к ис­точникам высшей духовности, которых они были лишены более 70 лет. Десятки тысяч храмов возвращаются верующим, первые лица государ­ства, чего никогда не было прежде, участвуют в церковной службе, пред­приниматели инвестируют реставрацию, ученые пишут диссертации по социологии религии. Как социальный институт церковь, согласно опро­сам общественного мнения, пользуется наибольшим доверием и авто­ритетом2.

Среди религиозных институтов особое место занимает почитание свя­тых, которое можно трактовать одновременно и как культурную практи­ку, освящающую имя земного человека и превращающую его в особо ценимую религиозную реликвию, и как социальный институт, помогаю­щий страждущим найти в жизни твердую нравственную опору, боль­нымизбавиться от недугов, сомневающимсяобрести ангела-хра­нителя и небесного заступника. Канонизация святых выполняет важные функции в сфере социальной мобильности, способствуя продвижению в разряд культурных героев тех людей, кто внес выдающийся вклад в развитие церкви и спасение Отчизны.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 974; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.