КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Критерии святости в христианстве
Б17 ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ Понятие о святых сложилось, по всей видимости, задолго до христианства, поскольку еще в поздней античности — в первой четверти II в. — бытовало мнение, что человек может являть божественную реальность другим или с помощью особого божественного предопределения, или посредством Материал подготовлен в соавторстве с К.С. Емельяновым. Религиозность России в 90-е годы // Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России. СПб.; М., 2000. С. 14; Дубин Б.В. К вопросу о доверии: элементарные формы социальности в современном российском обществе // Куда идет Россия?.. Формальные институты и реальные практики. М., 2002 г. С. 190-199. творимой им добродетели, или благодаря своим личным качествам. В языческом обществе неоплатонизм развил свой собственный тип святого, в котором «святой» не всегда был четко отличаем от «колдуна». И конечно же всегда существовала «божественность» и «святость» императоров3. Соответственно и истоки житий как литературного жанра лежат в глубокой древности: в мифологических повествованиях о богах и героях, в античных жанрах «энкомия» (т.е. похвального слова — как правило, заупокойного) и биографии (Жизнеописания Плутарха, I в.). Поклонение и молитвенное обращение к святым в христианстве восходит к языческим временам и культу богов. Число языческих богов, также обладавших священным статусом, в некоторых культурах было сравнимо или даже превышало количество святых в современном католичестве или православии. Так, древневавилонский пантеон насчитывал около 5 000 богов и богинь. Их немало в буддистском Китае и языческом Риме. Им также поклонялись люди и просили заступничества. По утверждению Ральфа Вудроу, с распространением христианства новообращенные язычники не очень хотели расставаться со своими «богами» и, если не находилось достойных их двойников в христианстве, тогда боги и богини переименовывались и назвались «святыми». Поскольку христианство и язычество смешались, то иногда святому давалось имя, созвучное имени языческого бога или богини, которого он заменял. Богиня Виктория из Бас-Альп стала святой Викторией, Шерон стал св. Сераносом, Артемис — св. Артемидосом и т.д. Сходные явления происходили и в православии. Многие христианские святые заменили в народном сознании языческих богов, восприняв их функции и заняв их место в пантеоне: пр. Илья заместил громовержца Перуна, св. Николай и др.— «скотьего бога» Велеса, св. Параскева Пятница — богиню Макошь и т.д. В христианстве продолжалось не только поклонение старым богам (по новой форме), но и статуи этих богов остались. В некоторых случаях те же самые статуи языческих богов передавались в наследство христианским святым. На Руси были храмы Ильи Сухого и Ильи Мокрого, в которых совершались моления о дожде и о ясной погоде. С веками все больше и больше накапливалось статуй, и на сегодняшний день в Западной Европе существуют церкви, где находится от двух до четырех тысяч статуй. К святым обращались за помощью во всех случаях жизни с молитвой, им давали обеты, приносили жертвы и подарки, на них обижались за неисполнение просьб и даже наказывали — отворачивали икону с изображением святого к стене, разбивали ее, бросали в воду. Так, к свт. Николаю русские крестьяне обращались с просьбами уберечь скот и урожай, поскольку он почитался самым старшим и близким к богу угодником. Формы обращения со святыми в повседневной жизни мало чем отличались от способов обращения с домовым, лешим, водяным или русалкой. Святых почитали не только за их заступничество и сотворение чудес, но также из страха перед ними, из боязни навлечь на себя их гнев. В.А. Руднев писал о святом как о «крестьянском боге», о котором на Украине в старину говорили: «Никола богом буде, як бог умре». Автор приводит в качестве доказательств деяний свт. Николая народные сказания, взятые из известных 3 MeyendorffJ. Imperial Unity and Christian Divisions. The Church 450-680 A.D.; N.Y., 1989. P. 92. Б18 сюжетов житийной литературы4. А. Невский высказал гипотезу об истоках популярности святого, увидев в нем заместителя, связанного с плодородием славянского бога Рода5. Русские старожилы Тоболо-Иртышского региона связывали с «вешним» Николой обряды закликания весны6. В польских деревнях имела хождение легенда о том, что «Миколай» является защитником скота от волков, а также опекуном девушек на выданье и детей, спасателем утопающих; у чехов и поляков в его день выступали зооморфные и антропоморфные ряженые. У многих народов Европы день святого превратился в веселый детский праздник, связанный с обычаем делать подарки от его имени7. Свт. Николай оберегал крестьян от необдуманных, заранее греховных поступков. Культ святых лежит в основе народного календаря. Имена святых (часто в трансформированном виде) служат названиями праздников, асами святые воспринимаются как персонифицированные праздники. На этом основании критики христианства заявляют, что современное поклонение святым представляет собой ничто иное, как модифицированную форму языческого идолопоклонства. События и деяния, явившиеся основой почитания и канонизации святых, продолжают жить в книжных текстах и близких к ним фольклорных жанрах (духовные стихи, легенды). Культ святых широко распространен в христианстве (в протестантизме отсутствует) и исламе. На самом деле культ святых в христианстве имеет только внешнее сходство с идолопоклонством, поскольку главное в святости — нравственное учительство, стремление приблизить свой образ жизни и свои мысли к истинно христианским ценностям. Святые передают нам свой духовный опыт и воспитательство, а не внешний образ. Они учат нас не гордыне, а смирению. Многие святые были настолько требовательны к себе и снисходительны к другим, что считали себя грешнее всех людей. Хотя в народном сознании образы христианских святых обросли фольклорными и мифологическими чертами, в целом они сохраняют свой сакральный ореол. В житийной литературе повествуется о земных подвигах святых, среди которых наиболее популярны у восточных славян святые Николай, Егорий, Димитрий Солунский, Федор Тирон, Михаил-архангел, Кузьма — Демьян, а также Алексей — человек Божий, Иосаф-царевич, Борис и Глеб. Они почитаются не столько за свою чудотворную мощь, сколько за горькую судьбу и нравственный пример. В христианстве существуют два принципиально различающихся по своему смыслу понятия — поклонение и почитание. Поклонение подобает воздавать одному лишь Богу. Почитать же можно Богородицу, святых, ангелов, Руднев В.А. Древо жизни. Об истоках народных и религиозных обрядов. Л., 1989. С. 117. Невский Л. Оттеснивший самого «Спаса» // Наука и религия. 1972. № 5. С. 66. Золотова Т.Н. Локальные особенности и место в общерусской традиции календарных праздников русских Тоболо-Иртышского региона // Гуманитарные науки в Сибири. 2000. № 3. С. 53. Календарные обычаи и обряды зарубежной Европы. Зимние праздники. М., 1973. С. 85, 206. их изображения, святые места и предметы, что никоим образом не тождественно поклонению и при правильном подходе не противоречит поклонению единому Богу. По отношению к святым, ангелам, а также местам и предметам, чтимым верующими, используется термин «почитание». Однако применительно к Святым Дарам говорится «поклонение», поскольку в них пребывает вся полнота Божества. Исключение представляет Крест Господень, почитание которого по традиции называется поклонением, поскольку предполагается поклонение не знаку креста или изображению распятия, а самому Богу ввиду тайны искупления. Предметом почитания не могут быть даже символы Отца (рука, старец на небесном троне, око) и Святого Духа (голубь, огонь, сияние): они служат лишь для помощи в молитве и медитации8. Одни из наиболее почитаемых христианских святых Общекультурное значение святых заключается в том, что в каждом поколении, в каждую эпоху среди христиан находятся выдающиеся люди, которые могут служить образцом для подражания. Их жизнь и поведение соответствует высшим духовным принципам, которые, благодаря живому опыту святых, остаются неизменными на протяжении тысячелетий, и всегда будут служить мерилом оценки поведения всех последующих поколений христиан. Святые несут через века эту эстафету духовных ценностей, передавая ее следующим поколениям, вдохновляя их своим примером. Они выполняют функцию архетипа христианского опыта, поскольку святые во все 8 Католическая Энциклопедия (www.mtu-net.ru). века, вплоть до наших дней, ведут себя так же, как вели себя первые христиане, демонстрируя тем самым неизменность фундаментальных принципов христианства. Святые — это персонизация общественных идеалов, универсальных культурных ценностей в зримом и наглядном образе, это абстрактные ценности, облеченные в плоть и кровь. Народное почитание святых свидетельствует о том, что задаваемые церковью нравственные идеалы становятся составной частью народной культуры и неразрывны с жизнью самого народа. Именно церковь, а не государство или артистическая элита, смогла сполна удовлетворить глубинную потребность народа, найдя для практического воплощения духовных ценностей самых подходящих и самых надежных акторов. Святые оказались самыми эффективными популяризаторами христианского учения среди широких народных масс, значительная часть которых по крайней мере в средние века оставалась неграмотной и не умела читать специальную литературу. Высока и социальная значимость святых. Как явствует из житий святых, это были такие же люди, как и все прочие, жившие среди них, знавшие надежды и чаяния простых людей, выступавшие их защитниками. Своим примером они показывали народу, что в борьбе с бедностью и бесправием помогают не только правительство и государство, но самые обыкновенные люди, умеющие ради защиты сирых и обиженных совершать героические поступки. В этом смысле святые являются социальными лидерами и духовными вождями народа, которые не ищут власти, не борются за нее, не манипулируют и не злоупотребляют властью, но кому эту власть дает сам народ. Всемирно известная мать Тереза (1910—1997)9, защитница бедных и больных, всю свою жизнь полностью и безоговорочно посвятив Христу, умела в каждой страждущей душе разглядеть черты Спасителя. В 1950 г. она учредила Орден милосердия, который сегодня насчитывает около 300 тыс. сотрудников в 80 странах мира, имеет в своем распоряжении сети детских домов, приютов, больниц, лепрозориев, 4,5 тыс. сестер милосердия Ордена занимаются благотворительной деятельностью в 133 странах. В 1979 г. мать Тереза стала лауреатом Нобелевской премии мира. О ней снимают фильмы и в ее честь организуются кинофестивали. Многие вносили пожертвования в Фонд матери Терезы, и никого не оставляла она без благодарности. Еще при жизни называли ее послом искренней доброты, любви и сострадания к больным и обездоленным. Вопреки официальным правилам Ватикана, процесс канонизации великой подвижницы начался до истечения пяти лет после ее ухода из жизни в 1997 г. И хотя обычно такой процесс занимает по меньшей мере 15 лет, иерархи христианской церкви в Индии намеревались возвести мать Терезу в ранг святых в 2000 г. Но только в 2003 г. в Ватикане прошла церемония причисления Римской католической церковью Матери Терезы Калькуттской клику блаженных. Обряд перед собравшимися 150тыс. паломников совершил папа римский Иоанн Павел II, который долгое время Мать Тереза родилась 27 августа 1910 г. в г. Скопье в албанской католической семье (нынешняя Македония). В 1948 г. она получает индийское гражданство и открывает школу в трущобах Моти Джила, а спустя два года получает разрешение Ватикана на создание новой конгрегации — Ордена милосердия. дружил с матерью Терезой. Он настолько трепетно относился к Матери Терезе, что стал инициатором ускорения процесса причисления ее к лику святых. В благодарность за беспримерный труд на благо страждущих в разных уголках мира мать Терезу еще при жизни считали «Святой обездоленных». Слово «святой» употребляется как в Ветхом, так и в Новом Завете, но в разных контекстах и в разных значениях. В Ветхом Завете оно используется скорее в виде исключения — для обозначения неких беспорочных избранников, а в Новом Завете оно обозначает всех христиан. Церковь есть общество святых, но никто из верующих автоматически не становится святым по факту своей принадлежности к Церкви. Для этого надо пройти два важных этапа: 1) креститься, т.е. принять таинство Крещения, получить право отправлять общее богослужение, участвовать в церковной жизни; 2) вести праведную жизнь, бороться со своими пороками и грехами, неустанно трудиться на духовном поприще, т.е. стать способным к принятию особого освящения Духом Святым. Первая ступень — начало пути, многие на ней останавливаются, вторая — завершающая часть длинного пути (стяжание Духа Святого), в конце которого христианин только и может считаться святым. Многие не выдерживают пройти путь до самого конца, сворачивают с него, либо бесконечно блуждают. Таким образом, в трактовке святости между религией Ветхого и Нового Завета существует принципиальная разница. Религия Ветхого Завета говорила о том, что свят только Бог; библейские святые — особенно пророки — были его провозвестниками, но они не обладали собственной святостью (святость не была их личным достижением). Христианство, т.е. религия Нового Завета, утверждает, что Господь воспринял человеческую природу — не абстрактную небесную, сверхъестественную, адоступную людям. Богстал человеком для того, чтобы человек мог стать богом. Христианская святость — т.е. «жизнь во Христе» и участие в его божественности — обусловливалась личными достижениями. Слово «святой» часто употребляется в Новом Завете. Например, в своем втором послании апостол Петр так говорит о христианах: «вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1 Пет. 2:9). Уже здесь проясняются основные критерии: а) святые — это не большинство, а меньшинство народа; б) они являются избранными, но не светскими властями, а Богом; в) относятся к особой категории избранников — царственному священству; г) они взяты в «удел». Это слово можно трактовать по-разному, в том числе как находиться при особом деле, выполнять особое задание, быть перенесенным в особое место. Все трактовки годятся для понимания участи святых — ратников Божьего дела. Однако дела эти — особого рода. Они связаны с подвигами, совершением чудес и мученической смертью во имя Божье. Мученическая смерть за преданность христианским идеалам и ценностям рассматривается как истинное выражение христианской святости. Мученики почитаются в Церкви по самому факту перенесения ими различныхлишений, страданий, мук и пролития ими крови за Христа. «Никто излюдей не возлюбил Бога так, как мученики, — свидетельству- ет святитель Иоанн Златоуст, и в другом месте он же говорит, — нет ничего светлее души, которая удостоилась потерпеть за Христа что-либо кажущееся для нас страшным и невыносимым». Для христианства святость — это прежде всего связь с божественным, запредельным, высшим миром, для социолога — особая модель поведения, которая может быть признана эталонной, героической, мученической. По определению А.И. Осипова, «канонизация есть ни что иное, как свидетельство Церкви, что человек-христианин на том земном поприще, на которое он был поставлен Богом, показал ту норму христианской жизни, которая может быть названа Церковью в качестве примера для всех других. Например... царь, который действительно показал, как он душу свою полагает за народ свой в управлении государством, какие христианские принципы руководили им в проведении государственной политики»10. Золото, очищенное в печи, — так называли праведников. Праведник — «земной ангел и небесный человек», разделяющий с людьми все тяготы земного, бренного существования, — становился реальным, телесным носителем качеств, присущих иному миру. Момент смерти праведника неизбежно воспринимался как час горького расставания, когда мир взывал к нему не уходить до конца, оставить некие памятные знаки своего пребывания на земле, которые продолжали бы свидетельствовать о вечном и незримом. Такой «материей святости» становились реликвии — прежде всего прославленные, чудотворящие останки подвижника, а кроме того — любая «материя», как бы впитавшая в себя качество святости: моленый образ из кельи монаха, посох святителя, сорочка убитого на поле брани воина. В специальном докладе митрополита Крутицкого и Коломенского Юве-налия говорится, что «святыми Церковь называет тех людей, которые, очистившись от греха, стяжали Духа Святого, явили Его силу в нашем мире. В качестве святых почитаются те, чье угождение Богу было явлено Церкви как достоверный факт, спасение которых (т.е. вхождение в Царство Небесное) обнаружилось еще теперь, до Страшного Суда. К таким лицам первоначально относились апостолы, об избрании которых для вечной жизни сказал Сам Христос (Ин. 17. 21—24). К ним причислялись также ветхозаветные пророки и патриархи. Таковыми были и мученики, подвиг которых открывал перед ними Царствие Небесное. Святые — это наглядное обнаружение Промысла Божия о человеке. Разнообразие же подвигов, приводящих к святости, свидетельствует о многообразии Промысла, которым управляются люди к жизни вечной и спасению. По учению Церкви, угодники Божий, составляя лик святых, молятся перед Богом о живых собратьях по вере, которым последние воздают молитвенное чествование»". Святые — 1) особенно чтимые церковью лица за их праведную жизнь, благочестие, стойкое исповедание веры и обладающие даром чудотворства; Осипов А.И. Он так и не защитил своего народа... // Встреча. 1997. № 1(4). С. 6. Канонизация святых в Русской Православной Церкви (www.mospat.ru). посредники между Богом и людьми; благочестивые христиане, угодившие Богу своей земной жизнью и причисленные Церковью к лику святых; 2) персонажи христианской литературы и культа, усвоенные устной народной традицией. Таким образом, подавляющая часть христиан остаются формально святыми (по принадлежности к святой Церкви), но лишь немногие становятся святыми по содержанию (выполнив все указания и заветы святой Церкви). Именно эта часть христиан канонизируется и получает официальный статус святого. Святой, праведник — это земной ангел и небесный человек. Он соединяет церковь земную и Церковь Небесную. Вступая после смерти в Небесную Церковь, он становится молитвенником и покровителем христиан, прибегающих к его помощи. У многих слово «святой» ассоциируется только с человеком, который достиг какой-то особой степени святости, т.е. с наиболее преданным последователем Христа. Но Библия утверждает, что все истинные христиане являются святыми, даже те, которым не достает духовной зрелости или знаний. Несмотря на такую расширительную трактовку понятия святых, каноническими святыми, т.е. прошедшими специальную процедуру подтверждения своей святости, канонизацию, считаются в христианстве лишь небольшая часть верующих, имеющих особые заслуги перед Церковью. Григорий Нисский именовал святых гражданами небесными, которые служат Богу среди земнородных. В неутомимой борьбе они преодолевают плотские похоти, и свое тело, по воле Господа, делают сосудом святыни. У святых не только слова, но даже лица исполнены духовной благодати. Если они сделают что-нибудь плохое, то торжественно это показывают, каждый день стенают и делают открытым для всех свой проступок. Святые свободны от тщеславия. Души святых исполнены кротости и человеколюбия ко всем людям. Верх святости и совершенство состоят не в совершении чудес, но в чистоте любви. Два непременных атрибута святых — это их небесное заступничество за нас и наше земное поклонение им. Согласно формулировке Трент-ского Собора: «Святые, которые царствуют вместе со Христом, молятся Богу за людей. Очень хорошо и полезно молебно призывать их и искать в их молитвах прибежища, помощи и поддержки для обретения благ от Бога». В раннем христианстве основной список почитаемых святых состоял из имен апостолов и мучеников. Первое упоминание о почитании святого, как о деле принятом, относится уже к первой четверти II в. Существует мнение, что почитание мучеников началось в середине I в.12 В церковных источниках второго века уже встречаются свидетельства о празднованиях наряду с днями воспоминаний евангельских событий и дней памяти мучеников. Описывая первые века христианства, приходится говорить больше о некой социальной практике почитания святых, нежели об институте, так как в это время чествование святых только начинается и вводится в Церкви как благочестивый обычай. В каждой общине-церкви (она могла насчитывать всего несколько человек; например, в Антиохии в III в. существовала единственная христианская община числом в 17 человек13) почитались свои «местные» святые, чаще всего мученики, не было никаких общих для всех церк- 12 Голубинский Е. Е. История канонизации святых Русской церкви, М., 1998 (репринт 1903). С. 13-14. 13 Basile de Cesaree. Traite du Saint-Esprit. 29/ Ed. B. Pruche (SC, 17). Paris, 1947. P. 251. вей святых, отсутствовали письменные источники (жития святых), почитание основывалось исключительно на основе устных рассказов. Кроме того, не существовало канонического обоснования почитания святых (иными словами, не было никаких обязательных для всех общин инструкций, которые бы регламентировали почитание святых). К V в. практика почитания святых разворачивается, превращаясь в частный социальный институт. Уже вполне сформировываются его структурные элементы (табл. 12)14: Таблица 12 Структурные элементы института чествования святых
Отдельными практиками становятся: канонизация, различные формы почитания, составление житий, тропарей, написание икон и т.д. В таком виде на Востоке институт чествования святых сохранился до наших дней (в Западной Церкви — Римской — со временем немного изменилась процедура канонизации). Если в раннем христианстве каждый христианин назывался святым, то уже к V в. начинает выделяться особая категория христиан, чья память чтилась особым образом; с того времени святыми называют уже не всех христиан, а лишь тех, кто своими подвигами и заслугами перед Церковью снискал всеобщее почитание. Если до IV в. христиане представляли собой более или менее однородную группу (в том смысле, что почти каждый из них был готов страдать за свою веру), то с прекращением гонений и превращением христианства в официальную религию Рима, Церковь стала пополняться почти всеми подряд гражданами империи. Если до IV в. стать христианином — означало занять определенную позицию в обществе и быть готовым к преследованиям, то уже в V в. христианами становились все граждане просто по факту рождения в Римской империи. Церковь чувствовала эту перемену (неслучайно возникновение монашества — уход от мира — относится к IV в.), а потому и возник институт святых — как своеобразная реакция на социальные перемены в жизни Церкви. Иными словами, то, что еще вчера было повседневностью, сегодня стало почти недосягаемым идеалом.
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 1120; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |