КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исследование конфессионального состава
Ен S Б07 начал распространяться адвентизм. В начале XX в. возникли общины христиан веры евангельской — пятидесятников. Накануне Великой Отечественной войны появились «Свидетели Иеговы». В настоящее время в России насчитывается до 40 различных протестантских течений, приверженцами которых являются более 1 млн человек. (В протестантских объединениях существует персональный учет членов)13. Самой многочисленной протестантской конфессией в России является баптизм. Проникнув в Россию в середине XIX в., баптизм первоначально распространялся среди немцев, однако довольно скоро группы баптистов появились и среди представителей других народов. В 1870-е гг. в России стало распространяться близкое к баптизму движение евангельских христиан, имеющее английские корни. Католицизм в России. Поклонение Пресвятым Дарам По данным официальной статистики, по состоянию на 1917 г. из протестантских деноминаций официально была признана деятельность только евангельских христиан-баптистов, христиан веры евангельской (пятидесятников), адвентистов седьмого дня, молокан и меннонитов. Данные переписи 1913 г. говорят о том, что 4,5% населения России исповедовали протестантскую религию (причем 25% из этого числа были представителями интеллигенции) — это против 65% православных верующих14. В 1944 г. евангельские христиане и подавляющее большинство российских баптистов объединились в Союз евангельских христиан и баптистов (с 1945 г. — Союз евангельских христиан-баптистов). В стране представлено и сравнительно молодое (возникшее в 1901 г.), но быстро увеличивающее ряды своих сторонников протестантское течение — пятидесятнмест-во, подразделяющееся на ряд ветвей. Особое положение в протестантизме 13 Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., 1996. С. 190. 14 Каргина И.Г. О динамике развития христианских конфессий // Социс. 1998. № 6. С. 115. занимают разные группы так называемых маргинальных протестантов, вероучения которых весьма сильно отличаются от традиционного протестантизма, а иногда и от христианства вообще. Особенно интенсивной миссионерской деятельностью выделяются свидетели Иеговы. В настоящее время их численность в стране составляет (вместе с детьми) более 50 тыс. человек. С начала 1990-х гг. в России действуют также мормоны, или Церковь Иисуса Христа святых последних дней. Активность протестантских религиозных организаций, насчитывающих 45 религиозных объединений и представляющих 15 религиозных течений, постоянно растет. Наиболее крупными по числу организаций являются евангельские христиане-баптисты (центр в г. Москве). Официально зарегистрирована религиозная организация «Ассоциация миссий "Ковчег"». В ряде протестантских религиозных организаций создаются объединения, целью которых является оказание благотворительной помощи, работа с наркоманами и алкоголиками, инвалидами (особенно глухонемыми). Так, при активном участии церкви «Свет Миру», «Пресвитерианской церкви» в г. Тюмени в июне 2002 г. проведена городская акция «Будущее детей — без наркотиков». Ныне официально зарегистрировано более 20 различных протестантских конфессий, а до 1991 г. их насчитывалось только 8. В их числе есть те, которые существуют в России давно, как например, меннониты, молокане или евангельские христиане-баптисты, которые в этом году отмечают 130-летие своего движения в России, и те, которые появились в нашей стране совсем недавно, как, например, харизматы или христиане полного Евангелия, но уже имеющие значительное число последователей. Сравнительный анализ видов деятельности православных и протестантских объединений позволяет сделать вывод о значительно большей, по сравнению с православными церквами, ориентированности протестантских церквей на решение социальных проблем общества, обращение в своей деятельности вовне, за пределы церковной общины15. Огромную роль в развитии социального уклада, предпринимательства и культуры российского общество сыграло старообрядчество, которое первым отделилось от Русской православной церкви. Старообрядчество возникло в результате раскола в Русской православной церкви, произошедшего в 60-е г. XVII в. Поводом к нему послужили церковные реформы патриарха Никона (1652—1666), воспринятые частью населения как «порча веры». Среди старообрядцев преобладают русские. Старообрядчество никогда не было единым течением. В течение XVII—XVIII вв. старообрядцы разделились на поповцев (имеющих священников) и беспоповцев (у которых институт священства отсутствует). В настоящее время старообрядцы-поповцы делятся натри основные группы: единоверцев, приверженцев Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкая иерархия) и сторонников Русской древлеправославной церкви. Беспоповское направление в настоящее время разделено на следующие основные группы: часовенное, Каргина И.Г. О динамике развития христианских конфессий // Социс. 1998. № 6. С. 118. поморское, федосеевское и спасовское (спасово) согласия, филипповский и страннический толки. В условиях гонений со стороны господствующей церкви и светских властей старообрядцы, особенно беспоповцы, вынуждены были организовать свою жизнь и религиозную практику по типу сектантских общин: самоизоляция, персональный учет членов, нравственный ригоризм и т.п. Лишь в конце XIX — начале XX в. старообрядцы получили более или менее благоприятную возможность для удовлетворения религиозных потребностей. Старообрядчество сыграло значительную роль в развитии экономики России на основе свободного предпринимательства. Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, свыше 2 млн человек. В 1971 г. поместный Собор Русской православной церкви снял «клятвы» со старообрядцев, признав их православными. С этого момента начался новый период взаимоотношения — конструктивного диалога и сотрудничества — Московской патриархии и старообрядцев-поповцев. Таким образом, конфессиональный состав населения России практически за 100 лет отражен в табл. 9. Таблица 9 Конфессиональный состав населения России
Источник: Казьмина О.Е. Конфессиональный состав населения России (www.cbook.ru). Сегодня на громадных пространствах Российской Федерации одновременно протекают разнонаправленные религиозные процессы. В центральной России продолжается укоренение традиционного православия. В угро-финских республиках — Карелии, Коми, Удмуртии, Мари Эл, Мордовии — параллельно развиваются национальное язычество и лютеранство. Одна исламская группа сосредоточена на Кавказе, другая — от Казани, по Волге, через Башкирию тянется к Южному Уралу. Буддизм концентрируется в Калмыкии, Туве и Бурятии. Русский протестантизм наиболее успешно развивается в Сибири, а католичество сосредоточивается в крупных промышленных субъектах РФ16. Возобновили свою деятельность некоторые конфес- 16 Щипков А. Проблемы конфессиональной прессы и светской религиозной публицистики (http:// ekg.metod.ru). сии, запрещенные при советской власти. Появились и некоторые новые деноминации. В ряде российских городов (Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, Казани, Астрахани, Южно-Сахалинске и др.) появились группы сторонников одной из так называемых новых религий — бахаизма. К новым синкретическим религиям относят также Церковь саентологии, возникшую в 1950-х гг. в США и внедрившуюся позже в ряд городов Европы, в том числе и Москву. Синкретический характер имеют и действующие в некоторых населенных пунктах России (наряду с Украиной) секта Белое братство и так называемая ересь Порфирия Иванова. Часть южных алтайцев исповедуют бур-ханизм — появившуюся в 1904 г. синкретическую религию, сочетающую в себе элементы алтайского шаманизма и буддизма. Последователи этой религии поклоняются богу Бурхану. Шаман — представитель традиционных верований в России В России живут и приверженцы традиционных верований (шаманизма, родоплеменных и промысловых культов и др.). Их последователи составляют большинство среди верующих эскимосов, чукчей, коряков, нивхов, удэгейцев, негидальцев, эвенов, тофаларов, нганасанов, энцев, немало их и среди алтайцев, ненцев, долган, ороков. Сторонники традиционных верований есть также среди эвенков и хантов. Анализ деятельности религиозных объединений показывает, что их роль в общественной жизни возрастает. Религиозные организации все активнее включаются в процессы социального служения в обществе. Они решают вопросы духовно-нравственного воспитания, проблемы борьбы с алкоголизмом и наркоманией, благотворительности и милосердия, просветительской работы в местах лишения свободы. Многие традиционные и нетрадицион- ные религиозные объединения сотрудничают между собой в решении самых