КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
К какой религиозной конфессии Вы могли бы отнести себя (% от числа опрошенных)?
Источник: Опрос РОМИР, 2001 г. Объем выборки — 2 000 человек. Автор анкеты — проф. А.А. Осеев. По данным Министерства юстиции РФ, на 1 января 2003 г. в стране были зарегистрированы 21 448 религиозных организаций. Это означает прирост более чем на 1 000 зарегистрированных религиозных организаций по сравнению с 2002 г. и более чем на 5 000 за период с 1997 г. Согласно статистике Минюста, зарегистрированные религиозные группы распределяются следующим образом: Российская православная церковь — 11 299 групп, Российская православная автономная церковь — 42, Российская православная зарубежная церковь — 41, Истинно православная церковь — 52, Российская православная свободная церковь — 18, Украинская православная церковь (Киевская патриархия) — 9, староверы — 288 (разделены на 4 самостоятельные организации), Римско-католическая церковь — 268, греческая католическая церковь — 4, Армянская апостольская церковь — 61, мусульмане — 3 467, буддисты — 218, иудеи — 270 (делятся на ортодоксальных и реформистов), баптисты — 1 015, пятидесятники — 1 435, адвентисты седьмого дня — 643, прочие евангелические и харизматические течения — 134, лютеране — 211 (разделены на 4 самостоятельные группы), апостольская церковь — 83, методисты — 104, реформисты — 5, пресвитериане — 140, англиканская церковь — 1, свидетели Иеговы — 407, меннониты — 8, Армия Спасения — 8, Церковь Иисуса Христа святых последних дней (мормоны) — 47, Церковь унификации — 10, Церковь Державной иконы Божьей матери — 29, молокане — 29, духоборы — 1, Церковь последнего завета — 16, Церковь Христа — 24, иудействующие христиане — 2, христиане, не относящиеся к определенным течениям — 41, саентисты — 1, индуисты — 1, кришнаиты — 97, бахай — 20, тантризм — 3, даосизм — 9, ассирийская церковь — 2, сикхи — 1, копты — 1, шаманисты — 11, караимы — 2, зороастрийцы — 1, «Духовное единство» (церковь Л. Толстого) — 1, «Живая этика» (Рериховское движение) — 1, язычники — 19, прочие конфессии — 240. Наибольшее число религиозных организаций, несмотря на разную юрис-дикционную принадлежность, относят себя к православному вероисповеданию. Второе место по численности зарегистрированных в органах юстиции религиозных организаций занимает ислам. Как и православие, исламская религия насчитывают тысячи исповедующих это течение религиозных общин. Однако целый ряд религиозных конфессий, среди которых в основном новые и нетрадиционные религиозные течения, насчитывает всего лишьдесятки или сотни религиозных общин. Многие из них лишь недавно пришли к нам из-за рубежа. Некоторые, имея в России весьма незначительную социальную базу, зачастую располагают внушительными капиталами, что позволяет им в рекламных целях проводить различные благотворительные акции. Количество зарегистрированных религиозных организаций не отражает полностью состав верующих. По оценкам, количество оставшихся незарегистрированными исламских организаций составляет от 500 (по официальным данным) до более 9 000 (по оценке Совета муфтиев России). Предположительно, некоторые из этих организаций прекратили существование, но многие, по данным Совета муфтиев, просто пришли к выводу, что не нуждаются в юридическом статусе и отложили регистрацию по финансовым соображениям. Не исключено, что регистрационная статистика также занижает число верующих христиан-пятидесятников. Сейчас идет бурное формирование новых организаций пятидесятников. По неофициальным оценкам, в стране существует от 1 500 до 2 000 общин пятидесятников, многие из которых не могут пройти регистрацию, несмотря на прилагаемые усилия. Отдельные религиозные группы зарегистрированы в качестве общественных организаций из-за невозможности пройти регистрацию в категории религиозных организаций10. Помимо Русской Православной Церкви в нашей стране существует еще несколько конфессий, которые можно назвать традиционными для России. Это прежде всего ислам. Мусульмане вот уже много веков соседствуют с православными россиянами, причем даже в период противоборства Руси с Золотой Ордой, Казанским и Крымскими ханствами борьба между ними не приобретала характера религиозных войн. В годы советской власти они в равной степени испытывали давление государственного атеизма, делили радости и горести всего народа, защищали Родину от гитлеровских захватчиков. Так, в 1921 г. от участия в выборах были устранены бии, имамы, иша-ны, хазреты, муфтии, члены духовных управлений мусульман. В декабре 1920 г. декретами Совета народных комиссаров был упразднен ряд народных обычаев (уплата калыма, куна). Ислам в современной России играет важную роль. В шести странах «ближнего зарубежья» проживает сегодня 54 млн мусульман. В самой России сегодня действуют более 4 тыс. мечетей. Мусульманские объединения занимают одно из ведущих мест среди религиозных организаций страны. Более 20% от общего числа всех зарегистрированных религиозных организаций приходится на долю российского мусульманства. Итоги переписи 2002 г. показали численность народов, придерживающихся исламской традиции — таковых в России около 14,5 млн человек. Глава Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин заявил, что не согласен с итогами всероссийской переписи населения. «Я твердо убежден, что мусульман в России не менее 20 млн», — заявил он в 2003 г. в интервью агентству «Интерфакс». Экспертные оценки численности мусульман в РФ сильно разнятся, колеблясь от 12 до 24 млн человек. По данным социологов, к мусульманам себя причисляют около 4% участников опросов, проводимых среди взрослого населения России". 10 Ежегодный доклад Государственного департамента США о свободе вероисповедания в России за 11 NEWSru.com. 2003.12.11. Несмотря на сложные экономические условия, в 1991 — 1995 гг. только в Республике Татарстан завершено строительство более 500 мечетей. А по России в настоящее время их насчитывается около 5 тыс. Более 300 мечетей находятся в стадии строительства. В России за последние годы открыты сотни духовных учебных заведений (только исламских около 60). При многих из них созданы религиозные школы, в которых изучаются основы тех или иных религий. Более тысячи юношей из России обучаются в высших и средних духовных заведениях в странах Востока и Запада. Кроме того, открыты широкие возможности светским учебным заведениям в осуществлении религиозного воспитания подрастающего поколения. К числу традиционных для России конфессий принято относить буддизм. На территории России буддизм в форме ламаизма начал распространяться из Тибета через Монголию: с начала XVII в. среди калмыков, откочевавших позже на Нижнюю Волгу; в XVIII в. — среди бурят и тувинцев. Хотя буддисты оказались на территории нашего государства лишь в XVII в., а их Духовное управление получило официальное признание только в 1741 г., буддийской религии придерживаются многие народы, населяющие Сибирь. Деятельность ламаистского духовенства возглавляется Центральным духовным управлением буддистов, учрежденным собором 1946 г. Председатель управления носит сан бандидо-хамболабы и находится в Иволгинском дацане (монастыре), расположенном невдалеке от г. Улан-Удэ. Ведущие конфессии России Основной формой организации религиозной жизни является дацан (монастырь). Накануне Октябрьской революции 1917 г. насчитывалось 185 дацанов, в том числе в Забайкалье — 36, в Туве — 44, в Калмыкии — 105. К 1937 г. все они были упразднены. Сегодня в России более 200 буддийских общин, которые действуют на территории от Анапы до Владивостока. Общее число последователей буддизма — около 900 тыс. человек. Большинство из них — сторонники школы Гелугпа направления ваджраяна. Это верующие восточные буряты и буряты-хонгодоры, основная часть тувинцев, большинство верующих калмыков и сравнительно небольшая часть эвенков (живущих в Бурятии). Одних привлекает восточная эзотерика, других — богатейшие пласты культуры и философии. Не вникая в философские премудрости, буряты, калмыки, алтайцы, тувинцы следуют канонам буддизма, молясь не только в дацанах (монастырях), но и у домашних алтарей, на вершинах гор, у целебных источников и других святых мест. При этом помимо тради- ционного для России тибетского буддизма начинают распространяться и другие направления Дхармы — тхеравады, китайского, вьетнамского и японского Дзен-буддизма. Некоторые буддийские общины объединены в централизованные организации: ♦ ЦДУБ — Центрального духовного управления буддистов (объединявшее преимущественно бурятские общины) переименовано в «Традиционную буддийскую сангху России»; ♦ с 1991 г. действует Объединение буддистов Калмыкии, руководимое калмыком американского происхождения Тэло Ринпоче; ♦ около 20 общин тибетской традиции Кагью, основанных датским проповедником Оле Нидалом, объединены в Ассоциацию буддистов школы Карма Кагью; ♦ в Туве к 1997 г. возродилась единая самостоятельная церковь «Управление Камбу-ламы Тывы»12. Главная религиозная организация буддистов РФ называется Буддийская традиционная Сангха России, она является правопреемницей ЦДУБ, существовавшего в 1922-1996 гг. (в 1922-1945 гг. - ЦДУБ РСФСР, в 1946-1996 гг. — ЦДУБ СССР). В 1995 г. Хамбо-ламой ЦДУБ РФ был избран Дамба Аюшеев, являющийся в настоящее время главой Буддийской традиционной Сангхи России. В трех буддийских республиках возрождению буддизма оказывается государственная поддержка. В Калмыкии буддизм (вместе с христианством) даже объявлен государственной религией. Начинают развиваться разные формы буддийского образования. Первые буддийские книги на русском языке, начиная со сборника произведений Далай-ламы «Буддизм Тибета», в 1991 г. публикует изд-во «Нартанг». Оно же начинает издавать первый буддийский журнал «Буддизм России». В последние годы в некоторых городах нашей страны (Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, Кемерове, Набережных Челнах, Екатеринбурге, Ульяновске, Новосибирске, Иркутске, Хабаровске, Белгороде, Туле, Перми, Ростове-на-Дону, Анапе и др.) появились малочисленные группы сторонников различных течений буддизма среди русских (школы Гелугпа, Кагьюдпа, Сакьяпа и Ньингмапа направления ваджраяна, различные школы направлений махаяна и тхеравада). В ряде крупных городов России активную миссионерскую работу вела маргинальная необуддийская секта тоталитарного характера АУМ Синрике. После совершения ее приверженцами террористических актов в Японии деятельность АУМ Синрике в России была запрещена, хотя нелегально секта продолжает свою деятельность. Иудаизм — одна из древнейших мировых религий, проник в Россию как конфессия евреев, чьи гражданские права ограничивались не только у нас, но и в других странах, и относительное равноправие было признано за иудаизмом лишь в начале XX в. После разделов польско-литовского государства в конце XVIII в. общее число еврейских подданных Российской империи впервые стало значимым и составило около 500 тыс. Численность их определить нелегко. Еврейские религиозные организации, обычно относящие к иудаистам всех евреев, приводят на начало 1990-х гг. цифру, близкую к 600 12 Терентьев А. Буддизм в России (www.religare.ru). тыс., что вряд ли верно, поскольку значительная часть российских евреев не религиозна (хотя в последние годы уровень религиозности российских евреев заметно возрос). Кроме того, в 1990-е гг. около 200 тыс. евреев эмигрировали из страны. Подавляющее большинство иудаистов России живет в городах, прежде всего в крупных. Самые многочисленные их группы сосредоточены в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Челябинске, Ростове-на-Дону, Саратове, Новосибирске. До 1990 г. не существовало никакой организационной структуры иудейских общин. В январе 1990 г. учрежден Всесоюзный Совет еврейских религиозных общин. В российском иудаизме выделяют два основных направления: ортодоксальный, в состав которого входит движение хасидизма (неукоснительное соблюдение талмудических требований), и современный (прогрессивный). Большинство верующих в России придерживаются ортодоксального иудаизма. Самой крупной общиной ортодоксального иудаизма является Московская хоральная синагога. Среди российских иудаистов есть и последователи хасидского течения, возникшего в первой половине XVIII в. Живет в России и небольшая группа приверженцев секты караимов. Как Вы считаете, допустима ли деятельность в школах религиозных организаций (% от числа опрошенных)
Источник: Опрос РОМИР, 2001 г. Объем выборки — 2 000 человек. Автор анкеты — проф. А.А. Осеев. Современное еврейское движение в России можно рассматривать как совокупность нескольких составных частей, которыми являются религиозные, светские общественные организации, ставящие целью развитие еврейской культуры, благотворительные организации и фонды. Основной и наиболее активной частью религиозного движения является хасидская община «Хаб-бад-Любавич», которой оказывается широкая спонсорская помощь со стороны российских и западных частных жертвователей и фондов. Только в Москве общине «Хаббад» принадлежат 3 из 6 действующих синагог. Община имеет свои отделения практически во всех регионах России. Численность любавической общины составляет 10—15 тыс. человек, регулярно посещающих синагогу по субботам и праздникам (активистов — 500-600 человек). Движение прогрессивного иудаизма или реформистская синагога существует в России не более 10 лет и не имеет российских корней. Оно возникло в СССР в 1989—1990 гг. на волне интереса к советской «перестройке» на Западе по инициативе тогдашнего лидера Всемирного Совета Прогрессивного иудаизма р. Гирша. Фактически сторонники этой организации вербовались двумя ее британо-израильскими активистами в указанный период — С. Софером и Й. Осераном. Несмотря на отсутствие в России традиций реформизма и слабую финансовую и организационную поддержку со стороны западных спонсоров (движение до сих пор арендует помещение под молельный дом в Москве), российское движение прогрессивного иудаизма смогло за истекшие 10 лет создать свои общины в большинстве регионов страны. Их численность по объективным оценкам составляет 2—3 тыс. человек (активистов — около 100), в основном это представители студенческой молодежи и интеллигенции до 40 лет. Реформисты делают ставку на молодежь и интеллигенцию, в большинстве своем не принимающих жесткие талмудические догматы традиционного иудаизма. Лозунг реформизма — «Иудаизм — для современного человека». Движение прогрессивного иудаизма считается единственной религиозной общиной, идентифицировавшей себя с сионистским движением. Совокупная численность всех религиозных иудейских общин в России (включая лиц, получающих гуманитарную помощь и несколько раз в год приходящих в синагогу на праздники) согласно последним исследованиям не превышает 25 тыс. человек, что составляет чуть более 2,5% всего еврейского населения страны, включая членов их семей. Католицизм для России —традиционная религия, но не в юридическом, а в культурологическом значении. Жизнь католической церкви в России никогда не была простой. Однако в 1905 г. царь издал указ о религиозной терпимости. В 1914 г. в России был 1 491 действующий костел и 2 194 кзензов на 5 млн верующих. Революция смела все: тотальная экспроприация церквей и зданий, епископы и священники, которых осуждали и отправляли умирать в Сибирь. При советской власти у католиков оставалось только два костела на всю Россию. Возрождение католической церкви в России началось после 1991 г. На территории Российской Федерации сегодня действуют около 250 католических приходов. Большинство прихожан — русские люди. Они могут иметь самые разные этнические корни. Но это люди, которые говорят по-русски, молятся по-русски, родились в России. Католики подразделяются на две группы: католиков латинского обряда и католиков византийского обряда (так называемых греко-католиков). К первым относится большинство живущих в стране поляков и литовцев, часть немцев, большая часть латгальцев (субэтническая группа латыйГей), некоторые из верующих белорусов. В начале 1990-х гг. в католицизм перешло небольшое число русских. В России католиков латинского обряда насчитывается около 300 тыс. Католики византийского обряда представлены в стране Российской греко-католической церковью. Общая численность греко-католиков достигала в России к началу 1990-х гг. около 500 тыс. Позже многие из них уехали на Украину. В результате общая численность католиков, по официальным данным, не превышает 600 тыс., а в зарубежных источниках всплывает цифра в 1 млн. Согласно данным Министерства юстиции Российской Федерации, на территории нашей страны численность этнических групп, традиционно исповедующих католицизм, за последние 10 лет уменьшалась, тогда как количество организационных структур Римско-католической церкви (РКЦ) в России увеличилась в 10 раз и продолжает расти. Католическая церковь вселенская, универсальная, она не национальная, но каждая конкретная поместная церковь имеет свою специфику. По собственному их признанию, католики были и останутся в России меньшинством. Непросто складывались отношения православных с католиками. В 1054 г. Папа Римский и Патриарх Константинопольский взаимно предали друг друга анафеме, и Христианская Церковь разделилась на Католическую и Православную. Официальный диалог между Русской Православной и Католической Церквами смог начаться лишь в результате перемен в католицизме, связанных с решениями Второго Ватиканского Собора 1962—1965 гг. С согласия гражданских властей католические епископские кафедры функционировали в России и раньше. В советское время кафедры католических епископов существовали в Прибалтике. В 1991 г. Министерство юстиции РФ зарегистрировало две Апостольских администратуры, возглавляемые епископами: в Москве (для католиков европейской части России) и Новосибирске (для католиков азиатской части страны). 1990-е гг. были для РКЦ оптимистическими, и существовали надежды, что она займет подобающее ей место в российском обществе, наряду с другими традиционными церквами и христианскими конфессиями. Римско-католическая церковь в России активно принимала участие в общественной жизни, экуменических акциях, выступала по самым разнообразным вопросам текущей политики, не боялась общаться с журналистами, ее представители активно участвовали в телевизионных программах и дискуссиях. События 2002 г. — когда Ватикан учредил на территории РФ несколько епархий, из которых создал митрополию, — стали отправной точкой возникновения межконфессионального кризиса. Оказалось, что подавляющее число фактических руководителей российских структур конфессии, претендующей на статус традиционной, являются иностранными гражданами, пребывающие в нашей стране по временным визам (до 90% из них — поляки). В 1999 г. в России действовало 128 католических священников — из них российских граждан только 6 человек. Уже через год число миссионеров увеличилось до 219 (российских граждан — 19). В настоящее время «окормлением паствы» занимается 283 католических священника и 273 монашки (из них только 19 имеют российское гражданство), приехавших в Россию из 17 стран, в основном из Польши, Словакии, Германии, США, Аргентины, Франции, Мексики, Италии, Японии и др. Резкое неприятие существующего статуса РКЦ в России со стороны Московского Патриархата, а также охлаждение взаимоотношений между церквами, послужили сигналом к тому, что российская общественность и, прежде всего масс-медиа, приняли сторону Русской Православной Церкви. В результате, о католиках в России стали говорить и писать либо в негативном тоне, либо их просто перестали замечать. Протестантизм западноевропейского происхождения появился в России в XVIII в. Это были лютеране, меннониты, позднее баптисты, главным образом, выходцы из Германии и Нидерландов. Во второй половине XIX в.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |