Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

К какой религиозной конфессии Вы могли бы отнести себя (% от числа опрошенных)?




 

Православие 73,6
Ислам 4,0
Католицизм 0,3
Протестантизм 0,1
Другая ветвь христианства 0,4
Буддизм 0,1
Иудаизм 0,1
Другое 0,6
Не исповедую никакой (атеист) 18,5
Затрудняюсь ответить 2,3

Источник: Опрос РОМИР, 2001 г. Объем выборки — 2 000 человек. Автор анкеты — проф. А.А. Осеев.

По данным Министерства юстиции РФ, на 1 января 2003 г. в стране были зарегистрированы 21 448 религиозных организаций. Это означает прирост более чем на 1 000 зарегистрированных религиозных организаций по сравне­нию с 2002 г. и более чем на 5 000 за период с 1997 г. Согласно статистике Минюста, зарегистрированные религиозные группы распределяются следу­ющим образом: Российская православная церковь — 11 299 групп, Россий­ская православная автономная церковь — 42, Российская православная зару­бежная церковь — 41, Истинно православная церковь — 52, Российская православная свободная церковь — 18, Украинская православная церковь (Киевская патриархия) — 9, староверы — 288 (разделены на 4 самостоятельные организации), Римско-католическая церковь — 268, греческая католическая церковь — 4, Армянская апостольская церковь — 61, мусульмане — 3 467, буддисты — 218, иудеи — 270 (делятся на ортодоксальных и реформистов), баптисты — 1 015, пятидесятники — 1 435, адвентисты седьмого дня — 643, прочие евангелические и харизматические течения — 134, лютеране — 211 (разделены на 4 самостоятельные группы), апостольская церковь — 83, ме­тодисты — 104, реформисты — 5, пресвитериане — 140, англиканская цер­ковь — 1, свидетели Иеговы — 407, меннониты — 8, Армия Спасения — 8, Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) — 47, Церковь унификации — 10, Церковь Державной иконы Божьей матери — 29, моло­кане — 29, духоборы — 1, Церковь последнего завета — 16, Церковь Хрис­та — 24, иудействующие христиане — 2, христиане, не относящиеся к опре­деленным течениям — 41, саентисты — 1, индуисты — 1, кришнаиты — 97, бахай — 20, тантризм — 3, даосизм — 9, ассирийская церковь — 2, сикхи — 1, копты — 1, шаманисты — 11, караимы — 2, зороастрийцы — 1, «Духовное единство» (церковь Л. Толстого) — 1, «Живая этика» (Рериховское движе­ние) — 1, язычники — 19, прочие конфессии — 240.

Наибольшее число религиозных организаций, несмотря на разную юрис-дикционную принадлежность, относят себя к православному вероисповеда­нию. Второе место по численности зарегистрированных в органах юстиции религиозных организаций занимает ислам. Как и православие, исламская религия насчитывают тысячи исповедующих это течение религиозных общин. Однако целый ряд религиозных конфессий, среди которых в основном новые и нетрадиционные религиозные течения, насчитывает всего лишьдесятки или

сотни религиозных общин. Многие из них лишь недавно пришли к нам из-за рубежа. Некоторые, имея в России весьма незначительную социальную базу, зачастую располагают внушительными капиталами, что позволяет им в рек­ламных целях проводить различные благотворительные акции.

Количество зарегистрированных религиозных организаций не отражает полностью состав верующих. По оценкам, количество оставшихся незареги­стрированными исламских организаций составляет от 500 (по официальным данным) до более 9 000 (по оценке Совета муфтиев России). Предположитель­но, некоторые из этих организаций прекратили существование, но многие, по данным Совета муфтиев, просто пришли к выводу, что не нуждаются в юри­дическом статусе и отложили регистрацию по финансовым соображениям. Не исключено, что регистрационная статистика также занижает число верую­щих христиан-пятидесятников. Сейчас идет бурное формирование новых орга­низаций пятидесятников. По неофициальным оценкам, в стране существует от 1 500 до 2 000 общин пятидесятников, многие из которых не могут пройти ре­гистрацию, несмотря на прилагаемые усилия. Отдельные религиозные группы зарегистрированы в качестве общественных организаций из-за невозможности пройти регистрацию в категории религиозных организаций10.

Помимо Русской Православной Церкви в нашей стране существует еще несколько конфессий, которые можно назвать традиционными для России. Это прежде всего ислам. Мусульмане вот уже много веков соседствуют с православными россиянами, причем даже в период противоборства Руси с Золотой Ордой, Казанским и Крымскими ханствами борьба между ними не приобретала характера религиозных войн. В годы советской власти они в равной степени испытывали давление государственного атеизма, делили ра­дости и горести всего народа, защищали Родину от гитлеровских захватчи­ков. Так, в 1921 г. от участия в выборах были устранены бии, имамы, иша-ны, хазреты, муфтии, члены духовных управлений мусульман. В декабре 1920 г. декретами Совета народных комиссаров был упразднен ряд народных обычаев (уплата калыма, куна).

Ислам в современной России играет важную роль. В шести странах «ближнего зарубежья» проживает сегодня 54 млн мусульман. В самой Рос­сии сегодня действуют более 4 тыс. мечетей. Мусульманские объединения занимают одно из ведущих мест среди религиозных организаций страны. Более 20% от общего числа всех зарегистрированных религиозных органи­заций приходится на долю российского мусульманства.

Итоги переписи 2002 г. показали численность народов, придерживаю­щихся исламской традиции — таковых в России около 14,5 млн человек. Гла­ва Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин заявил, что не согласен с итогами всероссийской переписи населения. «Я твердо убежден, что мусуль­ман в России не менее 20 млн», — заявил он в 2003 г. в интервью агентству «Интерфакс». Экспертные оценки численности мусульман в РФ сильно разнятся, колеблясь от 12 до 24 млн человек. По данным социологов, к му­сульманам себя причисляют около 4% участников опросов, проводимых среди взрослого населения России".

10 Ежегодный доклад Государственного департамента США о свободе вероисповедания в России за
2003 год (www.usembassy.ru).

11 NEWSru.com. 2003.12.11.

Несмотря на сложные экономические условия, в 1991 — 1995 гг. только в Республике Татарстан завершено строительство более 500 мечетей. А по России в настоящее время их насчитывается около 5 тыс. Более 300 мечетей находятся в стадии строительства. В России за последние годы открыты сот­ни духовных учебных заведений (только исламских около 60). При многих из них созданы религиозные школы, в которых изучаются основы тех или иных религий. Более тысячи юношей из России обучаются в высших и сред­них духовных заведениях в странах Востока и Запада. Кроме того, открыты широкие возможности светским учебным заведениям в осуществлении

религиозного воспитания подраста­ющего поколения.

К числу традиционных для России конфессий принято относить буддизм. На территории России буддизм в фор­ме ламаизма начал распространяться из Тибета через Монголию: с начала XVII в. среди калмыков, откочевавших позже на Нижнюю Волгу; в XVIII в. — среди бурят и тувинцев. Хотя будди­сты оказались на территории нашего государства лишь в XVII в., а их Духов­ное управление получило официальное признание только в 1741 г., буддий­ской религии придерживаются многие народы, населяющие Сибирь. Дея­тельность ламаистского духовенства возглавляется Центральным духовным управлением буддистов, учрежденным собором 1946 г. Председатель управ­ления носит сан бандидо-хамболабы и находится в Иволгинском дацане (монастыре), расположенном невдалеке от г. Улан-Удэ.

Ведущие конфессии России

Основной формой организации религиозной жизни является дацан (мо­настырь). Накануне Октябрьской революции 1917 г. насчитывалось 185 да­цанов, в том числе в Забайкалье — 36, в Туве — 44, в Калмыкии — 105. К 1937 г. все они были упразднены. Сегодня в России более 200 буддийских общин, которые действуют на территории от Анапы до Владивостока. Об­щее число последователей буддизма — около 900 тыс. человек. Большинство из них — сторонники школы Гелугпа направления ваджраяна. Это верующие восточные буряты и буряты-хонгодоры, основная часть тувинцев, большин­ство верующих калмыков и сравнительно небольшая часть эвенков (живу­щих в Бурятии). Одних привлекает восточная эзотерика, других — богатей­шие пласты культуры и философии. Не вникая в философские премудро­сти, буряты, калмыки, алтайцы, тувинцы следуют канонам буддизма, молясь не только в дацанах (монастырях), но и у домашних алтарей, на вершинах гор, у целебных источников и других святых мест. При этом помимо тради-

ционного для России тибетского буддизма начинают распространяться и другие направления Дхармы — тхеравады, китайского, вьетнамского и япон­ского Дзен-буддизма.

Некоторые буддийские общины объединены в централизованные орга­низации:

♦ ЦДУБ — Центрального духовного управления буддистов (объединяв­шее преимущественно бурятские общины) переименовано в «Тради­ционную буддийскую сангху России»;

♦ с 1991 г. действует Объединение буддистов Калмыкии, руководимое калмыком американского происхождения Тэло Ринпоче;

♦ около 20 общин тибетской традиции Кагью, основанных датским про­поведником Оле Нидалом, объединены в Ассоциацию буддистов шко­лы Карма Кагью;

♦ в Туве к 1997 г. возродилась единая самостоятельная церковь «Управ­ление Камбу-ламы Тывы»12.

Главная религиозная организация буддистов РФ называется Буддийская традиционная Сангха России, она является правопреемницей ЦДУБ, суще­ствовавшего в 1922-1996 гг. (в 1922-1945 гг. - ЦДУБ РСФСР, в 1946-1996 гг. — ЦДУБ СССР). В 1995 г. Хамбо-ламой ЦДУБ РФ был избран Дамба Аюшеев, являющийся в настоящее время главой Буддийской традиционной Сангхи России.

В трех буддийских республиках возрождению буддизма оказывается го­сударственная поддержка. В Калмыкии буддизм (вместе с христианством) даже объявлен государственной религией. Начинают развиваться разные формы буддийского образования. Первые буддийские книги на русском языке, начиная со сборника произведений Далай-ламы «Буддизм Тибета», в 1991 г. публикует изд-во «Нартанг». Оно же начинает издавать первый буддийский журнал «Буддизм России». В последние годы в некоторых го­родах нашей страны (Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Кемерове, Набережных Челнах, Екатеринбурге, Ульяновске, Новосибирске, Иркутске, Хабаровске, Белгороде, Туле, Перми, Ростове-на-Дону, Анапе и др.) появи­лись малочисленные группы сторонников различных течений буддизма сре­ди русских (школы Гелугпа, Кагьюдпа, Сакьяпа и Ньингмапа направления ваджраяна, различные школы направлений махаяна и тхеравада). В ряде крупных городов России активную миссионерскую работу вела маргиналь­ная необуддийская секта тоталитарного характера АУМ Синрике. После совершения ее приверженцами террористических актов в Японии деятель­ность АУМ Синрике в России была запрещена, хотя нелегально секта про­должает свою деятельность.

Иудаизм — одна из древнейших мировых религий, проник в Россию как конфессия евреев, чьи гражданские права ограничивались не только у нас, но и в других странах, и относительное равноправие было признано за иуда­измом лишь в начале XX в. После разделов польско-литовского государства в конце XVIII в. общее число еврейских подданных Российской империи впервые стало значимым и составило около 500 тыс. Численность их опре­делить нелегко. Еврейские религиозные организации, обычно относящие к иудаистам всех евреев, приводят на начало 1990-х гг. цифру, близкую к 600

12 Терентьев А. Буддизм в России (www.religare.ru).

тыс., что вряд ли верно, поскольку значительная часть российских евреев не религиозна (хотя в последние годы уровень религиозности российских ев­реев заметно возрос). Кроме того, в 1990-е гг. около 200 тыс. евреев эмигри­ровали из страны. Подавляющее большинство иудаистов России живет в городах, прежде всего в крупных. Самые многочисленные их группы сосре­доточены в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Челябинске, Ростове-на-Дону, Саратове, Новосибирске.

До 1990 г. не существовало никакой организационной структуры иудей­ских общин. В январе 1990 г. учрежден Всесоюзный Совет еврейских рели­гиозных общин. В российском иудаизме выделяют два основных направле­ния: ортодоксальный, в состав которого входит движение хасидизма (не­укоснительное соблюдение талмудических требований), и современный (прогрессивный). Большинство верующих в России придерживаются орто­доксального иудаизма. Самой крупной общиной ортодоксального иудаиз­ма является Московская хоральная синагога. Среди российских иудаистов есть и последователи хасидского течения, возникшего в первой половине XVIII в. Живет в России и небольшая группа приверженцев секты караимов.

Как Вы считаете, допустима ли деятельность в школах религиозных организаций (% от числа опрошенных)

 

Допустима только в сфере преподавания религиозных дисциплин 41,3
Допустима в любой форме 16,9
Совершенно недопустима 30,8
Другое 1,8
Затрудняюсь ответить 9,2

Источник: Опрос РОМИР, 2001 г. Объем выборки — 2 000 человек. Автор анкеты — проф. А.А. Осеев.

Современное еврейское движение в России можно рассматривать как со­вокупность нескольких составных частей, которыми являются религиозные, светские общественные организации, ставящие целью развитие еврейской культуры, благотворительные организации и фонды. Основной и наиболее активной частью религиозного движения является хасидская община «Хаб-бад-Любавич», которой оказывается широкая спонсорская помощь со сто­роны российских и западных частных жертвователей и фондов. Только в Москве общине «Хаббад» принадлежат 3 из 6 действующих синагог. Община имеет свои отделения практически во всех регионах России. Численность любавической общины составляет 10—15 тыс. человек, регулярно посеща­ющих синагогу по субботам и праздникам (активистов — 500-600 человек).

Движение прогрессивного иудаизма или реформистская синагога суще­ствует в России не более 10 лет и не имеет российских корней. Оно возник­ло в СССР в 1989—1990 гг. на волне интереса к советской «перестройке» на Западе по инициативе тогдашнего лидера Всемирного Совета Прогрессив­ного иудаизма р. Гирша. Фактически сторонники этой организации вербо­вались двумя ее британо-израильскими активистами в указанный период — С. Софером и Й. Осераном. Несмотря на отсутствие в России традиций реформизма и слабую финансовую и организационную поддержку со сто­роны западных спонсоров (движение до сих пор арендует помещение под

молельный дом в Москве), российское движение прогрессивного иудаизма смогло за истекшие 10 лет создать свои общины в большинстве регионов страны. Их численность по объективным оценкам составляет 2—3 тыс. че­ловек (активистов — около 100), в основном это представители студенческой молодежи и интеллигенции до 40 лет. Реформисты делают ставку на мо­лодежь и интеллигенцию, в большинстве своем не принимающих жесткие талмудические догматы традиционного иудаизма. Лозунг реформизма — «Иудаизм — для современного человека». Движение прогрессивного иуда­изма считается единственной религиозной общиной, идентифицировавшей себя с сионистским движением. Совокупная числен­ность всех религиозных иудейских общин в России (включая лиц, получающих гуманитарную помощь и несколько раз в год приходящих в синагогу на празд­ники) согласно последним исследованиям не превы­шает 25 тыс. человек, что составляет чуть более 2,5% всего еврейского населения страны, включая членов их семей.

Католицизм для России —традиционная религия, но не в юридическом, а в культурологическом значе­нии. Жизнь католической церкви в России никогда не была простой. Однако в 1905 г. царь издал указ о религиозной терпимости. В 1914 г. в России был 1 491 действующий костел и 2 194 кзензов на 5 млн верую­щих. Революция смела все: тотальная экспроприация церквей и зданий, епископы и священники, которых осуждали и отправляли умирать в Сибирь. При совет­ской власти у католиков оставалось только два кос­тела на всю Россию. Возрождение католической цер­кви в России началось после 1991 г. На территории Российской Федерации сегодня действуют около 250 католических приходов. Большинство прихожан — русские люди. Они могут иметь самые разные этни­ческие корни. Но это люди, которые говорят по-рус­ски, молятся по-русски, родились в России.

Католики подразделяются на две группы: католи­ков латинского обряда и католиков византийского обряда (так называемых греко-католиков). К первым относится большинство живущих в стране по­ляков и литовцев, часть немцев, большая часть латгальцев (субэтническая группа латыйГей), некоторые из верующих белорусов. В начале 1990-х гг. в католицизм перешло небольшое число русских. В России католиков латин­ского обряда насчитывается около 300 тыс. Католики византийского обря­да представлены в стране Российской греко-католической церковью. Общая численность греко-католиков достигала в России к началу 1990-х гг. около 500 тыс. Позже многие из них уехали на Украину. В результате общая чис­ленность католиков, по официальным данным, не превышает 600 тыс., а в зарубежных источниках всплывает цифра в 1 млн. Согласно данным Мини­стерства юстиции Российской Федерации, на территории нашей страны чис­ленность этнических групп, традиционно исповедующих католицизм, за пос­ледние 10 лет уменьшалась, тогда как количество организационных структур

Римско-католической церкви (РКЦ) в России увеличилась в 10 раз и продол­жает расти.

Католическая церковь вселенская, универсальная, она не национальная, но каждая конкретная поместная церковь имеет свою специфику. По собственному их признанию, католики были и останутся в России меньшинством.

Непросто складывались отношения православных с католиками. В 1054 г. Папа Римский и Патриарх Константинопольский взаимно предали друг друга анафеме, и Христианская Церковь разделилась на Католическую и Православную. Официальный диалог между Русской Православной и Ка­толической Церквами смог начаться лишь в результате перемен в католи­цизме, связанных с решениями Второ­го Ватиканского Собора 1962—1965 гг. С согласия гражданских властей като­лические епископские кафедры функ­ционировали в России и раньше. В советское время кафедры католических епископов существовали в Прибалтике. В 1991 г. Министерство юстиции РФ зарегистрировало две Апостольских администратуры, возглавляемые епис­копами: в Москве (для католиков европейской части России) и Новосибир­ске (для католиков азиатской части страны).

1990-е гг. были для РКЦ оптимистическими, и существовали надежды, что она займет подобающее ей место в российском обществе, наряду с дру­гими традиционными церквами и христианскими конфессиями. Римско-ка­толическая церковь в России активно принимала участие в общественной жизни, экуменических акциях, выступала по самым разнообразным вопро­сам текущей политики, не боялась общаться с журналистами, ее представи­тели активно участвовали в телевизионных программах и дискуссиях. Со­бытия 2002 г. — когда Ватикан учредил на территории РФ несколько епар­хий, из которых создал митрополию, — стали отправной точкой возникновения межконфессионального кризиса. Оказалось, что подавляю­щее число фактических руководителей российских структур конфессии, претендующей на статус традиционной, являются иностранными граждана­ми, пребывающие в нашей стране по временным визам (до 90% из них — поляки). В 1999 г. в России действовало 128 католических священников — из них российских граждан только 6 человек. Уже через год число миссио­неров увеличилось до 219 (российских граждан — 19). В настоящее время «окормлением паствы» занимается 283 католических священника и 273 мо­нашки (из них только 19 имеют российское гражданство), приехавших в Россию из 17 стран, в основном из Польши, Словакии, Германии, США, Аргентины, Франции, Мексики, Италии, Японии и др.

Резкое неприятие существующего статуса РКЦ в России со стороны Московского Патриархата, а также охлаждение взаимоотношений между церквами, послужили сигналом к тому, что российская общественность и, прежде всего масс-медиа, приняли сторону Русской Православной Церкви. В результате, о католиках в России стали говорить и писать либо в негатив­ном тоне, либо их просто перестали замечать.

Протестантизм западноевропейского происхождения появился в Рос­сии в XVIII в. Это были лютеране, меннониты, позднее баптисты, главным образом, выходцы из Германии и Нидерландов. Во второй половине XIX в.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 670; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.