актуальных задач. В конструктивный межрелигиозный диалог включились и нехристианские конфессии. Так, православные и мусульмане совместно обсуждали возможности прекращения вооруженных конфликтов в Нагорном Карабахе и Чечне. Взаимовлияние конфессий часто происходит по тому же самому сценарию, что и взаимовлияние культур, где есть поглощение и ассимиляция, частичное приспособление и аккультурация, сохранение автономии и культурный плюрализм. Бытование ислама в православном культурном пространстве постепенно привело к формированию неизвестных ранее феноменов. Один из них так называемый русский ислам — исламской и русской культур, в том числе культур мышления. Его основные черты: массовый переход в мечетях на русский язык; перевод исламского книгоиздательства на русский язык; принятие госстандарта по исламской теологии и разворачивание образовательного процесса преимущественно на русском языке в определенном методическом поле; исламские русскоязычные СМИ; появление исламских сообществ, думающих и говорящих на русском языке. По мнению специалистов, русский ислам — это явление, которое принадлежит как исламской, так и русской культуре, в том числе политической культуре17. Социальной базой распространения русского ислама становится русский язык, на котором разговаривает большинство населения России. Большинство городских мечетей сегодня наполняются мусульманами разных национальностей, а этим национальностям нужен единый язык общения. Но вместе с языком в сознание людей проникают и новые стереотипы, привычки и алгоритмы мышления. Татарский ислам, к примеру, совершенно не похож на арабский ислам, поскольку тот существует совершенно в ином культурном пространстве. Процессы этнокультурного смешения и миграционные потоки лишь усилят в будущем значение этого феномена. Взаимодополнение конфессий и культур рождает так называемое пространство комплементарности — между русской культурой, имеющей традиционно православные корни, и исламской культурой в России. Русификации ислама, если уместно подобное выражение, способствует также развитие рыночных отношений. Книгоиздательства в погоне за массовыми тиражами предпочитают выпускать книги на том языке, на каком разговаривает большинство покупателей. И хотя сегодня в России немало было выпущено исламской литературы на разных языках, особенно на татарском, тем не менее самое массовое распространение получила исламская литература на русском языке: книги издательства «Бадр», дагестанский проект издательского дома «Ансар» — «Золотой фонд исламской мысли» («Наставление правителям» имама Аль-Газали и др.), монографии востоковедов и арабистов, энциклопедии, словари, карманные словарики, тафсиры, переводы, многочисленная суфийская литература. Государство в этот процесс совершенно не вмешивается, он происходит стихийно. Образовательный процесс в России протекает на русском языке. Он задает стандарты и эталоны обучения, за ним тянутся национальные и конфессиональные программы обучения. Сегодня в стране 17 вузов, в которых существуют теологические кафедры или факультеты: 12 государственных и 17 Градировский С. «Русский ислам» как явление и как предмет исследования (http://religare.ru). 5 негосударственных. Все они — православные. В 1993 г. разработан стандарт по теологии, разумеется, на русском языке. По его образу и подобию готовят стандарты для других религий. В информационном пространстве России также господствуют русскоязычные СМИ и телевидение. Наконец, еще одно обстоятельство — появление интеллектуальных сообществ, думающих и говорящих на русском языке. Именно в интеллектуальной исламской среде, отмечает С. Градировский, наибольшее количество русских, с русскими корнями или наполовину русских, или, например, с явной тюркской антропологией, но при этом давно уже русскокультурных, русскоязычных людей, принявших ислам18. Цель нового культурного проекта или новой культурной стратегии — формирование в России собственной исламской религиозно-философской школы, лояльной российской государственности и противостоящей фундаменталистским течениям в исламе. Речь идет о мультикультурном проекте вовлечения ислама в общероссийскую идентичность, о создании некой общероссийской, и в значительной степени — рус-скокультурной, мусульманской идентичности, формирование которой может быть управляемым со стороны государства. Но для этого, по мнению С. Переслегина, государству необходимо пересмотреть «внутренний договор» российской государственной системы с православием, поскольку весьма сомнительно, что на сегодняшний день православные составляют большинство населения или, по крайней мере, наиболее активное большинство России. В этих условиях речь должна идти о равных отношениях властей со всеми конфессиональными группами. В свою очередь, православные активисты видят в проекте, в первую очередь, угрозу исламизации русского населения. Особенно активно против проекта выступает Союз православных граждан. В конце 1990-х гг. И.Г.Каргина19 изучала эмпирическими методами конфессиональный состав населения России. В ее задачу входило измерить показатели, характеризующие динамику развития христианских конфессий; выявить процессы, носящие принципиально новый характер, отражающие принципиально новый этап жизни религиозной сферы постсоветских государств. Данные собраны в результате проведения следующих процедур: ♦ Почтовый опрос руководителей христианских объединений в государствах, ранее входивших в состав СССР (февраль 1993 — июль 1994 г.). Разослано 9 250 опросников, получено 3 160 заполненных анкет. Наибольшую долю опрошенных составили объединения России (40,57%), Украины (35,32%), Молдовы (7,59%) и Беларуси (4,15%). Градировский С. «Русский ислам» как явление и как предмет исследования (http://religare.ru). Каргина И.Г. О динамике развития христианских конфессий // Социс. 1998. № 6. С. 111-118. ♦ Социально-статистическое обследование христианских организаций Москвы и Московской области (ноябрь 1996 — март 1997 г.). Всего изучено 826 организаций в Москве и 898 организаций по Московской области — все официально зарегистрированные по состоянию на 01.01.1997. ♦ Анализ содержательных данных Минюста РФ и публикаций журнала «Религия и право» (1996—1997). В разработку включена информация о 14 688 организациях России, зарегистрированных на 01.01.97. Управлением по делам общественных и религиозных объединений Минюста РФ. Свой опрос И. Г. Карги на проводила в те времена, когда не существовала (да и не существует по сей день) точная информационная сеть, объединяющая данные о всех религиозных объединениях (точный адрес, вероисповедание, общие сведения о деятельности и проч.). В таких условиях оказалось невозможным очертить границы генеральной совокупности. Была предпринята процедура так называемого «снежного кома», когда за исключением первого шага выбор очередного респондента совершался по указанию респондентов, включенных в выборку на предыдущем шаге. Анализ данных показал, что за десять лет — с 1985 по 1995 г. — созданы впервые или возобновлена деятельность 38,2% христианских организаций. А за предшествующие 20 лет «брежневского периода», т.е. в 1964—1984 гг., были созданы только 14,3% организаций. В еще более ранний период — с 1955 по 1964 г. — возникло только 2,63% новых организаций. За пять лет с 1985 по 1990 г. было создано 15,95% от общего числа новых религиозных объединений. В период с 1991 по 1994 г. возникло еще 22,2% организаций, причем максимум приходится на 1992 г. (8,58%). Процесс создания и регистрации новых религиозных объединений продолжается и сегодня: на 1 января 1997 г. зарегистрировано на 1 610 организаций больше, чем в 1996 г. Всего за два последних года было создано и официально зарегистрировано 11,7% новых объединений христианских конфессий (от общего количества действующих на начало 1997 г. христианских объединений). Перепись 2002 г. показала, что Россия сегодня — одно из самых многонациональных государств мира, где проживают представители около 160 национальностей. Минюстом зарегистрировано около 22 тыс. религиозных организаций, представляющих 69 конфессий. Среди субъектов федерации наибольшей конфессиональной плотностью отличается Москва (табл. 10) и Московская область. В конце 1990-х гг. в Москве более '/3 всех религиозных объединений составляли объединения протестантских деноминаций, а немногим более '/2 — объединения православных деноминаций. Таблица 10 Религиозные организации Москвы
Согласно исследованиям И.Г. Каргиной, распределение религиозных организаций в России представлено в табл. 11. Таблица 11 Религиозные организации России
Источник: Каргина И.Г. О динамике развития христианских конфессий // Социс. 1998. № 6. С. 111 — 118 Религиозная карта Московской области отлична от московской: 79% всех религиозных организаций составляют православные объединения, протестантские — 19%, католические официально не зарегистрированы, мусульмане — 1%, иудаисты — 1%. Общий вектор конфессиональных изменений в 1996—1997 гг., поданным исследования И.Г.Каргиной, выглядел следующим образом: ♦ постоянно увеличивалось число христианских объединений; внутри христианской религии росла доля протестантских объединений (с 23,7 до 24,3%) и католических (с 1,8 до 2,1%); ♦ отмечалось некоторое снижение удельного веса православных объединений (с 74,5 до 73,6%); ♦ доля христианских религиозных объединений по отношению к другим верованиям немного возросла (с 76,9 до 77,5%); ♦ к концу 1996 г. количество протестантских организаций оказалось больше, чем мусульманских (соответственно: 2 770 против 2 738)20. На постсоветском пространстве резко обострилась конкуренция между религиозными направлениями на рынке духовных услуг. Представители традиционного христианства столкнулись с совершенно новым для себя явлением: возникновением большого числа межконфессиональных христианских объединений (в официальной статистике им присвоено наименование «неденоминированные»), которых в советский период не было. Главную Каргина И.Г. О динамике развития христианских конфессий // Социс. 1998. № 6. С. 117. силу среди них составляют тоталитарные секты и так называемые миссии. Большинство миссионеров, работающих в межконфессиональных организациях, являются протестантами, однако практически все межконфессиональные организации имеют экуменическую направленность. Они оказывают услуги людям, не спрашивая об их религиозной принадлежности. В частности, межконфессиональные религиозные объединения взяли на себя решение многочисленных социальных проблем общества: оказание материальной, духовной, медицинской помощи малоимущим гражданам, пенсионерам, детям. Ими создаются приюты для бездомных взрослых и детей, бесплатные столовые, закупается и безвозмездно передается детским домам огромное количество самых необходимых вещей, продуктов питания и медикаментов. Активная экспансия на российском рынке западного христианства проявляется как в росте численности его сторонников среди этнически русского населения, так и в разнообразии форм и видов новых объединений. Подавляющее большинство христианских религиозных объединений составляют церкви (72%), на втором месте стоят миссии (14%), на третьем — союзы, объединения, органы религиозного управления (5,4%)21. Совершенно новыми для нас являются такие христианские объединения, как «Христианский юридический центр», «Союз христиан-предпринимателей», «Объединение христианских фермерских хозяйств», «Центр изучения Библии», «Медицинское христианское общество» и др. Их деятельность выходит за рамки чисто религиозных функций, приобретая полурелигиозный и полусветский характер. 1 Каргина ИГ. О динамике развития христианских конфессий // Социс. 1998. № 6. С. 117. СВЯТЫЕ: КУЛЬТУРНЫЕ ПРАКТИКИ И СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ1 Сегодня в России наблюдается процесс, получивший у специалистов название религиозного возрождения: люди потянулись в церковь и к источникам высшей духовности, которых они были лишены более 70 лет. Десятки тысяч храмов возвращаются верующим, первые лица государства, чего никогда не было прежде, участвуют в церковной службе, предприниматели инвестируют реставрацию, ученые пишут диссертации по социологии религии. Как социальный институт церковь, согласно опросам общественного мнения, пользуется наибольшим доверием и авторитетом2. Среди религиозных институтов особое место занимает почитание святых, которое можно трактовать одновременно и как культурную практику, освящающую имя земного человека и превращающую его в особо ценимую религиозную реликвию, и как социальный институт, помогающий страждущим найти в жизни твердую нравственную опору, больным — избавиться от недугов, сомневающимся — обрести ангела-хранителя и небесного заступника. Канонизация святых выполняет важные функции в сфере социальной мобильности, способствуя продвижению в разряд культурных героев тех людей, кто внес выдающийся вклад в развитие церкви и спасение Отчизны.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1003; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |